Место саргатской культуры в системе скифо-сибирской культурно-исторической общности
Место саргатской культуры в системе скифо-сибирской культурно-исторической общности
Омский Государственный Университет
Кафедра первобытной истории
Курсовая работа на тему:
Место саргатской культуры в системе скифо-сибирской культурно-исторической
общности
Выполнила
Руководитель
Омск, 1998
Оглавление:
Введение
Глава 1. Культурно-исторические образования скифо-сибирского мира
Глава 2. История развития саргатской культуры. Образование саргатской
общности
Глава 3. Контакты саргатской культуры с образованиями скифо-сибирского
мира.
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
В последнее время появилось достаточно много материалов по изучению
саргатской культуры. Отношения данной культуры с ее южным соседом -- скифо-
сибирской культурно-исторической общностью -- достаточно хорошо изучено
такими крупными учёными, как В.А. Могильников, Н.П. Матвеева, Н.В.
Полосьмак, А.И. Мартынов, В.П. Алексеев и многими другими.
Но, к сожалению, мало внимания уделялось динамике развития этих
отношений, что является достаточно интересным объектом для изучения, так
как могло повлиять на исторические судьбы племен, в эту общность входивших.
Курсовая работа является общим обзором фактов, по которым можно
определить степень вхождения саргатской культуры а скифо-сибирскую
культурно-историческую общность на разных этапах ее развития.
Целью данной работы является выяснение динамики отношений саргатской
культуры и скифо-сибирского мира.
Для достижения данной цели автором работы были поставлены следующие
задачи:
1) Краткое изложение истории скифо-сибирского мира в период
существования варгатской культуры.
2) Изучение саргатской культуры, сложения и развития саргатской
культурно-исторической общности.
3) Изучение связей саргатской культуры с культурами, входившими в
скифо-сибирскую общность.
4) Выяснение степени вхождения сагратской культуры в скифо-сибирскую
культурно-историческую общность.
Соответственно, каждой задаче соответствует глава работы.
Для написания данной работы были в основном использованы труды таких
специалистов по саргатской культуре, как В.А. Могильников, Н.П. Матвеева,
Н.В. Полосьмак, А.И. Мартынов, В.П. Алексеев. В ходе ознакомления с данной
проблемой были также использованы статьи В.И. Матющенко, Л.И. Погодина,
Н.П. Довгалюк, Б.В. Мельникова и других.
В связи с многочисленностью трудов, посвященных данной проблеме,
некоторые явления обозначаются несколькими терминами. Во избежание путаницы
в терминологии хотелось бы расшифровать некоторые термины:
Общность -- несколько археологических культур, в которых изначально
или на определенном этапе развития появляются общие признаки. В нашем
случае это формы керамики, оружие, конская сбруя, предметы "звериного
стиля", обрад захоронения.
Если термин "общность" применяется относительно материальной культуры
определённых образований, то термин "мир" в данной работе применим в
контексте выяснения развития отношений между культурами.
Глава 1.
Культурно-исторические образования скифо-сибирского мира
Во второй половине I тыс. до н.э., "как удачно отметил М.Б. Щукин,
евразийское пространство было как бы структурировано, образуя систему
взаимосвязанных "культурных миров". Он выделяет их 7 --
1) эллинско-римский;
2) кельтский (латенская культура);
3) латенизированные культуры Северной Европы (протогерманцы);
4) франко-гето-дакийский "мир" -- Рприкарпатье и север Балканского
полуострова;
5) "мир" лесных (балтский и балтско-славянских) культур восточной
Европы;
6) "мир" финно-пермских племён;
7) степной (скифо-сакско-сарсматский, ираноязычный),
кочевнический.
Л.Н. Корякова высказала мысль о добавлении к этому перечню "следующих
образований:
8) "мир" лесостепи, "сариатизирующийся" (угорских и иренских
культур Зауралья и Западной Сибири (саргатская,
большереченская));
9) большой угро-самодийский "мир" лесных культур Урала и Западной
Сибири.
Эти ареалы имели свои центры, и между ними существовали отношения
различных уровней". Авторы убеждены, что "к концу I тыс. до н.э. почти не
осталось (или осталосьь очень мало) культур, которые развивались
изолированно"[1].
Скифо-сибирская общность -- обширнейшее культурно-историческое
образование, сложившееся в сер. I тыс. до н.э. в степях Евразии -- издавна
притягивала к себе исследователей своим резким отличием от мира, его
окружавшего, и неким внутренним сходством. По словам А.И. Мартынова, "Скифо-
сибирский мир... выступает перед нами как явление в высшей степени
своеобразное и весьма значительное в мировой истории. Фактически мы имеем
дело с еще не познанной нами во всём её разнообразии цивилизацей степного
пояса Евразии. Основной составной частью этой цивилизации были культурно-
исторические цкнности скифов, савроматов, саков, населения долин Горного
Алтая, тагарской культуры, горных долин Тувы. На востоке этот мир
заканчмвается в Ордосе"[2].
Как пишет А.И. Мартынов, "Скифо-сибирское культурно-историческое
единство ака своеобразная культурно-историческая общность сложилась в конце
VI - начале V вв. до н.э. и просуществовало в степях Евразии как
историческое явление до конца II в. до н.э., включая в себя скифские,
савроматские, меотские племена Европейской части СССР, саков Средней Азии,
племена Алтая, Тувы, тагарские племена на Енисее, другие жители Монголии и
вступившие в определённые контакты на обширном пространстве степного пояса
Евразии, охватывавшем на западе территорию степей Причерноморья, вплоть до
Дуная, степного Прикавказья и Поволжья, а на востоке степи южного
Приуралья, Казахстана, Южной Сибири и Мредней Азии"[3].
Традиционно общие черты культур скифо-сибирского мира оценивают по
наличию в материальном ее выражении так называемой "скифской триады",
состоящей из трех элементов: вооружения, конской сбруи и предметов
"звериного стиля". Если рассматривать этот вопрос подробнее, то в "скифскую
триаду" входят: "1) вооружение: трёхгранные, трёхлопастные втульчатые
наконечники стрел с шипом и без него, коротколезвийные кинжалы с
бабочковидным или почковидным перекрестьем и валиковым навершием
(классический пример -- скифский меч-акинак); 2) конская сбруя -- бронзовые
удила и псалии с определённой формой отверстия для крепления; 3) бронзовые
предметы иак называемого звериного стиля (олени с подогнутыми ногами,
развевающимся рогом и другие изображения стилизованных животных в
определённой канонической манере)"[4].
"Скифская триада" определяет только основные черты в содержании
культур скифо-сибирского имра, подобные признаки могуи иметься и у культур,
ничего общего с данным образованием не имеющих и к нему не принадлежащих.
Но отталкиваясь от триады, можно определить и ещё ряд признаков. К ним
можно отнести "общие в ряде случаев приемы устройства погребальных
сооружений, их архитектурно-конструктивные черты, схожие элементы в обряде
погребения.
Из групп предметов можно указать на конструкимвную и смысловую
близость бронзовых солярных бляшек и так называемых "зеркал" и "скифских
котлов", значительное сходство некоторых групп керамики, а из орудий труда
-- на сходство кельтов, бронзовых серпов азиатских степей"[5].
Сходство на основе совокупности всех этих признаков дает нам
возможность определить принадлежность той или иной культуры к скифо-
сибирскому культурно-историческому единству.
Безусловно, подобное сходство между культурами не может быть случайным
и должно быть обусловлено многими факторами. По мнению А.И. Мартынова,
наиболее значимыми были следующие: территориально-географический,
этнический факторы и мировоззренческое единство. Автору данной работы также
кажется важным наличие транспорта -- лошадей и лёгкх повозок. Рассмотрим
эти факторы.
"Территориально-географический: Скифо-сибирское культурно-историческое
единство сложилось на территории степей и лесостепей Евразии от
Причерноморья и Дунайской равнины на западе до Средней Азии и Забайкалья на
востоке. С севера это образование ограничено поясом лесов, с юга --
горами"[6].
В плане хозяйственного развития подобное расположение и контакты с
Европой "давало раннее распространение производящей экономики, прежде всего
-- раннего скотоводства в сочетании с приречным земледелием.
В степях изменилась по отношению к неолиту направленность экономики и
культурных связей (раньше они были связаны с бассейнами рек, теперь идут
вдоль степей), т.е. раньше связи распространялись вдоль, теперь -- поперёк.
Этнический фактор. Степной пояс Евразии был зоной традиционного
обитания древнего европеоидного населения. При всей сложности и пестроте
населения степей в I тыс. до н.э., очевидно, сыграло свою роль преобладание
населения индоиранской группы, прежде всего, его идейно-мифологической и
хозяйственно-экономической основе, постоянное поддерживание культурных и
экономических связей между отдалёнными частями этого единства"[7].
Транспорт. Обширнейшая равнинная территория степей, на которой
сложился скифо-сибирский мир, своим размером являлась достаточно серьезным
препятствием для контактов между племенами, достаточно отдалёнными друг от
друга. Но всвязи с тем, что все племена, в эту общность входящие,
занимались в основном кочевым скотоводством, это препятствие постепенно
исчезало. При дальних перекочёвках, безусловно, со стадом кочевали и люди.
Несмотря на всю обширность степи, она не безгранична, и контакты между
кочевниками, сеасала, возможно, случайные, а заием и намареные, были
неизбежны. С течением времени контакты усиливались благодаря транспорту --
верховым лошадям и лёгким повозкам. Т.о., возможность относительно быстро
передвигаться длостаточно серьёзно повлияла на появление скифо-сибирской
общности.
"Мировоззренческое единство: наряду с местными культами... сложились
общие, имеющие древнюю подоснову в культах предков, животных, Солнца,
растительных сил природы -- древе жизни, а позднее, в VI-III вв. до н.э.,
культ огня. Они отражали представления о мире, Вселенной, идее борьбы добра
и зла, обожествления Солнца и других сил природы, таинства круговорота сил
в природе"[8].
По мнению автор работы, искусство также входит в понятие
мировоззренческого кдинства. К тому же искусство скифо-сибирского мира и
его основа -- звериный стиль -- являлись новообразованием. Важной его
особенностью являлись металлические (бронзовые, золотые) или деревянные
ищображения животных, сопровождавшие людей, как выясниловь после раскопок
курганов пахырыкской культуры, в течение всей жизни людей и изготовлявшихся
не только из металла и дерева, как предполагалось раньше, но и из кости,
кожи. Изображениями животных была вышита одежда, они же были вытканы на
коврах.
Распространение звериного стиля по ввсей территории степей Квразии,
безусловно, не могло произойти само собой, без каких-то дополнительных
факторов, способствовавших его внедрению, то есть без образования
определеного мировоззренческого единства. По мнению А.И. Мартынова и В.П.
Алексеева, этому способствовали следующие обстоятельства: "новый тип
хозяйства, связанный с внедрением полукочевого и кочевого быта, и вызванная
им подвижность населения, развитие в широком масштабе контактов,
экономического обмена; общность происхождения других этнгосов-носителей
скифо-сибирской общности"[9]. Но, как указывают те же авторы, "при всем
сходстве исходных форм в искусстве звериного стиля в каждом конкретном
случае выделяются большие регионы развития скифо-сибирского звериного
стиля, весьма значчительно различающиеся между собой уву по ведущему
образу, так и по художественной манере передачи"[10], что, на взгляд автора
данной работы, связано с различными путями развития, ращзличным этническим
момтавом и др. Конкретизируя, в искусстве скифо-сибирского мира можно
выделить дыв большихз территориальных пласта: скифо-тагарский, в котором
ведущим образом был образ летящего оленя со стилизованным
гипертрофированным развевающимся рогом (этот тип был распространен на
территории степей от Скифии через Северный Кавказ, степи Южной Сибири и
Центральной Азии) и территорию савромато-сакского Горного Алтаяна юго-
восток, где были распространены сюжеты хищника и борьбы травоядного и
хищника.
Сходство по многим факторам позволяет определить некое культурно-
бытовое "среднее арифметическое" для всех культур, входящих в скифо-
сибирское единство, или набор типов, характерных именно для данного
образования, который можно определенным образом систематизировать.
Определение этого общего для скифо-сибирского мира изложено А.И.
Мартыновым и В.П. Алексеевым в учебном пособии "История и палеоантропология
скифо-сибирского мира".
Категориями, в которых этими авторами выяслено сходство, являются:
язык, типы хозяйства, поселений, жилищ, архитектурные каноны. Рассмотрим из
подробнее.
По предположению А.И. Мартынова и В.П. Алексеева, язык скифов и других
племен скифо-сибирского мира принадлежал к североиранской языковой
группе[11].
Среди населения скифо-сибирского мира выявлены следующие типы
хозяйства: кочевой -- у скифов-кочевников, царских скифов, савроматов и
саков; яйлажный горно-долинный, характерный для районов Алтая, Тувы, Тянь-
Шаня, Памира. Основой хозяйства этого типа было скотоводство в высуогорных
условиях, сезонные перекочевки из долин в горы и обратно. Третий тип,
скотоводческо-земледельческий, оседлый, характерен для тегерской культуры,
скифов-пахарей, культур погнраничных лесостепных районов. Основные занятия
этих объединений -- пойменное земледелие, пастушеское скотоводство[12].
В культурах скифо-сибирского мира выделяют 3 типа поселений:
укепленные поселения -- городища с остатками долговременных жилищ,
значительным культурным слоем, долговременные неукрепленные поселки --
более характерный, массовый тип. Такие поселки, как и временные, сезонные
жилища пастухов (летники) и поселения горняков, расположены, как правило,
рядом с удобными для земледелия пойменными приречными долинами. Отличие
летников в том, что культурный слой на их месте практически
отсутствует[13].
Основа архитектурных канонов скифо-сибирского мира -- квалратная
Страницы: 1, 2, 3
|