скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Монастыри - как центры русской культуры скачать рефераты

искусства».

До появления книгопечатания именно в монастырских кельях

переписывались книги богослужебного назначения, сочинялась литература

религиозно-церковного содержания, в частности «жития святых», прославлявшие

«угодников божьих» (в основном монашествующих) и те обители, где они несли

иноческое послушание.

Одновременно монастыри выполняли социальный заказ княжеской власти:

создавали и заново редактировали летописи, документы законодательного

характера. Судя по содержанию летописей и стилю их изложения, писали их

люди, лишь формально «ушедшие из мира», как того требовал ритуал посвящения

в монашество, а фактически находившиеся в самой гуще политических событий,

полные «морских» забот и волнений.

Созидание культуры всегда тесно связано с ее сбережением, сохранением.

Эту двуединую задачу в XV-XVI вв. как раз и решали монастыри, которые

испокон веку были не только духовными центрами, но и своего рода музеями,

где хранились уникальные произведения национального искусства, а также

библиотеками с поразительными по ценности собраниями рукописей, редких

книг.

Одним из главных источников пополнения монастырских коллекций были

вклады. Сюда приносили фамильные реликвии обедневшие потомки удельных

князей, не выдержавшие неравной борьбы с окрепшей великокняжеской властью.

Вклады поступали и от московских князей и царей, которые часто

использовали влиятельные монастыри в политических целях. Причинами вклада в

сокровищницу монастыря могли быть и победа, одержанная над врагом, и

моление о рождении наследника, и торжественное восшествие на престол. Часто

делали вклады и просто на помин души. На территории монастырей, у их

соборов и церквей иногда хоронили знатных людей, при погребении же

монастырю не только платили деньги за могилу, но и оставляли личные вещи

покойного, икону, снятую с гроба, и даже возок с лошадьми, на котором он

был привезен. Среди вкладчиков русских монастырей были князья и бояре,

представители высшего духовенства, дворяне, торговые и служивые люди разных

городов, «государева двора разных чинов люди», городские дьяки,

монастырские слуги и служки, ремесленники и крестьяне.

На монастыри смотрели как на надежные хранилища национальных сокровищ.

Сюда привозили произведения искусства ради их сбережения. Не случайно на

многих из них было написано: «А не отдати никому». Самыми распространенными

вкладами были фамильные иконы, украшенные драгоценными окладами.

Пользовались известностью монастырские собрания в Москве и Сергиевом

Посаде, в Ростове Великом и Суздале, Твери и Ярославле; в этих городах

составились уникальные коллекции русской иконописи XV-XVI вв.

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВ МОНАСТЫРЬ

Проследим формирование уникальной монастырской коллекции на примере

одного из самых почитаемых монастырей Руси – Троице-Сергиева.

Собрания монастыря составили основу музейных фондов Загорского музея.

Среди вкладов в монастырь немало богатых церковных сосудов, серебряных

окладов книг и икон. Привлекает внимание серебряный потир с хрустальной

чашей, золотой потир с рудожелтым мрамором 1449 г.(работа Ивана Фомина),

кадило игумена Никона 1405 г., ковчег-реликварий радонежских князей первой

четверти XV в. В XVI в. в монастырскую сокровищницу были сделаны наиболее

значительные вклады. В московских мастерских при Иване Грозном, Федоре

Иоанновиче, Борисе Годунове работали лучшие русские мастера-ювелиры,

изографы, литейщики.

Иван IV велел украсить драгоценностями (в основном созданными

московскими мастерами) наиболее чтимую в монастыре икону Троицы. Под икону

была подвешена жемчужная пелена, вышитая в мастерской первой жены царя

Анастасии Романовой; на икону был сделан золотой оклад с коронами,

украшенными эмалями и драгоценными камнями. При Иване IV была выполнена и

монументальная серебряная чеканная рака для останков Сергия Радонежского.

При царе Федоре Иоанновиче был изготовлен чеканный золотой оклад к

надгробной иконе Сергия, украшенный золотыми дробницами с гравировкой и

чернью, драгоценными камнями, камеями, жемчугом. Известно, что за эту

работу большие награды от царя получили мастера Оружейной палаты

Московского Кремля.

Борис Годунов после венчания на царство подарил монастырю новый

драгоценный оклад на икону Троицы.

Не только дарами пополнялись монастырские собрания; многие

произведения искусства создавались непосредственно в монастырских стенах. В

XV в. в Троицкой обители работал Епифаний Премудрый, создавший Житие

основателя монастыря Сергия Радонежского, там писал Андрей Рублев, чье

мировоззрение сложилось благодаря постоянному воздействию идей Сергия и его

последователей, благодаря усвоенной в обители привычке противостоять «розни

мира сего». Для иконостаса монастырского собора преподобный Андрей написал

знаменитую «Троицу». Андрей Рублев, Даниил Черный и другие изографы в

короткий срок по поручению игумена Никона украсили фресками и иконами вновь

построенный на средства князя Юрия Галицкого и Звенигородского Троицкий

собор.

В XV—XVI вв. Троицкий монастырь стал местом создания великолепных икон

и произведений прикладного искусства, а также своеобразным учебным центром,

где шла подготовка мастеров — изографов и ювелиров. Троицкие иконы

отсылались в другие монастыри и храмы, преподносились в дар иностранным

гостям.

НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ

Крупным культурным центром был и Новодевичий монастырь (ныне

находящийся в городской черте Москвы).

Но первоначальная его задача была иная— оборона Москвы. Он занял свое

место в ряду таких же монастырей-стражей — Андрониева, Новоспасского,

Симонова, Данилова, Донского, вместе с которыми создавал могучее

оборонительное полукольцо. Новодевичий монастырь расположился в излучине

реки; с его стен можно было контролировать сразу три переправы: у Крымского

брода (ныне на его месте Крымский мост; а тогда, в эпоху строительства,

именно там любил переправляться через Москву-реку во время своих набегов на

столицу крымский хан Махмет-Гирей), у Воробьевых гор и у Дорогомилова, где

проходила дорога на Можайск. Культурным центром монастырь стал позднее.

В 1571 г. монастырь был разорен и сожжен крымчаками хана Девлет-Гирея.

После этого были возведены новые башни и стены. И когда в 1591 г. крымская

орда под предводительством Казы-Гирея вновь пошла штурмом на монастырь,

артиллерия сумела достойно встретить нападавших и штурм был отбит.

Но монастырь известен не только в связи с событиями военными. Он

тесно связан с династической историей русских государей. Там была

похоронена малолетняя дочь Ивана Грозного Анна, там закончили свои дни жена

брата Ивана IV — княгиня Ульяна, вдова старшего сына Ивана Грозного —

Елена, вдова царя Федора Иоанновича — Ирина Годунова. В некоторых

источниках встречается упоминание о том, что именно в Новодевичьем

монастыре состоялось избрание на царство Бориса Годунова. Это не совсем

точно: в монастыре Борис только дал согласие на избрание.

Только за два года (1603— 1604) Борис Годунов пожертвовал монастырю

множество икон, немало драгоценной утвари да еще 3 тыс. рублей — сумма по

тем временам немалая. Увы, в большинстве своем те дары не сохранились. По

иронии судьбы они были захвачены погубителем Годунова Лжедмитрием в 1605 г.

И все же многое из собранного в Новодевичьем монастыре дошло до наших

дней. Сохранились и произведения русских изографов и ювелиров, составлявшие

уникальную коллекцию, и многие вклады русских государей. Собранные в

Смоленском соборе великолепные творения русских златокузнецов, вышивальщиц,

серебряников, резчиков по дереву и камню, живописцев практически никогда не

экспонировались в полном объеме; многие произведения были в разные годы

переданы в другие хранилища.

Замечательной ценностью русской культуры является и сам Смоленский

собор — единственный ныне уцелевший на территории монастыря памятник

архитектуры начала XVI в.

Все композиции росписей Смоленского собора подчинены возвеличиванию

Москвы и ее государей.

Но собор может рассказать и о времени Бориса Годунова. По его указу

храм был отремонтирован, поновлены закоптившиеся фрески, а кое-что и

переписано. Так появились изображения святых Бориса и Федора, образ святой

Ирины.

Монастырь хранит в своем собрании и необычайно ценные произведения

древнерусской мелкой пластики: панагии, кресты-мощевики, нагрудные иконы.

Преимущественно эти произведения древнерусских мастеров относятся к XV—XVI

вв. Украшением собрания Новодевичьего монастыря служит серебряная чаша 1581

г.— вклад царевича Ивана Ивановича Старшего, сына Ивана Грозного, сделанный

им незадолго до гибели.

Древние камни Новодевичьего видели Василия III, Ивана Грозного, Бориса

Годунова; правители приезжали сюда, чтобы отпраздновать успех, победу или

ждать решения своей судьбы. И часто каждое такое посещение завершалось

построением новой церкви, новых палат, новых укреплений, новым даром

монастырю.

СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Соловецкий монастырь вошел в историю русской культуры и каменными

строениями XVI в. – единственным в своем роде комплексом инженерных и

архитектурных сооружений, и знаменитым собранием рукописей, и бесценными

иконами, и уникальной библиотекой; он был не только культурным, но и

политическим центром.

В XV столетии русский Север уже не воспринимался его обитателями как

часть Новгородской земли. Некогда могущественная средневековая республика

клонилась к упадку, и новгородцы были вынуждены заявлять о своей лояльности

московским князьям, а значит, в какой то мере поступаться властью над

некогда покоренными и лишь отчасти освоенными территориями.

Реальным центром власти на Севере фактически становился Соловецкий

монастырь. Он распространил свое влияние на западе до границы со Швецией,

на севере – до самой Печенги. Монастырь поддерживал международные связи (с

Афоном, Константинополем, Сербией), держал военные гарнизоны в Карелии,

оборонял Белое море от вторжений иноземных кораблей.

После новгородских походов Ивана III Соловецкий монастырь оказался в

московских владениях. Обитель на островах возникла в 30-е годы XV в. У ее

истоков стояли святые Савватий, Зосима и Герман.

История монастыря – это история подвижничества людей, добровольно

избравших жизнь в очень суровых условиях. Первые обитатели Соловков копали

огороды, рубили дрова, варили из морской воды соль, которую меняли на хлеб.

Особую роль в истории Соловков и всей Руси сыграл Филипп Колычев.

Выходец из боярской семьи, этот игумен Соловецкого монастыря не только

умело руководил его многообразной деятельностью, но и вкладывал в развитие

монастырского хозяйства свои личные средства. Комплекс построек,

возведенных под руководством будущего митрополита Московского, - это не

только уникальный архитектурный памятник, но и выдающееся достижение

русской технической мысли середины XVI в. В 1552 г. началось строительство

каменной церкви Успения, в 1558 г. – строительство Преображенского собора.

Это два сооружения создавали монументальный центр монастыря; впоследствии

они были связаны между собой галереями и другими зданиями.

И при Филиппе, и при других настоятелях Соловецкий монастырь был одним

из важнейших на Севере очагов рационального ведения хозяйства.

Через монастырское хозяйство – рыбную ловлю и пекарни, портомойни и

столярные мастерские, сушильни и коптильни – прошли многие тысячи

крестьян, которые, совершив паломничество в монастырь, оставались в нем,

чтобы поработать. Архангельские и вологодские, костромские и новгородские,

карельские и пермские люди получали здесь лучшие рабочие навыки,

распространившиеся потом повсюду. И до сих пор еще в сундуках и шкатулках,

хранимых по деревням и городкам русского Севера, можно найти дедовы и

прадедовы свидетельства о том, что такой-то прошел полный курс ремесел в

Соловецкой обители.

На островах был устроен кирпичный завод, выделывавший кирпич очень

высокого качества. Весьма совершенна была и применявшаяся при возведении

монастырских зданий строительная техника. Благоустройство островов всегда

считалось важнейшей задачей соловецких настоятелей.

Игумен Филипп на свои средства соединил Святое озеро с 52 другими

озерами; по его указанию насельники монастыря и трудники рыли каналы,

устраивали водопровод и водяные мельницы. Была проложена целая сеть удобных

дорог, построены деревянные и каменные склады и кельи. Были на островах

скотный двор и кузница, где не только ковались необходимые орудия труда, но

и развивалась художественная ковка, где делали, например, решетки, замки.

Построенная Филиппом каменная корабельная пристань – самое старое из

сохранившихся до наших дней такого рода сооружений России. На кирпичном

заводе применялись различные технические новшества: кирпич и известь

поднимались специальными блоками (ворот приводился в движение лошадьми).

Различные усовершенствования были осуществлены в мукомольном и сушильном

деле, в веянии зерна и разливке знаменитого соловецкого кваса. Квас, к

примеру, при Филиппе стали подавать в погреб по трубам и по трубам же

разливать в бочки. Один старец и пять слуг делали эту работу, в которой

ранее участвовали вся братия и «слуги многие».

Каменные дамбы ограждали садки для разведения рыб. Из шкур животных в

монастыре шили нарядные и прочные одежды.

С Соловецким монастырем связаны многие страницы русской военной

истории. Монастырь-государь, как его называли, ведал обороной русского

Севера, наблюдал за тем, чтобы карельские и иные племена «жили за государем

неизменно», а потому и льготы монастырю давались исключительные. Светская

же власть, особенно в правление Ивана Грозного, не только снабжала Соловки

порохом, пищалями и ядрами, но и жертвовала в монастырь деньги, церковные

ценности, иконы и книги.

Иконное собрание монастыря начало складываться в XV в. Первые иконы,

по преданию, были завезены на острова Савватием. На протяжении XV-XVI

столетий в монастырь поступило множество икон, пожертвованных князьями,

царями и митрополитами.

Сохранились сведения, что Филипп приглашал мастеров из Новгорода,

которые написали многие иконы для Преображенского собора, церкви Зосимы и

Савватия и других храмов. Приглашали, как предполагают специалисты, и

московских мастеров. Работали мастера на Соловках подолгу, обучали своему

мастерству монахов; так постепенно утвердилась в монастыре своя иконописная

школа. Простым иконописцем в этой палате начинал и будущий патриарх Никон.

Соловецкая иконописная школа в основном сохраняла традиции Новгорода и

Москвы. В духе этих традиций, своеобразно переплетавшихся в соловецком

искусстве, созданы многие иконы. Широкую известность обрели, например, два

лика, написанных мастерами XVI столетия: «Богоматерь Тихвинская» и

«Богоматерь Камень Нерукосечной Горы».

На Севере были особенно чтимы основатели монастыря преподобные Зосима

и Савватий. Их лики были запечатлены на многих иконах.

Еще одно знаменательное культурное начинание соловецких монахов было

связано с собиранием книг. Священоинок (впоследствии игумен) Досифей

собирал библиотеку, писал жития Зосимы и Савватия, привлекал к созданию и

редактированию рукописей наиболее эрудированных литераторов того времени.

Будучи в Новгороде, Досифей заказывал переписывать книги и посылал их на

Соловки. Среди книг собранной Досифеем библиотеки – произведения отцов

Церкви разных эпох, от Василия Великого и Иоанна Златоуста до Иоанна

Дамаскина. Хорошо была представлена в собрании и русская литература,

начиная со «Слова о законе и благодати».

Досифей впервые на Руси стал помечать книги монастырского собрания

особым знаком – экслибрисом. Он содействовал и развитию книжной миниатюры.

Создание библиотеки стало делом жизни игумена, внесшего немалый вклад в

становление отечественной книжной культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Г.Е. Миронов «История государства Российского», Москва, Изд.

«Книжная палата», 1998

2. Н.С. Гордиенко «Крещение Руси: факты против легенд и мифов»,

Лениздат, 1986

3. Горимов М.М., Ляшенко Л.М. «История России. От Древней Руси

к императорской России», Общество «Знание», 1994

Страницы: 1, 2