скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Культура Древнего Китая скачать рефераты

благе государства и народа, и для которых доверие народа высшее достояние.

У Конфуция также существовало несколько концепций по истинному

правлению. Двумя наиболее известными являются концепция "исправление

(упорядочение) имен" и "правитель должен быть правителем". По сути, вторая

есть прямое следствие первой.

"Исправление имен» - одно из важнейших положений Конфуция о принципах

управления государством. Если вспомнить момент в биографии Конфуция, когда

вейский правитель предложил Конфуцию пост своего верховного советника, то

будет ясно, в чем суть этого принципа. Напомню, тогда сын правителя Вей

изгнал с помощью интриг своего отца и сам стал царствовать. Чтобы

восстановить доверие к власти он призвал к себе Учителя, который в то время

находился в том царстве на высокий пост, но Конфуций (хоть и очень желая

получить столь высокий пост) демонстративно отказал ему. Вейский правитель

для Учителя - человек, дважды нарушивший его основной принцип: он не только

не "истинный правитель", но и не "истинный сын". А само Вей неблагополучно

и названия не имеют под собой опоры. Это государство вскоре может

развалится из-за нравственного опустошения и государственного разложения.

Чтобы предотвратить такой ход событий Конфуций предлагает пересмотреть

название и привести их в соответствие с нормой его Учения.

"Правитель, должен быть правителем" надо понимать в сочетании с

предыдущим принципом, т.к. они комплексно отражают главную мысль Конфуция

об "истинном правление". Государь должен быть мудрейшим из совершенномудрых

и, следовательно, в силу своей мудрости и приверженностью ли должен

обладать народной любовью и признательностью.

В общем, конфуцианская концепция государства была очень популярна в

Китае на протяжении многих веков. Под ее знаменем Китай объединился. На ее

основе было создано и плодотворно существовало ханьское государство, ее

принципы, будучи не столь безобидными, в сочетание с принципами логистов,

как это уже было показано на примере их использования в личных целях, тем

не менее, смогли обеспечить стабильное существование Поднебесной империи.

Конфуцианство до сих пор является одной из крупнейших мировых религий

и предметом исследования современных политологов, теологов, философов,

лингвистов, историков и искусствоведов всего мира.

Даосизм

Даосизм - философское учение, основоположником которого по традиции

считают Лао-цзы, жившего в конце VII - начале VI в, до н. э. Достоверных

сведений о нем история не оставила. Его жизнь и деяния овеяны все

возможными легендами.

В короткой биографии Лао-цзы, помещенной в "Исторических записках"

Сыма Цяня (II в. до н. э.), он назван уроженцем царства Чу. Его имя Ли эр,

прозвище Дань. Он якобы служил архивариусом при чжоуском дворе и

встречался с Конфуцием. Однако сведения о нем настолько отрывочны и

противоречивы, что среди ученых-историков вообще нет уверенности в

реальности этого лица.

По значению и популярности. Лао-цзы считают вторым после Конфуция

философом Китая. Его учение изложено в знаменитом трактате "Даодэцзин",

что означает "Книга пути и добродетели".

O появлении этой книги существует много легенд. Приведем одну из них.

Лао-цзы решил совершить путешествие на черном быке через горный проход

Ханьгу в западной части нынешней провинции Хэнань. Однажды его слуга Сюй-

цзы отказался сопровождать философа дальше, требуя уплаты жалованья - по

сто монет в день за все время служ бы. Поскольку они путешествовали уже

двести лет,слу ге причиталась огромная сумма. У Лао-цзы, понятно, денег

не оказалось; тогда слуга пожаловался на него смотри- телю заставы. Философ

объяснил, что нанял слугу с условием, что уплатит ему чистым золотом лишь

после прибытия в страну Аньси. А столь долго Сюй-цзы служит потому, что,

желая предохранить слугу от разрушительно- го действия времени, философ дал

ему талисман бессмертия.

После объяснения со смотрителем заставы Лао-цзы позвал слугу к себе

и, выразив недовольство его поведением, приказал ему наклонить голову. Тут-

то изо рта слуги выпал на землю талисман с написанными на нем киноварью

словами. Как только это случилось, слуга упал бездыханным и превратился в

скелет - законы природы, приостановленные на двести лет, немедленно

вступили в свои права.

Пораженный увиденным, смотритель заставы стал умолять Лао-цзы

вернуть жизнь слуге, обещая расплатиться с ним своими деньгами. Философ

сжалился, взял талисман и бросил его на скелет слуги - кости тотчас же

соединились, обросли плотью, и через минуту слуга встал, не подозревая, что

с ним происходило.

Расставаясь со смотрителем заставы, Лао-цзы оставил краткое

изложение своего учения - до той поры никому не известную книгу "Дао дэц

зинь", а сам на своем черном быке продолжил путь на запад.

"Даодэцзин" - небольшой трактат в двух частях - содержит основную

суть философского учения Лао-цзы. Если судить по языку и стилю, этот

трактат был создан пример- но в IV - III вв. до н. э.

За долгие века даосизм вызвал много разноречивых толкований, о нем

существует огромная литература. Мы, разумеется, имеем возможность

познакомить читателя с этим учением только в самых общих чертах.

Главная категория философского даосизма - дао (путь) -

понимается как всеобщий закон природы, как первопричина всего сущего,

как источник всех явлений материальной и духовной жизни. Дао являет собой

как бы обобщенное понятие о закономерностях развития мира. Все, что

существует, говорится в "Даодэцзине", произошло от дао, чтобы затем,

совершить кругооборот, снова в него вернуться. Дао не только

первопричина, но и конечная цель и завершение бытия.

Дао недоступно чувственному восприятию: то, что можно услышать,

увидеть, ощутить, понять,- это не дао. Ни кто не создал дао, но все

происходит от него и возвраща ется к нему. Однако все, что порождает дао,

проявляется через дэ (добродетель), поэтому если дао - это всеобщая

сущность мира, то дэ - ее проявление в действительности.

Задача человека - познать дао, встать на путь "естественности",

под которой имеется в виду "гармония мира" - слияние человека с природой.

Социальная несправедливость в обществе рассматривается как одно из

нарушений гармонии. Своеобразным выражением протеста против социальной

несправедливости является отшельничество и аскетизм, иначе говоря - возврат

к "естественности", Отшельники - даосы во все времена уединялись на лоно

природы и стремились слиться с нею для постижения "гармонии мира".

Большое место в книге "Даодэцзин" уделено принципу "недеяния",

который предписывает человеку отказаться от всякой деятельности, не

вмешиваться активно в жизнь - она должна развиваться естественно, как бы

сама собою. Конфуций верил в могущество человеческой природы, которая

всегда останется на правильном пути, если должным образом будет

направлена воспитанием. Лао-цзы же считал, что человеческая природа

останется непорочной, будучи предоставлена самой себе Этот тезис и явился

осно- вой доктрины "недеяния".

Дао-цзы порицал стремление к образованию, утверж- дая, что

народом "легче управлять тогда, когда он глуп". В древние времена,

говорится в "Даодэцзине", "умевший служить дао не просвещал народ, а

делал его глупым. Трудно управлять народом, когда у него много знаний.

Поэто- му управление страной при помощи знаний - враг страны, а без их

применения - счастье страны".

Заботой людей всех времен, сетует Лао-цзы, было "со хранение тела и

удовлетворение чувств" в ущерб духовному развитию. Однако все внешнее

и чувственное обманчи во скоропроходяще. Мудрецу нет необходимости

обобщать чувственный опыт, он может познать истину, законы природы и

общества разумом, созерцанием, не прибегая к изучению фактов. "Не

выходя со двора,- поучал Лао- цзы ,- мудрец познает мир. Не выглядывая

из окна, он ви-дит естественное дао. Чем дальше он идет, тем меньше по-

знает. Поэтому мудрый человек не ходит, но познает. Не видя вещей, он

называет их").

Чрезмерное возвышение универсального абстрактного закона

мироздания (дао) и отрыв его от материальной основы жизни, созерцательное

отношение к окружающей действительности, непомерное преувеличение роли

рационального элемента и третирование чувственного элемента в познании -

эти идеалистические черты в учении Лао- цзы заложили основы для

перерождения даосской философии в религию.

Вместе с тем многие исследователи справедливо усматривают в постулатах

даосизма (в частности, в его признании борьбы противоположных начал в

природе) элементы наивного материализма и диалектики.

В "Даодэцзине" идея единства противоположностей выражена такими

словами: "Когда в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным,

появляется и безобразное. Когда все узнают, что доброе является добрым,

возникает и зло. Потому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и

легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое

и низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, приходят и гармонию,

предыдущее и последующее следуют друг за другом".

«Дао де дзин»

«Дао де дзин – основополагающее произведение философии даосизма. По

традиции этот трактат приписывается легендарному философу Лао-Дзы (VI-V вв.

до н.э.). Объем произведения относительно невелик – оно состоит из 81

параграфа, имеющих жанровое сходство с афоризмами.

Основная мысль этого трактата посвящена дао, центральному философскому

понятию даосизма. В дао заключается основные представления последователей

этого учения о природе общего. Дао – это общая сущность всех единичных

вещей и явлений, это всеобщее первоначало, это смысл человеческого бытия,

это всеобъемлющий закон. Основные характеристики дао – естественность и

недеяние – означают невмешательство в самосущие процессы природы, а также

отражаются на социально-экономическом аспекте философии даосизма в виде

управления недеянием и мудростью простоты.

Конкретными проявлениями дао в мире является дэ – гарант осуществления

дао, коррелят имманентности его миру. Поскольку дао есть во всех вещах и

явлениях, то любое отношение к миру расценивалось даосами как полноценный

источник проникновения в дао.

Даоской философии присущи, во-первых, аксиологическая относительность,

во-вторых, преодоление трагического мироощущения, свойственного миру

единичного. Даоский мудрец, постигая сущность всех вещей и явлений,

приобретает комфортное мироощущение, преодолевая трагизм. В-третьих,

даосизм декларирует невербализуемость даоской истины.

Воззрения, изложенные в трактате «Дао де дзин», оказали огромное

влияние на последующие развитие философии в Китае.

1.

Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное Дао.

Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя. Безымянное

есть начало неба и земли, обладающее именем - мать всех вещей.

Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [Дао], а

кто имеет страсти, видит его только в конечной форме. Оба они (безымянное

и обладающее именем) одного и того же происхождения, но с разными

названиями. Вместе они называются глубочайшими. [Переход] от одного

глубочайшего к другому - дверь ко всему чудесному.

14.

Смотрю на него и не вижу, а поэтому называю его невидимым. Слушаю его

и не слышу, поэтому называю его неслышимым. Пытаюсь схватить его и не

достигаю, поэтому называю его мельчайшим. Не надо стремиться узнать об

источнике его, потому что это едино. Его верх не освещен, его низ не

затемнен. Оно бесконечно и не может быть названо. Оно снова возвращается

к небытию. И вот называют его формой без форм, образом без существа.

Поэтому называют его неясным и туманным. Встречаюсь с ним и не вижу лица

его, следую за ним, и не вижу спины его.

Придерживаясь древнего Дао, чтобы овладеть существующими вещами, можно

познать древнее начало. Это называется принципом Дао.

17.

Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он

существует. Несколько хуже те правители, которые требуют его любить и

возвышать. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те

правители, которых народ презирает. Поэтому, кто не заслуживает доверия,

не пользуется доверием [у людей]. Кто вдумчив и сдержан в словах, успешно

совершает дела, и народ говорит, что он следует естественности.

33.

Знающий людей благоразумен. Знающий себя просвещен. Побеждающий

людей силен. Побеждающий самого себя могуществен. Знающий достаток богат.

Кто действует с упорством, обладает волей. Кто не теряет свою природу,

долговечен. Кто умер, но не забыт, тот бессмертен.

40.

Превращение в противоположное есть действие Дао, слабость есть

свойство Дао. В мире все вещи рождаются в бытии, а бытие рождается в

небытии.

42.

Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все

существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют

гармонию.

Люди не любят [имена] "одинокий", "сирый", "несчастливый". Между тем

гуны и ваны этими именами называют себя. Поэтому вещи возвышаются, когда

их принижают, и принижаются, когда их возвышают.

Чему учат люди, тому обучаю и я: сильные и жестокие не умирают своей

смертью. Этим я и руководствуюсь в своем обучении.

43.

В Поднебесной самые слабые побеждают самых сильных. Небытие проникает

везде и всюду. Вот почему я знаю пользу от недеяния. В Поднебесной нет

ничего, что можно было бы сравнивать с учением, не прибегающим к словам, и

пользой от недеяния.

51.

Дао рождает [вещи], Дэ вскармливает [их]. Вещи оформляются, формы

завершаются. Поэтому нет вещи, которая не почитала бы Дао и не ценила бы

Дэ. Дао почитаемо, Дэ ценимо, потому что они не отдают приказаний, а

следуют естественности.

Дао рождает [вещи], Дэ вскармливает [их], взращивает их, воспитывает

их, совершенствует их, делает их зрелыми, ухаживает за ними, поддерживает

их. Создавать и не присваивать, творить и не хвалиться, являясь старшим, не

повелевать - вот что называется глубочайшим Дэ.

8.

Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем существам

и не борется [с ними]. Она находится там, где люди не желали бы быть.

Поэтому она похожа на Дао.

[Человек, обладающий высшей добродетелью, так же как и вода,] должен

селиться ближе к земле; его сердце должно следовать внутренним побуждениям;

в отношениях с людьми он должен быть дружелюбным; в словах должен быть

искренним; в управлении [страной] должен быть последовательным; в делах

должен исходить из возможностей; в действиях должен учитывать время.

Посклоьку [он], так же, как и вода, не борется с вещами, [он] не совершает

ошибок.

5.

Небо и земля не обладают человеколюбием и предоставляют всем существам

возможность жить собственной жизнью. Совершенномудрый не обладает

человеколюбием и предоставляет народу возможность жить собственной жизнью.

Разве пространство между небом и землей не похоже на кузнечный мех ?

Чем больше [в нем] пустоты, тем дольше [он] действует, чем сильнее [в нем]

движение, тем больше из него выходит [ветер].

Тот, кто много говорит, часто терпит неудачу, поэтому лучше соблюдать

меру.

16.

Нужно сделать [свое сердце] предельно беспристрастным, твердо

сохранять покой, и тогда вещи будут изменяться сами собой, а нам останется

лишь созерцать их возвращение. [В мире -] большое разнообразие вещей, но

[все они] возвращаются к своему началу. Возвращение к началу называется

покоем, а покой называется возвращением к сущности. Возвращение к сущности

называется постоянством. Знание постоянства называется [достижением]

ясности, а незнание постоянства приводит к беспорядку и [в результате] к

злу. Знающий постоянство становится совершенным; тот, кто достиг

совершенства, становится справедливым; тот кто обрел справедливость,

становится государем. Тот, кто становится государем, следует небу. Тот,

кто следует небу, следует Дао. Тот, кто следует Дао, вечен и до конца

жизни не будет подвергаться опасности.

Литература:

1. Переломов Л.С."СЛОВО КОНФУЦИЯ", ТПО "ФАБУЛА", МОСКВА,1992.

2. Малявин В.В. "КОНФУЦИЙ","МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ", МОСКВА,1992.

3. Хрестоматия по философии: Учеб. Пособие для вузов. В 3 ч. Ч. 1.

– М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 448 с.

4. «Беседы и рассуждения Конфуция» СПб, «Кристалл» 2001

5. А.А. Маслова «Мистерия Дао». Мир «Дао де цзина. М.: «Сфера» 1996

г.

Страницы: 1, 2, 3