скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Обряд бракосочетания на Руси скачать рефераты

Обряд бракосочетания на Руси

ПЛАН

I. Вступление.

II. Свадебный обычай в истории.

III. Домашние обряды русского народа.

1. Свадьба в России.

2. Городская свадьба.

1. Знакомство;

2. Сватовство;

3. Смотрины;

4. Сговор;

5. День свадьбы;

6. Венчание;

7. Визитная неделя.

IV. Заключение.

V. Литература.

Вступление.

Обрядовое (магическое) действие является способом мышления наших

предков, способом древнего воздействия на природу и человека. Однако обряды

еще и могущественное средство национального воспитания и сплочения народа в

одно духовное целое (обряд един и общеобязателен и, следовательно,

объединяет всех живущих членов народа друг с другом). Обряд совершали так

же, как его совершали деды и прадеды, следовательно, он объединял народ не

только географически, но и исторически, образуя духовную связь, уходящую в

глубь времен.

Объединение людей в рамках своей культуры, передача, сохранение с его

помощью этнического поведения, воспитание национальных и культурных

особенностей данного человеческого коллектива - эти свойства позволили

обрядам прожить века и века, стать важнейшим элементом народной жизни.

Через них открывается духовная жизнь нации в ее историческом бытии.

Особенно это касается обрядовых действий, массовых, всенародных, часто

повторяющихся, сопровождающих основные этапы жизни человека. Среди подобных

обрядов свадьбе принадлежит, бесспорно, самое важное место.

Свадебное торжество органично входило в круг круглогодовых традиционных

празднеств и тысячью нитей, намеков, образных перекличек было связано с

ними. Поэтому, начиная разговор о свадьбе, необходимо хотя бы бегло

рассказать, как проходила свадьба в древности, какие события предшествовали

свадьбе и своеобразно подготавливали свадебный ритуал.

Обряд является совокупностью условных, традиционных действий, лишённых

непосредственной практической целесообразности, но служащих символом

определенных социальных отношений, формой их наглядного выражения и

закрепления.

С возникновением классов, государства и церкви формируется

специфическая церковная обрядность, ритуалы и церемонии, связанные с

общественными и государственно-политической жизнью, и продолжают и

продолжают существовать бытовые традиции. К их числу относятся

производственные обряды, связанные с земледелием, семейные обряды,

связанные с рождением и смертью, свадьбой и др.

Свадебный обычай в истории стран мира.

Все началось с ребра Адама, из которого Бог создал Еву. С тех пор по

всему свету мужчины рыскают в поисках ребра, и только нашедший вновь

становится «совершенным», что подразумевает его полное счастье с

воссоединившейся Евой.

Наряду с «браком по обычаю», который был известен еще со времени

Хаммурапи и который римляне называли «usus», древнейшей и

распространеннейшей формой женитьбы можно считать «покупку невесты». В

эпоху, когда еще не чеканили денег, а денежной единицей служил скот, цена

невесты колебалась от одной до двадцати овец или коров. Покупка невесты

была известна и Гомеру. Позднее земледельцы стали расплачиваться плодами

своего урожая.

С развитием культуры покупка невесты у римлян еще долго сохранилась в

виде символического акта. Мужчина в Риме во время обручения должен был

иметь при себе весы, на которые невеста в присутствии свидетелей бросала

монету.

Итак, невесту в древнем мире, а у многих народов и поныне (хотя иногда

– обрядово-символически), надо было покупать. Параграф 128 законов

Хаммурапи гласит: «Если человек взял жену и не заключил с ней договора, то

эта женщина – не жена»[1]. Писец у городских ворот писал тексты брачных

контрактов клинописью на глиняных табличках, которые затем обжигались и

хранились на случай возможных в будущем конфликтов. Существовали разные

типы брачных договоров, в том числе и контракт, оговаривающий срок действия

и цель.

Со временем положение женщины в обществе улучшалось, она становилась

ценностью, которая требовала гарантий. Это новое отношение к браку отражает

следующий документ, датированный 135 г. н. э. и найденный в пещере у

Мертвого моря: «…Ты становишься моей женой, а я твоим супругом отныне и

навеки, согласно закону Моисееву. Если я оставлю тебя, я должен вернуть

тебе твой утренний дар (т. е. приданое) в размере 200 динаров…»[2]. Ниже

стоят подписи мужчины и свидетелей.

Древнейшие договоры о приданом относятся еще к XVII в. до н. э.

Установленный порядок женитьбы с приданым мало отличался от того, что

существовал при покупке невесты.

Браки с приданым существовали и в Афинах, и в Египте. В некоторых

сохранившихся греко-египетских брачных договорах закреплены едва ли не

современные желания женщин по части эмансипации.

Интересен подход древних к брачному возрасту невест. В двенадцать в

половиной лет девочка считалась засидевшейся. Так что и религиозные, и

гражданские установления призывали отцов выдавать своих дочерей замуж как

можно раньше, «покуда они держат руку свою на их затылке» и «прежде чем

девушка созреет как полная луна»[3] т. е. до половой зрелости. Еще и сейчас

в Индии девочек обручают в младенчестве. Много детских браков известно в

египетских царских династиях. Тутанхамону исполнилось примерно девять лет,

когда он женился на Анхесенамон, а его невесте – одиннадцать.

Обряд «умыкания невесты» и подлинное ее похищение тоже имеют глубокие

исторические корни. Даже боги предпочитали свадьбу с умыканием. Зевс, отец

богов, принимал облик различных животных, охотился за женщинами – жертвами

своей любви. Гомеровская «Илиада» начинается с похищения женщины: Парис

умыкает Елену. Основание Рима связано с «похищением сабинянок».

В Спарте, откуда гости-троянцы похитили из дворца жену царя Менелая,

вызвав тем самым десятилетнюю войну. Умыкание невест для бракосочетания

официально поощрялось. Жених-спартанец должен был похитить невесту, даже

если предмет его любви был и без того согласен на брак.

Пережитки времен, когда умыкали невест, сохранились в свадебных обычаях

многих народов, включая обычай переносить невесту через порог, чтобы

обмануть подстерегающих ее демонов.

Многочисленные обряды, связанные с ухаживаниями и супружеством, красивы

и романтичны. Многие из них восходят к существовавшим в глубокой древности

ритуалам. Исполнение таковых преследовало одну цель – союз должен быть

прочным и счастливым.

Что же такое свадьба? Говоря сухо, энциклопедично «свадьба – это

торжественность и яркость, красота и артистичность, прилюдность и

интимность, это торжественность, это сплав печали и веселья, древних и

новых, религиозных и народных обычаев. За «смыслом» свадьбы обратимся к

истории.

У древних славян-древлян, вятичей и родимичей существовал обычай

похищения невест «у воды» во время богини «женитвы» Лады, которые

начинались ранней весной на Красную горку и продолжались до середины лета –

дня Ивана Купалы. Там во время игр и плясок мужчины выбирали себе невест и

уводили с их согласия в свои дома. Выражение «играть свадьбу» напоминает о

древних играх, во время которых проходило приобретение невест. У простых

поселян этот обряд сохранялся долго – вплоть до XV века.

Языческие свадьбы сопровождались веселыми и шумными празднествами,

непременными участниками которых были скоморохи, плясицы, дудочники, и

рожечники. Кроме обрядов, привнесенных из славянского язычества, (хороводы,

песни, танцы и т. д.), некоторые перешли к нам от других народов. Были и

общие. У многих народов жениха и невесту обсыпали зернами. Цель этого

ритуала – в призвании удачи. Зерна пшеницы и риса – непременная

принадлежность языческой свадьбы (у русских посыпали еще хмелем). Этим

действием не только выражали надежду, что брак будет прочным, но и веру,

что зерна передадут свою волшебную силу паре, на которую упадут, и молодые

станут жить счастливо, сыто и богато. Ученые дали этому обычаю название

«продуцирующая магия».

У римлян так же, как у славян, существовал обычай петь песни

новобрачным до полуночи. У русских же пением сопровождался весь свадебный

обряд. А в предсвадебном девишнике невеста, ее подруги и специально

приглашенные бабки старались лить слезы ручьями по всем правилам древней

антипатической магии, чтобы обеспечить радостную жизнь в будущем. В

свадебных песнях упоминаются языческие боги любви и радости Лада, Тур, Лель

и слова, имеющие старинное происхождение: горючь-камень, скатерти браные,

перепечи, гривны и каравай.

Кольцо, которым обмениваются при венчании, первоначально появилось на

Востоке, где его заимствовали древние греки, потом оно перешло к римлянам,

а затем распространилось по всему миру. Кольцо, надеваемое невесте после

помолвки, служило знаком ее будущих намерений и тесно связано с бытовавшим

некогда обычаем купли женщины. С этого момента кольцо как бы давало знак

другим мужчинам, что эта женщина уж «не продается».

В 800 г. папа римский Николай объявил о праве использования колец

христианами, и с того дня кольцо стало служить знаком не только

материальной сделки, но и означать «верность, постоянство и целостность

любви». Оно должно было напоминать людям о святости брака.

И, наконец, свидетельство о браке. Когда-то сам факт сожительства

полагался достаточным, чтобы двое считались мужем и женой. Постепенно такая

форма признания законным неофициального брака отошла в прошлое. Подчас

женщину похищали или покупали, как рабыню, и она становилась собственностью

своего мужа. Покупная цена должна была быть документально закреплена, что и

послужило причиной появления свидетельства.

Свадьба в России.

Как же происходило заключение браков в России? Русские женились очень

рано. Этим родители пытались уберечь своих чад от соблазнов холостой жизни,

были к тому и другие причины.

…Мой Ваня

Моложе был меня, мой свет,

А было мне тринадцать лет.

А. С. Пушкин.

Впрочем, и самого понятия старый холостяк в давние времена не

существовало. Женитьбе могли препятствовать только болезнь или обещание

уйти в монастырь. Свобода выбора при вступлении в брак практически

отсутствовала. Молодые подчинялись родительской воле. При подборе супругов

старшие исходили в основном из сословных и имущественных интересов, а там

«стерпится, слюбится». Дети были готовы к подобному решению своей судьбы и,

несмотря на внушительное число романтических историй о разбитых сердцах в

отечественной литературе, браки по родительскому расчету часто оказывались

счастливыми.

Холостая жизнь, если судить по пословицам, особой прелести не

представляла. Не женат – не человек. Холостой – полчеловека. Холостому

помогай боже, а женатому хозяйка поможет. Семья воюет, а одинокий горюет.

Замужняя жизнь тоже предпочиталась девичеству. Не та счастлива, которая

у отца, а та счастлива, которая у мужа. С ним горе, а без него – вдвое.

Хоть лыками сшит, да муж.

Совершались браки и по воле высочайших особ. Цари и великие князья

женили своих приближенных, сами подбирая им невест.

Самым, пожалуй, трогательным в русских свадьбах было то, что «свадебные

обряды изображали вступление жениха и невесты в иную жизнь и представляли

как бы торжественное возведение их в новое достоинство. Они имели подобие с

возведением старинных князей в достоинство их власти, а потому жених носил

название князя, а невеста - княгини»[4], - писал Костомаров об обычаях

наших предков XVII – XVII веков. В последующие столетия эта традиция

особенно не изменилась, и любой самый мелкий чиновник мог, пусть на

короткий срок, ощутить себя владыкой, распоряжающимся свадебными чинами,

как когда-то удельные князья распоряжались своими приближенными и податными

людьми.

Вот как проходили старинные свадьбы. Перед поездкой в церковь жениха и

невесту сажали на мех. Свахи чесали им волосы, смачивая гребень в вине или

крепком меде. Затем их осыпали хмелем или зерном с деньгами, после чего

зажигались богоявленской свечой брачные свечи.

Вплоть до XVIII в., т. е. до петровских нововведений старые свадебные

обычаи соблюдались всеми, в том числе и высшими слоями общества. С XVIII в.

народный обряд начинает вытесняться в высшем обществе общеевропейским

«политесом».

Старый дореволюционный обряд состоял из трех основных циклов:

предсвадебного, свадебного и послесвадебного, что было одинаково для всех

сословий. При самом строгом следовании обычаям первый цикл включал

сватовство, осмотр дома, девишник и мальчишник, обрядовое мытье жениха и

невесты в бане (перед свадьбой).

Второй цикл – сбор свадебного поезда, приезд жениха за невестой,

встреча молодых в доме родителей, привоз приданого, обряды после первой

брачной ночи и т. п. Центральное место занимал свадебный пир.

К третьему, заключительному, циклу относились «отводины» - визиты

молодых к ближайшим родственникам.

Одинаковым практически для каждого россиянина – от великих князей до

последнего подданного – был обряд венчания. В остальном же брачные обряды у

каждого сословия различались. Многообразие ритуалов и суеверий делали

непохожей деревенскую свадьбу на городскую, дворянскую – на купеческую и т.

д. Объединяло их одно – каждый набор ритуалов был направлен на обеспечение

согласия, богатства и потомства в семье.

Городская свадьба.

Знакомство.

В старые времена роковой вопрос «Ну где, где же познакомиться?» решался

весьма просто. Существовали определенные места (для каждого сословия свои),

где молодые люди могли выбрать себе будущую супругу.

Горожане – выходцы из деревень присматривали себе невест на игрищах,

которые устраивались в воскресные дни на заставах и пустошах.

В старинных русских городах облюбовывали невест на крестных ходах. Для

этого девушек на выданье одевали в лучшие наряды и в сопровождении надежных

родственниц вели в известный день на условное место.

В мещанской городской среде в воскресенье устраивались вечеринки. На

них пели под гитару или гармонь романсы, играли в увлекательные игры –

флирт цветов, краски, телефон и т. п. и танцевали польку, кадриль и

краковяк. На вечерах царила весьма лирическая атмосфера.

В более культурной среде устраивались домашние вечера. На них танцевали

под фортепиано вальсы и кадрили, также пелись романсы, но уже

романтические, более художественные. Правила приличия соблюдались строже,

чем на вечеринках.

В дворянских и богатых купеческих семьях девушек с определенного

Страницы: 1, 2