Основной 60 летний ритм развития культуры ХХ века 1923-1983 гг.
Основной 60 летний ритм развития культуры ХХ века 1923-1983 гг.
«Культурология»
Реферат по теме:
«Основной 60 летний ритм развития культуры ХХ века 1923-1983 гг.»
Выполнил
План контрольной работы:
1. Сравнительный анализ главных элементов материальной и духовной
культуры 11,5 летних подритмов 1923-1983 годов
2. Пары полярных обществ как один из движущих механизмов культурного
прогресса мирового сообщества.
3. Специфика эволюции правоприменительной практики в отношении к
ультрапроявлениям различных направлений культуры от начала к концу 60
летнего ритма.
Сравнительный анализ главных элементов материальной и духовной культуры
11,5 летних подритмов 1923-1983 годов
Если рассматривать шестидесятилетний период истории, касающийся
становления и развития Советского государства то его условно можно
разделить на пять подритмов и в каждом подритме можно выделить основные
элементы развития Советской культуры, в итоге мы получим таблицу,
показанную на странице №2 Более детальное объяснение и описание этой
таблицы приводится ниже.
Архитектура
Гражданская война и иностранная интервенция 20-х годов отодвигают
начало работ по осуществлению крупных хозяйственных строек. В это время
проводились самые необходимые восстановительные и хозяйственные работы.
Одной из первых задач периода восстановления была электрификация России;
план ГОЭЛРО, утвержденный в 1921г. VIII съездом Советов. По этому плану
предполагалось за 10 – 15 лет построить 30 крупных электростанций.
Восстанавливались и расширялись действующие заводы, построенные ещё до
революции. Разрабатываются планы реконструкции городов, типовые проекты
жилищ.
Проектируются посёлки при промышленных предприятиях, в которых
планировочное слияние элементов архитектуры жилища, общественной среды и
производства рассматривается как необходимое условие гармоничного развития
новой личности.
Многочисленные конкурсы стали главной ареной формирования творческих
позиций советских архитекторов. С 1923 г. начинается конкурсное
проектирование Дворца Труда, а с 1931 г. – Дворца Советов.
Реализацию обширных планов строительства ограничивала нехватка ведущих
конструкционных материалов: металла, цемента. Сооружения первой
Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (1923
г.) были деревянными. Но, несмотря на все сложности именно в это время
возникают такие смелые по замыслу и исполнению сооружения башня
радиостанции «Коминтерн» на Шаболовке (1922 г. инженер Шухов В.Г.).
Очень своеобразным было творчество К.С. Мельникова. В его проекте
клуба им. Русакова за образную основу объема здания принят сегмент
гигантской шестерни, в «зубцах» которой части зрительного зала могли
составлять единое пространство или функционировать как отдельные аудитории.
В проводившейся в Париже в 1925 г. выставке Советскую архитектуру
представлял павильон СССР, выполненный по проекту Мельникова и в
последствии включенный в золотой фонд мировой архитектуры. Революционные
идеи, могучий размах строительства в СССР стимулировали новаторство. Многие
идеи, опередившие своё время, остались неосуществлёнными. В СССР приезжают
прогрессивно мыслящие архитекторы Западной Европы, США.
А.В. Щусеву принадлежит авторство одного из наиболее яркого проявления
советской архитектуры – Мавзолея В.И. Ленина, в формах которого он
попытался создать величественный памятник основателю первой
социалистической страны. Возведённый сначала в дереве (1924 г.) Мавзолей
был перестроен в 1930 г.
В годы первой пятилетки (1929-1932 гг.) разворачивается промышленное
строительство. Возводятся первые машиностроительные заводы, заводы тяжёлой
индустрии, металлургические комбинаты. Их строительством решалась задача
укрепления индустриальной и оборонной мощи страны. При заводах
проектировались клубы, спортивные комплексы и оздоровительные центры, была
разработана система культурно-бытового обслуживания.
По плану ГОЭЛРО были сооружены Волховская ГЭС, ДнепроГЭС. В
монументальной архитектуре плотин здания, был отражён героический труд
советских людей.
Скоростное строительство требовало перехода на сборное домостроение и
использование металла и железобетона. Создаются первые заводы стандартных
деталей и заводы железобетонных конструкций. С 1930 г. начинает строится
Беломорско-Балтийский канал.
По плану реконструкции Москвы начатой в 1935 г. планировалось
строительство зелёных массивов парков, сливающихся с пригородными лесами
(Измайловский, Сокольнический, Останкинский), ЦПКиО им. Горького на берегу
Москвы-реки. Главная магистраль столицы – улица Горького была расширена и
застроена жилыми многоэтажными зданиями.
Опыт реконструкции Москвы использовался при проведении
градостроительных работ в Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Ереване, Новосибирске
и других городах.
За период с 1932 по 1939 г. в Москве введены в строй две очереди
скоростной подземной железной дороги – метрополитена. В Московском метро
был создан грандиозный подземный архитектурный ансамбль. Тенденции того
времени особенно ярко проявились в украшении сооружений ВСХВ (Всесоюзной
сельскохозяйственной выставки) в Москве (1937 – 1939 гг.). Богатая,
насыщенная архитектура ВСХВ стала своеобразным форумом архитектурных форм и
находок.
В строительстве жилого сектора применялись наиболее экономичные
планировочные варианты типовых секций, индустриальные способы
строительства.
Война принесла колоссальные разрушения стране. В развалинах лежали
сотни городов, тысячи деревень, десятки тысяч промышленных предприятий,
школ и больниц, сотни вузов, музеев, театров, бесчисленное множество
архитектурных памятников. Главные усилия страны были направлены на
восстановление самого необходимого – заводов, больниц, школ.
Для ввода в строй новой жилой площади, запланированной в первой
послевоенной пятилетке, необходимо было переходить к индустриальным методам
строительства. Разрабатывались типовые проекты сборных жилых домов, и с
1954 г. начато строительство новых заводов железобетонных конструкций.
Высшим проявлением ведущих в 50-е годы позиций в отношении
художественной образности советской архитектуры стали 7 высотных домов в
Москве, строившихся с 1948 по 1953 г. Эти здания придали новые масштабные
соотношения и своеобразие городскому пейзажу Москвы. В планах реконструкции
разрушенных городов: Минска, Киева, Волгограда и других, общегородскими
центрами стали главные магистрали с системой площадей, застроенные жилыми и
общественными зданиями.
Продолжалось строительство метрополитена. В архитектуре станций
Комсомольская-кольцевая, Новослободская, Белорусская легко узнать стиль
эпохи по богатству украшений, обилию цвета, мрамора, тщательным отделочным
работам. В 1955 г вступил в строй Ленинградский метрополитен.
К шестой пятилетке (1954 г.) был накоплен большой и разнообразный опыт
строительства типовых жилых зданий различных конструктивных систем. Жилой
дом превратился в рядовой «кирпичик» новой архитектуры. Все постройки
теперь решались как элементы взаимосвязанной городской среды. Свободная
планировка, в противовес традиционной городской квартальной строчной
застройке, решала на новом уровне комфортных требований жилые пространства
города, раскрывала их, придавала живописность и динамику архитектурному
пейзажу. Стадион в Лужниках (1956 г.) превратился в крупный спортивно-
зрелищный центр столицы.
В 1963 г. с введением в строительство микрорайонов многоэтажных зданий
(9-16 этажей) освобождались территории под зоны отдыха и озеленение.
Несколько микрорайонов входили в состав жилого района, в систему
обслуживания которого включались крупные универсальные магазины, кинотеатр,
административные учреждения. По этому плану были построены такие районы в
Москве как Новые Черёмушки и Кузьминки в Москве. Но строительные работы
выполнялись не всегда тщательно и в соответствии с архитектурным планом; не
доводились до конца благоустройство, стихийно и неквалифицированно
проводилось озеленение, в результате чего новые районы вызывали удручающее
впечатление унылого однообразия.
Строятся крупные широкоформатные кинотеатры. В Москве в 1961 г.
зданием кинотеатра «Россия» композиционно завершился ансамбль площади
Пушкина. Годом позже построены Дворец пионеров на Ленинских горах, комплекс
зданий аэровокзала в Москве, Шереметьевский аэропорт, здание панорамы
«Бородинская битва».
В конце 60-х годов в Москве был построен ряд объектов, таких как
ансамбля высотных зданий Нового Арбата, гостиницы «Россия». В1967 г.
закончено строительство телевизионной башни, а затем и обширного комплекса
Останкинского телецентра.
В70–80-х года основное строительство перенеслось на окраины городов,
ставя перед собой задачу разуплотнения центра города. Застройка резервных
территорий (Ясенево, Медведково, Строгино, Южное Измайлово и др.) и
реконструкция устаревшего жилого фонда предусматривались главным образом
жилыми группами из многоэтажных крупнопанельных домов, обеспечивающих
высокую плотность заселения.
Главной задачей того времени при строительстве жилых районов –
одновременное возведение жилых зданий, сооружений обслуживающей группы,
осуществление полноценного благоустройства.
Переход к «супермаштабным» сооружениям был уже осуществлен в Москве во
время подготовки к Олимпиаде-80, когда были выстроены такие грандиозные
комплексы как «Олимпийская деревня» на юго-западе столицы, крупная
гостиница и административный комплекс в Измайлове, спорткомплекс
«Олимпийский» на проспекте Мира и другие сооружения.
Кино
После победы в Октябрьской революции кино как мощное пропагандистское
оружие получило всестороннюю поддержку Советского правительства. Ленин,
понимая всю значимость кинематографа как одного из наиболее сильного
средства политической агитации в одной из своих речей говорил, что «… из
всех искусств для нас важнейшим является кино». Вопросам, связанным с
кинопроизводством много времени уделяли такие политические и
государственные деятели как Н.К. Крупская, А.В. Луначарский и другие.
С момента образования нового государства во всех республиках страны,
появляются различные государственные организации, в обязанность которых
входит творческая и техническая перестройка кинопроизводства. На экран
начинают выходить новые документальные фильмы, которые в годы Гражданской
войны демонстрировались перед красноармейцами и крестьянами. В Москве,
Петрограде, Киеве и Одессе начали выпускаться игровые агитационные фильмы
такие как «Уплотнение» (1918) «За красное знамя» (1919) «На красном фронте»
(1920). Как правило, в сюжеты первых игровых лент входили ситуации
посвящённые борьбе с пережитками прошлого и строительству новой жизни.
Одной из наиболее ярких художественных лент этой направленности стала
картина, снятая в Грузии «Красные дьяволята» (1923 г. по П.А. Бляхину,
режиссёр Перестиани).
Для подготовки квалифицированных кадров в области кино в Москве в 1919
г. создана Первая Госкиношкола в последствии ставшая техникумом
кинематографии. Возглавлял киношколу Гардин, который со своими учениками в
1921 г. снял первую полнометражную художественную картину на революционную
тему «Серп и молот». Ярким проявлением молодой кинематографии стала картина
режиссёра Кулешова «Необычайные приключения мистера Веста в стране
большевиков» (1924) в которой были применены новые методы постановки,
актёрской работы и киномонтажа. С 1923 г. начался выпуск мультипликационных
фильмов.
Величайшим кинохудожником того времени можно считать режиссёра С.М.
Эйзенштейна создавшего шедевр киноискусства фильм «Броненосец “Потёмкин”»
(1925), впоследствии отмеченный на Всемирной киновыставке в Брюсселе в 1958
г. и названный из 12 выставленных фильмов лучшим фильмом всех времён.
Новизна монтажных построений, метафоричность киноязыка, классическая
стройность композиции отличали этот фильм.
Режиссёр-новатор В.И. Пудовкин создал экранизацию повести М. Горького
«Мать» (1926) считающийся одним из лучших произведений мирового экрана.
Революционной борьбе и становлению новой жизни посвящались картины
режиссёра Протазанова «Его призыв» (1925), «Сорок первый» (1927) и другие.
Крупнейший украинский кинорежиссёр А.П. Довженко создал революционную
киноэпопею «Звени Гора» (1928) и «Арсенал» (1929)
В 20-е гг. заметно укрепилась производственная база советского
кинематографа. Были реконструированы крупнейшие киностудии страны –
«Мосфильм», основанный в 1924 г., «Ленфильм» основанный в 1918 г. В 1928 г
была создана Киевская киностудия ВУФКУ с 1958 г. Киевская киностудия им.
А.П. Довженко. Одновременно в эти года создаются национальные киностудии в
республиках Советского Союза и к началу 30-х гг. советская кинематография
представляла собой многонациональное и самобытное искусство. К этому
времени было поставлено около 1000 «немых» игровых и более 100
мультипликационных фильмов.
Введение звука в кино потребовало коренной технической и творческой
перестройки кинематографии. В 1929 г. в Ленинграде открылся первый в стране
кинотеатр, где демонстрировали экспериментальные звуковые фильмы. Для
подготовки кадров в Ленинграде в 1930 г. был создан институт киноинженеров
звукового кино – ЛИКИ, в этом же году государственный техникум
кинематографии преобразован в институт (ГИК, с 1938 г. – ВГИК).
В 1934 г. Г.Н. и С.Д Васильевы снимают фильм-портрет по повести Д.А.
Фурманова «Чапаев». Эта тема получила всестороннее развитие и на экраны
выходят фильмы: «Яков Свердлов» (1940 г. режиссёр Юткевич), трилогия о
Максиме «Юность Максима» (1935) «Возвращение Максима» (1937) «Выборгская
сторона» (1939) режиссёров Козинцева и Трауберга «Щёрс» (1939 г. режиссёр
Довженко) Создаются важные для того времени фильмы о Ленине рисующие образ
вождя и получившие в последствии в советском кинематографе название
Ленинианы: «Ленин в Октябре» (1937), «Ленин в 1918 году» (1939) режиссёр
М.И. Ромм, «Человек с ружьём» (1938) режиссёр Юткевич.
Кроме кинопортретов вождей режиссёры снимали фильмы о простых
тружениках страны. Формирование нового человека стало определяющей темой
многих кинокартин того времени: первый советский звуковой фильм «Путёвка в
жизнь» (1931 г. режиссёр Н.В. Экк), «Семеро смелых» (1936) «Член
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|