скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Мировоззрение скифов в понимании Д.С. Раевского и других авторов скачать рефераты

Мировоззрение скифов в понимании Д.С. Раевского и других авторов

Омский государственный университет

Кафедра истории первобытного общества

М.А. Саплинова

"Мировоззрение скифов в понимании Д.С. Раевского и других авторов"

Курсовая работа

Руководитель: В.И. Матющенко

Омск, 1999

Оглавление

|Введение.................................................|3 |

|............................. |5 |

|Глава 1. Религиозные воззрения |20 |

|скифов............................ |36 |

|Глава 2. Искусство |42 |

|скифов................................................. |42 |

|Глава 3. Социальная структура скифского общества........ |43 |

|Заключение...............................................|44 |

|.......................... |46 |

|Список использованной | |

|литературы................................. | |

|Приложение | |

|1........................................................| |

|.............. | |

|Приложение | |

|2........................................................| |

|.............. | |

|9. Приложение | |

|3........................................................| |

|............. . | |

Введение

Крупнейший исследователь скифской системы мира Д.С. Реавский,

пишет: "Словосочетание "скифская культура" достаточно широко

употребляется в специальной литературе. Однако, как правило,

включенное в него содержание ограничивается значением термина

"культура" в контексте понятия "археологическая культура". Иными

словами, под скифской культурой понимается чаще всего совокупность

определенных материальных признаков: специфический набор предметов

определенных форм (орудий труда, предметов вооружения, элементов

конского убора, керамики), специфическиая конструкция сооружений и

инвентаря погребального комплекса, специфический стиль и набор мотивов

памятников искусства и т.д. При этом каждая из перечисленных

характеристик рассматривается как автономная, и в традиционной

скифологии совершенно, к примеру, немыслимо задаваться вопросом, что

общего между скифским погребальным сооружением и декором акинака.

Между тем, если подходить к культуре скифов с учетом присущей ей

одной семиотизации, в постановке подобного вопроса нет ничего

странного, поскольку она опроеделяется фактом отражения во всех этих

разнохарактерных памятниках одних и тех же определяющих модель мира

конфинураций.

Более того, лишь освоение целой серии подобных вопросов позволило

бы составить более или менее отчетливое представление о скифской

культуре как о самобытном целостном явлении, отражающем мировосприятие

оставившего его народа. При таком подходе каждый скифский памятник –

от единичной вещи утилитарного назначениядо грандиозного могильного

кургана со всеми особенностями его конструкции и всеми составляющими

погребального инвентаря – может и должен рассматриваться как звено в

цепи равноправных текстов, выступающих в качастве вариантив по

отношению к инвариантному тексту более высокого уровня, обозначенного

понятием "скифская культура""[1].

Цель данной работы – попытаться восстановить мировоззрение скифов.

Для реализации этой цели автор считает необходимым расмотрение по

отдельности трех взаимосвязанных частей скифской культуры, которые в

совокупности позволяют хотя бы приблизительно восстановить скифское

мировоззрение – это религия и обряды, искусство и социальное

устройство скифского общества.

Источники по каждому из трех направлений несколько различны,

притом сами они являются источниками друг для друга.

Для религии это описания античных авторов, произведения

искусства, археологические источники, в основном – погребения.

Искусство скифов само по себе является историческим источником.

Дополняется оно лучше всего восстановленной мифологией и письменными

свидетельствами о серьезных изменениях, произошедших в VI-V вв.. до

н.э., понесших за собой изменения и в искусстве, и в социальном

устройстве. Религию эти изменения затронули, но не очень серьезно, так

как именно она являлась вместилищем и хранителем традиций скифского

общества.

Данные о социальном устройстве Скифии мы можем найти у античных

авторов. Так же они отражены в мифологии и искусстве.

В основе данной работы лежат две аксиомы: во-первых, тезис

Раевского о том, что скифская культура базировалась на мифологическом

синкретизме, присущем архаическим обществам, а во-вторых,

принадлежность скифов к кругу индоиранских культур, и, как следствие,

распространение на них основ индоиранского мировоззрения, главной из

которых автор данной работы считает трехчленную систему мира.

Значение данной работы заключается в том, что скифская система

мира распространялась не только собственно на скифов, но и на все

культуры скифского круга (см. прил. 3).

Глава 1

Религиозные воззрения скифов

Религиозная система скифов – сложное образование, возникшее на

основе племенных верований. Как и у всех индоевропейцев, у скифов

четко выражена трехчленность мирооздания, нашедшая отражение в том

числе и в религиозной системе.

Геродот упоминает восемь божеств, которым поклонялись скифы. Это

Папай, Апи, Таргитай, Табити, Гойтосир, или Ойтосир, Аргимпаса,

или Артимпаса, Тагимасад (ему, согласно Геродоту, поклонячются только

царские скифы) и божество, имени которого отец истории не упоминает,

но сравнивает его с греческим Аресом. Божества эти четко разделяются

на две группы по признаку связанности их с генеалогической легендой:

связаны с нею Папай, Апи и Таргитай.

Подробное рассмотрение скифского пантеона логично было бы

начать именно с генеалогической легенды.

Д.С. Раевский справедливо считает, что "Скифская легенда – это

космогонический миф, в котором находит выражение скифская модель

мира"[2].

К тому же это – "единственный сюжет скифской мифологии,

сохранившийся в виде более-менее связного повествования и даже в

несскольких вариантах.., причем характер изложения и его оплнота

существенно разнятся"[3].

До нас в изложении различных древних авторов дошли пять различных

версий, отличающихся друг от друга полнотой и ясностью изложения, но

вместе с тем безусловно сходных в своей основе. Как пишет Д.С.

Раевский, "наиболее информативная версия содержится в трудах Геродота

и обычно именуется исконно скифской... По словам отца истории, в таком

виде легенду рассказывали сами причерноморские скифы"[4].

В сжатом виде эта легенда выглядит следующим образом. От союза

Папая-неба и земли (воды?) -Апи рождается первочеловек – Таргитай. Он

совершает ряд подвигов, и в своих странствиях доходит до пустынной

страны, которой в буждущем суждено стать Скифией. Придя в пустыню,

Таргитай засыпает. В это время пропадают принадлежащие ему кони.

Проснувшись, он идет на их поиски, и обнаруживает пещеру, в которой

обитает полуженщина-полузмея. Это существо признается, что кони у нее

и соглашается вернуть их, но при условии, что Таргитай вступит с нею в

брачню связь. От союза Таргитая и Апи рождаются три сына – Арпоксай,

Колаксай и Липоксай.

Раевский указывает на поразительное сюжетное сходство данного

эпизода с рассказом в "Шахнаме" о браке Ростема и Техмине... Как пишет

Раевский, "Совпадение сюжетной схемы обоих рассказов действительно

разительно. Она складывается из одних и тех же элементов (мотивов),

расположенных в той же последовательности..." [5] Ко всему прочему

Ростем принадлежит к роду богатырей Систана – "страны, история и само

название которой связано с саками – народом скифского круга (на это

специаьльно обращает внимание В.И. Абаев, видя в этом доказательство

скифских корней персидского эпоса), то очень заманчивотолкование обоих

текстов как отражение фолклорного сюжета, сложившегося в скифской

среде и оттуда-то попавшего как в повествование Геродота, так и в

поэму Фирдоуси (в последнюю, разумеется, опосредованно)" [6].

Рассмотрим теперь героев генеалогической легенды по отдельности.

Образ Папая, которого Геродот отождествляет с Зевсом, Раевский

трактует следубщим образом: "В нем следует видеть общеиндоевропейское

божество неба, мужское начало мироздания, от супружества которого с

землей как женским началом ведут свое происхождение боги, люди и вся

вселенная.

Языком греческой традиции образ Папая выражается как Уран и

Зевс"[7].

Несколько более сложна семантика образа Апи. Геродот сопоставляет

ее с греческой Геей – богиней земли, что вкупе с обликом Апи, местом

ее обитания (пещера или водный источник), супружеством с Небом-Папаем,

этимологией имени (Раевский указывает, что "Апи возводится к иранскому

(pi – вода"[8]) позволяет нам отнести ее к нижнему имиру в вертикали

вселенной.

"Как отмечает В.И. Абаев, у восточно-иранских народов брачный союз

неба именно с водой, как с воплощением нижнего мира, был, видимо,

устойчивой мифологической традицией. Это позволяет предполагать, что

земное и водное начала олицетворялись в скифской религии в одном

персонаже"[9].

В общем виде облик Апи реконструируется так: Апи имеет змеиную

нижнюю часть туловища и двух змей (по данным иконографыии растущих из

плеч), и обитает в пещере или водном источнике"[10].

При этом сопоставление различных версий скифской генеалогической

легенды, проведенное Д.С. Раевским, свидетельствует, "что конкретным

обиталищем богини мыслился водный источник, протекающий в местности,

где развивается действие легенды согласно данной версии, то есть в

конечсчном счете, ЛЮБОЙ источник"[11].

Если место богини в скифском космосе более или менеепонятно, то ее

родственные отношения из источников осаются совершенно неясными: в

некоторых вариантах легенды она фин\гурирует как мать Таргитая, в

некоторых – как его жена. Раевский допускает два варианта объяснения

этого факта:

1) искажение скифской традиции отдельными авторами. Положение

богини связано только с одним горитзонтом.

2) в мифологии скифов, также как и у авестийцев, интересующая нас

богиня выступает одновременнно в роли матери и жены

первочеловека. Так как греческим авторам эта ситукация казалась

безнравственной, и они выпускали одно звено.

Из греческих авторов только Филон Адлександрийский указывает на

то, что "племена скифов... живут по своим особым законам и правилам и

допустили постыдное кровосмешение с матерью, и скифы передали это

своим потомкам, так что с тех времен этот обычай принял силу

закона"[12].

Но, по мнению Д.С. Раевского, Филон изложил мифологический мотив

как бытовой. Проявление инцеста, по мнению исследователя, быдло

возможно только в рамках царского дома, если не были полностьяю

запрещены, а проявление их в мифе он объясняет проявлением хаоса на

заре мироздания. Такким образом, в генеалогической легенде, скорее

всего, проявлена ситуация, обратная норме. Тот же мотив, но в

"правильном" контексте проявляется в легенде о конях скифского царя,

который, стремясь сохранить в чистоте породу своих коней, обманным

путем случил лучшего своего жеребца с его матерью. Осознав это, оба

животных покончили с собой.

Конь в Скифии служил солярным символом, о чем речь еще пойдет

выше, царь также был носителем солнечного образа. Так что, по мнению

автора даннной работы эта легенда указывает не только на то, что

инцест в генеалогической легенде является проявлением "хаотического

начала на заре мирооздания", но и указывает на то, что и в царском

доме кровосмешение разрешено не было.

Таким образом, брачный союз Таргитая и Апи – символ

основополагающей в архаических космогониях оппозиции: " земной мир,

мир людей – нижний, хтонический мир (resp. жизнь – смерть)".

Показательно, что от этого союза рождаются три сына, по мнению

Раевского являющиеся символами трех частей вселенной на земном плане,

одному из которых – Колаксаю – суждено стать первым верховным царем

скифов, а всем троим – основателями социальной структуры скифского

общества, о чем речь пойдет в главе о структуре скифского общества.

Как считает Раевский, проникновение Таргитая "в пещеру "змееногой

богини" есть, по сути, не что иное, как катабазис, нисхождение в

подземный мир, в обитель мертвых. В этой связи стоит напомнить, что

нисхождению предшествует обычно сон героя, обычно воспринимаемый

мифологическим мышлением как "временная смерть". Показательно также,

что пещера змееногой богини находится в местности Гилея, то есть

"Полесье". Еще В.Я. Пропп отмечал, что лес часто выступает в фольклоре

лесного урочища в Скифии, где сама его уникальность,

противовположность обычному степному ландшафту способствует его

осмыслению в качестве места входа в "иной" мир"[13].

Перейдем теперь к образу сына и мужа Апи – Таргитаю. По

толкованию Раевского, "Основной чертой этого персонажа является то,

что он выступает в роли первочеловека"[14]. Далее Раевский высказывает

предположение, что Таргитай – не только первопредок скифов, но и

культурный герой – как уже говорилось, Таргитай совершает ряд

подвигов, в том числе побеждает различных чудовищ, порожденных

хтонической стихией. Геродот причисляет Таргитая к богам и

сопоставляет с Гераклом. Как пишет Раевский, "Семантика образа

Таргитая как брожествареконструируется на основе сопоставления

ккомплекчса письменных и археологических данных с привлечением

сравнительного материала из общеарийского мифологического

арсенала"[15].

Таргитай в скифской системе мироздания относился к среднему миру.

Мы можем с уверенностью сказать об этом по следующим причинам:

1. Таргитай яаляется человеком, а значит, принадлежит (по крайней

мере изначально) к миру люей, то есть среднему миру;

2. этот персонаж – сын неба и воды, а значит, в космологическом

плане должен представлять нечто, лежащее между ними, то есть,

по некоторыми толкованиям – гору, по более обобщенным – землю.

Упомянув о Таргитае, нельзя обойти вниманием культ героев,

который был широко распространен у скифов. Скифский идеал красоты

подробнее будет рассмотрен нами в главе об искусстве скифов. Пока что

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8