Культурология и теория цивилизаций
соответствует сумме реальностей отдельных частей. Обе теории –
стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю.
В стадиальной теории на первый план выходит общее – единые для всего
человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций –
индивидуальное, разнообразие исторического процессия. Таким образом,
обе теории имеют преимущества и взаимно дополняют друг друга.
Стадиальные концепции цивилизации
Феномен западоцентризма наиболее полно воплотился в группе
концепций, которые можно назвать универсалистскими в связи с тем, что
в них явно или неявно присутствует идея единой линии мирового
развития, которая и понимается как собственно цивилизационный процесс,
собственно цивилизация. Однако данный аспект дела зачастую четко не
рефлексируется. На первый план здесь выступает трактовка цивилизации
как определенной стадии развития. Но в том-то и дело, что «стадия»
всегда есть стадия относительно какой-то «линии» развития. По
существу, в основе «стадиальной» трактовки цивилизации лежит неявное
допущение наличия единой линии исторического развития. А это значит,
что все разнообразие мирового исторического развития явно или неявно
унифицируется по определенному параметру, сводится к некоторой единой
линии развития, сводится к «собственно истории». К истории в узком
смысле этого слова, в качестве которой и выступает история Запада.
Поскольку для этой группы концепций характерно понимание цивилизации
как определенной стадии внутри (единого) процесса исторического
развития, ее и можно называть «стадиальной» трактовкой цивилизации.
Такова известная схема Л.Моргана, включающая движение от
варварства к дикости и к цивилизации, – которой следовали, в
частности, К.Маркс и Ф.Энгельс. Сюда можно отнести также трактовку
цивилизации О. Шпенглером. Я отвлекаюсь здесь от более конкретных
различий, в частности, от оценочных моментов, имеющихся у авторов
этого круга, – например, позитивная трактовка цивилизации Морганом и
негативная – Шпенглером.
Гораздо более важно изначально подчеркнуть, что в основе данного
подхода лежит неявное или в явном виде формулируемое допущение,
согласно которому существует некая единая, универсальная линия
исторического прогресса. Иначе говоря, это – универсалистский подход,
в рамках которого и появляется понятие «мировой цивилизации».
В сущности, понятие «мировая цивилизация» в рамках данного
подхода используется двояко. «Мировая цивилизация» как единое
постепенно цивилизующееся человечество. Это цивилизация в широком
смысле слова. И «мировая цивилизация» как наиболее полное воплощение
цивилизованности, сущностных, имманентных для самого феномена
цивилизации характеристик. Это «мировая цивилизация» в узком смысле
слова, воплощением которой и является история Запада. Тогда мировая
цивилизация как целое, как единый процесс, включает в себя своего рода
«осевую линию», генетическое основание общемирового цивилизационного
процесса, а также историческую (цивилизационную) периферию, зону
исторической отсталости или, в лучшем случае, «догоняющего развития».
И если у отдельных авторов может возникать вопрос, совпадают ли
модернизация и вестернизация, то для большинства такая проблема просто
отсутствует. Для них логика всякой модернизации определяется
ориентацией на некоторый цивилизационный идеал, – т.е. на развитые
страны Запада.
Соответственно, понятие цивилизации используется здесь также и
для характеристики самой «осевой линии» исторического развития, тех
внутренних трансформаций, которые она претерпевает при движении от
«низшего» к «высшему». Эта линия, взятая в преемственности ее стадий,
также рассматривается в противопоставлении «нецивилизованного» и
«цивилизованного», когда само развитие в рамках данной линии
рассматривается как становление «собственно» цивилизации. В этом
смысле и возможна расширительная трактовка понятия цивилизации, ибо в
ее основе лежит следующий подход: понимание цивилизации как некоторой
более высокой, в пределе – высшей, и в этом смысле – сущностной стадии
развития, дает возможность и сам целостный процесс характеризовать по
высшей стадии его воплощения.
Такой подход опирается на неявно (иногда и явно) присутствующую
идею однозначной предопределенности всемирной истории. Между тем,
предопределен собственной внутренней логикой, да и то лишь
«вероятностным» образом лишь тот или иной отдельный цивилизационный
процесс. Как внутри каждой цивилизации образующие ее подсистемы
собственным взаимодействием создают «логику» ее развития, так и на
уровне всемирной истории логика развития создается взаимодействием
составляющих данный процесс элементов. Только здесь элементами
(подсистемами) являются отдельные цивилизации. Их-то взаимодействие и
снимает момент неопределенности, присутствующий в каждом цикле
исторического процесса, определяя направление дальнейшего развития
через те конкретные взаимодействия подсистем, которые реализуются на
данном этапе исторического процесса.
На мой взгляд, в основу решения данной проблемы следует положить
трактовку понятия «всемирная история». Или она едина в том смысле, что
в ней имеется некая универсальная для всех составляющих ее подсистем
логика развития по принципу движения от низшего к высшему, т.е.
присутствует понятие прогресса, трактуемого как процесс всеобщий,
универсальный, направленный на унификацию развития всех составляющих
человечества, на сведение их к единому формационному типу. Данный
подход можно назвать универсалистским, унификационным. Если во
всемирной истории нет универсальной линии развития, то, наоборот,
существуют линии развития достаточно обособленные, определяемые
собственной внутренней логикой развития и в этом смысле относительно
независимые от других подобных линий. Тогда всемирная история
выступает как процесс и результат взаимодействия таких обособленных,
качественно специфических линий развития.
При таком подходе понятия «низшего» и «высшего» становятся
относительными. Каждая цивилизация имеет свое собственное, внутреннее
социальное пространство и время. Единое же «всемирно-историческое»
пространство и время складывается лишь как результат взаимодействия
этих цивилизаций, как некий процесс и результат этого взаимодействия,
базовой характеристикой которого является не предопределенность, а
самоопределяемость, т. е. определенность, которая вырастает из самой
себя, из самого процесса становления и развития. Поэтому всемирная
история есть процесс, который открыт в своих возможностях и
определяется лишь собственной историей.
В современной духовной культуре Западной цивилизации можно
выделить два полюса, качественно взаимодополняющих единое
цивилизационное мировоззрение – либерализм и коммунизм. Это,
безусловно, противоположности, но именно как противоположности они
едины, и их цивилизационное единство хорошо проявляется в рамках
философии истории. Их расхождения сводятся к различиям в понимании
ценностных ориентиров и, соответственно, «высшей стадии» европейского
исторического процесса, однако они едины в понимании его общемирового
значения.
В этом смысле для либерального мировоззрения высшей стадией
развития является капитализм, и именно капитализм как тип формации,
как высшая стадия развития является сущностной характеристикой самого
процесса исторического развития, показателем степени цивилизованности
того или иного конкретного общества. По существу – показателем
воплощенности в этом обществе полноты и логики исторического развития,
с точки зрения которой оценивается все остальное: и предыдущее в
рамках собственной «чистой» линии цивилизационного развития и во всей
окружающей ее «исторической периферии».
В этом смысле для коммунистического мировоззрения высшей стадией
развития является коммунизм, в рамках которого только и начинается
«подлинная история», и в этом смысле именно коммунизм является
сущностной характеристикой самого процесса исторического развития,
показателем степени цивилизованности того или иного конкретного
общества. По существу – показателем воплощенности в этом обществе
полноты и логики исторического развития, с точки зрения которой
оценивается все остальное: и предыдущее в рамках собственной «чистой»
линии цивилизационного развития и во всей окружающей ее «исторической
периферии».
Идея стадиальности в такой трактовке понятия цивилизации
органически связана с идеей универсальности цивилизации. Поэтому
данный подход и может обозначаться также как универсалистский или
абсолютистский. По существу, речь идет о существовании во всемирной
цивилизации не просто единого цивилизационного процесса, но единого
цивилизационного процесса, сводимого к тому, что с точки зрения других
социально-исторических субъектов выступает лишь как одна из мировых
цивилизаций. Фактически, здесь всемирная история редуцируется к логике
становления и развития одной из «крупных единиц» всемирной истории,
причем все остальные измеряются и «оцениваются» лишь степенью
воплощенности в них имманентных характеристик данной якобы «истинной»
цивилизации.
Теория "локальных цивилизаций"
К числу наиболее представительных теорий цивилизаций относится
прежде всего теория А.Тойнби (1889—1975), который продолжает линию
Н.Я. Данилевского и О.Шпенглера. Его теория может считаться
кульминационным пунктом в развитии теорий «локальных цивилизаций».
Монументальное исследование А. Тойнби «Постижение истории» многие
ученые признают шедевром исторической и макросоциологической науки.
Английский культуролог начинает свое исследование с утверждения, что
истинной областью исторического анализа должны быть общества, имеющие
как во времени, так и в пространстве протяженность большую, чем
национальные государства. Они называются «локальными цивилизациями».
Таких развившихся «локальных цивилизаций» Тойнби насчитывает
более двадцати. Это - западная, две православных (русская и
византийская), иранская, арабская, индийская, две дальневосточных,
античная, сирийская, цивилизация Инда, китайская, минойская,
шумерская, хеттская, вавилонская, андская, мексиканская, юкатанская,
майя, египетская и др. Он указывает так же на четыре остановившиеся в
своем развитии цивилизации - эскимосскую, момадическую, оттоманскую и
спартанскую и пять «мертворожденных».
Однако сразу возникает вопрос: почему некоторые общества, подобно
многим примитивным группам, становятся неподвижными на ранней стадии
своего существования и не складываются в цивилизации, тогда как другие
достигают этого уровня? Ответ Тойнби таков: генезис цивилизации нельзя
объяснить ни расовым фактором, ни географической средой, ни
специфической комбинацией таких двух условий, как наличие в данном
обществе творческого меньшинства и среда, которая не слишком
неблагоприятна и не слишком благоприятна.
Группы, в которых налицо эти условия, складываются в цивилизации.
Группы, не обладающие ими, остаются на доцивилизованном уровне.
Механизм рождения цивилизаций в этих условиях сформулирован как
взаимодействие вызова и ответа. Среда намеренно неблагоприятная
непрерывно бросает вызов обществу, общество через свое творческое
меньшинство отвечает на вызов и решает проблемы. Такое общество не
знает покоя, оно все время в движении, благодаря движению оно рано или
поздно достигает уровня цивилизации.
Возникает и второй вопрос: почему четыре цивилизации
дальнезападная христианская (ирландская), дальневосточная Христианская
(несторианская в Средней Азии), скандинавская и сирийская развивались
ненормально и родились мертвыми. Тойнби пытается понять, отчего пять
цивилизаций (полинезийская, эскимосская, кочевая, спартанская и
оттоманская) застыли в своем развитии на ранней стадии, тогда как
остальные успешно развивались.
Рост цивилизации, по мнению ученого, отнюдь не сводится к
географическому распространению общества. Он не вызывается им. Если
географическое распространение с чем-нибудь положительно связано, то
скорее с задержкой развития и с разложением, чем с ростом. Подобным же
образом рост цивилизаций не ограничивается и не вызывается техническим
прогрессом и растущей властью общества над физической средой. Какого-
то четкого соотношения между прогрессом техники и прогрессом
цивилизации культуролог не признает.
Тойнби считает, что рост цивилизации состоит в прогрессивном и
аккумулирующем внутреннем самоопределении или самовыражении
цивилизации, в переходе от более грубой к более тонкой религии и
культуре. Рост — это непрерывное «отступление и возвращение»
харизматического (богоизбранного, предназначенного свыше к власти)
меньшинства общества в процессе всегда нового успешного ответа на
всегда новые вызовы среды внешнего окружения.
Интересна мысль Тойнби о том, что растущая цивилизация — это
постоянное единство. Ее общество состоит из творческого меньшинства,
за которым свободно следует, подражая ему, большинство — внутренний
пролетариат общества и внешний пролетариат варварских соседей. В таком
обществе нет братоубийственных схваток, нет твердых, застывших
различий. В результате процесс роста представляет собой рост
целостности и индивидуального своеобразия развивающейся цивилизации.
И еще один, третий вопрос: как и почему цивилизации
«надламываются, разлагаются и распадаются»? Не менее 16 из 26
цивилизаций сейчас «мертвы и погребены». Из оставшихся в живых десяти
цивилизаций - полинезийская и кочевая находятся сейчас при последнем
издыхании; а семь из восьми других в большей или меньшей степени — под
угрозой уничтожения или ассимиляции нашей западной цивилизацией. Более
того, не менее шести из этих семи цивилизаций обнаруживают признаки
надлома и начавшегося разложения.
Упадок, как считает Тойнби, нельзя приписать космическим
причинам, географическим факторам, расовому вырождению или натиску
врагов извне, который, как правило, укрепляет растущую цивилизацию.
Нельзя объяснить его и упадком техники и технологии, ибо во всех
случаях упадок цивилизации является причиной, а упадок техники —
следствием или симптомом первого.
Сам упадок — это не единовременный акт, а весьма длительная
стадия, которая, согласно Тойнби, состоит из надлома, разложения и
гибели цивилизаций. Между надломом и гибелью цивилизации нередко
проходят столетия, а иногда и тысячелетия. Так, например, надлом
египетской цивилизации произошел в XVI в. до н.э., а погибла она
только в V в. н.э. Период между надломом и гибелью охватывает почти
2000 лет «окаменевшего существования», «жизни в смерти». Но как бы
Страницы: 1, 2, 3, 4
|