скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Культура исламского мира скачать рефераты

восьми месяцев в году (ибо четыре месяца считаются “запретными”) надлежит

воевать с многобожниками, с неверными, истреблять их, захватывать их

имущество. В этом ярко проявились фанатизм и нетерпимость к иноверцам,

свойственные исламу даже в большей степени, чем другим мировым религиям.

Однако впоследствии и мусульманские богословы, и светские ученые по-разному

толковали заповедь джихада. Действительно, в Коране проводится некоторое

различие между приверженцами разных немусульманских религий. К

многобожникам, то есть последователям племенных и политеистических культов,

отношение резко враждебное: “О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из

неверных, которые близки к вам. И пусть они найдут в вас суровость. И

знайте, что Аллах — с богобоязненными!” (9: 124). К людям же, “имеющим

писание”, то есть иудеям и христианам, составители Корана высказывают

уважение: это и понятно, ведь на идейной почве именно этих религий, на

путях их упрощения выросла идеология ислама. Однако в Коране есть

предписание воевать с теми, “которым ниспослано писание”, — с иудеями и

христианами, — если они не веруют в Аллаха и не подчиняются религии истины

(9: 29). На практике в исламе всякое разделение между сторонниками иных

религий стерлось: все они рассматривались как неверные (джяур), подлежащие

или истреблению, или покорению. Под знаменем джихада (газавата)

мусульманские лидеры не раз, вплоть до наших дней, побуждали верующих к

истребительной войне против всех иноверцев.

В сегодняшнее время понятие джихад трактуется значительно шире, и именно

в таком широком значении оно употребляется сейчас в мусульманском мире, в

частности резолюциях и постановлениях различных общемусульманских

конференций.

Почти каждый мусульманин знает хотя бы несколько фраз из священной книги

ислама - Корана, хотя многие значения этих фраз не понимают. Коран

произносился и записан по-арабски. В ритуальных целях он используется в

арабском оригинале. Для мусульман Коран - прямая речь Аллаха, обращенная к

Мухаммеду, а через него ко всем людям. В проповедях Корана и простые

мусульмане, и богословы ищут ответы на вопросы частной жизни и жизни

общества, текстами Корана оправдывают свои поступки.

Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что

есть только один бог - Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком;

что до него бог посылал людям и других пророков - это библейские Адам, Ной,

Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют

ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из

древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога

и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все

получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться

в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует

божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил

его судьбу.

Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими

моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей,

то прощает их; одних любит, других ненавидит. Как и иудейский и

христианский боги, Аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни

и будущему блаженству, других - к беззакониям и загробным мучениям. Тем не

менее в Коране, как и в Евангелии, бог многократно именуется милостивым,

прощающим и пр. Важнейшее качество Аллаха - это

его могущество и величие. Поэтому наиважнейшее догматическое и моральное

предписание в Коране - это требование полной, безоговорочной покорности

человека воле Аллаха.

Ислам является очень широкой по охвату системой социального

регулирования. Почти все стороны жизни мусульманина считаются религиозно

значимыми.

Мужчина становится мусульманином после того, как над ним в раннем

возрасте совершается обряд обрезания. Заключение брака совершается в

присутствии духовных лиц, ими фиксируется и закрепляется чтением священных

текстов Корана. Развод для мужчины мусульманина относительно прост, для

женщины осложнен, но тоже возможен. Ислам разрешает мужчине иметь до

четырех жен, если он в состоянии их одинаково хорошо содержать. В настоящее

время на практике многоженство встречается относительно редко, а в

некоторых мусульманских странах оно несколько ограничено законодательством.

Похоронный обряд также предполагает чтение определенных сур Корана. Хоронят

обычно в день кончины; тело кладут в могилу завернутым в саван, без гроба,

головой к Мекке. Согласно мусульманским представлениям, все мертвые в День

Суда воскреснут, чтобы предстать перед Аллахом и ответить за свои дела и

намерения.

Мужчины - мусульмане должны ходить с покрытой головой. Для этого служат

разные шапочки типа тюбетейки, а также различные виды чалмы – шарфа, особо

повязанного вокруг головы. Женщины должны закрывать лицо и тело от взглядов

посторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман широкая и удобная для

носки в тех странах, в основном южных, где живет большинство мусульман.

Обычным атрибутом благочестивого мусульманина являются четки из 99 или 33

бусин, служащие для счета славословий Аллаху. В исламе многократное

восхваление Аллаха и повторение его девяносто девяти "прекрасных имен"

считается благочестивой обязанностью.

Этика ислама довольно элементарна. Предписывается быть справедливым,

воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т.

п. Невыполнимых моральных предписаний в исламе, в отличие от христианства,

нет.

В семейной морали и во взгляде ислама на взаимоотношения полов

отразились понятия патриархально-родового уклада. Женщина — подчиненное

существо, созданное Аллахом для услаждения мужчины. Вместе с тем в Коране

признаются человеческие и гражданские права женщины: осуждается излишняя

жестокость мужа в отношении к жене, оговариваются имущественные права

женщины — право на приданое, на наследство. Коран несколько облегчил

положение женщины по сравнению с патриархальным обычным правом арабов.

В социальных принципах раннего ислама нашел отражение тот же

патриархально-родовой уклад. Все мусульмане равны перед богом, но

имущественные различия, богатство и бедность признаются естественным

фактом, установленным самим Аллахом. Обязательный налог в пользу бедных

призван как будто смягчать имущественные противоречия; однако частная

собственность защищается Кораном. Торговая прибыль объявляется вполне

законной, ростовщичество же осуждается: “Аллах разрешил торговлю и запретил

рост” (2: 276), что, по-видимому, является результатом компромисса между

интересами торгового класса и массы земледельцев и кочевников, страдавших

от ростовщичества и кабалы. Закабаление за долги запрещено.

Окидывая общим взглядом догматику, обрядность, этику раннего ислама, мы

без труда видим, что в основе этой идеологии лежит иудейско-христианское

мировоззрение, но приспособленное к более примитивному общественному укладу

— к разлагавшемуся родоплеменному быту арабов. Идеология арабов проще,

грубее, понятнее для широкой массы верующих, особенно для кочевников и

земледельцев Азии; предписания его несложны и вполне выполнимы.

Эти-то особенности мусульманства, порожденные самими условиями его

возникновения, облегчили его распространение среди арабов. Хотя и в борьбе,

преодолевая сопротивление родоплеменной аристократии, склонной к

сепаратизму восстание племен Аравии после смерти Мухаммеда, ислам довольно

скоро одержал среди арабов полную победу. Новая религия указывала

воинственным бедуинам простой и ясный путь к обогащению, к выходу из

кризиса: завоевание новых земель.

Преемники Мухаммеда — халифы Абу-Бекр, Омар, Осман — завоевали в

короткое время соседние, а потом и более отдаленные страны Средиземноморья

и Передней Азии. Завоевания совершались под знаменем ислама — под “зеленым

знаменем пророка”. В покоренных арабами странах повинности крестьянского

населения были значительно облегчены, особенно для тех, кто принимал ислам;

и это содействовало переходу широких масс населения разных национальностей

в новую религию. Ислам, зародившись как национальная религия арабов, скоро

стал превращаться в наднациональную, “мировую” религию. Уже в VII-IX вв.

ислам сделался господствующей и почти единственной религией в странах

халифата, охватившего огромные пространства — от Испании до Средней Азии и

границ Индии. В XI-XVIII вв. он широко распространился в Северной Индии,

опять-таки путем завоеваний. В Индонезии ислам получил распространение в

XIV-XVI вв. , главным образом через арабских и индийских купцов, и почти

начисто вытеснил индуизм и буддизм (кроме острова Бали). В XIV веке ислам

проник также к кыпчакам в Золотую Орду, к булгарам и другим народам

Причерноморья, несколько позже — к народам Северного Кавказа и Западной

Сибири.

Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общности

религии, но национальные противоречия в странах ислама отнюдь не исчезли,

напротив, они постепенно все обострялись. Это нашло отражение в разных

течениях в мусульманской религии, в расколах и сектах.

Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она

энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная

жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые

отношения, суд, культурный уклад — все это должно быть подчинено целиком

религиозным законам. В прежние времена в мусульманских странах имело место

полное сращивание государственной и церковной власти: глава государства

(халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство составляло

штат его советников, суд находился целиком в руках духовных лиц. И

уголовное, и гражданское право было построено всецело на религиозном законе

— шариате. Следили за выполнением норм шариата и толковали их мусульманские

богословы.

Поэтому и мусульманское духовенство выполняло и выполняет больше

светские, чем чисто религиозные функции. Мулла, состоящий при мечети,— это,

собственно, учитель в церковной школе. Кади — это судья, знаток шариата.

Муфтий — более высокий духовный чин — главный авторитет в вопросах шариата.

Улем — ученый богослов, преподаватель в высшей религиозной школе; совет

улемов давал свои заключения по вопросам религии и права. Во главе

мусульманского духовенства в отдельных странах стоял шейх-уль-ислам —

видный богослов, он же советник государя. Даваемые шейх-уль-исламом

разъяснения по тем или иным спорным вопросам догматики или политики, права

считались непререкаемым законом.

Обучение молодежи в мусульманских странах прежде было тоже чисто

религиозным. Низшие школы — мектебы — состояли при мечетях. Высшие школы —

медресе — представляли собой своего рода духовные академии. В них студенты

изучали Коран и прочую религиозную литературу, богословские вопросы. Язык

преподавания, язык церковной литературы был арабский. Кстати, арабская

система письма была принята и в тюркских, и в иранских языках, хотя она для

них и мало приспособлена.

Мусульманская церковь в станах ислама была обычно и крупной

экономической силой. Согласно шариату, церковь может владеть имуществом, и

это имущество считается неотчуждаемым (вакф, множественное число — вакуф).

Вакуфные земли состояли из пожалований от халифов (в эпоху завоеваний), из

пожертвований и пр. Они были очень велики: например, в странах Средней

Азии до половины всех обрабатываемых земель принадлежало церкви, и они

приносили огромные доходы; за счет вакуфных имуществ и кормилось

многочисленное духовенство.

Хотя правоверный ислам не идет ни на какие компромиссы с другими

религиями (в отличие, например, от буддизма), но в народных массах

мусульманские верования очень часто переплетаются с древними,

домусульманскими. Почти повсеместно, особенно в слаборазвитых странах,

распространен культ местных святых. Мусульманские святые зачастую

оказываются не чем иным, как древними местными божествами-покровителями,

которым даны мусульманские имена. Во многих местах, особенно в Средней

Азии, культ святых связан с культом мазаров — якобы гробниц этих святых, а

на самом деле древних местных святилищ. Более того, в последнее время в

исламе обнаружено (особенно у народов Средней Азии) целый пласт влившихся в

него, но глубоко архаичных верований и обрядов, относящихся к культу

земледельческих божеств плодородия, к родовому культу предков, к шаманизму.

Повсюду в среде мусульман распространена также вера в магию, ношение

амулетов (часто с текстом из Корана). Многие муллы выполняют функции

заклинателей, знахарей.

Интересно отметить, что в многовековых столкновениях ислама с

христианством (точно так же, как с маздеизмом и другими религиями) ислам

почти всегда выходил победителем. В большинстве стран Средиземноморья, где

сейчас господствует ислам, он вытеснил преобладавшее здесь прежде

христианство (Северная Африка, Египет, Сирия, Малая Азия). На Кавказе

большинство народов до распространения ислама придерживалось христианства,

позже многие из них были исламизированы (черкесы, кабардинцы, аджарцы,

часть осетин и абхазов). На Балканском полуострове в ислам обращены были

некоторые группы болгар, македонцев, боснийцев, албанцев, бывших прежде

христианами. Обратных случаев массового обращения какого-либо

мусульманского народа в христианство история не знает. Правда, с

Пиренейского полуострова (Испания, Португалия) мусульмане в результате

христианской Реконкисты (XII-XV вв.) были вытеснены, но это произошло в

результате процесса насильственного изгнания исповедующих ислам, а не

идейной победы одной религии над другой.

Почему же религия Мухаммеда так часто одерживала верх над религией

Христа? Видимо, вследствие большей простоты, доступности, понятности

народным массам, особенно в восточных странах, где преобладал патриархально-

феодальный быт.

В последние десятилетия, после первой мировой войны, во многих странах

произошли буржуазные реформы, ограничившие влияние религии. Развернувшееся

после второй мировой войны широкое прогрессивное демократическое движение в

странах “третьего мира” привлекло к еще более радикальным переменам в

мусульманских традициях и к их общему ослаблению. Характер перемен

происходил сообразно различным социально-политическим условиям.

Речь идет не только о мелких и внешних уступках мусульманского

духовенства требованиям времени: смягчение или отмена старых запретов,

модернизация культа и пр., но и о более глубоких сдвигах. В ряде стран

проведены прогрессивные реформы, означающие решительную перестройку

Страницы: 1, 2, 3