скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Культура, её значение в жизни человека и общества скачать рефераты

Культура, её значение в жизни человека и общества

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УЛЬЯНОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ПИТАНИЯ И ТОГОВЛИ

РЕФЕРАТ

Предмет: Обществознание

Тема: Культура, её значение в жизни человека и общества

Выполнила: Борисова Екатерина Геннадьевна

Профессия повар-кондитер

Курс 3 группа К-33

Отделение Технологическое

Руководитель: Бесова Ю.Ю.

Ульяновск, 2004

ПЛАН

Введение.

1. Основные понятия культуры……………………………………………………. 3

1.1. Каков зримый образ

культуры....................................................................

...... 3

1.2. Открытие и постижение культуры……………………………………………. 4

1.3. Единство и разнообразие культуры…………………………………………... 5

2. Общество и мир культуры………………………………………………………. 6

2.1 Культура повседневной жизни………………………………………………… 7

2.2. Культура и труд………………………………………………………………... 9

3. Общение как культурный феномен жизнедеятельности человека………….. 11

3.1. Культура человеческого общения – новый «философский камень»……… 12

4. Наука в контексте современной культуры……………………………………. 14

5. Взаимодействие культуры и экономики. Социальные функции культуры……. 15

6. Культура и традиция…………………………………………………………… 16

7. Культура и цивилизация……………………………………………………….. 19

8. Культура и религия…………………………………………………………...… 21

9. Культура – «трагедия трагедий»………………………………………………. 23

Заключение…………………………………………………………………...… 24

Список литературы…………………………………………………………….. 25

Введение

Наше Отечество переживает трудные дни. Трагедия и отчаяния Смутного

времени, известные нам ранее по учебникам истории, сегодня во многом стали

нашей повседневностью. Духовная крепость, построенная с Божьей помощью,

усилиями и подвигами наших предков, сегодня разрушается. Обесценивается в

людях тот жизнеобразующий, плодородный слой, без которого не прививаются в

человеке понятия Чести, Дома, служения Истине и Отечеству.

Культура – мать народа; лишённый культуры народ подобен сироте без роду,

без племени, и не за что этому народу зацепиться и не на что надеяться.

Культура России есть её становой хребет, сложенный на подобии позвонков из

культур и устремлений всех наций и народностей, её населяющих. Сколько раз

обрушивалось зло на этот хребет. Сколько раз пытались переломить,

сокрушить, разъять этот могучий хребет! Но и после смуты, после бунтов,

переговоров, революций, после всех ударов, под которыми не устояли бы иные

государства, Россия жива. Культура сплачивает народы, соединяет друг с

другом нации.

Для общего понятия о культуре я использовала материал из книги А.

Вежбицкой «Язык. Культура. Познания». Дать оценку культуре, рассказать о её

значении для общества, конкретного человека, цивилизации мне помогли книги

Б. Малиновского «Научная теория культуры», А.И. Арнольдова «Человек и мир

культуры» и Э.В. Ильенкова «Философия и культура».

1. Основные понятия «культуры»

1.1. Каков зримый образ культуры?

Культура – это совокупность всех видов преобразовательной деятельности

человека и общества, а также результатов этой деятельности.

Перефразируя Гегеля, писавшего об искусстве, можно сказать, что культура

нередко служит единственным ключом к пониманию мудрости народов. И это

справедливо, потому что она не только наиболее возвышенная сфера

деятельности личности, но и реальная сила, направленная на утверждение

истинно человеческого в человеке. Она – вторая Вселенная, создаваемая

человечеством. Её величественное здание возвышалось веками. Её развитие

связано с поступательным движением цивилизации. Слово «культура» Н.К. Рерих

расшифровал как «почитание света» («культ» - почитание, «ур» - свет).

В традиционном понимании слово «культура» (от лат. «Culture»)

первоначально означало возделывание, обработку почвы. В последствии этот

термин был перенесён римлянами на человека и стал означать его воспитание,

образование, т.е. «возделывание человека». Уже у Цицерона появляется термин

«культура» в понимании умственной деятельности. Культуре в этом смысле

стали противополагаться понятия некультурности, варварства, дикости.

Слово «культура» употребляется по самым различным причинам и поводам.

Восхищённые талантом артиста, мы говорим о высокой культуре исполнения;

картофель называем плодородной сельскохозяйственной культурой, а молодого

человека, уступившего место в общественном транспорте, признаём образцом

культуры поведения. Многим культура представляется некой системой правил,

начиная от приличного разговорного языка до манеры поведения за столом,

т.е. отождествляется с этикетом. Часто его сводят к искусству или

художественной культуре, отождествляют с музеями и библиотеками и таким

образом фундаментальное целое расчленяют и низводят до отдельных частей. В

общем и целом культура – настоящий букет характеристик, сложенная

дефиниция, слагающаяся из ряда черт, к которым можно подойти от самых

различных точек отсчёта. Культура – это и развивающаяся система духовных

ценностей, и процесс человеческого творчества. Это и выражение отношений

между конкретными людьми, и регулятор идейного и нравственного климата

всего общества. Такие характеристики можно давать бесконечно.

Культуру можно представить себе как огромную лабораторию, в которой

создаётся масштабная система ценностей, собираются воедино величайшие

достижения человечества в областях науки, литературы и искусства, философии

и этики, религии и политики с глубокой древности и до наших времён.

Ошибается тот, кто ограничивает культуру приятным вечером, проведённом на

концерте или у телевизора, посещением в выходной день картинной галереи или

музея. Это неизбежно порождает культурную ограниченность, примитивизацию

личности. Культура – синоним полноценной самоутверждающейся жизни человека.

Она выступает чутким сейсмографом жизненных событий. От её состояния,

развития зависит интеллектуальный потенциал не только отдельной личности,

но и всего народа, даже всего человечества. Где как не в культуре живёт и

проявляется народный дух? Она раскрывает двери в душу человека, льёт свет,

озаряющий его дорогу. Её можно уподобить таким общепонятным ценностям как,

как здоровье и ум. Н.А. Берусеев считал, что «культура связана с культурой

предков, с преданием, традицией. Она полна священной символики, в ней даны

знаки и подобия иной духовной деятельности. Всякая культура (даже

материальная) есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу –

она есть продукт творческой работы духа под природными стихиями».

Сегодня взгляд на культуру – широкий, «пространственный». Как писал

выдающейся философ А.Ф. Лосев, культура – предельное обобщение всего.

Культура представляет собой постоянно эволюционирующий социальный

организм, который живёт и дышит, растёт и видоизменяется. Она внутренне

динамична и развивается в соответствии с собственной логикой, по своим

внутренним законам.

Общество проявляет и осознаёт себя в культуре. Она – его прозрение,

непременное условие и результат существования. Только тогда общество

становится цивилизованным, когда ставит культуру на почётный пьедестал и

реально представляет человеку свободное право на культуру, возможность

владеть ею, чувствовать себя её творцом и хозяином, самоутверждая и

раскрывая себя.

1.2. Открытие и постижение культуры

Хосе Ортега-и-Гассет определил культуру как «то, к чему стремится».

мечтает человек о «духовном приюте». Своё выражение духовный мир человека

непосредственно находит в культурных потребностях, в расширении их сферы, в

формировании новых запросов, обогащающих личность. Культурную потребность

нельзя рассматривать как некую механическую сумму различных желаний

человека. Она выступает, с одной стороны, в качестве продукта духовного

развития, а, с другой – в форме притязания личности, завершающего его

побуждение к творческому развитию.

Лицо культуры – не только в её результатах, но и в том, как она

воспринимается и усваивается. Культура чтения – основа образования. Книга –

не аксессуар для мебели, а необходимая социальная потребность. Духовная

культура принадлежит каждому. Перефразируя слова Герцена о человеческой

мысли, можно сказать и о культуре, что она не знает супружеской верности:

её объятия раскрыты всем. Но в тоже время прав Б. Пастернак, когда, писал,

что культура первому встречному в объятия не бросается.

Восприятие культуры – это всегда определённое напряжение. Нелегко

воспринимать высокие, а порою и сложные духовные ценности. Учить этому надо

с детства в школе, всю жизнь.

Резюмируя высказанное можно сделать вывод, что формирование личности во

всей многогранности её социокультурного развития, профессионализма,

сознательной дисциплины, высокой нравственности является и целью культуры,

и непременным условием культурного прогресса.

1.3. Единство и разнообразие культуры

У нас десятилетиями настойчиво укоренялось представление о культуре как о

неком прямолинейном, лишённом многообразия и противоречий явлении,

существовало и охранялось линейное видение культурного процесса, который

объективно становится процессом нарастающего управления. Реальная жизнь с

её противоречивостью и неоднозначностью игнорировалась. Мы привыкли жить в

одной духовной плоскости, а мир многомерен. Поэтому с таким трудом даётся

нам познание истины.

Кто же навязывал культуре единообразие и однозначность, препятствовал

доступу людей к творческому многоцветью? Авторитарная система

административного управления культурой, обслуживающая ортодоксальную

идеологию. Именно она заковывала культуру в панцирь одномыслия. Но «когда

все мыслят одинаково, значит никто не мыслит», - говорил Гегель. В культуре

всегда звучат идеи о диалогичности её творчества и полифонии её ценностей».

Чем больше новых идей и мыслей, тем богаче общество. А свободное

соревнование свободных умов рождает единство действий – такова диалектика

культуры. Культурное движение приобретает многовариантный характер и часто

имеет самые различные, непредсказуемые результаты. И это прекрасно, ибо

однозначных решений в культуре не бывает. Культура живёт в мире

множественности.

В сущности вся история мировой культуры – это процесс выдирания

человечества из дикости и невежества. Шекспир называл невежество причиной

всех бед, Бальзак – матерью всех преступлений, Маркс – демонической силой.

Просветители считали невежество матерью всех пороков, источником зла,

царящего в обществе. Это относится к любому обществу, в том числе и к

нашему. У невежества есть родная сестра – варварство. А там, где

варварство, - там крах культуры и нравственности. Человечество против

невежества избрало спасительное средство. Имя ему – знания.

Человек в своей жизни имеет 2 опоры: знание и веру. Сегодня вроде бы

открыты все двери – веруй во что хочешь, знай всё, что пожелаешь.

Грамотность способствует овладению культурой, но она не может быть очень

сильным орудием для манипулирования сознанием. Разрыв между культурой и

образованием приобрёл и нелепый, и драматический характер и в значительной

мере снизили коэффициент полезного действия культуры. получив образование,

многие считают свою задачу выполненной, себя интеллигентными, а в итоге

общество получает воинствующих дилетантов. Да и само образование у нас

часто поверхностное, формальное, унифицированное – ведь в нём процветает

дилетантизм!

Между тем дефицит культурности остаётся у нас самым опасным дефицитом.

Примеры тому – неуважение к семье, церкви, отношение к женщине.

Отличительная особенность культуры – противоречивое единство прошлого и

будущего, устремлённость в будущее, способность опережать события. Будущее

культуры творится сегодня. В размышлениях о нём следует задуматься над тем,

какую культуру может создать человек, если ему предоставить неограниченные

возможности, и какое место в ней займёт. Отсюда необходимость разработки

масштабной, рассчитанную на ближайшую и отражённую перспективу,

общенациональной программы культурного воспитания, целостной культурной

стратегии страны.

Основные её черты – значение культурных основ современной цивилизации,

социальная масштабность, охват всех слоёв населения, с тем, что учитывались

исторические, национальные и культурные традиции людей, живущих в различных

регионах.

2. Общество и мир культуры

Социальные подъёмы на всегда способны создать значительную культуру,

большей частью они её обозначают или в лучшем случае раскрывает перед ней

двери. А культура не может развиваться без внутренних проблем и

противоречий, решение которых не является одной из основных движущих сил

культурных измерений.

Связь культуры с общественной жизнью, её понимание как процесса

творческой и социальной деятельности человека – истина объективная и давно

известная. Вся принципиальная новизна использования социокультурного

фактора при анализе общественного развития состоит в том, что учитываются:

а) специфика законов культуры;

б) её конкретное социальное бытие.

Общество способно существовать и плодотворно развиваться только при

условии преодоления противоречий между культурой и социальными отношениями,

только постоянно восстанавливая их единство.

Конечно, всемерно учитывая специфические культурные законы, прогресс

культуры нельзя отрывать от изменений, происходящих в социальной и

экономической жизни страны. «Ничейной» культуры не бывает. Она всегда

принадлежит человеку, социальной группе, обществу, выступает специфической

концентрацией социального опыта людей.

Что же с этой точки зрения происходит в нашей стране? Объективно

необходимое возрастание социальной роли культуры пока никак не отразилось

на культурной политики, на признании её одной из важнейших и приоритетных

сфер жизнедеятельности общества. Более того, современное общество, не

осознавая этого, вступило на опасный путь игнорирования универсального

закона приоритетности культуры в общественном развитии.

Что глубже понять этот закон, зададимся вопросом: «Способны ли в наши дни

существовать без культуры политика, экономика, право, вообще любая сфера

общественной жизни? Можно ли в нашей стране построить новое общество, новую

жизнь, осуществить реформы без культуры?» Ответ однозначен: любое начинание

в любой сфере жизнедеятельности сводится на нет, ведёт к катастрофическим

Страницы: 1, 2, 3, 4