скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Обман в нашей жизни. Использование индивидуальных личностных особенностей скачать рефераты

Для каждого времени и страны существуют свои «пароли», безотказно

действующие на доверчивых людей и используемые мошенниками всех мастей. В

советское время это были слова «обком», «райком», «ЦК», «КГБ», «Брежнев» и

т. п., сейчас — «президент», «губернатор», «администрация области». Для

Великобритании значимо все, что связано с Ее Величеством, для Америки эту

роль играют знаменитые киноартисты и крупные бизнесмены. Имея бланк (даже

фальшивый) известного банка, можно, прикрываясь его авторитетом, легко

«запорошить глаза» и получить кредит.

Уверенно произнесенная фраза, осененная престижем сенаторского звания,

стоила жизни президенту Аврааму Линкольну.

— Я сенатор. Мистер Линкольн посылал за мной. Я должен видеть его по

важному делу.

Этих слов, сказанных убийцей Линкольна, оказалось достаточно, чтобы он

был пропущен в театр, где находился президент. Через минуту в зале раздался

выстрел.

Слова эти, выбитые на меди, как постоянное напоминание, можно видеть в

кабинете начальника охраны Белого дома.

Мошенники могут ссылаться не только на авторитеты, но и на любых третьих

лиц, представляя их как незаинтересованную, а значит, объективную сторону.

Понятно, что на самом деле эта «третья сторона» является не чем иным, как

замаскированным сообщником преступников. Такой вид обмана достаточно

популярен в преступном мире и именуется «обманом с подставными».

Классический пример — «бригада» наперсточников: явно играет там только

один, но сколько «подыгрывают»...

Весьма показательную иллюстрацию «обмана с подставным» приводит в своей

книге «Записки шулера» Анатолий Барбакару:

«Наташка-Бородавка имела много специальностей, одна из них —

«продуктовая кидала». Техника кидания следующая: Наташка устраивается в

очереди за какой-нибудь пищевой продукцией. Неважно — какой. Главное, чтобы

продавец была женщина и обязательно — не городского, неискушенного

происхождения. Подходит очередь — Бородавка просит, например, полкило

сливочного масла. Пока продавец взвешивает, покупательница, попробовав

масло, решает купить килограмм. Все эти пробы, размышления, просьбы

увеличить вес проходят под мельтешение двадцатирублевой купюры, зажатой в

руке Бородавки- можно решиться еще граммов на триста. Не помешает. К тому

моменту, когда приходится рассчитываться, купюры в руках уже нет.

Продавщица взирает непонимающе. Покупательница — тоже. Дескать, деньги —

уже у вас. Продавщица, разумеется, удивляется. Заглядывает в свой шкафчик,

но это ничего не проясняет: купюра популярная. Покупательница даже слегка

возмущена. Но продавец в сомнении. Разрешить его помогает стоящая следующей

в очереди солидная, импозантная дама бальзаковского возраста. Подтверждает,

что деньги продавцом получены Бородавка, мало того, что имеет продукт, еще

получает сдачу. И, отойдя, выказывает недовольство. Впрочем, недолго.

Потому как предстоит дележка с «бальзаковской» сообщницей».

Надо отметить, что мошенники и аферисты очень любят ссылаться на

отсутствующих людей. Сомалийская пословица гласит: «Лгун свидетеля селит

далеко», и это правило действует безотказно. Поэтому если вам стараются

внушить какую-то мысль, ссылаясь на мнение людей, которых в настоящее время

нет рядом, задумайтесь, может быть, здесь не все чисто?

Не менее часто обманщики ссылаются на будущее время, в котором они

обязуются выплатить деньги или выполнить какие-то услуги. Для таких

обещаний нужно держать наготове один ответ: «Утром деньги — вечером

стулья», ибо «завтра» мошенников может так и не наступить. Как самокритично

писал Жан де Лабрюйер в своих «Характерах», «мы зовем друга в гости, просим

прийти к нам, предлагаем свои услуги, обещаем разделить с ним стол, кров и

имущество; дело стоит за малым — за исполнением обещанного».

Перенесение выполнения обещания в будущее время всегда чревато для того,

кто уверен в несомненном выполнении обещанного, так как истинные намерения

обещавшего остаются загадкой. Например, в 1993— 1996 годах довольно часто

встречались случаи обмана по типу «работа с испытательным сроком». Суть

обмана следующая: безработная машинистка встречает объявление в газете:

«Набор на компьютерные курсы. Плата за обучение минимальная. Для машинисток

со стажем — скидки. Трудоустройство берем на себя». Короче, условия

Божеские.

Женщина приходит в фирму, оплачивает недельные курсы, на которых

печатает какие-нибудь этикетки и набивает фамилии в некую базу данных,

после чего ее направляют на работу с испытательным сроком. Предупреждают,

что на должность оператора ЭВМ, якобы весьма высокооплачиваемую, возьмут

только лучших, скажем, три человека, а претендентов — десять. Норму сразу

дают приличную, но женщины стучат по клавишам, стараются изо всех сил. На

следующий день — та же петрушка, и так, пока будущие операторы ЭВМ не

выбиваются из сил и не начинают ошибаться. Через неделю им объявляют, что

они не справились с работой, и отправляют по домам. После чего приходит

следующая партия простофиль и неделю даром работает на предприимчивых

мошенников.

Точно такой же фокус применяют некоторые строительные фирмы с

криминальным уклоном. Они набирают рабочих и отправляют их на строительство

коттеджа для «нового русского». Там бывшие безработные вкалывают месяц-

другой «за красивые глаза» и туманные обещания больших денег, после чего их

увольняют, придравшись к какой-нибудь ерунде типа засохшего раствора или

треснувшей ванны-джакузи. Жуликоватые прорабы предоставят облапошенным

рабочим акт, согласно которому эта джакузи была сделана по индивидуальному

заказу и доставлена прямо из Парижа, а ее стоимость во «франках-стерлингах»

эти несостоявшиеся рабочие не способны оплатить и за пять лет работы. Так

что им остается только удалиться побыстрее, освободив место для следующей

партии доверчивых работяг.

Вывод здесь простой: как бы вам ни хотелось получить приличную работу,

все-таки следует настоять на заключении трудового договора. Если же ваш

работодатель не хочет связывать себя бумагами, то не исключено, что у вас

есть шанс поработать безвозмездно, как на коммунистическом субботнике.

Особой формой обмана служат ссылки на непроверяемые сведения. Впрочем,

бывает, что объект обмана может его выявить, но из-за лени, обстоятельств

или ложной скромности не делает этого. Самый простой пример — когда

грабители звонят в квартиру и через дверь представляются работниками жэка

или милиции. Если доверчивый хозяин откроет им, то он может лишиться не

только имущества, но и жизни.

Если вы не можете на сто процентов определить личность ваших гостей

через «глазок», лучше позвонить в соответствующую контору и выяснить,

посылали ли они к вам таких гостей. Вы потеряете пять минут, но сохраните

гораздо большее.

А вот и реальная история на эту тему, произошедшая в 1945 году. Ехал

солдат с фронта домой — вез целый мешок швейных иголок — страшный дефицит в

те времена. Трофейные. В голодные и нищие сороковые годы это было огромное

богатство — в голодные послевоенные времена можно было ездить по деревням и

менять их на хлеб. В купе было три человека. Этот солдат и один из его

случайных попутчиков вышли покурить в тамбур. Там солдат и похвастал, какое

добро везет домой, — мол, мал мой «сидор» — солдатский мешок, да дорог —

теперь есть чем кормить большую семью.

На его беду, попутчик оказался мошенником. Захотел он завладеть чужим

добром, да как это сделать — солдат ни на секунду не расставался с

драгоценным грузом — даже когда спал, клал его под голову.

Вот мошенник и говорит третьему попутчику, который был не в курсе

дел:

— Ты знаешь, мы с другом поспорили под бутылку самогонки, что я смогу у

него во время сна из-под головы сидор вытащить, не разбудив его. Ты

свидетелем будешь — тебе тоже нальем. Тот заинтересовался таким необычным

спором.

. Давай, — говорит, — пробуй.

Вытащил тот аферист осторожно мешок с иголками, так что солдат и

ничего не почувствовал, и вышел с ним — якобы в соседнем купе спрятать.

Проснулся солдат от смеха — сидит напротив попутчик и хохочет:

— Проспорил, проспорил...

Тот хвать под голову, а мешка нет.

. Где иголки?! — кричит.

— Друг твой спрятал. А с тебя сто грамм...

Очевидцы того события говорили, что крик обокраденного человека был

столь жутким, что у людей мороз по коже прошел. Сейчас это кажется смешным

— иголки, мол, это не «штука» баксов, но тогда, в голодное время, они

означали целый год относительно сытой жизни.

СПОСОБЫ ИЗБЕЖАНИЯ ОБМАНА

Обмануть Дьявола не грешно.

д.дефо

Подбирая материал для данной книги, по крупицам собирая факты и

изречения в старинных трактатах, современных газетах и сборниках народной

мудрости, я с удивлением обнаружил, как близки мысли у, казалось бы,

далеких по культурному наследию и географическому положению народов.

Возьмем, к примеру, две пословицы: сомалийскую — «От исчадий ада лишь ад

спасет» и русскую — «Лихое лихим избывается». Одна из них рождена среди

холодных снегов России, а другая — под жарким солнцем Африки. Между тем они

говорят об одном и том же: эффективно противостоять обману, как и другому

злу, можно, лишь противопоставив эквивалентную хитрость. Простодушное добро

и кристальная честность имеют слишком мало шансов победить изощренное

коварство и мошенничество. Чтобы защитить себя от проходимцев и обманщиков,

надо знать все их уловки и приемы и быть готовым, применив их же хитрости,

обвести их самих вокруг пальца, с честным человеком стоит поступать честно,

а обманщика не грех и обмануть!

Давно известно, что легче избежать любой напасти, чем бороться с ее

последствиями. Это касается всех сторон человеческой жизни, но особенно

применимо к обману. Одним из первых — в середине XVII века — этот вопрос

поднял испанский писатель Бальтасар Грасиан, ему мы и предоставим слово.

Нужно лишь постараться за тяжело построенными фразами, несущими на себе

груз трех с. половиной столетий, разглядеть точную и остроумную мысль,

которой отличаются афоризмы Грасиана. Итак, качество первое:

проницательность.

«Хвала проницательному. Некогда выше всего ценилось умение рассуждать,

теперь этого мало — надо еще распознавать и, главное, разоблачать обман.

Нельзя назвать разумным человека непроницательного. Бывают ясновидцы,

читающие в сердцах, рыси, видящие людей насквозь. Истины, для нас самые

важные, высказываются лишь наполовину, но до чуткого ума они дойдут

целиком. Если к тебе благоволят, отпусти поводья своей доверчивости, но

если к тебе враждебны, дай ей шпоры и гони прочь».

Смысл вышесказанного достаточно Прозрачен. Бальтасар Грасиан понимает,

что нельзя быть подозрительным постоянно, и в дружеской среде можно

расслабиться, позволив своей вере в людей пересилить недоверчивость. Но при

малейших признаках опасности стоит напрочь отказаться от легковерности, не

считая при этом подозрительность грехом. Грасиан ставит почти знак

тождества между разумностью и проницательностью, да и в самом деле — оба

эти качества позволяют человеку видеть за обманчивым блеском внешности

глубинные причины поведения людей. Для исправно функционирующего, мощного

разума не бывает секретов — «истины, для нас самые важные, высказываются

лишь наполовину, — пишет он, — но до чуткого ума они дойдут целиком».

Но недоверие само по себе — еще не гарантия того, что тебя не обманут. И

Бальтасар Грасиан это хорошо понимает. Как только мошенник замечает в

глазах своей потенциальной жертвы хотя бы тень недоверия, он тут же меняет

свои хитроумные приемы на новые, более изощренные. Поэтому, заподозрив

обман, старайся, чтобы эти подозрения не стали известны твоему противнику.

«Кругом обман, посему будь начеку, но не показывай своего недоверия,

дабы не вызвать недоверия к себе, оно опасно, ибо, порождая вражду, побудит

к мести и возбудит такое зло, какое тебе и не снилось... не подавай виду,

что не веришь, — это невежливо, даже оскорбительно: ты тогда даешь понять

собеседнику, что либо он обманывает, либо сам обманут. А главное даже не в

этом, а в том, что недоверие — признак лживости. И не забывай, что

обманывают не только словами, а и делами, и этот обман еще вредней».

Второе качество, необходимое в нашей жизни, по мнению Грасиана, —

скрытность. Без него человек становится беззащитным, ибо алчные и

бесчестные люди всегда смогут извлечь пользу из открытого человека:

«Страсти — окна духа. Мудрость житейская требует скрытности: кто играет

в открытую, рискует проиграться. Сдержанность таящегося вступает в поединок

с зоркостью проницательного: против глаз рыси темная струя каракатицы.

Пусть не знают, чего ты хочешь, не то помешают, одни — противодействием,

другие — угодливостью».

Надо отметить, что принципы жизненных интриг, пожалуй, впервые в

европейской литературе с такой четкостью сформулированные Грасианом, были

хорошо известны на Востоке. Как пишет А. Игнатенко, они входили в книги

наставлений властителям арабских стран.

Например, Ибн-аль-Азрак в своем сочинении приводит рассказ о том, как

халиф Абд-аль-Малик Ибн-Мар-Ван нашел камень с выбитой на нем

древнееврейской надписью. По его повелению мудрецы растолковали ему

послание из глубины веков. «Поскольку предательство в природе человека, то

доверять кому бы то ни было — слабость», — было написано на нем.

Другой арабский писатель, Ибн-ад-Дая, писал в своих «Греческих заветах»:

«Остерегайся людей больше, чем надейся на них, берегись их больше, чем

доверяй им».

Пророк Мухаммед писал: «Прибегайте к сохранению тайны, если хотите

исполнения ваших нужд. Ведь завидуют всякому, обладающему каким-то благом».

В старинной арабской рукописи, которая хранится в Парижской библиотеке и

авторство которой без достаточных оснований приписывают известному мудрецу

Востока Аль-Маварди, говорится: «Нет ничего более успешного в осуществлении

хитростей и более способствующего использованию удобных случаев, чем

сохранение тайны».

Вернемся, однако, к «Карманному оракулу» Бальтасара Грасиана. Третье

качество — умение разбираться в людях, которое является полуискусством-

полунаукой, которую следует осваивать всю жизнь, если не хочешь оказаться в

дураках. К настоящему времени написаны сотни книг по практической

психологии, созданы тысячи тестов, позволяющих определить особенности

личности человека, но для большинства людей чужая психика остается тайной

за семью печатями. В школах нам преподают множество ненужных наук,

заставляют зубрить геометрию, химию, географию и астрономию, вместе с тем

выпуская в жизнь беззащитными против искусного обмана.

Во времена Бальтасара Грасиана психология еще не существовала как наука,

но мудрый иезуит уже тогда советовал своим читателям больше времени уделять

изучению людей, а не вещей:

«Не обманывайся в людях, — советует Бальтасар Грасиан. — Этот род

заблуждения самый опасный и самый обычный. Лучше обмануться в цене, чем в

товаре, а уж тут-то особенно важно видеть насквозь. Понимать жизнь и

разбираться в людях — далеко не одно и то же.

Великая премудрость — постигать характеры и улавливать настроения. Людей

столь же необходимо изучать, как книги».

Ну и, наконец, четвертое, но отнюдь не последнее в плане профилактики

обмана, как сказали бы сегодня психологи, соответствующее ролевое

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11