Немного о Месопотамии
халдейского происхождения.
Набонид стал проводить религиозную реформу, выдвигая на первое место культ
бога Луны Сина в ущерб культу верховного вавилонского бога Мардука. Тем
самым он, по-видимому, стремился создать могущественную державу, объединив
вокруг себя многочисленные арамейские племена, среди которых культ Сина был
очень популярен. Однако религиозная реформа привела Набонида к конфликту со
жречеством древних храмов в Вавилоне, Борсиппе, Уруке.
В 553 г. до н. э. началась война между Мидией и Персией. Воспользовавшись
тем, что мидийский царь Астиаг отозвал из Харрана свой гарнизон, в том же
году Набонид захватил этот город и распорядился о восстановлении там
разрушенного там во время войны с ассирийцами в 609 г. до н. э. храма бога
Сина. Набонид покорил также область Тейма в северной части Центральной
Аравии и установил контроль над караванными дорогами по пустыне через оазис
Тейма в Египет. Этот путь имел большое значение для Вавилонии, поскольку к
середине VI в. до н. э. Евфрат изменил своё течение, и поэтому морская
торговля через Персидский залив из гаваней в городе Уре стала уже
невозможной. Набонид перенёс в Тейму свою резиденцию, поручив правление в
Вавилоне своему сыну Бел-шар-уцуру.
Пока Набонид был занят активной внешней политикой на западе, у восточных
границ Вавилона появился могущественный и решительный противник. Персидский
царь Кир II, который уже завоевал Мидию, Лидию и многие другие страны до
границ с Индией и имел в своём распоряжении огромную и хорошо вооружённую
армию, готовился к походу против Вавилонии. Набонид вернулся в Вавилон и
приступил к организации обороны своей страны. Однако положение Вавилонии
стало уже безнадёжным. Поскольку Набонид стремился сломить могущество и
влияние жрецов бога Мардука и пренебрегал религиозными праздниками,
связанными с его культом, влиятельные жреческие круги, недовольные своим
царём, были готовы помочь любому его противнику. Вавилонская армия,
истощённая в многолетних войнах в Аравийской пустыне, не смогла отразить
натиск во много раз превосходящих сил персидской армии. В октябре 539 г. до
н. э. Вавилония была захвачена персами и навсегда утратила свою
независимость.
[pic]
Месопотамская цивилизация - одна из древнейших, если не самая древняя в
мире. Именно в Шумере в конце IV тыс. до н. э. человеческое общество едва
ли не впервые вышло из стадии первобытности и вступило в эпоху древности,
отсюда начинается подлинная история человечества. Переход от первобытности
к древности, "от варварства к цивилизации" означает сложение культуры
принципиально нового типа и рождение нового типа сознания. Как первое, так
и второе теснейшим образом связаны с урбанизацией, сложной социальной
дифференциацией, становлением государственности и "гражданского общества",
с появлением новых видов деятельности, особенно в сфере управления и
обучения, с новым характером отношений между людьми в обществе.
Существование какого-то рубежа, отделявшего первобытную культуру от
древней, ощущалось исследователями давно, но попытки определить внутреннюю
сущность различия между этими разностадиальными культурами стали
предприниматься только в последнее время. Для догородской бесписьменной
культуры характерна симпрактичность информационных процессов, имеющих место
в обществе; иными словами, основные виды деятельности не требовали каких-
либо самостоятельных коммуникативных каналов; обучение хозяйственным и
ремесленным навыкам, ритуалу и т. п. строилось на непосредственном
подключении обучаемых к практике.
Мышление человека первобытной культуры можно определить как "комплексное",
с преобладанием предметной логики; индивид полностью погружён в
деятельность, связан психологическими полями ситуационной действительности,
не способен к категориальному мышлению. Уровень развития первобытной
личности можно назвать дорефлексивным. С рождением цивилизации отмеченная
симпрактичность преодолевается и возникает "теоретическая" текстовая
деятельность, связанная с новыми видами общественной практики (управление,
учёт, планирование и т. п.). Эти новые виды деятельности и становление
"гражданских" отношений в обществе создают условия для категориального
мышления и понятийной логики.
По существу в своих основах культура древности и сопутствующий ей тип
сознания и мышления не отличаются принципиальным образом от современной
культуры и сознания. К этой новой культуре была причастна лишь часть
древнего общества, первоначально, вероятно, весьма небольшая; в Месопотамии
новый тип людей - носителей такой культуры, по-видимому, лучше всего
представляли фигуры шумерского чиновника-бюрократа и учёного писца. Люди,
управлявшие сложным храмовым или царским хозяйством, планировавшие крупные
строительные работы или военные походы, лица, занятые прогнозированием
будущего, накоплением полезных сведений, совершенствованием системы письма
и обучением смены - будущих администраторов и "учёных", первыми вырвались
из вечного круга безрефлексивного, почти автоматического сравнительно
ограниченного набора традиционных шаблонов и образцов поведения. По самому
роду своих занятий они были поставлены в иные условия, часто оказывались в
ситуациях, невозможных прежде, и для решения стоявших перед ними задач
требовались новые формы и приёмы мышления.
На протяжении всего периода древности первобытная культура сохранялась и
существовала бок о бок с древней. Воздействие новой городской культуры на
различные слои населения Месопотамии было неодинаковым; первобытная
культура постоянно "ионизировалась", подвергалась преобразующему
воздействию со стороны культуры древних городов, но тем не менее
благополучно сохранилась до конца периода древности и даже пережила его.
Жители отдалённых и глухих селений, многие племена и социальные группы
оказывались не затронутыми ею.
Немаловажную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего
общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые
формы хранения-передачи информации и "теоретической" (то есть чисто
интеллектуальной) деятельности. В культуре древней Месопотамии письменности
принадлежит особое место: изобретённая шумерами клинопись - самое
характерное и важное для нас из того, что было создано древнемесопотамской
цивилизацией. При слове "Египет" мы сразу представляем пирамиды, сфинксов,
руины величественных храмов. В Месопотамии ничего подобного не сохранилось
- грандиозные сооружения и даже целые города расплылись в бесформенные
холмы-телли, едва различимы следы древних каналов. О прошлом говорят лишь
письменные памятники, бесчисленные клинообразные надписи на глиняных
табличках, каменных плитках, стелах и барельефах. Около полутора миллионов
клинописных текстов хранится сейчас в музеях мира, и каждый год археологи
находят сотни и тысячи новых документов. Глиняная табличка, испещрённая
клинописными значками, могла бы служить таким же символом Двуречья, каким
для Египта являются пирамиды.
Письменность (клинопись).
Немаловажную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего
общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые
формы хранения-передачи информации и "теоретической" (то есть чисто
интеллектуальной) деятельности. В культуре древней Месопотамии письменности
принадлежит особое место: изобретённая шумерами клинопись - самое
характерное и важное для нас из того, что было создано древнемесопотамской
цивилизацией. При слове "Египет" мы сразу представляем пирамиды, сфинксов,
руины величественных храмов. В Месопотамии ничего подобного не сохранилось
- грандиозные сооружения и даже целые города расплылись в бесформенные
холмы-телли, едва различимы следы древних каналов. О прошлом говорят лишь
письменные памятники, бесчисленные клинообразные надписи на глиняных
табличках, каменных плитках, стелах и барельефах. Около полутора миллионов
клинописных текстов хранится сейчас в музеях мира, и каждый год археологи
находят сотни и тысячи новых документов. Глиняная табличка, испещрённая
клинописными значками, могла бы служить таким же символом Двуречья, каким
для Египта являются пирамиды.
Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме
появляется на рубеже IV-III тыс. до н. э. По-видимому, она сложилась на
основе системы "учётных фишек", которую вытеснила и заменила. В IX-IV тыс.
до н. э. обитатели ближневосточных поселений от Западной Сирии до
Центрального Ирана использовали для учёта различных продуктов и товаров
трёхмерные символы - маленькие глиняные шарики, конусы и т. п. В IV тыс. до
н. э. наборы таких фишек, регистрировавшие какие-то акты передачи тех или
иных продуктов, начали заключать в глиняные оболочки размером с кулак. На
внешней стенке "конверта" иногда оттискивали все фишки, заключаемые внутрь,
чтобы иметь возможность вести точные подсчёты, не полагаясь на память и не
разбивая опечатанных оболочек. Необходимость в самих фишках, таким образом,
отпадала - достаточно было одних оттисков. Позже оттиски были заменены
процарапанными палочкой значками-рисунками. Такая теория происхождения
древнемесопотамского письма объясняет выбор глины в качестве писчего
материала и специфическую, подушко- или линзообразную форму древнейших
табличек.
Табличка с доклинописным текстом.
Конец IV - III тыс.,
Урук.
Полагают, что в ранней пиктографической письменности было свыше полутора
тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал слово или несколько слов.
Совершенствование древнемесопотамской системы письма шло по линии
унификации значков, сокращения их числа (в нововавилонский период их
осталось чуть более 300), схематизации и упрощения начертания, в результате
чего появились клинописные (состоящие из комбинаций клиновидных оттисков,
оставляемых концом трёхгранной палочки) знаки, в которых почти невозможно
узнать исходный знак-рисунок. Одновременно происходила фонетизация письма,
то есть значки стали употреблять не только в первоначальном, словесном
значении, но и в отрыве от него, как чисто слоговые. Это позволило
передавать точные грамматические формы, выписывать имена собственные и т.
п.; клинопись стала подлинной письменностью, зафиксированной живой речью.
Самые древние письменные сообщения представляли собой своеобразные ребусы,
однозначно понятные только составителям и лицам, присутствовавшим при
записи. Они служили "памятками" и вещественным подтверждением условий
сделок, которое могло быть предъявлено в случае возникновения каких=либо
споров и разногласий. Насколько можно судить, древнейшие тексты - это описи
полученных или выданных продуктов и имущества или же документы,
регистрирующие обмен материальными ценностями. Первые вотивные надписи
также по существу фиксирую передачу имущества, посвящение его богам. К
числу древнейших относятся и учебные тексты - списки знаков, слов и так
далее.
Развитая клинописная система, способная передавать все смысловые оттенки
речи, выработалась к середине III тыс. до н. э. Сфера применения клинописи
расширяется: помимо документов хозяйственной отчётности и купчих появляются
пространные строительные или закладные надписи, культовые тексты, сборники
пословиц, многочисленные "школьные" и "научные" тексты - списки знаков,
списки названий гор, стран, минералов, растений, рыб, профессий и
должностей и, наконец, первые двуязычные словари.
Шумерская клинопись получает широкое распространение: приспособив к нуждам
своих языков, её с середины III тыс. до н. э. используют аккадцы,
семитоязычные жители Центральной и Северной Месопотамии и эблаитяне в
Западной Сирии. В начале II тыс. до н. э. клинопись заимствуют хетты, а
около 1500 г. до н. э. жители Угарита на её основе создают свою упрощённую
слоговую клинопись, которая, возможно, повлияла на формирование
финикийского письма. От последнего берут начало греческий и соответственно
более поздние алфавиты. Пилосские таблички в архаической Греции, вероятно,
также восходят к месопотамскому образцу. В I тыс. до н. э. клинопись
заимствуют урарты; персы также создают своё парадное клинописное письмо,
хотя в эту эпоху уже известны более удобные арамейское и греческое.
Клинопись, таким образом, во многом определила культурный облик
переднеазиатского региона в древности.
Престиж месопотамской культуры в письменности был столь велик, что во
второй половине II тыс. до н. э., несмотря на упадок политического
могущества Вавилонии и Ассирии, аккадский язык и клинопись становятся
средством международного общения на всём Ближнем Востоке. Текст договора
между фараоном Рамсесом II и царём хеттов Хаттусили III был составлен по-
аккадски. Даже своим вассалам в Палестине фараоны пишут не по-египетски, а
по-аккадски. Писцы при дворах правителей Малой Азии, Сирии, Палестины и
Египта старательно изучают аккадский язык, клинопись и литературу. Чужая
сложная грамота доставляла этим писцам немало мучений: на некоторых
табличках из Телль-Амарны (древний Ахетатон) видны следы краски. Это
египетские писцы при чтении пытались разделить на слова (подчас неверно)
сплошные строки клинописных текстов. 1400-600 гг. до н. э. - время
наибольшего влияния месопотамской цивилизации на окружающий мир. Шумерские
и аккадские ритуальные, "научные" и литературные тексты переписываются и
переводятся на другие языки во всём ареале клинописи.
Литература и науки.
Древнемесопотамская шумеро- и аккадо-язычная литература известна
сравнительно неплохо - сохранилась примерно четверть того, что составляло
"основной поток традиции", то есть изучалось и переписывалось в древних
школах-академиях. Глиняные таблички, даже необожжённые, прекрасно
сохраняются в земле, и есть основания надеяться, что со временем будет
восстановлен весь корпус литературных и "научных" текстов. Обучение в
Двуречье издавна строилось на копировании текстов самого различного
содержания - от образцов деловых документов до "художественных
произведений", и целый ряд шумерских и аккадских сочинений был восстановлен
по многочисленным ученическим копиям.
При школах-академиях (эдубба) создавались библиотеки по многим отраслям
знания, существовали частные собрания "глиняных книг". Крупные храмы и
дворцы правителей также нередко имели кроме хозяйственно-административных
архивов большие библиотеки. Самая известная из них - библиотека
ассирийского царя Ашшурбанапала в Ниневии, обнаруженная в 1853 году при
раскопках холма возле деревни Куюнджик на левом берегу Тигра. Собрание
Ашшурбанапала было не только крупнейшим для своего времени; это едва ли не
первая в мире настоящая, систематически подобранная и расставленная
библиотека. Царь лично следил за её комплектованием: по его приказам писцы
по всей стране снимали копии с древних или редких табличек, хранившихся в
храмовых и частных собраниях, или же доставляли в Ниневию оригиналы.
Некоторые сочинения представлены в этой библиотеке в пяти-шести
экземплярах. Пространные тексты составляли целые "серии", включавшие иногда
до 150 табличек. На каждой такой "серийной" табличке стоял её порядковый
номер; заглавием служили начальные слова первой таблички. На полках "книги"
размещались по определённым отраслям знаний. Здесь были собраны тексты
"исторического" содержания ("анналы", "хроники" и др.), судебники, гимны,
молитвы, заговоры и заклинания, эпические поэмы, "научные" тексты (сборники
примет и предсказаний, медицинские и астрологические тексты, рецепты,
шумеро-аккадские словари и т. п.), сотни книг, в которых "отложились" все
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|