скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Основной 60 летний ритм развития культуры ХХ века 1923-1983 гг. скачать рефераты

показывая в них свои фильмы.

Уже после первой мировой войны в культуре США произошли изменения

внутри страны. Возник массовый интерес к культуре, широко развилось

потребление культуры, доступ к которой стал свободен и не ограничен

никакими сословными и имущественными барьерами.

В Америке благодаря широкому развитию средств массовой информации,

колоссальному развитию сферы потребления, приведшему к созданию

«консюмеризма» (потребительской идеологии), возник взрыв «массовой

культуры». Произошедшая революция в сфере американской культуры заключается

в акценте на потреблении, а не на производстве культуры. Подъём культурного

потребления может означать рост «консюмеризма», но не расцвет культуры в

подлинном смысле этого слова. На мировой рынок индустрия культуры США

выбрасывает именно «массовую культуру», которая пропагандирует и навязывает

определённый образ жизни и в свою очередь сначала оттесняя, а потом и вовсе

уничтожая родную, отечественную культуру, игнорирует всё национальное,

самобытное и индивидуальное. По существу происходит «мягкое» вмешательство

во внутренние дела страны посредством воздействия на сознание её граждан.

Поэтому сейчас очень важно учитывая уроки и ошибки других стран и прошлых

лет не ошибиться сейчас и в том потоке культурного обмена не ошибиться и

выбрать именно самое зерно, то, что действительно может пополнить

собственную культуру, а всю остальную «шелуху» игнорировать.

Специфика эволюции правоприменительной практики в отношении к

ультрапроявлениям различных направлений культуры от начала к концу 60

летнего ритма.

После Октябрьской революции устраняются препоны мешавшие пролетариату

пользоваться благами культуры и просвещения. Общественным достоянием стали

крупнейшие частные художественные и книжные собрания, музеи и дворцы знати,

киностудии и театры. Конституция закрепляла за государством обязанность

«предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и

бесплатное образование»

В качестве долговременной перспективы большевистская партия выдвигала

задачу создания нового типа культуры – культуры социалистической.

Считалось, что в основе новой социалистической культуры должна лежать

марксистская идеология, выражающая интересы не только пролетариата, но и

всех трудящихся, а главная цель культуры – служить задачам классовой борьбы

пролетариата за социализм.

В это время на базе министерства народного просвещения сформировалось

новое центральное ведомство – наркомат просвещения во главе с А.В.

Луначарским. Наркомат держал в поле своего внимания все сферы духовной

жизни общества, все учреждения культуры.

Появление подобного административно-идеологического монстра не было,

конечно, чисто революционной импровизацией. К жизни его вызвало стремление

как можно быстрее реализовать главную цель большевиков в начатой ими

«культурной революции»: опираясь на государственную власть, политизировать

культуру, превратить систему образования, гуманитарные науки, литературу,

искусство, театр и другие общественные институты, формирующие образ мыслей

и настроения в обществе, в инструмент «воспитательного» воздействия

правящей партии на народные массы.

Первые представители беспартийной интелегенции пошли на сотрудничество

с властью вскоре после Октября. Среди них были деятели науки и культуры с

громкими именами: литераторы А.А. Блок, В.Я. Брюсов, В.В. Маяковский, В.И.

Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд и другие. В качестве инструмента в

укреплении контроля правящей партии над политической и духовной жизнью

общества, решено было использовать органы ВЧК.

1921 году, в сфере культуры, большевики держали в центре внимания

старую интелегенцию. В этой среде политические настроения выражались в двух

моментах: не борьба, а сотрудничество с советской властью в деле

хозяйственного и культурного возрождения России; глубокая и искренняя

уверенность в том, что в ходе возрождения большевизм будет под напором

«жизненной стихии» изживать экстремизм в экономике и политике,

эволюционируя в сторону буржуазно-демократических порядков.

Власти, стремясь вовлечь старую интелегенцию в активную трудовую

деятельность, в первые послевоенные годы поддерживали такие настроения. В

то же время всячески ограничивались возможности интелегенции участвовать в

политической жизни страны, влиять на массовое сознание. В 1922 году был

создан специальный цензурный комитет – Главлит, обязанный осуществлять

предупредительный и репрессивный контроль за «враждебными выпадами» против

марксизма и политики правящей партии, за пропагандой национализма,

религиозных идей и т.п. Вскоре к нему прибавился Главрепертком – для

контроля за репертуаром театров и зрелищных мероприятий. В августе из

страны было выслано около 160 оппозиционно настроенных видных учёных и

деятелей культуры (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, С.Н.

Прокопович, П.А. Сорокин, С.Л. Франк и другие). В следующем году произошла

массовая чистка библиотек от «антисоветских и антихудожественных книг», в

число которых попали многие выдающиеся произведения отечественных и

зарубежных писателей, философов, историков, экономистов. К середине 20-х

годов прекратилась деятельность практически всех частных книгоиздательств,

возникших при переходе к НЭПу, были закрыты независимые научные и

литературно-художественные журналы.

Литературно-художественная жизнь Советской России в первые

послереволюционные годы отличались многоцветием, обилием различных

творческих группировок и течений. Только в Москве их насчитывалось свыше

30. Продолжали публиковать свои произведения писатели и поэты «серебряного

века» русской литературы А.А. Ахматова, А. Белый, В.Я. Брюсов и другие.

Гроза, пронёсшаяся над Россией, дала новый импульс творчеству В.В.

Маяковского и С.А. Есенина. Ставили спектакли классики театральной

режиссуры К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Устраивали выставки

картин последователи «Мира искусства», «Бубнового валета», «Голубой розы» и

других дореволюционных объединений художников (П.П. Кончаловский, А.В.

Лентулов, Р.Р. Фальк и другие). Большую активность проявляли представители

ультрасовременных течений – футуризма, имажинизма, супрематизма, кубизма,

конструктивизма – в поэзии, живописи, театре, архитектуре.

Но и в этой области правящая партия постепенно наводила

«революционный» порядок, используя как государственные структуры, так и

литературно-художественные объединения коммунистической ориентации.

В авангарде ревнителей «пролетарской чистоты» литературы и искусства

действовали рапповцы и напостовцы. Они рьяно пытались внести «классовую

борьбу» в художественное творчество, травили в печати как «внутренних

эмигрантов» М.А. Булгакова, Е.И Замятина, других писателей и деятелей

культуры, уклонявшихся от воспевания «героики революционных свершений». Под

огнём критики находились, и так называемые попутчики-литераторы,

сочувствовавшие большевистским планам переустройства России, но

допускавшие, по мнению их строгих судей, «отклонения от пролетарской

идеологии». К попутчикам причислились участники литературных групп

«Серпионовы братья» (М.М. Зощенко, В.А. Каверин, К.А. Федин и другие),

«Перевал» (Э.Г. Багрицкий, А. Веселый, М.М. Пришвин и другие) Л.М. Леонов,

А.Н. Толстой и другие.

Но, несмотря на нарастающий идеологический прессинг, 20-е годы по

праву вошли в историю как время создания выдающихся произведений в разных

областях культуры.

В сфере культуры определяющей тенденцией с начала 30-х годов стала

проводимая властями унификация и жёсткая регламентация. Постановлением – ЦК

ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных

организаций» ликвидировались многочисленные группы и объединения мастеров

литературы и искусства, а их место заняли централизованные, удобные и

подконтрольные правительству «творческие союзы» интелегенции: Союз

композиторов, архитекторов, писателей, художников. Господствующим

творческим явлением был провозглашён «социалистический реализм»,

требовавший от авторов произведений литературы и искусства не просто

описание «объективной реальности», но и «изображения в её революционном

развитии», служением задачам «идейной переделки и воспитания трудящихся

людей в духе социализма». Сочинения подобного рода представляли собой, в

сущности, сказки, иногда, впрочем, весьма талантливые. Это, например, фильм

«Волга-Волга» режиссёра Г.В. Александрова. Символами народного счастья

здесь служат канал Москва-Волга (о том, что его строили заключённые, в

фильме не упоминалось) и сама Волга – «как Родина, свободная». Более

честные произведения («Реквием» А.А. Ахматовой, «Мастер и Маргарита» М.А.

Булгакова) при сталинской цензуре не имели шансов увидеть свет.

Практически недоступным стало русское искусство начала века и

творчество модернистов 20-х годов. Изымались из библиотек книги русских

философов-идеалистов, невинно репрессированных литераторов, писателей-

эмигрантов. Подвергались гонениям, и замалчивалось творчество М.А.

Булгакова, С.А. Есенина, А.П. Платонова, О.Э. Мандельштама, живопись П.Д.

Корина, К.С. Малевича, П.Н. Филонова. Разрушались памятники церковной и

светской архитектуры: только в Москве в 30-е годы были уничтожены Сухарева

башня, храм Христа Спасителя, возведённый на народные пожертвования в честь

победы над Наполеоном, Красные и Триумфальные ворота, Чудов и Воскресенский

монастыри в Кремле и множество других памятников, созданных талантом и

трудом народа.

После прошедшей Великой Отечественной войны миллионы советских граждан

– участников освободительного похода Красной Армии и репатрианты – впервые

лицом к лицу столкнулись с «капиталистической действительностью». Разрыв

между образом и уровнем жизни в Европе и СССР был столь разителен, что они

испытали «нравственный и психологический удар».

В среде интелегенции, широко распространились надежды на налаживание

культурных контактов с США, Англией, Францией, не говоря уже о странах

«народной демократии». Её представители являли собой самый чувствительный

нерв общественного сознания, служили своего рода «генератором» идей,

которые, проникая в массы и овладевая ими, превращались в реальную

политическую силу. Именно интелегенция могла подвести общество к пониманию

необходимости его обновления. Поэтому на неё и обрушился главный удар

сталинского руководства.

В августе 1946 года по инициативе И.В. Сталина было принято

постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»», а, затем и

серия других «идеологических постановлений. Они дали сигнал к публичной

травле многих выдающихся деятелей культуры: А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко,

Э.Г. Казакевича, Ю.П. Германа, композиторов В.И. Мурадели, С.С. Прокофьева,

А.И. Хачатуряна, Д.Д. Шостоковича, кинорежиссёров Г.М. Козинцева, В.И.

Пудовкина, С.М. Эйзенштейна и других. Компания имела цель «приструнить»

интелегенцию, втиснуть её творчество в прокрустово ложе «партийности» и

«социалистического реализма».

Аналогичные цели преследовали и «дискуссии» по естественным и

гуманитарным наукам. Начало им положил разгром генетики, учинённый при

поощрении политического руководства страны президентов Всесоюзной Академии

сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ) Т.Д. Лысенко. Вскоре

последовало осуждение кибернетики как «оккультной науки» и «служанки

империализма», квантовой механики.

Национальные эпосы мусульманских народов: азербайджанская эпопея «Деде

Куркут», узбекская «Альтамыш», казахский эпический цикл «Ер Санн», «Шота

Батыр» и «Кобланды Батыр», киргизская эпопея «Манас» были осуждены за

«клерикальную и антинародную» направленность и были запрещены.

В конце 40-х годов началась пропаганда провозглашающая, что во всех

неудачах и бедах виноваты евреи и вообще иностранцы, которых И.В. Сталин,

задавший тон всей компании, не постеснялся на встрече с руководством Союза

писателей обозвать «засранцами». Страницы газет и журналов заполняются

статьями вроде сочинённой А.А. Караваевой.

Всячески разжигая шовинистские и антисемитские чувства, власти

пытались усилить идейно-политическую и культурную изоляцию страны.

Спецслужбы организовывали серию новых судебных «дел»: «Ленинградское

дело», «дело врачей-убийц» и другие. Жертвами репрессий стали тогда сотни

тысяч людей, приговорённых к расстрелу или к разным срокам лишения свободы.

Среди них были видные деятели науки и культуры: актёр С.М. Михоэлс,

писатели П.Д. Маркиш и Л.П. Перец, академик А.А. Григорьев.

5 марта 1953 года умер И.В. Сталин и его пост занял бывший секретарь

ЦК КПСС Н.С. Хрущёв. В сентябре 1953 года Верховный Совет СССР, специальным

указом открыл возможность пересмотра решений бывших коллегий ОГПУ, НКВД. К

1956 году было освобождено из лагерей и реабелитированны посмертно около 16

тысяч человек, а после XX съезда КПСС развенчавшего «культ личности

Сталина», масштабы реабилитации были увеличены, миллионы заключённых обрели

долгожданную свободу.

По горьким словам А.А. Ахматовой, «две России глянули друг другу в

глаза: та, что сажала, и та, которую посадили». Под напором перемен стал

расшатываться камень в фундаменте «государственного социализма» – тотальный

контроль властей над духовной жизнью и образом мышления людей.

На проводившихся с марта 1956 года чтениях закрытого доклада Н.С.

Хрущёва в первичных парторганизациях поднимались многие вопросы, касающиеся

последствий «культа личности» в том числе и о некомпетентном вмешательстве

в дела литературы и искусства.

После огласки этого доклада общественность начала требовать отменить

позорные постановления ЦК по идеологическим вопросам 1946-48 годов. В ответ

было заявлено, что они, несмотря на явные «перегибы» и несправедливые

оценки отдельных лиц, «сыграли огромную роль в развитии художественного

творчества на пути социалистического реализма» и в своём «основном

содержании сохраняют актуальное значение». Несмотря на это этот период в

отечественной культуре является переломным и вошёл в историю под названием

«оттепели».

Особенно заметно «оттепель» проявилась в литературе и искусстве.

Восстанавливается доброе имя многих деятелей культуры – жертв беззакония:

В.Э. Мейерхольда, Б.А. Пильняка, О.Э. Мандельштама, И.Э. Бабеля, Г.И.

Серебряковой и других. После долгого перерыва стали издаваться книги А.А.

Ахматовой и М.М. Зощенко. Широкая аудитория получила доступ к

произведениям, незаслуженно замалчиваемым или ранее неизвестным.

Публиковались стихи С.А. Есенина, распространявшиеся после его смерти

преимущественно в списках. В консерваториях и концертных залах зазвучала

почти забытая музыка западноевропейских и русских композиторов конца XIX –

начала ХХ веков. На художественной выставке в Москве, устроенной в 1962

году, были выставлены картины 20-30-х годов, долгие годы, пылившиеся в

запасниках.

Оживлению культурной жизни общества способствовал выход журналов:

«Юность», «Иностранная литература», «Наш современник», «Молодая гвардия» и

других. В 1962 году напечатана небольшая по объёму, но огромная по

содержанию, повесть А.И. Солженицына, бывшего узника ГУЛАГа – «Один день

Ивана Денисовича» о судьбе советского политзаключённого. И хотя власть и

дала некоторую свободу всё же она продолжала следить за «нравственной

чистотой» творческих людей и особо строптивых наказывать.

Систематически разностной критике – за «упаднические тенденции»,

«идеологическую сомнительность», «недооценку руководящей роли партии» и

«формализм» – подвергались писатели и поэты (А.А. Вознесенский, Д.А.

Гранин, В.Д. Дудинцев, С.И. Кирсанов и другие), скульпторы и художники

(Э.Н. Неизвестный, Р.Р. Фальк и другие). В 1958 году из союза писателей был

исключён Б.Л. Пастернак за публикацию в зарубежье романа «Доктор Живаго» и

удостоенного Нобелевской премии.

Выступая на III съезде писателей СССР в мае 1959 года, Н.С. Хрущёв с

удовлетворением заявил, что «носители ревизионистских взглядов и

настроений, потерпели полный идейный разгром. Борьба закончилась и уже

летают, как говорится, ангелы примирения». Но и после этого, гонения на

непокорных литераторов и художников продолжались. Так роман В.С. Гроссмана

«Жизнь и судьба», одно из наиболее впечатляющих произведений о войне,

написанный автором в 1960 году, был изъят у него органами госбезопасности.

Несмотря на гонения в среде интелегенции были люди, нашедшие силы

открыто отстаивать свои демократические убеждения и протестовать против

регулируемой в интересах партаппарата дестабилизации общества. С

идеологическими отступниками власти не церемонились.

В ноябре 1958 года в МГУ органами Госбезопасности был ликвидирован

студенческий кружок. Его участникам предъявили официальное обвинение в

создании антисоветской организации и попытке устроить подпольную

типографию.

На рубеже 50 – 60-х годов появляются бесцензурные издания («самиздат»)

сменявших друг друга машинописных журналов («Синтаксис», «Феникс – 61» и

других. По меткому замечанию А.А. Ахматовой, начался «догутенберговский

период советской литературы». Невзирая на трудности и жёсткое преследование

властей, зародившееся в хрущёвское время движение десидентов, продолжало

развиваться и в последующие годы. Во времена нахождения на посту

генерального секретаря коммунистической партии СССР Л.И. Брежнева движение

десидентов «возглавили» «отец» водородной бомбы, академик А.Д. Сахаров,

писатель А.И. Солженицин, издавший за границей книгу «Архипелаг ГУЛАГ» –

документальное повествование о преступлениях сталинской репрессивной

машины, нанёсшее сильнейший удар по теории и практике советского

тоталитаризма, музыкант-виртуоз с мировым именем М.Л. Растропович.

Получили распространение явления несогласия с политикой властей, с

официально признаваемыми нормами и ценностями: создание произведений

нонконформистского характера во всех областях интеллектуального и

художественного творчества. Расцвет переживает так называемая деревенская

проза. Ф.А. Абрамов, В.И. Белов, В.П. Астафьев и другие писатели этого

направления в яркой форме показывали трагедию раскрестьяивания села и в то

же время укрепляли веру в неистребимость народных традиций, культуры,

нравственности. Большой популярностью пользовались записи песен В.

Высоцкого, Б.Ш. Окуджавы, А.И. Галича, выступления сатириков, не

разрешённых к публичному выступлению, которые воспроизводились и

перезаписывались на домашних магнитофонах.

В 1977 году была принята новая Конституция СССР. В её преамбуле

говорилось о том, что советское государство «выполнив задачи диктатуры

пролетариата, стало общенародным» «общество подлинной демократии,

политическая система которого обеспечивает всё более активное участие

трудящихся в государственной жизни».

На практике же брежневская администрация ещё с 1966 года перешла к

открытым гонениям на инакомыслящих. Они были насильственно высланы за

границу (писатель А.Н. Солженицин и другие), другие поплатились за критику

коммунистического строя заключением в лагеря, в психбольницы, или как

академик А.Д. Сахаров, ссылкой.

Ужестачалась цензура, идеологический контроль над деятельностью

творческой интелегенции. Многие талантливые писатели и поэты были лишены

возможности публиковать свои произведения. Оставались на полках фильмы

признанных в мире режиссёров, запрещались спектакли. Одновременно затихала

критика «культа личности», прекратилась реабилитация жертв сталинских

репрессий. Вынуждены были уехать за рубеж видные деятели отечественной

культуры: И.А. Бродский, Ю.А. Любимов, В.Е. Максимов, В.П. Некрасов, А.А.

Тарковский и многие другие.

Используемая литература:

1. Белов И.В. «Транспорт страны Советов» М. 1987

2. БСЭ М т.24 кн.II 1977

3. Каменская Н.М. «История костюма» М. 1986

4. Киселёва А.Ф. Щагина Э.М. «Хрестоматия по отечественной истории 1946-

1995 г.» М 1996

5. Ткачёв В.Н. «История архитектуры» М 1987

6. Щетинов Ю.А. «История России XX век» М 1998

7. «Западная Европа и культурная экспансия «Американизма» М. 1985

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5