скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Одно из семи чудес света: Пирамиды скачать рефераты

этих блоков, по словам Геродота, не было ни одного, который не достигал бы

9 м.

По рассказу Геродота, для того, чтобы втащить наверх каменные глыбы,

строилась наклонная насыпь. Впоследствии ее разравнивали. По ней строители,

подгоняемые палками надсмотрщиков, тянули на канатах тяжелые камни, которые

с помощью деревянного рычага устанавливали на место. Сколько людей погибало

под тяжестью сорвавшейся каменной глыбы, сколько было искалечено при

укладке камней, сколько умирало от непосильного труда здесь же, у

недостроенных еще стен пирамиды! И это в течение долгих двадцати лет. Когда

кладка пирамиды была закончена, ее ступени, закладывались облицовочными

блоками. Их привозили из каменоломен, находившихся в Верхнем Египте, возле

Асвана. По уступам пирамиды облицовочные блоки поднимали наверх и

укладывали их сверху вниз. Затем их полировали. Под лучами южного солнца

они сияли ослепительным блеском на фоне безоблачного египетского неба.

Геродот рассказывает, что постройка пирамиды Хуфу длилась около двадцати

лет. Через каждые три месяца менялись рабочие, число которых достигало 100

000 человек. Плети надсмотрщиков, изнурительный зной, нечеловеческий труд

делали свое дело. Ведь никаких машин для поднятия двухтонных известняковых

глыб не было. Все делалось только с помощью живой человеческой силы. Даже

если принять во внимание, что Геродот допустил ряд явных преувеличений и

неточностей, то все равно приведен-|ные им цифры дают представление о

грандиозном размахе работ, предпринятых Хеопсом для создания колоссальной

усыпальницы. В этом же рассказе Геродот упоминает о надписи, сделанной на

пирамиде, в которой указывалась сумма, издержанная на лук, чеснок и редьку

для рабочих. 0на равнялась 1600 талантам.9 «Если же это действительно так,

— восклицает Геродот, — то сколько же должно быть издержано на железные

орудия для работы, на пищу и одежду рабочих?».

Все погребальное сооружение представляло собою почти сплошную каменную

кладку. Вход в пирамиду всегда находился на северной ее грани, на высоте

около 14 м от земли. Внутри пирамиды было несколько камер, из которых

только две были погребальными. Одна, нижняя, как предполагают ученые,

предназначалась для супруги царя. Вторая, несколько больших размеров

(10.6 Х 5.7 м), находившаяся на высоте 42.5 м от основания пирамиды,

служила усыпальницей самого фараона. В ней стоял саркофаг из красного

полированного гранита. Над погребальной камерой царя одна над другой

расположены пять глухих камер, предназначенных, по-видимому, для

распределения давления над камерой. В толще пирамиды проложено несколько

узких и длинных ходов, ведущих в камеры, находящиеся внутри пирамиды, и в

камеру, вырытую под ее основанием. Учеными были прослежены также и две

вентиляционные щели, пронизывавшие толщу каменной кладки и шедшие из камеры

самого Хеопса. При расчистке поверхности пирамиды на многих блоках были

обнаружены пометки, сделанные красной краской и содержавшие имя фараона

Хуфу. Части древней облицовки были открыты археологами при расчистке нижней

части пирамиды, занесенной песком. Притеска облицовочных камней была так

совершенна, что невозможно было сразу определить места их соединения. А при

фотографировании этой облицовки исследователям пришлось специально обвести

краской швы, где смыкались блоки. Можно смело сказать, что ни один из

царей, правивших после Хуфу, не смог превзойти его гробницу по размерам и

величию, но имя фараона, который решил прославить себя постройкой небывалой

по великолепию пирамиды, в течение многих столетий было ненавистно

населению Египта.

Второй по величине после гробницы Хуфу считается пирамида фараона Хафра

(Хефрена). Она на 8 м ниже, но зато менее разрушена. Верх пирамиды сохранил

часть полированной облицовки. Остальные пирамиды значительно меньше, и

многие из них сильно разрушились.

Вблизи от пирамиды Хафра поднимается из песка пустыни холм. Высота его

около 20 м, длина около 60 м. Приблизившись к холму, путешественники видят

огромную статую, высеченную почти целиком из скалы. Это знаменитый большой

сфинкс — фигура лежащего льва с человеческой головой. Лицо его

потрескалось, нос и подбородок отбиты. Так мусульмане арабы покалечили

статую, простоявшую тысячелетия. Арабы верили, что в статуях древних

египетских богов живут злые духи, и поэтому старались уничтожить как можно

больше их изображений. С таким гигантом, как большой сфинкс, справиться им

было не под силу, но изуродовали они его основательно.

«Отец ужаса» — так называют большого сфинкса жители пустыни. Наибольший

страх он внушает им ночью, освещенный яркой луной, когда глубокие тени

придают его чертам особую выразительность.

Кого же изображает эта колоссальная статуя, почему она оказалась в

таком близком соседстве с пирамидами? На голове статуи повязка, которую

носили только фараоны. Ученые считают, что это статуя фараона Хафра,

которая входила в ряд сооружений, связанных с гробницей фараона.

В древнем Египте не всякий смертный имел право приближаться к пирамиде

— этому «вечному горизонту», за который «зашел» фараон (о фараоне не

говорили, что он умер,—он «заходил» за горизонт, подобно солнцу; египетские

цари называли себя сыновьями солнца). Для того чтобы желающие могли

почтить память умершего фараона, не оскорбляя его величия, на некотором

расстоянии от пирамиды воздвигался заупокойный храм — нечто вроде приемной

залы умершего царя. Массивные прямоугольные столбы из полированного

гранита поддерживали потолок. Гранитные стены и пол здания были тщательно

отполированы.

Свет падал из небольших отверстий, пробитых в верхней части стен, и

создавал торжественный полумрак, в котором особенно величественными

казались темные статуи фараона — владыки, принимающего почтительных

гостей. От этого торжественного зала к пирамиде вел длинный крытый

коридор. Его стены и пол также были сделаны из полированного гранита. По

этому коридору в пирамиду везли тело фараона в тяжелом саркофаге из ценного

камня.

Для того чтобы сохранить от тления тело царя, которое было обиталищем

его души (у египтян она называлась Ка), его бальзамировали. Подробный

рассказ о процессе бальзамирования нам сохранил древнегреческий писатель

Диодор, живший в I в. н. э. У Геродота также говорится о бальзамировании

покойников. Умершего приносили в помещение для бальзамирования. Труп клали

на пол и к нему приближался человек, который назывался начер-тателем знака.

На левом боку тела он намечал чертой место, где должен был проходить

разрез. Затем подходил другой человек и эфиопским камнем 10 делал на трупе

разрез, после чего обращался в бегство, так как по обычаю в него с

проклятиями бросали камнями все присутствовавшие. Эти проклятия составляли

древний религиозный ритуал, связанный с нанесением увечья умершему. После

этого к телу приступали непосредственно бальзамировщики. Один железными

крюками через ноздри извлекал из черепа часть мозга. Оставшийся мозг

растворяли впрыскиванием различных сильных снадобий. Через рану в боку

вынимались внутренности, которые обмывались пальмовым вином и благовонными

эссенциями. Потом их обматывали в тонкую льняную материю и вкладывали в

специальные сосуды-канопы, сделанные из глины, алебастра или порфира.

Крышки каноп были сделаны в виде различных голов. В канопу с крышкой,

изображавшей человеческую голову, складывали желудок и кишки, в ка-нопе с

головой шакала лежали легкие и сердце, а сосуд с головой кобчика

предназначался для печени. В это время тело умершего сначала натирали

кедровым маслом и промывали внутри пальмовым вином. Затем на 40 дней клали

его в специальный щелочной раствор. Потом снова промывали вином и

пропитывали различными ароматическими смолами, предохраняющими от гниения.

Наполнив внутренность тела ароматическими веществами, разрез зашивали и

передавали набальзамированный труп специальным одевальщикам, которые

украшали его. Часто золотили ногти на руках и ногах, вставляли глаза из

хрусталя или слоновой кости. На пальцы рук и ног надевали кольца. Нарядив

таким образом умершего, одевальщики покрывали все тело слоем клея и

начинали обматывать его тонкими льняными бинтами. Обертывали, тщательно

обматывая, пальцы рук и ног и все тело по нескольку раз, так что длина этих

бинтов составляла несколько сотен метров. Таким образом приготавливалась

мумия — нетленное обиталище для духа Ка, который должен был жить вечно.

Тот же Диодор рассказывает, что когда царь египетский умирал, на всю

страну налагался длительный траур, продолжавшийся семьдесят два дня. Храмы

запирались, жертв богам не приносили, никаких торжеств не справляли,

благовониями не умащались. Все эти дни египтяне не вкушали ни мяса, ни

вина, ни мучной пищи. Посыпав голову прахом, толпы мужчин и женщин бродили

по городу с жалобными песнопениями, в которых прославлялись добродетели

умершего фараона. В день, назначенный для погребения, саркофаг с

набальзамированным телом фараона ставили на особые полозья, украшенные

богатейшей резьбой и росписью, и с торжественными церемониями провожали в

последний путь умершего владыку, «сына солнца», ушедшего к богам. Саркофаг

с телом царя помещали в склепе внутри пирамиды, гранитные стены и потолок

которого были тщательно отполированы.

Родственники фараона и жрецы заботились о том, чтобы умершему не

грозила опасность в загробном мире, чтобы он мог свободно передвигаться

внутри своей гробницы и чтобы боги приняли его как равного. Поэтому часто

стены помещений внутри пирамид испещрены молитвами и заклинаниями. Особенно

тщательному заклятию подвергались двери, которые вели из одного помещения

в другое или из коридора в камеру. В пирамиде фараона VI династии Пепи

возле первой двери написан целый гимн, где утверждается, что эти «двери

неба» отверзаются только для Пепи, но не для кого-нибудь другого. Перед

другой дверью написан текст, кончающийся словами: «Когда же приходит Пепи

со своим Ка, дверь должна открываться. Посвящена эта пирамида Пепи и его

Ка». На стенах, прилегающих к дверям, помещены изображения стражей

дверей—павианов, волков, львов, и заклятия против них и злых демонов,

угрожающих умершему фараону. Эти тексты, обнаруженные в большом количестве,

являются одним из самых древнейших произведений религиозной литературы.

Ученые назвали их по месту находки «текстами пирамид».

Заботясь о безопасности духа умершего в загробном мире, его

родственники не забывали и о жизненно необходимых вещах. В особых

помещениях хранились драгоценности и различные предметы, принадлежавшие

фаpaoнy. Ведь древние египтяне верили, что умерший про- должает жить и

после смерти, что он нуждается во всех тех вещах, которые были ему

необходимы при жизни. И великолепная гробница царя служила ему домом, как

при жизни домом был роскошный дворец.

В дни праздников в память умершего фараона торжественная процессия

направлялась к его пирамиде. В зале с колоннами перед изображением фараона,

«воссевшего рядом с Ра»,12 совершались моления и приносились жертвы. В эти

дни в «городе мертвых» возле больших пирамид было шумно и оживленно. Гнали

стада жертвенных животных, шли люди с корзинами даров, цветами,

приношениями. В заупокойный храм допускались лишь родственники царя,

приближенные и жрецы. Остальные участники процессии в честь умершего

фараона оставались в долине у входа в коридор, ведший к заупокойному

храму царя, и ожидали окончания жертвоприношения. К пирамиде — освященному

месту упокоения фараона, ставшего божеством, — простой смертный не смел

приближаться. Однако богатства, наполнявшие кладовые царской усыпальницы,

были большим соблазном для грабителей. Строители пирамид предусмотрели и

это. Вход в склеп закрывался изнутри тяжелым замковым камнем. После

окончания погребальных церемоний из-под камня выбивались подпоры и вход в

центральный покой пирамиды, где стоял великолепный гранитный саркофаг с

телом фараона, замыкался навсегда.

Такой же огромный камень, спущенный вниз по наклонному ходу в склеп,

закрывал ход в коридор.

Колодец, по которому спускались люди, после того как были замурованы

все входы и выходы, засыпался. Царская могила была недоступна для людей и

демонов. Фараон мог мирно покоиться под стометровой громадой пирамиды,

нависшей над сводчатым склепом.

Но все предосторожности оказались напрасными. Царские гробницы были

ограблены еще в древности, и до наших дней сохранились лишь пустые залы и

сложные переходы внутри пирамид. О неслыханной ценности сокровищ, которые

таились в царских могилах, можно было только догадываться до тех пор, пока

в 1922—1923 гг. не была открыта знаменитая гробница царя XVIIJ династии

Тутанхамона, умершего в XIV в. до н. э., более 32 столетий назад. По

счастливой случайности она не была разграблена, и вся утварь, которая

сопровождала царя в его загробную жизнь, предстала перед глазами ученых.13

Несколько комнат окружало центральное помещение, где стоял саркофаг

молодого царя, умершего, когда ему было всего 18 лет. Все эти кладовые были

забиты массой вещей. Здесь находились четыре царских колесницы, окованные

золотом, великолепные царские ложа с головами зверей, золотой трон, на

спинке которого из драгоценных камней было сделано изображение умершего

фараона и его жены. В чудесных сосудах из прозрачного алебастра хранились

душистые мази. В деревянных футлярах нашли жареных гусей и окорока — пищу

молодого царя в его загробной жизни. Многочисленные сундуки с одеждами,

драгоценностями, обувью, сосудами заполняли кладовые.

У входа стояли статуи самого фараона, охраняющие двери, которые вели в

центральное помещение. Когда дверь была вскрыта, ученые увидели сплошную

золотую стену, украшенную плитками бирюзового цвета. Это был огромный ящик

— саркофаг, занимавший почти всю комнату. С одной стороны ящика имелись

дверцы, запечатанные печатью с именем Тутанхамона и закрытые на бронзовый

засов. Три тысячи лет прошло с тех пор, как была наложена печать фараона на

эти дверцы, и вот они снова заскрипели, но уже под рукой археолога. Первый

футляр был снят. Под ним оказался второй, столь же богато украшенный.

Простенки между первым и вторым саркофагами были также заполнены вещами.

Здесь лежали два великолепных золотых опахала из страусовых перьев,

замечательные алебастровые сосуды и множество других ценнейших вещей.

Третий гроб был сделан из дорогого резного позолоченного дуба. Когда

сняли и его, то под ним оказался саркофаг из розового гранита необычайной

красоты. Сняв крышку, ученые увидели золоченое ложе, на котором находился

саркофаг в форме спеленутой мумии. Он был покрыт листами золота и сверкал

драгоценными камнями.

Последний футляр, в котором лежала мумия фараона Тутанхамона,

завернутая в 16 полотняных пелен, был сделан из чистого золота. На лице

мумии была золотая маска—портрет молодого фараона. На мумии нашли огромное

количество золотых украшений — ожерелий и браслетов. На ногах были надеты

золотые кованые сандалии, пальцы рук и ног заключены в золотые футляры.

Сокровища, найденные в гробнице молодого царя, не имели цены. А ведь это

было еще не самое богатое погребение египетских владык.

Фараон Тутанхамон был незначительным правителем, при нем Египет не

достигал особого могущества и богатства. Над его могилой пирамида не была

воздвигнута. В эту эпоху фараонов хоронили в Долине царей, в гробницах,

вырубленных в скале.

Какие же несметные богатства должны были заключать в себе погребения

других, более могущественных властителей Египта! Ведь не случайно

вавилонский царь писал египетскому фараону: «Брат мой, золота в твоей

стране столько же, сколько песка».

И, вероятно, недели и месяцы нужны были, чтобы разместить в

многочисленных кладовых и тайниках все бесценные дары, сокровища и

жертвенные приношения, которые причитались могущественному царю.

Недаром надписи, встречающиеся в пирамидах, сравнивают умершего фараона

с самим богом солнца Ра, верховным божеством египтян.

«Летит он, улетающий... Летит он от вас, о люди», — гласит одна из

надписей. «Не на земле он больше, на небе он... В твоей ладье гребет он, о

Ра, в твоей ладье правит он на небе, а когда ты выходишь из-за горизонта

восточного, он плывет с тобой в ладье твоей, о Ра, о Солнце!».

Но хотя тексты пирамид восхваляли божественное могущество фараона, хотя

мощные стены пирамиды надежно укрывали погребение царя, огромные гранитные

саркофаги в пирамидах царей Хуфу и Хафра пусты. Еще в древности были

разрушены храмы при пирамиде Хафра. Огромные статуи фараона Хафра были

разбиты и брошены в колодец, откуда их извлекли археологи при раскопках.

Было ясно, что не от времени пострадали эти великолепные статуи из темного

твердого камня. Они были намеренно испорчены, разбиты на куски, искалечены.

Еще Геродот, собиравший во время своего путешествия по Египту рассказы

о фараонах — строителях пирамид, писал о том, что цари Хуфу и Хафра,

воздвигшие самые большие пирамиды, были и после смерти ненавистны народу.

Рассказывали, что народ, доведенный до отчаяния непосильным трудом,

поборами, голодом и нищетой, восстал и разорил гробницы этих двух наиболее

беспощадных тиранов. Мумии Хуфу и Хафра были выброшены из их великолепных

гробниц и растерзаны на куски. Статуи, увековечивавшие память этих жестоких

угнетателей, возмущенный народ разбивал везде, где только они встречались.

А ненавистные имена Хуфу и Хафра в течение многих столетий были преданы

забвению, народ избегал называть их.

Легко представить себе, в какое грандиозное восстание вылилось отчаяние

парода, в течение десятков лет изнывавшего на постройке огромной пирамиды

Хуфу.

Об этом восстании до нашего времени дошли смутные предания. Но

папирусы, рассказывающие о выступлениях египетских бедняков в более поздние

времена, говорят, что египетский народ не был смиренным страдальцем. Он

пытался защитить свою свободу от произвола богачей.

Папирусы неоднократно упоминают о народных волнениях, когда

выведенный из терпения деспотизмом фараона, жрецов и богачей народ брался

за оружие. Восставали каменотесы и камнерезы, истощенные непосильным

трудом. Поднимались ремесленники и крестьяне. К ним присоединялись рабы,

работавшие в каменоломнях, на оросительных каналах и плотинах. Они громили

богатые поместья, храмы, убивали угнетателей, истребляли самую память о

них, запечатленную в статуях, гробницах, заупокойных храмах.

«Богач засыпает голодным, а те, кто прежде выпрашивал его опивки, те

пьют крепкое вино.. , у кого не было хлеба, имеет теперь амбары...»,—так

говорится в одном из папирусов, который называется «Жалоба Ипувера». «Земля

повернулась, как круг гончарный: ничтожные владеют сокровищами. .. Знатные

полны жалоб, а ничтожные полны радости»,—с ужасом повествовал жрец Ипувер.

По-видимому, восставшему народу удалось на время захватить в свои руки

часть богатств знати, землю, скот, житницы. Эксплуататоров заставили

трудиться на самых тяжелых и унизительных работах. Гражданская война

разгорелась в Египте.

Но из тех же папирусов ученые узнали, что вновь был восстановлен

прежний порядок, когда, по словам Ипувера, «руки людей станут строить

пирамиды, рыть пруды, сажать рощи деревьев для богов; хорошо, когда знатные

люди стоят, одетые в тонкое платье, и смотрят на ликование в доме их...».

Этими людьми, руки которых должны были снова строить пирамиды, являлись

все те же египетские бедняки — ремесленники, земледельцы, рабы. На них

снова лег беспощадный гнет налогов, повинностей, изнурительных и тяжелых

работ.

Во время восстания и гражданской войны не строились храмы, царские

усыпальницы и гробницы знати. Но когда наступило успокоение, фараоны и

знать стали вновь воздвигать пышные погребальные сооружения.

В Египте даже самый знатный человек не смел помышлять о постройке

такого погребального сооружения, как пирамида. Только фараон, сын Солнца,

мог иметь такую грандиозную гробницу. Усыпальницы знатных египтян либо

вырубались в скале, либо строились из камня или кирпича. Это были невысокие

прямоугольные сооружения, построенные над склепом. Гробницы египетской

знати обычно теснятся вокруг пирамид, словно вельможи и после смерти хотели

быть поближе к фараону.

В этих гробницах-мастабах обычно было несколько помещений. В главном

находился саркофаг с телом умершего. В одной из комнат были сложены вещи,

принадлежавшие хозяину гробницы. В маленьком помещении обычно стояла статуя

умершего. Стены мастаб украшались росписью или раскрашенными рельефами.

Краски росписей поражают своей яркостью и свежестью. Живость и тонкость

рисунка были удивительны. А ведь египетские художники работали с помощью

довольно грубых кистей, сделанных из кусков волокнистого дерева. С одного

конца такой кусок разбивали камнем до тех пор, пока он не размочаливался,

образуя грубую бахрому. Вот такими примитивными кистями (несколько кистей с

остатками красок на них найдено в гробницах) художники создавали изящные,

живописные изображения, украшавшие стены гробниц.

Здесь можно увидеть сцены повседневной жизни — жатву, посев,

ремесленников и земледельцев за работой, охоту, катание по Нилу на лодке,

танцы девушек, пляску воинов. Простые люди, трудолюбивые и талантливые, —

такими были египетские труженики, изображенные за своими обычными

занятиями.

И не вельможи — владельцы богатых, украшенных росписями мастаб, которые

хвастливо перечисляли свои заслуги перед фараоном, обессмертили себя

постройкой этих гробниц, а скромные труженики, имена которых не названы в

надписях.

Это они выращивали замечательные урожаи Нильской долины. Они строили

оросительные каналы и плотины, они высекали великолепные статуи, воздвигали

прекрасные храмы, украшали стены здания замечательными рельефами, полными

жизненной правды. И в этих картинах повседневной жизни они увековечили

себя, свой незаметный труд, без которого не могла бы существовать вся

тысячелетняя культура Египта. Сами того не зная, они сохранили до наших

дней на каменных страницах стен рассказы о своей тяжелой трудовой жизни, о

подневольном существовании одних и благоденствии других, о своих горестях,

забавах и развлечениях.

Пирамиды — это первое из семи чудес древнего мира — не только память о

бессмысленном и жестоком насилии над человеческим трудом и жизнями сотен

тысяч людей. Это не только свидетельство полного порабощения народа

деспотической властью фараона. Ведь пирамиды — это замечательный памятник

архитектуры древнего Египта. Это свидетельство высокого инженерного

искусства египтян, пять тысяч лет назад создавших такие грандиозные

сооружения на заре человеческой культуры.

Арабский писатель, живший в XIII в., сказал: «Все на земле боится

времени, но время боится пирамид».

И пирамиды сквозь тысячелетия донесли до наших дней память о

замечательных строителях древнего Египта, на крови и костях которых были

воздвигнуты эти величественные каменные громады, вызывающие удивление и

восхищение всех, кто их когда-либо видел. Пирамиды сделали бессмертными не

фараонов, а тот народ, чьими искусными и трудолюбивыми руками, камень за

камнем, были сложены эти «рукотворные горы».

1 . Олимп, Осса, Пелион—горы в Фессалии (Греция). По грече- ским

мифам, восставшие против богов титаны, для того чтобы добраться до неба,

стали громоздить горы одну на другую.

2. Плеяды — созвездие, состоящее из семи звезд.

3. Фаюмский оазис стал знаменит тех пор, как в его древних

гробницах были найдены чудесные, полные жизни портреты людей, живших за

два десятка веков до нашего времени. Портреты были написаны замечательными

художниками на тонких деревянных досках. По древнему обычаю эти доски клали

в гробницу, желая сохранить внешний облик умершегопосле его смерти.

4. Фараон Джосер—первый царь III династии (3000 г. до н. э.).

6. М. Г о н е и м. Утерянная пирамида. М., 1959.

7. Эйфелева башня, выстроенная в Париже в 1889 г., имеет высоту 300 м.

Высота известного небоскреба Эмпайр-билдинг в Нью-Йорке, имеющего 105

этажей, достигает 380 м. Это сооружения, выстроенные в конце XIX—начале XX

в. А пирамида Хуфу, внутри которой свободно может поместиться Исаакиевский

собор, находящийся в Ленинграде, была построена пять тысяч лет назад.

8. Талант—мера веса и денежная единица в древнем мире.

10. Возможно, это был нож из обсидиана.

11. VI династия относится к 2600—2400 гг. до н. э.

12. Pa — бог солнца, верховное божество египтян.

13.Г. Картер и А. М е и с. Гробница Тутанхамона. М., 1959.

Список литературы:

“Семь чудес древнего мира” А.А. Меихардт, И.А. Шимова. Изд.

“Наука” Москва 1966

“История Византии” Курбатов Г.Л.(историография) Ленинград 1975

“Практикум по истории древнего времени” Н.Л. Просина И.С. Свенщицкая

издание второе дополненное, Москва изд.”Просвящение” 1972

“Архитектура страны фараонов” Целлар Каталина, стройиздат, научно-

популярная библиотека школьника, Москва 1990

Страницы: 1, 2