скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Новые технологии и искусство скачать рефераты

Новые технологии и искусство

Московский Государственный Технический Университет

им. Н. Э. Баумана

РЕФЕРАТ

ПО

КУЛЬТУРОЛОГИИ

Тема: Новые технологии и искусство.

Выполнил: Токарев А. Н.

Группа: ИУ2-41

Москва 2002

ПЛАН:

Глава 1. Введение. 3

Глава 2. Новые технологии и музыка. 4

Глава 3. Кинематограф. 11

Глава 4. О попсе в искусстве. 12

Глава 5. Заключение. 14

Глава 1. Введение.

В теперь уже прошедшем двадцатом веке произошло такое глобальное

явление, как научно-техническая революция (сокращённо НТР). Она дала миру

концептуально новые технологии, о которых раньше можно было только

прочитать в фантастических романах. Благодаря НТР, люди взглянули на мир

совсем другими глазами. Человек почувствовал себя настоящим царём природы,

ведь он получил благодаря новым технологиям почти что абсолютный контроль

над ней. Уже невозможно представить нашу жизнь без использования новых

технология, хотя каких-то там сто пятьдесят лет назад человечество жило

совсем по другому.

Естественно, от влияния новых технологий не укрылось ничего, в том

числе и искусство. Другое дело – как новые технологии влияли на каждый из

видов искусства. На мой взгляд, из древних видов искусства наибольшему

влиянию новых технологий подверглась музыка. Ей-то я и посвятил большую

часть своего реферата. (Другая причина того, что большинство моего реферата

посвящено именно музыке — чисто человеческая, просто я сам музыкант,

поэтому о музыке мне писать легче всего.) Всё-таки живопись, скульптура,

литература до сих пор используют те же художественные приёмы, что и раньше.

Музыка же под влиянием новых технологий просто преобразилась: теперь у

большинства людей слово музыка ассоциируется не с большим концертным залом

и симфоническим оркестром, а с магнитофоном и играющей из него

незамысловатой мелодией.

Влияние новых технологий на искусство не ограничилось только внесением

изменений в старые виды искусства. Благодаря новым технологиям возникли

совершенно новые виды искусства: такие как фотография (хотя она может быть

отнесена к изобразительному искусству) и кинематограф. В настоящее время

они уже стоят по значимости в одном ряду с древнейшими видами искусств.

Ещё один немаловажный момент: новые технологии дали возможность лёгкого

тиражирования произведений искусств, в основном произведения литературы,

музыки и кино. Теперь все, кому не лень получили возможность распространять

по миру свои «шедевры», из-за чего найти настоящее произведение искусства в

этом потоке стало невозможно. Особенно остро это стало ощущаться в

последние двадцать лет, когда началась эра цифровых технологий — более

качественных, надёжных и дешевых, чем используемые ранее аналоговые.

В своём реферате я подробно рассмотрел влияние новых технологий на

музыку, сделал краткий обзор кинематографа, как наиболее видного порождения

новых технологий, рассмотрел проблему потери настоящего искусства в море

суррогата, созданного благодаря информационным технологиям.

Глава 2. Новые технологии и музыка.

Влияние новых технологий на музыку прослеживается с древнейших времён.

Музыка развивалась вместе с развитием средств её исполнения, то есть

музыкальных инструментов. Невозможно представить себе, например, сороковую

симфонию Моцарта, сыгранную, допустим, на ветке, торчащей из пня. А ведь

именно отсюда и берёт начало музыка. Какой-нибудь там троглодит в

мезозойскую эру сидел и от нечего делать дёргал ветку. Другой троглодит

шел мимо, услышал звуки, уловил в них некую гармонию и решил тоже

попробовать. Третий, самый умный троглодит, догадался, что лучше дёргать не

ветку, а какое-нибудь волокно, например конский волос, сделал ему оправу из

дерева и поперёк неё натянул этот самый волос. Вот примерно такая история

рождения первого струнного щипкового музыкального инструмента. Замечу, что

если бы третьему троглодиту не была бы известна технология обработки

дерева, то ничего бы у него и не вышло бы.

В дальнейшем с развитием в основном деревообрабатывающей и

металлургической технологий люди начали замечать зависимость звука от

породы дерева, из которого изготовлена оправа. Также непрочный конский

волос уступил своё место металлической струне. И вот где-то за две тысячи

лет до нашей эры появляются такие инструменты, как лира или арфа.

За весь период человеческой истории от изобретения лиры до наших дней

было создано огромное количество музыкальных инструментов. Но наибольшему

влиянию новых технологий за последние сто пятьдесят лет подверглись три

группы — клавишные, ударные и струнные (в основном гитара).

Когда было открыто электричество, люди стали пытаться применить его

практически во всех областях своей деятельности. Не стало исключением и

классическое фортепиано. Люди пытались сделать колебания струны

незатухающими, то есть хотели, чтобы громкость звука не уменьшалась со

временем, как у духовых инструментов. В результате было придумана такая

конструкция: под клавишей устанавливался контакт, который включал

электромагнит. Одновременно с этим, как и в обычном фортепиано, молоточек

ударял струне, она начинала колебаться, и когда она доходила до магнита, он

выключался путем нажатия струной на другой контакт. Когда же струна под

действием упругих сил отклонялась обратно, то контакт размыкался, и магнит

опять начинал работать и притягивать к себе струну. Из-за того, что струна

периодически касалась контакта на электромагните, этот инструмент имел

очень резкое звучания и поэтому не получил большого распространения.

Другой клавишный инструмент — орган — страдал другой проблемой: своей

дороговизной и размерами. Ведь там для каждой частоты нужна была своя

труба, поэтому классические органы занимали целые залы. Да и мехи для него

нужно было качать непрерывно. С изобретением электрического генератора

возник вопрос об его использовании в музыкальных инструментах — ведь если

его вращать с разной угловой скоростью, то при подключении его к динамику

можно слышать звуки разной частоты. Первый инструмент, использующий этот

принцип, был изобретён в конце восьмидесятых годов позапрошлого столетия в

Чикаго. Он был назван телармониум. Так как в нём для каждой частоты стоял

отдельный генератор, то он занимал целый подвал. В этом подвале сидел

музыкант, как правило опытный органист, и играл. В то же время был

изобретён телефон, и первые динамики. И вот, чтобы послушать музыку,

чикагцы звонили по определённому номеру и подключались к телармониуму. Из-

за своей громоздкости и сложности изготовления и настройки, телармониум не

получил достаточно широкого распространения. Однако позднее на основе

телармониума американским инженером Хаммондом в тридцатых годах прошлого

столетия был создан инструмент, очень сильно напоминавший звучание органа.

Его так и назвали — орган Хаммонда. Он получил очень широкое

распространение в силу своей дешевизны и хорошего звучания. Также орган

Хаммонда стали применять не только в классической музыке, но и в набиравшей

в то время силу рок-музыке.

Современные клавишные инструменты — синтезаторы — произошли, в

принципе, от органа Хаммонда. С развитием электроники люди старались как-то

улучшить его звучание. Постепенно механические генераторы колебаний были

заменены сначала мультивибраторами, а затем интегральными микросхемами.

Также с дальнейшим развитием микроэлектроники стало возможным получать

практически любой тембр. В современной популярной музыке синтезатор сегодня

— король и бог. Из-за простоты использования сейчас его используют все, кто

хоть чуть-чуть умеет играть на фортепиано. Достаточно трёх классов обычной

музыкальной школы, чтобы на нём более-менее сносно играть.

В последнее десятилетие у синтезатора появился мощный союзник —

компьютер. Современные компьютеры, как известно, позволяют делать всё, что

только душе угодно. С изобретением звуковых карт для компьютера появилась

возможность вставлять на них микросхемы с банком инструментов от любого

современного синтезатора. С помощью специальных программ-секвенсоров в

компьютер можно загнать любую мелодию и проигрывать её. Получается как на

синтезаторе. А совсем недавно появились так называемые программные

сэмплеры. Сэмплер — такое устройство, позволяющее записать образец звука

(па английскому sample, откуда и произошло название), указать, какой ноте

он соответствует и, подключив к синтезатору, играть этим тембром.

Аппаратные сэмплеры стоили дорого, и были сложны в обращении, поэтому

написание программного сэмплера произвело сенсацию среди музыкантов. Теперь

вообще можно было обойтись только компьютером, зная немного музыкальную

грамоту и не умея играть ни на чём. Соотношение цены и звучания

синтезатора и компьютера сделало их незаменимыми инструментами для рок и

поп музыкантов. Перед ними в этом соотношении выстоял только один

инструмент — гитара.

У классической гитары была другая проблема — сила звучания. По

насыщенности же звучания гитара могла заменить небольшой камерный оркестр.

В руках профессионалов она может зазвучать и как балалайка, и как арфа,

даже как флейта или клавесин. Но чтобы все слушатели смогли этим

наслаждаться, играть приходилось в небольших залах при полной тишине. Само

собой разумеется, в больших залах этого достичь было невозможно. Люди стали

думать, как можно усилить гитару. Для начала корпус гитары делали всё

больше и больше, подбирали разные сорта древесины, которые лучше

резонируют. Однако на гитаре, ростом с человека играть довольно-таки

неудобно. И вот на помощь пришла всемогущая электроника. Первая

электрогитара представляла собой обычную классическую гитару со вставленным

во внутрь микрофоном, подключенным к усилителю. Да, громкость звучания

увеличилась, однако музыканту приходилось вести себя как мышка. Любое его

движение, будь то несамопроизвольное трение музыканта о корпус или

небольшие колебания в целом, вызывавшие движение микрофона внутри корпуса,

и соответственно его стук о корпус тоже слышались в динамике.

Следующим этапом стало появление звукоснимателя, крепящегося к корпусу

гитары. Он регистрировал не колебания воздуха, как это делает микрофон, а

колебания деки гитары. Качество звучания улучшилось, этот способ усиления и

сейчас применяют многие классические гитаристы. Однако и тут от проблемы

шороха в корпусе не избавились.

Затем был придуман подструнный звукосниматель, который был по сути тем

же микрофоном, однако настолько маломощным, что он не регистрировал никакие

колебания, кроме колебаний струн, находящихся в непосредственной близости

от него. Звучание стало ещё лучше. Примерно в то же время начали

образовываться первые рок-группы. По сути дела рок — это отколовшееся от

джаза направление музыки, в котором из всего джаз-ансамбля выделены прежде

всего гитары и ударные. Первые рок-группы представляли собой двух

гитаристов, ударника и контрабасиста. В силу сложности игры на контрабасе

его иногда заменяли третьей гитарой. Два гитариста были неравноправны: один

из них играл мелодию и назывался соло-гитаристом, другой играл

аккомпанемент и назывался ритм-гитаристом.

Поначалу соло-гитарист и ритм-гитарист играли примерно на одинаковых

гитарах с одним общим подструнным звукоснимателем. Для ритм-гитары этого

было достаточно, но соло-гитариста приходилось очень сильно усиливать.

Также общий подструнный звукосниматель не обеспечивал равномерности

усиления всех частот, низкие частоты он усиливал лучше, чем высокие.

Поэтому следующим этапом в развитии электрогитары стало изобретение

подструнного звукоснимателя, который воспринимал колебания только одной

струны. Комплекс из шести таких звукоснимателей называется хамбэкер (от

английского harm – удар, back – возвращать, в названии отражена способность

хамбэкера не воспринимать вообще любые прикосновения к корпусу гитары: при

игре струны ток возбуждается только в одном звукоснимателе, при ударе по

корпусу и т. п. ток возбуждается во всех звукоснимателях, обмотки отдельных

звукоснимателей включены навстречу друг другу, поэтому суммарный ток на

выходе хамбэкера равен нулю). Отпала необходимость в задней деке. Теперь

корпус электрогитары представлял собой массивную переднюю деку с

установленными на ней хамбэкерами, регуляторами громкости и тембра. В

современных электрогитарах стоят как правило два или три хамбэкера. Разные

хамбэкеры можно включать и выключать, в зависимости от характера

музыкального произведения.

Для рок-музыки изобретение электрогитары в современном виде (а это

произошло в середине шестидесятых годов прошлого столетия) стало гигантским

толчком. Примерно в то же время были изобретены гитары Fender Stratocaster

и Gibson Les Paul, ставшие образцом для многих мастеров-изготовителей гитар

и мечтой многих и многих музыкантов. Электрогитара в шестидесятых годах

стала полностью самостоятельным инструментом, окончательно отделившись от

гитары. С 1966 по 1975 год шло бурное развитие рок-музыки. И движителем

этого процесса были открывавшиеся в то время всё новые и новые возможности

электрогитары. Самыми выдающимися гитаристами того периода, ставшие при

жизни классиками электрогитарного искусства, были Джими Хендрикс и Ричи

Блэкмор. На них и по сей день равняются многие и многие рок-гитаристы.

Вообще рок-музыка — это полностью детище электрогитары. Как я уже здесь

упомянул, она является как бы гитарным осколком джаза. Первые произведения

в стиле рок действительно напоминали джазовые композиции, однако в

пятидесятых годах появилось уже что-то принципиально новое. Название этому

придумал американский диск-жокей Алан Фрид, в одном из своих эфиров после

прокручивания первой всемирно известной рок-композиции Twenty Flight Rock

Билла Хейли сказал: «It makes me Rock-and-Roll», с тех пор всю новую тогда

музыку стали называть рок-н-ролл.

Бурное развитие рок-н-ролла происходило в конце шестидесятых – начале

семидесятых годов прошлого столетия. Примерно в этот же период в истории

человечества произошло явление, названное впоследствии научно-технической

революцией. Само собой разумеется, это не могло не отразиться на музыке.

Как известно, самый восприимчивый слой человечества ко всяким новшествам –

это молодёжь. Вот они то и пытались внедрить всякие технические новшества в

Страницы: 1, 2