скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Музыкальная культура России XVIII века скачать рефераты

теперь оно сделалось потребностью.

К музыкальному искусству, несмотря на сословные ограничения, тянутся все

более широкие слои населения, и даже представители крепостного сословия

теперь составляют едва ли не основную группу музыкантов-профессионалов. К

концу XVIII века можно говорить о вполне сложившихся, устойчивых

национальных традициях в области музыкального исполнительства,

оперного театра, концертной жизни. Но самым важным и самым почетным

завоеванием русской музыкальной культуры XVIII века явилось создание своей

творческой традиции - рождение национальной композиторской школы.

3. Русская музыка в конце XVIII столетия и ее основные жанры.

3.1 Формирование русской национальной композиторской школы.

Последняя треть XVIII века занимает рубежное положение в истории русской

музыки. В это время в России укладывается и созревает своя, национальная

композиторская школа. Наступает первый расцвет молодой светской музыкальной

культуры, подготовленный реформами Петра I и всем предшествующим развитием

музыкально-общественной жизни. Выдвигается группа талантливых композиторов,

завоёвывающих известность не только в России, но и за рубежом.

Березовский, Бортянский, Пашкевич, Фомин, Хандошкин утверждают

самостоятельное значение молодой русской композиторской школы.

Это не было случайным явлением. Блестящими достижениями отмечен в конце

XVIII века весь путь русского искусства. Особенно крупными сдвигами

ознаменовался этот период в русской литературе, представленной именами

Фонвизина, Новикова, Крылова, Державина, Карамзина. Её идейной вершиной

явилось творчество Радищева, определившее великое историческое значение

этой переломной эпохи.

К передовому направлению русской литературы близко примыкает русская

композиторская школа. Возникшая на волне общественного подъема, она

сложилась как школа подлинно народная и национальная по своим эстетическим

принципам. Её демократические тенденции во многом определялись близостью

самих композиторов к народной среде.

Деятельность всех этих музыкантов развертывалась в условиях ужасающего

бесправия, сословного неравенства и социального гнета. Даже самые

талантливые из них, как, например, Фомин, влачили существование людей, с

трудом добывающих кусок хлеба своим искусством.

Одной из главных проблем в изучении русской композиторской школы

XVIII столетия до сих пор остается вопрос о влиянии на русскую музыку

установившихся западноевропейских традиций, соотношение в ней "русского" и

"западного".

Значительность этих влияний не подлежит сомнению. В условиях стремительного

роста светского искусства русские музыканты неминуемо должны были усваивать

опыт старших композиторских школ Европы. Ведь именно им, талантливым

создателям первых русских опер, ораторий, инструментальных произведений, и

надлежало вывести отечественную музыку на путь общеевропейского развития и

приобщить её к достижениям мировой культуры. В первых опытах русских

композиторов нетрудно обнаружить следы влияния итальянской или французской

оперы, инструментальных традиций итальянской, немецкой, австрийской или

чешской школы, а главное - классических творений Моцарта, Глюка, Гайдна. Но

это отнюдь не лишало русскую композиторскую школу национального

своеобразия. Скорее напротив: помогало ей обрести свой самостоятельный

облик, свое лицо.

Как и в других областях русского искусства, в русской музыке нашли

отображение различные стилистические направления, сложившиеся в европейском

искусстве XVIII столетия, - классицизм, сентиментализм, реализм. Но

положение музыки было неодинаковым с литературой, архитектурой и живописью,

ибо русская композиторская школа ко времени ее формирования была самой

молодой среди различных художественных школ нашей страны.

Активно развивается в XVIII архитектура русского классицизма.

Наглядно эволюционирует и русская живопись, преодолевая условность сухого

академизма и углубляя свое реалистическое содержание в искусстве портрета.

Музыка же конца века, естественно, не дает столь ясной картины

последовательной эволюции. Русская композиторская школа, развивавшаяся на

протяжении всего лишь тридцати лет, не могла за столь короткий срок пройти

весь этот сложный путь; в ней не успели оформиться с той же законченностью

художественные направления, которые нашли более полное выражение в смежных

искусствах, Применительно к музыке можно говорить скорее о своеобразном

усвоении, обобщении этих различных стилистических направлений при общей

устремлённости крупных композиторов к национальной самобытности своего

искусства.

Явственно прослеживается в русской музыке и влияние классицизма,

этого господствующего художественного направления XVII-XVIII веков.

В настойчивом стремлении русских музыкантов овладеть конструктивными

законами музыкального искусства, сложившимися музыкальными формами, в

уменье подчинить свои замыслы строгой логике музыкального мышления нельзя

не усмотреть воздействия эстетики классицизма, с её идеалом гармонии форм,

пластических образов, ясности выражения. Наиболее отчетливо и наглядно этот

эстетический идеал выразился в творчестве Бортнянского - крупнейшего

русского композитора XVIII века - в его хоровых композициях, сонатах и

увертюрах.

И вместе с тем все эти художественные течения, присущие мировой культуре

XVIII века осваивались русскими музыкантами отнюдь не механически, и было

бы грубой, ошибкой рассматривать русскую музыку этого столетия только с

точки зрения подражания западноевропейской культуре.

Осваивая достижения западноевропейской музыки, русские композиторы сумели

проявить к ним творческое отношение, использовать их в духе своей

национальной культуры.

Русские композиторы XVIII века стремились выразить в музыке свое

национальное содержание, свою тематику, свой образный строй.

Процесс освоения основных форм профессиональной музыки носил у них

творческий характер прежде всего потому, что в эти традиционные формы они

стремились вложить оригинальное, самобытное содержание и опирались при этом

в первую очередь на русскую народную песню.

Народная песня - главный источник творчества композиторов XVIII века.

3.2 Народная песня.

Развитие профессионального композиторского творчества в России началось с

изучения народной песни. Только в XVIII веке ее впервые стали записывать,

разрабатывать, изучать. Эта сложнейшая задача привлекала в то время не

только музыкантов, но и крупнейших писателей, поэтов, ученых. Не случайно к

концу XVIII столетия относится создание первых научных трудов о музыкальном

творчестве русского народа.

Народная песня этого времени отличалась редким богатством и многообразием

содержания. Век крепостничества и крестьянской войны породил в народе новые

песни, чутко отображавшие тяжелую долю народа, его чаяния и освободительную

борьбу.

К XVIII веку относится формирование городской песни.

В громадном большинстве песенных сборников XVIII начала XVII века

отражен именно этот слой народной песенной лирики, связанной с городской

традицией.

В XVIII веке впервые появились нотные записи народных песен.

Интерес к народной песне был вызван высоким подъемом русской национальной

культуры и национального самосознания.

Последние десятилетия XVIII века ознаменовались выходом в свет первых

печатных нотных сборников русских песен.

Первые печатные сборники народных песен послужили прочной основой для

композиторского творчества. Они обильно использовались в русской музыке

конца XVIII - начала XIX века.

Особое место среди песенных сборников XVIII века занимает так называемый

"Сборник Кирши Данилова", составленный в середине XVIII века в Западной

Сибири. Сборник этот долгое время существовал только в рукописи и был

впервые издан (без нот) в 1804 году под названием "Древние российские

стихотворения, собранные Киршею Даниловым".

Богатое и многообразное народное творчество XVIII века послужило той

плодородной почвой, на которой выросла и развилась русская композиторская

школа. Начиная с этой поры процесс собираний и изучения народных песен

становится важным, необходимым условием всего дальнейшего развития русской

музыкальной культуры. Широкое отражение народная песня нашла в русской

профессиональной музыке XVIII века, и, прежде всего в ее важнейшем жанре -

комической опере.

3.3 Опера XVIII века.

Среди различных жанров профессиональной музыки конца XVIII века опера

занимает первое место. Именно опера в эту эпоху становится наиболее

развитым, наиболее профессиональным и вместе с тем наиболее массовым видом

музыкального творчества. Опера привлекает к себе и широкую аудиторию и

лучшие творческие силы. Опера вызывает живые отклики в общественном мнении,

в поэзии, литературе и критике. С большой непосредственностью и полнотой

она отображает передовые, демократические тенденции русского искусства.

В опере, как и в комедии, затрагивались самые острые, коренные проблемы

русской действительности, и в первую очередь вопрос о социальном

неравенстве, о тяжелом, бесправном положении крепостного крестьянства.

Русская опера XVIII века - это прежде всего реалистическая опера-

комедия бытового плана, тесно связанная со всем укладом русской

общественной жизни.

На оперной сцене в конце XVIII века выступает галерея типических

персонажей, давно знакомых зрителю по комедиям того времени.

Опера по-своему метко высмеивала отсталые нравы русского общества, бичевала

пороки скотининых и простаковых.

Критическая, обличительная направленность определяет главную, основную

тенденцию реалистической оперы-комедии XVIII века, вошедшей в круг самых

значительных, прогрессивных явлений русского искусства радищевской поры.

Молодое искусство оперы XVIII века со всей очевидностью свидетельствует об

удивительном разнообразии путей развития русской композиторской школы.

Опера, со всей сложностью и многообразием ее форм, питала всю русскую

профессиональную музыку содействовала развитию других жанров.

В ней коренились основы и русского симфонизма, и русской хоровой классики.

Тесно соприкасаясь с народной песней и бытовым романсом, она оказывала

воздействие и на профессиональную вокальную лирику.

Активное развитие оперной драматургии в XVIII веке во многом заранее

обусловило ту важную роль, которую суждено было играть оперному жанру в

творчестве композиторов-классиков.

3.4 Хоровая музыка.

Хоровая музыка - наиболее древняя, устойчиво сложившаяся область русского

музыкального искусства. Высокие традиции хорового исполнительства с давнего

времени прочно установились в древней Руси. Этими историческими условиями в

значительной мере был подготовлен высокий расцвет хоровой культуры в XVIII

веке в творчестве таких мастеров, как Бортнянский и Березовский.

Богатой и плодотворной почвой для развития хорового творчества служила

народно-бытовая опера XVIII века.

К концу XVIII века появились самостоятельные обработки народных песен для

хора с оркестром.

Широкое распространение в быту получили также и хоровые произведения

"малых форм" - простые куплетные песни для солистов с припевом хора. К

числу популярных жанров принадлежат застольные, военно-патриотические,

приветственные и поздравительные песни, исполнявшиеся в домашнем кругу.

Излюбленной формой хорового творчества у русских композиторов

XVIII века становится духовный концерт. Свободная форма концерта, не

связанная с каноническими традициями обычных песнопений церковного обихода,

давала композитору возможность более широко проявить свои творческие

возможности.

3.5 Камерные жанры.

Среди различных жанров русской музыки XVIII века особое место занимает

вокальная лирика - песня и ранний романс. Если опера, привлекавшая к себе

лучшие творческие силы, становится к концу века подлинным центром высокой

профессиональной культуры, то камерная вокальная музыка, выполняла иную

задачу. Не достигая еще высокого профессионального уровня, она была тем не

менее самым любимым, простым и доступным жанром музыкального творчества,

одинаково распространенным в различных социальных слоях. Народная песня в

крестьянском быту, канты в мещанской городской среде, сентиментальная или

галантная песенка "на голос менуэта" в кругу столичного дворянства - таков

далеко не полный перечень песенных жанров XVIII века.

Создавая талантливые образцы оперной, хоровой и камерной музыки,

композиторы XVIII века одновременно закладывают основы русского

симфонизма. В творчестве Фомина, Бортнянского, Пашкевича формируются

принципы симфонического мышления, созревают предпосылки для создания

русской симфонической школы.

Русская музыка XVIII века возникла в результате огромных творческих усилий,

огромного напряжения национальных культурных сил. На

её основе выросло впоследствии все музыкальное искусство эпохи Глинки:

опера, симфонические и камерные инструментальные жанры, вокальная лирика.

Самое большое историческое будущее принадлежало опере - молодому

прогрессивному жанру.

Камерная музыка - вокальная и инструментальная - особенно тесно

связана с бытом. Выдающиеся произведения Бортнянского, Хандошкина и

Козловского в целом еще не определяют ее общего уровня. Русский романс и

фортепианная миниатюра XVIII века - это в большинстве случаев простое,

бытовое искусство, творимое безвестными музыкантами.

Но именно в широком, общедоступном значении русской камерной музыки и

заключалась ее жизненная сила. От раннего романса XVIII века очень недолгим

оказался путь к вокальной лирике Алябьева, Глинки и Даргомыжского. Пышно

расцветшая в начале XIX века культура русского романса в дальнейшем

оказалась той родной почвой, которая продолжала питать классическую музыку.

4. Заключение.

Путь, пройденный русской музыкой в течение длительного исторического

периода - от древнейших времен до середины XIX века, - представляет собой

закономерный процесс формирования, развития и неуклонного роста богатейшей

музыкальной культуры великого народа. Рост этот совершался в обстановке

острых социальных противоречий, вопреки многовековому и жестокому

политическому и духовному угнетению народа. Он не прекращался даже в

условиях тяжелой, героической борьбы народа за национальную независимость

Родины и ее культурно-историческое наследие в периоды вражеских нашествий,

для отражения которых потребовалось величайшее напряжение всех народных

сил. О труднейших и неблагоприятных обстоятельствах исторического развития

русской культуры и, не смотря на них, о её величайших художественных

достижениях писал А.М. Горький: "В области искусства, в творчестве сердца

русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужаснейших

условии прекрасную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку,

которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны крылья

души, но сердце его родило десятки великих художников слова, звуков,

красок".

Неиссякаемым источником вдохновения для современных русских композиторов

остается музыкальное творчество народа - его древнейших и более поздних

исторических пластов, вплоть до видов и форм, рожденных Советской эпохой. В

наши дни в русской музыке находят отражение и давние традиции древнерусской

хоровой культуры.

От русской классической музыки последующих исторических периодов советские

музыканты воспринимают и по-новому развивают в своей деятельности важнейшую

идейно-эстетическую традицию всей русской художественной культуры - тесную

связь искусства с передовыми социальными и нравственными идеалами эпохи,

утверждение высоких идей народности, гуманизма через образы немеркнущей

художественной правды и красоты...

Список литературы:

1. История русской музыки. Т. 1. От древнейших времен до середины 19 века.

1973. О. Левашёва, Ю. Келдыш, А. Кандинский.

2. Русская лира. «Очерки о музыкальной России». 1971. Миронов А. Г.

3. О русском искусстве. Собрание сочинений т. 24. М., 1953. Горький А.М.

4. У истоков русского театра. Кузьмин А.И. М. 1984.

Страницы: 1, 2