К вопросу о народной культуре Средневековья
К вопросу о народной культуре Средневековья
Реферат на тему :
К вопросу о народной культуре средневековья
Содержание:
Стр.
| |Введение |5 |
|1. |Раннее средневековье |7 |
|1.1|“ Культура безмолствующего большинства” |7 |
|1.2|Роль церкви в период Раннего Средневековья. |11 |
|2. |Высокое (классическое) Средневековье. |14 |
|2.1|Зарождение “городской культуры”. |15 |
|2.2|Проповеди как пласт народной культуры. |16 |
|3. |Позднее Средневековье |18 |
| |Заключение |20 |
| |Список литературы |22 |
Введение.
Средними веками культурологи называют длительный период в истории
Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает
более тысячелетия с V по XV века.
Внутри тысячелетия принято выделять по меньшей мере три периода :
Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до X - XI
вв);
Высокое (Классическое) Средневековье - от X -XI веков до примерно XIV
века;
Позднее Средневековье, XIV- XV века.
Некоторые авторы в контексте Средневековья рассматривают и так
называемый переходный период от Средних веков к Новому Времени ( XVI-XVII
века), однако представляется более обоснованным рассматривать период
Реформации и Конрреформации как отдельный период истории и культуры,
оказавший большое влияние на дальнейшее формирование культурного сознания
народных масс.
Народная культура этой эпохи - новая и почти неразведанная еще в
науке тема. Идеологам феодального общества удалось не только оттеснить
народ от средств фиксации его мыслей и настроений, но и лишить
исследователей последующих времен возможности восстановить основные черты
его духовной жизни. “ Великий немой”, ”великий отсутствующий”, “люди без
архивов и без лиц” - так именуют современные историки народ в эпоху, когда
для него был закрыт непосредственный доступ к средствам письменной фиксации
культурных ценностей.
Народной культуре средневековья не повезло в науке. Обычно, когда
говорят о ней, упоминают самое большее остатки древнего мира и эпоса,
пережитки язычества. В тех сравнительно редких случаях, когда современный
специалист обращается к народной религиозности средневековья, у него не
находится для нее иных характеристик как “наивная”, “примитивная”,
“неотесанная”, “грубая”, “поверхностная”, “пралогическая”, ”ребяческая”;
это религия “народа-ребенка“, переполненная суевериями и ориентированная на
сказочное и баснословное.
Критерии для подобных оценочных суждений берут из “высокой” религии
просвещенных и именно с их позиции судят о сознании и эмоциональной жизни
простолюдинов, не ставя перед собой задачи рассмотреть ее “изнутри”,
руководствуясь ее собственной логикой. [2, стр. 9 ]
Таким образом, долгое время в историко-культурологической литературе
господствовал взгляд на Средневековье как на “темные века”. Основы такой
позиции были заложены просветителями. Однако история культуры
западноевропейского общества была далеко не столь однозначна.
1. Раннее средневековье.
1.1 “ Культура безмолствующего большинства”
Раннее Средневековье - время, когда в Европе происходили бурные и
очень важные процессы , такие, как вторжение варваров, закончившиеся
падением Римской империи. Варвары селились на землях бывшей империи,
ассимилировались с ее населением, создавая новую общность Западной Европы.
Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство,
которое к концу существования Рима стало его государственной религией.
Христианство в различных его формах вытесняло языческие верования и этот
процесс после падения империи только ускорился. Это второй важнейший
исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной
Европе.
Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей
Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же
“варварами”. Племенные вожди провозглашали себя королями, герцогами,
графами, постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей.
Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные
войны, грабежи и набеги, которые существенно замедляли экономическое и
культурное развитие.
В период раннего средневековья идейные позиции феодалов и крестьян
еще не оформились и крестьянство , только рождавшееся как особый класс
общества, в мировоззренческом отношении растворялось в более широких и
неопределенных слоях. [1, стр. 16]
Главная масса населения Европы того времени - сельские жители,
образ жизни которых был всецело подчинен рутине, а кругозор до крайности
ограничен. Консерватизм- неотъемлемый признак этой среды.
Крестьянство и его жизнь почти вовсе не отражаются в социальной
картине мира, как мыслилась она в ту пору, и этот факт сам по себе весьма
симптоматичен. Общество, аграрное по своей природе, строившееся на
эксплуатации и подчинении широких слоев сельского населения, как бы
позволяло себе идеологически игнорировать собственное большинства.
Парадокс : простой люд, прежде всего - крестьянство, презираемое и
игнорируемое господствующим классом, вместе с тем, в определенном смысле,
доминировало в духовной жизни раннего Средневековья. Сельская жизнь с ее
неторопливой размеренностью и периодической сменой производственных
сезонов, была главным регулятором социального ритма общества ([ 1], стр.
63)
Церковь не разделяла открытой враждебности к крестьянам. Ее задача
состояла в том, чтобы по возможности сглаживать социальные конфликты и
антагонизмы. Обращаясь к сильным мира сего, она взывала к милосердию по
отношению к угнетенным и обездоленным.
Это сочувствие проистекало в значительной мере из социального
учения церкви, которая превозносило бедность, считая ее идеальным
состоянием.
Правда, осуждение богатства, столь решительное в произведениях
церкви III-V веков , было несколько приглушено в литературе более позднего
времени, когда церковь стала крупнейшим собственником. Прославление же
бедности проходит лейбмотивом через все литературные памятники Раннего
Средневековья.
Необходимо отметить важную черту средневековой словесности - в
обществе, подавляющая часть которого была неграмотна, письменность не
служила определяющим средством человеческих коммуникаций. Средневековое
общество в своей толще было обществом бесписьменным. ([2], стр. 19)
На протяжении большого исторического периода народные диалекты и
языки Западной Европы , будучи средствами устного общения людей, не могли
овладеть сферой письменности- она оставалась всецело под властью латыни -
языка, который был унаследован от предшествовавшей эпохи европейской
истории и являвшегося официальным и профессиональным языком единственно
образованного и монополизировавшего образование слоя общества -
духовенства. Быть грамотным означало знать латынь . Соответственно
сохранялось, как существенное и значимое, утвердившееся в поздней
античности деление людей на litterati и illiterati , т.е на образованных
, знающих латынь , и на “идиотов” - неграмотных, довольствующихся данным им
от рождения грубым народным языком. ([2], стр. 16)
В V-IX вв все школы в странах Западной Европы находились в руках
церкви. Церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная
задача была определена как воспитание служителей церкви. В церковных школа
преподавались “ унаследованные” от античности так называемые “семь
свободных искусств” : грамматика, риторика, диалектика с элементами логики,
арифметика, геометрия, астрономия и музыка.
Кроме монашеских школ существовало также незначительное количество
так называемых “внешних” школ, где обучались юноши, не предназначенные для
церковной карьеры. Однако это были , в основном, дети из знатных семей.
Уровень преподавания в разных школах был неодинаков, соответственно ,
менялся и уровень образования людей. После определенного подъема VIII-IX вв
развитие умственной жизни в X-начале XI вв заметно затормозилась.
Духовенство , в основном, было неграмотно, распространялось невежество.
Пришли в упадок скриптории - мастерские, существовавшие при церквях , в
которых переписывались рукописи, а также церковные и монастырские
библиотеки. Книг было мало и стоили они баснословно дорого, что закрыло
путь к образованию даже детям из относительно обеспеченных семей.
В период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия,
особенно героический эпос, что было характерно прежде всего для Англии и
стран Скандинавии.
Однако, следует еще раз подчеркнуть, что все же средневековый
европеец , включая и высшие слои общества, был преимущественно неграмотен.
Ужасающе низким был уровень грамотности даже священников в приходах.
Уровень же образованности мирян был вообще минимальным. Масса
прихожан слушала неграмотных священников. При этом сама Библия была для
рядовых мирян запретна, ее тексты считались слишком сложными и недоступными
для непосредственного восприятия простых прихожан. Толковать ее
дозволялось только священнослужителям. Массовая средневековая культура -
это культура бескнижная, “догутенбергова”. Она опиралась не на печатное
слово, а на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через
сознание безграмотного человека. Это была культура молитв, сказок, мифов и
волшебных заклятий. ([3],стр .31)
Вместе с тем, значение слова, написанного и особенно - звучащего, в
средневековой культуре было чрезвычайно велико. Молитвы воспринимались
функционально как заклинания, проповеди на библейские сюжеты - как
руководство к обыденной жизни, магические формулы - как способ решить
проблемы. Все это также формировало средневековый менталитет. Люди
привыкли напряженно вглядываться в окружающую действительность, воспринимая
ее как некий текст, систему символов, содержащий некий высший смысл. Эти
слова-символы надо было уметь распознавать и извлекать из них божественный
смысл. Этим, в частности, объясняются и многие особенности средневековой
художественной культуры, рассчитанной на восприятие именно такого, глубоко
религиозного и символического сознания. Поэтому для средневекового сознания
, средневекового менталитета культура, прежде всего, выражала смысл, душу
человека, приближала человека к Богу, как бы переносила в иной мир, в
отличное от земного бытия пространство. И пространство это выглядело так,
как описывалось в Библии, в житиях святых. Соответственно этому
определялось и поведение средневекового европейца, вся его деятельность.
1.2 Роль церкви в период Раннего Средневековья.
Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль
христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка
культуры сразу после распада Римской империи, только церковь в течение
многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех
стран, племен и государств Западной Европы. Церковь была не только
главенствующим политическим институтом, но и имела доминирующее влияние
непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни
, на фоне крайне ограниченных и малодостоверных знаний об окружающем мире,
церковь предлагала людям стройную систему знаний о мире , его устройстве,
действующих в нем силах. Эта картина мира целиком определяла менталитет
верующих селян и горожан и основывалась на образах и толкованиях Библии.
Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в
значительной степени определялась христианством.
Огромную роль в жизни общества того времени играло монашество:
монахи брали на себя обязательства “ухода из мира”, безбрачия, отказа от
имущества. Однако уже в VI веке монастыри превратились в сильные, нередко -
очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом. Многие
монастыри были центрами образования и культуры.
Однако не следует думать, что становление христианской религии в
странах Западной Европы проходило гладко, без трудностей и противоборства
в сознании людей со старыми языческими верованиями
Население было традиционно привержено к языческим культам и
проповедей и описания жития святых было недостаточно для обращения его в
истинную веру. В новую религию обращали с помощью государственной власти.
Однако и долгое время спустя после официального признания единой религии,
духовенству приходилось бороться с устойчивыми пережитками язычества в
среде крестьянства.
Церковь уничтожала капища и идолов, запрещала поклонятся божкам и
совершать жертвоприношения, устраивать языческие праздники и ритуалы.
Суровые наказания угрожали тем, кто занимался гаданиями, прорицаниями,
заклинаниями или просто верил в них.
Многие языческие обычаи, против которых боролась церковь, были явно
аграрного происхождения. Так, в “Перечне суеверий и языческих обычаев”,
составленного во Франции в VIII веке, упоминаются “ борозды вокруг
деревень” и об “ идоле, по полям носимом”. Преодолеть приверженность к
такого рода ритуалам было нелегко, поэтому церковь пошла на сохранение
некоторых языческих обрядов, придав этим действиям окраску официальных
церковных ритуалов. Так, ежегодно на Троицу устраивались процессии
“крестного хода” по полям с молением об урожае взамен языческого “ношения
идола”. ( [1], стр. 65)
Формирование процесса христианизации было одним из источников
острых столкновений , т.к. со старой верой у народа нередко связывались
понятия народной свободы, между тем, как связь христианской церкви с
государственной властью и угнетением проступало достаточно отчетливо.
“Борьба против язычества , таким образом, была составной частью
процесса феодального подчинения крестьянства”. ([1], стр. 69)
В сознании масс сельского населения , независимо от веры в тех или
иных богов, сохранялись установки поведения, при которых люди чувствовали
себя непосредственно включенными в круговорот природных явлений.
Это постоянное воздействие природы на человека и вера в
воздействие человека на ход природных явлений при помощи целой системы
Страницы: 1, 2
|