скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Нравственная и эстетическая культура скачать рефераты

Нравственная и эстетическая культура

СОДЕРЖАНИЕ:

|ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. |2 |

|СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ И ЭСТЕТИЧЕСКОЙ | |

|КУЛЬТУРЫ……………………………………………………………………. |3 |

|Элементы духовной культуры……………………………………………….. |3 |

|Нравственная культура общества……………………………………………. |3 |

|Типы морали…………………………………………………………………... |4 |

|Нравственная культура личности, её структура…………………………….. |4 |

|Золотое правило нравственности…………………………………………….. |4 |

|Эстетическая культура………………………………………………………... |4 |

|Категория «художественное». Содержание понятия……………………….. |5 |

|Категория «художественный образ»………………………………………… |6 |

|Категории: прекрасное, возвышенное, трагическое, |6-8 |

|комическое…………. | |

|ИСКУССТВО КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ………………………………….. |9 |

|Основные элементы искусства……………………………………………….. |9 |

|ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… |11 |

|ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………. |12 |

ВВЕДЕНИЕ

Мировое сообщество все больше внимания обращает на состояние культуры. Она

понимается прежде всего как содержание и процесс жизнедеятельности людей,

результат их активной и целенаправленной, хотя и не всегда целесообразной и

удачной, продуктивной социальной активности. Культура выступает одним из

ведущих признаков планетарной цивилизации, отличает жизнь людей от жизни

других живых существ на земле и возможных вненеземных цивилизаций.

Культура является основополагающим, исторически длительно действующим

показателем творчества людей, соотнесения уровней и качества развития

сообществ и отдельных народов, критерием оценки исторического пути и

перспективности крупных социальных субъектов, каждой отдельной личности.

Культура - это «вторая природа».

Она создана людьми, указывает на принципиально иные законы и факторы

функционирования общества (как общепланетарного, так и конкретных народов,

государств), в отличие от естественной (первой) природы. Важно подчеркнуть,

что вторая природа как культура включает не только материально-физические,

но и духовные (идеальные) элементы. Данное положение также отличает

культуру от естественной природы. В культуре проявляется духовно-

субъективные способности и свойства людей.

Перспективы развития мирового общества в ХХ-ХХI веках все более

определяются кризисными явлениями, которые возникают в лоне культуры как её

интиподы и показатели культурного несовершенства человека. Они обостряют и

активизируют глобальные, региональные и конкретно-локальные экологические и

социальные проблемы, создают опасность для жизнедеятельности людей. Одна из

таких комплексных проблем - возрастание агрессивности человека, усиление

деструктивности, антикультурности его поведения и деятельности не только

по отношению к естественной, но и искусственной, созданной самим же

человеком, социальной среде и самим людям. Современный тип личности

приобретает все более угрожающую и опасную противоречивость и

двойственность. Данное положение не характеризует все человечество, но

тенденция достаточно явная и устойчивая.

Нравственная и эстетическая культура характеризуют преимущественно духовную

жизнь общества и личности, их духовный мир - сознание, мировоззрение и

социально-духовные качества. Нравственные и эстетические чувства,

нравственное и эстетическое понимание - элементы духовной культуры

субъектов. Они направлены на воспроизводство сознания, на удовлетворение

нравственных и эстетических потребностей людей. Но нравственность проявляет

себя на практике и в других сферах жизни - в экономике, политике,

социальной жизни, в праве и др. Она есть явление не только духовной, но и

материальной жизни, имеет явно выраженную специфику. Эстетическая культура

как отражение и воспроизведение художественно-эстетической жизни общества -

явление прежде всего духовной жизни. Но при их культурологической

характеристике обнаруживаются некоторые общие признаки морали и

художественного творчества. Они обусловливают рассмотрение нравственной и

эстетической культуры в их взаимосвязи.

Сущность и содержание нравственной

и эстетической культуры

Нравственная и эстетическая культура субъектов общества выступают

элементами духовной культуры.

Духовная культура общества включает:

. воспроизводство индивидуального и общественного сознания;

. народную художественную культуру;

. искусство как профессиональный вид художественного творчества;

. эстетическую культуру;

. культуру научной жизни;

. культуру образования;

. культуру воспитания;

. культуру свободы совести;

. культуру нравственно-духовной жизни;

. информационную культуру.

Как видно из этого перечня, нравственная и эстетическая культура охватывают

не все содержание духовной культуры общества. Нравственная культура

общества - это совокупность норм, принципов и закономерностей, отражающих,

выражающих и регулирующих жизнедеятельность людей с позиций добра и блага,

равенства и справедливости, чести и достоинства, других ценностей морали.

Нравственная культура представлена субъектами общества и их

взаимоотношениями. Она включает: а) признаки и элементы культуры

нравственного сознания субъектов общества; б) культуру поведения и общения;

в) культуру нравственных поступков и деятельности. Нравственная культура

соотносится с другими видами культуры материальной и духовной жизни

общества, но прежде всего противопоставляется антиподам нравственности:

злу, неравенству, несправедливости, бесчестию, отсутствию достоинства и

совести, другим антиморальным явлениям.

По содержанию нравственная культура - это развитость нравственного сознания

и мировоззрения субъектов общества; единство морально-должного и

нравственно-сущего; проявление в системе поведения, общения и деятельности

норм добра, чести, совести, долга, достоинства, любви, взаимодействия и

др.; осуществление жизнедеятельности по принципам гуманизма, демократизма,

трудолюбия, социального равенства, сочетания разумного эгоизма

(достоинства) и альтруизма, миролюбия.

Нравственная культура - это и эффективность нравственной регуляции жизни

людей, взаимодополняемость нравственной и правовой регуляции, следование

«золотому правилу нравственности», правилам этикетов.

Она включает общечеловеческие, внутриобщественные, корпоративные

(групповые) и индивидуально-личностные элементы. В процессе исторического

развития мораль и нравственная культура существенно изменяли свое

содержание, выражали различные состояния обществ, отношения в них

субъектов. Но неизменно сохранялось и преумножалось общечеловеческое

содержание морали и нравственной культуры.

Нравственная культура субъекта - производное и субъективированное отражение

морали общества. В одних случаях мораль и нравственность отождествляются, а

понятия употребляются как синонимы. В специальных исследованиях мораль

понимается как должное, как повеление, совокупность императивов, а

нравственность означает сущее, действительное, практическое, как есть на

самом деле. В данном смысле различие морали и нравственности отражает

важный признак нравственной (практической) культуры - единство морально-

должного и нравственно-сущего, слова и дела.

В истории человечества существовали типы морали: мораль древних, общинных

обществ, мораль рабовладельческих обществ, мораль средневековых феодальных

обществ, буржуазная мораль Нового времени и современная мораль обществ ХХ-

ХХ1 вв. Им соответствовали разные по содержанию и субъектам формы

нравственной культуры. Современное планетарное общество представлено очень

разнообразными по степени зрелости, по носителям и содержанию формами

нравственной культуры. Основными ее вариантами являются религиозно-

нравственная и светско-нравственная культуры.

Особенности формирования и проявления нравственной культуры во многом

обусловлены спецификой морали (нравственности). Как и мораль, нравственная

культура у конкретных людей формируется и реализуется стихийно, а также

целенаправленно и целесообразно. Она распространяет свое воздействие на все

стороны и сферы жизнедеятельности людей, эффективно регулирует социальные

отношения. Ценность и значимость нравственной культуры, как и морали,

обнаруживается в поведении, общении и деятельности людей, в общественном

мнении, личном примере.

Нравственная культура общества конкретизируется и персонализируется прежде

всего в нравственной культуре личности. Она представляет собой совокупность

и меру развитости нравственного сознания и мировоззрения, нравственных

качеств, полноту и последовательность их проявления в саморегуляции, в

поведении, общении и деятельности личности.

Структуру нравственной культуры личности составляют:

а) развитость нравственного сознания (нравственные знания о добре; чести и

т.д.; нравственные чувства и эмоции, нравственная воля, нравственные

ценности);

б) развитость нравственного мировоззрения (нравственные идеалы, нормы и

принципы, нравственные ориентации и интересы, убеждения и верования);

в) совершенство нравственных качеств (человеколюбие, уважительное отношение

к людям, сострадание, сочувствие, справедливость, совестливость, доброта,

честность, достоинство, чувство и понимание долга, ответственность и др.);

г) последовательное проявление нравственных качеств, соблюдение норм и

принципов морали.

По содержанию нравственная культура личности во многом совпадает с

нравственной культурой общества или группы. Но она может существенно

отличаться от них субъективностью осмысления и выражения, доминированием

тех или иных нравственных ценностей, направленностью. Так, «золотое

правило» нравственности повелевает и рекомендует: «относись к другим людям

так, как ты желал бы, что бы относились к тебе». Оно может быть выражено и

другими суждениями. Но каждый человек по-своему понимает данный императив.

Один трансформирует его только к семейным отношениям, другой - к

неофициальным межличностным отношениям, третий - к профессионально-

служебным. Таких вариантов может быть достаточно много. Тем не менее

ценность и смысл данного правила-нормы сохраняются, остаются понятными и

востребованными.

Отличие нравственной культуры личности от культуры общества состоит и в

том, что антикультурные, безнравственные позиции, поведение и проступки

имеют место прежде всего у отдельного человека. Большие массы людей

переходят к безнравственным действиям или поддаваясь влиянию отрицательно

направленных лидеров, или когда они доведены до крайней нужды и бесправия.

Нравственная культура - одна из древнейших видовых культур. Своим

отношением к добру, гуманизму, социальной справедливости, миролюбию она

тесно взаимосвязана с эстетической культурой.

Эстетическая культура - состояние сознания и направленность мировоззрения,

всего духовного мира людей, отражающие художественную культуру общества с

помощью категорий прекрасного, возвышенного, трагического, комического и

других.

Художественная культура, которая отражается и воспроизводится в

эстетической культуре, это вид культуры общества, состоящий в образно-

творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей

средствами народной художественной культуры и профессионального искусства.

Она включает функционирование специализированного художественного

творчества - искусства; народно-художественную культуру; массовую культуру

- профессиональное и коммерциализированное художественное творчество для

больших масс людей и потребление его продукта на основе спроса-предложения;

элитарную художественную культуру; художественные субкультуры регионов,

профессиональных объединений, молодежи и т.п.; художественно-эстетические

стороны экономической, политической, правовой и других видов деятельности.

Отражаясь в сознании людей, художественная культура формирует эстетическое

сознание и его культурные формы. Термин «эстетика» ввел в науку немецкий

философ А. Баумгартен в XVIII веке в своем незавершенном труде «Эстетика».

Им было обозначено совершенное чувственное познание, вершина которого -

красота. Для Баумгартена было важным установить признаки истинного

чувственного познания, возвышающего человека и сам процесс познания. Но

очень скоро термин стал применяться в значении «теория прекрасного». И

сегодня эстетика - это теория искусства. Ее содержание составляют

теоретические концепции, объясняющие виды искусства, их место и роль в

духовной жизни общества, в удовлетворении эстетических потребностей людей,

методы и способы воспроизводства искусства.

Но термин «эстетика» применяется также для обозначения формы знания, в

которой отражается художественная культура и его главный элемент -

искусство. В разговорном языке как-то не сложился термин - «художественное

сознание», совсем неудачно звучит словосочетание «искусственное сознание»

как отражение в сознании искусства. Широко употребляются термины

«эстетическое сознание» или «художественно-эстетическое сознание». Не

употребляются также и словосочетание «искусственная культура»,

«министерство искусства». Их суть выражена более естественными

словосочетаниями: художественная или художественно-эстетическая культура,

искусство как форма культуры; министерство культуры (на деле «ведающее»

только искусством).

Содержание художественно-эстетической культуры общества составляют

следующие основные элементы. Во-первых, развитость эстетического сознания и

мировоззрения субъектов. Во-вторых, мера развития видов искусства и степень

интегрированности субъектов в их функционирование. В-третьих, утверждение в

поведении, общении и деятельности людей прекрасного и возвышенного как

ценностей и регулятивов.

В-четвертых, интегрированность эстетической культуры субъектов в

отечественную и мировую художественную культуру. В-пятых, гуманизм

художественного мышления и деятельности. В-шестых, многообразие и свобода

эстетического восприятия действительности и самовыражения личности.

Эстетика как теория искусства и эстетическое сознание отражают окружающий

человека мир и самого человека с использованием категорий -

«художественное», «художественный образ», «прекрасное», «возвышенное»,

«трагическое», «комическое», «серьезное», «игровое» и др. Одной из основных

является категория «художественное». Она имеет несколько значений.

Страницы: 1, 2