скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Олимпийские игры в античности скачать рефераты

захолустного городишки, да еще и не получившего хорошего воспитания. А вот

выставить колесницу с достойными лошадьми было под силу даже не каждому

богачу. Древние историки (Исократ, Плутарх) почти хором рассказывают о

честолюбии Алкивиада, пославшего на Олимпиаду семь (!) колесниц. Столько,

кроме него, не посылал никто — ни частное лицо, ни царь. Он получил первую,

вторую и четвертую, по словам Фукидида, награды. Еврипид же указывает, что

и третья тоже досталась Алкивиаду. Конные состязания проводились на

ипподроме, располагавшемся южнее стадиона, который был длиной в 4 стадия —

около 770 м.

В более позднее время Игры продолжались семь дней, а в период римского

владычества веками установившимся правилам следовали уже не столь строго. В

65 г. н. э. император Нерон превратил Олимпиаду практически в фарс,

участвуя в скачках в сильнейшем подпитии и приказав не выпускать зрителей

при своем выступлении на мусическом агоне. Вы, наверное, удивитесь, но

Нерон стал победителем. Конец Олимпийским играм древности — на 293-й

олимпиаде — положил набожный римский император Феодосий I в 393 г. н. э.,

усмотрев в них несовместимое с христианской верой язычество.

IV. Программа Олимпийских игр. Олимпионики

Спортсмены и их наставники съезжались в Олимпию за месяц до начала Игр

для отборочных тренировок. Сами игры в 5 веке до н. э. длились 5 дней: в 1-

й день, когда участники Игр перед алтарем Зевса приносили клятву в

соблюдении всех правил состязаний, происходили жертвоприношения; во 2-й

день проводились состязания в группе мальчиков, в 3-й состязания мужчин, в

4-й конные ристания, 5-й день заканчивался жертвоприношениями и был

посвящен торжественной церемонии вручения наград.

Первым победителем на Олимпийских играх считался элеец Кореб (776 до

н. э.), который выиграл состязание в коротком беге на 1 стадий (192,27 м).

В 14 Олимпиаду (724 до н. э.) в программу Игр вводится двойной, т. е. на 2

стадия, бег-диавлос, в 15-ю (720 до н. э.) длинный бег-долихос (от 7 до 24

стадиев), с 18-й (708 до н. э.) борьба и пятиборье, или пентатлон,

состоявшее из прыжков, бега, борьбы и метания копья или диска. С 23

Олимпиады (688 до н. э.) появляется кулачный бой. В 25-ю впервые вводится

бег колесниц, запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, в 33 (648 до н. э.)

верховые скачки на взрослых лошадях и панкратий (борьба без правил и

состязание на кулаках). В 65-ю Олимпиаду (520 до н. э.) в программу включен

бег в полном вооружении гоплитодром. В 70-ю Олимпиаду (500 до н. э.)

появляется бег апены (колесницы, запряженной мулами), в 71-ю (496 до н. э.)

кальпа (попеременный бег и скачка на колеснице), в 93-ю (408 до н. э.)

синорида (бег колесниц, запряженных двумя взрослыми лошадьми), а с 99-й

Олимпиады (384 до н. э.) бег колесниц, запряженных молодыми лошадьми. В 131

Олимпиаду (256 до н. э.) введены верховые скачки на жеребятах, а в 145 (200

до н. э.) панкратий для мальчиков.

С 720 до н. э. атлеты, ранее выступавшие в набедренных повязках,

состязались обнаженные. Состязания проходили по группам, на которые

спортсменов разделяли по жребию (по 4 человека). Победителю элланодики

вручали пальмовую ветвь, с которой он должен был прийти на вручение наград.

Имя победителя-олимпионика, имя его отца и отечество торжественно

объявлялись и высекались на мраморных плитах, выставленных в Олимпии для

всеобщего обозрения. Олимпионики были столь знамениты, что год олимпиады

часто назывался по имени победителя. С 7 Олимпиады (752 до н. э.) атлеты

награждались венками из ветвей «маслины прекрасных венков», по преданию,

посаженной еще самим Гераклом; с 60-й им позволялось поставить в Альтисе

свою статую. Во время пира, следовавшего за состязанием, в честь

олимпиоников пелись торжественные гимны-эпиники, составленные знаменитыми

поэтами Пиндаром, Симонидом, Вакхилидом и др. Древние греки считали победу

знаком расположения божества, внимания Зевса к атлету и к городу, откуда он

родом. На своей родине олимпионики освобождались от всех государственных

повинностей и пользовались почетными местами в театре и на всех

празднествах; известны случаи, когда олимпионики обожествлялись и

почитались как местные герои.

V. Значение Олимпийских игр

Олимпийские игры были объединяющим центром всего эллинского мира,

священные послы теоры представляли в Олимпии все греческие государства.

Особо почитали Олимпийские игры греки из отдаленных мест, которым они

помогали поддерживать связь с метрополией. Многие греческие города

устраивали у себя игры по подобию Олимпийских или сооружали храмы Зевса

Олимпийского (в Афинах, Халкедоне, Акраганте, Сиракузах и др.).

В Олимпию съезжались художники и поэты, с 50-й Олимпиады утвердился

обычай читать на Олимпийских играх литературные произведения и произносить

стихи. Геродот, вернувшись с Востока, читал здесь главы своей «Истории»; в

Олимпии вел свои беседы Сократ, ходивший туда пешком из Афин, со своими

сочинениями выступали Платон, Эмпедокл, Софокл, Исократ, Демосфен и др.

Греческие государства во время Олимпиад объявляли о заключении важных

договоров, скрепляя их клятвами у алтарей богов и уведомляя о том всю

Грецию. Имя, торжественно объявленное на Олимпийских играх, становилось

известно всему грекоязычному миру. На рубеже 4-3 веков до н. э. историк

Тимей Сицилийский предложил вести летосчисление по Олимпиадам,

четырехлетним временным отрезкам, от одной Олимпиады до другой.

Ко 2 веку до н. э. Игры теряют свое великолепие, все больше

превращаясь в событие местного значения. В 85 до н. э. римский полководец

Сулла, позволивший своим солдатам опустошить сокровищницы Олимпии, перенес

Игры в Рим (175-я Олимпиада-80 до н. э.), но через 4 года они

возобновляются в Греции. С великой пышностью состязания были восстановлены

римским императором Августом. Германик получил на играх венок, Тиберий в 4

г. до н. э. стал победителем в беге колесниц. В нарушение всех вековых

правил император Нерон объявил игры на 2 года ранее положенного срока,

приказал уничтожить статуи всех прежних олимпиоников и ввел певческие

состязания, в которых и стал первым «победителем». После его убийства игры

были объявлены недействительными. В 394 году Олимпийские игры, 293 по

счету, были запрещены как языческое празднество декретом римского

императора Феодосия I Великого.

В апреле 1896 по инициативе Пьера де Кубертена в Афинах состоялась

Первая Олимпиада, положившая начало современному олимпийскому движению.

VI. Влияние Олимпийских игр на религию и политику

Для греческого мира уже в VI в. до н. э. характерны два явления: с

одной стороны, сильное развитие партикуляризма, цепкое отстаивание своей

самостоятельности каждым из бесчисленных городов-государств и, с другой

стороны, наличие институтов, объединявших в какой-то мере эти государства,

напоминавших им о связи, существовавшей между ними, признание некоторых

общеэллинских учреждений н обычаев. Одним из таких, объединявших всех

зллинов, пусть на короткое время, институтов были общегреческие религиозные

празднества и связанные с ними состязания.

Среди них важнейшее место занимали жертвоприношения Зевсу в Олимпии и

общегреческие состязания, устраиваемые после религиозной церемонии.

Ф.Ф.Зелинский когда-то заметил, что было бы неправильно сравнивать

древнегреческих поэтов, прославившихся своими стихотворениями в честь

победителей на Олимпийских играх и в честь коней, одержавших эту победу, с

современным поэтом, который палисад бы стихи мя прославления лошади,

взявшей первый приз на скачках в Дерби. И действительно, при таком

сопоставлении сразу делается ясным, что перед нами явления совершенно

разного рода. И дело не только в том, что Олимпийские игры были понятны и

близки сердцу каждого грека, а не одним лишь представителям зажиточного

меньшинства, и не в наличии в древности религиозного момента, но и в том,

что празднества, совершавшиеся в Олимпии с такой торжественностью каждые

четыре года, имели не одно религиозное, но и политическое значение. При

тесной связи которая существовала в античности между государством и

религией, это вполне понятно.

Общее значение Олимпийских состязаний для греков выступает достаточно

ясно в одном из рассказов Геродота, где идет речь о прибытии в Египет

вестников от элидян. Эти вестники хвалились, что они из всех людей

наисправедливейшим и прекраснейшим образом организовали состязания в

Олимпии, и думали, что и египтяне, мудрейшие из людей, не смогли бы

изобрести ничего другого.

Но еще важнее другое известие, относящееся к тому времени, когда над

Элладой нависла страшная угроза. Полчища персов находились уже на греческой

земле. Казалось бы, все другие соображения должны были отойти на задний

план перед мыслью о необходимости сосредоточить все силы для отпора врагу.

Но греки действуют иначе. Спартанцы отправляют царя Леонида с небольшим

отрядом в Среднюю Грецию, обрекая его на верную гибель. Выступить же со

всеми силами они предполагают после: «(теперь) им мешало Карнейское

празднество». И такие же намерения, прибавляет Геродот, были и у прочих

союзников, так как одновременно происходил праздник в Олимпии (VII, 206).

Таким образом, даже настоятельная военная нужда не могла отвлечь эллинов от

религиозного торжества (может быть, намеки на эти события содержатся у

Фукидида ).

Победе на Олимпийских играх придавалось в VI в. до н. э. огромное

значение: победитель становился первым человеком своего полиса не только в

сознании своих сограждан, но и всех греков. Вспомним, что ожидало

олимпионика по возвращении на родину: торжественную встречу при его въезде

в город, шествие к храму Зевса, пир, привилегии, которые получал

победитель, статуи, воздвигавшиеся в его честь, оды, заказанные лучшим

поэтам своего времени, легенды, создававшиеся вокруг его имени, божеские

почести, иногда оказываемые ему. Все это объясняется не только пристрастием

эллинов к спортивным состязаниям, но имеет другой, более глубокий смысл.

Поэтому при изучении политической история архаической Греции нельзя пройти

мимо вопроса об олимпиониках, тем более что в источниках мы находим

интересные в этом отношении известия.

Однако, прежде чем рассматривать эти известия, необходимо представить

себе, что сделано в науке по вопросу об олимпиониках. С пробуждением в

Греции интереса к изучению прошлого начали наряду с другими данными

собирать материал об Олимпийских играх и составлять списки олимпиоников.

Известно, что этим занимался (в конце V в. до н. э.) логограф и аттидограф

Гелланик. Впоследствии эту работу продолжали авторы IV в. и позднейшего

времени. Многочисленные известия о победителях содержатся также в трудах

Геродота, Павсания и других.

В XIX в. все данные об олимпиониках были подвергнуты научному изучению

в работе Форстера, а в недавнее время список победителей на Олимпийских

играх был пересмотрен и дополнен Моретти.

Как бы ни решать вопрос об исторической достоверности этого списка, в

особенности в той его части, которая относится к древнейшему времени (VII —

началу VI в. до н. э.), все же в целом сведения, сохранившиеся в нем,

несомненно, дают живое представление о составе победителей на состязаниях,

хотя во многих случаях и возникают сомнения относительно имени олимпионика,

вида состязаний и (особенно часто) даты победы. Даже такой скептически

настроенный исследователь, как Белох, считает, что приблизительно с 50-й

олимпиады (580 г. до н. э.) ведет свое начало запись имен победителей. Что

касается V в., то список победителей этого времени, согласно Белоху,

«совершенно достоверен».

В общем мы имеем основание рассматривать список олимпиоников, по

крайней мере с начала VI в., как исторически ценный материал, даже если и

допустить, что в него были позднее внесены более или менее произвольные

данные (например, имена, заимствованные, из мифологии, или датировки более

ранним временем (Килон, Мирон), как думает Белох (ук. соч., стр. 154).

мнение которого, впрочем, не разделяет в настоящее время большинство

исследователей).

Известия об олимпиониках могут получить различное истолкование в

зависимости от взглядов на характер и значение Олимпийских состязаний,

начало которых восходит к глубокой старине. В VI в. до н. э. они давно уже

стали одним из существенных моментов в религиозной, культурной и

политической жизни Эллады, и то или иное понимание их значения не может не

бросить свет и на особенности политической борьбы в греческих государствах

этого времени.

Каково бы ни было происхождение Олимпийских состязаний — связаны ли

они с погребальными обрядами, или с периодической борьбой царей-магов за

власть, или, наконец, с культом Зевса как бога войны — в VI в. победа на

этих играх имела сильный политический резонанс. Гардинер, являющийся

горячим противником религиозной теории происхождения Олимпийских

состязаний, прав в известной мере в своей критике попыток истолковывать

многие обычаи или обряды позднейшего времени, притом существовавшие не

только в Олимпии, как доказательство в пользу этой теории. Но то, что он

отрицает религиозный характер состязаний и утверждает, что их происхождение

не связано с религией, представляется малоубедительным, — особенно в свете

того огромного сравнительно-исторического материала, который был собран

Фрэзером по вопросу о различных способах передачи царской власти. Но нас в

связи с дальнейшим изложением интересует не столько вопрос о происхождении

и первоначальном характере Олимпийских игр, сколько о том, чем они были в

VI в. до н. э.

Этот век был периодом быстрого роста их известности и значения по

сравнению с предшествующим временем. Свидетельством этого служат прежде

всего произведения искусства. Бизли считает, что возрастающий интерес к

Олимпийским состязаниям — одна из характерных черт аттической вазовой

живописи второй четверти VI в.: об этом говорят, например, изображения на

чаше богини победы, юношей с поднятыми руками, приветствующих победителя, и

проч. Схолии к первой Олимпийской оде Пиндара поясняют слова поэта (01.,

1,151 а) — to de kleoV thloqen dedorken — таким образом: «повсюду

устремляют взоры к Олимпийским состязаниям и прославляют (их)».

Поэтому заслуживают внимания известия древних авторов относительно той

угрозы, которую представлял победитель в состязаниях для местного

правителя. Гардинер (ук. соч., стр. 97 ел.) лишь упоминает о Каллии,

старшем Мильтиаде и Кимоне, сыне Стесагора, — победителях на Олимпийских

состязаниях — в связи с выяснением вопроса о том, в каких состязаниях могли

Страницы: 1, 2, 3, 4