скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

К вопросу о народной культуре Средневековья скачать рефераты

К вопросу о народной культуре Средневековья

Реферат на тему :

К вопросу о народной культуре средневековья

Содержание:

Стр.

| |Введение |5 |

|1. |Раннее средневековье |7 |

|1.1|“ Культура безмолствующего большинства” |7 |

|1.2|Роль церкви в период Раннего Средневековья. |11 |

|2. |Высокое (классическое) Средневековье. |14 |

|2.1|Зарождение “городской культуры”. |15 |

|2.2|Проповеди как пласт народной культуры. |16 |

|3. |Позднее Средневековье |18 |

| |Заключение |20 |

| |Список литературы |22 |

Введение.

Средними веками культурологи называют длительный период в истории

Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает

более тысячелетия с V по XV века.

Внутри тысячелетия принято выделять по меньшей мере три периода :

Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до X - XI

вв);

Высокое (Классическое) Средневековье - от X -XI веков до примерно XIV

века;

Позднее Средневековье, XIV- XV века.

Некоторые авторы в контексте Средневековья рассматривают и так

называемый переходный период от Средних веков к Новому Времени ( XVI-XVII

века), однако представляется более обоснованным рассматривать период

Реформации и Конрреформации как отдельный период истории и культуры,

оказавший большое влияние на дальнейшее формирование культурного сознания

народных масс.

Народная культура этой эпохи - новая и почти неразведанная еще в

науке тема. Идеологам феодального общества удалось не только оттеснить

народ от средств фиксации его мыслей и настроений, но и лишить

исследователей последующих времен возможности восстановить основные черты

его духовной жизни. “ Великий немой”, ”великий отсутствующий”, “люди без

архивов и без лиц” - так именуют современные историки народ в эпоху, когда

для него был закрыт непосредственный доступ к средствам письменной фиксации

культурных ценностей.

Народной культуре средневековья не повезло в науке. Обычно, когда

говорят о ней, упоминают самое большее остатки древнего мира и эпоса,

пережитки язычества. В тех сравнительно редких случаях, когда современный

специалист обращается к народной религиозности средневековья, у него не

находится для нее иных характеристик как “наивная”, “примитивная”,

“неотесанная”, “грубая”, “поверхностная”, “пралогическая”, ”ребяческая”;

это религия “народа-ребенка“, переполненная суевериями и ориентированная на

сказочное и баснословное.

Критерии для подобных оценочных суждений берут из “высокой” религии

просвещенных и именно с их позиции судят о сознании и эмоциональной жизни

простолюдинов, не ставя перед собой задачи рассмотреть ее “изнутри”,

руководствуясь ее собственной логикой. [2, стр. 9 ]

Таким образом, долгое время в историко-культурологической литературе

господствовал взгляд на Средневековье как на “темные века”. Основы такой

позиции были заложены просветителями. Однако история культуры

западноевропейского общества была далеко не столь однозначна.

1. Раннее средневековье.

1.1 “ Культура безмолствующего большинства”

Раннее Средневековье - время, когда в Европе происходили бурные и

очень важные процессы , такие, как вторжение варваров, закончившиеся

падением Римской империи. Варвары селились на землях бывшей империи,

ассимилировались с ее населением, создавая новую общность Западной Европы.

Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство,

которое к концу существования Рима стало его государственной религией.

Христианство в различных его формах вытесняло языческие верования и этот

процесс после падения империи только ускорился. Это второй важнейший

исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной

Европе.

Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей

Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же

“варварами”. Племенные вожди провозглашали себя королями, герцогами,

графами, постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей.

Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные

войны, грабежи и набеги, которые существенно замедляли экономическое и

культурное развитие.

В период раннего средневековья идейные позиции феодалов и крестьян

еще не оформились и крестьянство , только рождавшееся как особый класс

общества, в мировоззренческом отношении растворялось в более широких и

неопределенных слоях. [1, стр. 16]

Главная масса населения Европы того времени - сельские жители,

образ жизни которых был всецело подчинен рутине, а кругозор до крайности

ограничен. Консерватизм- неотъемлемый признак этой среды.

Крестьянство и его жизнь почти вовсе не отражаются в социальной

картине мира, как мыслилась она в ту пору, и этот факт сам по себе весьма

симптоматичен. Общество, аграрное по своей природе, строившееся на

эксплуатации и подчинении широких слоев сельского населения, как бы

позволяло себе идеологически игнорировать собственное большинства.

Парадокс : простой люд, прежде всего - крестьянство, презираемое и

игнорируемое господствующим классом, вместе с тем, в определенном смысле,

доминировало в духовной жизни раннего Средневековья. Сельская жизнь с ее

неторопливой размеренностью и периодической сменой производственных

сезонов, была главным регулятором социального ритма общества ([ 1], стр.

63)

Церковь не разделяла открытой враждебности к крестьянам. Ее задача

состояла в том, чтобы по возможности сглаживать социальные конфликты и

антагонизмы. Обращаясь к сильным мира сего, она взывала к милосердию по

отношению к угнетенным и обездоленным.

Это сочувствие проистекало в значительной мере из социального

учения церкви, которая превозносило бедность, считая ее идеальным

состоянием.

Правда, осуждение богатства, столь решительное в произведениях

церкви III-V веков , было несколько приглушено в литературе более позднего

времени, когда церковь стала крупнейшим собственником. Прославление же

бедности проходит лейбмотивом через все литературные памятники Раннего

Средневековья.

Необходимо отметить важную черту средневековой словесности - в

обществе, подавляющая часть которого была неграмотна, письменность не

служила определяющим средством человеческих коммуникаций. Средневековое

общество в своей толще было обществом бесписьменным. ([2], стр. 19)

На протяжении большого исторического периода народные диалекты и

языки Западной Европы , будучи средствами устного общения людей, не могли

овладеть сферой письменности- она оставалась всецело под властью латыни -

языка, который был унаследован от предшествовавшей эпохи европейской

истории и являвшегося официальным и профессиональным языком единственно

образованного и монополизировавшего образование слоя общества -

духовенства. Быть грамотным означало знать латынь . Соответственно

сохранялось, как существенное и значимое, утвердившееся в поздней

античности деление людей на litterati и illiterati , т.е на образованных

, знающих латынь , и на “идиотов” - неграмотных, довольствующихся данным им

от рождения грубым народным языком. ([2], стр. 16)

В V-IX вв все школы в странах Западной Европы находились в руках

церкви. Церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная

задача была определена как воспитание служителей церкви. В церковных школа

преподавались “ унаследованные” от античности так называемые “семь

свободных искусств” : грамматика, риторика, диалектика с элементами логики,

арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

Кроме монашеских школ существовало также незначительное количество

так называемых “внешних” школ, где обучались юноши, не предназначенные для

церковной карьеры. Однако это были , в основном, дети из знатных семей.

Уровень преподавания в разных школах был неодинаков, соответственно ,

менялся и уровень образования людей. После определенного подъема VIII-IX вв

развитие умственной жизни в X-начале XI вв заметно затормозилась.

Духовенство , в основном, было неграмотно, распространялось невежество.

Пришли в упадок скриптории - мастерские, существовавшие при церквях , в

которых переписывались рукописи, а также церковные и монастырские

библиотеки. Книг было мало и стоили они баснословно дорого, что закрыло

путь к образованию даже детям из относительно обеспеченных семей.

В период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия,

особенно героический эпос, что было характерно прежде всего для Англии и

стран Скандинавии.

Однако, следует еще раз подчеркнуть, что все же средневековый

европеец , включая и высшие слои общества, был преимущественно неграмотен.

Ужасающе низким был уровень грамотности даже священников в приходах.

Уровень же образованности мирян был вообще минимальным. Масса

прихожан слушала неграмотных священников. При этом сама Библия была для

рядовых мирян запретна, ее тексты считались слишком сложными и недоступными

для непосредственного восприятия простых прихожан. Толковать ее

дозволялось только священнослужителям. Массовая средневековая культура -

это культура бескнижная, “догутенбергова”. Она опиралась не на печатное

слово, а на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через

сознание безграмотного человека. Это была культура молитв, сказок, мифов и

волшебных заклятий. ([3],стр .31)

Вместе с тем, значение слова, написанного и особенно - звучащего, в

средневековой культуре было чрезвычайно велико. Молитвы воспринимались

функционально как заклинания, проповеди на библейские сюжеты - как

руководство к обыденной жизни, магические формулы - как способ решить

проблемы. Все это также формировало средневековый менталитет. Люди

привыкли напряженно вглядываться в окружающую действительность, воспринимая

ее как некий текст, систему символов, содержащий некий высший смысл. Эти

слова-символы надо было уметь распознавать и извлекать из них божественный

смысл. Этим, в частности, объясняются и многие особенности средневековой

художественной культуры, рассчитанной на восприятие именно такого, глубоко

религиозного и символического сознания. Поэтому для средневекового сознания

, средневекового менталитета культура, прежде всего, выражала смысл, душу

человека, приближала человека к Богу, как бы переносила в иной мир, в

отличное от земного бытия пространство. И пространство это выглядело так,

как описывалось в Библии, в житиях святых. Соответственно этому

определялось и поведение средневекового европейца, вся его деятельность.

1.2 Роль церкви в период Раннего Средневековья.

Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль

христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка

культуры сразу после распада Римской империи, только церковь в течение

многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех

стран, племен и государств Западной Европы. Церковь была не только

главенствующим политическим институтом, но и имела доминирующее влияние

непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни

, на фоне крайне ограниченных и малодостоверных знаний об окружающем мире,

церковь предлагала людям стройную систему знаний о мире , его устройстве,

действующих в нем силах. Эта картина мира целиком определяла менталитет

верующих селян и горожан и основывалась на образах и толкованиях Библии.

Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в

значительной степени определялась христианством.

Огромную роль в жизни общества того времени играло монашество:

монахи брали на себя обязательства “ухода из мира”, безбрачия, отказа от

имущества. Однако уже в VI веке монастыри превратились в сильные, нередко -

очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом. Многие

монастыри были центрами образования и культуры.

Однако не следует думать, что становление христианской религии в

странах Западной Европы проходило гладко, без трудностей и противоборства

в сознании людей со старыми языческими верованиями

Население было традиционно привержено к языческим культам и

проповедей и описания жития святых было недостаточно для обращения его в

истинную веру. В новую религию обращали с помощью государственной власти.

Однако и долгое время спустя после официального признания единой религии,

духовенству приходилось бороться с устойчивыми пережитками язычества в

среде крестьянства.

Церковь уничтожала капища и идолов, запрещала поклонятся божкам и

совершать жертвоприношения, устраивать языческие праздники и ритуалы.

Суровые наказания угрожали тем, кто занимался гаданиями, прорицаниями,

заклинаниями или просто верил в них.

Многие языческие обычаи, против которых боролась церковь, были явно

аграрного происхождения. Так, в “Перечне суеверий и языческих обычаев”,

составленного во Франции в VIII веке, упоминаются “ борозды вокруг

деревень” и об “ идоле, по полям носимом”. Преодолеть приверженность к

такого рода ритуалам было нелегко, поэтому церковь пошла на сохранение

некоторых языческих обрядов, придав этим действиям окраску официальных

церковных ритуалов. Так, ежегодно на Троицу устраивались процессии

“крестного хода” по полям с молением об урожае взамен языческого “ношения

идола”. ( [1], стр. 65)

Формирование процесса христианизации было одним из источников

острых столкновений , т.к. со старой верой у народа нередко связывались

понятия народной свободы, между тем, как связь христианской церкви с

государственной властью и угнетением проступало достаточно отчетливо.

“Борьба против язычества , таким образом, была составной частью

процесса феодального подчинения крестьянства”. ([1], стр. 69)

В сознании масс сельского населения , независимо от веры в тех или

иных богов, сохранялись установки поведения, при которых люди чувствовали

себя непосредственно включенными в круговорот природных явлений.

Это постоянное воздействие природы на человека и вера в

воздействие человека на ход природных явлений при помощи целой системы

Страницы: 1, 2