скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Масленица скачать рефераты

| |Вот не с гор на гору снеги сыплют, |

| |Снеги сыплют, люли, снега сыплют. |

| |На меня, молоду, свекор смотрит, |

| |Свекор смотрит, люли, свекор смотрит. |

| |«Хороша была у девицах, |

| |У девицах, люли, у девицах, |

| |Теперь хуже того в молодицах, |

| |В молодицах, люли, в молодицах!» |

| | |

| |Вот не с гор на гору снеги сыплют, |

| |Снеги сыплют, люли, снега сыплют. |

| |На меня, младу, свекор смотрит, |

| |Свекор смотрит, люли, свекор смотрит. |

| |«Плоха была у девицах, |

| |У девицах, люли, у девицах, |

| |Хуже того в молодицах, |

| |В молодицах, люли, в молодицах!» |

| | |

| |Вот не с гор на гору снега сыплют, |

| |Снега сыплют, люли, снега сыплют, |

| |На меня, младу, мужик смотрит, |

| |Мужик смотрит, люли, мужик смотрит. |

| |«Хороша была у девицах, |

| |У девицах, люли, у девицах, |

| |Лучше того в молодицах, |

| |В молодицах, люли, в молодицах». |

| |(Торопецкий уезд.) |

Как правило, со среды к катанью с гор и на лошадях активно подключается и

неженатая молодежь. Вообще катание на тройках наперегонки, под песни и

гармонь, с шутками, поцелуями и объятьями - типично русское масленичное

увеселение, в котором не принимали участие только младенцы да старики, уже

не выходившие из дому.

| |Запрягу я коня вороного, |

| |Посажу я кума молодого. |

| |Масленица счастливая, |

| |Протянися подольше! |

| |Девки, масленка идет, |

| |Кто нас покатает? |

| |У Петруни за двором |

| |Сивка пропадает. |

| |Я о масленке катался, |

| |Трое саней изломал, |

| |Ворона коня замучил, |

| |А милашку покатал. |

| |Не целуй меня на улице - |

| |Целуй меня в сенях! |

| |Не целуй меня в сенях |

| |Целуй на маслену в санях! |

Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы,

содействовать холостой молодежи найти себе пару.

Например, костромичи «выборанивали девок»-таскал борону вдоль домов, чтобы

девкам легче было выйти замуж. В Острогожском уезде Воронежской губ.

женщины привязывал неженатым парням колоды - это шуточное наказание за то

что не женился в прошедший мясоед. От колоды и от довольно откровенных

насмешек приходилось откупаться вином блинами, конфетами.

Больше всего внимания и почестей оказывается на масленицу молодоженам.

Традиция требует, чтобы они, нарядные выезжали «на люди» в расписных санях,

наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе; чтобы торжественно, под

песни скатывались с ледяной горы. Молодые супруги должны были принять

участие и в обычае, который известен под названием «Столбы». «Состоит этот

обычай в том, что молодые нарядившись в свои лучшие костюмы (обыкновенно в

те самые, в которых венчались), встают рядами («столбами») по обеим

сторонам деревенской улицы и всенародно показывают, как они любят друг

друга; при этом кричат: «Порох на губах!» - и предлагают целоваться.

«Покажите, как вы любитесь!» Иной подкутивший гуляка отпустит столь

полновесную шутку, что молодая зардеется, как маков цвет. «Столбы»

продолжаются час, потом едут кататься».

В Тверской губернии «к молодухе, вышедшей замуж в течение прошедшего года,

приводят борону и сани. Молодая должна была выкупить шелыгу. Если молодуха

выкупит шелыгу, выставит угощение, то поедет на гулянье на санях, а если

поскупится, то поедет на бороне».

У владимирцев был свой обычай: утром вытаскивали на улицу молодого мужа и

закидывали его снегом, а то и прямо зарывали в снег (говорили: «Молодых

затьев зарывать пойдем!»). Жена должна была выкупить своего мужа, поднести

«зарывальщикам» угощение и столько раз целоваться с мужем, сколько просили.

Традиционный вятский «целовник» имел место в масленичную субботу, когда

«подгулявшая деревенская молодежь ездит целовать молодушек, которые живут

замужем первую масленицу... Молодая подносит каждому из гостей ковш пива, а

тот, выпив, трижды целуется с ней».

Однако самым главным событием, связанным с молодоженами и справляемым по

всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и

устраивала настоящий пир (если зять был по душе, разумеется). Этому обычаю

посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен (в основном

шуточных анекдотов и пр. В некоторых местах «тещины блины» происходили на

«лакомки», т. е. в среду на масленой неделе, но могли приурочиваться к

пятнице.

ЗЯТЬ НА ДВОР - ПИРОГ НА СТОЛ.

У ТЕЩИ ПРО ЗЯТЯ И СТУПА ДОИТ. ПРИДЕТ ЗЯТЬ, ГДЕ СМЕТАНКИ ВЗЯТЬ?

| |Было у тещи |

| |Семь зятьев: |

| |Хомка зять, |

| |И Пахомка зять, |

| |И Гришка зять, |

| |И Гаврюшка зять, |

| |И Макарка зять, |

| |И Захарка зять, |

| |Зятюшка Ванюшка - |

| |Милей всех затьев! |

| |И стала теща |

| |Затьев за стол сажать. |

| |Хомка сел, |

| |И Пахомка сел, |

| |И Гришка сел, |

| |И Гаврюшка сел, |

| |И Макарка сел, |

| |И Захарка сел, |

| |«Зятюшка Ванюшка, |

| |Поди вот тут сядь!» |

| | |

| |Стала теща зятьев |

| |Вином потчевать: |

| |Хомке рюмка, |

| |И Пахомке рюмка, |

| |И Гришке рюмка, |

| |И Гаврюшке рюмка, |

| |И Макарке рюмка, |

| |И Захарке рюмка, |

| |Зятюшке Ванюшке - |

| |Рюмочка с винцом! |

| |И стала теща |

| |Затьев в гости звать. |

| |Хомка идет, |

| |И Пахомка идет, |

| |И Гришка идет, |

| |И Гаврюшка идет, |

| |И Макарка идет, |

| |И Захарка идет. |

| |«Зятюшка Ванюшка, |

| |Иди поскорей!» |

| | |

| |Стала теща с зятьев |

| |Деньги обирать: |

| |С Хомки - рубь, |

| |И с Пахомки - рубь, |

| |И с Гришки - рубь, |

| |И с Гаврюшки - рубь, |

| |И с Макарки - рубь, |

| |И с Захарки - рубь, |

| |С зятюшки Ванюшки - |

| |Пара серебра! |

| |Стала теща |

| |Зятьев провожать: |

| |И Хомке - в шею, |

| |И Пахомке - в шею, |

| |И Гришке - в шею, |

| |И Гаврюшке - в шею, |

| |И Макарку - в шею, |

| |И Захарку - в шею, |

| |А зятюшку Ванюшку - |

| |За святые волоса! |

| |Ой, Куры вы, куры, |

| |Кочеты молодые, |

| |Гребни вы золотые! |

| |Что не пойте вы рано, |

| |Не будите мово зятя. |

| |Зять у тещи гуляет, |

| |Теша у зятя пытает: |

| |«Что зять ты, зятечек, |

| |Дорогой сын гостечек, |

| |Скажи мне всю правду, |

| |Что на свете милее: |

| |Али тесть, али теща, |

| |Али жена молодая, |

| |Али матушка родная?» |

| |«Теща милая - для привета, |

| |Жена молодая - для совета, |

| |А маменька родная |

| |Милей всего свету». |

БЫЛ У ТЕЩИ, ДА РАД УТЕКШИ.

У ТЕЩИ ЗЯТЬ - ПЕРВЫЙ ГОСТЬ, А ПРИНЯТ В ДОМ -

ПЕРВЫЙ РАЗБОЙНИК.

НЕТ ЧЕРТА В ДОМЕ - ПРИМИ ЗЯТЯ. ЗЯТЬ В ДОМ - И ИКОНЫ ВОН.

| |Теща про зятя пирог пекла. |

| |Соли да муки - на четыре рубли, |

| |Сахару-изюму - на восемь рублей, |

| |Встал этот пирог - в двенадцать рублей. |

| |Думала теща про всех про гостей - |

| |Зятюшка сел - да в присест пирог съел. |

| |Теща по горенке похаживает, |

| |На мила на зятюшку поглядывает: |

| |«Как тебя, зятюшка, не разорвало? |

| |Как тебя, родимого, горой не навело?» - |

| |«Розорви, розорви тещу мою, |

| |Тещу мою да свояченицу. |

| |Пойдем-ка, тещенька, отгащивать ко мне. |

| |Есть у меня про тещу много пива и вина, |

| |Есть еще про тещеньку три дубины: |

| |Первая дубинушка - березовая, |

| |Вторая дубинушка - еловая, |

| |Третья дубинушка - осиновая». |

| |(Нижегородская губ.) |

Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали

«тещины вечерки» - приглашали на блины. «Являлся и бывший дружка, который

играл ту же роль, как и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок».

Званая теща (существовал и такой обычай) «обязана была прислать с вечера

все необходимое для печения блинов»: таган, сковороды, половник, кадушку

для опары, а тесть присылал мешок гречневой крупы и коровье масло.

«Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой и было

поводом к вечной вражде между ним и тещей». С четверга, недаром

называвшегося «широким», масленичный разгул развертывался во всю ширь. Всем

миром, в качестве участников или активных, заинтересованных зрителей,

выходили на кулачные бои, возведение и взятие снежного города, на конские

бега.

| |Масленица-пышка на улицу вышла, |

| |На гору катиться, с ребятами драться! |

| |Ребята - дураки, нажимали кулаки, |

| |Нажимали кулаки все на Масленицы на боки! |

| |(Ярославская губ.) |

Центральной фигурой все же оказывалась сама Масленица - кукла из соломы,

которую наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти,

усаживали на сани и везли в гору с песнями: встречали Масленицу.

| |Дорога наша гостья Масленица, |

| |Авдотьюшка Изотьевна, |

| |Дуня белая, Дуня румяная, |

| |Коса длинная, триаршинная, |

| |Лента алая, двуполтинная, |

| |Платок беленький, новомодненький, |

| |Брови черные, наведенные, |

| |Шуба синяя, ластки красные, |

| |Лапти частые, головастые, |

| |Портянки белые, набеленные! |

| |(Подмосковье.) |

| | |

| |Наша Масленица годовая, |

| |Наша Масленица годовая! |

| |Наша Масленица годовая, |

| |Она гостика дорогая, |

| |Она гостика дорогая, |

| |Она пешею к нам не ходит, |

| |Она пешею к нам не ходит, |

| |Все на комонях разъезжает, |

| |Все на комонях разъезжает! |

| |Чтобы коники были вороные, |

| |Чтобы коники были вороные, |

| |Чтобы слуги были молодые! |

| |Здравствуй, Масленица! |

| |(Псковская губ.) |

Сопровождает Масленицу ряженая молодежь. Чаще всего Рядятся цыганами.

Иногда рядом с Масленицей-чучелом садилась в сани женщина, изображающая

Масленицу, которая за прядильным станком крутит масло.

В пошехонском селе Давшино (Ярославская губ.) масленичный поезд выглядел

следующим образом: «запрягают десять лошадей и более в нарочно для того

приготовленную большую повозку своего рукоделья: лошади впрягаются гусем

одна за другою; на каждую из них сажают вершника в рубище, разодранном с

ног до головы, всего выпачканного сажею; один вершник держит большой кнут

своего изделия, другой - метлу; везде и даже на свои шеи навешивают коровьи

колокольчики и всякие погремушки; рогожную кибитку, век) испачканную,

увешивают вениками, как будто унизывают жемчугом, и сажают в нее пьяного

человека, тоже испачканного сажею и в разодранном рубище, облитом пивом;

подле него стоит бочонок с пивом, против него - раскрытый сундук со

съестными припасами - пирогами, рыбою, яйцами, оладьями и пряженцами».

Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне и затем

отправлялся в соседнее село.

В Сибири масленичный поезд создавали на свой манер: «Ребята», заготовив

соломенное чучело с мужскими атрибутами и принарядив его в «мужичье»

платье, усаживали в специальный экипаж, составленный из связанных в ряд

двух-трех саней; в них впрягалось по одной лошади; в передок саней

ставилась пустая бочка, рядом - стол с закуской, пустыми бутылками и

винными стаканчиками; посредине водружалась жердь (в 9-10 аршин высоты), на

нее надевалось на некотором возвышении колесо, а на нем привязывалось

чучело в сидячем положении, с привязанными к нему куском коровьего масла и

бутылкой со стаканами; на тот же экипаж клалось еще корыто».

| |Ой, Масленица-кривошейка, |

| |Состречаем тебя хорошенько! |

| |Хорошенько! |

| |Сыром, маслом, калачом |

| |И печеным яйцом! |

| |Сударыня наша Масленица! |

| |Протянися до Велика дня, |

| |От Велика дня |

| |До Петрова дня! |

В воскресенье - «прощеный день» устраивали проводы Масленицы. Сутра

ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу:

| |Ельник, березник |

| |На чистый понедельник! |

| |Уж то ли не дрова - |

| |Осиновы дрова, |

| |Березовы дрова! |

| |Подавайте их сюда |

| |На Масленицу, |

| |На горельщицу! |

В подмосковных селах в воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы

ездила по деревне до темноты, с песнями и шумом. А поздно вечером выезжала

на озимь и здесь на приготовленном костре чучело сжигала.

Калужские девки и бабы разыгрывают целое представление - похороны

Масленицы: «Делают из соломы куклу с руками, надевают на нее бабью рубашку

и сарафан, а на голову навязывают платок. В таком виде кукла эта изображает

собою Масленицу. Затем одну бабу нарядят попом, наденут на нее погожу

наместо ризы и в руки дадут ей навязанный на веревке осметок - на место

кадила. Двое из участвующих в обряде берут Масленицу под руки и в

сопровождении толпы, под предводительством «попа» пускаются в путь из

одного конца деревни в другой, при пении различных песен. Когда же

процессия выступает в обратный путь, то Масленицу сажают на палки вместо

носилок, накрывши ее пеленкой. Дошедши до конца деревни, процессия

останавливается. Тут куклу-Масленицу раздевают, разорвут и растреплют всю.

Во время шествия с Масленицей «поп», размахивая кадилом, кричит «аллилуя!»,

а за ним кричит, шумит вся толпа - кто во что горазд: кто плачет, кто воет,

кто хохочет и т. д. А когда Масленицу хоронят, то поют песни».

| |Прощай, Масленица-вертушка, |

| |Настает великий пост. |

| |На деревне все приели, |

| |Подают селедки хвост! |

| |Как на масляной неделе |

| |В потолок блины летели! |

| |И-их! |

| |Уж ты Масленица, ты обманщица, |

| |Говорила семь недель, а остался один день! |

| |(Калининская обл.) |

| |Прощай, Масленица, |

| |Прощай, красная! |

| |Наступает великий пост, |

| |Дадут нам редьки хвост. |

| |А мы редьку не берем, |

| |Кота за уши дерем! |

| |Масленица-ерзовка, |

| |Обманула нас, плутовка! |

| |Оставила нас На кислый квас, |

| |На постные щи, |

| |На голодные харчи. |

| |Ай, Масленица, |

| |Обманщица! |

| |До поста довела - |

| |Сама удрала! |

| |Масленица, воротись! |

| |В новый год покажись! |

| |(Владимирская губ.) |

| |Масленица, Масленица, |

| |Семенова племянница, |

| |Обманула-провела, |

| |Нагуляться не дала. |

| |Через семь недель |

| |Будет светлый день, |

| |Будем пасху святить, |

| |Будем яйца красить, |

| |Ура! (Ярославская губ.) |

| |А масляна, масляна полизуха! |

| |Полизала блинцы да стопцы,- |

| |На тарельцы. |

| |А мы свою масляну провожали, |

| |Тяжко-важко да по ней воздыхали. |

| |«А масляна, масляная воротися, |

| |До самого Велика дня протянися!» |

| |(Курская губ.) |

| | |

| |Маслена неделя |

| |В Ростов полетела, |

| |На пенечек села, |

| |Оладышек съела, |

| |Другой закусила, |

| |Домой потрусила. |

| |Масленица загорела, |

| |Всему миру надоела, |

| |Обманула, провела, |

| |Годика не дожила, |

| |До поста довела. |

| | |

| |Шла сторонкою к нам, |

| |По заулочкам, закоулочкам, |

| |Несла блинов чугуны, |

| |Надорвала животы! |

| |Блинов напекла, |

| |Сама все пожрала, |

| |А нам редьки хвост |

| |Дала на пост! |

| |Весело гуляла, |

| |Песни играла, |

| |Протянула до поста, |

| |Гори, сатана! |

| |(Владимирская губ.) |

У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало

много песен. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому

в огонь, дети усердно повторяли:

| |Масленица, прощай! |

| |А на тот год опять приезжай! |

Молодежь вела себя более бурно и выкрикивала: - Убирайся вон, рваная

старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела!

Кидали в костер блины - «Гори, блины, гори, Масленица!»; парни,

перемазанные сажей, старались и других выпачкать, в первую очередь, конечно

же, девушек, а с ними и тещ - «Теща, люли, поджаривай блины!».

НЕ ВСЕ КОТУ МАСЛЕНИЦА, БУДЕТ И ВЕЛИКИЙ ПОСТ.

И в преддверии великого поста, стремясь очиститься от всего греховного,

люди просили друг у друга прощения. С той же целью в прощеное воскресенье

ходили на кладбище, оставляли на могилах блины и поклонялись праху родных.

Страницы: 1, 2