скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Обман в нашей жизни. Использование индивидуальных личностных особенностей скачать рефераты

Обман в нашей жизни. Использование индивидуальных личностных особенностей

Реферат по культурологии

«Обман в нашей жизни. Использование индивидуальных

личностных особенностей.»

студентки группы 99-ТПМ-7

Лоховой Екатерины

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Человека называют бесхарактерным, если воля его слаба, душа

легкомысленна и непостоянна; но даже эти недостатки все равно

образуют характер.

Л. Вовенарг

Эффективность применения обмана зависит от использования личностных

особенностей обманываемого. Несмотря на схожесть биологической и социальной

природы людей, индивидуальные различия людей довольно велики.

Соответственно к каждому человеку существует особый «ключик», позволяющий

проникнуть к глубинам его души и воздействовать на его мысли и поступки.

Опытные мошенники весьма поднаторели в поиске таких «ключей», набор которых

в общем-то достаточно ограничен.

Вот что писал по этому поводу Бальтасар Грасиан:

«К каждому подбирать отмычку. В этом искусство управлять людьми. Для

него нужна не отвага, а сноровка, умение найти подход к человеку. У

каждого своя страстишка — они разные, ибо различны природные склонности.

Все люди — идолопоклонники: кумир одних — почести, других — корысть, а

большинства — наслаждение. Штука в том, чтобы угадать, какой у кого идол,

и затем применить надлежащее средство, ключ к страстям ближнего. Ищи

перводвигатель: не всегда он возвышенный, чаще низменный, ибо людей

порочных больше, чем порядочных. Надо застать натуру врасплох, нащупать

уязвимое место и двинуть в атаку ту самую страстишку — победа над

своевольной натурой тогда обеспечена».

Основной набор таких «отмычек» включает в себя жадность, глупость,

честолюбие, трусость, сластолюбие и дюжину других, менее распространенных.

Итак, начнем с первой.

Жадность

На жадину не нужен нож- ему покажешь медный грош -

И делай с ним что хошь.

Кот Базилио и лиса Алиса

В книге Николая Носова «Незнайка на Луне» есть эпизод, в котором

Незнайка со своим другом Козликом ищут себе пристанище на ночь. Они

попадают в гостиницу, хозяева которой, используя скупость своих клиентов, в

конце концов обирают их до нитки.«Гостиница «Экономическая», куда

направились ночевать Незнайка и Козлик, славилась своей дешевизной. За

пятьдесят сантиков здесь можно было получить на ночь вполне удобный номер,

что было чуть ли не вдвое дешевле, чем в любой другой гостинице. Этим

объяснялось, что гостиница «Экономическая» никогда не испытывала недостатка

в жильцах. Каждый, прочитав на вывеске надпись «Самые дешевые номера на

свете», недолго раздумывая шел в эту гостиницу. Уплатив пятьдесят сантиков,

Незнайка и Козлик получили ключ и, разыскав свой номер, очутились в

небольшой чистенькой комнате. Здесь были стол, несколько стульев, платяной

шкаф, рукомойник с зеркалом у стены и даже телевизор в углу.

— Смотри, — сказал с удовлетворением Козлик. — Где еще можно получить за

пятьдесят сантиков номер, да еще с телевизором? Можешь поверить мне на

слово, что нигде.

Отворив шкаф и положив на полочку свои шляпы, Незнайка и Козлик хотели

расположиться на отдых, но в это время зазвенел звонок, и на том месте, где

обычно бывает электрический выключатель, замигал красный глазок. Взглянув

на этот световой сигнал, Незнайка и Козлик заметили, как из отверстия,

которое имелось в стене, высунулся плоский, металлический язычок с

углублением на конце, а под ним замигала светящаяся надпись: «Сантик».

. Ах, чтоб тебя! — воскликнул Козлик и с досадой почесал затылок. — Я,

кажется, уже знаю, что это за штука. По-моему, мы попали в гостиницу, где

берут отдельную плату за пользование электричеством, видишь - язычок.

Если не положишь на него сантик, то свет погасят, и мы останемся в

темноте.

Не успел он это сказать, как лампочка под потолком погасла и комната

погрузилась во мрак.

Сунув руку в карман, Козлик достал монетку достоинством в один сантик и

положил ее в углубление на конце язычка. Язычок моментально исчез в

отверстии вместе с монеткой, и лампочка засветилась вновь.

Незнайка огляделся по сторонам и убедился, что кровати здесь были

устроены на манер откидных полок, как это бывает в вагонах поезда.

Козлик подошел к одной из полок и потянул за привинченную сбоку

металлическую ручку. Кровать, однако же, не откинулась, а вместо этого из

стены высунулся еще один металлический язычок, и под ним опять замигала

надпись: «Сантик».

— Ах, черти! — воскликнул Козлик. — Так здесь, значит, и за кровати

надо платить!

Он сунул в углубление язычка сантик. Кровать мгновенно откинулась, а из

стены в тот же момент высунулись еще три язычка, под которыми замигали

надписи: «Простыня — 1сантик», «Одеяло — 1 сантик», «Подушка - 2

сантика»...

. Дальнейшее предугадать несложно. Проклятая гостиница вытянула у них почти

все деньги. Им пришлось платить за воду в умывальнике, за телевизор

(который выключался на самом интересном месте телесериала и требовал по

пять монеток для продолжения показа), за отопление и даже за то, чтобы

стенной шкаф открылся и вернул им положенные туда шляпы.

В итоге они заплатили за эту «Экономическую» гостиницу гораздо больше,

чем за обычную. Что ж, жадность и скупость наказуема, если не уголовно, то

финансово. Ведь недаром говорят, что бесплатный сыр бывает только в

мышеловках.

Подобную тактику применял один директор фирмы при найме новых

сотрудников. Склоняя кого-либо к себе на работу, он предлагал ему зарплату,

которая на порядок превышала то, что кандидат в сотрудники имел в той

организации, откуда он выманивался. Соблазн был велик, и многие не могли

устоять перед искушением. А далее сценарий был незатейлив. Со второго

месяца пребывания на фирме к ним методично, неуклонно и жестко применялась

система придирок и штрафования по любому поводу. В итоге вычеты из зарплаты

увеличивались, а сама она уменьшалась, пока не становилась равной, а

зачастую и меньше той, что у человека была на его прежнем месте работы.

Вообще принцип обмана, построенного на жадности, применялся с

незапамятных времен как рядовыми мошенниками, так и могущественными

властителями, если у них не было другого способа достичь желаемого.

Например, халиф Аль-Мансур, живший в VIII веке, был назначен наместником в

иракский город Куфу для сбора налогов. Однако число жителей было

неизвестно, сами же они отнюдь не стремились принять участие в переписи

населения и всячески уклонялись от попыток их посчитать. Тогда халиф

объявил, что в связи с вступлением в должность он решил одарить каждого

жителя Куфы пятью серебряными дирхемами. Причем для того, чтобы никто не

получил щедрый дар дважды, каждый житель при получении его, должен был

отметиться в специальном списке. Так хитроумный Аль-Мансур пересчитал всех

своих подданных, после чего обложил их податью в размере сорока дирхемов

каждого. Мораль сего исторического сюжета проста: халява порой обходится

весьма дорого!

Если окинуть взглядом большинство афер, обманов и случаев мошенничества,

то окажется, что жадность зачастую является именно тем крючком, на который

ловятся доверчивые простаки, желающие быстро и без затрат обогатиться.

Сергей Довлатов в книге «Наши» описывает аферу, которую проделал его

дядя Леопольд в молодости с владельцем центрального магазина города.

«Однажды в сильный ливень в этот магазин зашел скромно одетый юноша,

который бережно прижимал к себе старую скрипку. Он попросил разрешения

оставить скрипку на время дождя и пообещал вернуться за ней позже.

— Почему бы и нет? — равнодушно ответил хозяин магазина, господин

Танакис.

Час спустя в магазин забрел нарядный иностранец с пышными рыжими усами.

Увидев скрипку, он был вне себя от радости.

— Какая радость! Это же подлинный Страдивари! Я покупаю эту вещь!

. Она не продается.

— Но я готов заплатить за нее любые деньги!

— Мне очень жаль...

— Пятнадцать тысяч наличными! Плюс щедрые комиссионные. Они торговались,

пока цена не дошла до двадцати тысяч.

— Хорошо, — сказал владелец магазина. — Я поговорю с владельцем.

Иностранец ушел, а вскоре вернулся бедный юноша.

— Я пришел за скрипкой.

— Продайте ее мне, — сказал Танакис.

— Не могу, — печально ответил юноша. — Это подарок моего дедушки.

Тогда владелец магазина начал уговаривать юношу продать ему скрипку,

предлагая все большие деньги. Наконец юноша согласился уступить скрипку за

пять тысяч рублей.

Он взял деньги и ушел».

Надо ли говорить, что владелец магазина так и не дождался «иностранца».

Его подвела жадность. Он мог свести покупателя и продавца и честно получить

свои комиссионные, но захотел получить побольше, по сути дела, обманув

владельца скрипки. А в результате потерял пять тысяч.

Жадность, или жажду наживы, использовали для обмана «мирового

капитализма» в своей деятельности коммунисты в 20-е годы нашего столетия.

Когда закончилась гражданская война в России, промышленность страны была

почти полностью разрушена, помощи ждать было неоткуда, так как

капиталистические страны, несколько лет боровшиеся с Советской Россией,

конечно же, не собирались помогать ей восстанавливать народное хозяйство. И

тогда большевики решили сыграть на жадности — естественном качестве любого

капиталиста. Они предложили западным предпринимателям самые выгодные

концессии — аренду наиболее прибыльных рудников и месторождений. Вождь

мирового пролетариата Владимир Ленин не скрывал, что это не уступка

буржуазии, а ее обман. В своих статьях он писал:

«Бели мы хотим товарообмена с заграницей — а мы его хотим, мы понимаем

его необходимость, — наш основной интерес — возможно скорее получить из

капиталистических стран те средства производства (паровозы, машины,

электрические аппараты), без которых восстановить нашу промышленность

сколь нибудь серьезно мы не сможем, а иногда и совсем не сможем, за

недоступностью иметь для наших фабрик нужные машины. Надо подкупить

капитализм сугубой прибылью. Он получит лишнюю прибыль — Бог с ним, с этой

лишней прибылью, — мы получим то основное, при помощи чего мы укрепимся,

станем окончательно на ноги и экономически его победим».

Глупость

На дурака не нужен нож;

Ему с три короба наврешь — и делай с ним что хошь!

Кот Базилио и лиса Алиса

На тему глупости, ставшей причиной обмана, можно говорить бесконечно,

поэтому ограничимся старым анекдотом: в лесу мужчина встретил древнюю

старуху с вязанкой хвороста

-Молодой человек, - обращается старуха, — помоги мне дровишки дотащить,

я тебя отблагодарю.

— Да почему же не помочь! Давай, бабка.

Подошли они к ветхой избушке, а старуха ему и говорит:

— А ты знаешь, кто я такая?

— Не знаю.

— Я колдунья. За твою доброту могу выполнить три самых больших желания.

Загадывай, что хочешь!

Мужчина засмущался, а потом и говорит:

— Хочу иметь «Мерседес», виллу на берегу моря и жену-красавицу.

. Ну что ж, хорошо. Пойдешь сейчас прямо, потом свернешь налево, там

увидишь дорогу, а на той дороге стоит новенький «Мерседес». Сядешь в него,

поедешь прямо до берега моря, там и будет стоять твоя вилла. В ней и будет

ждать тебя девушка невиданной красоты. Мужчина бежать скорее за своим

добром.

— Стой! — кричит бабка. — Я тебе помогла, а теперь помоги и мне.

— Чем же я тебе помогу?

— Давно я мужчину хочу, изнемогаю прямо.

—Ладно, старуха, — сжалился мужчина. — Давай, только поскорее. Выполнил

он старухину просьбу и бежать.

— Постой! — кричит старуха. — Тебе годков сколько?

— Тридцать пять, а что?

— Эх ты, такой большой, а в сказки веришь!

К глупости вплотную примыкает излишняя доверчивость, за которую также

часто приходится расплачиваться своим добром. Бальтасар Грасиан

предостерегает:

«Не надо быть только голубем. С голубиной кротостью да сочетается

хитрость змеиная! Легко обмануть человека порядочного: кто сам не лжет,

всем верит, кто не обманывает, другим доверяет. Обману поддаются не только

по глупости, но и от честности. Два рода людей способны предвидеть и

обезвредить обман: обманутые, проученные на своей шкуре, и хитрые,

рассчитавшиеся чужой. Пусть проницательность будет столь же чутка в

подозрениях, сколь хитрость ловка в кознях. И не надо быть настолько

благодушным; чтобы толкать ближнего своего на криводушие. Соединив в себе

голубя и змею, будь не чудищем, но чудом».

Страх

Кроме жадности, глупости и излишней доверчивости, зацепкой для обмана

может быть и трусость. Человека легко обмануть, используя его страх. А. П.

Чехов в одном из своих рассказов описывает, как старый почтмейстер

обеспечил верность своей молоденькой жены-красавицы. Он распространил по

городу слух, что его жена сожительствует с местным полицмейстером, грозой

всей округи. Поэтому молодые повесы за версту обходили молодую супругу

почтмейстера и не пытались за ней ухаживать.

Правда, иногда воздействие на психику потенциальной жертвы бывает более

серьезным — настолько, что подобный обман заканчивается инфарктом или

самоубийством. Именно о таких случаях использования страха в качестве точки

приложения обмана рассказывает журналист Михаил Зубов в газете «Мошенники»

(№ 9, 1996). Статья называется весьма многозначительно: «АО «Мефистофель»

берет в аренду души на комиссионных началах» и посвящена такой пока редкой

форме «наезда», как психотерроризм. Впрочем, редкой — это на первой взгляд.

По данным автора, психотеррористические группировки действуют уже в 97

городах нашей страны, стараясь не привлекать к себе излишнего внимания.

Суть их метода следующая. Клиент, у которого в жизни идет «черная полоса»,

находит в своем почтовом ящике листовку следующего содержания:

«Предприятие с вековым опытом арендует на любой срок Ваше нематериальное

движущее начало, именуемое в просторечье «ДУША». В обмен предлагаем

исполнение умеренных актуальных желаний, негласное содействие в достижении

конкретных краткосрочных целей и т. д. Суть Ваших условий предлагаем

изложить письменно в лаконичной форме».

Дальше идет номер абонентского ящика. Все... Кто-то из людей,

получивших такое письмо от Князя Тьмы, посмеется розыгрышу и забудет о

нем, а кто-то — более впечатлительный и несчастный — решит попробовать.

Далее потенциальный клиент получает туманный, полный неясных намеков

договор, в котором его извещают, что его душа, пока временно, перешла во

владение таинственного «предприятия». Если в дальнейшем дела у клиента

начнут неожиданно налаживаться, он получает краткую телеграмму типа «Срок

договора истекает». А спустя несколько дней еще одну: «Предмет аренды

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11