скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Культурология скачать рефераты

Появляются касты:

Брахма – первопричина мира и творец человечества.

Вишну

Шива – культ жизненной силы (мужского начала).

А) брахманы произошли из уст Брахмы.

Б) кшатрии (воины) произошли из рук Брахмы.

В) вайшьи произошли из бедер Брахмы.

Г) шудры произошли из ног Брахмы.

Аватара – воплощение Бога в каком-то существе.

Кришну – хранитель мирового порядка.

Учение о дхарме – совокупность религии и общества.

Дхарма – долг.

«Бхагават Гита», где Кришна призывает объединиться брахманам.

Карма – общая сумма, совершаемая всяким живым существом, поступков и

их последствий,

которые определяют характер нового рождения.

Карма – влияние совершенного действия на характер будущего.

К 1 тысячелетию д.н.э. стали на божество одевать цветочные гирлянды,

курение благовоний, зажигать светильники.

Ашрамы – стадии человеческой жизни.

1. Ученик.

1. Домохозяин.

1. Лесной отшельник.

1. Аскет, отрекшийся от мира.

Учитель – вместитель божественных знаний, мудрости (Гуру).

Отношения коммуникации, при помощи которых традиция переходит

из поколения в

ученика и – поколение.

учителя

Посвящение давало право приобщения к таинствам и к изучению ведов.

«Рамаяна» – первая эпическая поэма (воплощение бога Вишну).

В поэме мы можем увидеть идеальные образцы традиционной культуры: сын

должен повиноваться отцу, жена – мужу, ученик – учителю, поданные –

правителю.

Рама – идеальный сын-муж-правитель; жена его – Сита – воплощенная

женственность.

Канонический текст – авторитет для данного сообщества. (3 век д.н.э.)

Текст – латинское слово «ткань», «соединение» – последовательность

символов, образующих ...

Функции текста:

1. Сообщение, направленное от носителя информации к субьекту.

1. Коллективная память.

1. Общение читателя самим с собой.

1. Текст как собеседник.

5.

Контекст – латинское слово «соединение», «согласование», «связь» –

общий смысл социально-

исторических и культурных условий, которые позволяют уточнить смысловое

значение результатов деятельности человека.

3. «Будда» – просветленный.

Путь к истине идет через страдание.

Человек, устремленный к небу – приближение к нирване.

4. В Индии в 5 веке д.н.э. появился трактат, в котором выделяют 8

основных человеческих чувств:

1) Любовь.

1) Смех.

1) Печаль.

1) Удивление.

1) Отвращение.

1) Страх.

1) Мужество.

8)

Наука о любви появляется в период вед наряду с математикой,

грамматикой и астрономией.

Кама – наслаждение предметом при помощи 5 основных чувств:

1) слуха

1) речи

1) зрения

1) вкуса

1) запаха

в соответствии с диктатами разума, их созвучия с душой.

Влечение ума порождает

Влечение души порождает дружбу;

Влечение тела порождает вожделение;

А соединение всех трех порождает любовь.

Танец: бог Шива – космический танцор, т.к. его разрушительная энергия

реализуется во время

танца с открытием нового цикла.

В Кама-сутре мужчина находится во второй стадии – стадии домохозяина.

Шрингара – любовь, переживаемая эстетически – слияние воображений –

любовь без обладания.

Любовь, долг, благо – три ценности для всех индусов.

Характерные черты традиционной культуры Индии:

1) Традиционная культура развила человеческие чувства;

1) Вера в незыблемые авторитеты;

1) Обращенность к прошлому;

1) Преобладание конона;

1) Особый способ передачи знания: учитель – передатчик божественной

мудрости.

Культура Китая.

1) Особенности китайской культуры.

1) Культура Древнего Китая.

1) Культура даосов.

1) Конфуцианство.

2) в III-IV тысячелетии д.н.э. возникла культура Древнего Китая.

С 3 тысяч лет д.н.э. находят первые глиняные изделия – чаши, для

которых очень хорошо делали

обжиг, прекрасно полировали. Жилища были глинобитные.

Дракон олицетворял силы огня.

Главное божество для китайцев – это небо, которое они представляли

как круг.

Чжунгд – срединное государство.

Китаецентризм – характерная черта китайской культуры.

Считали, что идти по пути «дэ» – значит приближаться к «дао».

Китайский император должен обязательно быть литератором, т.е. быть

культурно развитым.

Литература и традиции мыслились делом великим – конвой

государственности, а запечатлевшие ее иероглифы – символ благодати.

Во II тысячелетии в Китае появилась геометрия. К I тысячелетию

находят очень крупные города (население около 5000).

Китайцы – первоизобретатели бумаги, фосфора.

Найдена крупная погребальная камера (2 уровня: 1-ый – 400 кв.м., 2-ой

– 400 кв.км)

(3 век д.н.э.) Шихуанди.

Захватчики, приходившие на территорию Китая, ассимилировались

китайской культурой.

Император – сын неба. Дворцы и усадьбы всегда прямоугольного

основания с входными галереями – особенность китайских строений.

С III-V веков д.н.э. в Китае наблюдается период «борющихся царств» с

одновременным развитием культуры (монеты, подносы, музыкальные шкатулки,

столики, орнамент).

Самая высокая пагода имеет высоту 60 метров.

Цветы и птицы изображаются как великое в малом: одна птица, одна

ветка, один цветок – олицетворение Вселенной.

Пион – символ богатства;

Сосна – долголетие;

Гранат – многочисленное потомство;

Бамбук – стойкость, мудрость;

Сосна, бамбук и декоративная слива – вечная дружба;

Персик – бессмертие.

Поры года – единство Вселенной (горы, воды).

В 1-ом тысячелетии в Китае появляются книги, первой из них являлась

«Книга перемен» и «Книга песен» (300 шт.), позже возникают «Исторические

записки» (авторские).

3) Основой китайской культуры является даосизм. «Дао» – путь ко

Вселенной.

Представление об изменчивости: «янь» – мужское начало, «инь» –

женское начало.

«Природа изменчива, но устойчива при наличии гармонии «янь» и

«инь»», – считали китайцы.

Поведение человека должно направляться естественными законами

Вселенной, нарушать которые нельзя, иначе в мире наступит хаос и гибель.

Юнг считает, что «дао» – средний путь между внутренним и внешним.

Большое значение для китайцев имеет любовь: «Истинная радость любви –

в экстазе двух тел и душ, смешивающихся и объединяющихся в поэзии».

Секс без любви – биологическая функция.

Фаллос – нефритовый ствол;

Женские – нефритовые ворота;

Половые органы

Открытие китайских даосов: выяснили, что для человека есть 2

эликсира:

внешний эликсир – алхимия;

внутренний – умение наслаждаться любовью.

Даосизм – душа китайцев.

4) Конфуцианство – «верхняя одежда» китайцев.

Учитель – Кун-цзы.

Конфуцианство – дух рационализма, но идеал мудрости и справедливости.

Главное для конфуцианства – управлять своими эмоциями, исполнять свой

долг перед другими

людьми и перед самим собой.

А) Долг требует верности семье, государству, усилий, направленных на

учебу, самосовершенствование.

Б) Сыновья почтительности – «сяу» – сын должен заботится о своих

родителях.

Чиновник должен прекрасно знать конфуцианство, при становлении на

службу он сдает письменный экзамен.

«Платить добром за добро, а обиду воздавайте по справедливости».

Конфуций большое значение придает ритуалу.

Ритуал (в обыденном понимании) – стандартная устойчивая деятельность,

имеющая церемониальный характер.

Когда даосизм превращается в религию, то монахи утверждают, что жизнь

– иллюзия, а смерть – возвращение к «дао».

В Китае ведущую роль занимает буддизм.

Конфуцианство, в котором главное – человеколюбие, утверждает:

«Человек всегда ощущает себя частью целого – рода, клана, семьи,

государства, и любое свое действие он определяет в пользу целого».

Античная культура.

«Античный» – древний.

Культура Древней Греции.

1. Особенности культуры древней Греции.

1. Картина мира.

1. Взлет греческой культуры.

1. а) в III тысячелетии – XII в. д.н.э. возникает цивилизация –

Эгейская культура – Критомикенская культура.

б) Между XI-VIII в. д.н.э. – Гомеровский период.

Гомер «Илиада» (Троянская война)

«Одиссея»

в) VII в. д.н.э. – VI – архаика.

«Ордер» (лат. слово) – порядок, строй.

Пясть, ступня, локоть – выбирали один модуль.

Создавались строения, форма которых напоминает современные здания.

«кора» – девушка (неподвижная)

«курас» – юноша (идущий)

г) V-IV в. – классика.

Иногда этот период делят на раннюю, высокую классику.

д) III-I в. – эллинистический период.

Во II в. греческая культура поглотила римскую.

2. Картина мира была мифологической.

Космос – то, что можно окинуть взором.

Боги для греков находятся рядом:

Зевс – владелец стихий, громовержец, выразитель мужской потенции.

Апполон – бог света.

Терпсихора – муза танца.

Мельпомена – муза театра.

Красота для греков – то, что останавливает Зевса и войну – самая

главная ценность для греков.

Одной из характеристик греческой картины мира является ананке.

В Греции обязательным было образование, в первую очередь, для

мальчиков (с 7 лет).

От мифологического сознания к рациональному мышлению лежит путь через

философию.

Мифологическое сознание не знает абстракций.

Греки как бы встраивают природу в свой мир: кентавр – соединение

человека и животного.

Состязательность – главная черта античной греческой культуры.

Греки во всех странах заимствовали знания: создали театр, поэзию.

Отношения богов и греков: боги могут помогать, но могут и сердиться,

греки поклоняются богам.

Представления греков:

Небо – Голова

Земля – Туловище

Аид – Ноги

Греки всегда являются гражданами Полиса.

Дифирамбы (трагосы – козлиные песни) в них рассказывается о жизни

Диониса.

В трагедии герой всегда идет по пути своей воли.

Эсхил – древнегреческий драматург.

Софокл – хранитель казны.

Еврипид – миф «Прометей».

Культура Греции – основание европейской культуры.

«Человек – мера всех вещей»,– говорил Протагор.

Общение греков с богами было непосредственным.

3. Вотивы – дары.

Сохранилось много скульптур Афродиты.

Греческие скульптуры занимали большое пространство многих городов.(В

Акрополе – 30000)

Скульптуры изображали богов и спортсменов. Гениальный скульптор Мирон

создал сложнейшую

скульптуру, т.е. спортсмена в движении, который собирается метнуть диск.

У Фидия – сидящий Зевс.

У Поликлета – трактат «Конон», где он разработал идеальные пропорции

человеческого тела (скульптура Дорифор – воплощение идеальных пропорций

человеческого тела).

Лаоккон – жрец, который говорил троянцам, чтобы не вводили

деревянного коня.

Повседневная жизнь греков:

1) дом делился на 2 части: мужскую половину и женскую.

1) Греческая женщина не имела прав.

1) Мальчики становились самостоятельными уже в 7 лет.

1) В каждом доме существовал свой бог, которому поклонялись и

приносили в жертву не только

домочадцы, но и гости; пили только разбавленное с водой вино.

5)

Из Греции к нам пришли комедии:

Аристофан – написал комедию «Облака» (главный герой Сократ),

«Птицы», а также «Лисистрата» (имеет современную

постановку).

Катарсис (Аристотель) – ощущение от зла и злых помыслов у

человека во время сопереживания героям трагедии.

Символ греческой культуры – кентавр.

Боннар – автор исследования «Греческая цивилизация». Он считал, что

греки подарили миру 2

ещи: науку и демократию.

1) наука для греков – это философия.

В VI – VII в. сформировался Полис, в котором каждый греческий

житель имел свой земельный

надел.

Аристотель: «Полис – есть совокупность семей, территорий, имуществ,

способная сама обеспечить себе благую жизнь. Люди объединились в

полис ради справедливости».

2) Греческий идеал счастья – служение государству.

Геродот был зажиточным человеком, во время войны умер во славу

своего города и похоронен за государственный счет – это есть

греческое истинное счастье.

3) Нигде права народа не были такими гарантированными, чем в Греции.

Культура Рима.

1. Общая характеристика.

1. Понятие античности.

1. Античность в истории.

1. Рим – священная территория, на которой правят боги и справедливость

(по словам римлян).

Римляне считали, что варвары живут за пределами римской земли.

Понтифики обращались к богам, гадали на внутренностях животных,

птиц, они являлись государственными служителями; принятые ими решения

исполнялись в точности.

Рим подарил миру собственное право («юрист»). Римляне жили в

соответствии с римским

правом.

Вода для римлян – священная (после походов воины обязательно

обмывались). Воду никогда

не перекрывали.

Термы имели три залы: с холодной водой, горячей, средней. При

термах был гимнастический зал, библиотека.

Для триумфов строили триумфальные арки (арка Тита), колонны

(колонна Траяна), храмы (пантеон – храм всех богов).

Характерное для римской культуры – почитание предков.

Впервые в Риме была создана конная статуя.

В Риме появились коллегии – форма объединения людей и

землячество.

В Древнем Риме утверждена традиция почитания предков (чем больше

масок хранили, тем древнее род и уважаем).

Рим подарил миру великолепные дороги, которые сохранились до

наших веков.

Фамилия – семья – ядро, состоящее из кровных родственников и

Страницы: 1, 2, 3