скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Национально-культурное развитие Исилькульского района на современном этапе скачать рефераты

театральных залов, отсутствие ассигнований, направленных на поддержку и

распространение ценностей народной, классической культуры. Сегодня в самых

широких кругах нашего общества утвердилось мнение о необходимости

безотлагательных мер по изменению положения. В центре внимания находится

вопрос о размерах выделяемых ресурсов на развитие сферы культуры из

госбюджета. Но, даже увеличение финансирования государством не изменит

положения. В действительности, причины сложной ситуации в другом. В

последнее время «продукция» культуры не востребована обществом:

наполняемость театров, кинотеатров составляет менее 50%, оборачиваемость

фондов массовых библиотеках снизилась вдвое, а пустующие «закрытые на

замок» клубы – обычное дело. Финансовые государственные затраты в сферу

культуры не окупаются. Недостаточность финансирования отраслей

социокультурной сферы привела к «размыванию» системы бесплатного

социокультурного обслуживания. Ухудшилось качество социокультурных услуг,

предоставляемых основной массе населения, произошла замена бесплатных услуг

платными, развилась система теневой оплаты.[24]

Культура, пытаясь выжить, вступила на путь рыночных отношений. И что же

из этого получается? Происходит коммерциализация культуры. Частными

структурами выкупаются учреждения культуры, которые, предлагают населению

такие формы досуга. Что приводит к духовному обнищанию народа, массовому

бескультурью. На почве бездуховности растут преступность и насилие,

происходит упадок морали.

Современная социальная функционирование сферы культуры охватывает все

без исключения этапы и звенья нашего общества и требует соединения усилий

различных элементов иерархии управления.

Одновременно решение проблем культурного развития страны не может

осуществляться исходя только из сегодняшних задач: оно закладыва6ет

фундамент для динамичного общественного развития на длительную

перспективу.[25]

Встает проблема разработки стратегии развития сферы культуры,

учитывающей как перспективные, так и актуальные задачи общественного

развития ориентированной на удовлетворение повседневных нужд различных

слоев населения.

Центральной задачей развития всей сферы культуры является создание

комплекса необходимых условий для достижения нового качества культурной

жизни народа. Оно характеризуется ограниченной связью культурной

деятельности с социальными условиями жизни людей, активизацией культурной

деятельности населения, полноценным, разнообразным и содержательным досугом

людей развития самодеятельного художественного

творчества народа. Достижение нового качества культурной жизни является

ныне важным условием прогресса общества.

Культура может и должна «работать», но чтобы это произошло, необходимо

преодолевать тот зазор в пространстве социального бытия который

образовывался между трудом и досугом и куда, как в пустоту уходит не

возвращаясь не принося социально полезного эффекта, огромный поток

общекультурной информации.[26]

Современному образу жизни нахватает «третьей категории». Эта категория

«третьего времени», расположенного между обязательным трудом и досугом и

получившего название «социально полезного времени». По мере того как растёт

объем внерабочего времени все острее ощущается «скука досуга», «одиночество

на досуге» и т.п.

Многие ученые отмечают, что в нашей стране существуют острая

необходимость активизации творческого потенциала каждого человека. Сегодня

приоритетной становится не обслуживающая функция учреждения культуры, не

простая организация досуга речь идет об обновлении содержания работы, о

насыщении творческого процесса клубов, библиотек, музеев, праздников теми

духовными ценностями, которые сложились за многие века. А это значит, что

время предъявляет жесткие требования профессионализм специалистов культуры,

которые должны быть готовыми изменяться и изменять культурную ситуацию.

Только обладая интегрированными знаниями, можно находить и применять

эффективные формы и методы работы адекватные сложившиеся социокультурной

ситуации.

Все вышеперечисленные проблемы присутствуют в области развития и

сохранения национальных культур, но к ним прибавляются и свои. Если

перечислять глобальные проблемы национальных культур, то необходимо, будет

говорить о политике и религии. Но учреждение культуры занимают позицию

одновременного развития двух противоречивых тенденций -национализма и

глобализма. Они представляют максимальную возможность для самоопределения

каждой нации в сфере культуры, через организацию единого социокультурного

пространства простраивают интеграционные процессы через призму

толерантности, взаимоуважения и понимания, например межрегиональные

областные фестивали.[27]

Все большую актуальность приобретает изучение локальных особенностей

культуры групп коренных населений, проживающих за пределами основной

территории расселения этноса.

Одна из главных проблем в развитии и сохранении национальных культур -

недостаточность этнографического и фольклорного материала. Это связано с

тем, что стареют и умирают носители и знатоки информаций этноматериала. За

последние десятилетие наблюдалось отсутствие интереса молодого поколения к

восприятию самобытности: традиций, обрядов своего народа, так как, живя

законами сегодняшнего времени, считали это ненужным. Но в последний период

активизируется их внимание на изучении и накоплении духовных, материальных

ценностей своего народа, его культуры и языка. Способствуют этому люди

заинтересованные в развитии и сохранении национальных культур:

преподаватели и студенты ВУЗов организуют этнографические фольклорные и

историко-археологические экспедиции; сотрудники музеев, которые накапливают

фонды предметами старены; работники учреждений культуры; активисты

общественных организаций, которые научно дифференцируют и систематизируют,

исследуют народные (традиционно-бытовые) культуры.

Современная культура переживает серьезные трудности, это связано с

фактором объективного и субъективного характера. Одной из острых проблем

развития современной культуры является проблема сохранения национально-

культурного наследия. Национальная культура – одна из основных достижений

народа, фактором устойчивости сохранения народных традиций, обычаев,

национального языка.

§3. Государственная политика и управление в области

национальных культур.

Сегодня вопросы межнациональных отношений в мировом сообществе, и в

России в том числе, звучат как некогда остро. Российская Федерация - одно

из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста

народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной

и духовной культуры. Преобладающее большинство народов страны на протяжении

веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом

смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в

формировании Российской государственности. Благодаря объединяющей роли

русского народа на территории России сохранились уникальное единство и

многообразие, духовное общность и союз различных народов.[28]

Государственная национальная политика основывается на принципах

Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах международного

права и находит свое выражение в системе федеральных законов, законов

субъектов Российской Федерации, а также договор о разграничении предметов

ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и

органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В 1996 г. указом президента Р.Ф. Б.Н. Ельциным была утверждена

концепция государственной национальной политики Российской Федерации.

Концепция представляет собой изложение общих принципиальных подходов к

разрешению назревших проблем в сфере национальных отношений и является

одним из главных документом при разработке федеральных, региональных и

местных программ национального развития и межнационального сотрудничества.

Основными принципами государственной национальной политики в Российской

Федерации являются:

. равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы,

. национальности, языка отношения к религии, принадлежности к социальным

группам и общественным объединениям;

. запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам

социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной

принадлежности;

. сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;

. равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с

федеральными органами государственной власти;

. гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с

Конституцией Российской Федерации общепризнанными принципами и нормами

международного права и международными договорами Российской Федерации;

. право каждого гражданина определять и указывать свою национальную

принадлежность без всякого принуждения;

. содействие развитию национальных культур и языков народов Российской

Федерации;

. своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;

. запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности

государства, возбуждение социальной, расовой, национальной,

религиозной розни ненависти либо вражды;

. защита прав и интересов граждан Российской Федерации за пределами,

поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в

сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций,

в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами

международного права. [29]

Основные цели государственной национальной политики Российской

Федерации состоят в обеспечении условий для полноправного социального и

национально-культурного развития всех народов России упрочения

общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе

соблюдения прав и свобод человека и гражданина и признание его высшей

ценностью.

При реализации национальной политики перед Российским государством и

обществом в духовной сфере стоят следующие задачи:

. формирование и распространение идей духовного единства, дружбы

народов, межнационального согласия. Культивирование чувства

российского патриотизма;

. распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих

Российскую Федерацию;

. сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной

самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских,

кавказских, финно-угорских, монгольских и других народов России в

рамках еврозийского национально-культурного пространства, создания в

обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;

. обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех

народов России, использование русского языка как общегосударственного;

. укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы

как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа

на ряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других

народов России, мировым культурным ценностям;

. учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов, религий,

поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой

деятельности.[30]

Проведение государственной национальной политики осуществляется, прежде

всего, посредством обеспечения эффективной реализации конституционно-

правовых принципов регулирования межнациональных отношений, разработки и

выполнения государственных программ и поддержки общественных инициатив в

достижении целей национальной политики, а также

налаживания плодотворного диалога между органами государственной власти и

национальными общностями.[31]

В выработке и реализации государственной национальной политики наряду с

Министерством Российской Федерации по делам национальностей и федеративным

отношениям призваны участвовать следующие федеральные органы исполнительной

власти: Министерство культуры Российской Федерации, Министерство

образования Российской Федерации, Министерство юстиции Российской

Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, Министерство

финансов Российской Федерации, Министерство строительства Российской

Федерации, Министерство иностранных Российской Федерации, Министерство

обороны Российской Федерации, Министерство науки и технической политики

Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по сотрудничеству с

государствами – участниками СНГ, Комитет Российской Федерации по делам

молодежи, Комитет по кинематографии, Федеральная миграционная служба

России, Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию и другие

заинтересованные органы.[32]

В 1996 году был принят закон о культуре Российской Федерации. В данном

документе признается основополагающая роль культуры в развитии и

самореализации личности, гуманизации общества и сохранение национальной

самобытности народов, утверждение их достоинства; отмечается неразрывная

связь создания и сохранения культурных ценностей, приближения к ним всех

граждан.

Одним из основных направлений учреждений культуры Омской области

является работа по сохранению и возрождению культуры народов, проживающих

на её территории. Накопленный опыт работы позволяет утверждать, что

сложилась система поддержки национальных культур.

Благодаря комплексному подходу в решении вопросов международных

отношений и развития национальных культур в Омском районе, реализуется

региональная культурная политика, которую проводит Комитет по национальной

политики, религии и культуры при Администрации Омской области. Комитет

взаимодействуя с управлениями и комитетами Администрации Омской области;

муниципальными образованьями, учреждениями культуры, искусства, науки и

образования; общественными

организациями и творческими коллективами, занимающимися вопросами

национально-культурного развития, формирует максимально благоприятные

условия для развития гражданского общества, установление партнерских

отношений и ведение диалога между властью и обществом.

Вырабатывая эффективную модель сотрудничества государственных и

гражданских институтов, Комитет совместно с управлением культуры и

искусства Администрации Омской области в 1997, по постановлению Губернатора

Л.К. Полежаева создали государственное учреждение культуры,

Межрегиональное национальное культурно – спортивное объединение «Сибирь»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6