скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Место саргатской культуры в системе скифо-сибирской культурно-исторической общности скачать рефераты

Место саргатской культуры в системе скифо-сибирской культурно-исторической общности

Омский Государственный Университет

Кафедра первобытной истории

Курсовая работа на тему:

Место саргатской культуры в системе скифо-сибирской культурно-исторической

общности

Выполнила

Руководитель

Омск, 1998

Оглавление:

Введение

Глава 1. Культурно-исторические образования скифо-сибирского мира

Глава 2. История развития саргатской культуры. Образование саргатской

общности

Глава 3. Контакты саргатской культуры с образованиями скифо-сибирского

мира.

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

В последнее время появилось достаточно много материалов по изучению

саргатской культуры. Отношения данной культуры с ее южным соседом -- скифо-

сибирской культурно-исторической общностью -- достаточно хорошо изучено

такими крупными учёными, как В.А. Могильников, Н.П. Матвеева, Н.В.

Полосьмак, А.И. Мартынов, В.П. Алексеев и многими другими.

Но, к сожалению, мало внимания уделялось динамике развития этих

отношений, что является достаточно интересным объектом для изучения, так

как могло повлиять на исторические судьбы племен, в эту общность входивших.

Курсовая работа является общим обзором фактов, по которым можно

определить степень вхождения саргатской культуры а скифо-сибирскую

культурно-историческую общность на разных этапах ее развития.

Целью данной работы является выяснение динамики отношений саргатской

культуры и скифо-сибирского мира.

Для достижения данной цели автором работы были поставлены следующие

задачи:

1) Краткое изложение истории скифо-сибирского мира в период

существования варгатской культуры.

2) Изучение саргатской культуры, сложения и развития саргатской

культурно-исторической общности.

3) Изучение связей саргатской культуры с культурами, входившими в

скифо-сибирскую общность.

4) Выяснение степени вхождения сагратской культуры в скифо-сибирскую

культурно-историческую общность.

Соответственно, каждой задаче соответствует глава работы.

Для написания данной работы были в основном использованы труды таких

специалистов по саргатской культуре, как В.А. Могильников, Н.П. Матвеева,

Н.В. Полосьмак, А.И. Мартынов, В.П. Алексеев. В ходе ознакомления с данной

проблемой были также использованы статьи В.И. Матющенко, Л.И. Погодина,

Н.П. Довгалюк, Б.В. Мельникова и других.

В связи с многочисленностью трудов, посвященных данной проблеме,

некоторые явления обозначаются несколькими терминами. Во избежание путаницы

в терминологии хотелось бы расшифровать некоторые термины:

Общность -- несколько археологических культур, в которых изначально

или на определенном этапе развития появляются общие признаки. В нашем

случае это формы керамики, оружие, конская сбруя, предметы "звериного

стиля", обрад захоронения.

Если термин "общность" применяется относительно материальной культуры

определённых образований, то термин "мир" в данной работе применим в

контексте выяснения развития отношений между культурами.

Глава 1.

Культурно-исторические образования скифо-сибирского мира

Во второй половине I тыс. до н.э., "как удачно отметил М.Б. Щукин,

евразийское пространство было как бы структурировано, образуя систему

взаимосвязанных "культурных миров". Он выделяет их 7 --

1) эллинско-римский;

2) кельтский (латенская культура);

3) латенизированные культуры Северной Европы (протогерманцы);

4) франко-гето-дакийский "мир" -- Рприкарпатье и север Балканского

полуострова;

5) "мир" лесных (балтский и балтско-славянских) культур восточной

Европы;

6) "мир" финно-пермских племён;

7) степной (скифо-сакско-сарсматский, ираноязычный),

кочевнический.

Л.Н. Корякова высказала мысль о добавлении к этому перечню "следующих

образований:

8) "мир" лесостепи, "сариатизирующийся" (угорских и иренских

культур Зауралья и Западной Сибири (саргатская,

большереченская));

9) большой угро-самодийский "мир" лесных культур Урала и Западной

Сибири.

Эти ареалы имели свои центры, и между ними существовали отношения

различных уровней". Авторы убеждены, что "к концу I тыс. до н.э. почти не

осталось (или осталосьь очень мало) культур, которые развивались

изолированно"[1].

Скифо-сибирская общность -- обширнейшее культурно-историческое

образование, сложившееся в сер. I тыс. до н.э. в степях Евразии -- издавна

притягивала к себе исследователей своим резким отличием от мира, его

окружавшего, и неким внутренним сходством. По словам А.И. Мартынова, "Скифо-

сибирский мир... выступает перед нами как явление в высшей степени

своеобразное и весьма значительное в мировой истории. Фактически мы имеем

дело с еще не познанной нами во всём её разнообразии цивилизацей степного

пояса Евразии. Основной составной частью этой цивилизации были культурно-

исторические цкнности скифов, савроматов, саков, населения долин Горного

Алтая, тагарской культуры, горных долин Тувы. На востоке этот мир

заканчмвается в Ордосе"[2].

Как пишет А.И. Мартынов, "Скифо-сибирское культурно-историческое

единство ака своеобразная культурно-историческая общность сложилась в конце

VI - начале V вв. до н.э. и просуществовало в степях Евразии как

историческое явление до конца II в. до н.э., включая в себя скифские,

савроматские, меотские племена Европейской части СССР, саков Средней Азии,

племена Алтая, Тувы, тагарские племена на Енисее, другие жители Монголии и

вступившие в определённые контакты на обширном пространстве степного пояса

Евразии, охватывавшем на западе территорию степей Причерноморья, вплоть до

Дуная, степного Прикавказья и Поволжья, а на востоке степи южного

Приуралья, Казахстана, Южной Сибири и Мредней Азии"[3].

Традиционно общие черты культур скифо-сибирского мира оценивают по

наличию в материальном ее выражении так называемой "скифской триады",

состоящей из трех элементов: вооружения, конской сбруи и предметов

"звериного стиля". Если рассматривать этот вопрос подробнее, то в "скифскую

триаду" входят: "1) вооружение: трёхгранные, трёхлопастные втульчатые

наконечники стрел с шипом и без него, коротколезвийные кинжалы с

бабочковидным или почковидным перекрестьем и валиковым навершием

(классический пример -- скифский меч-акинак); 2) конская сбруя -- бронзовые

удила и псалии с определённой формой отверстия для крепления; 3) бронзовые

предметы иак называемого звериного стиля (олени с подогнутыми ногами,

развевающимся рогом и другие изображения стилизованных животных в

определённой канонической манере)"[4].

"Скифская триада" определяет только основные черты в содержании

культур скифо-сибирского имра, подобные признаки могуи иметься и у культур,

ничего общего с данным образованием не имеющих и к нему не принадлежащих.

Но отталкиваясь от триады, можно определить и ещё ряд признаков. К ним

можно отнести "общие в ряде случаев приемы устройства погребальных

сооружений, их архитектурно-конструктивные черты, схожие элементы в обряде

погребения.

Из групп предметов можно указать на конструкимвную и смысловую

близость бронзовых солярных бляшек и так называемых "зеркал" и "скифских

котлов", значительное сходство некоторых групп керамики, а из орудий труда

-- на сходство кельтов, бронзовых серпов азиатских степей"[5].

Сходство на основе совокупности всех этих признаков дает нам

возможность определить принадлежность той или иной культуры к скифо-

сибирскому культурно-историческому единству.

Безусловно, подобное сходство между культурами не может быть случайным

и должно быть обусловлено многими факторами. По мнению А.И. Мартынова,

наиболее значимыми были следующие: территориально-географический,

этнический факторы и мировоззренческое единство. Автору данной работы также

кажется важным наличие транспорта -- лошадей и лёгкх повозок. Рассмотрим

эти факторы.

"Территориально-географический: Скифо-сибирское культурно-историческое

единство сложилось на территории степей и лесостепей Евразии от

Причерноморья и Дунайской равнины на западе до Средней Азии и Забайкалья на

востоке. С севера это образование ограничено поясом лесов, с юга --

горами"[6].

В плане хозяйственного развития подобное расположение и контакты с

Европой "давало раннее распространение производящей экономики, прежде всего

-- раннего скотоводства в сочетании с приречным земледелием.

В степях изменилась по отношению к неолиту направленность экономики и

культурных связей (раньше они были связаны с бассейнами рек, теперь идут

вдоль степей), т.е. раньше связи распространялись вдоль, теперь -- поперёк.

Этнический фактор. Степной пояс Евразии был зоной традиционного

обитания древнего европеоидного населения. При всей сложности и пестроте

населения степей в I тыс. до н.э., очевидно, сыграло свою роль преобладание

населения индоиранской группы, прежде всего, его идейно-мифологической и

хозяйственно-экономической основе, постоянное поддерживание культурных и

экономических связей между отдалёнными частями этого единства"[7].

Транспорт. Обширнейшая равнинная территория степей, на которой

сложился скифо-сибирский мир, своим размером являлась достаточно серьезным

препятствием для контактов между племенами, достаточно отдалёнными друг от

друга. Но всвязи с тем, что все племена, в эту общность входящие,

занимались в основном кочевым скотоводством, это препятствие постепенно

исчезало. При дальних перекочёвках, безусловно, со стадом кочевали и люди.

Несмотря на всю обширность степи, она не безгранична, и контакты между

кочевниками, сеасала, возможно, случайные, а заием и намареные, были

неизбежны. С течением времени контакты усиливались благодаря транспорту --

верховым лошадям и лёгким повозкам. Т.о., возможность относительно быстро

передвигаться длостаточно серьёзно повлияла на появление скифо-сибирской

общности.

"Мировоззренческое единство: наряду с местными культами... сложились

общие, имеющие древнюю подоснову в культах предков, животных, Солнца,

растительных сил природы -- древе жизни, а позднее, в VI-III вв. до н.э.,

культ огня. Они отражали представления о мире, Вселенной, идее борьбы добра

и зла, обожествления Солнца и других сил природы, таинства круговорота сил

в природе"[8].

По мнению автор работы, искусство также входит в понятие

мировоззренческого кдинства. К тому же искусство скифо-сибирского мира и

его основа -- звериный стиль -- являлись новообразованием. Важной его

особенностью являлись металлические (бронзовые, золотые) или деревянные

ищображения животных, сопровождавшие людей, как выясниловь после раскопок

курганов пахырыкской культуры, в течение всей жизни людей и изготовлявшихся

не только из металла и дерева, как предполагалось раньше, но и из кости,

кожи. Изображениями животных была вышита одежда, они же были вытканы на

коврах.

Распространение звериного стиля по ввсей территории степей Квразии,

безусловно, не могло произойти само собой, без каких-то дополнительных

факторов, способствовавших его внедрению, то есть без образования

определеного мировоззренческого единства. По мнению А.И. Мартынова и В.П.

Алексеева, этому способствовали следующие обстоятельства: "новый тип

хозяйства, связанный с внедрением полукочевого и кочевого быта, и вызванная

им подвижность населения, развитие в широком масштабе контактов,

экономического обмена; общность происхождения других этнгосов-носителей

скифо-сибирской общности"[9]. Но, как указывают те же авторы, "при всем

сходстве исходных форм в искусстве звериного стиля в каждом конкретном

случае выделяются большие регионы развития скифо-сибирского звериного

стиля, весьма значчительно различающиеся между собой уву по ведущему

образу, так и по художественной манере передачи"[10], что, на взгляд автора

данной работы, связано с различными путями развития, ращзличным этническим

момтавом и др. Конкретизируя, в искусстве скифо-сибирского мира можно

выделить дыв большихз территориальных пласта: скифо-тагарский, в котором

ведущим образом был образ летящего оленя со стилизованным

гипертрофированным развевающимся рогом (этот тип был распространен на

территории степей от Скифии через Северный Кавказ, степи Южной Сибири и

Центральной Азии) и территорию савромато-сакского Горного Алтаяна юго-

восток, где были распространены сюжеты хищника и борьбы травоядного и

хищника.

Сходство по многим факторам позволяет определить некое культурно-

бытовое "среднее арифметическое" для всех культур, входящих в скифо-

сибирское единство, или набор типов, характерных именно для данного

образования, который можно определенным образом систематизировать.

Определение этого общего для скифо-сибирского мира изложено А.И.

Мартыновым и В.П. Алексеевым в учебном пособии "История и палеоантропология

скифо-сибирского мира".

Категориями, в которых этими авторами выяслено сходство, являются:

язык, типы хозяйства, поселений, жилищ, архитектурные каноны. Рассмотрим из

подробнее.

По предположению А.И. Мартынова и В.П. Алексеева, язык скифов и других

племен скифо-сибирского мира принадлежал к североиранской языковой

группе[11].

Среди населения скифо-сибирского мира выявлены следующие типы

хозяйства: кочевой -- у скифов-кочевников, царских скифов, савроматов и

саков; яйлажный горно-долинный, характерный для районов Алтая, Тувы, Тянь-

Шаня, Памира. Основой хозяйства этого типа было скотоводство в высуогорных

условиях, сезонные перекочевки из долин в горы и обратно. Третий тип,

скотоводческо-земледельческий, оседлый, характерен для тегерской культуры,

скифов-пахарей, культур погнраничных лесостепных районов. Основные занятия

этих объединений -- пойменное земледелие, пастушеское скотоводство[12].

В культурах скифо-сибирского мира выделяют 3 типа поселений:

укепленные поселения -- городища с остатками долговременных жилищ,

значительным культурным слоем, долговременные неукрепленные поселки --

более характерный, массовый тип. Такие поселки, как и временные, сезонные

жилища пастухов (летники) и поселения горняков, расположены, как правило,

рядом с удобными для земледелия пойменными приречными долинами. Отличие

летников в том, что культурный слой на их месте практически

отсутствует[13].

Основа архитектурных канонов скифо-сибирского мира -- квалратная

Страницы: 1, 2, 3