скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Культура Рима скачать рефераты

Следовательно, римская литература выступает на мировой арене по крайне

мере на 400—500 лет позже греческой. Рим мог воспользоваться уже готовыми

результатами векового развития греческой литературы, усвоить их достаточно

быстро и основательно и создавать на этой основе уже свою собственную,

гораздо более зрелую и развитую литературу. С самого начала развития

римской литературы чувствуется сильное греческое влияние.

Второй особенностью римской литературы является то, что она возникает

и расцветает в тот период истории античности, который для Греции был уже

временем упадка. Это был период эллинизма, поэтому и говорят об общем

эллинистически-римском периоде литературы и истории.

Эллинизм характеризуется крупным рабовладением, это создавало в

области идеологии, с одной стороны, черты универсализма, а с другой — черты

крайнего индивидуализма, с очень большой дифференциацией духовных

способностей человека. Итак, римская литература есть по преимуществу

литература эллинистическая.

Из этих особенностей литературы — более позднего ее происхождения и ее

эллинистической природы — выступает еще третья особенность. Римская

литература воспроизводила эллинизм чрезвычайно интенсивно, в крупных и

широких масштабах и в гораздо более драматических, горячих и острых формах.

Так, например, комедии Плавта и Теренция, хотя формально и являются

подражанием новоаттической комедии, например Менандру, но их натурализм и

трезвая оценка жизни, их использование окружающего быта и драматизм их

содержания являются особенностью именно римской литературы.

Точно так же, например, «Энеида» Вергилия, формально являясь

подражанием Гомеру или Аполлонию Родосскому, по существу своему несравнима

с ними своим драматизмом и трагизмом, своей остротой и нервозностью, своим

напряженным универсализмом и страстным индивидуализмом. Нигде в античной

литературе не было такого трезвого анализа действительности, как в римском

натурализме или у римских сатириков, хотя и натурализм и сатира свойственны

и греческой литературе. Но обе эти особенности римской литературы —

натурализм и сатирическое изображение жизни — настолько здесь велики, что

натуралистическая сатира вполне может считаться специфически римским

литературным жанром.

Наконец, хотя талантливых и глубоких историков в Греции было

достаточно, только в Риме могли появиться такие историки, как Тацит, с

таким острым и проницательным анализом исторической жизни, с такой

беспощадной критикой императорской эпохи и с таким свободно-демократическим

настроением. Колоссальные размеры Римской республики и империи, небывалый

размах и драматизм социально-политической жизни Рима, бесчисленные войны,

тончайшая организация военного дела, продуманная дипломатия и

юриспруденция, т. е. все то, чего, требовали огромные размеры Римской

республики и империи в сравнении с миниатюрной и разъединенной классической

Грецией, — все это наложило неизгладимый отпечаток на римскую литературу и

все это явилось ее национальной спецификой.

Периодизация римской литературы.

Так же как и греческую литературу, римскую литературу необходимо

делить на периоды — доклассический, классический и послеклассический.

1. Доклассический период уходит в глубь веков и характеризуется

сначала, как и в Греции, устной народной словесностью, а также началом

письменности. До половины III в. до н. э. этот период называется обычно

италийским. В течение его Рим, первоначально маленькая городская община,

распространил свою власть на всю Италию.

С середины III в. возникает письменная литература. Она развивается в

эпоху экспансии Рима в страны Средиземноморья (включительно по первую

половину II в.) и начавшихся гражданских войн (вторая половина II в. — 80-е

годы I в. до н. э.).

2. Классический период римской литературы — это время кризиса и конца

республики (с 80-х годов до 30 года I в. до н. э.) и эпоха принципата

Августа (до 14 года I в. н. э.).

3. Но уже в начале I столетия н. э. вполне отчетливо намечаются черты

упадка классического периода. Этот процесс деградации литературы

продолжается до падения Западной Римской империи в 476 г. н. э. Это время

можно назвать послеклассическим периодом римской литературы. Здесь следует

различать литературу расцвета империи (I в. н. э.) и литературу кризиса,

падения империи (II — V вв. н. э.).

Доклассический период

1. Фольклор. Фольклорный период отличался в Риме теми же чертами, что

и во всех других странах. Здесь, по-видимому, были представлены все обычные

жанры устного народного творчества. К сожалению, у нас нет почти никаких

материалов, которые бы дошли из этой древности; и мы принуждены здесь

ограничиваться либо ничтожнейшими и малопонятными цитатами из позднейшей

римской литературы, либо даже не цитатами, а только глухими упоминаниями о

них.

Здесь, несомненно, была трудовая песня, связанная, например, с

прядильным и ткацким делом, со сбором винограда, с лодочной греблей.

Особенным распространением пользовались так называемые фесценнины,

песни шуточного, пародийного, а иной раз и непристойного характера,

которые, по-видимому, обладали большой социальной значимостью. Ими

пользовались не только во время пиров или отдыха от работ, но и для

осмеяния и даже во время триумфальных шествий по адресу того самого

полководца-победителя, в честь которого и совершалось триумфальное шествие.

Как и во всяком фольклоре, здесь мы находим также зачатки народной

драмы и даже не только зачатки. Были в ходу так называемые сатуры (слово

неясного происхождения), нечто вроде наших импровизированных сценок.

Историк Тит Ливий (VII, 2, 4) сообщает, что в 364 г. до н. э. для

умилостивления богов во время эпидемии были приглашены актеры, танцоры из

Этрурии, которые создали с помощью римских молодых людей здесь уже нечто

вроде настоящего театра, с мимическими плясками под аккомпанемент флейты.

Наконец, в области драмы большим распространением пользовались в Риме

ателланы, особого рода фарс, пришедший из кампанского города Ателлы. Он

тоже отличался пародийным и сатирическим характером, часто нападал на

общественные порядки и частных лиц и держался в Риме очень долго.

Появление литературной драмы в Риме.

Ливий Андроник Гней Невий.

Римляне взяли литературную драму в готовом виде у греков, перевели на

латинский язык и приспособили к своим понятиям и вкусам. Объясняется это

исторической обстановкой того времени. Завоевание южно-италийских городов,

обладавших всеми сокровищами греческой культуры, не могло пройти для римлян

бесследно. Греки начинают появляться в Риме в качестве пленных, заложников,

дипломатических представителей, педагогов. Знакомство с греческим языком

все шире и шире распространяется среди нобилей. Греческое культурное

влияние усиливается во время 1-й (264-241 гг. до н.э.) и 2-й (218-201 гг.

до н.э.) Пунических войн, порожденных экономическим и политическим

соперничеством Рима и Карфагена. Эти войны окончились победой Рима, который

после этого не знал уже соперников в бассейне Средиземноморья.

В обстановке общественного подъема, вызванного победоносным окончанием

1-й Пунической войны, на праздничных играх 240 г. до н.э. было решено

поставить драматическое представление. Постановку поручили греку Ливию

Андронику, попавшему в Рим в качестве военнопленного после взятия Тарента в

272 г. до н.э. Андроник был рабом одного римского сенатора, от которого и

получил свое римское имя – Ливий. Ливий Андроник, отпущенный на волю, стал

обучать греческому и латинскому языкам сыновей римской знати. Этот школьный

учитель и поставил на играх трагедию и, вероятно, также комедию,

переработанные им с греческого образца или, быть может, просто переведенные

с греческого языка на латинский. Постановка Ливия Андроника дала толчок

дальнейшему развитию римского театра.

С 235 г. до н.э. начинает ставить на сцене свои пьесы драматург Гней

Невий (ок. 280-201 гг. до н.э.), который, вероятно, принадлежал к римскому

плебейскому роду. В отличие от греческих драматургов, написавших обычно в

одном определенном жанре, он сочинял и трагедии и комедии. Трагедии его

были также переделками греческих пьес. Но Невий занимался не только

переделками трагедий с мифологическим сюжетом. Он был создателем трагедий

из римской истории. Такая трагедия называлась у римлян претекста. Иногда

претексты писались и на современные драматургам события. Однако наибольшей

славы Невий достиг в области комедии.

Литературная комедия, которая шла в Риме в III и почти на всем

протяжении II в. до н.э., представляла собой переработку новоаттической,

т.е. бытовой комедии. (Аристократический сенат никогда не допустил бы

существования в Риме политической комедии, подобной комедии Аристофана).

Римскую литературную комедию, являвшуюся переработкой греческих оригиналов,

называли паллиатой, так как ее персонажи носили греческих плащ – паллий.

Действующие лица паллиаты имели греческие имена, и действие всегда

происходило где-нибудь в Греции.

Создателем паллиаты был Невий. Хотя он и придержался греческих

оригиналов, но обрабатывал их гораздо свободнее, чем Ливий Андроник. Невий

первый применил в комедии так называемую контаминацию, т.е. соединение в

римской пьесе сцен из двух греческих пьес.

В свои комедии Невий внес некоторые черты современной ему римской

жизни, причем проявил демократизм и большую политическую независимость.

Драматург заявлял о своем желании говорить свободным языком и рассматривал

театр как арену бичевания пороков и раболепства. Невий допустил насмешки

над влиятельным родов Метеллов и по их требованию попал в тюрьму, из

которой ему удалось выбраться лишь благодаря заступничеству народных

трибунов. Но все же Невий не смог жить в Риме, – он был изгнан из отечества

и умер в Северной Африке.

Одновременно с Невием и после него писали трагедии и другие поэты.

Знаменитыми римскими трагиками III – II вв. до н.э. были Энний, Пакувий и

Акций. Они брали для переработки произведения всех трех великих греческих

трагиков, но наиболее любимым оригиналом был для них Еврипид. Его

стремление к реализму, элементы семейно-бытовой драмы в некоторых его

произведениях делали их доступнее для римских зрителей, чем пьеса Эсхила и

Софокла.

В римской трагедии не могли ставиться во всей своей сложности

политические, религиозно-философские и моральные проблемы, которые

затрагивала греческая трагедия. Слишком велико было различие и в социально-

политическом строе, и в культурном уровне Греции V в. и Рима III – II вв.

до н.э. Поэтому греческие оригиналы приходилось перерабатывать эта

переработка шла по линии насыщения трагедии событиями, запутанности

действия, усиления внешней патетики и чисто зрелищной стороны. Драматурги

стремились также придать римскую окраску некоторым эпизодам греческих

трагедий и чисто римские черты – характерам героев. Например, в трагедии

“Ифигения” (автор – римский драматург Энний) Агамемнон похож скорее на

римского патриция. Это прежде всего царь, он не может предаваться скорби

как простой человек. Народ, по его словам, в этом отношении имеет

преимущество перед царем: ему позволено плакать. Роль хора в римской

трагедии значительно уменьшилась сравнительно с греческой трагедией.

Хоровые партии перелагались в монодии и дуэты актеров.

Несмотря на попытки драматургов приспособить греческую трагедию к

римским вкусам, она оказывалась для значительной части римской публики

сложной по своему содержанию.

Простой народ в Риме с большим удовольствием смотрел комедию, которая

была ему понятнее, так как ближе стояла к жизни. Ни трагедии, ни комедии

этой поры до нас не дошли.

6. Историография I в. до н. э.

В достаточно трудных условиях развивалась историография. Великий

римский историк Тацит в своих произведениях «История» и «Анналы» показывает

трагедию общества, состоящую в несовместимости императорской власти и

свободы граждан, принцепса и сената. Искусная драматизация событий, тонкий

психологизм и меткость суждений делают Тацита едва ли не лучшим из римских

историков.

Римская историография — от Катона Старшего до Тацита — с большой

полнотой отражает факты истории и предания Рима. Одним из первых историков

Рима был Марк Порций Катон Старший. Труды римских историков II в. и первой

половины I в. до н. э. сыграли большую роль в создании классической римской

историографии.

1. Гай Юлий Цезарь — полководец и один из основателей Римской империи

и цезаризма, был выдающимся автором военно-исторических мемуаров и написал

несколько литературно-критических работ высокого художественного качества

по языку и стилю.

Цезарь родился в 102 г. до н. э., происходил из патрицианского рода

Юлиев; он получил ораторское образование, как и Цицерон, и учился на

острове Родосе у знаменитого оратора Молона.

Литературные труды Цезаря, по мнению Цицерона, отличаются строгой

точностью и простотой, — они восходят к школе Фукидида; им свойственна

некая «чистая и знаменитая краткость». С них точно сорвана «одежда»

словесных эффектов, фигур и др.

Замечательны описания жизни галлов, германцев, венетов, их прочнейших

кораблей в «закрытом» море Севера. Цезарь старается везде выставить себя

гуманным, милосердным вождем, который несет соседним с Римом племенам мир и

помощь.

2. Саллюстий.

От Гая Саллюстия Криспа (86—35 гг. до н. э.) дошло полностью два

сочинения — «Заговор Катилины» и «Югуртинская война» (история трудной войны

римлян с нумидийским царем Югуртой II), а также «Истории» — изложение

римской истории за 10 лет, начиная с 78 г., дошедшие лишь в отрывках.

Саллюстий — талантливый мастер исторической прозы, происходил из

плебейского рода, сначала был в рядах популяров, далее перешел к Цезарю,

управляя провинцией Африкой, нажил большое состояние. Он противник

аристократии и богачей и обличал их за то, что они не дают способным

выходцам из других сословий достигать ответственных государственных

должностей. В этом он видит причину разложения республики.

Саллюстий, подобно Фукидиду, вводит в текст речи героев исторических

событий. В сенате по делу Каталины выступают Цезарь — за смягчение

приговора, Катон — с программной критикой равнодушного к народу сената.

Вторая историческая «монография» Саллюстия — «Югуртинская война» также

отмечала порочность римского государственного строя. Причина, почему Рим

долго не мог победить нумидийского царька Югурту, лежала в самой системе

деятельности римского правящего нобилитета: нумидийцы, Югурта поняли, что

Страницы: 1, 2, 3