Обычаи и традиции Шотландии
Оказалось, что сегодня все его сородичи одеты точно также, и уже поэтому он
сразу может узнать в толпе своего, отметить с ним праздник или, в случае
необходимости, - прийти на помощь. И хотя шанс встретить другого Моуэта в
московской толпе был крайне незначителен, да к тому же погода не
благоприятствовала хождению с голыми коленками - ледяной ветер гнал порошу,
- никакого разговора о другом костюме и быть не могло.
-Традиция, - объяснил Фарли и успокоил собравшихся. - В канадской тундре
было труднее, но в этот день я не могу иначе...”1
Традиция клановых цветов появилась не так уж и давно. Англичане в своё
время запретили шотландцам носить национальный костюм. Это было в 1746
году, когда в битве на плоскогорье Куллоден y Инвернесса шотландцы потеряли
шансы на независимость. Запрет действовал до 1782 года, а когда его
отменили, то выяснилось, что старые узоры - забыты. Пришлось изобретать
новые, записанные за каждым кланом.
Касательно такой основной детали шотландского национального костюма, как
юбка-килт, следует заметить, что носили её раньше не все шотландцы, а
только хайлендеры - горцы.
Как уже мы знаем, Хайлленд включает в себя самые высокие горы Британских
Островов, самые дикие озёра и острова. По своему происхождению хайлендеры
считают себя кельтами. Они гордятся тем, что являются потомками скоттов,
которые пришли в Британию из Ирландии в VI веке, и они называют себя
"скоттами". Несколько тысяч шотландцев, которые проживают у озёр в Западном
Хайленде и Гебридских островах, всё ещё говорят на шотландском гэлльском -
древнем кельтском языке, который очень похож на ирландский галльский и
сроден валлийскому. Фермеры Хайлендера или, как их тут называют,
"крофтеры", ведут тяжелую и простую жизнь, занимаясь земледелием и
скотоводством: выращивают овёс и картофель, разводят овец и коров,
рыбачат. Килт для некоторых хайлендеров и до сих пор является повседневной
одеждой. Хайлендеры чувствуют превосходство по отношению к лоулендерам -
жителям равнины, большинство из которых являются потомками датчан и англо-
саксов.
По своему этническому составу лоулендеры разнообразнее, чем хайлендеры.
До середины
___________________________________________________________________________
_______
1 Мартынов Л. Вокруг Света. 1979. №5. С. 38.
нашего века жители равнин - лоулендеры носили штаны и даже не клетчатые.
Повторюсь, что каждая традиция в своей основе несёт практический смысл.
Хайлендеры носили килт и гетры не
гористой местности. В связи с этим можно вспомнить кожаные штаны и гетры
тирольцев, костюм гималайских горцев - подоткнутый халат кончается над
коленями, а икры защищены чем-то вроде гольфов. Очевидно, что так удобнее
ходить по крутым горным тропкам. У лоулендеров же не было необходимости
передвигаться по горам и поэтому, естественно, и соответствующего для этого
костюма. Интересно описывает происхождение традиции носить юбку-килт
лоулендерами журналист Л.Мартынов: “В 1953 году лорд Лаурдейл, глава клана
Мэйтлендов, должен был возглавить торжественную процессию государственного
значения, неся шотландский флаг с Андреевским крестом, естественно, что и
костюм его мог быть только шотландским. Но у низинного клана Мэйтлендов
никаких собственных клеток не существовало. Выход из положения был найден:
по счастью Мэйтленды состоят в родственных отношениях с горскими кланами
Каббингэмов и Ганнов. Те одолжили свои цвета, и из их соединения появился
собственный тартан - клетчатая шерстяная материя Мэйтлендов. Впоследствии
лорд Лайон на основании долгих расчётов определил мэйтлендам тартан и занёс
его в официальную книгу клановых расцветок. Потом создали тартаны и для
остальных лоулендеров.”1
Всего сорок с лишним лет прошло с того дня, когда лоулендеры завели у
себя горский костюм, но это уже стало традицией. Традиции возникают по-
разному, но возникнув, имеют тенденцию не умирать. Исток шотландских
традиций - это стремление во что бы то ни стало отстоять свою самобытность.
Тем более, что английские короли долго пытались эту самобытность
искоренить, но шотландский упорный и упрямый характер противодействовал
“сас-сэнах” - таким пренебрежительным словом шотландцы называли англичан.
Суровость и упрямство шотландского характера как нельзя лучше и наглядней
выражается в эмблеме национального флага Шотландии - чертополохе
(приложение 4). Интересна легенда о происхождении этой национальной
эмблемы.
В древние времена викинги высадились на восточном побережье Шотландии с
намерением
___________________________________________________________________________
_______
1 Мартынов Л. Вокруг света. 1979. №5. С. 39.
захватить и ограбить страну. Скотты собрали все свои боевые силы и заняли
расположение за рекой Тэй - крупной рекой в Шотландии, в месте, где имелся
удобный брод. Так как они прибыли
к вечеру, то уставшие и измождённые после долгого перехода, разбили лагерь
и расположились на отдых, считая, что враг не станет наступать до
следующего дня. Однако, викинги были рядом; не обнаружив охраны и часовых
вокруг лагеря скоттов, викинги пересекли Тэй, с намерением внезапно
захватить скоттов и зарезать их во сне. С этой целью они разулись, чтобы
как можно меньше производить шума при передвижении к лагерю. Но вдруг один
из викингов наступил на чертополох. От внезапной и острой боли он
вскрикнул.
Услышав крик, скотты подняли в лагере тревогу. Викинги вынуждены были
отступить, а чертополох, в знак признательности за своевременную и
нежданную помощь, скотты выбрали в качестве своей национальной эмблемы.
Шотландцы были превосходными и смелыми лучниками. В качестве одной из
военных почётных традиций шотландцев - охрана королевы лучниками, в случае
её приезда. Эта традиция пошла с давних времён, когда шотландские короли
имели право требовать от всех кланов лучников для личной охраны. Сейчас
гвардия лучников - четыреста немолодых землевладельцев, которые в случае
приезда королевы в Шотландию должны оставив все дела, явиться для её
охраны, вооруженные луками и стрелами. Причём командиры подразделений также
придирчиво проверяют упругость тетивы и остроту наконечников, как это
делали в ХII веке. И каждый из пожилых лучников способен пробить стрелой
толстую доску - традиция требует от каждого из наследственных членов
гвардии неустанных тренировок с предписанным ему видом оружия. Всё это,
конечно, занимает немало времени, но, как считают в Шотландии, выполнение
традиционных и родовых обязанностей лучше всего спаивает клан. А
принадлежность к спаянной, даже архаичной, организации помогает жить в
нынешнем неустойчивом мире. Ведь член клана безошибочно рассчитывает на
поддержку собратьев. В Глазго (крупнейшем шотландском городе) с 1806 года,
например, существует организация клановой взаимопомощи, которая помогает
своим с трудоустройством. Бывают даже международные встречи кланов в
Эдинбурге - столице Шотландии. На встречи кланов съезжаются люди, носящие
одно и то же шотландское имя. Делегаты таких встреч одеваются в
национальные костюмы, речь о которых шла выше. На встречах кланов всегда
присутствуют волынки, музыка которых услаждает слух представителей кланов,
происходят соревнования в метании бревна - кэбера, в беге в гору, танцы,
одним из которых является танец с подпрыгиваниями над скрещенными палашами
- старый, добрый, истинно шотландский танец, едят хаггис - копчёный овечий
желудок, набитый кусками мяса со специями. Это очень сытное, хотя с
непривычки не очень вкусное блюдо. Шотландцы едят хаггис с картофельным
пюре или пюре из репы.
Итак, из всего вышесказанного ясно видно, что географические условия
сказываются на обычаях тех или иных народов, так, например, в связи с
гористой местностью появилась всем известная мужская юбка-килт, которая
стала яркой отличительной чертой шотландцев. Также можно заметить, что
история Шотландии была довольно насыщенной. Страна пережила набеги
викингов, завоевание римлянами, которые пытались внедрить свою культуру. И
несмотря на то, что шотландцы в борьбе за свою независимость отвергали ее,
все равно произошло некоторое смешение. Хотя с уверенностью можно сказать,
как бы глубоки ни были исторические истоки шотландских обычаев и традиций -
они стойки и утверждены на веки, имея тенденцию не умирать.
Глава 2.
Поскольку шотландцы являются, в основном, крестьянами, то и обычаи их с
давних пор являлись, прежде всего, обычаями хлебопашцев и животноводов. Вся
их трудовая жизнь самым тесным образом была связана с природой: солнцем,
дождём, другими явлениями природы, урожайностью полей, плодородием скота,
сменой времён года, сменой дня и ночи. Древние кельты делили год на
холодный (от праздника Самхейн) и на тёплый (от праздника Белтан) периоды.
Отсчёт холодного периода кельты вели со времени прихода скота с пастбищ, а
начало тёплого - от выгона скота на пастбище. Трудовой опыт убедил людей в
том, что периоды сельскохозяйственных работ следует согласовывать с
движением Луны и Солнца.
Ярким примером развития астрономических знаний и их использования
народами Запада может служить кромлех Стоунхендж, расположенный в Англии
между Бристолем и Солсбери, а также Шотландский Стоунхендж, о котором уже
упоминалось выше, расположенный недалеко от г. Сторновэя - столицы о.
Гарриса и о. Льюиса (Гебридские острова). Эти сооружения представляли собой
два концентрических круга. Английский Стоунхендж состоял из 38-ми пар
вертикально стоявших камней, его конструкция включала также и третье
сооружение из врытых в землю тесаных камней, перекрытых каменными плитами.
Шотландский Стоунхендж состоял, как уже упоминалось, из 13 монолитов. В
центре таких сооружений стоял один огромный камень-монолит, а на северо-
восток от него вне сооружения - другой.
Исследователи обратили внимание на то, что оси каждого из этих загадочных
сооружений, проведённые от центрального монолита к внешнему, направлены к
той точке горизонта, где в день летнего солнцестояния восходит солнце. Эти
кромлехи, бесспорно, являются древнейшими в Европе астрономическим
сооружениями для наблюдений восхода и захода небесных светил - Солнца и
Луны, что необходимо для определения времени. По преданиям, перед такими
алтарями друиды (кельтские жрецы) совершали торжественную службу 21 июня,
начинавшуюся при первых лучах солнца.
В последние годы в Англии приверженцами кельтской старины был организован
современный орден друидов, члены которого пытаются реконструировать старые
друидские ритуалы и церемонии. По инициативе ордена стала вновь совершаться
ежегодная служба летнего солнцестояния в Стоунхендже, и совершается она в
том же самом месте и в тот же час, что и в древние времена.
Следует заметить, что у кельтов имелась прямая связь календаря с
сельскохозяйственными циклами, на что нам указывают их празднества. Большим
праздником для древних шотландцев (кельтов) был Самхейн - праздник, когда
отмечали приход скота с пастбищ и начало нового года. Первого мая совершали
обряд Белтан, во время которого скот перед выгоном на пастбище проводили
через дым от костров. К началу февраля, когда ягнятся овцы, относиться
праздник Имболе, а 1 августа отмечали день Лугнаса, совершая обряд для
получения хорошего урожая, посвященный богу Лугу (Луг-дуну); день Лугнаса в
древних кельтских документах толковался как время начала жатвы. Даты всех
кельтских праздников указывают нам на высокий уровень знаний и
разработанность календаря у этого народа.
Нельзя не отметить такой старый языческий праздник летнего солнцестояния,
как 21 июня. После распространения христианства с VI в н.э. церковь
пыталась подчинить его своему влиянию и приурочила к этому времени праздник
в честь Иоанна Крестителя (24 июня), но уничтожить древнюю народную основу
праздника ей не удалось, лишь сроки выполнения языческих обрядов
переместились с 21 на 24 июня.
У кельтских народов Британии св. Иоанн остался в стороне от перенесённых
на его день народных обрядов и никакой функции в обрядности для летнего
солнцестояния не выполнял. Само время праздника Летнего солнцестояния
говорит о его прошлой связи с культом солнца. Потому и основные обряды и
ритуалы дня св. Джона сходен с таким же комплексом обрядов дня зимнего
солнцестояния - 21 декабря. У кельтов с обоими днями связано много поверий
о якобы особенно могущественной в ночь на дни солнцестояний нечистой силе;
центральное место в праздновании этих дней занимают различные формы
ритуальных огней; большую роль в обрядах, приуроченных к этим двум датам,
играет зелень - зелёные ветки, цветы, даже деревья, в некоторых обрядах
зимнего и летнего праздника имеются мотивы брака, семейного благополучия.
Ещё во второй половине ХIХ в. сельские жители Шотландии были убеждены,
что именно в ночь накануне дня св. Джона ведьмы собираются на свои шумные
сборища: феи водят хороводы на лесных лужайках, вершинах холмов;
многочисленные духи бродят по земле. По кельтским представлениям, эта ночь
была второй по значению из трёх годовых “ночей духов”, когда большую власть
приобретали разные сверхъестественные существа. Кельты считали, что в эту
ночь души язычников посещают землю и веселятся до рассвета. Существовало в
прошлом также поверье, что в ночь на 24 июня души всех людей во время сна
покидают тело и бродят по земле. Верили, что если в полночь прийти к
церковному крыльцу, то можно увидеть души тех, кто умрёт в приходе в
текущем году. Как уже было сказано, большую роль в празднике св. Джона
играли ритуальные огни различного вида, особенно костры. В недалёком
прошлом в ночь накануне дня св. Иоанна костры горели во всех областях
Великобритании на городских и сельских площадях. Зажигали и большие
общинные костры вне населённых пунктов, обычно на возвышенностях, холмах.
Так, в шотландских городах Абердине и Элгине народ разжигал костры как на
главных дорогах и городских площадях, так и почти перед каждым домом.
В 1581 г. элгинский городской магистрат издал указ, запрещавший обычай,
но это не дало результатов; в 1599 г. несколько лиц предстало перед судом
за то, что они “зажигали огни Белтана в канун для летнего солнцестояния”.
Огни и факелы в эту ночь вызывали так часто пожары, что почти во всех
городах и деревнях назначалась особая охрана, которая должна была следить
за кострами.
Для больших костров, разжигаемых на вершинах холмов, топливо задолго до
праздника собирала местная молодёжь. Но каждая семья старалась разжечь и
свой собственный костёр перед домом.
Обычаи и обряды шотландцев, связанные с зажжением костров, многочисленны
и разнообразны. Костры имели в народных обычаях двоякое значение: по более
старым представлениям, им приписывалась связь с солнцем, а со временем им
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|