Культура средних веков. Эпоха возрождения
существовать и помогать друг другу, но значение его второстепенно, оно
существует для человека, а не человек для богатства. Поэтому на каждом шагу
существовали ограничения, запреты, предупреждения не позволять
экономическим интересам вмешиваться в серьезные дела. Человеку было
дозволено стремиться к такому богатству, которое необходимо для жизни на
уровне, подобающему его положению. Но стремление к большему — это уже не
предприимчивость, а жадность, которая есть смертный грех.
Человек должен быть уверен в том, что занимается делом ради всеобщей
пользы и что прибыли, которые он извлекает, не превышают справедливой
оплаты его труда. Частная собственность необходима, по крайней мере, в
этом, падшем мире; когда добро принадлежит отдельным людям, а не всем
вместе, люди больше работают и меньше спорят. Но ее приходится терпеть лишь
как уступку человеческой слабости, а сама по себе она отнюдь не желательна.
Имущество, даже в наилучшем случае, представляло собой некоторое бремя. Оно
должно быть добыто законным путем; принадлежать как можно большему числу
людей; давать средства для помощи бедным. Пользоваться им нужно по
возможности сообща. Его обладатели должны были готовы делиться с теми, кто
в нужде, даже если нужда их не достигает нищеты.
Бремя труда было распределено между различными классами социальной
пирамиды отнюдь не равномерно, существовала достаточно жесткая
эксплуатация. Сам труд не был абстрактным, он состоял в производстве не
каких угодно товаров и продуктов, которые, может быть, можно будет продать
и извлечь из этого определенную выгоду. Существовал конкретный спрос, и
человек работал для того, чтобы заработать себе на жизнь и поддерживать
свое существование. Во времена средневековья, а впрочем, и до него, как
показывал Макс Вебер, не существовало никакого стимула работать больше, чем
необходимо для поддержания своего традиционного жизненного уровня.
Исходной точкой всякой хозяйственной деятельности в средневековье
является естественное ограничение потребностей: сколько благ потребляет
человек, столько и должно быть произведено (такое хозяйствование В. Зомбарт
называет «расходным»). Размеры и характер потребностей были вполне
определенными для каждой социальной группы.
В частности, для дворянства они выражались идеей «достойного содержания»,
соответствующего положению в обществе (Ф. Аквинский). Это положение и
определяло меру хозяйственной активности: вести жизнь сеньора — означало
жить «полной чашей» (охота, турниры, балы) и «давать жить многим»,
одновременно презирая деньги — они существуют для того, чтобы их тратить.
Для массы простого народа было принято приводить доходы в соответствие
потребностям. Приоритет потребления здесь выражается идеей «пропитания»,
рожденной в лесах Европы начавшими оседать племенами молодых народов:
каждая семья получала столько усадебной земли, выгона, леса, в какой она
нуждалась для своего «нормального» существования. Из крестьянской среды
идея пропитания распространилась в промысловую, в торговлю. У крестьян и
ремесленников были различия в понимании существа «пропитания»: если для
крестьянина являлись достаточными размеры его владений, для ремесленника
представлялся достаточным размер его сбыта изделий. Но основная идея была
одной и той же — покрытие потребностей.
В средневековом обществе экономическая организация городов была
сравнительно статичной. В конце средних веков ремесленники были объединены
в цехи. Несмотря на то, что среди членов цеха всегда был кто-то, кто с
трудом сводил концы с концами, в общем, мастер всегда мог быть уверен в
том, что работа его прокормит, и он не останется босым и голодным. Если он
изготавливал хорошие стулья или седла, или сапоги и т. д., то этого было
вполне достаточно, чтобы обеспечить жизненный уровень, который полагался
ему, исходя из его сословия. В противовес тенденции идеализировать цеховую
систему — вместе со всей средневековой жизнью — некоторые историки
отмечают, что цехи всегда были проникнуты монополистическим духом. Однако
большинство авторов считает, что, даже если отбросить какую-либо
идеализацию, цехи были основаны на взаимном сотрудничестве и обеспечивали
своим членам относительную гарантию существования.
Средневековая торговля, как показал Зомбарт, осуществлялась в основном
множеством мелких предпринимателей.
Накопление капитала до конца XV в. происходило очень медленно.
Разумеется, это не значит, что в средние века люди не хотели стать богаче.
Но стремление к наживе, деньгам было принято удовлетворять за пределами
нормальной, традиционной хозяйственной жизни. Люди копали рудники, искали
клады, разбойничали, занимались алхимией, ибо большие и быстрые деньги
принципиально не стремились добыть в рамках обычного хозяйствования.
Другой его важной особенностью является сам характер труда — и для
крестьян, и для ремесленников он был «одиноким творчеством»: люди жили в
своих творениях, как художники, вкладывали в них душу, чуть ли не со
слезами расставались с продуктами своего труда, ручались за них своей
честью; ремесленники явно не любили массовой выделки. Работа приносила
определенное удовольствие труженикам — как реализация их творческих
возможностей, — но большинство работало потому, что им надо было кормить
себя и свою семью. Одним словом, они работали только потому, что им
приходилось работать; идеология пропитания рождала весьма ограниченную
трудовую мотивацию. Это противоречие проявлялось в низких темпах развития
хозяйственной деятельности, в ее неторопливости, в отсутствии большой любви
к хозяйствованию, косвенным свидетельством чему являлось обилие праздников
— выходных дней.
Личному характеру хозяйствования соответствует и его традиционализм,
когда в любом деле смотрели не столько на его цель, сколько на примеры
прошлого, на предшествующий опыт. Это было вызвано и тем обстоятельством,
что отдельный человек мог состояться лишь как член своей профессиональной
группы. Поэтому он стремился культивировать те навыки, которые были
характерны для своей группы, довести до совершенства старое, а не искать
новое в организации труда, технологиях.
Высший идеал этого времени, «освящающий» систему Ф. Аквинского, — это
покоряющаяся в себе и из своего существа восходящая к совершенству
отдельная душа. К этому идеалу были приспособлены все жизненные требования,
ему соответствовало твердое разделение людей на профессии и сословия,
рассматриваемые как равноценные в их общих отношениях к целому и
предоставляющие отдельному лицу те формы, только внутри которых оно может
развивать свое индивидуальное существование до совершенства. Основная черта
средневековой жизни — ощущение и потребность уверенного покоя, свойственная
всякой ограниченной жизни.
Социальная культура средневековья выступает, прежде всего, как
политическое господство дворянства, основанное на сочетании прав на землю с
политической властью. Эту сферу культуры отличает иерархическая вертикаль,
где социальные отношения сеньора и вассала строились на основе договоров,
семейных связей, личной верности, преданности и покровительства,
скрепляющих «раздробленное» общество. С образованием централизованных
государств формировались сословия, составляющие структуру средневекового
общества — духовенство, дворянство и остальные жители, позднее названные
«третьим сословием», «народом». Духовенство заботилось о душе человека,
дворянство (рыцарство) занималось государственными делами, народ трудился.
Тем самым христианский образец человека трансформировался в сословные
идеалы человеческой жизни. Интересной особенностью этого процесса явилось
формирование монашества, которое олицетворяло переход от общинного ожидания
царства Божия на земле к достижению индивидуального спасения путем
аскетического «сораспятия» Христа при жизни, совместной святой
жизнедеятельности. Одним из первых орденов западной церкви является
бенедиктинский (VI в.). Он представлял собой объединение монастырей с
единым уставом. Характерной особенностью бенедиктинцев было практическое
милосердие, высокая оценка труда, активное участие в экономической жизни
общества. Главной целью доминиканского ордена (XII в.) являлась борьба с
еретиками. Монахи францисканского ордена (ХШ в.) стремились подражать
нищенской жизни Христа на земле.
Для второй сословной группы — дворянства — характерны иные представления
о человеке и его месте в мире. Рыцарский идеал человека предполагал
знатность происхождения, храбрость, заботу о славе, чести, стремление к
подвигам, благородство, верность Богу, своему сеньору, прекрасной даме,
слову, что, впрочем, касалось только отношений с «благородными» людьми, но
не с народом. В этих условиях личная свобода человека не продвинулась
дальше свободы выбора господина. Если в античном мире гражданин полиса
ощущал свое единство с социальным целым в повседневной жизни, то
средневековая целостность резко отличалась от полисной своей
иерархичностью. Средневековый человек эту связь с целым ощущал лишь
духовно, через Бога. Тем самым в средние века начался переход от
рабовладельческого сообщества равных, свободных граждан — к феодальной
иерархии сеньоров в вассалов, от этики государственности — к этике личного
служения.
Средневековый тип отношения человека к миру складывался на основе
феодальной собственности, сословной замкнутости, духовного господства
христианства, преобладания универсального, целого, вечного над
индивидуальным, преходящим. В этих условиях важнейшим достижением
средневековой культуры стал поворот к осмыслению проблемы становления
человека как личности. До XIII в. преобладала тяга к общему, принципиальный
отказ от индивидуального, главным для человека была типичность. Европеец
жил в обществе, не знающем развитого отчуждения, он стремился быть «как
все», что являлось воплощением христианской добродетели. Средневековый
человек выступал как каноническая личность, олицетворяющая обособление
личного начала от всеобщего и подчинение личного всеобщему,
надындивидуальному, освященному религиозными формами сознания. После ХШ в.
наметился мировоззренческий поворот, все более осознавались притязания
отдельной личности на признание. Этот процесс шел постепенно, поэтапно,
начавшись с осознания принадлежности человека не только к христианскому
миру, но и к своему сословию, цеховому коллективу, где личные
характеристики были возможны постольку, поскольку они приняты и одобрены
своим коллективом. Человек становился сословной личностью (в отличие от
родовой личности античного мира).
Следующий этап — выполнение человеком своих социальных ролей. Собственно
говоря, в зрелом средневековье человек выступал не столько как личность,
сколько как ее социальная роль (купец, рыцарь, ремесленник), когда жизнь
человека есть выполнение своей социальной роли, которая воплощается в
профессии. Человек отождествлялся со своей профессией, а не занимался той
или иной профессиональной деятельностью.
Канонический тип личности начал испытывать социальное напряжение под
давлением развития форм общения людей в процессе становления буржуазных
отношений. Чувствующая свою растущую самостоятельность в экономической
сфере личность, все более стала осознавать свою противопоставленность
социальному коллективу. Это предъявляло новые требования и к духовному миру
человека.
Главной чертой духовной культуры средневековья является доминирование
христианской религии. Она выступает как новая мировоззренческая опора
сознания, выражение запроса на святую, чистую жизнь, возникающего у
человека, утомленного плотским активизмом поздней римской античности.
Языческие религии были не готовы к этому, но и большие массы людей тоже не
были способны стать аскетами манихейского типа. Христианство явилось своего
рода «золотой серединой», компромиссом духа и плоти, ибо, при всей своей
спиритуалистичности, Христос воскресает как телесное существо, имеющее
плоть и кровь, которое можно пощупать (Фома Неверующий). Кроме того, один
Бог лучше понятен человеку, имеющему одного хозяина (сеньора).
Всегда ли христианство в средние века имело абсолютно господствующее
положение или ему противостояло, выступало альтернативой какое-либо другое
явление? В период раннего средневековья, вплоть до Х в., даже в таких
официально христианских странах, как Англия, Франция, Италия, наряду с
христианством сохраняли большое влияние языческие верования варваров, для
различных социальных слоев наблюдалась своя особая религиозность. Так, для
знати более характерно формальное исповедование христианства и менее
выражено сохранение язычества. Для простонародья — наоборот.
Но, начиная с Х в., христианство стало религией, которая входила в жизнь
каждого европейца с момента его рождения, сопровождала его на протяжении
всего его земного существования и вводила в загробный мир.
Тем не менее, европейские философы и ученые давно говорили о существенном
различии образа мышления, нравов и поведения христиан-господ и христиан-
простолюдинов. В начале XX в. в результате этого возникла теория двух
культур: аристократической и народной. А к настоящему времени заметное
влияние приобрела точка зрения, что у единой средневековой христианской
культуры существуют два полюса: ученая культура духовной и интеллектуальной
элиты (образованного меньшинства) и фольклорные традиции простонародья
(«культура безмолвствующего большинства). Хотя простые люди не знали, не
желали иметь другой религии и в большинстве своем с энтузиазмом принимали
христианство, они в мировосприятии, самоощущении, мыслях, образах,
чувствах, наконец, в поведении обогащали ортодоксальное христианское
вероучение народными суевериями, ворожбой, колдовством. Для народной
культуры характерно неприятие христианского аскетизма, опора на земную
жизнь. Сущность этой культуры (иногда ее называют «смеховой») ярко
проявлялась в карнавалах с их перевертыванием привычных иерархических
представлений о «верхе» и «низе», мирском и божественном.
Наличие фольклорной культуры представляет собой оппозицию ортодоксальному
христианству. Его мировоззренческой осью становится вероисповедальная
христианская связь единоверцев, их духовно-нравственных исканий.
Христианство все идеалы, которые воодушевляли античность — радость земного
бытия, чувственное, любовное восприятие реального мира, представление о
человеке во всей его мощи и славе, осознание его прекраснейшим увенчанием
природы, — заменило стремлением к загробному существованию, умалением
человека, сведением его к греховному существу, порицанием всех телесных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|