скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Материальная и духовная культура восточных славян в VI-VIII веках скачать рефераты

кольцо укреплений. Слово «город» имело в то время несколько значений:

крепость, крепостная стена, ограда, населенный пункт.

В город вели ворота. Количество ворот зависело от размеров города. В

Киеве было пять ворот. Самые торжественные — Золотые. Над ними была

сооружена надвратная церковь. Много легенд связано с Золотыми воротами.

Через них стремился войти в город враг, чтобы продемонстрировать свою силу,

через них же въезжали и самые почетные гости.

В детинце находились все крупные сооружения. Главным среди них был

собор, возвышавшийся посреди площади. В соборе хранили городскую казну,

принимали послов, здесь создавалась библиотека и работали переписчики,

здесь «сажали на стол» князя. Был храм и последним прибежищем защитников

города. Словом, это было главное здание и принадлежало оно всему городу.

Где святыня — там и город, сердце города. Жители Новгорода говорили: «Где

Святая София (главный новгородский храм) — там и Новгород».

Одной из главных частей города был торг. Обычно торг раскидывался под

кремлевскими (крепостными) стенами и становился связующим звеном между

кремлем и посадом. Торговая площадь была местом не только оживленным, но и

неспокойным. Поэтому на ней очень часто строили церковь. Само присутствие

церкви сдерживало страсти. Церкви принадлежал контроль за правильностью мер

и весов — в храмах на торгу хранились торговые мерила.

Транзитные торговые пути «из варяг в греки» (Балтика-Днепр-Черное

море), «из варяг в персы» (Балтика-Волга-Каспийское море) способствовали

развитию хозяйственной жизни славян. Зерно, воск, меха, мед становились

предметами внешней торговли.

Искусство

Зарождение фольклорного творчества

Своими корнями русская культура уходит в древнюю языческую эпоху.

Язычество — комплекс первобытных воззрений, верований и обрядов — имело

свою историю. Поначалу славяне, очевидно, одушевляли различные стихии,

поклонялись духам лесов, водных источников, солнца, грозы и пр. Постепенно

стала проявляться тенденция к единобожию: огромное значение приобрели Род —

земледельческое божество, управлявшее дождями, земными водами, подземным

огнем и пр. — и тесно связанные с ним богини плодородия — рожаницы. По мере

становления государственных отношений на первый план вышел культ Перуна —

княжеско-дружинного бога войны (первоначально почитался как бог грозы).

Свое художественное выражение язычество нашло в народном фольклоре:

сказках, заговорах и заклинаниях, пословицах и поговорках, обрядовых песнях

и пр., хранящих следы магических представлений. В X— XI вв. складывается

былинный эпос, связанный со становлением Киевского государства, защитой его

от врагов.

Развитие устной поэзии предшествовало появлению письменной литературы,

формировало и определяло ее идейную направленность и художественную

особенность. «От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно

сопутствует истории», — говорил М. Горький, оценивая значение устного

творчества народа. Песни, былины, пословицы, сказки, плачи-причеты,

загадки, различного рода легенды долго сохранялись в народной памяти. И,

хотя, письменные источники времен Древней Руси сохранили их только

частично, а большинство литературных записей сделано в XVII—XIX вв., все-

таки по ним можно представить основной характер и содержание фольклора

X—XII вв. Значительное место в фольклорном творчестве Руси занимали

мифологические сюжеты, корнями своими уходящие в языческие представления

древних славян о природе, жизни и смерти, в культовые обряды доклассового

общества.

Обрядовый фольклор был тесно связан с календарными и некалендарными

праздниками. Праздновали встречу зимы — коляду и проводы зимы — масленицу.

Праздник красной горки и радуницы означал встречу весны, которую провожали

на семик. Были летние праздники — русалии и Купала, осенние - обжинок и др.

Кроме того, определенным обрядом обставлялись свадьбы, похороны. Эти и

другие события сопровождались специально, к тому приуроченными песнями и

плясками, гаданиями и заклинаниями.

Особенно широко были распространены на Руси песни. Их пели на

свадьбах. Песенные причитания — «плачи»— входили в похоронный обряд.

Исполнялись песни на тризнах - и пирах.

Источники, отрицательно относившиеся ко всякого рода языческим

пережиткам, называя многие праздники «бесовскими», «сатанинскими», донесли

до нас рассказы об играх и плясках, песнях, загадках, гаданиях на

праздниках, в которых участвуют «мужи и жены», которых якобы прельщал

«трубами и скоморохами» дьявол. Так же описывается и свадьба: «И егда же у

кого их будет брак и творять с бубьны и с сопельми и с многыми чюдесы

бесовьскыми».

Наиболее живучими формами фольклорного творчества были заговоры и

заклинания. В них наши предки видели средство магического воздействия на

внешний мир. Они были тесно связаны с повседневной жизнью человека, со

стремлением обеспечить свое хозяйственное благополучие, сохранить здоровье

близких людей и т. п. Летопись донесла до нас блестящие образцы заговора-

заклинания. В договоре князя Игоря с греками от 944 г. мы читаем: «А кто из

русской стороны замыслит разрушить эту любовь, то пусть те из них, которые

приняли крещение, получат возмездие от бога, вседержителя, осуждение на

погибель в загробной жизни, а те из них, которые не крещены, да не имеют

помощи и от бога, и от Перуна, да не защитятся они собственными щитами, и

да погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия, и да

будут рабами во всю свою загробную жизнь».

То же можем мы увидеть и в договоре, заключенном в 971 г. Святославом:

«Если же не соблюдем мы чего-либо из сказанного раньше, пусть я и те, кто

со мною и подо мною, будем прокляты от бога, в которого веруем,— от Перуна

и Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото и пусть посечет нас

собственное наше оружие».

Конечно, бытовые заговоры и заклинания носили несколько другой

характер и имели другую форму. В них обращались к силам природы, к духам, к

богам-покровителям. Они сопровождались определенными обрядами, которые в

представлениях жителя Древней Руси должны были способствовать хорошему

урожаю, удачной охоте, выздоровлению, исполнению желаний и т. п.

Существовали на Руси сказки, предания, легенды. Вполне возможно, что

большинство сказочных сюжетов своими корнями уходит глубоко в толщу веков.

Таковы многочисленные сказки о борьбе со змеем, вплетенные и в былинный

эпос, сказки о вещей деве, о бабе-яге, сказки о зверях, например о хитрой

лисице, медведях, волке. В них также ясно видно стремление людей силой

слова, заговора, заклинаний повлиять на стихийные, враждебные людям силы

природы.

В то же время жители Древней Руси в сказках выражали свою мечту о

хорошей, счастливой жизни. Отсюда сказки о ковре-самолете, сапогах-

скороходах, скатерти-самобранке, о дворцах, вырастающих в одну ночь, о

чудесной прялке.

Сказочные мотивы нашли свое отражение и в летописном материале, в

памятниках житийной литературы, в различных литературных сочинениях.

Следы многочисленных преданий и легенд донесли до нас письменные

источники. Большинство легенд имеет религиозный характер и трактует вопросы

о сотворении мира, крещении Руси, деяниях церковников. Однако есть и

легенды другого, светского содержания. К числу таких относятся предания о

Кие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбеди и основании Киева, сказания об Олеге и

его смерти, о мести Ольги древлянам, о призвании варягов на Русь и др.

Знала и любила Русь пословицы, поговорки, загадки. Они вплетены в

письменные источники. Авторы литературных произведений по-разному

пользуются пословицами и поговорками. В одних случаях это своеобразные

примечания для описываемых событий, в других — изречения исторических лиц.

«Погибоша аки обри», рассказывает «Повесть временных лет» о гибели племени

обров, воевавших со славянами. Выражение «беда аки в Родне» напоминало о

голоде в городе, осажденном Владимиром в 980 г.. «Мир стоит до рати, а

рать до мира», «мертвии бо сраму не имуть», «един камень много горньцев

(горшков) избиваеть», «аще ся волк овця ввадит, то выносит все стадо, аще

не убиют его», «безумных ни орют, ни сеют, сами ся рожают»— все эти

пословицы: исторического, политического, военного, бытового характера

возникли именно в Древней Руси.

Отзвуком бытовой поговорки веет от изречения князя Владимира

Святославича: «Руси есть веселье пити, не можем бес того быти». В

значительной степени использованы бытовавшие в то время пословицы,

поговорки, афоризмы, поучения в двух, связанных между собой сюжетно,

памятниках XII и XIII вв.— «Слове» и «Молении» («Послании») Даниила

Заточника, что создало им большую популярность на Руси.

Народные загадки также использовались летописцами. Новгородская 1-я

летопись под 1016г. рассказывает о борьбе сыновей Владимира — Ярослава и

Святополка. Однажды Ярослав направил в лагерь противника разведчика,

который должен встретиться с тайным сторонником Ярослава и спросить его:

«...что ты тому (т. е. Ярославу) велиши творити? Меду мало варено, а

дружины много». Посланец получил ответ также в форме загадки: «Рци тако

Ярославу: «да аще меду мало, а дружины много, да к вечеру дати». И Ярослав

понял, что в ночь нужно идти в бой.

Среди памятников устного творчества особое место занимают былины,

известные в народе под названием «старинок». Сюжеты большинства былин

зародились в эпоху Древнерусского государства и отражают исторические

факты, идеологию и бытовые черты того времени.

Возникновение былинного эпоса в Древнерусском государстве было не

случайным явлением. Если первоначально в устном творчестве преобладали

легенды, загадки, предания, песни, пословицы и поговорки, то с образованием

государства и складыванием древнерусской народности с ее определенной

языковой, территориальной, экономической, культурной общностью возникает

потребность для создания широких эпических произведений устного народного

творчества. Былины создавались как исторические произведения. В них в

синтезированном виде отражалось представление народа о князе и его власти,

о дружине и ее ратных делах, о богатырях-героях, отвечавших идеалам

трудовых масс. Характерно, что одно из главных мест в былинах занимает идея

борьбы народа за свою независимость. Былины проникнуты духом патриотизма и

гордостью за свою родину.

Нет никакого сомнения, что большинство сюжетов былин возникло и

разрабатывалось в народе. В них отражалось отношение народа к историческим

событиям, фактам и явлениям, давалось свое понимание социальных отношений,

сложившихся в Древнерусском государстве.

Как правило, большинство былин, даже возникших в более позднее время,

переносит своих героев в эпоху Древнерусского государства в Киев, ко двору

Владимира Святославича. Именно это время в народной памяти приобрело

эпические черты, с ним связываются богатырские подвиги, прославление

исторического прошлого.

Устное, фольклорное творчество Руси, сформировавшееся задолго до

появления письменности, оказало большое влияние на развитие древнерусской

литературы. Литературные письменные памятники не просто использовали

богатейший материал народного творчества, но и восприняли в определенной

степени его формы, поэтический стиль, языковую традицию. Легенды,

записанные в Киево-Печерском патерике, десятки лет были известны в устной

передаче, прежде чем приняли письменную форму. Отзвуки устного творчества

видны и в «Слове о полку Игореве», автор которого вспоминает далекое от

него «время Бусово», «вещего Бонна»— творца и певца песен; «Жития» Бориса и

Глеба, несомненно, были составлены на основе устных рассказов об их гибели.

Устным творчеством, как источником пользовались авторы «Повести временных

лет». Страницы летописи пестрят передачей прямой речи, которая

произносилась до появления письменных источников, и сохранялась в

памятниках устного характера. Летописец использовал и многочисленные

сказания, предания, легенды о походах на Константинополь, о князьях-

варягах, о вещем Олеге и мудрой Ольге и др.

Возникнув ранее появления письменности, фольклорное творчество

продолжало жить и развиваться. Наслаивались новые темы и элементы,

совершенствовалась форма, вкладывались новые идеи и содержание, но характер

творчества оставался прежним, отражая прошлое, события настоящего, надежды

народа на лучшее будущее.

ПИСЬМЕННОСТЬ

Вопрос о появлении русских письменных памятников тесно связан с

проблемой возникновения письменности у восточных славян. Эта проблема до

конца еще не решена, однако основные пути и особенности зарождения

письменности могут быть прослежены. Составление упорядоченной славянской

азбуки относится ко второй половине IX в. Тогда же великие славянские

просветители братья Кирилл и Мефодий перевели с греческого на славянский

язык многие, в первую очередь богослужебные, книги. Эти переводы, дошедшие

до нас в рукописях X—XI вв., были написаны на старославянском языке. По

мере своего развития этот язык претерпевал значительные изменения под

влиянием живых языков, на которых говорили славянские народы,

пользовавшиеся церковными книгами на старославянском языке. Ряд

исследователей, особенно дореволюционных, (А.X.Востоков, Ф.И.Буслаев,

Л.А.Шахматов и др.) полагали, что утверждение христианства па Руси в 988

г., как государственной религии, требовало установления письменности,

прежде всего, путем распространения церковных, богослужебных книг.

Принятие христианства дало мощный толчок развитию культуры. XI в. —

время рождения древнерусской литературы. Древнейшее из известных нам

произведений «Слово о законе и благодати» (около середины XI в.) будущего

митрополита Иллариона. Оно содержит рассказ о том, как слово Божие

распространялось в мире, как оно достигло Руси, и утвердилось в ней.

Большую роль в древней литературе играли жития святых; особенно почитались

на Руси князья Борис и Глеб, сыновья Владимира, убитые своим братом

Святополком. Блестящим образцом светской литературы стало «Поучение

Владимира Мономаха» (конец XI — начало XII в.) — рассказ о своей жизни

мудрого государственного деятеля, боровшегося за единство Руси. Идея

единения, преодоления княжеских междоусобиц во имя общерусских интересов

пронизывает «Слово о полку Игореве» (около 1187 г.). Своеобразием

отличается «Слово», или «Моление Даниила Заточника» (начало XII в.),

обедневшего мелкого феодала, который просит князя о милости, используя

выразительные аллегории, остроумные присказки и пр. Важнейшую роль в

русской литературе играло летописание: помимо погодных записей о важнейших

Страницы: 1, 2, 3