скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Культура ислама скачать рефераты

МУХАММАД (Мухаммед, Магомет)

Ахмад б. ‘Абд Аллах (около 570-632) из рода хашим родо-племенной группы

курайш - основатель религии ислама и первой общины мусульман. По

представлению мусульман - пророк Аллаха и его посланник, через которого был

передан людям текст Корана.

Родился в Мекке в небогатой, но близкой по родству к мекканской знати

семье. Его отец умер во время торговой поездки до рождения Магомета, мать -

через несколько лет. Магомет воспитывался в доме своего деда ‘Абд ал-

мутталиба. С молодых лет он был знаком с караванной торговлей, иногда

участвовал в торговых поездках. Магомет нанялся вести торговые дела богатой

мекканской вдовы Хадиджи бинт Хувайлит, на которой женился в возрасте 25

лет. Пока Хадиджа была жива, Магомет не брал себе других жен. Она родила

ему несколько скончавшихся в младенчестве сыновей, в том числе Касима, по

которому Магомета звали Абу-л-Касим, и четырех дочерей: Рукайу, Умм Кулсум,

Зайнаб и Фатиму.

Магомет любил одиночество и благочестивые размышления, часто удалялся в

соседние с Меккой горы; был знаком с основами иудаизма и христианства, со

взглядами аравийских монотеистов-ханифов. Когда Магомету было около 40 лет,

во время одного из периодов уединения ему стали являться видения, а затем -

речения извне, позднее записанные по памяти с его слов и составившие

священную книгу мусульман - Коран.

Первоначально Магомет испугался начавшихся “откровений”, но затем

уверился, что избран божеством в качестве посланника (расул) и пророка

(наби), чтобы нести людям слово божье. Первые “откровения”, которые Магомет

пытался передать своим сородичам, провозглашали величие единственного и

единого бога Аллаха, отвергали распространенное в Аравии многобожие,

предупреждали о грядущем воскрешении мертвых, Дне суда и наказаний в аду

всех, кто не верует в Аллаха.

Проповедь Магомета была встречена в Мекке с насмешкой, однако постепенно

вокруг него собралась группа сторонников, частью из знатных родов, частью -

из низов мекканского общества. Мекканская верхушка начала преследовать и

притеснять последователей Магомета - мусульман. Сам Магомет находился под

защитой своего рода и его главы - Абу Талиба, многие же из мусульман,

спасаясь от гонений уехали из Мекки в Эфиопию. Проповедь Магомета, якобы

передававшая прямую речь Аллаха, в это время доказывала всемогущество

Аллаха, часто именовавшегося Милостливым (Рахман), его величие, полную

зависимость от него человека. При этом Магомет отсылал слушателей к

известным им историям о пророках прошлого и о погибших древних народах.

Коран как бы показывал, что пророчество Магомета - явление известное и

возможное и что непослушание пророку всегда вело к наказанию неверующих.

В какой-то момент (около 618-620 гг.)возникла возможность компромисса с

мекканцами. Магомет якобы согласился признать особое положение при Аллахе

почитаемых в Мекке богинь - ал-Лат, ал-‘уззы и Манат, а мекканцы -

пророческую миссию Магомета и первое место Аллаха среди богов. Однако

примирение, нарушавшее главный принцип нового учения - строгое единобожие,

не состоялось, и борьба обострилась. Тем временем умерла Хандиджа, умер Абу

Талиб. Магомет лишился значительной части моральной поддержки и защиты.

Ставший главой рода Абу Лахаб отказал Магомету в покровительстве.

Магомет стал искать сторонников вне Мекки. Он обращался с проповедями к

людям, приезжавшим в город по торговым делам, совершил в безрезультатных

поисках убежища поездку в Та’иф. Наконец, около 620 года он вступил в

тайное соглашение с группой жителей Йасриба - крупного землевладельческого

оазиса примерно в 400 км. к северу от Мекки. Жившие там изыческие и

принявшие иудаизм арабские племена находились в состоянии затянувшихся и

запутанных междоусобиц, из которых они, по аравийскому обычаю, надеялись

выбраться с помощью авторитетного и беспристрастного третейского судьи. В

качестве такого судьи они и пригласили Магомета, признав его пророческую

миссию как основу его авторитета.

Сначала большинство мекканских мусульман, а затем и сам Магомет

переселились в Йасриб. Он прибыл туда 12 или 18 раби’ I, т.е. 24 или 22

сентября 622 года. С первого месяца (ал-мухаррам) этого года мусульмане

(при ‘Умаре I) стали отсчитывать годы новой эры по хиджре, т.е. по году

переселения Магомета и Мекки в Йасриб, который стал называться Мажинат ан-

наби (“город Пророка”) или просто ал-Мадина (Медина).

Магомет превратился из простого проповедника в политического лидера

общины, включавшей поначалу не только мусульман. Постепенно устанавливается

его единовластие в Медине. Главной опорой Магомета были пришедшие с ним из

Мекки мусульмане - мухаджиры и мединские мусульмане - ансары. Магомет

надеялся также найти религиозную и политическую поддержку у иудеев Йасриба,

он даже подчеркнуто избрал киблой Иерусалим. Однако они отказались признать

в Магомете мессию из неиудеев, более того высмеивали пророка Аллаха и даже

вступили в контакты с врагами Магомета - мекканцами. К ним присоединились и

часть других йасрибцев из язычников, иудеев и христиан, первоначально

охотно принявших ислам, но затем выступивших против Магомета. Эта

внутренняя мединская оппозиция неоднократно осуждается в Коране под именем

“лицемеров” (мунафикун).

Внутреннее размежевание помогло развитию представления об исламе как об

отдельной религии, усилению ее аравийских черт. Магомет все отчетливее

говорит об особой роли ислама, о себе как о последнем пророке - “печати

пророков”, иудеи и христиане порицаются как плохие верующие, ислам

объявляется исправление допущенных ими искажений воли Аллаха. В противовес

субботе устанавливается особый мусульманский день общей молитвы - пятница,

объявляется о святости ал-Ка’бы и первостепенном значении паломничества к

ней. Она становится главной святыней ислама, к ней молящиеся начинают

обращаться во время молитвы (кибла).

В Медине строятся первая мечеть, дом Магомета, устанавливаются основы

мусульманского ритуала - правила молитвы, омовения, поста, призыва к

молитве, сборов на благочестивые нужды и т.д. В проповедях Магомета стали

фиксироваться правила жизни общины - принципы наследования, раздела

имущества, бракосочетания. Объявляются запреты на вино, свинину и азартные

игры.

Начинает особо выделяться положение Магомета как посланника Аллаха. В

“откровениях” появляются требования особого почтения к Магомету, ему

“ниспосылаются” исключения из некоторых запретов, обязательных для других.

Таким образом, в Медине Магомет сформировал основные принципы религиозного

учения, ритуала и организации общины. Эти принципы были выражены в

“откровениях” и частично - в высказываниях, решениях и поступках самого

Магомета.

Одной из форм сплочения общины и ее расширения с самого начала мединского

периода стала борьба с неверующими мекканцами. В 623 году начинаются

нападения мусульман на мекканские караваны, в 624 году при Бадре

мусульмане, возглавляемые Магометом, победили мекканский отряд, и эта

победа была воспринята и истолкована как доказательство того, что Аллах -

на стороне мусульман. В 625 году мекканцы пошли к Медине и сразились с

мусульманским войском около горы Ухуд. В бою Магомет был легко ранен в

голову, мусульмане понесли большие потери, однако мекканцы не развили свой

успех и отошли. В следующем году они снова подошли к Медине, но были

остановлены обороной мусульман у специально выкопанного рва.

Тесные связи внутренней мединской оппозиции с мекканцами, ее попытки

покушения на жизнь Магомета и упорный отказ от полного ему подчинения

вызывали резкие ответные меры. Последовательно из Медины были изгнаны

иудейские племена бану кайнука’ и бану надир, значительная часть бану

курайза была перебита, были убиты и некоторые наиболее активные противники

и соперники Магомета. Затем были собраны большие силы для решительной

борьбы с Меккой.

В 628 году большое войско, к которому присоединились некоторые кочевые

племена, двинулось в сторону Мекки и остановилось в местечке ал-Худайбийа,

на самой границе священной территории Мекки.

Переговоры между мекканцами и мусульманами завершились перемирием. Ровно

через год Магомет и его сподвижники совершили в соответствии с договором

малое паломничество (‘умра).

Тем временем крепла сила мединской общины. Были завоеваны богатые оазисы

Северной Аравии Хайбар и Фадак, союзниками Магомета становились все новые и

новые племена. В этих условиях продолжались тайные переговоры мекканцев с

Магометом, многие мекканцы принимали ислам открыто или тайно. В результате

всего этого подошедшее к Мекке в 630 году мусульманское войско

беспрепятственно вошло в город. Магомет совершил поклонение ал-Ка’бе,

очистил ее от языческих идолов.

Магомет, однако, продолжал жить в Медине, лишь однажды (в 632 году) еще

совершив паломничество, называемое прощальным (хиджжат ал-вада’). Победа

над Меккой еще более укрепила уверенность Магомета в себе и подняла его

политический и религиозный авторитет в Аравии. Он посылает различным царям

и вождям Аравии и наместникам пограничных с Аравией областей Византии и

Ирана послания с предложением принять ислам. Мекканские военные отряды

захватывают новые оазисы в Северной Аравии, появляются в Йемене. В Мекку

приезжают представители различных племен и областей полуострова. Многие из

приезжавших договариваются с Магометом о союзе. В сражении при Хунайне в

630 году мусульмане и их союзники отбили большое наступление на Мекку

враждебных кочевых племен. В 631-632 гг. значительная часть Аравии

оказывается в той или иной степени включенной в политическое объединение,

возглавляемое Магометом.

В последние годы жизни Магомет определяет цель этого объединения -

распространение власти ислама на север; он деятельно готовит военную

экспедицию в Сирию. В июне/июле 632 года в возрасте 60-63 лет Магомет

неожиданно для своих сподвижников скончался после непродолжительной

болезни. Существует легенда, что он был отравлен. Похоронен он в главной

мечети Мединны (Мечети Пророка).

Со смертью Магомета прекратился прямой “контакт” общины с Аллахом, ею

стали управлять халифы - заместители Пророка в деле проведения в жизнь

законов и правил, заповеданных Магометом и изложенных в Коране. За право

выдвижения на пост халифа своего представителя соперничали разные группы

мусульман. Первым халифом стал один из ближайших соратников Магомета - Абу

Бакр.

После смерти Хадиджи Магомет заключал большое количество браков. Право

Пророка перевысить разрешенное для мусульманина число жен (четыре) было

специально обосновано кораническим “откровением”. В большинстве своем эти

браки носили политический характер, укрепляя связи Магомета с различными

родо-племенными группами. Любимой женой Магомета предание считает ‘А’ишу,

дочь Абу Бакра. После смерти Пророка она пыталась играть политическую роль

в качестве хранителя и толкователя его заветов. Особой любовью Магомета

также пользовалась коптская невольница Мария, родившая ему сына Ибрахима,

умершего в младенчестве и горько оплаканного Пророком. Согласно преданию, у

Магомета было 11 официальных жен, девять из которых были живы в момент его

кончины.

Магомет не оставил мужского потомства. Дочь Магомета Фатима вышла замуж

за его двоюродного брата и верховного друга ‘Али б. Аби Талиба. От потомков

их сыновей - ал-Хасана и ал-Хусайна - происходят все довольно

многочисленные в сегодняшнем мусульманском мире потомки “семьи Пророка” -

саййиды и шарифы.

В современной науке существует общее мнение, что Магомет действительно

жил и действовал, произнес значительную часть слов, составляющих Коран,

обосновал общину мусульман сначала в Мекке, потом в Йасрибе. В

жизнеописании Магомета (сира), в преданиях о его словах и поступках

(хадис), в комментариях к Корану (тафсир) и т.д. наряду с исторически

достоверными сведениями содержится много поздних добавлений, домыслов и

легенд. Все вместе они и составляют известную всем мусульманам биографию

Пророка.

Ислам в принципе не наделяет Магомета никакими сверхъестественными

чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что он такой же человек, как

и все. Тем не менее вокруг его фигуры постепенно возник цикл легенд о

чудесах. Некоторые из них развивают намеки Корана, как, например, легенда о

том, что ангелы рассекли молодому Магомету грудь и омыли его сердце, или

легенда о его ночном путешествии на волшебном животном ал-Бураке в

Иерусалим и последующем вознесении на небеса. Сложился ряд легенд о

чудесах, сотворенных Магометом, - в его присутствии недойная овца дает

молоко, малой пищи хватает на множество людей и т.д. В целом, однако,

подобного материала в преданиях о Магомете сравнительно мало.

В европейской культуре образ Магомета был первоначально объектом разных

нападок и обвинений в коварстве, жестокости, любострастии, возникали и

волшебные легенды, притягивавшие христианских завоевателей, как например, о

висящем в воздухе гробе Магомета. Причудливым образом он становился порой

объектом тайного поклонения, например у тамплиеров. Просветители считали

Магомета обманщиком, использовавшем религию в целях собственного

благополучия. Ученые и публицисты Европы видели в Магомете и революционера,

и реформатора, и пламенного политического вождя, и вдохновенного пророка, и

ученика иудейских раввинов или христианских монахов, и крупного политика и

т.д. Успех ислама как религии и как социальной системы был обеспечен и

объективными и субъективными факторами. В ряду последних одно из ведущих

мест занимает личность Магомета, вдохновенного оратора, проповедника,

преданного своему делу вероучителя, умного и гибкого политика, умевшего

соединять идеал с реальностями жизни, верность традиции с решительными

новшествами, принципиальность с гибкостью, “демократизм” с единовластием,

мягкость с суровостью и решительностью.

Реальные результаты деятельности Магомета и тот образ пророка и

правителя, основу для которого он создал своей жизнью, определяют значение

роли и личности Магомета в средневековой истории Востока и Запада.

Литература:

1. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982;

2. Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока

(конец 70-х - начало 80-х годов XX в.). М., 1986;

3. В. Соловьев. Магомет, его жизнь и религиозное учение. Спб., 1902.

Страницы: 1, 2