скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Культура Древней Греции скачать рефераты

Портики были увенчаны фронтонами. Слева к портику пропилей примыкала

пинакотека - картинная галерея, а справа - храм Афины-Ники, построенный

архитектором Калликратом. Стройные ионические колонны на каждой из двух

коротких сторон храма придают зданию изящество. В центре площади стояла

семиметровая статуя Афины, которая была своеобразной вертикальной осью

всего ансамбля. Направо за площадью, главный храм Акрополя - Парфенон,

посвященный Афине. Парфенон был построен архитекторами Иктином и

Калликратом под общим руководством Фидия. При сооружении храма архитекторы

стремились к гармоническому сочетанию обоих ордеров, когда мужественная и

строгая дорика согласовывалась с утонченной и грациозной ионикой. Раскраска

храма подчеркивала конструктивные детали и образовывала фон, на котором

выделялись скульптурные детали фронтонов и метоп.

Последнее сооружение Акрополя - Эрехтейон, храм, посвященный Афине и

Посейдону. Согласно мифам, он стоял на месте, где в древности происходил

спор Афины и Посейдона. В полу храма было отверстие, сквозь которое

показывали след на скале, оставленный трезубцем Посейдона, а перед храмом

росла священная маслина. Планировка Эрехтейона учитывает неровность почвы.

Храм состоит из двух, находящихся на разных уровнях помещений. Три

различных портика примыкают к нему, в том числе знаменитый портик кариатид

на южной стене. Ощущение легкости и стройности дает применение ионического

ордера.

Скульптура.

Пифагор Регийский (480-450). Раскрепощенностью своих фигур, включающих

как бы два движения (исходное и то, в котором часть фигуры окажется через

мгновенье), он мощно содействовал развитию реалистического искусства

ваяния. Современники восхищались его находками, жизненностью и правдивостью

образов. Но, конечно, немногие дошедшие до нас римские копии с его работ

(как, например, «Мальчик, вынимающий занозу». Рим, Палаццо консерваторов)

недостаточны для полной оценки творчества этого смелого новатора.

Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в в Афинах, создал

статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства.

Это его бронзовый «Дискобол», известный нам по нескольким римским копиям,

настолько поврежденным, что лишь их совокупность позволила как-то

воссоздать утраченный образ.

Искусство другого великого ваятеля - Поликлета - устанавливает

равновесие человеческой фигуры в покое или медленном шаге с упором на одну

ногу и соответственно приподнятой рукой. Образцом такой фигуры служит его

знаменитый «Дорифор» - юноша-копьеносец. В этом образе - гармоническое

сочетание идеальной физической красоты и одухотворенности. Поликлет задался

целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласные с его

представлением об идеальной красоте. Свои мысли и выводы Поликлет изложил в

теоретическом трактате (до нас не дошедшем), которому он дал название

«Канон».

Еще один великий скульптор V века - Фидий родился в Афинах и в

совершенстве овладел искусством бронзового литья. Фидий отлил скульптурную

группу из 13 фигур для Дельфийского храма Аполлона. Ему принадлежит и

двенадцатиметровая статуя Афины Девы в Парфеноне. Статуя Афины Парфенос

была выполнена из слоновой кости и золота. Такая техника называлась Хризо-

элефантинной. Но подлинную славу и величайшую известность принесла Фидию

колоссальная статуя Зевса для храма в Олимпии. Она достигали 13 метров в

высоту. Зевс восседал на троне из кедрового дерева. В правой руке он держал

богиню победы Нику, в левой - скипетр, на котором сидел орел. Его лицо,

руки и полуобнаженное тело были сделаны из слоновой кости, глаза - из

драгоценных камней, плащ и сандалии - из золота. Эту статую постигла

жестокая участь - в V веке н.э. она была уничтожена христианским

духовенством.

Живопись.

Для греческого живописца реалистическая передача природы стала

первоочередной задачей. Знаменитому художнику Полигноту (работавшему между

470 и 440 гг.) принадлежит в этой области новшество, ныне представляющееся

нам, возможно наивным, но которое произвело тогда революцию в живописи.

О творчестве Полигнота мы можем судить только с чужих слов, правда очень

авторитетных. Его многофигурные росписи в Афинах и Дельфах погибли

безвозвратно. Прославленный римский естествоиспытатель Плиний Старший

утверждает, что Полигноту первому удалось передать мимику лица и

прозрачность женских одеяний. А великий Аристотель подчеркивает, что

Полигнот стремился запечатлеть «моральное выражение» и что его

монументальные росписи являлись вершиной искусства.

Замечательное его новшество заключалось в следующем. Вместо того, чтобы

изображать фигуры в ряд (как это делали его предшественники), он вводил в

композицию пейзаж и размещал их на разных уровнях, как бы на склоне горы,

частично скрытыми неровностями почвы. Он рассчитывал таким образом создать

впечатление глубины, утвердить третье измерение. Однако без светотени и

ракурсов, еще не доступных Полигноту, этого нельзя было достигнуть.

ПЕРИОД ЭЛЛИНИЗМА. (IV-I ВВ.ДО Н.Э.)

Последняя треть V в.до н.э. ознаменовалась тяжелыми для Греции

событиями. Культурное главенство Афин было признано всем греческим миром,

но попытка Перикла - главы государства - установить политическое главенство

Афинского государства окончилась неудачей. Соперничество со Спартой привело

к открытому столкновению, которое вошло в историю под названием

Пелопоннеской войны. Она длилась четверть века и закончилась поражением

Афин и распадом возглавляемого ими союза городов.

Эта война ослабила всю Грецию, усилила и обострила противоречия

рабовладельческого общества. Социальные конфликты подрывали прежнее

единство гражданского коллектива и ослабляли мощь города.

Восторжествовавшая Спарта была не в силах объединить страну и оградить ее

от посягательств мощных соседей, и в середине IV в. Греческие полисы

попадают под власть новой могучей державы - Македонии. Общественные

потрясения накладывали определенный отпечаток на мировоззрение людей. В

эпоху великого расцвета идеальный человеческий образ - это доблестный

гражданин города-государства. Распад полиса поколебал это представление.

Возникают раздумья, рождается беспокойство, возрастает интерес к

индивидуальному миру человека.

Литература.

Литература эллинистической эпохи необычайно богата по количеству

произведений и многообразию жанров. При дворах эллинистических царей

процветала пышная, утонченная, полная учености придворная поэзия, образцами

которой были идиллии и гимны Каллимаха из Кирены, эпическая поэма

«Аргонавтика» Аполлония Родоссокго и др. Поэзия стала искусством для

избранных. Наиболее были распространены малые литературные формы - элегии и

эпилии, в которых преобладали мифологические и любовные сюжеты. Более

жизненный характер имели короткие и выразительные эпиграммы. Модными были и

сельские мотивы в поэзии. Картинки из жизни простых пастухов Сицилии рисует

в своих знаменитых буколистических (пастушеских) идилиях Феокрит из

Сиракуз.

Интересы и вкусы горожан выражали комедии и мим (бытовая сценка).

Особенно славились мимы Герода, реалистически изображавшие городской быт.

Из многочисленных возникшей в конце IV в.до н.э. в Греции «новой аттической

комедии», или просто «комедии нравов», наибольшей популярностью пользовался

Менандр. Темой его комедий («Третейский суд», «Брюзга», «Щит» и др.)

становится не общественная, как прежде у Аристофана, а частная жизнь

горожан.

Архитектура.

В архитектуре эллинистического периода преобладает заметное стремление к

подчеркнутой грандиозности и великолепию. Наряду с основными архитектурными

ордерами - дорическим и ионическим - все чаще применяется третий -

коринфский, возникший позднее. Коринфская колонна - самая пышная и

декоративная. В середине IV в.до н.э. в городе Эфесе заново отстраивается

сгоревший храм Артемиды, который поражал свои богатством и великолепием и

считался одним из семи чудес света. К чудесам света причисляли и так

называемый Мавзолей - не дошедшую до нас гробницу персидского царя Мавзола

в городе Галикарнасе в Малой Азии. В оформлении Мавзолея применились все

три ордера. Он состоял из двух ярусов. В первом помещалась заупокойная

камера, во втором - заупокойный храм. Здание завершалось пирамидой,

увенчанной четырехконной колесницей. Высота Мавзолея была 40-50 метров.

Строили зодчие Сати и Пифий.

В этот же период создаются общественные сооружения для зрелищ и

развлечений. Прежде всего это театры. Они были рассчитаны на 15-20 тысяч

зрителей и более. Одним из выдающихся зрелищных сооружений является театр в

Эпидавре, построенный Поликлетом Младшим. На склоне холма расположены

скамьи, вмещавшие до 10 тысяч человек. Сохранившийся до наших дней театр в

Эпидавре поражает своей идеальной акустикой. Зрители, сидевшие в последнем

ряду на расстоянии 60 метров от орхестры и на 23 метра выше ее отчетливо

слышали каждый звук.

Также строились общественные здания нового типа: библиотеки (в

Александрии, Пергаме, Антиохии и др.), сооружения научно-практического

назначения - Фаросский маяк в Александрии, «Башня ветров» в Афинах. Самым

выдающимся было творение Сострата из Книда (III в.до н.э.) - морской маяк

на острове Фарос близ Александрии, который считался одним из «семи чудес

света» (до нашего времени он не сохранился). Это была трехъярусная башня

высотой 120 м: цоколь был квадратным, средний ярус имел форму

восьмиугольника, а верхний - круглое сооружение с украшавшими его статуями.

В верхней части маяка, оборудованной металлическими зеркалами, постоянно

поддерживался огонь. Маяк служил одновременно наблюдательным пунктом и

крепостью.

Скульптура.

Как и в предыдущие периоды, скульптура оставалась неотъемлемой частью

архитектурного убранства эллинистических городов. Монархический строй

эллинистических государств и иное мировоззрение вызвали к жизни

официальную, придворную тенденцию искусства, воплотившуюся в портретных и

аллегорический статуях.

Сложное развитие разноликих эллинистических государств породило создание

многих художественных школ в скульптуре. И если в классическую эпоху

процветала афинская школа пластики, то в период эллинизма на передний план

выходят новые центры скульптурного творчества - Пергам, Александрия, Родос

и Антиохия. Лучше всего известны произведения пергамской школы с

характерной для нее патетикой и подчеркнутым драматизмом скульптурных

изображений. Так, монументальный фриз Пергамского алтаря, исполненный в

очень высоком рельефе, передает битву олимпийских богов с восставшими

против них сынами Земли - гигантами. Гиганты гибнут, их фигуры выражают

отчаяние, страдание, фигуры олимпийцев, напротив, спокойны, воодушевлены.

Также не менее выразительна и полна драматизма круглая скульптура

пергамской школы.

«Умирающий галл», «Галл, убивающий свою жену» - великолепные образцы

патетики и пафоса пергамского искусства, мужественного и прекрасного.

Традиции искусства Скопаса унаследовала одна из самых знаменитых

эллинистических статуй - «Ника Самофракийская». Статуя богини победы была

воздвигнута на острове Самофракия в честь победы родосского флота в 306

г.до н.э. Установленная на пьедестале, напоминающем нос корабля, она стояла

когда-то, трубя в рог, на высоком утесе на берегу моря.

Скульпторы эллинистической эпохи обращались и к классическим образцам.

Примером этого может служить статуя работы Агесандра - «Афродита Милосская»

(II в.до н.э.). Современные ей статуи богини любви были более чувственны и

даже жеманны, Агесандру же удалось возродить дух искусства классики, создав

образ высокой нравственной силы.

Блестящая школа эллинистической скульптуры существовала на острове

Родос. Особой славой пользовалась скульптурная группа «Лаокоон», изваянная

родосскими мастерами Агесандром, Афинодором и Полидором (I в.до н.э.).

Сюжет этой скульптурной группы связан с одним из мифов о Троянской войне. В

«Лаокооне» ярко проявился патетический дух эллинистического искусства, его

вкус к некой театральности.

Не обошла эллинистическую скульптуру и страсть к гигантомании: ярким

образцом является огромная, 32-метровая статуя бога Гелиоса из золоченой

бронзы, установленная у входа в Родосскую гавань. Над статуей «Колосса

Родосского» 12 лет трудился ученик Лисиппа Харес из Линда, это чудо

инженерного искусства заняло последнюю строчку в списке «чудес света».

Особенно велико было влияние культуры эллинизма на римскую культуру: в

Рим были вывезены многие произведения искусства, библиотеки, образованные

раба и т.д., которые обогатили латинскую культуру, что красноречиво

подтверждают слова римского поэта Горация: «Греция, пленницей став,

победителей грубых пленила. В Лациум сельский искусства внесла.»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Культура Древней Греции отличалась глубоко светским характером и была

ориентирована на свободную гражданскую личность.

Величайшим достижением эгейской культуры было создание письменности, так

называемого слогового письма.

Эпос - особый вид искусства Древней Греции. Эпические поэмы Гомера -

шедевры античной литературы.

Бурный расцвет поэзии, драматургии, архитектуры, скульптуры, оказавший

серьезное влияние на дальнейшее развитие литературы и искусства

характеризует культуру Древней Эллады.

Культура Древней Греции положила начало развитию всех остальных

европейских культур и в первую очередь Рима.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Василевская Л.Ю., Зарецкая Д.М., Смирнова В.В./Мировая художественная

культура. Западная Европа и Ближний Восток. - М:1997

2. Белогрудов О.А. /Культурология: конспект для студентов и преподавателей

технических и гуманитарных вузов России. - М:ГИС, 1997

3. Любимов Л. /Искусство древнего мира: Кн.для чтения. - 2-е изд. -

М.:Просвещение, 1980.

4. Лисичкина О.Б./Мировая художественная культура. Часть 1 - С-

Пб.:Специальная литература, 1997.

Страницы: 1, 2, 3