скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Музей Габдуллы Тукая в г.Казани скачать рефераты

Музей Габдуллы Тукая в г.Казани

Средняя школа № 56

РЕФЕРАТ

Музей

Габдуллы Тукая

ученицы 11 в класса

Елаковой Ю. Л.

Казань 2001

Содержание

Введение

Зал № 1.

Детство Г. Тукая.

Зал № 2.

Жизнь и деятельность Тукая в Уральске. Жизнь и творчество Тукая в Казани.

Зал № 3.

Тукай - певец дружбы народов.

Зал № 4.

Тукай - просветитель и педагог.

Зал № 5.

Тукай в наши дни.

Зал № 6.

Мемориал.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Немало в Казани мест, связанных с именем татарского народного поэта -

основоположника татарской реалистической литературы - Габдуллы Тукая. Одним

из них является улица Тукаевская с прилегающей к ней территорией. Этот

уголок города можно считать заповедным, его имя она носит по праву. С этой

улицей связана многогранная деятельность Тукая как журналиста и публициста.

Известно, что в 1908-1913 гг. здесь он издавал газету «Эль-Ислах»

(«Реформа») и журнал «Ялт-йолт» («Зарница»). На этой улице жили друзья

Тукая - его единомышленники, с которыми он был связан тесными творческими

узами.

Здесь же в здании Восточного клуба он выступал со своими лекциями, а

рядом находился знаменитый Сенной базар, описанный поэтом в сатирических

произведениях Отсюда по узким поперечным улочкам можно спуститься к озеру

Кабан, любимому месту прогулок Тукая, воспетому им во многих произведениях:

Чуть про Казань разговор заведу,

вспомню я место родное.

Озеро то, что Кабаном зовут, сразу

встанет предо мною.

Озеро это и город давно с любовью

народом воспеты,

Все там старинною славой полно,

хранит вековые заветы.

15 апреля 1913 г. на этой улице состоялся траурный митинг - казанцы

провожали поэта в последний путь.

И вполне закономерно, что 11 июня 1986 г. именно здесь, в доме № 74,

был открыт музей народного поэта Габдуллы Тукая.

Музей расположен в двухэтажном особняке конца XIX в. (проект

архитекторов Т.Б. Руша и Ф.И. Амлонга), в так называемом «доме Шамиля», где

с 1882 по 1906 г. жил со своей семьей Магома Шаффи Шамиль - средний сын

руководителя народно-освободительного движения народов Дагестана имама

Шамиля.

В создании экспозиции использован самый разнообразный материал:

книги, документы, музыкальные инструменты, произведения искусства, предметы

эпохи и этнографические коллекции. Особое место отводится личным вещам и

прижизненным изданиям книг Тукая. Представлено много фотографий,

дореволюционных и современных, с видами природы и городов, деревень и

базаров, ярмарок, типажей и конкретных людей, с которыми поэт тесно

соприкасался в своей короткой жизни. Фотографиям в музее отведена особая

роль. Они выступают как образы времени, в то же время сохраняя за собой

документальность. Они поданы в многоплановом порядке.

Первый план - символ, обобщающий образ зала или времени. Вторым и

третьим планом идут более конкретные фотографии, имеющие прямое отношение к

Тукаю.

В экспозиции, расположенной на двух этажах в семи залах площадью 600

кв. м, раскрывается жизненная и творческая биография Тукая, величие Тукая и

его роль в духовном развитии народа.

Входим в вестибюль музея. Мраморные лестницы ведут на второй этаж,

откуда начинается осмотр музея. На площадке установлена скульптура Тукая

(худ. В. Рагожин и Р. Нигматуллина) - словно сам поэт первым приветствует

тех, кто пришел к нему в музей. Направо зал - и перед нами раскрывается

экспозиция зала, посвященного детству поэта.

ЗАЛ № 1

Детство Тукая.

О пора, когда бывает сердце

чище родника!

О пора,

когда, как листья,

жизнь свежа, нежна, ярка!

Г. Тукай

Знакомство с экспозицией начинаем с широко известной дореволюционной

фотографии деревни Кушлавуч, где 26 апреля 1886 г. родился в семье указного

муллы Мухамметгарифа будущий поэт. Она выглядит необычно. Методом

соляризации от фотографии оставлены только контуры, этим как бы

подчеркнуто, что в памяти будущего поэта сохранилось смутное воспоминание о

жизни в этой деревне.

В центральной витрине лежат уникальные документы регистрации

рождаемости и смерти по деревне Кушлавуч за 1886 г., написанные арабской

вязью. На одном - рукой отца поэта запись о рождении в его семье сына.

Рядом - другой документ с записью о смерти самого Мухамметгарифа. Это

случилось через 4 месяца после рождения сына, 29 августа 1886 г. Неслучайно

оба документа лежат рядом: как бы судьба одного предопределила судьбу

другого на долгие годы вперед. В экспозиции - фото дома, где родился поэт,

и могила отца с памятником, который поставили благодарные потомки уже в

наши дни.

О тяжелом, безрадостном детстве поэта свидетельствуют подлинные

экземпляры газет «Казанский телеграф» за 1 января 1886 г. и «Волжский

вестник» от 6 ноября 1891 г. с многочисленными объявлениями о голоде,

пожертвованиях голодающим в Казанской губернии и архивные документы о

волнениях крестьян, характеризующие обстановку этого периода.

В зале много фотографий с изображением природы, деревень Заказанья.

Обращает внимание фотопанно деревни Сасна с пересекающимися дорогами на

первом плане. Это - символ предстоящих дорог поэта и начало его сиротских

скитаний. Короткие, запутанные дороги потом выходят на большую дорогу

бессмертия Тукая. Но сколько нужно было испытать, пережить до этого. Первая

дорога мальчика в деревню Сасна к матери, вышедшей замуж второй раз,

оставила в душе будущего поэта радостное чувство. «Я ехал в Сасну и ощущал

себя в широком, счастливом мире, и, кажется, всю дорогу перед моими глазами

сверкали какие-то лучи»,- писал о ней Тукай. Но эта радость была

мимолетной. И рядом горестная дорога на кладбище, к березке, растущей на

могиле матери.

Скупыми, но сильными штрихами рассказывается о жизни будущего поэта у

деда Зиннатуллы в деревне Училе, куда его вернули после смерти матери. На

фоне подлинных фотографий деревни и дома деда 1914 г. воссоздан условный

уголок дома Зиннатуллы, куда вошли материалы, собранные во время экспедиции

в этих местах. Центральное место в интерьере занимает низенький столик с

керосиновой лампой. За таким столом проводил свободное от службы в мечети

время Зиннатулла за чтением книг, написанием стихов. Стоит в интерьере и

сундук, сколоченный из грубообработанных досок, аналогичный тому, в каком

Зиннатулла хранил книги - самое большое свое богатство. Сохранились книги

из его личной библиотеки. Это - «История пророков» в пяти томах, изданная в

Египте в конце XIX в. Многие страницы (поля,форзацы) испещрены надписями -

комментариями, полученными из других источников. Зиннатулла писал и стихи.

В экспозиции представлено его стихотворение на смерть дочери - матери

поэта. Оно дошло до нас в памяти современников.

В интерьер экспозиции включен посох отчима из деревни Сасна,

расписанный арабской вязью, с изречениями из Корана. Он как бы символ

бесприютного детства поэта, как иллюстрация к словам Тукая: «У меня не было

утешителя, когда плакал... только знали, что толкали и били».

В экспозиции находится фото Сенного базара в Казани конца XIX в.,

куда Зиннатулла отправил внука с проезжим ямщиком, чтобы отдать кому-нибудь

на воспитание. Отсюда будущий поэт попал в дом кустаря из Ново-Татарской

слободы Казани. Здесь же фото Захарьевской улицы города, расположенной

рядом с Ново-Татарской слободой, где в основном проживала зажиточная часть

татарского населения. Маленький Габдулла с приемной матерью часто посещал

подобные дома, когда она разносила заказы татарских купцов: тюбетеи и

калфаки, которые сама же вышивала с утра до поздней ночи.

На фоне огромной фотографии Сенного базара - ичиги, башмачки, вышитые

тюбетеи - подлинные экспонаты. Они не только предметы купли продажи, но и

символы эпохи, «малого» и «большого» базара, где все покупается и

продается.

И опять дорога. Она ведет его на этот раз в деревню Кырлай в дом

крестьянина Сагди. Это было в середине июня 1892 г. Но и здесь его ждут

нищета, голод, свирепствовавшие опять в Казанской губернии в 1892 г.,

свидетельства этого - сообщения в газете «Волжский вестник». После

ознакомления с ними совершенно по-другому раскрывается смысл слов,

сказанных по дороге Сагди: «Вот приедем...тебя встретит мать... У нас много

хлеба и катыка». Яркой иллюстрацией этому служит картина худ. Х. Казакова

«Маленький Апуш». На картине мы видим угол деревенской избы и сидящего на

саке мальчика. В одной руке у него ломоть хлеба, в другой - деревянная

ложка. Перед ним плошка с картошкой и катыком. В широко раскрытых глазах

мальчика искрится радость, удивление и в то же время недоверие, что все это

наяву, а не во сне.

Экспонаты в витрине рассказывают о его жизни в Кырлае. Здесь он начал

учиться. Фото здания школы, где мальчик получил азы грамоты. Книги,

которыми пользовались в дореволюционных татарских мектебе: «Иман шарты» -

букварь арабского языка; «Хафтияк» - сборник, составленный из отдельных сур

Корана; «Бэдэвам» - литературное произведение 18 в. И др. - в основном

книги религиозного характера. Но среди них лежит одна - солидного объема и

формата. Это - «Фавакыйгельжоласа» («Плоды собеседника»), составителем

которого является просветитель Каюм Насыри, своеобразная антология поэзии,

куда вошли произведения древнетатарских поэтов, лучшие образцы поэзии

Востока. Музей располагает первым изданием книги, вышедшей в 1884 г. в

типографии Казанского университета.

До девяти лет будущий поэт жил в деревне Кырлай. В последних числах

1894 г. его ждала опять дорога. На этот раз далеко, в степной город

Уральск.

ЗАЛ № 2

Зал в котором мы находимся посвящен раскрытию двух тем: «Жизнь и

деятельность Тукая в Уральске» и «Жизнь и творчество Тукая в Казани».

Хронологически зал охватывает период с 1894 по 1911 г.

Справа меньшая половина зала отведена материалам,

рассказывающим о жизни и творчестве Тукая в Уральске. В экспозиции внимание

привлекают фотографии огромных размеров: «Скачущие кони в степи» и

«Пушкинский сад в г. Уральске»,выступающие как символы степного города и

жизнеутверждающей силы поэзии Тукая; что свободолюбивые мотивы в его поэзии

зародились в колыбели русской вольницы. Интерьер «Казахская юрта»,

воссозданный на подлинных этнографических материалах, передает национальный

колорит степного края.

Многочисленные материалы рассказывают о пребывании поэта в Уральске,

корорый стал для него университетом. Это фотографии: общий вид города

начала XX в.; дом родственника Усманова, где поэт остановился по приезде;

здание медресе «Мутыгия» и трехгодичные русские классы при медресе, женских

классов при этом же учебном заведении. По утверждениям современников, среди

них на фотографии - первая любовь поэта.

Здесь же представлены фотографии учителей - первых его наставников:

М.Тухфатуллина и А. Сиразетдинова, самого поэта - шакирда медресе вместе с

А. Кариевым - будущим основоположником татарского профессионального театра.

С ним Тукай подружился именно в Уральске. Эта дружба сохранится до конца

жизни поэта.

В витринах зала произведения Пушкина, Жуковского, Крылова, с которыми

Тукай впервые познакомился в Уральске. Особую ценность представляют книги

из личной библиотеки Усманова. В основном это книги по логике, философии,

книги поэзии древнего Востока.

Большой интерес вызывают и документы, связанные с учебой шакирдов

медресе. Это свидетельства, которые выдавали ученикам после окончания

медресе, похвальные грамоты и т.д. Следует отметить, что эти материалы,

относящиеся к истории школьного образования татар, вошли в музейный оборот

впервые.

В экспозиции представлены уникальные экспонаты, связанные с учебой

самого Тукая: рукописная газета «Эль магариф» («Просвещение») за 1903 г. и

журнал «Эльгасрель-джадит» («Новый век») за 1904 г., которые выпускали

шакирды медресе. По утверждению специалистов, некоторые страницы журнала

написаны самим Тукаем. В одном из номеров журнала от 15 ноября 1904 г.

имеется сообщение о состоявшемся в медресе литературном вечере, где ученик

Тукаев выступил со своими стихами. Представлена страница журнала с первым

ученическим стихотворением поэта.

В бурные дни революции в Уральске наборщиком русской газеты «Уралец»

поэт начал трудовую деятельность. На фото «Здание типографии газеты

«Уралец» и «Тукай - наборщик газеты» и др.

Тукай - поэт, рожденный революцией 1905 г. Творчество его началось с

переводов. В экспозиции книга - «Собрание сочинений А. Кольцова» 1903 г.

издания со стихотворением «Что ты спишь, мужичок?», вольный перевод

которого сделан Тукаем. Рядом - газета «Фикер» («Мысль») № 1 за 1906 г. со

стихотворением Тукая «Сон мужика». В этом комплексе - уникальный экспонат -

договор на издание на паях газеты «Новая жизнь», подписанные Тукаем, К.

Мутыги и М. Мусиным.

За короткое время имя Тукая как талантливого поэта стало известно

далеко за пределами Уральска. Его приглашают издатели Уфы, Оренбурга и

Казани.

Край родной, не будь в обиде, край любимый, о прости,

Место, где я жил надеждой людям пользу принести!

О прощай, родимый город, город детства моего!

Милый дом во мгле растаял - словно не было его, -

так Тукай прощается с Уральском, городом, где он прожил 12 лет (чуть

меньше половины жизни) , где он формировался как поэт и общественный

деятель и где проходило становление его как личности.

В последних числах сентября 1907 г. Тукай собирается в дорогу в

родной город Казань - «город науки, просвещения и искусства». Впереди его

ожидали новые встречи и новые друзья, слава и преследование охранки, смерть

и бессмертие.

О Казань, ты - как светильник на

горе горишь в ночи,

Словно свечи - минареты, колокольни,

каланчи!

Ярко светишь ты уездам захолустным

и глухим.

Возвышаясь горделиво путь

указываешь им! Г. Тукай

Большую часть этого зала занимают материалы, рассказывающие о жизни и

деятельности Тукая в Казани. Очутившись под безмятежно голубым небом

Казани, поэт почувствовал, что самые заветные чаяния его сбылись.

В экспозиции фотографии с видами дореволюционной Казани. В основном

это фотографии мест, связанных с Тукаем, но в то же время характеризующих

Казань, по словам А.И. Герцена, как «место встречи и свидания двух миров...

западного и восточного». Белокаменные колонны университета, остроконечные

минареты, величавые колокольни соборов, здания городского театра и

художественного училища, пестрая толпа на улицах говорят о Казани, как о

крупном культурном центре Поволжья.

В витринах документы о культурной жизни города за 1907-1908 гг.:

пригласительные билеты на городские концерты и спектакли, в знаменитый

Страницы: 1, 2