скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Культура Византии от Времен Константина Великого и до Крестовых Походов (1081 год) скачать рефераты

мисопогон («ненавистник бороды»), написанный против антиохийцев.

Выдающимся произведение языческой литературы IV века был сборник

биографий римских императоров, написанный на латыни, «Писатели истории

августов» (Scriptores Historia Augustea). Автор этого великого произведения

и время эго создания доподлинно не известно.

Известным историком V века является Приск Фракийский, принимавший

участие в посольстве к гуннам и внесший весомый вклад в описание событий

эпохи. Основным и наиболее ценным трудом этого автора является

«Византийская история».

Архитектура

На протяжении периода IV – VI веков в Византии преобладала Сирийская

архитектура. Образцами ее являются блистательные церкви Иерусалима и

Вифлиема, а также некоторые церкви Назарета. К концу Vвека относится и

красивая базилика в Египте, возведенная императором Аркадием над могилой

Мины.

Отдельного упоминания требуют и Золотые Ворота (Porta Aurea), через

которые император официально въезжал в Константинополь. Они были построены

в конце IV или начале V веков. Благодаря совершенным инженерным решениям и

во многом – своему великолепию, они существуют и до сих пор.

С именем императора Константина связано возведение церкви св. Ирины и

Церкви Апостолов в Константинополе, было начато строительство Св. Софии,

законченное при сыне Константина – Констанции. В VI веке эти церкви были

перестроены Юстинианом, а до того, в V веке была построена базилика Иоанна

Студита, ныне мечеть Мир-Ачар джами (Mir-Achor djami).

Некоторые памятники ранневизантийского искусства сохранились и в

западных областях империи. Среди них несколько церквей в Фессалонике,

дворец Диоклетиана в Салонах в Даймации, построенный в начале IV века,

несколько живописных изображений в церкви S. Maria Antiqua в Риме,

относящихся к концу V века, мавзолей Галлы Плацидии и православный

баптистерий в Равенне (V век), а также некоторые памятники в Северной

Африке.

В истории искусства период IV – V веков можно рассматривать как

подготовительный период к эпохе Юстиниана Великого, когда «столица достигла

полного самосознания и приняла на себя руководящую роль», эпохи, получившей

название «Первого золотого века Византийской Империи».

Юстиниан Великий

и Его Ближайшие Приемники (518 – 610 годы)

Почти все писатели и архитекторы этого времени были родом из Азии и

Северной Африки. Эллинистический Восток продолжал оплодотворять

интеллектуальную и артистическую жизнь Византийской империи.

Если бросить общий взгляд на правление Юстиниана, то придется придти к

заключению, что в большей части своих начинаний он не достиг желаемых

результатов. Внешне блестящие военные предприятия на Западе, предпринятые

для возврата отнятых земель, оказались в конце концов неудачными. Не

соответствующие насущным интересам империи, войны Юстиниана разорили

страну. Церковная политика, руководимая императором, также не дала

религиозного единства и внесла лишнюю смуту в Восточные провинции. Полной

неудачей окончилась его административная реформа, приведшая из-за

неправильной налоговой политики к обнищанию и обезлюживанию деревни.

Однако два творения Юстиниана оставили глубокий след в истории

человеческой цивилизации: это – Свод гражданских прав и Св. София.

Литература

Эпоха 518 – 610 годов оставила обильное наследие в различных областях

образования и литературы. Император Юстиниан даже имел специального

историка своего времени Прокопия Кесарийского, отобразившего в своих

сочинениях весьма полную картину его правления. В композиции и стиле

Прокопий часто следовал античным историкам, таким как Геродот, Фукидиду.

Ему принадлежит три крупных исторических сочинения. Крупнейшее – «История в

8 книгах», где описываются войны Юстиниана с персами, вандалами и готами.

Другое сочинение Прокопия – «О постройках», главной темой которого является

хвалебное перечисление и описание многочисленных и многообразных

сооружений, возведенных Юстинианом. Это сочинение содержит богатый

географический, топографический и финансовый материал и вполне может

служить важным источником по истории государства.

Третье сочинение Прокопия – «Тайная история» («Anecdota» или «Historia

arcane») резко отличается от двух предыдущих тем, что содержит много

критического материала о деспотичном правлении Юстиниана и его супруги

Феодоры. Это сочинение также является очень важным источником по внутренней

политике в Византии в VI веке. В сочинениях Прокопия также нашли свое

отражение и описание истории славянской древности, сведения о верованиях

славян и прочее.

Современником Прокопия был автор «Истории Римской Империи» Петр

Патрикий, рассказывающий в своем труде о событиях второго триумвирата (от

Августа) до времени Юстиниана Отступника. Этому автору также принадлежит

трактат «О государственном устройстве», признанный как надежный источник

еще историками Средних Веков.

Среди поэтов-сатириков можно выделить Агафия из Малой Азии, перу

которого принадлежит книга «О царствии Юстиниана», охватившая период с 552

по 558 годы. Позже это сочинение было продолжено историком Мекандром

Протектором под общим названием «История», охватившая период до 582 года –

года восшествия на престол Маврикия. Сочинения же Мекандра было в свою

очередь продолжено египтянином Феофилактом Симокаттой, охватившим период с

582 по 602 годы. Эта часть сочинения дает весьма ценную информацию о

времени Маврикия, о Персии и славянах на Балканском полуострове в конце VI

века.

Одним из важнейших источников по истории периода является сочинение

старца Евагрия «Церковная история» в шести книгах, являющиеся продолжением

историй, написанных Сократом, Созоменом и Феодоритом. Кроме информации о

церковной жизни, в частности о событиях от Эфесского собора 431 – 593

годов, сочинение Евагрия содержит интересную информацию об истории всего

периода.

Ценным дополнением к «Тайной истории» Прокопия может послужить труд

Иоанна Лиднеца «Об управлении римского государства». Он содержит

многочисленные факты о внутреннем устройстве империи.

К области географии можно отнести статистический обзор Восточной

Римской Империи времени Юстиниана «Спутник путешественника» грамматика

Иерокла (Synecdemus). Автор конкретизирует внимание на политической

географии империи с ее 64 провинциями и 912 городами.

Примером художественных произведений этого периода может служить

«Жития восточных святых, или История, касающаяся путей жизни святых

Востока» (Commentarii de Beatis Orientalibus) Иоанна Эфесского на сирийском

языке. Перу этого же автора принадлежит и «Церковная история», охватывающая

время от Юлия Цезаря и до 585 года, написанная также на сирийском. Это

произведение особо ценно тем, что отражает национальную и культурную основу

церковных догматических споров.

Главой агиографов VI века следует назвать Кирилла Скифопольского,

известного как автора нескольких «житий», а именно св. Евфимия, св. Саввы и

прочих. В этой области работал и Иоанн Мосх – автор сочинения «Луг

духовный» (Pratum Spirituale), написанного по результатам путешествий

автора по Палестине, Египту, Сирии, Малой Азии, островам Средиземноморья и

Эгейского моря. Позже «Луг духовный» стал одним из популярнейших

произведений Древней Руси.

Представителями поэтического направления этого времени были Павел

Силанциарий, составивший два поэтических описания Св. Софии и ее убранства,

и Корипп, написавший на латинском языке тоже два известных произведения:

Johannis, написанное в честь полководца Иоанна Троглиты, и In Iandum

Justini.

Архитектура

Наиболее значительным архитектурным сооружением эпохи является Св.

София, или Большая Церковь, как она называлась на Востоке. Св. София была

сооружена по приказу Юстиниана на месте небольшой базилики Св. Софии

(«Божественной Премудрости»), которая была сожжена во время восстания Ника

(532 год). Для того, чтобы сделать этот храм сооружением невиданного

блеска, Юстиниан приказал прислать в столицу лучшие части древних

памятников.

Император выбрал для исполнения этого грандиозного проекта двух

талантливых архитекторов – Анфимия и Исидора. Оба были родом из Малой Азии,

Анфимий из Тралл, Исидор – из Милета. Для проведения работ им было выделено

10 000 человек. Торжественное освещение Св. Софии произошло на Рождество

537год, в присутствии императора.

Сам храм, приближаясь по своему архитектурному типу к купольным

базиликам, образует большой прямоугольник, с великолепным центральным

нефом, над которым высился громадный купол в 31 метр окружностью,

возведенный на высоте более 50 метров от поверхности земли. Из сорока

больших окон, сделанных у основания купола, обильный свет разливается по

всему храму. По обеим сторонам центрального нефа были построены двухэтажные

арки с богато украшенными колоннами. Пол и колонны были сделаны из

многоцветного мрамора, им же была выложена часть стен. Взор верующих

восхищали чудные мозаики. У вершины купола располагался громадный крест,

блиставший на мозаичном небе, усеянном звездами. Перед храмом находился

обширный двор – атриум, окруженный портиками, посреди которого был

прекрасный мраморный фонтан. Главной архитектурной особенностью Св. Софии

является громадный и вместе с тем легкий купол, до сих пор не имеющий себе

равных во всем мире.

Второй знаменитой церковью столицы, построенной Юстинианом, было

Церковь Святых Апостолов. Она была первоначально построена при Константине

Великом или Констанции, однако к VI веку она была в состоянии полного

упадка. Юстиниан снес ее и построил заново в более крупном и великолепном

масштабе. Церковь имела форму креста с четырьмя равными сторонами (Arms)

центральным куполом между четырьмя другими куполами. Среди архитекторов

церкви были Анфимий из Тралл и Исидор Младший. В 1453 году, когда

Константинополь был взят турками, церковь была разрушена для того, чтобы

освободить место для мечети Мехмеда II Завоевателя. Церковь Апостолов

известна также тем, что она была местом захоронения Византийских

императоров от Константина Великого, и выполняла она эту функцию до XI

века.

Строительная деятельность Юстиниана не ограничивалась возведением

только крепостей и церквей. Он построил также много монастырей, дворцов,

мостов, цистерн, водопроводов, бань и больниц. В отдаленных провинциях

империи имя Юстиниана связано со строительством монастыря св. Екатерины на

Синае. В апсиде церкви монастыря находится знаменитая мозаика Преображения,

относимая к VI веку.

Эпоха Династий Ираклия

(610 – 717 годы)

В том, что касается культуры, период с 610 по 717 годы является самой

темной эпохой за все время существования империи. Основной причиной

творческого упадка этого периода являлись политические условия

существования империи, которая была вынуждена направлять все силы на защиту

от внешних врагов. Персидская и позже арабское завоевание культурно

развитых и продуктивных в интеллектуальном отношении восточных провинций –

Сирии, Палестины, Египта и Северной Африки, арабская угроза Малой Азии и

самой столице, аваро–славянская угроза Балканскому полуострову – все это

создавало практически невозможные условия для интеллектуальной и

художественной жизни.

В виду внешних событий времени династии Ираклия, не удивительно, что

ни один из памятников искусства этого времени не существует в наши дни.

Известно лишь несколько памятников, относящихся к VII веку, которые

сохранились за пределами Византии. Но и они демонстрируют значительное

влияние художественной жизни Византии, заложенной в «Золотой век» Юстиниана

Великого. Среди этих памятников можно выделить собор в Эчмиадзине,

восстановленный между 611 и 628 годами и церковь цитадели в Ани (622 год)

в Армении. Мечеть Омара в Иерусалиме, построенная 687 – 690 годах, является

чистым византийским произведением. Некоторые фрески Санта Мария Антика в

Риме относятся к Vii – началу VIII века и также показывают византийское

влияние.

Литература

За это время Византийская империя не имела ни одного историка. Только

дьякон Св. Софии Георгий из Писиды (провинция в Малой Азии) описал в

гармоничных и правильных стихах компании Ираклия против персов и авар.

Среди его произведений можно выделить: «Об экспедиции императора Ираклия

против персов», «О нападении авар на Константинополь в 626 году и их

поражении в результате вмешательства Богородицы», «Ираклиада» - панегирик

императору по случаю окончательной победы над персами, «Гексамерон»

(«Шестоднев») – философско-теологическое диалектическая поэма по поводу

сотворения мира с намеками на современные автору события. Последнее

произведение распространилось далеко за пределы Византийской империи, в IVХ

веке был сделан его русский перевод. В целом современный научный мир

расценивает дьяка Георгия как лучшего византийского светского поэта.

Среди хронистов можно выделить Иоанна Антиохийского и анонимного

автора Пасхальной Хроники. Иоанн Антиохийский, который жил, вероятно, во

время Ираклия, писал всемирную хронику от Адама до смерти императора Фоки

(610 год). До наших дней сохранились лишь фрагменты этого труда, который, в

отличии от многих предыдущих, не рассматривает всемирную историю с узкой

точки зрения, а имеет более широкий взгляд. Автор демонстрирует также более

искусное использование источников, относящихся к ранним периодам.

Пасхальная же хроника, написанная также во времена Ираклия и представляющая

из себя не более чем перечисление событий от Адама до 629 года, однако,

содержит некоторое количество интересных исторических замечаний. Наиболее

интересным для современных исследователей в ней представляется описание

использованных источников, а также часть, посвященная современным автору

событиям.

В области недошедшей до нас теологической монофелитской литературы VII

века интересными представляются сочинения Максима Исповедника, который

цитировал ее фрагменты в процессе опровержения. Максим Исповедник был

одним из наиболее значительных Византийских теологов, являвшимся убежденным

сторонником православия. Будучи современником Ираклия и Константа II, за

свои убеждения он был посажен в тюрьму и, после многочисленных пыток,

сослан в кавказскую провинцию Лазику. Сочинения Максима имели большое

значение для развития византийского мистицизма. К сожалению автор не

Страницы: 1, 2, 3, 4