скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Организация туристической деятельности за рубежом скачать рефераты

Занимая всего-навсего 34-е место по числу принимаемых туристов, эта

северная страна оказалась в 1990 г. на 21-м месте по валовым доходам и на

первом (!) по доходам в расчете на одного путешественника. Налицо явное

стремление обеспечить максимальную «глубину» обслуживания, предоставить

клиенту комплекс услуг.

Таблица 2

Расходы и сальдо баланса международного туризма (1990 г.)

|Страна |Расходы, млн |Среднегодовые |Сальдо, млн |

| |долл. |темпы прироста, %|долл. |

|Австралия |4120 |16,5 |—323 |

|Австрия |6258 |18,1 |X |

|Багамы |196 |9,8 |X |

|Бельгия |5664 |22,5 |—2,1 |

|Бермуды |115 |8,6 |375 |

|Бразилия |838 |—6,1 |530 |

|Великобритания|19779 |25,4 |—4,8 |

|Венгрия |600 |23,6 |224 |

|Венесуэла |X |X |X |

|Германия |30136 |18,7 |—19,4 |

|Гонконг |X |X |X |

|Греция |1088 |24,2 |1,5 |

|Египет |166 |9,4 |1,3 |

|Индия |X |X |X |

|Ирландия |1159 |22 |X |

|Испания |4254 |33,3 |14,4 |

|Италия |13826 |43,4 |5,9 |

|Канада |8390 |15,2 |—2 |

|Кения |X |X | X |

|Китай |472 |8,5 |1,7 |

|Корея |3166 |3,2 |393 |

|Мексика |5379 |18,9 |—55 |

|Нидерланды |7 763 |16,4 |-3,5 |

|Новая Зеландия|996 |20,7 |—6 |

|Польша |220 |3,6 |46 |

|Португалия |867 |29,8 |2,7 |

|Сингапур |1413 |18,2 |2.8 |

|США |38671 |9 |1.9 |

|Таиланд |854 |25 |3,5 |

|Турция |520 |9,9 |2,8 |

|Франция |13476 |24,2 |8,2 |

|Чехословакия |636 |X |X |

|Швейцария |5982 |20,1 |846 |

|Швеция |6066 |25,3 |—3,2 |

|Югославия |135 |4,2 |2,6 |

|Ямайка |54 |11 |686 |

|Япония |24885 |38,9 |—21,3 |

Источник: World Travel and Tourism Review. 1922. P. 7.

В результате — общее 13-е место в данной табели о рангах. И другой

пример. В том же году Венгрию посетили 20,5 млн иностранных туристов. Это

позволило стране занять пятое место по данному показателю, однако до общим

доходам — 31-е место, а по удельным доходам—даже 35-е. В целом венгерский

туризм вынужден довольствоваться 32-м местом среди рассматриваемой группы

стран. Следует подчеркнуть, что отсюда не следует вывод о более низком

уровне туристского сервиса в Венгрии по сравнению со Швецией. Речь идет о

различии в уровне развития материально-технической базы сферы обслуживания.

Страна, не располагающая достаточно крепкой инфраструктурой, стремится

ориентироваться на краткосрочных визитеров и тем самым быстрее преодолеть

этап первоначального накопления.

Вместе с тем, думается, сводная таблица позволяет утверждать, что в

конце концов выигрывает тот, кто располагает более значительным совокупным

экономическим потенциалом. Ранжированный ряд интегральных показателей

качества туристского сервиса (табл. 4) вполне определенно высвечивает

корреляционную зависимость между уровнем развития страны в целом и тем,

чего она смогла добиться в области путешествий и туристско-экскурсионного

обслуживания.

Таблица 3

Рейтинг стран по показателям туристского сервиса (места в порядке

убывания), 1990 г.

|Страна |Принят|Доходы |Затрат|Удель|Удельны|Сумма |Итогов|

| |о | |ы |ные |е |MVCT |ый |

| |турист| | |доход|затраты| |показа|

| |ов | | |ы | | |тель |

|Австралия |27 |15 |14 |2 |3 |61 |9 |

|Австрия |6 |6 |8 |22 |17 |59 |8 |

|Багамы |29 |28 |29 |12 |22 |120 |29 |

|Бельгия |22 |16 |11 |5 |4 |58 |7 |

|Бермуды |35 |33 |32 |6 |20 |126 |31 |

|Бразилия |30 |29 |23 |3 |12 |97 |20 |

|Великобритани|8 |5 |3 |15 |7 |38 |2 |

|я | | | | | | | |

|Венгрия |5 |31 |25 |35 |31 |127 |32 |

|Венесуэла |36 |35 |20 |10 |20 |121 |30 |

|Германия |7 |7 |2 |20 |5 |41 |3 |

|Гонконг |16 |11 |20 |13 |20 |80 |17 |

|Греция |11 |22 |19 |33 |24 |109 |26 |

|Египет |26 |26 |30 |23 |28 |133 |34 |

|Индия |28 |25 |20 |11 |20 |104 |23 |

|Ирландия |24 |27 |18 |24 |16 |109 |25 |

|Испания |3 |4 |13 |27 |23 |70 |14 |

|Италия |4 |3 |4 |19 |14 |44 |4 |

|Канада |9 |9 |6 |31 |13 |68 |12 |

|Кения |33 |34 |20 |26 |20 |133 |35 |

|Китай |20 |24 |27 |20 |20 |111 |27 |

|Корея |25 |17 |16 |4 |8 |70 |15 |

|Мексика |15 |10 |12 |14 |11 |62 |10 |

|Нидерланды |17 |14 |7 |23 |6 |67 |11 |

|Новая |31 |30 |20 |9 |9 |99 |21 |

|Зеландия | | | | | | | |

|Польша |21 |36 |28 |34 |30 |149 |37 |

|Португалия |13 |19 |21 |29 |25 |107 |24 |

|Сингапур |19 |13 |17 |18 |18 |85 |18 |

|США |2 |i |1 |8 |10 |22 |1 |

|Таиланд |18 |12 |22 |16 |21 |89 |19 |

|Турция |20 |20 |26 |21 |26 |113 |28 |

|Франция |i |2 |5 |30 |19 |57 |6 |

|Чехословакия |12 |20 |24 |20 |27 |103 |22 |

|Швейцария |10 |8 |10 |28 |15 |71 |16 |

|Швеция |34 |21 |9 |1 |1 |66 |13 |

|Югославия |14 |23 |31 |32 |32 |132 |33 |

|Ямайка |32 |32 |33 |17 |29 |143 |36 |

|Япония |23 |18 |2 |7 |2 |52 |5 |

К тому же устойчивая экономика служит надежным гарантом стабильного

развития и туризма, всей непроизводственной сферы в целом. В 1988 г. первые

десять мест по размеру валовых доходов от туризма занимали: США (22,7 млрд

долл.), Испания (20,6), Франция (17,0), Италия (15,3), Великобритания

(13,6), Австрия (12,2), Западная Германия (10,4), Швейцария (6,9), Канада

(5,7) и Бельгия—Люксембург (4,2 млрд долл.) 2. Как видим, в 1990 г. десятка

сильнейших в целом сохранила свой состав.

Таблица 4

Ранжированный ряд интегральных показателей качества туризма

|Страна |Сумма |Итоговое |Страна |Сумма |Итоговое|

| |мест |общее место| |мест |общее |

| | | | | |место |

|США |22 |1 |Бразилия |97 |20 |

|Великобрит|38 |2 |Новая Зеландия |99 |21 |

|ания | | | | | |

|Германия |41 |3 |Чехословакия |103 |22 |

|Италия |44 |4 |Индия |104 |23 |

|Япония |52 |5 |Португалия |107 |24 |

|Франция |57 |6 |Ирландия |109 |25—26 |

|Бельгия |58 |7 |Греция |109 |25—26 |

|Австрия |59 |8 |Китай |III |27 |

|Австралия |61 |9 |Турция |113 |28 |

|Мексика |62 |10 |Багамы |120 |29 |

|Нидерланды|67 |11 |Венесуэла |121 |30 |

|Канада |68 |12 |Бермуды |126 |31 |

|Швеция |66 |11 |Венгрия |127 |32 |

|Испания |70 |14—15 |Югославия |132 |33 |

|Корея |70 |14—15 |Египет |133 |34—35 |

|Швейцария |71 |16 |Кения |133 |34—35 |

|Гонконг |80 |17 |Ямайка |143 |36 |

|Сингапур |85 |18 |Польша |149 |37 |

|Таиланд |89 |19 | | | |

Бесспорным лидером остаются Соединенные Штаты Америки. За

рассматриваемый период времени они совершили скачок в наращивании суммы

доходов от туризма: темп роста составил 178%. Ухудшилось положение Испании.

В 1990 г. ее доходы лишь чуть превысили 90% к уровню 1988 г. В результат—

перемещение со второго места на четвертое. «Серебряным призером» стала

Франция, а «бронза» досталась Италии. Впрочем, последующие годы могут

внести существенные изменения в указанную расстановку. Вот как выглядела

последовательность стран, обеспечивших наиболее высокий среднегодовой темп

прироста туристских доходов на протяжении более длительного периода

(1980—1988 гг.): Япония (20,3%), Австралия (12,9), Канада (9,2), США (7,6),

Швейцария (7,6), Франция (6,7), Великобритания (6,1), Западная Германия

(3,2%).

Как и вся экономика, туристская отрасль — весьма подвижная система, а

может быть, даже более подвижная, чем другие отрасли, ибо услуги туризма

нельзя изготовить заранее или хранить впрок, а решение потребителя

отказаться от приобретения этого блага может прийти неожиданно под влиянием

каких-либо непредвиденных обстоятельств. И тем не менее страна, имеющая

развитую туристскую инфраструктуру и ставящая развитие туризма в качестве

национально значимого приоритета, стремится выработать и последовательно

проводить целостную политику в этой сфере, создавать достаточный запас

прочности, чтобы противостоять неблагоприятным тенденциям и неожиданным

поворотам мировой конъюнктуры. Рассмотрим эту проблему на примере Канады.

Достижения и трудности канадского туризма. Туризм — главная отрасль

Страны кленового листа, в ней функционирует 60 тыс. предприятий с 615 тыс.

работающих. Если же учесть всех занятых обслуживанием не только иностранных

туристов, но и своих, «домашних», общая численность персонала возрастает в

полтора раза — до 924 тыс. человек.

В целом туризм принес стране в 1988 г. 24 млрд. долл., из которых 11

млрд. составили источник правительственных доходов. Высокая трудоемкость

отрасли объясняет и весьма высокую эффективность вкладываемых в нее

средств. Наглядное тому подтверждение — данные о размерах добавленной

стоимости, созданной в отрасли экономики. В 1987 г. на долю канадского

туризма приходилось 30,8% добавленной стоимости. В США этот показатель

достиг 38,6%, т. е. почти на 8% больше. С другой стороны, доля занятых в

обслуживании туристской отрасли в Канаде составляла 53,3%, тогда как у

соседей — 52,3. Это свидетельствует о различном качественном уровне отрасли

в двух странах и служит объяснением тех трудностей, на которые сетуют

канадские эксперты.

Открытая экономика ориентируется не столько на внутренний рынок,

сколько на мирохозяйственные контакты. В 1980 г. зарубежные гости

обеспечивали до 21% канадских доходов от туризма. К 1990 г. их доля

подросла до 29%. Однако в последние годы число иностранцев, посещающих

страну, перестало расти, стабилизировавшись на уровне около 15 млн.

человек.

Согласно национальной статистике, число гостей, проведших в стране

одну ночь или более, в 1992 г. опустилось до 14,8 млн. человек. Их

численность продолжает снижаться даже с учетом гостей из США. Если начиная

с 1980 г. зарубежные индивидуальные поездки в Канаду увеличились на 17%, то

мировой рост составил 65%. Если бы удалось выдержать такой темп, страну

дополнительно в 1992 г. посетило бы 6 млн. туристов со всеми вытекающими

отсюда экономическими последствиями.

Канада теряет свою долю на мировом рынке, снижается ее

конкурентоспособность в области путешествий и туризма. Выше уже отмечалось,

что по размеру доходов она занимает девятое место, хотя несколькими годами

раньше страна находилась на ступеньку выше. Специалисты опасаются, что этот

процесс скольжения продолжится до конца текущего десятилетия. Назревают

проблемы и во внутреннем туризме. В прошлом десятилетии население страны

увеличилось на 11%, однако число канадцев, путешествующих по родной стране,

возросло лишь на 5%. Весьма примечательно, однако, что в основном этот

прирост произошел благодаря деловым поездкам. Богатую пищу для размышлений

отцов национального туризма дают цифры «бегства» туристов за рубеж. В

течение 80-х годов поездки канадцев в США увеличились на 58%—с 11 до 17

млн. Число граждан, выезжающих за океан, даже удвоилось, достигнув 3,2 млн.

Специалисты ломают голову: почему же число иностранных гостей Страны

кленового листа растет несопоставимо низкими темпами по сравнению с

мировыми показателями? Здесь не было каких-либо крупномасштабных событий,

которые препятствовали бы путешествиям: военных конфликтов или серьезной

террористической активности. Правда, не было их и в Соединенных Штатах,

которые наслаждаются беспрецедентным ростом числа зарубежных посетителей в

последние годы.

Даже имеющаяся информация дает основание считать, что сами по себе

компоненты природно-климатического комплекса страны еще не гарантируют

безусловного успеха туристской деятельности. В конечном счете определяющим

фактором является уровень экономического развития Имея развитую систему

отраслей товарного производства, страна усиливает свою притягательность как

объекта туристского интереса.

Таким образом, судьба одной отрасли оказывается проблемой всей нации.

Отсюда — вопрос о роли центрального правительства и общегосударственных

Страницы: 1, 2, 3