скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Обряд бракосочетания на Руси скачать рефераты

возраста вывозили на танцевальные вечера и балы, сезон которых открывался с

октября. Самым благодатным местом для знакомства и сватовства считалась

Москва, куда осенью свозились девушки, чей возраст приближался к заветному.

Сватовство.

«Выбирай не невесту, а сваху» - гласит народная пословица, а это

означает, что к процессу сватовства относились прежде очень серьезно. Право

же, искусная, ловкая сваха порой лучше жениха и невесты знала, что именно

подойдет каждому. Делились свахи на две категории: свахи по страсти к

свадьбам и устраиванию чужих судеб и профессиональные свахи.

В обязанности свах входило не только совершить само сватовство, но и

провести предварительную разведку, разузнать какое приданое дается за

невестой, в чем оно состоит: в платьях ли, деньгах, вотчинах и т. п.

Вопрос о свадьбе решали в тот же день, не прибегая ни к каким

иносказательным и поэтическим приемам. В случае положительном родители

невесты и сваха трижды обходили вокруг стола, крестились на образа и,

расставаясь, сразу же договаривались о смотринах. (Чего тут калякать?

Давайте свадьбу стряпать!)

При удачном сватовстве стороне жениха вручалась роспись приданого,

включающая доскональные сведения о том, какая за невестой обещана

недвижимость, а также серебро, золото, ювелирные украшения, мебель, одежда,

постельное белье.

Ежели сватовство оказывалось успешным, после обсуждения росписи

приданого обычно через неделю назначались смотрины.

Смотрины.

Уникальным явлением допетровской Руси были царские смотрины. В силу

того, что Европа еще мало знала о России русские государи не могли жениться

на дочерях иноземных властителей, и московским царям приходилось выбирать

себе невесту из подданных.

У русской красоты было:

Белое лицо, как бы белый снег,

Ягодицы (на щеках) как бы маков цвет,

Черные брови, как соболи,

Будто колесом брови проведены;

Ясные очи, как бы у сокола…

Она ростом то высокая.

У ней кровь-то в лице словно белого зайца,

А и ручки беленьки, пальчики тоненьки…

Ходит она словно лебедушка,

Глазом глянет, словно светлый день…

Главным же представлением о красоте в допетровской Руси было простое

понятие о физическом цветущем здоровье.

В городах к середине XIX в. люди друг друга все-таки знали, чему

способствовало посещение церкви, балы, молодежные домашние вечера,

благотворительные мероприятия.

Смотрины проходили в доме невесты, но, случалось, и на гуляньях, в

театре. Когда происходили они в доме невесты, жених с родителями и свахой

ехали не прямым путем, а заезжали дальше и делали круг – по обычаю,

«запутывали дело». В купеческой и зажиточной мещанской среде смотрины могли

тянуться не одну неделю, причиной чему были споры о размере приданого. На

смотринах сохранился старинный обычай, по которому жених и его родители

выходили на крыльцо обменяться мнениями. У дворян в день смотрин

устраивался званый обед, и никакого торга из-за приданого в этот день не

велось. Опись приданого включалась отцом невесты в брачный контракт, на

который можно было либо согласиться, либо нет.

Обычным ритуалом для всех сословий был совместный молебен двух семей и

круговой обход стола.

Сговор.

После смотра происходил сговор. Один из самых важных моментов в

предсвадебном этапе, он носил еще название рукобитья и позднее – помолвки.

Перед сговором отступало даже само торжество венчания и свадебное

веселье,

т. к. эти действа являлись исполнением достигнутого ранее договора двух

семейств.

Незаключение брака после помолвки считалось немыслимым. Помешать

женитьбе могли только какие-нибудь чрезвычайные обстоятельства. Нарушить

сговор в допетровские времена считалось оскорблением самой невесты, и в

документах о помолвке даже предусматривалась изрядная сумма за отказ от

брака, отмененная в 1702 г. Петром I. А у дворян отказ от данного будущему

супругу слова расценивался как нарушение кодекса чести и часто заканчивался

дуэлью. За оскорбленную невесту вступался чаще всего брат.

В боярские времена сговорный день назначался родителями невесты.

Родители жениха, сам жених и близкие родственники приезжали к ним в дом.

Гостей с почестями принимали, кланялись друг другу до земли и усаживали на

почетные места под божницей. Потом отец или родственник жениха говорил о

причине приезда, а родители невесты отвечали, что приезду этому рады, после

чего писалась рядная запись, где означалось, что обе стороны решили: в

такое-то время жених обязывался взять за себя такую-то, а родственники ее

должны выдать и дать за ней такое-то приданое.

При сговоре невеста не присутствовала, но по окончании кто-нибудь из ее

близких родственниц приносил жениху и его сопровождающим от имени невесты

подарки. От сговора до свадьбы, как бы продолжителен ни был срок, жених

невесты не видел. Сроки же были различные, в зависимости от обстоятельств.

Иногда свадьбы совершались и через неделю, а порой между сговором и

венчанием проходило несколько месяцев.

Позднее этот обычай не видеть невесту исчез, напротив, именно после

помолвки жених уже мог приезжать к невесте так часто, как захочет. До

помолвки он имел право видеть свою суженую только во время смотрин.

Помолвка обычно сопровождалась празднеством. В купеческой и мещанской

среде в этот день происходило официальное знакомство родителей жениха и

невесты, после чего совершалось благословение. В купеческих семьях невесту

и жениха благословлял священник. В средних слоях устраивалась вечеринка.

В богатых домах по такому случаю давался бал с угощением. Кроме

родственников и друзей, на помолвку обязательно приглашались почетные и

влиятельные члены городского светского общества. Отец представлял жениха и

невесту и объявлял о помолвке, после чего все присутствующие поочередно, по

степени знатности, подходили с официальными поздравлениями.

Впрочем, помолвки могли быть и совсем скромными, «домашними» без

присутствия гостей. Родители или приглашенный священник благословляли

жениха и невесту иконой и семьи обменивались хлебом-солью. Отцы брачующихся

отвешивали друг другу семь поясных поклонов и называли день свадьбы.

Принято было у всех сословий: в день помолвки жених дарил невесте

кольцо с драгоценным камнем. На второй день после сговора совершался обряд

вручения невесте икон, которые вместе с ее приданым ввозились в дом жениха.

Девишник имел место только у групп населения наиболее близких к

крестьянским традициям. А вот «мальчишник» - встреча с приятелями и

прощание с молодостью – был популярен во всех сословиях. Так, Пушкин перед

свадьбой устроил в Москве «мальчишник». Отужинав, поехали слушать к цыганам

песни.

И, наконец, после исполнения многочисленных предсвадебных обрядов,

инициатива переходила в руки служителей церкви, обязанностью которых было

освятить союз.

День свадьбы.

В день свадьбы, по обычаю, жених до венчания не должен был видеть

невесту, но посылал ей шкатулку, в которой, как водится, покоилась фата,

восковые цветы, венчальные свечи, обручальные кольца – если ими не

обменялись при помолвке. После принесения шкатулки начиналась подготовка

невесты к венцу. Это делала тетка невесты, она же и причесывала. Платье –

обычно шелковое из белого шелка, в крайнем случае – любого цвета, кроме

черного. Богатые семьи выписывали подвенечное платье в Париже. Фата –

длинная и широкая. Головной убор – венок из цветов померанца и миртовых

веток. Обувал невесту «свадебный отрок» - младший брат или другой

родственник. Он же и подавал ей на свадебном подносе фату и перчатки,

провожал до свадебной кареты и нес шлейф. Жених военный облачался в

парадный мундир, штатский – в черную фрачную пару с белым галстуком и

белыми перчатками.

Время венчания назначалось от полудня до 5 часов вечера, если

предполагался праздничный обед, и от 7 до 9 вечера, если такового не было.

Для венчания выбирался чаще храм в приходе жениха или невесты, но не

обязательно. По традиции, в церковь жених и невеста приезжали порознь.

Жених приезжал раньше и ждал с шаферами невесту у входа. Шаферы держали во

время венчания над четой венцы, управляли всеми ритуалами, вели свадебное

застолье.

Получив известие о прибытии жениха в церковь, невеста усаживалась в

экипаж вместе со свахой, девушками-провожаткамии и мальчиком-светчим,

которому назначено нести перед новобрачными свечу, когда они трижды обходят

аналой. По приезде в церковь невеста становилась по левую руку от жениха и

освобождала правую руку от перчатки, то же проделывал и жених. Священник

отводил их на венчальное место. Родственники и знакомые со стороны жениха

становились справа.

Венчание

Венчание у славян в дохристианский период проводилось обычно либо

весной, либо осенью на фоне природы. Жених с невестой в сопровождении

молодежи шли на луг или лесную поляну. Там на них надевали пышные венки из

цветов, водили хороводы вокруг украшенной лентами березы, пели обрядовые

песни и устраивали веселые игры.

Сам обряд бракосочетания состоял в том, что жениха и невесту водили

вокруг дуба, ели или раскидистого куста, о чем и говорит сохранившаяся до

наших дней поговорка: «обручается, вокруг ракитного куста венчается».

С приходом христианства народное венчание было заменено церковным -

церемонией заключения брака по обряду православной церкви. Со времен Петра

I до марта 1917 г. для всех православных жителей Российской империи

считался действительным лишь брак, заключенный путем венчания. Венчание

всегда проходило в храме. Венчание не может иметь место во время поста,

накануне постных дней и некоторых религиозных праздников. Обряд венчания

состоит из обручения и собственно венчания. Во время обручения священник

при совершении установленных молитвословий спрашивает брачующихся об их

добровольном согласии вступить в брак и надевает им освященные кольца. Во

время венчания звучат песнопения церковного хора, священник благословляет

общую чашу, а затем молодые троекратно вкушают из нее разбавленное водой

вино. Священный покров и венцы возлагаются на головы жениха и невесты,

священник соединяет их руки и троекратно обводит вокруг аналоя, затем

молодые обмениваются обручальными кольцами.

Пока шло венчание, свадебный поезд (уже единый) украшали лентами,

цветами и колокольчиками.

Свадебный поезд, звеня колокольчиками и усыпая мостовые лепестками,

сначала проезжал по центральным улицам, затем объезжал город по кругу, и

только после этого направлялся в дом, где должен был состояться бал или

вечеринка со свадебным столом.

В каком бы помещении не происходило свадебное торжество, возвратившихся

из церкви молодых встречали родители жениха. Отец держал образ, а мать –

каравай хлеба и серебряную солонку. Молодые по обычаю кланялись, принимали

благословение и трижды целовали поочередно отца и мать. По окончании

церемонии раздавалась музыка. Гостей угощали «игристым» вином и пряником, а

гости, в свою очередь, одаривали молодых, складывая подарки на поднос. На

поднос ставили три сосуда – с вином, медом и брагой. Тому, кто подходил с

подарком, новобрачная наливала в бокал понемногу из каждого.

Свадебный пир корнями уходит в глубокую древность. Соотносительно

сословию свадебный ужин устраивался с разной степенью пышности. Начинал

застолье самый почетный гость – «свадебный генерал», который должен был

поднять первый тост за новобрачных и крикнуть: «Горько!».

На дворянские и купеческие свадьбы хозяева приглашали артистов для

устройства концерта, на свадьбах у представителей среднего сословия пели

под гитару, а простонародье отдавало дань жизнерадостным частушкам, порой

весьма рискованного содержания.

На второй день свадьбы горожане звали только близких родственников, и

на обеде второго дня новобрачная делала своей новой родне подарки.

После свадьбы начиналось так называемая визитная неделя. В эту неделю

этикет предписывал молодоженам ездить к родным и знакомым с официальными 15-

минутными визитами, а также каждодневно принимать поздравителей. По такому

поводу устраивалось традиционное угощение – чай со всевозможными сладостями

и десерт.

Всю визитную неделю молодые обязательно рассылали «рекомендательные»

письма новым родственникам и друзьям. Этим письмам придавали серьезное

значение, поскольку по ним обычно составляли первое представление об уме,

образованности и воспитании молодых супругов. Визитной неделей заканчивался

цикл городской свадьбы.

Заключение.

Создание семьи, продолжение рода – это, пожалуй, одна из самых важных

задач человека на земле, поэтому принятие решения о вступлении в брак –

одно из самых важных в жизни любого человека. Людьми движет желание

совместно строить свое будущее, идти по жизни рядом.

К сожалению, в современной России многие традиции старинного и древнего

обряда, состоящего из нескольких этапов, венцом которого была свадьба,

утрачены. Постепенно возрождается лишь традиция венчания в церкви, т. е.

заключения церковного брака, а не только гражданской регистрации в загсе. В

западных странах, несмотря на свободу отношений между людьми, к браку

относятся очень серьезно и придерживаются правил, сложившихся на протяжении

столетий.

Значение обрядов велико и сегодня, так как они являлись могущественным

средством национального воспитания и сложение народа в одно духовное целое

(обряд един и общеобязателен, и следовательно объединяет всех живущих

членов народа друг с друга.

Свадебный обряд, пожалуй, является вторым по важности после рождения

событием в жизни каждого человека. И отпраздновать его хочется

соответствующим образом.

К сожалению, красивые русские свадебные обряды, названные после

Октябрьской революции “пережитками темного прошлого” канули в лета.

Пришедшие же им на смену “комсомольские безалкогольные свадьбы” так и не

прижились. И сегодня мы имеем то, что имеем: неестественно-радостную

регистрацию в районом загсе и скучный банкет в ресторане, нередко

заканчивающийся банальной пьянкой, вместо яркого, запоминающегося на всю

жизнь праздника.

Список использованной литературы.

1. Балашов Д. М., Марченко Ю. И. Русская свадьба, «Современник», М.,

1985.

2. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., «Наука», 1990.

3. В круге жизни: семейные праздники, обычаи, обряды, Пермь, 1993.

4. Жирнова Г. В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем.

М., Наука, 1990.

5. Костомаров Н. И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского

народа. М., 1996.

6. Чудакова Н. В. Праздники для детей и взрослых, «АСТ», 1997.

7. Энциклопедия этикета, «Астрель», М., 2000.

8. Энциклопедия обрядов и обычаев, «Респекс», Санкт-Петербург, 1996.

-----------------------

[1] Вардиман Е Женщина в древнем мире. М., с. 27, 1990

[2] Там же, с. 41

[3] Энциклопедия обрядов и обычаев, Санкт-Петербург, 1996, с. 112

[4] Костомаров Н. И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа.

М., 1996, с. 125

Страницы: 1, 2