Культура ислама
МУХАММАД (Мухаммед, Магомет)
Ахмад б. ‘Абд Аллах (около 570-632) из рода хашим родо-племенной группы
курайш - основатель религии ислама и первой общины мусульман. По
представлению мусульман - пророк Аллаха и его посланник, через которого был
передан людям текст Корана.
Родился в Мекке в небогатой, но близкой по родству к мекканской знати
семье. Его отец умер во время торговой поездки до рождения Магомета, мать -
через несколько лет. Магомет воспитывался в доме своего деда ‘Абд ал-
мутталиба. С молодых лет он был знаком с караванной торговлей, иногда
участвовал в торговых поездках. Магомет нанялся вести торговые дела богатой
мекканской вдовы Хадиджи бинт Хувайлит, на которой женился в возрасте 25
лет. Пока Хадиджа была жива, Магомет не брал себе других жен. Она родила
ему несколько скончавшихся в младенчестве сыновей, в том числе Касима, по
которому Магомета звали Абу-л-Касим, и четырех дочерей: Рукайу, Умм Кулсум,
Зайнаб и Фатиму.
Магомет любил одиночество и благочестивые размышления, часто удалялся в
соседние с Меккой горы; был знаком с основами иудаизма и христианства, со
взглядами аравийских монотеистов-ханифов. Когда Магомету было около 40 лет,
во время одного из периодов уединения ему стали являться видения, а затем -
речения извне, позднее записанные по памяти с его слов и составившие
священную книгу мусульман - Коран.
Первоначально Магомет испугался начавшихся “откровений”, но затем
уверился, что избран божеством в качестве посланника (расул) и пророка
(наби), чтобы нести людям слово божье. Первые “откровения”, которые Магомет
пытался передать своим сородичам, провозглашали величие единственного и
единого бога Аллаха, отвергали распространенное в Аравии многобожие,
предупреждали о грядущем воскрешении мертвых, Дне суда и наказаний в аду
всех, кто не верует в Аллаха.
Проповедь Магомета была встречена в Мекке с насмешкой, однако постепенно
вокруг него собралась группа сторонников, частью из знатных родов, частью -
из низов мекканского общества. Мекканская верхушка начала преследовать и
притеснять последователей Магомета - мусульман. Сам Магомет находился под
защитой своего рода и его главы - Абу Талиба, многие же из мусульман,
спасаясь от гонений уехали из Мекки в Эфиопию. Проповедь Магомета, якобы
передававшая прямую речь Аллаха, в это время доказывала всемогущество
Аллаха, часто именовавшегося Милостливым (Рахман), его величие, полную
зависимость от него человека. При этом Магомет отсылал слушателей к
известным им историям о пророках прошлого и о погибших древних народах.
Коран как бы показывал, что пророчество Магомета - явление известное и
возможное и что непослушание пророку всегда вело к наказанию неверующих.
В какой-то момент (около 618-620 гг.)возникла возможность компромисса с
мекканцами. Магомет якобы согласился признать особое положение при Аллахе
почитаемых в Мекке богинь - ал-Лат, ал-‘уззы и Манат, а мекканцы -
пророческую миссию Магомета и первое место Аллаха среди богов. Однако
примирение, нарушавшее главный принцип нового учения - строгое единобожие,
не состоялось, и борьба обострилась. Тем временем умерла Хандиджа, умер Абу
Талиб. Магомет лишился значительной части моральной поддержки и защиты.
Ставший главой рода Абу Лахаб отказал Магомету в покровительстве.
Магомет стал искать сторонников вне Мекки. Он обращался с проповедями к
людям, приезжавшим в город по торговым делам, совершил в безрезультатных
поисках убежища поездку в Та’иф. Наконец, около 620 года он вступил в
тайное соглашение с группой жителей Йасриба - крупного землевладельческого
оазиса примерно в 400 км. к северу от Мекки. Жившие там изыческие и
принявшие иудаизм арабские племена находились в состоянии затянувшихся и
запутанных междоусобиц, из которых они, по аравийскому обычаю, надеялись
выбраться с помощью авторитетного и беспристрастного третейского судьи. В
качестве такого судьи они и пригласили Магомета, признав его пророческую
миссию как основу его авторитета.
Сначала большинство мекканских мусульман, а затем и сам Магомет
переселились в Йасриб. Он прибыл туда 12 или 18 раби’ I, т.е. 24 или 22
сентября 622 года. С первого месяца (ал-мухаррам) этого года мусульмане
(при ‘Умаре I) стали отсчитывать годы новой эры по хиджре, т.е. по году
переселения Магомета и Мекки в Йасриб, который стал называться Мажинат ан-
наби (“город Пророка”) или просто ал-Мадина (Медина).
Магомет превратился из простого проповедника в политического лидера
общины, включавшей поначалу не только мусульман. Постепенно устанавливается
его единовластие в Медине. Главной опорой Магомета были пришедшие с ним из
Мекки мусульмане - мухаджиры и мединские мусульмане - ансары. Магомет
надеялся также найти религиозную и политическую поддержку у иудеев Йасриба,
он даже подчеркнуто избрал киблой Иерусалим. Однако они отказались признать
в Магомете мессию из неиудеев, более того высмеивали пророка Аллаха и даже
вступили в контакты с врагами Магомета - мекканцами. К ним присоединились и
часть других йасрибцев из язычников, иудеев и христиан, первоначально
охотно принявших ислам, но затем выступивших против Магомета. Эта
внутренняя мединская оппозиция неоднократно осуждается в Коране под именем
“лицемеров” (мунафикун).
Внутреннее размежевание помогло развитию представления об исламе как об
отдельной религии, усилению ее аравийских черт. Магомет все отчетливее
говорит об особой роли ислама, о себе как о последнем пророке - “печати
пророков”, иудеи и христиане порицаются как плохие верующие, ислам
объявляется исправление допущенных ими искажений воли Аллаха. В противовес
субботе устанавливается особый мусульманский день общей молитвы - пятница,
объявляется о святости ал-Ка’бы и первостепенном значении паломничества к
ней. Она становится главной святыней ислама, к ней молящиеся начинают
обращаться во время молитвы (кибла).
В Медине строятся первая мечеть, дом Магомета, устанавливаются основы
мусульманского ритуала - правила молитвы, омовения, поста, призыва к
молитве, сборов на благочестивые нужды и т.д. В проповедях Магомета стали
фиксироваться правила жизни общины - принципы наследования, раздела
имущества, бракосочетания. Объявляются запреты на вино, свинину и азартные
игры.
Начинает особо выделяться положение Магомета как посланника Аллаха. В
“откровениях” появляются требования особого почтения к Магомету, ему
“ниспосылаются” исключения из некоторых запретов, обязательных для других.
Таким образом, в Медине Магомет сформировал основные принципы религиозного
учения, ритуала и организации общины. Эти принципы были выражены в
“откровениях” и частично - в высказываниях, решениях и поступках самого
Магомета.
Одной из форм сплочения общины и ее расширения с самого начала мединского
периода стала борьба с неверующими мекканцами. В 623 году начинаются
нападения мусульман на мекканские караваны, в 624 году при Бадре
мусульмане, возглавляемые Магометом, победили мекканский отряд, и эта
победа была воспринята и истолкована как доказательство того, что Аллах -
на стороне мусульман. В 625 году мекканцы пошли к Медине и сразились с
мусульманским войском около горы Ухуд. В бою Магомет был легко ранен в
голову, мусульмане понесли большие потери, однако мекканцы не развили свой
успех и отошли. В следующем году они снова подошли к Медине, но были
остановлены обороной мусульман у специально выкопанного рва.
Тесные связи внутренней мединской оппозиции с мекканцами, ее попытки
покушения на жизнь Магомета и упорный отказ от полного ему подчинения
вызывали резкие ответные меры. Последовательно из Медины были изгнаны
иудейские племена бану кайнука’ и бану надир, значительная часть бану
курайза была перебита, были убиты и некоторые наиболее активные противники
и соперники Магомета. Затем были собраны большие силы для решительной
борьбы с Меккой.
В 628 году большое войско, к которому присоединились некоторые кочевые
племена, двинулось в сторону Мекки и остановилось в местечке ал-Худайбийа,
на самой границе священной территории Мекки.
Переговоры между мекканцами и мусульманами завершились перемирием. Ровно
через год Магомет и его сподвижники совершили в соответствии с договором
малое паломничество (‘умра).
Тем временем крепла сила мединской общины. Были завоеваны богатые оазисы
Северной Аравии Хайбар и Фадак, союзниками Магомета становились все новые и
новые племена. В этих условиях продолжались тайные переговоры мекканцев с
Магометом, многие мекканцы принимали ислам открыто или тайно. В результате
всего этого подошедшее к Мекке в 630 году мусульманское войско
беспрепятственно вошло в город. Магомет совершил поклонение ал-Ка’бе,
очистил ее от языческих идолов.
Магомет, однако, продолжал жить в Медине, лишь однажды (в 632 году) еще
совершив паломничество, называемое прощальным (хиджжат ал-вада’). Победа
над Меккой еще более укрепила уверенность Магомета в себе и подняла его
политический и религиозный авторитет в Аравии. Он посылает различным царям
и вождям Аравии и наместникам пограничных с Аравией областей Византии и
Ирана послания с предложением принять ислам. Мекканские военные отряды
захватывают новые оазисы в Северной Аравии, появляются в Йемене. В Мекку
приезжают представители различных племен и областей полуострова. Многие из
приезжавших договариваются с Магометом о союзе. В сражении при Хунайне в
630 году мусульмане и их союзники отбили большое наступление на Мекку
враждебных кочевых племен. В 631-632 гг. значительная часть Аравии
оказывается в той или иной степени включенной в политическое объединение,
возглавляемое Магометом.
В последние годы жизни Магомет определяет цель этого объединения -
распространение власти ислама на север; он деятельно готовит военную
экспедицию в Сирию. В июне/июле 632 года в возрасте 60-63 лет Магомет
неожиданно для своих сподвижников скончался после непродолжительной
болезни. Существует легенда, что он был отравлен. Похоронен он в главной
мечети Мединны (Мечети Пророка).
Со смертью Магомета прекратился прямой “контакт” общины с Аллахом, ею
стали управлять халифы - заместители Пророка в деле проведения в жизнь
законов и правил, заповеданных Магометом и изложенных в Коране. За право
выдвижения на пост халифа своего представителя соперничали разные группы
мусульман. Первым халифом стал один из ближайших соратников Магомета - Абу
Бакр.
После смерти Хадиджи Магомет заключал большое количество браков. Право
Пророка перевысить разрешенное для мусульманина число жен (четыре) было
специально обосновано кораническим “откровением”. В большинстве своем эти
браки носили политический характер, укрепляя связи Магомета с различными
родо-племенными группами. Любимой женой Магомета предание считает ‘А’ишу,
дочь Абу Бакра. После смерти Пророка она пыталась играть политическую роль
в качестве хранителя и толкователя его заветов. Особой любовью Магомета
также пользовалась коптская невольница Мария, родившая ему сына Ибрахима,
умершего в младенчестве и горько оплаканного Пророком. Согласно преданию, у
Магомета было 11 официальных жен, девять из которых были живы в момент его
кончины.
Магомет не оставил мужского потомства. Дочь Магомета Фатима вышла замуж
за его двоюродного брата и верховного друга ‘Али б. Аби Талиба. От потомков
их сыновей - ал-Хасана и ал-Хусайна - происходят все довольно
многочисленные в сегодняшнем мусульманском мире потомки “семьи Пророка” -
саййиды и шарифы.
В современной науке существует общее мнение, что Магомет действительно
жил и действовал, произнес значительную часть слов, составляющих Коран,
обосновал общину мусульман сначала в Мекке, потом в Йасрибе. В
жизнеописании Магомета (сира), в преданиях о его словах и поступках
(хадис), в комментариях к Корану (тафсир) и т.д. наряду с исторически
достоверными сведениями содержится много поздних добавлений, домыслов и
легенд. Все вместе они и составляют известную всем мусульманам биографию
Пророка.
Ислам в принципе не наделяет Магомета никакими сверхъестественными
чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что он такой же человек, как
и все. Тем не менее вокруг его фигуры постепенно возник цикл легенд о
чудесах. Некоторые из них развивают намеки Корана, как, например, легенда о
том, что ангелы рассекли молодому Магомету грудь и омыли его сердце, или
легенда о его ночном путешествии на волшебном животном ал-Бураке в
Иерусалим и последующем вознесении на небеса. Сложился ряд легенд о
чудесах, сотворенных Магометом, - в его присутствии недойная овца дает
молоко, малой пищи хватает на множество людей и т.д. В целом, однако,
подобного материала в преданиях о Магомете сравнительно мало.
В европейской культуре образ Магомета был первоначально объектом разных
нападок и обвинений в коварстве, жестокости, любострастии, возникали и
волшебные легенды, притягивавшие христианских завоевателей, как например, о
висящем в воздухе гробе Магомета. Причудливым образом он становился порой
объектом тайного поклонения, например у тамплиеров. Просветители считали
Магомета обманщиком, использовавшем религию в целях собственного
благополучия. Ученые и публицисты Европы видели в Магомете и революционера,
и реформатора, и пламенного политического вождя, и вдохновенного пророка, и
ученика иудейских раввинов или христианских монахов, и крупного политика и
т.д. Успех ислама как религии и как социальной системы был обеспечен и
объективными и субъективными факторами. В ряду последних одно из ведущих
мест занимает личность Магомета, вдохновенного оратора, проповедника,
преданного своему делу вероучителя, умного и гибкого политика, умевшего
соединять идеал с реальностями жизни, верность традиции с решительными
новшествами, принципиальность с гибкостью, “демократизм” с единовластием,
мягкость с суровостью и решительностью.
Реальные результаты деятельности Магомета и тот образ пророка и
правителя, основу для которого он создал своей жизнью, определяют значение
роли и личности Магомета в средневековой истории Востока и Запада.
Литература:
1. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982;
2. Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока
(конец 70-х - начало 80-х годов XX в.). М., 1986;
3. В. Соловьев. Магомет, его жизнь и религиозное учение. Спб., 1902.
Страницы: 1, 2
|