скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Обычаи и традиции Шотландии скачать рефераты

Оказалось, что сегодня все его сородичи одеты точно также, и уже поэтому он

сразу может узнать в толпе своего, отметить с ним праздник или, в случае

необходимости, - прийти на помощь. И хотя шанс встретить другого Моуэта в

московской толпе был крайне незначителен, да к тому же погода не

благоприятствовала хождению с голыми коленками - ледяной ветер гнал порошу,

- никакого разговора о другом костюме и быть не могло.

-Традиция, - объяснил Фарли и успокоил собравшихся. - В канадской тундре

было труднее, но в этот день я не могу иначе...”1

Традиция клановых цветов появилась не так уж и давно. Англичане в своё

время запретили шотландцам носить национальный костюм. Это было в 1746

году, когда в битве на плоскогорье Куллоден y Инвернесса шотландцы потеряли

шансы на независимость. Запрет действовал до 1782 года, а когда его

отменили, то выяснилось, что старые узоры - забыты. Пришлось изобретать

новые, записанные за каждым кланом.

Касательно такой основной детали шотландского национального костюма, как

юбка-килт, следует заметить, что носили её раньше не все шотландцы, а

только хайлендеры - горцы.

Как уже мы знаем, Хайлленд включает в себя самые высокие горы Британских

Островов, самые дикие озёра и острова. По своему происхождению хайлендеры

считают себя кельтами. Они гордятся тем, что являются потомками скоттов,

которые пришли в Британию из Ирландии в VI веке, и они называют себя

"скоттами". Несколько тысяч шотландцев, которые проживают у озёр в Западном

Хайленде и Гебридских островах, всё ещё говорят на шотландском гэлльском -

древнем кельтском языке, который очень похож на ирландский галльский и

сроден валлийскому. Фермеры Хайлендера или, как их тут называют,

"крофтеры", ведут тяжелую и простую жизнь, занимаясь земледелием и

скотоводством: выращивают овёс и картофель, разводят овец и коров,

рыбачат. Килт для некоторых хайлендеров и до сих пор является повседневной

одеждой. Хайлендеры чувствуют превосходство по отношению к лоулендерам -

жителям равнины, большинство из которых являются потомками датчан и англо-

саксов.

По своему этническому составу лоулендеры разнообразнее, чем хайлендеры.

До середины

___________________________________________________________________________

_______

1 Мартынов Л. Вокруг Света. 1979. №5. С. 38.

нашего века жители равнин - лоулендеры носили штаны и даже не клетчатые.

Повторюсь, что каждая традиция в своей основе несёт практический смысл.

Хайлендеры носили килт и гетры не

гористой местности. В связи с этим можно вспомнить кожаные штаны и гетры

тирольцев, костюм гималайских горцев - подоткнутый халат кончается над

коленями, а икры защищены чем-то вроде гольфов. Очевидно, что так удобнее

ходить по крутым горным тропкам. У лоулендеров же не было необходимости

передвигаться по горам и поэтому, естественно, и соответствующего для этого

костюма. Интересно описывает происхождение традиции носить юбку-килт

лоулендерами журналист Л.Мартынов: “В 1953 году лорд Лаурдейл, глава клана

Мэйтлендов, должен был возглавить торжественную процессию государственного

значения, неся шотландский флаг с Андреевским крестом, естественно, что и

костюм его мог быть только шотландским. Но у низинного клана Мэйтлендов

никаких собственных клеток не существовало. Выход из положения был найден:

по счастью Мэйтленды состоят в родственных отношениях с горскими кланами

Каббингэмов и Ганнов. Те одолжили свои цвета, и из их соединения появился

собственный тартан - клетчатая шерстяная материя Мэйтлендов. Впоследствии

лорд Лайон на основании долгих расчётов определил мэйтлендам тартан и занёс

его в официальную книгу клановых расцветок. Потом создали тартаны и для

остальных лоулендеров.”1

Всего сорок с лишним лет прошло с того дня, когда лоулендеры завели у

себя горский костюм, но это уже стало традицией. Традиции возникают по-

разному, но возникнув, имеют тенденцию не умирать. Исток шотландских

традиций - это стремление во что бы то ни стало отстоять свою самобытность.

Тем более, что английские короли долго пытались эту самобытность

искоренить, но шотландский упорный и упрямый характер противодействовал

“сас-сэнах” - таким пренебрежительным словом шотландцы называли англичан.

Суровость и упрямство шотландского характера как нельзя лучше и наглядней

выражается в эмблеме национального флага Шотландии - чертополохе

(приложение 4). Интересна легенда о происхождении этой национальной

эмблемы.

В древние времена викинги высадились на восточном побережье Шотландии с

намерением

___________________________________________________________________________

_______

1 Мартынов Л. Вокруг света. 1979. №5. С. 39.

захватить и ограбить страну. Скотты собрали все свои боевые силы и заняли

расположение за рекой Тэй - крупной рекой в Шотландии, в месте, где имелся

удобный брод. Так как они прибыли

к вечеру, то уставшие и измождённые после долгого перехода, разбили лагерь

и расположились на отдых, считая, что враг не станет наступать до

следующего дня. Однако, викинги были рядом; не обнаружив охраны и часовых

вокруг лагеря скоттов, викинги пересекли Тэй, с намерением внезапно

захватить скоттов и зарезать их во сне. С этой целью они разулись, чтобы

как можно меньше производить шума при передвижении к лагерю. Но вдруг один

из викингов наступил на чертополох. От внезапной и острой боли он

вскрикнул.

Услышав крик, скотты подняли в лагере тревогу. Викинги вынуждены были

отступить, а чертополох, в знак признательности за своевременную и

нежданную помощь, скотты выбрали в качестве своей национальной эмблемы.

Шотландцы были превосходными и смелыми лучниками. В качестве одной из

военных почётных традиций шотландцев - охрана королевы лучниками, в случае

её приезда. Эта традиция пошла с давних времён, когда шотландские короли

имели право требовать от всех кланов лучников для личной охраны. Сейчас

гвардия лучников - четыреста немолодых землевладельцев, которые в случае

приезда королевы в Шотландию должны оставив все дела, явиться для её

охраны, вооруженные луками и стрелами. Причём командиры подразделений также

придирчиво проверяют упругость тетивы и остроту наконечников, как это

делали в ХII веке. И каждый из пожилых лучников способен пробить стрелой

толстую доску - традиция требует от каждого из наследственных членов

гвардии неустанных тренировок с предписанным ему видом оружия. Всё это,

конечно, занимает немало времени, но, как считают в Шотландии, выполнение

традиционных и родовых обязанностей лучше всего спаивает клан. А

принадлежность к спаянной, даже архаичной, организации помогает жить в

нынешнем неустойчивом мире. Ведь член клана безошибочно рассчитывает на

поддержку собратьев. В Глазго (крупнейшем шотландском городе) с 1806 года,

например, существует организация клановой взаимопомощи, которая помогает

своим с трудоустройством. Бывают даже международные встречи кланов в

Эдинбурге - столице Шотландии. На встречи кланов съезжаются люди, носящие

одно и то же шотландское имя. Делегаты таких встреч одеваются в

национальные костюмы, речь о которых шла выше. На встречах кланов всегда

присутствуют волынки, музыка которых услаждает слух представителей кланов,

происходят соревнования в метании бревна - кэбера, в беге в гору, танцы,

одним из которых является танец с подпрыгиваниями над скрещенными палашами

- старый, добрый, истинно шотландский танец, едят хаггис - копчёный овечий

желудок, набитый кусками мяса со специями. Это очень сытное, хотя с

непривычки не очень вкусное блюдо. Шотландцы едят хаггис с картофельным

пюре или пюре из репы.

Итак, из всего вышесказанного ясно видно, что географические условия

сказываются на обычаях тех или иных народов, так, например, в связи с

гористой местностью появилась всем известная мужская юбка-килт, которая

стала яркой отличительной чертой шотландцев. Также можно заметить, что

история Шотландии была довольно насыщенной. Страна пережила набеги

викингов, завоевание римлянами, которые пытались внедрить свою культуру. И

несмотря на то, что шотландцы в борьбе за свою независимость отвергали ее,

все равно произошло некоторое смешение. Хотя с уверенностью можно сказать,

как бы глубоки ни были исторические истоки шотландских обычаев и традиций -

они стойки и утверждены на веки, имея тенденцию не умирать.

Глава 2.

Поскольку шотландцы являются, в основном, крестьянами, то и обычаи их с

давних пор являлись, прежде всего, обычаями хлебопашцев и животноводов. Вся

их трудовая жизнь самым тесным образом была связана с природой: солнцем,

дождём, другими явлениями природы, урожайностью полей, плодородием скота,

сменой времён года, сменой дня и ночи. Древние кельты делили год на

холодный (от праздника Самхейн) и на тёплый (от праздника Белтан) периоды.

Отсчёт холодного периода кельты вели со времени прихода скота с пастбищ, а

начало тёплого - от выгона скота на пастбище. Трудовой опыт убедил людей в

том, что периоды сельскохозяйственных работ следует согласовывать с

движением Луны и Солнца.

Ярким примером развития астрономических знаний и их использования

народами Запада может служить кромлех Стоунхендж, расположенный в Англии

между Бристолем и Солсбери, а также Шотландский Стоунхендж, о котором уже

упоминалось выше, расположенный недалеко от г. Сторновэя - столицы о.

Гарриса и о. Льюиса (Гебридские острова). Эти сооружения представляли собой

два концентрических круга. Английский Стоунхендж состоял из 38-ми пар

вертикально стоявших камней, его конструкция включала также и третье

сооружение из врытых в землю тесаных камней, перекрытых каменными плитами.

Шотландский Стоунхендж состоял, как уже упоминалось, из 13 монолитов. В

центре таких сооружений стоял один огромный камень-монолит, а на северо-

восток от него вне сооружения - другой.

Исследователи обратили внимание на то, что оси каждого из этих загадочных

сооружений, проведённые от центрального монолита к внешнему, направлены к

той точке горизонта, где в день летнего солнцестояния восходит солнце. Эти

кромлехи, бесспорно, являются древнейшими в Европе астрономическим

сооружениями для наблюдений восхода и захода небесных светил - Солнца и

Луны, что необходимо для определения времени. По преданиям, перед такими

алтарями друиды (кельтские жрецы) совершали торжественную службу 21 июня,

начинавшуюся при первых лучах солнца.

В последние годы в Англии приверженцами кельтской старины был организован

современный орден друидов, члены которого пытаются реконструировать старые

друидские ритуалы и церемонии. По инициативе ордена стала вновь совершаться

ежегодная служба летнего солнцестояния в Стоунхендже, и совершается она в

том же самом месте и в тот же час, что и в древние времена.

Следует заметить, что у кельтов имелась прямая связь календаря с

сельскохозяйственными циклами, на что нам указывают их празднества. Большим

праздником для древних шотландцев (кельтов) был Самхейн - праздник, когда

отмечали приход скота с пастбищ и начало нового года. Первого мая совершали

обряд Белтан, во время которого скот перед выгоном на пастбище проводили

через дым от костров. К началу февраля, когда ягнятся овцы, относиться

праздник Имболе, а 1 августа отмечали день Лугнаса, совершая обряд для

получения хорошего урожая, посвященный богу Лугу (Луг-дуну); день Лугнаса в

древних кельтских документах толковался как время начала жатвы. Даты всех

кельтских праздников указывают нам на высокий уровень знаний и

разработанность календаря у этого народа.

Нельзя не отметить такой старый языческий праздник летнего солнцестояния,

как 21 июня. После распространения христианства с VI в н.э. церковь

пыталась подчинить его своему влиянию и приурочила к этому времени праздник

в честь Иоанна Крестителя (24 июня), но уничтожить древнюю народную основу

праздника ей не удалось, лишь сроки выполнения языческих обрядов

переместились с 21 на 24 июня.

У кельтских народов Британии св. Иоанн остался в стороне от перенесённых

на его день народных обрядов и никакой функции в обрядности для летнего

солнцестояния не выполнял. Само время праздника Летнего солнцестояния

говорит о его прошлой связи с культом солнца. Потому и основные обряды и

ритуалы дня св. Джона сходен с таким же комплексом обрядов дня зимнего

солнцестояния - 21 декабря. У кельтов с обоими днями связано много поверий

о якобы особенно могущественной в ночь на дни солнцестояний нечистой силе;

центральное место в праздновании этих дней занимают различные формы

ритуальных огней; большую роль в обрядах, приуроченных к этим двум датам,

играет зелень - зелёные ветки, цветы, даже деревья, в некоторых обрядах

зимнего и летнего праздника имеются мотивы брака, семейного благополучия.

Ещё во второй половине ХIХ в. сельские жители Шотландии были убеждены,

что именно в ночь накануне дня св. Джона ведьмы собираются на свои шумные

сборища: феи водят хороводы на лесных лужайках, вершинах холмов;

многочисленные духи бродят по земле. По кельтским представлениям, эта ночь

была второй по значению из трёх годовых “ночей духов”, когда большую власть

приобретали разные сверхъестественные существа. Кельты считали, что в эту

ночь души язычников посещают землю и веселятся до рассвета. Существовало в

прошлом также поверье, что в ночь на 24 июня души всех людей во время сна

покидают тело и бродят по земле. Верили, что если в полночь прийти к

церковному крыльцу, то можно увидеть души тех, кто умрёт в приходе в

текущем году. Как уже было сказано, большую роль в празднике св. Джона

играли ритуальные огни различного вида, особенно костры. В недалёком

прошлом в ночь накануне дня св. Иоанна костры горели во всех областях

Великобритании на городских и сельских площадях. Зажигали и большие

общинные костры вне населённых пунктов, обычно на возвышенностях, холмах.

Так, в шотландских городах Абердине и Элгине народ разжигал костры как на

главных дорогах и городских площадях, так и почти перед каждым домом.

В 1581 г. элгинский городской магистрат издал указ, запрещавший обычай,

но это не дало результатов; в 1599 г. несколько лиц предстало перед судом

за то, что они “зажигали огни Белтана в канун для летнего солнцестояния”.

Огни и факелы в эту ночь вызывали так часто пожары, что почти во всех

городах и деревнях назначалась особая охрана, которая должна была следить

за кострами.

Для больших костров, разжигаемых на вершинах холмов, топливо задолго до

праздника собирала местная молодёжь. Но каждая семья старалась разжечь и

свой собственный костёр перед домом.

Обычаи и обряды шотландцев, связанные с зажжением костров, многочисленны

и разнообразны. Костры имели в народных обычаях двоякое значение: по более

старым представлениям, им приписывалась связь с солнцем, а со временем им

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5