Обман в нашей жизни. Использование индивидуальных личностных особенностей
Обман в нашей жизни. Использование индивидуальных личностных особенностей
Реферат по культурологии
«Обман в нашей жизни. Использование индивидуальных
личностных особенностей.»
студентки группы 99-ТПМ-7
Лоховой Екатерины
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Человека называют бесхарактерным, если воля его слаба, душа
легкомысленна и непостоянна; но даже эти недостатки все равно
образуют характер.
Л. Вовенарг
Эффективность применения обмана зависит от использования личностных
особенностей обманываемого. Несмотря на схожесть биологической и социальной
природы людей, индивидуальные различия людей довольно велики.
Соответственно к каждому человеку существует особый «ключик», позволяющий
проникнуть к глубинам его души и воздействовать на его мысли и поступки.
Опытные мошенники весьма поднаторели в поиске таких «ключей», набор которых
в общем-то достаточно ограничен.
Вот что писал по этому поводу Бальтасар Грасиан:
«К каждому подбирать отмычку. В этом искусство управлять людьми. Для
него нужна не отвага, а сноровка, умение найти подход к человеку. У
каждого своя страстишка — они разные, ибо различны природные склонности.
Все люди — идолопоклонники: кумир одних — почести, других — корысть, а
большинства — наслаждение. Штука в том, чтобы угадать, какой у кого идол,
и затем применить надлежащее средство, ключ к страстям ближнего. Ищи
перводвигатель: не всегда он возвышенный, чаще низменный, ибо людей
порочных больше, чем порядочных. Надо застать натуру врасплох, нащупать
уязвимое место и двинуть в атаку ту самую страстишку — победа над
своевольной натурой тогда обеспечена».
Основной набор таких «отмычек» включает в себя жадность, глупость,
честолюбие, трусость, сластолюбие и дюжину других, менее распространенных.
Итак, начнем с первой.
Жадность
На жадину не нужен нож- ему покажешь медный грош -
И делай с ним что хошь.
Кот Базилио и лиса Алиса
В книге Николая Носова «Незнайка на Луне» есть эпизод, в котором
Незнайка со своим другом Козликом ищут себе пристанище на ночь. Они
попадают в гостиницу, хозяева которой, используя скупость своих клиентов, в
конце концов обирают их до нитки.«Гостиница «Экономическая», куда
направились ночевать Незнайка и Козлик, славилась своей дешевизной. За
пятьдесят сантиков здесь можно было получить на ночь вполне удобный номер,
что было чуть ли не вдвое дешевле, чем в любой другой гостинице. Этим
объяснялось, что гостиница «Экономическая» никогда не испытывала недостатка
в жильцах. Каждый, прочитав на вывеске надпись «Самые дешевые номера на
свете», недолго раздумывая шел в эту гостиницу. Уплатив пятьдесят сантиков,
Незнайка и Козлик получили ключ и, разыскав свой номер, очутились в
небольшой чистенькой комнате. Здесь были стол, несколько стульев, платяной
шкаф, рукомойник с зеркалом у стены и даже телевизор в углу.
— Смотри, — сказал с удовлетворением Козлик. — Где еще можно получить за
пятьдесят сантиков номер, да еще с телевизором? Можешь поверить мне на
слово, что нигде.
Отворив шкаф и положив на полочку свои шляпы, Незнайка и Козлик хотели
расположиться на отдых, но в это время зазвенел звонок, и на том месте, где
обычно бывает электрический выключатель, замигал красный глазок. Взглянув
на этот световой сигнал, Незнайка и Козлик заметили, как из отверстия,
которое имелось в стене, высунулся плоский, металлический язычок с
углублением на конце, а под ним замигала светящаяся надпись: «Сантик».
. Ах, чтоб тебя! — воскликнул Козлик и с досадой почесал затылок. — Я,
кажется, уже знаю, что это за штука. По-моему, мы попали в гостиницу, где
берут отдельную плату за пользование электричеством, видишь - язычок.
Если не положишь на него сантик, то свет погасят, и мы останемся в
темноте.
Не успел он это сказать, как лампочка под потолком погасла и комната
погрузилась во мрак.
Сунув руку в карман, Козлик достал монетку достоинством в один сантик и
положил ее в углубление на конце язычка. Язычок моментально исчез в
отверстии вместе с монеткой, и лампочка засветилась вновь.
Незнайка огляделся по сторонам и убедился, что кровати здесь были
устроены на манер откидных полок, как это бывает в вагонах поезда.
Козлик подошел к одной из полок и потянул за привинченную сбоку
металлическую ручку. Кровать, однако же, не откинулась, а вместо этого из
стены высунулся еще один металлический язычок, и под ним опять замигала
надпись: «Сантик».
— Ах, черти! — воскликнул Козлик. — Так здесь, значит, и за кровати
надо платить!
Он сунул в углубление язычка сантик. Кровать мгновенно откинулась, а из
стены в тот же момент высунулись еще три язычка, под которыми замигали
надписи: «Простыня — 1сантик», «Одеяло — 1 сантик», «Подушка - 2
сантика»...
. Дальнейшее предугадать несложно. Проклятая гостиница вытянула у них почти
все деньги. Им пришлось платить за воду в умывальнике, за телевизор
(который выключался на самом интересном месте телесериала и требовал по
пять монеток для продолжения показа), за отопление и даже за то, чтобы
стенной шкаф открылся и вернул им положенные туда шляпы.
В итоге они заплатили за эту «Экономическую» гостиницу гораздо больше,
чем за обычную. Что ж, жадность и скупость наказуема, если не уголовно, то
финансово. Ведь недаром говорят, что бесплатный сыр бывает только в
мышеловках.
Подобную тактику применял один директор фирмы при найме новых
сотрудников. Склоняя кого-либо к себе на работу, он предлагал ему зарплату,
которая на порядок превышала то, что кандидат в сотрудники имел в той
организации, откуда он выманивался. Соблазн был велик, и многие не могли
устоять перед искушением. А далее сценарий был незатейлив. Со второго
месяца пребывания на фирме к ним методично, неуклонно и жестко применялась
система придирок и штрафования по любому поводу. В итоге вычеты из зарплаты
увеличивались, а сама она уменьшалась, пока не становилась равной, а
зачастую и меньше той, что у человека была на его прежнем месте работы.
Вообще принцип обмана, построенного на жадности, применялся с
незапамятных времен как рядовыми мошенниками, так и могущественными
властителями, если у них не было другого способа достичь желаемого.
Например, халиф Аль-Мансур, живший в VIII веке, был назначен наместником в
иракский город Куфу для сбора налогов. Однако число жителей было
неизвестно, сами же они отнюдь не стремились принять участие в переписи
населения и всячески уклонялись от попыток их посчитать. Тогда халиф
объявил, что в связи с вступлением в должность он решил одарить каждого
жителя Куфы пятью серебряными дирхемами. Причем для того, чтобы никто не
получил щедрый дар дважды, каждый житель при получении его, должен был
отметиться в специальном списке. Так хитроумный Аль-Мансур пересчитал всех
своих подданных, после чего обложил их податью в размере сорока дирхемов
каждого. Мораль сего исторического сюжета проста: халява порой обходится
весьма дорого!
Если окинуть взглядом большинство афер, обманов и случаев мошенничества,
то окажется, что жадность зачастую является именно тем крючком, на который
ловятся доверчивые простаки, желающие быстро и без затрат обогатиться.
Сергей Довлатов в книге «Наши» описывает аферу, которую проделал его
дядя Леопольд в молодости с владельцем центрального магазина города.
«Однажды в сильный ливень в этот магазин зашел скромно одетый юноша,
который бережно прижимал к себе старую скрипку. Он попросил разрешения
оставить скрипку на время дождя и пообещал вернуться за ней позже.
— Почему бы и нет? — равнодушно ответил хозяин магазина, господин
Танакис.
Час спустя в магазин забрел нарядный иностранец с пышными рыжими усами.
Увидев скрипку, он был вне себя от радости.
— Какая радость! Это же подлинный Страдивари! Я покупаю эту вещь!
. Она не продается.
— Но я готов заплатить за нее любые деньги!
— Мне очень жаль...
— Пятнадцать тысяч наличными! Плюс щедрые комиссионные. Они торговались,
пока цена не дошла до двадцати тысяч.
— Хорошо, — сказал владелец магазина. — Я поговорю с владельцем.
Иностранец ушел, а вскоре вернулся бедный юноша.
— Я пришел за скрипкой.
— Продайте ее мне, — сказал Танакис.
— Не могу, — печально ответил юноша. — Это подарок моего дедушки.
Тогда владелец магазина начал уговаривать юношу продать ему скрипку,
предлагая все большие деньги. Наконец юноша согласился уступить скрипку за
пять тысяч рублей.
Он взял деньги и ушел».
Надо ли говорить, что владелец магазина так и не дождался «иностранца».
Его подвела жадность. Он мог свести покупателя и продавца и честно получить
свои комиссионные, но захотел получить побольше, по сути дела, обманув
владельца скрипки. А в результате потерял пять тысяч.
Жадность, или жажду наживы, использовали для обмана «мирового
капитализма» в своей деятельности коммунисты в 20-е годы нашего столетия.
Когда закончилась гражданская война в России, промышленность страны была
почти полностью разрушена, помощи ждать было неоткуда, так как
капиталистические страны, несколько лет боровшиеся с Советской Россией,
конечно же, не собирались помогать ей восстанавливать народное хозяйство. И
тогда большевики решили сыграть на жадности — естественном качестве любого
капиталиста. Они предложили западным предпринимателям самые выгодные
концессии — аренду наиболее прибыльных рудников и месторождений. Вождь
мирового пролетариата Владимир Ленин не скрывал, что это не уступка
буржуазии, а ее обман. В своих статьях он писал:
«Бели мы хотим товарообмена с заграницей — а мы его хотим, мы понимаем
его необходимость, — наш основной интерес — возможно скорее получить из
капиталистических стран те средства производства (паровозы, машины,
электрические аппараты), без которых восстановить нашу промышленность
сколь нибудь серьезно мы не сможем, а иногда и совсем не сможем, за
недоступностью иметь для наших фабрик нужные машины. Надо подкупить
капитализм сугубой прибылью. Он получит лишнюю прибыль — Бог с ним, с этой
лишней прибылью, — мы получим то основное, при помощи чего мы укрепимся,
станем окончательно на ноги и экономически его победим».
Глупость
На дурака не нужен нож;
Ему с три короба наврешь — и делай с ним что хошь!
Кот Базилио и лиса Алиса
На тему глупости, ставшей причиной обмана, можно говорить бесконечно,
поэтому ограничимся старым анекдотом: в лесу мужчина встретил древнюю
старуху с вязанкой хвороста
-Молодой человек, - обращается старуха, — помоги мне дровишки дотащить,
я тебя отблагодарю.
— Да почему же не помочь! Давай, бабка.
Подошли они к ветхой избушке, а старуха ему и говорит:
— А ты знаешь, кто я такая?
— Не знаю.
— Я колдунья. За твою доброту могу выполнить три самых больших желания.
Загадывай, что хочешь!
Мужчина засмущался, а потом и говорит:
— Хочу иметь «Мерседес», виллу на берегу моря и жену-красавицу.
. Ну что ж, хорошо. Пойдешь сейчас прямо, потом свернешь налево, там
увидишь дорогу, а на той дороге стоит новенький «Мерседес». Сядешь в него,
поедешь прямо до берега моря, там и будет стоять твоя вилла. В ней и будет
ждать тебя девушка невиданной красоты. Мужчина бежать скорее за своим
добром.
— Стой! — кричит бабка. — Я тебе помогла, а теперь помоги и мне.
— Чем же я тебе помогу?
— Давно я мужчину хочу, изнемогаю прямо.
—Ладно, старуха, — сжалился мужчина. — Давай, только поскорее. Выполнил
он старухину просьбу и бежать.
— Постой! — кричит старуха. — Тебе годков сколько?
— Тридцать пять, а что?
— Эх ты, такой большой, а в сказки веришь!
К глупости вплотную примыкает излишняя доверчивость, за которую также
часто приходится расплачиваться своим добром. Бальтасар Грасиан
предостерегает:
«Не надо быть только голубем. С голубиной кротостью да сочетается
хитрость змеиная! Легко обмануть человека порядочного: кто сам не лжет,
всем верит, кто не обманывает, другим доверяет. Обману поддаются не только
по глупости, но и от честности. Два рода людей способны предвидеть и
обезвредить обман: обманутые, проученные на своей шкуре, и хитрые,
рассчитавшиеся чужой. Пусть проницательность будет столь же чутка в
подозрениях, сколь хитрость ловка в кознях. И не надо быть настолько
благодушным; чтобы толкать ближнего своего на криводушие. Соединив в себе
голубя и змею, будь не чудищем, но чудом».
Страх
Кроме жадности, глупости и излишней доверчивости, зацепкой для обмана
может быть и трусость. Человека легко обмануть, используя его страх. А. П.
Чехов в одном из своих рассказов описывает, как старый почтмейстер
обеспечил верность своей молоденькой жены-красавицы. Он распространил по
городу слух, что его жена сожительствует с местным полицмейстером, грозой
всей округи. Поэтому молодые повесы за версту обходили молодую супругу
почтмейстера и не пытались за ней ухаживать.
Правда, иногда воздействие на психику потенциальной жертвы бывает более
серьезным — настолько, что подобный обман заканчивается инфарктом или
самоубийством. Именно о таких случаях использования страха в качестве точки
приложения обмана рассказывает журналист Михаил Зубов в газете «Мошенники»
(№ 9, 1996). Статья называется весьма многозначительно: «АО «Мефистофель»
берет в аренду души на комиссионных началах» и посвящена такой пока редкой
форме «наезда», как психотерроризм. Впрочем, редкой — это на первой взгляд.
По данным автора, психотеррористические группировки действуют уже в 97
городах нашей страны, стараясь не привлекать к себе излишнего внимания.
Суть их метода следующая. Клиент, у которого в жизни идет «черная полоса»,
находит в своем почтовом ящике листовку следующего содержания:
«Предприятие с вековым опытом арендует на любой срок Ваше нематериальное
движущее начало, именуемое в просторечье «ДУША». В обмен предлагаем
исполнение умеренных актуальных желаний, негласное содействие в достижении
конкретных краткосрочных целей и т. д. Суть Ваших условий предлагаем
изложить письменно в лаконичной форме».
Дальше идет номер абонентского ящика. Все... Кто-то из людей,
получивших такое письмо от Князя Тьмы, посмеется розыгрышу и забудет о
нем, а кто-то — более впечатлительный и несчастный — решит попробовать.
Далее потенциальный клиент получает туманный, полный неясных намеков
договор, в котором его извещают, что его душа, пока временно, перешла во
владение таинственного «предприятия». Если в дальнейшем дела у клиента
начнут неожиданно налаживаться, он получает краткую телеграмму типа «Срок
договора истекает». А спустя несколько дней еще одну: «Предмет аренды
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|