Основной 60 летний ритм развития культуры ХХ века 1923-1983 гг.
Клима Самгина» Горький нарисовал многоплановую картину предреволюционной
жизни России. Многослойное живописное полотно, рисующее пути в революции и
Гражданской войне лучшей части старой русской интеллигенции, движение
народных масс, развернул в трилогии «Хождение по мукам» (1920-41) А.Н.
Толстой. Призывом к подвигу во имя революции, яркой демонстрацией
коммунистических представления о смысле жизни и месте в ней человека стал
роман Н.А. Островского «Как закалялась сталь» (1935) оказавший огромное
воспитательное воздействие на многие поколения молодёжи.
В поисках форм широкого социально-философского осмысления
действительности поэзия 30-х годов обнаруживала новые жанровые возможности,
расширяла и углубляла исследуемые ею тематические пласты. Проблемы
народного бытия, трудовые будни города и села, героизм, ставший нормой
поведения – таково многообразие поэтической панорамы этих лет.
Во второй половине 30-х годов обострившаяся международная обстановка
привлекла внимание советской литературы к темам патриотизма и антифашизма.
В антифашиских романах Эренбурга и других писателей поднимается тема
солидарности с борющейся Испанией.
В годы Великой Отечественной войны советская литература внесла большой
вклад в борьбу с фашизмом. Советские писатели показывали в своих
произведениях чувство патриотизма, гордости, истинной правоты советских
людей, высокой миссии их подвига.
Развеивание мифа о непобедимости «третьего рейха» в статьях Эренбурга,
обращение к историческому прошлому народа, к национальным традициям,
истокам русского национального характера в статьях А. Толстого,
разнообразная по тематике и жанрам публицистика Шолохова, Фадеева и других
действенно способствовала мобилизации всех духовных ресурсов народа на
борьбу с фашизмом.
С первых дней войны советская поэзия обратилась традиционным
фольклорным формам (заклинание, клятва, проклятье и прочими), которые
находили живой отклик у массового читателя. Стихи Симонова, А.А. Ахматовой,
Д. Бедного и многих других звучали как голос народа, произносившего клятву
очистить родную землю от захватчиков. Своего рода гимном Великой
Отечественной войны стала песня Лебедева-Кумача «Священная война»(1941)
Общим для всех национальных литератур этого времени было обращение к
документальному материалу.
Духовную основу литературы первых послевоенных лет образовывало
мироощущение, выстраданное и завоёванное народом победителем. Её идейные
устремления были направлены на создание благоприятной нравственно-
психологической атмосферы всенародного трудового подъёма для скорейшего
восстановления страны от ран нанесённых войной. В условиях «холодной войны»
советские писатели пропагандировали советский образ жизни. Получила
интенсивное развитие литература, основанная на документальных событиях,
ставя перед собой задачу – оповестить Родину о беспримерных подвигах её
героев. Эти образы в характерах нарисованы в романе «Повесть о настоящем
человеке» (1946) «Молодая гвардия» (1945-51) и других.
На всех этапах советская литература ставила перед собой задачу
создания образа положительного героя. В конце 40-х начале 50-х годов таким
героем является коммунист, прошедший войну и принёсший в мирную жизнь свой
и всей страной накопленный опыт ежедневной героической борьбы за эту жизнь.
Значительные изменения, произошедшие в стране в 50-х годах в первую
очередь связанны с раскрытием и преодолением последствий культа личности.
В 60-х годах опыт, накопленный советской литературой для
многопланового отражения основных конфликтов, создали предпосылки для
окончательного становления нового, современного этапа развития советской
литературы. Важные изменения в литературной жизни страны выразились в
оживлении деятельности творческих союзов, в прохождении острых дискуссий.
В конце 50-х – начало 60-х годов достижения советской поэзии были
связанны в первую очередь с теми произведениями, в которых становились
наиболее масштабные, кардинальные для современной эпохи проблемы. Биография
века, путь нового общества, личность в её соотношениях с историей – такие
темы стали предметом художественных исследований. Духовное богатство своего
молодого соплеменника, чуткость, многообразие и сложность его
интеллектуальных и эмоциональных реакций отражали в своём творчестве Б.А.
Ахмадуллина, А.А. Вознесенский, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Р.И.
Рождественский и другие.
В 60–70-е годы наблюдается новый подъём историко-революционной прозы.
В произведениях этого жанра писатели ставят актуальные проблемы активного
героического отношения к жизни, в широком историко-философском контексте
вскрывают важные тенденции общественного развития. Повести А.С. Иванова
«Тени исчезают в полдень» (1963) и «Вечный зов»(1970) обращаются к истокам
народной жизни, стремясь художественно исследовать корни и предпосылки
новой исторической общности людей, её проблемы, перспективы грядущего.
Всестороннее исследование сложных процессов, происходящих в
послереволюционной деревне, сочетается в советской литературе с пристальным
вниманием к личности человека, его нравственному облику, его месту в
системе общественных отношений. Рассказы Е.И Носова, В.П. Астафьева и
других характеризуется точным знанием языка и быта колхозной деревни,
содержательным художественным анализом жизни, характеров, взаимоотношений
людей, тонким пониманием родной природы. Широкую галерею самобытных
народных характеров создал В.М. Шукшин, утверждавший в своих произведениях
нравственный максимализм, высокий пафос духовности.
Важное место в литературном процессе по-прежнему занимает т.н. военная
проза. Художественно точное воплощение богатого фактического материала,
углубленность размышлений о трагическом и героическом военном четырёхлетии
и его месте в истории отличают трилогию Симонова «Живые и мёртвые» (1959-
71). С глубокой психологической достоверностью анализируется внутренний мир
человека на войне, социальные и нравственные мотивы его поведения в
рассказе Шолохова «Судьба человека» (1956-57), А. Кулаковского «А зори
здесь тихие» (1969), в главах романа Шолохова «Они сражались за родину»
(1943-69). Многоплановое изображение Великой Отечественной войны дали в
своих романах «Горячий снег» и «Берег» Бондарев, «Блокада» А.Б. Чаковский,
«Война» И.Ф. Стаднюк и другие. Своё место в литературном процессе заняла
собственно мемуарная литература, представленная книгами Эренбурга,
Паустовского, Маршака, Каверина и других.
Развиваются жанры научно-социальной фантастики – романы И.А. Ефремова,
А.Н. и Б.Н. Стругацких и других.
Музыка
Советское музыкальное искусство – новый этап в развитии мирового
музыкального творчества, принципиально отличный от всех предшествующих
этапов.
Появление первых музыкальных произведений, в основном песен,
приходится на годы Гражданской войны. Создавались они как самодеятельными
авторами, так и композиторами, связанными с красноармейской средой.
С окончанием войны и переходом к мирному строительству музыкальное
искусство вступило в новую полосу развития. В 20-х и начала 30-х годов
происходила интенсивная перестройка музыкального быта, деятельности всех
музыкальных учреждений и организаций. Возникли тысячи кружков и коллективов
самодеятельности, развивалось самодеятельное песенное творчество.
Действовали исполнительные коллективы, созданные за годы Советской власти:
Персимфанс («Первый симфонический ансамбль» – оркестр без дирижёра),
украинская хоровая капелла «Думка», струнные квартеты им. Глазунова, им.
Бетховена, им. Страдивари и другие.
Рельефные музыкальные образы новых коллективных героев – революционных
масс, созданные на интонационно-жанровой основе народных солдатских,
пролетарских песен, предстали в хоровых сценах и фресках А.А. Давиденко
(«Улица волнуется» «Море яростно стонало» На десятой версте от столицы» и
песнях «Конная Будённого», «Первая Конная», «Нас побить, побить хотели») и
произведениях других авторов.
В музыкальном творчестве 20-х – начала 30-х годов шли поиски методов
отражения новой действительности, преобразования интернационального строя и
других сторон музыкального языка, обновления музыкальных жанров и форм на
основе самых разных стилевых первоисточников, таких как революционных и
советских песен, творчества русских и зарубежных композиторов конца 19 –
начала 20 веков.
В 30-е начале 40-х годов перестройка в советской музыкальной культуре
в основном завершилась и результатом этой работы стали работающие
музыкальные театры, создавались многочисленные камерные симфонические
оркестры.
Советская песня стала подлинно массовой, всенародной по содержанию и
общедоступной по форме, обобщив широкий круг направлений: от русской
крестьянской песни и частушки до революционной рабочей песни, бытового
романса, эстрадной музыки, советского песенного творчества. Полнее и ярче
всего новые качества проявились в гимнах и песнях-маршах Дунаевского на
слова В.И. Лебедева-Кумача, передававших любовь к родной стране и оптимизм
советской молодёжи: «Песня о Родине» (из кинофильма «Цирк»), «Марш весёлых
ребят» (из кинофильма «Весёлые ребята»), «Спортивный марш» (из фильма
«Вратарь»). Популярность приобрели песни о Родине, труде, Красной Армии и
лирические песни композиторов А.В. Александрова, М.И. Блантера, В.Г.
Захарова и других.
В годы Великой Отечественной войны деятели советской музыки, как и
других видов искусств, активно включались в борьбу с врагом. Композиторы и
исполнители вели постоянную творческую деятельность в армии. В музыкальном
творчестве главное место заняла тема Родины и всенародной борьбы с врагом,
впервые претворённая преимущественно на современном, нередко конкретном,
документальном материале того периода. Па передний план выступили
героические образы. Усилился интерес к отечественной истории, к
патриотическим традициям народов. Песня сохранила ведущее положение в
народном быту как самый действенный и быстро откликающийся на события жанр.
Символом всенародной борьбы, её «музыкальной эмблемой» стала созданная в
первые дни войны песня «Священная война» А.В. Александрова. Композиторы
широко обращались к жанру симфонии. Уже в июле 1941 года, в Ленинграде,
Шостакович приступил к созданию 7-й симфонии (Ленинградской), ставшей одним
из памятников эпохи. Патриотизм и жизнелюбие нашли отражение в музыке
балета «Гаянэ» Хачатуряна (1942), яркий пример развития традиций русской
музыки – опера «Война и мир» Прокофьева (1944) его же музыка к первой серии
кинофильма «Иван Грозный»(1942).
В первое послевоенное десятилетие была восстановлена и расширена
довоенная сеть музыкальных театров, концертных учреждений, учебных
заведений. Развернулась творческая работа хоровых деятелей Г.Р. Ширмы, Г.Г.
Эрнесакса. Появилось новое поколение талантливых артистов: дирижёры – К.П.
Кондрашин, Г.Н. Рождественский, Е.Ф. Светланов, Ниязи; хоровой дирижёр В.Г.
Соколов; пианисты – С.Т. Рихтер, Т.П. Николаева и другие.
С конца 1950-х годов, в 60-70-е годы советская музыка развивалась на
основе интенсивных творческих исканий, ведущих к многообразию стилей,
жанров, форм. Активизировался обмен гастролями советских и зарубежных
музыкантов. Выдвинулись исполнители, среди которых оперные и симфонические
дирижёры – Ю.И. Симонов, Ю.Х. Темирканов, Э.К. Федосеев; хоровой дирижёр
А.А. Юрлов; скрипачи – В.Т. Спиваков, М.И. Вайман и ещё много других
музыкантов. В операх, симфониях, ораториях продолжалось воплощение тем
Октябрьской революции, Гражданской и Отечественной войн, а также на
различные произведения литературы советских и зарубежных классиков.
Костюм
Одним из первых массовых костюмов, разработанных художниками после
Октябрьской революции, была красноармейская форма. Старинные мотивы в этой
форме сочетались с символическим красным цветом.
Обращение к традиционным формам русского национального костюма,
использование его конструктивности, простоты, выразительности декоративного
решения характеризуют и работу по созданию гражданского бытового костюма.
Глубокая народность, отказ от слепого подражания западной моде,
соответствие костюма образу жизни, климатическим и природным условиям –
таковы основные принципы деятельности первых советских моделирующих одежду
организаций. Основоположницей этих принципов заслуженно считают Надежду
Петровну Ломанову. Её модели, экспонированные на Всемирной выставке в
Париже в 1925 году, получили высшие награды Гран при за национальную
самобытность в сочетании с современным модным направлением. Н. Ломанова
заложила основы советского моделирования, создала своеобразное творческое
направление.
1930 – 40-е годы были временем создания прочного фундамента лёгкой
промышленности в стране. Вопросы о роли моды в костюме социалистического
общества, о роли художника и конструктора в швейной промышленности, о
большом воспитательном значении новых идей костюма интересовали
общественность. В такой обстановке в Москве создавались ряд Домов моделей и
отделений по конструированию одежды.
Великая Отечественная война на несколько лет остановила начавшийся
процесс становления современного костюма. Однако уже в 1944 году в Киеве, а
потом и в Ленинграде создаются дома моделей.
Советский костюм первых послевоенных лет отразил дальнейшее развитие
ассортимента и силуэтных форм предыдущего периода. В одежде остаются
гимнастёрки, френчи, брюки галифе, широкие кожаные пояса, строгие деловые
платья и костюмы.
В 1949–50 годах утвердившееся в европейской моде «мирные» формы
одежды, сменяют военизированный силуэт и ассортимент костюма. Основными
задачами ставиться: проектирование одежды для массового производства, её
конструктивная простота и функциональность, соответствие общему
художественному стилю времени.
Первым успехом деятельности советских модельеров совместно с
текстильщиками было создание ярких, красочных, из недорогой ткани юбок,
блузок и рубашек которые пользовались огромным успехом у молодёжи в год
проведения VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве.
60-е годы были временем расцвета советского искусства костюма,
совершенствования мастерства советских художников-модельеров. Советское
искусство костюма, в эти годы, определило позиции в решении многих проблем
моделирования. К 50-летию Октября художник-модельер В. Зайцев создал серию
сарафанов по мотивам русской народной одежды. Их стилизация – от северных
русских крестьянок, но в тоже время это модные модели, современные по
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|