Музей Габдуллы Тукая в г.Казани
Музей Габдуллы Тукая в г.Казани
Средняя школа № 56
РЕФЕРАТ
Музей
Габдуллы Тукая
ученицы 11 в класса
Елаковой Ю. Л.
Казань 2001
Содержание
Введение
Зал № 1.
Детство Г. Тукая.
Зал № 2.
Жизнь и деятельность Тукая в Уральске. Жизнь и творчество Тукая в Казани.
Зал № 3.
Тукай - певец дружбы народов.
Зал № 4.
Тукай - просветитель и педагог.
Зал № 5.
Тукай в наши дни.
Зал № 6.
Мемориал.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Немало в Казани мест, связанных с именем татарского народного поэта -
основоположника татарской реалистической литературы - Габдуллы Тукая. Одним
из них является улица Тукаевская с прилегающей к ней территорией. Этот
уголок города можно считать заповедным, его имя она носит по праву. С этой
улицей связана многогранная деятельность Тукая как журналиста и публициста.
Известно, что в 1908-1913 гг. здесь он издавал газету «Эль-Ислах»
(«Реформа») и журнал «Ялт-йолт» («Зарница»). На этой улице жили друзья
Тукая - его единомышленники, с которыми он был связан тесными творческими
узами.
Здесь же в здании Восточного клуба он выступал со своими лекциями, а
рядом находился знаменитый Сенной базар, описанный поэтом в сатирических
произведениях Отсюда по узким поперечным улочкам можно спуститься к озеру
Кабан, любимому месту прогулок Тукая, воспетому им во многих произведениях:
Чуть про Казань разговор заведу,
вспомню я место родное.
Озеро то, что Кабаном зовут, сразу
встанет предо мною.
Озеро это и город давно с любовью
народом воспеты,
Все там старинною славой полно,
хранит вековые заветы.
15 апреля 1913 г. на этой улице состоялся траурный митинг - казанцы
провожали поэта в последний путь.
И вполне закономерно, что 11 июня 1986 г. именно здесь, в доме № 74,
был открыт музей народного поэта Габдуллы Тукая.
Музей расположен в двухэтажном особняке конца XIX в. (проект
архитекторов Т.Б. Руша и Ф.И. Амлонга), в так называемом «доме Шамиля», где
с 1882 по 1906 г. жил со своей семьей Магома Шаффи Шамиль - средний сын
руководителя народно-освободительного движения народов Дагестана имама
Шамиля.
В создании экспозиции использован самый разнообразный материал:
книги, документы, музыкальные инструменты, произведения искусства, предметы
эпохи и этнографические коллекции. Особое место отводится личным вещам и
прижизненным изданиям книг Тукая. Представлено много фотографий,
дореволюционных и современных, с видами природы и городов, деревень и
базаров, ярмарок, типажей и конкретных людей, с которыми поэт тесно
соприкасался в своей короткой жизни. Фотографиям в музее отведена особая
роль. Они выступают как образы времени, в то же время сохраняя за собой
документальность. Они поданы в многоплановом порядке.
Первый план - символ, обобщающий образ зала или времени. Вторым и
третьим планом идут более конкретные фотографии, имеющие прямое отношение к
Тукаю.
В экспозиции, расположенной на двух этажах в семи залах площадью 600
кв. м, раскрывается жизненная и творческая биография Тукая, величие Тукая и
его роль в духовном развитии народа.
Входим в вестибюль музея. Мраморные лестницы ведут на второй этаж,
откуда начинается осмотр музея. На площадке установлена скульптура Тукая
(худ. В. Рагожин и Р. Нигматуллина) - словно сам поэт первым приветствует
тех, кто пришел к нему в музей. Направо зал - и перед нами раскрывается
экспозиция зала, посвященного детству поэта.
ЗАЛ № 1
Детство Тукая.
О пора, когда бывает сердце
чище родника!
О пора,
когда, как листья,
жизнь свежа, нежна, ярка!
Г. Тукай
Знакомство с экспозицией начинаем с широко известной дореволюционной
фотографии деревни Кушлавуч, где 26 апреля 1886 г. родился в семье указного
муллы Мухамметгарифа будущий поэт. Она выглядит необычно. Методом
соляризации от фотографии оставлены только контуры, этим как бы
подчеркнуто, что в памяти будущего поэта сохранилось смутное воспоминание о
жизни в этой деревне.
В центральной витрине лежат уникальные документы регистрации
рождаемости и смерти по деревне Кушлавуч за 1886 г., написанные арабской
вязью. На одном - рукой отца поэта запись о рождении в его семье сына.
Рядом - другой документ с записью о смерти самого Мухамметгарифа. Это
случилось через 4 месяца после рождения сына, 29 августа 1886 г. Неслучайно
оба документа лежат рядом: как бы судьба одного предопределила судьбу
другого на долгие годы вперед. В экспозиции - фото дома, где родился поэт,
и могила отца с памятником, который поставили благодарные потомки уже в
наши дни.
О тяжелом, безрадостном детстве поэта свидетельствуют подлинные
экземпляры газет «Казанский телеграф» за 1 января 1886 г. и «Волжский
вестник» от 6 ноября 1891 г. с многочисленными объявлениями о голоде,
пожертвованиях голодающим в Казанской губернии и архивные документы о
волнениях крестьян, характеризующие обстановку этого периода.
В зале много фотографий с изображением природы, деревень Заказанья.
Обращает внимание фотопанно деревни Сасна с пересекающимися дорогами на
первом плане. Это - символ предстоящих дорог поэта и начало его сиротских
скитаний. Короткие, запутанные дороги потом выходят на большую дорогу
бессмертия Тукая. Но сколько нужно было испытать, пережить до этого. Первая
дорога мальчика в деревню Сасна к матери, вышедшей замуж второй раз,
оставила в душе будущего поэта радостное чувство. «Я ехал в Сасну и ощущал
себя в широком, счастливом мире, и, кажется, всю дорогу перед моими глазами
сверкали какие-то лучи»,- писал о ней Тукай. Но эта радость была
мимолетной. И рядом горестная дорога на кладбище, к березке, растущей на
могиле матери.
Скупыми, но сильными штрихами рассказывается о жизни будущего поэта у
деда Зиннатуллы в деревне Училе, куда его вернули после смерти матери. На
фоне подлинных фотографий деревни и дома деда 1914 г. воссоздан условный
уголок дома Зиннатуллы, куда вошли материалы, собранные во время экспедиции
в этих местах. Центральное место в интерьере занимает низенький столик с
керосиновой лампой. За таким столом проводил свободное от службы в мечети
время Зиннатулла за чтением книг, написанием стихов. Стоит в интерьере и
сундук, сколоченный из грубообработанных досок, аналогичный тому, в каком
Зиннатулла хранил книги - самое большое свое богатство. Сохранились книги
из его личной библиотеки. Это - «История пророков» в пяти томах, изданная в
Египте в конце XIX в. Многие страницы (поля,форзацы) испещрены надписями -
комментариями, полученными из других источников. Зиннатулла писал и стихи.
В экспозиции представлено его стихотворение на смерть дочери - матери
поэта. Оно дошло до нас в памяти современников.
В интерьер экспозиции включен посох отчима из деревни Сасна,
расписанный арабской вязью, с изречениями из Корана. Он как бы символ
бесприютного детства поэта, как иллюстрация к словам Тукая: «У меня не было
утешителя, когда плакал... только знали, что толкали и били».
В экспозиции находится фото Сенного базара в Казани конца XIX в.,
куда Зиннатулла отправил внука с проезжим ямщиком, чтобы отдать кому-нибудь
на воспитание. Отсюда будущий поэт попал в дом кустаря из Ново-Татарской
слободы Казани. Здесь же фото Захарьевской улицы города, расположенной
рядом с Ново-Татарской слободой, где в основном проживала зажиточная часть
татарского населения. Маленький Габдулла с приемной матерью часто посещал
подобные дома, когда она разносила заказы татарских купцов: тюбетеи и
калфаки, которые сама же вышивала с утра до поздней ночи.
На фоне огромной фотографии Сенного базара - ичиги, башмачки, вышитые
тюбетеи - подлинные экспонаты. Они не только предметы купли продажи, но и
символы эпохи, «малого» и «большого» базара, где все покупается и
продается.
И опять дорога. Она ведет его на этот раз в деревню Кырлай в дом
крестьянина Сагди. Это было в середине июня 1892 г. Но и здесь его ждут
нищета, голод, свирепствовавшие опять в Казанской губернии в 1892 г.,
свидетельства этого - сообщения в газете «Волжский вестник». После
ознакомления с ними совершенно по-другому раскрывается смысл слов,
сказанных по дороге Сагди: «Вот приедем...тебя встретит мать... У нас много
хлеба и катыка». Яркой иллюстрацией этому служит картина худ. Х. Казакова
«Маленький Апуш». На картине мы видим угол деревенской избы и сидящего на
саке мальчика. В одной руке у него ломоть хлеба, в другой - деревянная
ложка. Перед ним плошка с картошкой и катыком. В широко раскрытых глазах
мальчика искрится радость, удивление и в то же время недоверие, что все это
наяву, а не во сне.
Экспонаты в витрине рассказывают о его жизни в Кырлае. Здесь он начал
учиться. Фото здания школы, где мальчик получил азы грамоты. Книги,
которыми пользовались в дореволюционных татарских мектебе: «Иман шарты» -
букварь арабского языка; «Хафтияк» - сборник, составленный из отдельных сур
Корана; «Бэдэвам» - литературное произведение 18 в. И др. - в основном
книги религиозного характера. Но среди них лежит одна - солидного объема и
формата. Это - «Фавакыйгельжоласа» («Плоды собеседника»), составителем
которого является просветитель Каюм Насыри, своеобразная антология поэзии,
куда вошли произведения древнетатарских поэтов, лучшие образцы поэзии
Востока. Музей располагает первым изданием книги, вышедшей в 1884 г. в
типографии Казанского университета.
До девяти лет будущий поэт жил в деревне Кырлай. В последних числах
1894 г. его ждала опять дорога. На этот раз далеко, в степной город
Уральск.
ЗАЛ № 2
Зал в котором мы находимся посвящен раскрытию двух тем: «Жизнь и
деятельность Тукая в Уральске» и «Жизнь и творчество Тукая в Казани».
Хронологически зал охватывает период с 1894 по 1911 г.
Справа меньшая половина зала отведена материалам,
рассказывающим о жизни и творчестве Тукая в Уральске. В экспозиции внимание
привлекают фотографии огромных размеров: «Скачущие кони в степи» и
«Пушкинский сад в г. Уральске»,выступающие как символы степного города и
жизнеутверждающей силы поэзии Тукая; что свободолюбивые мотивы в его поэзии
зародились в колыбели русской вольницы. Интерьер «Казахская юрта»,
воссозданный на подлинных этнографических материалах, передает национальный
колорит степного края.
Многочисленные материалы рассказывают о пребывании поэта в Уральске,
корорый стал для него университетом. Это фотографии: общий вид города
начала XX в.; дом родственника Усманова, где поэт остановился по приезде;
здание медресе «Мутыгия» и трехгодичные русские классы при медресе, женских
классов при этом же учебном заведении. По утверждениям современников, среди
них на фотографии - первая любовь поэта.
Здесь же представлены фотографии учителей - первых его наставников:
М.Тухфатуллина и А. Сиразетдинова, самого поэта - шакирда медресе вместе с
А. Кариевым - будущим основоположником татарского профессионального театра.
С ним Тукай подружился именно в Уральске. Эта дружба сохранится до конца
жизни поэта.
В витринах зала произведения Пушкина, Жуковского, Крылова, с которыми
Тукай впервые познакомился в Уральске. Особую ценность представляют книги
из личной библиотеки Усманова. В основном это книги по логике, философии,
книги поэзии древнего Востока.
Большой интерес вызывают и документы, связанные с учебой шакирдов
медресе. Это свидетельства, которые выдавали ученикам после окончания
медресе, похвальные грамоты и т.д. Следует отметить, что эти материалы,
относящиеся к истории школьного образования татар, вошли в музейный оборот
впервые.
В экспозиции представлены уникальные экспонаты, связанные с учебой
самого Тукая: рукописная газета «Эль магариф» («Просвещение») за 1903 г. и
журнал «Эльгасрель-джадит» («Новый век») за 1904 г., которые выпускали
шакирды медресе. По утверждению специалистов, некоторые страницы журнала
написаны самим Тукаем. В одном из номеров журнала от 15 ноября 1904 г.
имеется сообщение о состоявшемся в медресе литературном вечере, где ученик
Тукаев выступил со своими стихами. Представлена страница журнала с первым
ученическим стихотворением поэта.
В бурные дни революции в Уральске наборщиком русской газеты «Уралец»
поэт начал трудовую деятельность. На фото «Здание типографии газеты
«Уралец» и «Тукай - наборщик газеты» и др.
Тукай - поэт, рожденный революцией 1905 г. Творчество его началось с
переводов. В экспозиции книга - «Собрание сочинений А. Кольцова» 1903 г.
издания со стихотворением «Что ты спишь, мужичок?», вольный перевод
которого сделан Тукаем. Рядом - газета «Фикер» («Мысль») № 1 за 1906 г. со
стихотворением Тукая «Сон мужика». В этом комплексе - уникальный экспонат -
договор на издание на паях газеты «Новая жизнь», подписанные Тукаем, К.
Мутыги и М. Мусиным.
За короткое время имя Тукая как талантливого поэта стало известно
далеко за пределами Уральска. Его приглашают издатели Уфы, Оренбурга и
Казани.
Край родной, не будь в обиде, край любимый, о прости,
Место, где я жил надеждой людям пользу принести!
О прощай, родимый город, город детства моего!
Милый дом во мгле растаял - словно не было его, -
так Тукай прощается с Уральском, городом, где он прожил 12 лет (чуть
меньше половины жизни) , где он формировался как поэт и общественный
деятель и где проходило становление его как личности.
В последних числах сентября 1907 г. Тукай собирается в дорогу в
родной город Казань - «город науки, просвещения и искусства». Впереди его
ожидали новые встречи и новые друзья, слава и преследование охранки, смерть
и бессмертие.
О Казань, ты - как светильник на
горе горишь в ночи,
Словно свечи - минареты, колокольни,
каланчи!
Ярко светишь ты уездам захолустным
и глухим.
Возвышаясь горделиво путь
указываешь им! Г. Тукай
Большую часть этого зала занимают материалы, рассказывающие о жизни и
деятельности Тукая в Казани. Очутившись под безмятежно голубым небом
Казани, поэт почувствовал, что самые заветные чаяния его сбылись.
В экспозиции фотографии с видами дореволюционной Казани. В основном
это фотографии мест, связанных с Тукаем, но в то же время характеризующих
Казань, по словам А.И. Герцена, как «место встречи и свидания двух миров...
западного и восточного». Белокаменные колонны университета, остроконечные
минареты, величавые колокольни соборов, здания городского театра и
художественного училища, пестрая толпа на улицах говорят о Казани, как о
крупном культурном центре Поволжья.
В витринах документы о культурной жизни города за 1907-1908 гг.:
пригласительные билеты на городские концерты и спектакли, в знаменитый
Страницы: 1, 2
|