скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Нравственная и эстетическая культура скачать рефераты

Художественное означает все относящееся к искусству, воспроизведению

действительности в художественных образах. Например, художественная

литература, художественное творчество, художественное мышление,

художественная школа. Понятие «художественное» выражает и относящееся к

произведениям искусства (демонстрация произведений живописи, скульптуры,

графики и т.п. как художественные выставки). Художественное означает также

свойственное произведениям искусства, содержанию или стилю деятельности их

создателей. Например, реализм, сюрреализм, авангардизм присущи не только

произведениям живописи, но составляют ее жанровые направления. Они

указывают также на стиль художественного творчества создателей таких

произведений. Категория «художественный» применяется и для подчёркивания

индивидуальных особенностей человека, его задатков и направленности:

художественные наклонности ребенка, талант художника.

Обобщая понимание категории «художественное», можно подчеркнуть, что

содержание и виды многообразной деятельности представителей искусства,

народной художественной культуры отражаются в данной категории в форме

чувственных или абстрактно-логических образов сознания, которые отличаются

от образов науки, политики, религии и т.д.; привнесением в них признаков

изобразительного, музыкального, театрального, танцевального, эстрадного и

других видов творчества.

В совокупности признаки и образуют содержание понятия «художественное». Оно

обусловлено отражением признаков художественного творчества на «трех

уровнях»: а) на уровне фиксации признаков природы, самого человека,

человеческой культуры; б) на уровне формирования признаков художественного

мышления в сознании субъекта; в) на уровне «соединения», интеграции

признаков материального мира и признаков художественного мышления в

непосредственном процессе художественного творчества. Поэтому понятие

«художественное» отличается от другого, близкого к нему понятия

«художественный образ» многообразием форм, широкой степенью обобщения

признаков художественной культуры и ее видов.

Категория «художественный образ» означает эмоционально окрашенное

отображение средствами, способами и формами искусства, массовой культуры и

народного художественного творчества объективного и субъективного мира в

конкретном виде творчества. Так, художественный образ в музыке отличается

от художественного образа в живописи или цирковом искусстве тем, что

отражает действительность средствами и способами музыкального творчества,

содержит в себе признаки музыки как самостоятельного вида творчества.

Художественные образы в литературном творчестве связаны, как правило, с

конкретными персонажами, их характером, поведением, общением и

деятельностью, моральностью или аморальностью содержания жизни и т.п.

Наташа Ростова в «Войне и мире» Л.Н. Толстого, Евгений Онегин в одноименном

романе в стихах А.С. Пушкина, Василий Тёркин в поэме А.Твардовского, Михаил

Пряслин в романе Ф.Абрамова «Пряслины» - персонажи, художественные образы

которых являются высокими образцами творчества, различаются признаками и

жанровыми характеристиками. Но это конкретные образы индивидуально-

личностного или обобщающего стиля, результат писательского (прозаического)

или стихотворного творчества их создателе. В художественных образах

реалистичность сочетается с фантазийностыо, строгость передачи

художественно-эстетических признаков со свободой и незавершенностью,

персонифицированность с отвлеченностью или типичностью.

Художественный образ трудно сформировать, не обращаясь к более конкретным

категориям эстетики: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое и др.

Прекрасное - категория, отражающая признаки, состояние или форму объекта,

которые характеризуются совершенством, гармонией, завершенностью, мерой,

уникальностью, симметрией, пропорцией, ритмом. Это обобщенное,

синтезированное определение, идеальная теоретическая модель прекрасного.

Применительно к предметам и явлениям природы, жизни людей, конкретным

художественным образам категория «прекрасное» может отражать далеко не все

перечисленные признаки. Категории «прекрасная погода», «красивые горы»,

«прекрасная игра актера», «прекрасная музыка» и другие несомненно имеют

свое содержание и признаки. Но все они отражают и что-то типичное которое и

закреплено в понятии «прекрасное».

Прекрасное имеет как бы различные степени выражения: менее красивое, более

красивое, красивое, прекрасное и др. Они характеризуют ценностное отношение

человека к прекрасному, его полноте и завершенности. Одно из пониманий

прекрасного, красивого - соответствие формы предмета или художественного

образа его содержанию. Прекрасное соотносится с безобразным как своим

антиподом. В безобразном отсутствуют признаки прекрасного. Часто

безобразное в художественном творчестве используется для усиления

восприятия прекрасного.

Возвышенное - категория, отражающая значительное и устойчивое, обладающее

большой силой духа или воздействия на внутренний мир человека, на его

поведение, общение и деятельность. Возвышенное включает в себя

человеколюбие, любовь к богу, стремление к достижению совершенных идеалов,

гражданственность, мужество и героизм, государственный и народный

патриотизм, другие признаки и элементы. Например, С.Л.Франк считал земную

любовь прозаическим явлением, не дающим подлинного, последнего смысла

жизни. Возвышает прозаический смысл жизни «...высшее, абсолютное благо,

наполняющее нашу жизнь». Это высшее благо должно быть вечным, божественным.

Возвышенное может соотноситься и с мирским, с повседневным. Так, мотивами

лидерства могут быть амбиции, корыстные интересы, честолюбие. Они не

связаны с возвышенным. Напротив, подчеркивают несовершенство человека и его

устремлений, эгоистическую направленность личности.

Но лидерство может быть и бескорыстным, как стремление человека к какому-

либо совершенству в непосредственной жизни, в поведении или деятельности.

Добившись больших успехов в чем-либо по сравнению с другими, человек ставит

цель «подтянуть» до своего уровня других. Он - лидер по ценностным

социальным ориентациям, бескорыстен и гуманистичен. Например, Михаил

Пряслин в романе Ф.Абрамова «Пряслины» очень хорошо умел косить хлеба,

травы на лугу и стремился быть в этом впереди всех. Для него возвышенное -

мастерство в труде и лидерство.

Став бригадиром, он требовал от членов бригады не отставать от него ни на

уборке хлебов, ни на сенокосе. Идущие за ним, отмечает писатель, ненавидели

бригадира. Они никак не могли понять: зачем такое рвение и напряжение сил,

если платят всем все равно одинаково. Уравниловка в оплате труда была

тормозом для проявления любых ростков возвышенного у членов бригады. Но для

Михаила Пряслина она не стала сдерживающей фактором. Он неизменно стремился

к лучшему, совершенному в труде и в отношениях с людьми. Бригада не приняла

его. Победило «уравнительное» мнение, далекое от возвышенного.

Но, обратившись к фактам проявления патриотизма, отваги и героизма наших

граждан в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, можно обнаружить

сотни и тысячи примеров бескорыстных подвигов и поступков. За годы войны,

например, произведено 5 млн. 300 тыс. награждений военнослужащих орденами и

7 млн. 580 тыс. награждений медалями: Более 11 тысяч человек удостоены

звания Героя Советского Союза. Всего за годы войны орденами и медалями было

награждено свыше 7 млн. советских воинов. За доблестный труд в тылу были

награждены более 12 млн. человек.

Несомненно, что подвиги на фронте и в тылу советские люди совершали во имя

Родины, народов Отечества, во имя сохранения независимости страны и защиты

отечественной культуры. Прекрасное и возвышенное, тесно связанное с

трагизмом неизбежных потерь и разрушений, проявлялось массово, но, как

правило, не пафосно, не рекламно, а жизненно, повседневно.

Писатель В.Шишков в небольшом рассказе «Дед Андрей» описывает, например,

эпизод сбора народных денег сибиряками на боевую технику для Красной Армии.

Дед Андрей слыл среди односельчан скупым и прижимистым, но работящим и

богатым человеком. Получив от внука письмо с фронта, где рассказывалось о

том, что в Подмосковье собраны народные деньги на танковую колонну, он

глубоко задумался. И когда в колхозе тоже стали собирать деньги на боевую

технику, дед Андрей не сразу решился отдать свои сбережения. В связи с

пониманием возвышенного интересен финал рассказа. Когда весь зал ликовал и

приветствовал деда Андрея, его там уже не было. Для него, вероятно, главным

и возвышенно-ценным была победа над своей скупостью. «Он, - пишет В.Шишков,

- торопился домой. «Господь сподобил... доброе дело, самое добрецкое», -

выборматывал он сам себе, и на обычно хмуром лице его светилась улыбка».

Прекрасное и возвышенное в служении Родине, в защите ее от фашистских

агрессоров не менее прекрасно и глубоко жизненно отразили в своих

произведениях писатели А.Толстой, М.Шолохов, Л.Леонов, С.Сергеев-Ценский,

А.Фадеев, К.Федин, В.Шишков, П.Павленко, Л.Соболев, Б.Горбатов, В.Катаев,

А.Платонов, Н.Чуковский, Ю.Бондарев, Ю.Нагибин, В.Закруткин, Б.Полевой,

В.Астафьев, И.Падерин, В.Тельпугов и многие другие. Прекрасное и

возвышенное в годы Великой Отечественной войны приобрело особое звучание в

творчестве поэтов: В.Лебедева-Кумача, Д. Бедного, Н. Тихонова, А Суркова,

М. Исаковокого, А. Прокофьева, О. Берггольц, А. Твардовского, К. Симонова,

М. Джалиля, А Фатьянова, В. Рождественского, С. Маршака, К. Кулиева, С.

Щипачева, С. Михалкова, М. Дудина, Е. Долматовского, Л. Ошанина и многих

других. Героическому и возвышенно-гражданскому в годы войны посвящали свои

произведения художники, музыканты, театральные деятели, артисты эстрады,

представители других видов искусства.

Возвышенное соотносится с низменным, мелочным, ситуативным. В сравнении с

предательством, обманом, трусостью, двуличностью, бесчестием,

несправедливостью, религиозным фанатизмом или бюрократизмом то

положительное, что выражено в прекрасном и возвышенной воспринимается более

глубоко. Для художественного творчества такое противопоставление не только

требование объективно отражать жизнь и не менее объективно воспроизводить

художественную культуру, но и стиль самого творчества. Важной категорией

эстетики является «трагическое». Она отражает острую борьбу различных сил и

самих людей. Содержание трагического составляют глубокие человеческие

переживания, страсти, страдание и горе, ценностно значимые утраты,

отношение к жизни и смерти, смыслу жизни. Обобщенное определение

трагического проявляется более конкретно, а в художественном творчестве

может выражаться непосредственно, открыто, зримо или опосредованно, скрыто,

неявно.

Трагическое соотносится с комическим. Категория «комическое» так же

отражает борьбу различных сил и самих людей, их жизненные ситуации и

характеры, но через несерьезность (шутливость) или никчемность, мелочность,

неполноценность, поверхностность. Комическое позволяет сравнивать предметы

и процессы, отношения людей и их качества с подлинным, настоящим, серьезным

и глубоким, критически осмысливать себя и окружающую действительность.

В художественном творчестве комическое может быть представлено не только

шуткой, но и насмешкой, издевкой над человеческими слабостями. Оно

выражается юмором, сатирой, иронией и сарказмом. В этих формах комического

отношения людей и сами люди характеризуются с нарастанием доли насмешливого

и остро-оскорбительного.

Таким образом, нравственная и эстетическая культура представляют

самостоятельные элементы духовной культуры субъектов. Нравственная культура

связана с различением добра и зла. Эстетическая культура отражает

художественно-духовную сторону сознания и развитость, совершенство теории

искусства. В духовной культуре общества эстетическая культура субъектов

отражает функционирование искусства, народного художественного творчества,

а также массовую культуру, художественно-эстетические элементы элитарной

культуры.

Искусство как форма культуры

Искусство - это специализированное художественное творчество. Оно выступает

главным элементом художественной культуры как вида духовной культуры

общества. Специфика искусства как профессионального творчества состоит в

следовании традициям, сложившимся в литературе, музыке, танце, живописи и

т.д., а также в новаторском переосмыслении произведений прошлого и создании

новых. Поэтому творчество профессионалов в искусстве тесно связано с

народным художественным творчеством. Но данное творчество имеет всегда

авторский характер. Каждый представитель искусства стремится к

неповторимости своего творчества, которая выражается в стиле, жанре, формах

и других отличительных признаках.

Так, в изобразительном живописном искусстве есть художники портретисты,

пейзажисты, баталисты, а также реалисты, кубисты, сюрреалисты или

супрематисты и др. С одной стороны, они избирают для своего творчества

существующие традиционные направления, жанры и стили. А с другой -

привносят что-то свое, неповторимое, как И. Репин или И. Айвазовский, П.

Пикассо или С. Дали, К. Малевич.

Природу можно воспринимать как среду обитания людей, источник сырья и

ресурсов для промышленности, сферу земледелия или правовых отношений между

государствами и другими субъектами. Но природа - один из первых и

традиционных объектов эстетического отражения и художественного

воспроизведения. Примером такого эстетическо-художественного отображения

природы может послужить четверостишье С.Маршака.

Природой бережно спеленутый,

Завернутый в зеленый лист,

Растет цветок в глуши нетронутой

Прохладен, хрупок и душист!

Современное искусство очень многообразно. Оно включает следующие основные

элементы:

1. Архитектура («застывшая музыка»)

2. Изобразительное искусство: скульптура, живопись, графика, мозаика и др.

3. Художественная литература

4. Музыкальное искусство

5. Хореография

6. Театральное искусство

7. Эстрадное искусство

8. Киноискусство

9. Цирковое искусство

10. Декоративно-прикладное искусство

11. Телевизионное и аудио-визуальное искусство

12.Компьютерное художественное творчество и др.

Дискуссионным остается вопрос о соотношении искусства и художественного

народного творчества; искусства и массовой культуры. В современном

понимании творцами искусства являются только специалисты – люди, имеющие

соответствующее образование, профессиональную подготовку.

Искусство имеет авторский характер. Оно преимущественно коммерциализовано.

Занятие художественным творчеством представляет для профессионала не только

увлечение, реализацию своих интересов и способностей, но и источник средств

к жизни. Качество художественного творчества не всегда учитывается как

признак созданного произведения искусства.

Народная культура самобытна. Художественное народное творчество - процесс

стихийной самореализации людьми своих художественных способностей, а также

результат отражения ситуаций и событий практики, мечтаний о лучшей жизни,

фантазий. Произведения народного творчества не имеют авторов, они не

создаются специально для развития того или иного направления

художественного творчества и не связаны с добыванием средств жизни.

Сказания и предания, былины, народные сказки и песни, пословицы и

поговорки, частушки и музыка создаются многими людьми, народам». К

художественному народному творчеству относятся многие промыслы,

существующие как традиция и не получившие характер организованных

производств со специально подготавливаемыми кадрами, орудиями и средствами

творчества. К художественному народному творчеству условно можно отнести и

любительское авторское творчество. К искусству оно не относится из-за

любительского характера. Но оно может быть качественным, составлять

источник получения средств к жизни. Любительские современные произведения -

авторские, хотя авторство, как правило, не закреплено юридически и может

быть со временем утеряно.

По своим признакам и особенностям воспроизведения бытия, устойчивости

существования в художественно-эстетической культуре общества, конкретных

народов художественное неспециализированное творчество можно отнести к

искусству. К такому творчеству также применимы категории эстетики как

теории искусства. Вместе с тем народное художественное творчество -

относительно самостоятельный элемент художественной культуры.

.

Искусство проявляет себя в духовной культуре общества своими функциями,

признаками, содержанием, особым языком передачи художественно-эстетической

информации. Искусство «оформляет» духовную культуру своими образами и

стилями, категориями и принципами.

Искусство как форма культуры - это один из способов существования

содержания духовной культуры и ее модификаций, внутренняя организация

содержания духовной культуры и внешний облик конкретных ее проявлений,

связанный с внутренним единством содержания.

Искусство выступает одной из форм духовного освоения мира человеком.

Возникая в процессе трудовой деятельности, искусство приобретает

относительную самостоятельность в духовном освоении бытия благодаря своим

особым признакам, образам, языку. Искусство удовлетворяет эстетические

потребности людей, воспроизводя себя в художественных произведениях и

воздействуя на духовный мир человека. Такие явления в искусстве, как

эстетический идеал, эстетический вкус, чувство прекрасного и другие,

позволяют выявлять через форму искусства красивое в природе и в жизни

людей, то, что нравится всем или многим как чистый образ, лишенный всякой

утилитарной окраски.

Искусство как форма духовной культуры - необходимый и закономерный способ

существования человека и человечества. Оно регулирует жизнедеятельность

людей по своим законам: закону красоты, закону совершенства, закону

возвышенности духовных ориентаций человека и его практической жизни; закону

трагического и комического в функционировании общества и т.д. Искусство,

как и мораль, формируют ценностное восприятие и понимание бытия.

Как форма культуры, искусство упорядочивает духовную жизнь общества своими

средствами и способами, позволяет соединять культурность людей с их

цивилизованностью. Художественные формы музыкального, театрального,

изобразительного, литературного, эстрадного, циркового и других видов

искусства демонстрируют уровень и качество развития всей духовной культуры.

Они - зримый и конкретный показатель гуманизма и миротворчества,

достигнутых обществом. Формы искусства - свидетельство поворота общества к

человеку и среде его обитания - природе. К человеку как первому элементу и

главной ценности социально-исторического процесса. К природе как исходному

источнику понимания совершенного и прекрасного.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сказанное свидетельствует о том, что на первый план в созидательной

деятельности мирового сообщества выдвинулась задача воспроизведения

культурной личности. Главными ценностями у нее должны быть образованность и

воспитанность, такие конкретные качества, как гуманизм, ответственность,

позитивная общечеловеческая мировоззренческая ориентация. То есть все то,

что и составляет содержание культуры личности. Важно изучать положительный

исторический опыт своего народа, планетарной цивилизации, не допускать

повторения трагических событий прошлого. Наука культурология нацелена на

решение этих и многих других проблем настоящего и будущего развития.

Отдельному человеку изучение культурологии поможет оптимально

интегрироваться в функционирование культуры, сформировать необходимые

качества.

Таким образом, нравственная и эстетическая культура - это важнейшие

традиционные для человека и общества элементы их культуры. Они

взаимосвязаны и дополняют друг друга. Нравственная и художественная

культура - явления практического функционирования не только духовной, но и

материальной культуры общества. Искусство выступает важным средством

привнесения в духовную культуру художественных образов, прекрасного и

возвышенного. Оно формирует и воспроизводит духовную культуру по законам

красоты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каверин Б.И. Культурология: Учебное пособие. М., 2001.

2. Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 1994.

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие для студентов

ВУЗов. М., 2000.

4. Антология русской философии. Т.1 СПб., 2000 стр. 483-484.

5. История второй мировой войны. 1939-1945. Т.12, 1982, стр. 492.

6. Борев С.В. Эстетика: В 2 т. М., 2000.

7. Георгиева Т.С. История русской культуры. М., 1998.

Страницы: 1, 2