скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Маргинальная культура в средневековой Европе скачать рефераты

экономического влияния городов в средневековой Европе стало

появление в XI - XIII вв. коммунального движения, в результате которого

горожане обрели свободу и права самоуправления.

Важнейшим элементом цивилизационного развития Европы в X XIII вв.

стало формирование современных государств. На пути к формированию единых

национальных государств лежал период раздробленности. Среди причин

феодальной раздробленности можно выделить следующие: относительный внешний

мир; господство натурального хозяйства; расширение крупного землевладения и

вассального иммунитета; внутренняя сплоченность и внешняя обособленность

феодальной знати, живущей по принципу: «Вассал моего вассала - не мой

вассал»; рост городов и их политического влияния.

Все эти факторы способствовали ослабеванию центральной королевской

власти. Процесс раздробленности имел повсюду свои особенности. Во Франции

главную роль в раздроблении государства сыграли сепаратистские настроения

крупной земельной знати и горожан. В Германии - расширение княжеского и

церковного иммунитета лишило императорскую власть былого могущества. В

Испании на формировании и затянутости процесса раздробленности сказались

политика папства, этническая неоднородность, экономическая независимость

городов. В Англии начавшийся процесс дробления был насильственно остановлен

политикой Вильгельма Завоевателя. Так в Англии в 1215 году была принята

первая конституция - Великая хартия вольностей, а в 1265 г. - появился

парламент. Во Франции при Филиппе Красивом (1285 - 1314 гг.) были впервые

созваны Генеральные штаты, наделенные законосовещательными функциями, в

Германии при Максимилиане I в XV в. был создан Имперский сейм - рейхстаг.

3.4.Кризис христианского мира и

средневековой цивилизации Европы.

В XIV - XV веках средневековая Европа вступила в последний

период своего существования, который означал кризис христианского мира,

мутацию и трансформацию основ цивилизации. Уже к концу XIII века внутренняя

и внешняя экспансия европейских народов закончилась. Прекратились распашки

и освоение новой земли, а даже окраинные земли, возделывавшиеся под

давлением роста населения и в пылу экспансии, были теперь заброшены

поскольку являлись малодоходными. Крестовые походы к концу XIII века

практически прекратились, а в 1291 г. произошло падение Акры - последнего

оплота крестоносцев на Востоке, история христианских государств в Палестине

завершилась. С другой стороны, прекратились и нашествия кочевников.

Вторжения монголов 1241 - 1243 гг. оставили в Польше и Венгрии страшные

следы, но они были последними. Наряду с этими крупными явлениями общего

характера, в XIV - XV вв. происходят другие события, ярко

свидетельствовавшие о начавшемся кризисе. Во-первых, практически повсюду в

Европе началась девальвация монеты, ее порча. Особенно тяжелый кризис

переживала в начале XIV в. Франция, обанкротились многие итальянские банки.

Европейские монархи залезли в долги, которые не способны были возвратить.

Бездумная чеканка золотой монеты подорвала многие отрасли производства.

Во-вторых, целая серия выступлений, городских бунтов, восстаний

против феодальной и городской знати поразила Европу (в Руане, Орлеане,

Провансе в 1280-м году, в Тулузе в 1288г., Реймсе в 1292 г., Париже в 1306

г., Бельгии в 1302 г.). В-третьих, в 1315 - 1317 гг. ненастная погода

повлекла за собой плохие урожаи, рост цен, голод. В-четвертых, снижение

физической сопротивляемости человеческого организма вследствие постоянного

недоедания сыграло свою роль в тех опустошениях, которые произвела Великая

чума с 1348 г. В-пятых, пораженный кризисом феодализм прибегнул к войне как

средству облегчения положения господствующих классов.

Наиболее знаменательным тому примером является Столетняя война 1337 -

1453 гг. между Францией и Англией из-за графства Фландрии и претензий

англичан на французский престол. Между тем, войны не разрешили проблем

феодального общества, но создали новые. Союз короля с городами позволил

создать и содержать постоянную наемную армию, надобность в служилом

рыцарстве отпала. А с появлением огнестрельного оружия и артиллерии,

рыцарство теряет монополию на военное дело. События Столетней войны

продемонстрировали преимущества наемных войск, что подорвало авторитет всей

сословной системы.

В течение XIV века практически все крестьяне Франции, Англии, Западной

Германии получили личную свободу. При этом, во многих странах освобождению

крестьян предшествовали мощные восстания. Например, Жакерия во Франции в

1358 г., восстание Уота Тайлера в Англии в 1381 г. и др.

Неудачи французов на первом этапе Столетней войны способствовали

подъему национального самосознания, а победа явилась мощным стимулом к

развитию процесса централизации Французского государства при Карле VII и

Людовике XI. Кризис в Англии, вызванный поражением в войне с Францией,

привел к борьбе сил старой и новой аристократии (война Алой и Белой роз

1455 - 1485 г.). В результате победы Генрих VII Ланкастер укрепился на

престоле и продолжил централизацию государственной власти.

Процессы централизации проходили и в других странах Европы . В

Испании и Португалии королевская власть укреплялась в борьбе с арабами.

Между тем, средневековая Европа дала и примеры полицентризма -

итальянские государства, автономия которых являлась фактором их

экономического процветания, и германские княжества, формально входившие в

состав Священной Римской империи, но по сути вполне самостоятельные.

Подводя итоги, отметим: средневековое общество Европы являлось

традиционным, т.к. преобладал аграрный сектор в экономике, повсюду

использовался ручной труд, наблюдалось строгое следование традиции и

христианским заповедям, в обществе наблюдалось стремление к внутреннему

единству и внешней обособленности, корпоративность.

4.СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Глубокий кризис позднеантичного общества содействовал усилению роли

христианства, которое в IV в. стало государственной религией и оказывало

огромное воздействие на идейную жизнь общества. На протяжении всего периода

развития европейской культуры христианство пронизывает все сферы общества,

прежде всего его духовную жизнь. В этих условиях, естественно, главной

чертой культуры является ее религиозность. Христианство не просто религия,

оно выступает как фундамент, мировоззренческой основой сознания, всей жизни

человека и общества, всей средневековой культуры.1 Упадок культуры в период

раннего средневековья объясняется в очень большой степени той церковно-

феодальной идеологией, которая вносилась в жизнь нового общества

католической церковью. Люди воспитывались в духе религиозно-аскетического

мировоззрения; каждый верующий должен был в своей земной жизни готовиться к

пребыванию в вечном загробном мире; для этого церковь рекомендовала посты,

молитвы, покаяние. Человеческое тело рассматривалось как темница души,

которую нужно было освободить для высшего блаженства.

Аскетизм стал официальной идеологией, проповедуемой с церковных кафедр

и пропагандируемой в такой специальной литературе того времени, как «жития

святых». Религиозное мировоззрение легко заняло господствующие позиции,

когда недостаточно развиты были точные науки, и силы природы казались

грозным и непонятным явлением; на этой базе возникали суеверия, а тяжелая

жизнь народных масс вселяла веру и надежду в то, что за все страдания

человек будет вознагражден в потустороннем мире. Можно сказать, что для

средневековой культуры характерны иррационалистические тенденции, однако, в

ней пробивались и светские, рационалистические тенденции. Исследования

показывают, что в средневековой культуре существовали две фундаментальные

тенденции — тенденция Кассиодора Сенатора (ок. 487—578), объединившая

христианскую традицию и светское знание, и тенденция Бенедикта Нурсийского,

жившего примерно в то же время. На протяжении веков они сосуществуют и

взаимодействуют. Традиция святого Бенедикта отражала позицию неприятия

культуры «века сего» определенной частью идеологов первоначального

христианства и привела к духовному диктату церкви в средние века, а

традиция Кассиодора — к становлению светской культуры.

В дальнейшем, однако, активную политику в области культуры начинают

проводить римские папы, подчиняя ее решению идеологических и социальных

задач. Наиболее ярко смысл культурной деятельности римских пап проявился во

время правления папы Григория 1 (590— 604). В отличие от Кассиодора, этого

«последнего римлянина», основавшего первую средневековую мастерскую письма

и соединившего в ее деятельности античные

и христианские культурные традиции, Григорий 1 считает абсолютно

неприемлемым доктрину мирного сосуществования различных идеологий.

Такого рода нетерпимость в области культуры, существенным элементом

которой является религия Христа, способствовала росту нетерпимости к

инакомыслящим единоверцам и впоследствии послужила одним из культурных

оснований для создания священной инквизиции. В средние века росли доходы и

владения церкви, усиливалось ее могущество. На Западе в условиях отсутствия

стабильной централизованной власти она накопила значительные богатства,

которые оставлены ей были королями варварских государств, возникших на

территории Западной Римской империи. Значимость католической церкви

обусловлена была исключительным значением религии в средние века — она

представляла собой идеологическую форму внеэкономического принуждения,

составлявшего существенную черту классовых отношений в феодальном обществе.

Религиозная идеология была поставлена на службу идее бога, гарантировавшего

незыблемость существующего социального порядка, представляющего собой часть

космического, природного порядка.

Необходимо учитывать и тот момент, что в средневековой культуре

существует четкое различие между «ученой верой» и «верой народа». Перед

нами своеобразный парадокс средневековой культуры — парадокс, порожденный

встречей, пересечением народной культуры с культурой «ученых», образованных

людей, книжной культурой, взаимодействием фольклорных традиций с

официальной церковной доктриной. В связи с этим возникает вопрос о том,

каким способом осуществлялась связь между этими «верами», что обусловливало

их «пересечение», взаимодействие. Исследования показывают, что здесь

следует говорить о трех чертах: легитимность, аграрность и нетерпимость.

Действительно, римский народ после 382 г., а также германские и

славянские племена воспринимали христианскую веру путем крещения их вождей

и дружин. В этот момент вожди брали на себя обязательство подчиняться папе

в области духовной жизни и в области некоторых тогдашних дел.

Христианизация вождей была тождественна христианизации племен и народов в

соответствии с принципом «народ исповедует веру короля». В силу этого

правового принципа христианином становился каждый член племени или народа,

чей владыка принял христианство. Поскольку христианство было

государственной религией, постольку повиновение светскому и духовному

владыке влекло за собой легитимизацию христианства. Таким образом,

легитимность является первой из указанных выше черт.

Христианская теология представляет собой целостную систему

представлений о вселенной, о природе. В соответствии с ее принципами бог

сотворил вселенную, выступает гарантом ее существования и конца, по его

воле ангелы перемещают тела на небесном своде, он служит причиной всех

необычайных явлений. Бог представлялся грандиозной космической силой,

несущей ответственность за постоянство обращения небесных сфер и ситуации,

нарушающие их движение. В народном воображении бог был той силой, которая

посылала дожди или засуху, мороз или тепло, моровые поветрия, громы и

молнии. На языках ученых теологов и простых людей выражаются одни и те же

черты, в обоих случаях бог выступает богом природы — космической силой, от

которой зависит благополучие или голод, смотря каков урожай. Поэтому

аграрность — вторая черта.

Религиозная универсальность, основанная на юридическом и аграрном

характере индивидуальной религиозности, в регионе своего существования не

могла быть терпимой ни к религиозной индифферентности, ни к инаковерию.

Согласно тогдашним представлениям, неконформистское поведение нарушало

порядок природы — угрожало расстройством общественной стабильности и

нарушением ритмов природы, т.е. влекло за собой катастрофические

последствия. Если кто-то не принимал веру, тот «не умещался» в существующем

общественном устройстве. Толпа устраивала над ним самосуд; власти, защищая

его перед самоволием плохо сдерживаемой толпы, отдавали под суд. Сильная

связь, существовавшая между церковью, государством и обществом, приводила к

тому, что каждый, кто хотел жить в обществе, должен был быть одновременно и

христианином.

При всех недостатках знания доктрины христианства и стандартных

способов выражения этой веры нетерпимость (религиозный фанатизм), доходящая

до физического уничтожения адептов других религиозных убеждений,

представляла собой сильнейшую связь отождествления индивида с церковью. В

такой ситуации индивид не мог выйти из католической церкви, со временем от

нее откалывались целые государства. Можно вспомнить раскол христианства на

восточное (православие) и западное (католичество) части, во время

Реформации с Римом порывают князья и епископы, а вместе с ними и целые

народы. Вот почему третьей чертой является нетерпимость.

Христианство в феодальном обществе Западной Европы выполняло функцию

идеологического интегратора, что привело к консолидации его организации —

римско-католической церкви, представляющей собой строго иерархически

централизованную систему во главе с римским папой и стремящейся к

главенству в «христианском» мире. Вековое сооружение папской теократии

основано на двух взаимоисключающих принципах — принципе аскетизма

(отречения от мира) и принципе всемирной власти (владычества над миром).

История средних веков Западной Европы свидетельствует о взаимосвязи этих

двух принципов. Аскетизм, отречение от мира и вера в бога служили

существенным инструментом в руках католической церкви для достижения ее

целей.

Многое в этом плане христианством было взято из предшествующих эпох и

культур и трансформировано в соответствии с потребностями папской власти.

Религия и философия Древнего мира проповедуют аскетизм и отречение от мира,

христианство же провозглашает, что царство божье не от мира сего; аскетизм

лежит в основе манихейства, возникшего на Востоке; аскетизмом завершается

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5