скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Культурологическая проблематика в работе Л.Н.Гумилева Этногенез и биосфера Земли скачать рефераты

обязать выполнять никакие общественные функции, так как они не имели

средств для пропитания. Но Марий провел закон о привлечении этих людей к

несению военной службы и об уплате им жалованья, что привело к созданию

профессиональной армии. В дальнейшем эта армия стала мощной силой, под

руководством Цезаря захватившей власть и превратившей республику в империю.

Столкновения политических партий на время приостановили культурное развитие

страны, ибо вся энергия римских граждан была устремлена на участие в

кровопролитных гражданских и внешних войнах. Когда же гражданские войны

утихли, начался золотой век римской культуры, техники военной и

гражданской, короче говоря, того, что мы привыкли называть цивилизацией. Но

в III – IV вв., во время солдатских мятежей, империя начала разваливаться,

что и знаменовало упадок римского этноса, хотя созданная этим этносом

суперэтническая культура надолго пережила его самостоятельное реальное

существование. Умирание шло как путем физического вырождения основных

носителей изначальных традиций, так и путем их поглощения христианскими

общинами, закончившегося к концу IV в., при императоре Феодосии. Часть

населения, оставшаяся после исчезновения римской этнической традиции, вошла

в зародившуюся перед этим и находившуюся на подъеме новую этническую

традицию, которую мы, в согласии с установившейся терминологией, называем

«византийской». Сами византийцы не ставили проблемы этногенеза и именовали

себя римлянами, подчеркивая этим непрерывность государственной традиции.

Но, как показано выше, «их отличие от языческих предков было радикальным и

коренилось в измененном стереотипе поведения, что и позволяет нам

рассматривать восточноримских христиан как самостоятельный этнос со всеми

его функциями»(7). Фаза этнического становления «византийцев» приходится на

III в., когда христиане заполняли рынки, курии, муниципии, армию, оставив

язычникам только храмы. Несмотря на жестокое гонение, христианская община

разрослась до пределов Римской империи, а затем перехлестнула ее границы: в

христианство обратились Абиссиния, Армения и Ирландия. Однако этнические

особенности народов, ставших христианами, настолько разнились друг от

друга, что уже к VII в. можно говорить о византийской суперэтнической

культуре, но не об едином этносе, каковым оставалось население Малой Азии и

южной части Балканского полуострова.

Описанная эпоха напоминает первый период римской истории, до начала

гражданских войн. Следующим периодом, прошедшим для Византии весьма

болезненно, было иконоборчество, т.е. вмешательство светской власти в

духовную жизнь членов православной церкви. Попытка не удалась. Несколько

сот беззащитных монахов сумели противостоять мощной военной машине

Исаврийских императоров. Вслед за тем наступил спокойный, во внутреннем

отношении, период Македонской династии, подобный периоду римской

цивилизации от Августа до Марка Аврелия. В это время были крещены славяне,

частично венгры и половцы, а несториане (те же византийцы по культуре)

обратили в христианство большую часть центральноазиатских кочевников, за

исключением монголов. Это фаза исторического существования.

Но к концу XI в. сила и энергия византийского этноса ослабели:

Византийская империя потеряла Малую Азию, Сербию и подверглась нападениям

норманнов, разоривших Эпир и Македонию. Энергичные императоры династии

Комненов использовали силы крестоносцев для войны с мусульманами, чем на

время задержали падение империи. Но в конце XII в. возник конфликт между

греками и «франками» (т.е. западноевропейцами), захватившими в 1204 г.

Константинополь, Македонию и Грецию.

Очень важно отметить, что количество крестоносцев, осаждавших город с

население в несколько сот тысяч, было около 22 – 25 тыс. человек, но против

них сражалась только наемная варяжская дружина, а горожане позволяли себя

беспрепятственно убивать и грабить. Живые силы византийского этноса

сохранились только на окраинах империи – в Малой Азии и Эпире. Впрочем, их

оказалось достаточно, чтобы за полвека очистить свою страну от крестоносцев

и положить начало последней византийской династии – Палеологов. По

существу, время правления Палеологов (1261 – 1453) было медленной агонией

византийского государства и этноса, т.е. фазой исторического упадка. И

тогда произошел глубокий раскол в дотоле монолитной структуре Византии:

часть населения во главе с императорами стала на путь «европеизации»,

компромисса с католичеством, приняла унию. Другая часть образовала секту

зилотов, антицерковного направления, и только небольшая группа ревнителей

православия во главе с Иоанном Кантакузеном и афонскими монахами боролась

за сохранение традиций, но осталась в меньшинстве. Последние ее сторонники

эмигрировали в Россию в XIV - XV вв. Униатская же партия утеряла свои связи

с народом, и падение Константинополя было предрешено. «После рокового 1453

года остатки византийцев (фанариоты), как исторический реликт, влачили свое

существование несколько столетий под властью турецких султанов»(8).

Наконец, этногенез древних тюрков интересен тем, что он был оборван

посторонним вмешательством. В 439 г. небольшая группа монголоязычных

кочевников Ашина была вытеснена из предгорий Алашаня и Наньшаня на север –

в Монгольский Алтай. Там она смешалась с местным тюркоязычным населением, в

результате чего создался небольшой народ, называвший себя «тюрк» или

«тюркют». В середине VI в. тюрки захватили почти всю евразийскую степь от

Черного моря до Желтого и Среднюю Азию до Амударьи. Это была их фаза

исторического становления. Однако соседство с могущественным, богатым и

агрессивным Китаем вызвало ряд конфликтов, закончившихся в 630 г. разгромом

Восточнотюркского каганата и подчинением тюрок китайскому императору.

Западный каганат сохранил самостоятельность до 658 г., когда его восточная

половина была также оккупирована китайскими войсками, а западная составила

самостоятельный Хазарский каганат. В 680 г. восточные тюрки восстали против

Китая и до 745 г. отстаивали свою независимость. Поражение, нанесенное им

коалицией, составленной из Китая, карлуков, уйгуров и басмалов, прекратило

фазу исторического существования древнетюркского этноса, так как те тюрки,

которые не были убиты в степи, растворились среди конгломерата народов

Центральной Азии. Только небольшая группа, укрывшаяся на Алтае,

просуществовала как реликт до XVII в., когда ее покорил боярский сын Петр

Сабанский. К нашему времени это племя – телесы – слилось с окружающими их

теленгитами.

Ясно, что относительная длительность разных фаз этногенеза может быть

весьма различной. Фаза исторического становления непродолжительна; процесс

идет весьма интенсивно. Фаза исторического существования у большинства

этносов длиннее предыдущей, ибо именно в этом периоде складывается

комплексное своеобразие этноса, заканчивается его экспансия и создаются

условия для формирования суперэтнических культурных образований. Фаза

исторического упадка может особенно сильно варьировать по своей

протяженности, так как она зависит как от интенсивности внутренних

процессов разложения этноса, так и от исторической судьбы, определяемой

степенью развития материального базиса, накопленного за предшествовавший

период, физико-географическими условиями ареала, и состоянием смежных

этносов. Наконец, фаза исторических реликтов уже целиком зависит от

историко-географических особенностей данной территории.

Пассионарность

«Формирование нового этноса всегда зачинается одной особенностью:

непреоборимым внутренним стремлением небольшого числа людей к крайне

активной целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением

окружения (этнического или природного), причем достижение этой цели, часто

иллюзорной или губительной для самого субъекта, представляется ему ценнее

даже собственной жизни»(9). Это, безусловно, отклонение от видовой нормы

поведения, потому что описанный импульс противоречит инстинкту

самосохранения. Этот импульс может быть связан как с повышенными

способностями (талант), так и со средними, и это показывает его

самостоятельность среди прочих импульсов поведения, уже описанных в

психологии. Этот же признак лежит в основе этики, где интересы коллектива,

пусть даже дурно понятые, превалируют над жаждой жизни и заботой о

собственном потомстве. Особи, обладающие этим признаком, совершают (и не

могут не совершать) поступки, которые, суммируясь, ломают инерцию традиции

и дают толчок созданию новых этносов.

И самое курьезное, что эффект, порождаемый этим признаком, видели и

видят все люди; больше того, даже сама эта особенность известна как

«страсть», но в обывательском словоупотреблении так стали называть любое

сильное желание, а иронически – просто любое, даже слабое влечение.

«Поэтому для целей научного анализа мы предложим новый термин –

пассионарность (от лат. passio), исключив из содержания его животные

инстинкты и капризы, служащие симптомами разболтанной психики, а равно

душевные болезни, потому что хотя пассионарность, конечно, уклонение от

видовой нормы, но отнюдь не патологическое»(10).

Собственно говоря, пассионарность имеют почти все люди, но в

чрезвычайно разных дозах. Она проявляется в различных качествах:

властолюбии, гордости, тщеславии, алчности, зависти и т.п. (модусы

пассионарности), которые с равной легкостью порождают подвиги и

преступления, созидание и разрушение, благо и зло, но не оставляют места

равнодушию. Общим моментом является именно тот, который важен для нашей

проблемы: способность и стремление к изменению окружения. Импульс

пассионарности бывает столь силен, что носители этого признака –

пассионарии – не могут рассчитать последствия своих поступков и, даже

предвидя гибель, удержаться от их свершения. Это очень важное

обстоятельство, указывающее, что пассионарность находится не в сознании

людей, а в подсознании(11).

Ярким примером пассионария может служить Наполеон. После египетского

похода он стал богатым настолько, что мог прожить остаток жизни без труда.

Обыватель так бы и поступил. Наполеон же принял на себя нагрузку непомерной

тяжести, с огромным риском и печальным концом. Модусом его пассионарности

было властолюбие. Его тщеславные маршалы ограничивались стремлением к

почестям.

Парижские буржуа, потребовавшие в 1814 г. сдачи города русским,

кричали: «Мы хотим не воевать, а торговать!» Это алчность, но не очень

сильная, потому что инстинкт самосохранения ее ограничивал. Французские

крестьяне того же времени стремились к тому, чтобы тратить силы на

преобретение богатства, уже заведомо без риска для жизни, но среди них были

и такие, которые ограничивались поддержанием имеющегося достатка,

удовлетворяя свою гордость выигрышами у соседей в кегли или домино. Их

пассионарность была так мала, что уравновешивалась инстинктом

самосохранения, что создает «гармонию» психической структуры. Это – вторая,

наиболее многочисленная часть населения.

У третьей группы населения активность имеет иной характер, нежели у

гармоничных особей, находящихся у нулевой точки отсчета, и по существу

диаметрально противоположна пассионарности. В истории эта группа, которую

Гумилев называет субпассионариями, наиболее ярко представлена «бродягами»,

иногда становящимися солдатами-наемниками. В средние века они шли в

ландскнехты, в ХХ в. – в иностранный легион. Они не изменяют мир и не

сохраняют его, а существуют за его счет. В силу своей подвижности они часто

играют важную роль в судьбах этносов, совершая вместе с пассионариями

завоевания и перевороты. Но если пассионарии могут проявить себя без этих

«бродяг-солдат», как можно их условно назвать, то те – ничто без

пассионариев, ибо сами они не умеют поставить себе ни цели, ни

организоваться. Максимум, на который они способны, – это разбой или

гангстеризм, жертвой которого становятся носители нулевой пассионарности,

т.е. основная масса населения. Но в таком случае «бродяги» обречены: их

выслеживают и уничтожают.

Есть соблазн сопоставить пассионариев с «героями, веющими толпу», а

«бродяг-солдат» назвать «ведомыми», но на самом деле механизм действия не

столь прост. Испанские Габсбурги и французские Бурбоны, за исключением

основателей династий, были заурядными людьми, равно как и большая часть их

придворных. Но идальго и шевалье, негоцианты и корсары, миссионеры и

конкистадоры, гуманисты и художники – все они создавали такое внутреннее

напряжение, что. политика Испании XVI и Франции XVI – XVII вв., если

изобразить ее как составляющую этногенетического процесса, отражала

огромную пассионарность этих этносов(12).

Остановлюсь на этом подробнее. «Бродяги-солдаты» как

характерологический тип отличаются повышенной реактивностью и

соответственно пониженной целеустремленностью. Их активность возникает за

счет внешних раздражителей, вызывающих импульсивную реакцию, без расчета и

соображений. Такой образ поведения самоубийствен, даже если он не граничит

с патологией. У гармоничных людей реактивность уравновешивается слабыми

импульсами пассионарности, благодаря чему они соразмеряют свои поступки с

заботой о себе, детях и друзьях. Пассионариями же в полном смысле слова, по

теории, нужно называть тех людей, у которых инстинктивные импульсы

самосохранения подавлены стремлением к реальной или иллюзорной цели.

Деятельность их неизбежно направлена не на самосохранение или минутное

самоудовлетворение, а на изменение окружения, хотя заслуга принадлежит не

их воле, а их конституции. Итак, в основе трех характеристик лежит лишь

разная степень выраженности одного признака – пассионарности, а не

качественное деление на «героев» и «толпу». Именно поэтому третью группу

Гумилев назвал субпассионариями.

Особенно важно не смешивать отмеченные выше характерологические типы

внутри этноса: пассионариев, субпассионариев и основную массу населения с

подразделениями классовыми, сословными или этнографическими. Любое из

последних включает в себя все три типа, и, наоборот, каждый из типов

находится в составе любого класса или сословия. Например, в эпоху расцвета

феодализма далеко не все феодалы были пассионариями. Большая часть их

сидела в своих замках, собирала имущество, воспитывала детей и с неохотой

несла воинскую повинность сеньору, выражавшуюся в участии в войнах в

течение 4 0 дней в год. Зато в крестовые походы добровольно устремлялись

тысячи простых людей, бросая семью и родину, причем только часть из них,

нанимаемая королями и герцогами за деньги, рассматривается нами как

Страницы: 1, 2, 3, 4