скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Мифы древних славян скачать рефераты

сострадание беспомощны без силы и твёрдости, а бездушный интеллект и сила

без милосердия ведут лишь к умножению зла. В общем, "добро должно быть с

кулаками", но—именно Добро.

3.3. Перун Сварожич

Перун — славянский Бог Грозы, Бог грома и молнии. Славяне

представляли его себе немолодым разгневанным мужем с рыже-золотой

клубящейся бородой. Сразу отметим, что рыжая борода — непременная черта

Бога Грозы у самых разных народов. В частности, рыжебородым считали своего

Громовержца (Тора) скандинавы, соседи и родственники славян по

индоевропейской семье народов.

Волосы же Бога Грозы уподоблялись грозовой туче. Скандинавские

сказания отмечают, что разгневанный Тор "потрясал волосами". Какого цвета

были волосы у Тора, определённо не сказано, а вот у славянского Перуна они

действительно как грозовая туча — черно-серебряные. Недаром изваяние

Перуна, стоявшее некогда в Киеве, описано в летописи так: "Голова

серебряна, ус злат". Славяне видели своего Бога мчащимся среди туч верхом

на коне либо в колеснице, запряжённой крылатыми жеребцами, белыми и

вороными. Между прочим, сорока была одной из птиц, посвящённых Перуну,

именно из-за своей черно-белой окраски.

Имя Перуна очень древнее. В переводе на современный язык оно означает

"Тот, кто сильно бьёт", "Разящий". Некоторые учёные усматривают связь имени

Бога Грозы с такими словами, как "первый" и "правый". Что касается

"первого", то Перун действительно был главнейшим Богом в языческом пантеоне

Киевской Руси и, вероятно, старшим сыном Сварога. Не лишено смысла и

сближение его имени с "правым": Перуна наши предки считали учредителем

нравственного закона и самым первым защитником Правды.

Отчаянно гремит по неровностям туч несущаяся Перунова колесница — вот

откуда гром, вот почему он "прокатывается" по небесам. Впрочем, на этот

счёт бытовали разные мнения. Ещё говорили, что гром и молния — эхо и

отблеск ударов, которыми Перун награждает Змея Велеса, стремящегося

ограбить Богов и людей — похитить Солнце, скот, земные и небесные воды. А в

отдалённой древности полагали, что на самом деле гром — это "клич любви" на

празднике свадьбы Неба с Землёй: известно же, как хорошо всё растёт после

грозы... Согласно некоторым источникам, молнии у Перуна были двоякого рода:

лилово-синие, "мёртвые", разящие насмерть, и золотые, "живые", созидающие,

пробуждающие земное плодородие и новую жизнь.

Давно замечено, как чист и свеж воздух после грозы. Славяне-язычники

и этому нашли объяснение. Всё дело в том, говорили они, что нечистая сила в

страхе разбегается перед гневом Перуна, прячется в норы и долго ещё не

смеет показаться наружу.

Перун, в большой степени "ответственный" за плодородие, имеет особое

отношение к хлебу. Сохранилась легенда о том, как некая женщина отправилась

в поле работать в праздник Перуна (20 июля), чего по обычаю делать было

нельзя. Рассердившийся Перун сдержал поначалу свой гнев. Но когда ребёнок,

оставленный на меже, обмарал пелёнки и мать вытерла его пучком хлебных

колосьев (по другой версии, осквернению подвергся кусок печёного хлеба),

поднялся вихрь и унёс в тучу весь урожай. Часть его всё-таки удалось

отмолить обратно, но "стоколосым" (по сотне колосьев на каждом стебле) хлеб

никогда уже больше не был...

С громом небесным связана и легенда о происхождении жемчуга. Славяне

считали, что он зарождается из отражения молнии, запечатленной в глазах

моллюска-жемчужницы в момент, когда тот испуганно захлопывает створки

раковины при виде грозы...

Оружием Перуна первоначально были камни, в дальнейшем — каменные

топоры и наконец — золотая секира: Боги "прогрессировали" вместе с людьми.

Топору — оружию Громовержца — с глубокой древности приписывалась чудесная

сила. Топором ударяли по лавке, на которой кто-нибудь умер: полагали, что

тем самым будет "подсечена" и изгнана Смерть. Топор крест-накрест

перебрасывали через скотину, чтобы она не болела и хорошо плодилась.

Топором чертили над больным Солнечный Крест, призывая на помощь сразу двоих

братьев-Богов. А на лезвиях топоров часто выбивали символические

изображения Солнца и Грома. Подобный топор, всаженный в дверной косяк, был

неодолимым препятствием для злой нечисти, стремящейся проникнуть в

человеческое жильё. Не перечесть обычаев и поверий, связанных с топором.

Даже всем известный «куриный бог», камешек с отверстием посередине, который

заботливые хозяева посейчас стараются повесить в курятнике, — не что иное,

как воспоминание о древнем каменном топоре, одном из символов языческого

Бога Грозы...

Другой символ Перуна — так называемый громовый знак, похожий на

колесо с шестью спицами. Учёные полагают, что древние люди использовали

здесь форму снежинки, ведь святилища Перуна устраивались как можно ближе к

тучам и Небу — на самых возвышенных местах, где раньше всего появляется

снег. Этот знак до сих пор можно видеть на избах старой постройки. Его

резали и для красоты, и из чисто "практических" соображений — в качестве

громоотвода...

Когда у славян появились князья и боевые дружины, Перуна стали

считать покровителем воинов. Поэтому некоторые исследователи теперь пишут,

будто Перун — исключительно "дружинно-княжеский" Бог, вовсе не популярный

среди простого народа. Вряд ли это было действительно так! Ведь гроза — не

только небесная битва, она необходима и пахарю, ждущему урожая. А главный

подвиг Перуна как раз и состоял в том, что он вернул Земле плодородие,

вернул Солнце и дождь.

Перуну было посвящено животное — дикий тур, огромный, могучий лесной

бык. К сожалению, в дикой природе последний тур был убит ещё в 1627 году и

до наших времён дожили лишь прирученные потомки туров - домашние быки и

коровы. Тур был куда агрессивнее самого злого домашнего быка. Хищные звери

против него были бессильны, а у людей охота на тура считалась подвигом.

Люди верили, что Перун, гуляя по белому свету, охотно принимает облик

лесного быка. А 20 июля (в праздник Перуна) туры якобы сами выбегали из

леса и позволяли себя заколоть для священного пира. Позже, когда люди

прогневали чем-то Богов, туры перестали появляться, и по деревням

специально откармливали жертвенных быков. Эта традиция ещё в прошлом веке

неукоснительно соблюдалась во многих местах. Только теперь языческий пир

устраивали возле церкви, и христианский батюшка его освящал.

Было у Перуна и своё дерево — дуб, был и любимый цветок, который в

Болгарии до сих пор зовут "перуникой". У него шесть лилово-голубых

лепестков (громовой знак), поросших золотистыми волосками (молния). Он

расцветает весной, когда гремят первые грозы. Этот цветок ирис — по-

гречески "радужный".

Святилища Перуна устраивались под открытым небом. Они имели форму

цветка; в тех святилищах, что раскопаны археологами, "лепестков" обычно

восемь, но в древнейшие времена, по мнению учёных, их было шесть.

"Лепестки" представляли собой ямы, в которых горели неугасимые священные

костры. Посередине ставилось скульптурное изображение Бога. Иногда говорят,

что древние славяне верили в идолов. Но это всё равно что утверждать, будто

христиане верят в иконы. Перед изображением Бога помещался алтарь, обычно в

виде каменного кольца. Туда складывали приношения, проливали жертвенную

кровь: чаще всего — животную, а если народу грозило серьёзное несчастье —

то и человеческую. Жизнь во все времена считалась священным даром Богов:

человеческое жертвоприношение было чрезвычайным, исключительным актом. И

надо ещё учитывать, что, по сюжетам некоторых кинофильмов и художественных

произведений, человек, назначенный в жертву, вовсе не обязательно заливался

горькими слезами и пробовал убежать. Жертвы бывали и добровольными: человек

уходил к Богам, чтобы поведать им о нуждах своего народа, попросить помощи,

отвести беду — как мы бы теперь выразились, "закрывал собой амбразуру", т.

е. совершал чтимый подвиг...

После принятия христианства Перун не был забыт. Здесь сказано лишь о

немногих обычаях, дошедших до наших дней; на самом деле их великое

множество. Когда Православная Церковь запретила молиться прежним Богам, и

святилища были разрушены с той же ненужной жестокостью, с какой спустя

почти тысячу лет воинствующими атеистами были разрушены церкви. Однако

учёные говорят, что христианство не только "громило" язычество, но и

пыталось мирно ужиться с ним, подчинив своей иерархии ценностей. Не

случайно особо острые конфликты происходили всё-таки редко, ибо со временем

возникал своего рода симбиоз. В частности, приняв крещение, вчерашние

язычники продолжали чтить старых Богов, только под новыми именами. Вот и

Перун "передал" многие свои качества Илье Пророку, одному из самых

почитаемых христианских святых. Другой "наследник" Бога Грозы — святой

Георгий, змееборец, который и в наши дни мы видим на гербе Москвы.

3.4. Огонь Сварожич

Третьим братом Солнца и Молнии, третьим сыном Неба и Земли был Огонь.

До сих пор мы говорим об "огне родного очага" — хотя у большинства дома не

очаги, а газовые или электрические плиты. В древние же времена Огонь был

поистине центром того мира, в котором проходила вся жизнь человека, да и

после смерти его тело нередко ожидал погребальный костёр. В глубочайшей

древности Огонь отгонял прочь тьму, холод и хищных зверей. Позже — собирал

вкруг себя несколько поколений рода — большую семью, символизируя её

нераздельную общность.

Во время трапезы Огонь угощали первым и лучшим кусочком. Любой

странник, совсем чужой человек, становился "своим", стоило ему обогреться у

очага. Его защищали, как родного. Нечистая сила не смела приблизиться к

Огню, зато Огонь был способен очистить что-либо осквернённое. Огонь был

свидетелем клятв, и вот откуда обычай прыгать парами через костры:

считалось, если парень и девушка сумеют перелететь через пламя, не расцепив

рук, — стало быть, их любви суждена долгая жизнь.

Как звали Бога Огня? Некоторые учёные полагают, что западные славяне,

жившие по южному берегу Балтийского моря, называли его Радогостем

(Радигостом). У этих исследователей есть серьёзные доказательства, а у их

не менее авторитетных соперников — опровержения, так что решающее слово

пока не сказано. Вероятнее же всего, имя Бога Огня было настолько свято

(ведь этот Бог обитал не где-нибудь на седьмом небе, а непосредственно

среди людей), что его старались пореже произносить вслух, заменяли

иносказаниями. А с течением времени оно просто забылось... Это произошло

точно так же, как и было забыто настоящее название медведя: люди старались

называть сильных и опасных зверей иносказательно (применительно к медведю -

"косолапый", "бурый"). Вот и слово "медведь" означает "ведающий медом" -

"любящий мед". Настоящее его наименование, по-видимому, навсегда утеряно.

Зато не забылось великое множество примет и поверий, связанных с

Огнём. В присутствии Огня считалось немыслимым выругаться: «Сказал бы

тебе... да нельзя: печь в избе!»

Русская сваха, явившаяся сватать невесту, непременно протягивала руки

к печи, грея ладони, в какое бы время года это ни происходило: тем самым

она призывала Огонь себе в союзники, заручалась его поддержкой. Новобрачную

молодой муж торжественно обводил трижды вокруг очага. А если в момент

рождения ребёнка Огонь неожиданно угасал, то в этом видели верный признак

рождения будущего злодея. И вот, наконец, почему перед новобрачными

разбивают тарелку ("На счастье"), а прежде разбивали горшок, только что

побывавший в Огне: «Сколько кусочков, столько бы и сыночков!». Теперь чаще

всего не помнят смысла этого действия.

Особую священную силу приписывали Огню, полученному самым первобытным

способом — трением. Почему же всё древнейшее пользовалось таким почётом, да

и в наши дни ещё пользуется? Дело в том, что всем наиболее древним обычаям,

приёмам и ухваткам, как считалось, праотцы и праматери ныне живущих людей

научились непосредственно у Богов. Вспомним кузнечные клещи и плуг,

"упавшие с небес", или "первые" законы! Соответственно, весь последующий

технический и социальный прогресс был отчасти искажением прадедовской

"божественной" мудрости, выше которой, по мнению древних людей, ничего не

могло быть.

Так вот, Огонь, добытый трением, считался «чистым», не

соприкоснувшимся ни с какой скверной. Зажиганием такого Огня всякий раз

отмечали наступление нового года. При этом полагали, что все грехи прошлого

остаются в минувшем году вместе с угасшим старым Огнём: таким образом,

каждый год миру даётся шанс возродиться, сделаться добрее и лучше. Отметим

попутно, что начало нового года на Руси неоднократно переносилось, его

праздновали то в марте, то в сентябре, но одним из древнейших ученые всё же

признают Новый год, справляемый в дни зимнего солнцеворота, 22-23 декабря.

С Огнем славяне-язычники связывали и возникновение людей. По

некоторым сказаниям, Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек,

между которыми возгорелся Огонь — самое первое пламя любви... По другой из

легенд Перун и Огонь соревновались в меткости, и в момент, когда пламя и

молния, ударили в одну точку. неожиданно для самих Богов появились первые

люди.

И это далеко не всё, что можно сказать об Огне. Ярких примеров

современных традиций, пришедших к нам их глубокой древности великое

множество. Откуда, например, появилась наша «ватрушка»? Это от Древнего

слова «ватра», то есть «очаг».

4. Другие Боги древних славян

4.1. Род и Рожаницы

Уже говорилось, что светлый ирий считался у древних славян источником

всяческой жизни, прародиной растений, птиц и зверей. Были и Боги, особо

«ответственные» за процветание и приплод всего живого в природе, а также за

преумножение рода людского, за брак и любовь между людьми. Это — Род и

Рожаницы, упоминаемые в древнерусской литературе.

Учёные давно спорят о том, насколько важную роль отводили славяне

Богу по имени Род. Некоторые утверждают, что это мелкое «семейное» Божество

вроде Домового. Другие, наоборот, считают Рода одним из самых важных,

верховных Богов, принимавших участие в создании Вселенной: согласно

верованиям древних славян, именно он посылает с небес на Землю души людей,

когда рождаются дети. Кроме того, исследователи предлагают обратить

внимание, сколько важнейших слов происходит от корня "род", созвучного

имени этого Бога: РОДня, уРОЖай, РОДина, приРОДа.

О Богинях Рожаницах говорят обычно во множественном числе. В древних

рукописях о них сказано кратко, лишь упомянуты хлеб, мёд и "сыр" (раньше

этим словом обозначали творог), которые приносили им в жертву. Впрочем,

рукописи были составлены деятелями православия, так что в них трудно найти

Страницы: 1, 2, 3, 4