Культура, её значение в жизни человека и общества
Культура, её значение в жизни человека и общества
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УЛЬЯНОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ПИТАНИЯ И ТОГОВЛИ
РЕФЕРАТ
Предмет: Обществознание
Тема: Культура, её значение в жизни человека и общества
Выполнила: Борисова Екатерина Геннадьевна
Профессия повар-кондитер
Курс 3 группа К-33
Отделение Технологическое
Руководитель: Бесова Ю.Ю.
Ульяновск, 2004
ПЛАН
Введение.
1. Основные понятия культуры……………………………………………………. 3
1.1. Каков зримый образ
культуры....................................................................
...... 3
1.2. Открытие и постижение культуры……………………………………………. 4
1.3. Единство и разнообразие культуры…………………………………………... 5
2. Общество и мир культуры………………………………………………………. 6
2.1 Культура повседневной жизни………………………………………………… 7
2.2. Культура и труд………………………………………………………………... 9
3. Общение как культурный феномен жизнедеятельности человека………….. 11
3.1. Культура человеческого общения – новый «философский камень»……… 12
4. Наука в контексте современной культуры……………………………………. 14
5. Взаимодействие культуры и экономики. Социальные функции культуры……. 15
6. Культура и традиция…………………………………………………………… 16
7. Культура и цивилизация……………………………………………………….. 19
8. Культура и религия…………………………………………………………...… 21
9. Культура – «трагедия трагедий»………………………………………………. 23
Заключение…………………………………………………………………...… 24
Список литературы…………………………………………………………….. 25
Введение
Наше Отечество переживает трудные дни. Трагедия и отчаяния Смутного
времени, известные нам ранее по учебникам истории, сегодня во многом стали
нашей повседневностью. Духовная крепость, построенная с Божьей помощью,
усилиями и подвигами наших предков, сегодня разрушается. Обесценивается в
людях тот жизнеобразующий, плодородный слой, без которого не прививаются в
человеке понятия Чести, Дома, служения Истине и Отечеству.
Культура – мать народа; лишённый культуры народ подобен сироте без роду,
без племени, и не за что этому народу зацепиться и не на что надеяться.
Культура России есть её становой хребет, сложенный на подобии позвонков из
культур и устремлений всех наций и народностей, её населяющих. Сколько раз
обрушивалось зло на этот хребет. Сколько раз пытались переломить,
сокрушить, разъять этот могучий хребет! Но и после смуты, после бунтов,
переговоров, революций, после всех ударов, под которыми не устояли бы иные
государства, Россия жива. Культура сплачивает народы, соединяет друг с
другом нации.
Для общего понятия о культуре я использовала материал из книги А.
Вежбицкой «Язык. Культура. Познания». Дать оценку культуре, рассказать о её
значении для общества, конкретного человека, цивилизации мне помогли книги
Б. Малиновского «Научная теория культуры», А.И. Арнольдова «Человек и мир
культуры» и Э.В. Ильенкова «Философия и культура».
1. Основные понятия «культуры»
1.1. Каков зримый образ культуры?
Культура – это совокупность всех видов преобразовательной деятельности
человека и общества, а также результатов этой деятельности.
Перефразируя Гегеля, писавшего об искусстве, можно сказать, что культура
нередко служит единственным ключом к пониманию мудрости народов. И это
справедливо, потому что она не только наиболее возвышенная сфера
деятельности личности, но и реальная сила, направленная на утверждение
истинно человеческого в человеке. Она – вторая Вселенная, создаваемая
человечеством. Её величественное здание возвышалось веками. Её развитие
связано с поступательным движением цивилизации. Слово «культура» Н.К. Рерих
расшифровал как «почитание света» («культ» - почитание, «ур» - свет).
В традиционном понимании слово «культура» (от лат. «Culture»)
первоначально означало возделывание, обработку почвы. В последствии этот
термин был перенесён римлянами на человека и стал означать его воспитание,
образование, т.е. «возделывание человека». Уже у Цицерона появляется термин
«культура» в понимании умственной деятельности. Культуре в этом смысле
стали противополагаться понятия некультурности, варварства, дикости.
Слово «культура» употребляется по самым различным причинам и поводам.
Восхищённые талантом артиста, мы говорим о высокой культуре исполнения;
картофель называем плодородной сельскохозяйственной культурой, а молодого
человека, уступившего место в общественном транспорте, признаём образцом
культуры поведения. Многим культура представляется некой системой правил,
начиная от приличного разговорного языка до манеры поведения за столом,
т.е. отождествляется с этикетом. Часто его сводят к искусству или
художественной культуре, отождествляют с музеями и библиотеками и таким
образом фундаментальное целое расчленяют и низводят до отдельных частей. В
общем и целом культура – настоящий букет характеристик, сложенная
дефиниция, слагающаяся из ряда черт, к которым можно подойти от самых
различных точек отсчёта. Культура – это и развивающаяся система духовных
ценностей, и процесс человеческого творчества. Это и выражение отношений
между конкретными людьми, и регулятор идейного и нравственного климата
всего общества. Такие характеристики можно давать бесконечно.
Культуру можно представить себе как огромную лабораторию, в которой
создаётся масштабная система ценностей, собираются воедино величайшие
достижения человечества в областях науки, литературы и искусства, философии
и этики, религии и политики с глубокой древности и до наших времён.
Ошибается тот, кто ограничивает культуру приятным вечером, проведённом на
концерте или у телевизора, посещением в выходной день картинной галереи или
музея. Это неизбежно порождает культурную ограниченность, примитивизацию
личности. Культура – синоним полноценной самоутверждающейся жизни человека.
Она выступает чутким сейсмографом жизненных событий. От её состояния,
развития зависит интеллектуальный потенциал не только отдельной личности,
но и всего народа, даже всего человечества. Где как не в культуре живёт и
проявляется народный дух? Она раскрывает двери в душу человека, льёт свет,
озаряющий его дорогу. Её можно уподобить таким общепонятным ценностям как,
как здоровье и ум. Н.А. Берусеев считал, что «культура связана с культурой
предков, с преданием, традицией. Она полна священной символики, в ней даны
знаки и подобия иной духовной деятельности. Всякая культура (даже
материальная) есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу –
она есть продукт творческой работы духа под природными стихиями».
Сегодня взгляд на культуру – широкий, «пространственный». Как писал
выдающейся философ А.Ф. Лосев, культура – предельное обобщение всего.
Культура представляет собой постоянно эволюционирующий социальный
организм, который живёт и дышит, растёт и видоизменяется. Она внутренне
динамична и развивается в соответствии с собственной логикой, по своим
внутренним законам.
Общество проявляет и осознаёт себя в культуре. Она – его прозрение,
непременное условие и результат существования. Только тогда общество
становится цивилизованным, когда ставит культуру на почётный пьедестал и
реально представляет человеку свободное право на культуру, возможность
владеть ею, чувствовать себя её творцом и хозяином, самоутверждая и
раскрывая себя.
1.2. Открытие и постижение культуры
Хосе Ортега-и-Гассет определил культуру как «то, к чему стремится».
мечтает человек о «духовном приюте». Своё выражение духовный мир человека
непосредственно находит в культурных потребностях, в расширении их сферы, в
формировании новых запросов, обогащающих личность. Культурную потребность
нельзя рассматривать как некую механическую сумму различных желаний
человека. Она выступает, с одной стороны, в качестве продукта духовного
развития, а, с другой – в форме притязания личности, завершающего его
побуждение к творческому развитию.
Лицо культуры – не только в её результатах, но и в том, как она
воспринимается и усваивается. Культура чтения – основа образования. Книга –
не аксессуар для мебели, а необходимая социальная потребность. Духовная
культура принадлежит каждому. Перефразируя слова Герцена о человеческой
мысли, можно сказать и о культуре, что она не знает супружеской верности:
её объятия раскрыты всем. Но в тоже время прав Б. Пастернак, когда, писал,
что культура первому встречному в объятия не бросается.
Восприятие культуры – это всегда определённое напряжение. Нелегко
воспринимать высокие, а порою и сложные духовные ценности. Учить этому надо
с детства в школе, всю жизнь.
Резюмируя высказанное можно сделать вывод, что формирование личности во
всей многогранности её социокультурного развития, профессионализма,
сознательной дисциплины, высокой нравственности является и целью культуры,
и непременным условием культурного прогресса.
1.3. Единство и разнообразие культуры
У нас десятилетиями настойчиво укоренялось представление о культуре как о
неком прямолинейном, лишённом многообразия и противоречий явлении,
существовало и охранялось линейное видение культурного процесса, который
объективно становится процессом нарастающего управления. Реальная жизнь с
её противоречивостью и неоднозначностью игнорировалась. Мы привыкли жить в
одной духовной плоскости, а мир многомерен. Поэтому с таким трудом даётся
нам познание истины.
Кто же навязывал культуре единообразие и однозначность, препятствовал
доступу людей к творческому многоцветью? Авторитарная система
административного управления культурой, обслуживающая ортодоксальную
идеологию. Именно она заковывала культуру в панцирь одномыслия. Но «когда
все мыслят одинаково, значит никто не мыслит», - говорил Гегель. В культуре
всегда звучат идеи о диалогичности её творчества и полифонии её ценностей».
Чем больше новых идей и мыслей, тем богаче общество. А свободное
соревнование свободных умов рождает единство действий – такова диалектика
культуры. Культурное движение приобретает многовариантный характер и часто
имеет самые различные, непредсказуемые результаты. И это прекрасно, ибо
однозначных решений в культуре не бывает. Культура живёт в мире
множественности.
В сущности вся история мировой культуры – это процесс выдирания
человечества из дикости и невежества. Шекспир называл невежество причиной
всех бед, Бальзак – матерью всех преступлений, Маркс – демонической силой.
Просветители считали невежество матерью всех пороков, источником зла,
царящего в обществе. Это относится к любому обществу, в том числе и к
нашему. У невежества есть родная сестра – варварство. А там, где
варварство, - там крах культуры и нравственности. Человечество против
невежества избрало спасительное средство. Имя ему – знания.
Человек в своей жизни имеет 2 опоры: знание и веру. Сегодня вроде бы
открыты все двери – веруй во что хочешь, знай всё, что пожелаешь.
Грамотность способствует овладению культурой, но она не может быть очень
сильным орудием для манипулирования сознанием. Разрыв между культурой и
образованием приобрёл и нелепый, и драматический характер и в значительной
мере снизили коэффициент полезного действия культуры. получив образование,
многие считают свою задачу выполненной, себя интеллигентными, а в итоге
общество получает воинствующих дилетантов. Да и само образование у нас
часто поверхностное, формальное, унифицированное – ведь в нём процветает
дилетантизм!
Между тем дефицит культурности остаётся у нас самым опасным дефицитом.
Примеры тому – неуважение к семье, церкви, отношение к женщине.
Отличительная особенность культуры – противоречивое единство прошлого и
будущего, устремлённость в будущее, способность опережать события. Будущее
культуры творится сегодня. В размышлениях о нём следует задуматься над тем,
какую культуру может создать человек, если ему предоставить неограниченные
возможности, и какое место в ней займёт. Отсюда необходимость разработки
масштабной, рассчитанную на ближайшую и отражённую перспективу,
общенациональной программы культурного воспитания, целостной культурной
стратегии страны.
Основные её черты – значение культурных основ современной цивилизации,
социальная масштабность, охват всех слоёв населения, с тем, что учитывались
исторические, национальные и культурные традиции людей, живущих в различных
регионах.
2. Общество и мир культуры
Социальные подъёмы на всегда способны создать значительную культуру,
большей частью они её обозначают или в лучшем случае раскрывает перед ней
двери. А культура не может развиваться без внутренних проблем и
противоречий, решение которых не является одной из основных движущих сил
культурных измерений.
Связь культуры с общественной жизнью, её понимание как процесса
творческой и социальной деятельности человека – истина объективная и давно
известная. Вся принципиальная новизна использования социокультурного
фактора при анализе общественного развития состоит в том, что учитываются:
а) специфика законов культуры;
б) её конкретное социальное бытие.
Общество способно существовать и плодотворно развиваться только при
условии преодоления противоречий между культурой и социальными отношениями,
только постоянно восстанавливая их единство.
Конечно, всемерно учитывая специфические культурные законы, прогресс
культуры нельзя отрывать от изменений, происходящих в социальной и
экономической жизни страны. «Ничейной» культуры не бывает. Она всегда
принадлежит человеку, социальной группе, обществу, выступает специфической
концентрацией социального опыта людей.
Что же с этой точки зрения происходит в нашей стране? Объективно
необходимое возрастание социальной роли культуры пока никак не отразилось
на культурной политики, на признании её одной из важнейших и приоритетных
сфер жизнедеятельности общества. Более того, современное общество, не
осознавая этого, вступило на опасный путь игнорирования универсального
закона приоритетности культуры в общественном развитии.
Что глубже понять этот закон, зададимся вопросом: «Способны ли в наши дни
существовать без культуры политика, экономика, право, вообще любая сфера
общественной жизни? Можно ли в нашей стране построить новое общество, новую
жизнь, осуществить реформы без культуры?» Ответ однозначен: любое начинание
в любой сфере жизнедеятельности сводится на нет, ведёт к катастрофическим
Страницы: 1, 2, 3, 4
|