скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Национально-культурное развитие Исилькульского района на современном этапе скачать рефераты

населения – 2002 год.

Большую ценность в исследовательской работе представляет центральная и

местная периодическая печать: газеты «Культура», «Российская газета»,

«Знамя» с 1996 по 2003г.г.; журналы «Клуб», «Встреча», «Жизнь

национальностей».

Эти источники позволили установить сегодняшнее состояние дел в

политической, экономической, культурной сферах в масштабах России, а также

Омской области и Исилькульского района, обозначить общие тенденции,

характерные для развития страны в конце XX - начале XXI в.в.

Немалую помощь в работе оказали информационно-методические бюллетени

«Культура» (для российских немцев) и «Вестник Дома Дружбы» (для национально-

культурных центров и объединений Омской области).

Для написания данной работы использовались интервью с заведующей

отделом культуры Исилькульского муниципального образования Н.В.Черненко,

директором Исилькульского историко-краеведческого музея Г.Р.Гензелем,

главным специалистом отдела культуры М.Г.Луганской и др.

Хронологические рамки исследования.

Тема охватывают переходный период конец XX века (конец 90-х годов) и

начало XXI века по сегодняшний день. Этот период позволяет проанализировать

то, что было сделано в области развития и сохранения национальных культур в

прошлом веке, и посмотреть, как обстоят дела в новом веке. Проследить, что

изменилось и в какую сторону.

Территориальные рамки.

Исилькульский район является частью Омской области, и имеет свои

особенности.

Этот район многонационален. В нём проживает более трёх десятков

представителей различных национальностей. Основные этнические группы

составляют: русские, немцы, казахи, украинцы. Многонациональность населения

обусловлена целым рядом обстоятельств: географических, геополитических,

культурных, религиозных, социально-экономических, что определяет менталитет

населения и особенности его культуры.

Объектом исследования является современное состояние возрождения,

сохранения и развития национальной культуры в Исилькульском районе.

Предметом исследования является деятельность учреждений культуры района по

сохранению и развитию национальной культуры.

Структура работы.

Структура данной дипломной работы традиционна: введение, две главы с

параграфами, заключение, библиография, приложения.

В первой главе предлагается исследовать состояние культуры и проблемы

развития и сохранения национальной культуры на современном этапе.

Во второй главе намечается исследовать национально-культурный облик

Исилькульского района и работу учреждений культуры по развитию и сохранению

национального наследия.

Глава 1. Культура современного общества и проблемы национальной

культуры.

§1. Понятие, структура и функции культуры.

Культура - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура

организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере

осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически

запрограммированное поведение.

В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ,

объединяющий искусство, религию, науку и так далее. Именно культура

отмечает человека от всех остальных существ.

По утверждению отечественного теоретика культуры Л.Е. Кертмана

существует свыше четырехсот определений культуры. Это связано с

разнообразием самой культуры и употребления данного термина. Многообразие

определений культуры не должно раздражать, поскольку за ним кроется

разнообразие самой культуры. А ее разнообразие является одной из главных

причин ее существования вообще. Культура, как жизнь: она существует лишь

потому, что она – разная, однообразие культуры – признак приближающейся ее

смерти.[14]

Понятие «культура» употребляют при характеристике исторических эпох

(средне-вековая культура) или памятников (археологическая культура), при

характеристике обществ и регионов (европейская культура), при

характеристике народностей (славянская культура).

Уровень или степень развития общества, представленные в каких-либо

достижениях, также характеризуются понятием «культура».[15]

Культура обозначает универсальное отношение человека к миру, через

который человек создает мир и самого себя. Каждая культура – это

неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру

и к самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не

просто книги, соборы и археологические находки, - мы открываем для себя

иные человеческие миры, в которых люди и жили и чувствовали иначе, чем

мы.[16]

Современное научное определение культуры символизирует убеждение,

ценности и выразительные средства, применяемые в литературе и искусстве,

которые являются общими для определяемого социума, они служат для

упорядочения опыта и регулирования поведения членов этого социума.

Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретается

биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передает

следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В

результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит

формирование личности человека и регулирование его

поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе,

это привело бы к гибели культуры.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в

значительной степени регулирует их поведение.[17]

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и

общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией.

Культура - цемент здания общественной жизни. И не только по тому, что

она передается от одного человека к другому в процессе социализации и

контактов с другими культурам, но так же и потому, что формирует у

людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости,

члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание,

доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства

отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах

культуры.

Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является

причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать

на примере языка, главного элемента культуры.

Язык – явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального

взаимодействия, то есть без общения с другими людьми. Хотя процесс

социализации в значительной мере основан на имитации жестов - кивков,

манеры улыбаться и хмуриться, - язык служит основным средством передачи

культуры. Язык организует опыт людей. Поэтому, как и вся культура в целом,

он вырабатывает общепринятые значения.

Общий язык поддерживает сплоченность общества. Он помогает людям

координировать свои действия благодаря убеждению или осуждению друг друга.

Кроме того, между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически

возникают взаимопонимания и сочувствия. В языке находят отражения общие

знания людей о традициях, сложившихся в обществе, и текущих событиях.

Следовательно, язык способствует формированию чувства группового единства,

групповой идентичности.

Хотя язык является могучей объединяющей силой, в то же время он

способен и разобщать людей. Группа, использующая данный язык, считает всех,

говорящих на нем, своими, а людей, говорящих на других языках или

диалектах, - чужими. Кроме того, социальные группы отличаются друг от друг

своеобразием жестикуляции, стиля одежды и культурных ценностей.

Всё это может стать причиной конфликтов между группами. Многие

международные конфликты происходят из-за столкновения различных культур.

Модели культуры формируются в ходе постоянной борьбы между противоположными

тенденциями - к объединению и разъединению.[18]

Поскольку в культуре отражаются различие мировоззрения в системе

ценностей, в идейных установках, правомерно говорить о реакционных и

прогрессивных тенденциях в культуре, с обязательным культивированием

предшествующей культуры – на пустом месте создать новую невозможно.[19]

Культура каждой эпохи неразрывно связано с потребностями и интересами

различных классов, социальных слоев и групп. В этом суть механизма влияния

различных классов и социальных слоев, групп на содержание культуры.

Безусловно, это влияние в значительной мере определяет разницу в содержании

и формах культурных пластов и уровней в общей структуре культуры общества.

Однако абсолютизация господствовавшего до недавнего времени в отечественных

обществоведческих науках классового подхода к анализу и классификации

явлений культуры неизбежно заводит в логический тупик.

Во-первых, в культуре есть явление, к которым критерий классовости

просто не применим - эта наука, техника, язык.

Во- вторых, культура включает группу явлений, которые несут в себе

общечеловеческое содержание, хотя на них и распространяется влияние

социально-классовых и групповых интересов – это искусство, мораль,

философия и так далее.

В - третьих, отдельную группу составляют явления, связанные, в силу их

природы, непосредственно с возникновением классов, например, область

политической культуры, хотя даже здесь абсолютизация классового подхода

была бы неправомерна. Наиболее отчетливо социально-классовое начало

проявляется в культуре в форме идеологии, при посредстве которой каждый

класс или социальная группа, ведущая борьбу за власть, направляет развитие

культуры в своих интересах, в соответствии со своими социальными идеалами и

в конечном результате, культура служит рупором для распространения

идеологических установок.[20]

К началу ХХ века окончательно сложились: высокая и народная культуры.

Высокая культура – изящное искусство, классическая музыка и литература

- создавалась и воспринималась элитой.

Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы,

принадлежало бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для

определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств

в массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения,

грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и

народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с

религиозными и классовыми субкультурами.

Культура становится «массовой », когда её продукты стандартизируют и

распространяют среди широкой публики.

На развитие массовой культуры в современных условиях оказывают своё

воздействие развертывающаяся и углубляющаяся НТР (Научно-техническая

революция). Это воздействие многогранно и противоречиво. С одной стороны,

НТР неизмеримо расширила возможности приобщения самых широких масс к

духовным ценностям, в частности, через средства массовой информации,

предъявила возросшие требования к образованности, к повышению

интеллектуального потенциала общества. Одновременно, благодаря развитию

транспорта, средств связи НТР усилила подвижность населения, привела к

интенсификации процессов культурного обмена, к усилению интернационализации

общественной жизни и культуры.[21]

Национальные культуры являются специфическими культурными системами,

обладающие относительной автохтонностью (коренным происхождением).

Различные культуры многочисленных народов и национальностей имеют в своей

основе единое общественное творческое начало. Они отличаются друг от друга

по форме, которая определяется особенностями истории конкретных народов,

различными условиями, в которых происходило формирование этих культур.

Необходимо учитывать и то обстоятельство, что подавляющие большинство

народов не существует в изоляции, а активно взаимодействуют с другими

народами. Поэтому многие национальные культуры представляют собой

результат взаимодействие нескольких проживающих (или проживавших ранее)

рядом друг с другом народов. Развитие национальных культур - важное

условие и предпосылка их взаимообогащения, но это не должно вести

к их отделению друг от друга, а тем более к провозглашению их

исключительности. Нельзя выстраивать национальные культуры по ранжиру,

рассматривать культуру одной нации в качестве своеобразного эталона

культуры.

Националистическое высокомерие тормозит развитие любой национальной

культуры. Это особенно важно, если учесть усиление процесса

интернационализации общественной жизни, а значит, и необходимости участия

в этом процессе национальных культур, каждая из которых включает в себя

как своё национально, так и интернациональное содержание. Не умоляя

ценности и уникальности существования и развития национальных культур,

следует отметить, что каждая нация вносит свой исторический вклад в

мировую культуру и в тоже время черпает из кладовой мировой культуры.[22]

Магистральный путь развития мировой культуры пролегает отнюдь не

через сведения всего её богатства, к некоторому единому образцу, а через

аккумулирование всего лучшего в богатствах культуры всех народов,

сохранение богатства многообразие культур не только в памяти, но и в

культурной практике человечества.

§ 2. Проблемы развития национальной культуры.

Возрождение культуры является важнейшим условием обновления нашего

общества. В области культуры накопилось не мало проблем. По ним ведутся

активные дискуссии, идет поиск стратегий, обеспечивающий наибольшее

продвижение в культурном развитии. При обсуждении перспектив сферы культуры

крайне важно остаться в границах реального, хотя в этой области нет предела

желаемого и трудно определить границы достижимого.

Анализ состояния современной отечественной культуры выявляется слабость

культурных форм, надежной связности элементов культуры во времени и

пространстве. Хорошую характеристику современного состояния России дает

В.Е.Кемеров: «Россия существует как неопределенная совокупность социальных

групп, региональных образований, субкультур, объединенных общим

пространством, но слабо связанных временем социального воспроизводства,

продуктивной деятельностью, представлениями о перспективах и так далее.

Современность всех этих образований остаётся проблемой».[23]

За последний десяток лет в России настолько все изменилось, начиная от

состояния экономики, политики, качества жизни населения и заканчивая

состоянием культурной сферы.

За последний десяток лет в России на столько все изменилось, начиная от

состояния экономики, политики, качества жизни населения и заканчивая

состоянием культурной сферы.

В состоянии глубокого кризиса находится материальная база культуры:

разрушающиеся здания дворцов культуры, библиотек, недостаток концертных и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6