Культура Древнего Египта
Культура Древнего Египта
Культура Древнего Египта.
План.
1. Общая характеристика.
2. История Древнего Египта.
1). Египетская религия.
2). Мифы о солнечных богах.
3). Другие боги.
4. Изобразительное искусство.
1). Архитектура.
2). Скульптура.
3). Рельефы и росписи.
5. Древнеегипетская музыка.
6. Заключение.
7. Список используемой литературы.
Общая характеристика.
Систематическое изучение Египта начинается с 19 века.До этого
пользовались отрывочными библейскими данными и произведениями греческих и
латинских авторов.
В известной ”Истории” Геродота прошлое Египта описано
достаточно подробно ,хотя некоторые сведения, полученные им от самих
египтян , были недостоверны.
Несмотря на то , что в Египте сохранилось много памятников,лишь в
1822 году , благодаря усилиям французского ученого Франсуа Шамполь - она ,
удалось найти ключ к расшифровке египетских иероглифов.В распоряжении
ученых оказались надписи на стенах пирамид и храмов , папирусы самого
различного содержания - произведения религиозной литературы , летописи ,
поучения , сказки и повести.
Сами египтяне называли свою страну “Черная земля”,подчеркивая
плодородие ее почвы , в противоположность “Красной земле”, т.е.
пустыне.Слово “Египет” (“Айгюптос”) - греческого происхождения,представляло
из себя искаженное поэтическое обозначение древней столице
Мемфиса - Хет-ка-Птах (Крепость бога Птаха).Геродот называл Египет “Даром
Нила” ,ибо эта река стала основой хозяйства дожди почти не выпадали , и
жизнь для человека стала здесь возможной лишь в результате использования
речных вод.
Вследствие сильных тропических ливней переполнялись истоки этой
огромной реки и ежегодно (в середине июля) происходили ее разливы.Почти вся
старана оказывалась под водой,за исключением естественных возвышенностей и
искусственных насыпей , на которых располагались
города и селения , превращающиеся на время в островки .К ноябрю воды Нила
спадают , оставляя на полях плодородный слой ила.
Вслед за временем наводнения начинается второй
четырехмесячный сезон (время посева) , а за ним следует третий - жатва (
март -июль ).
История Древнего Египта.
Необходимость регулировать разливы Нила и распределять его воды
в общеегипетском масштабе способствовала объединению множества областей
(номов) в единое государство. Правда,в самом начале египетской истории их
было два : Верхний Египет (на юге,в узкой до-
лине Нила) и Нижний Египет (на севере,в дельте).Более прочное объединение
страны осуществил царь Верхнего Енипта Менес ( Мина ) , подчинивший Египет
около 3000 г. до н.э. и основавший первую династию объединенной страны.С
этого времени летописцы ведут счет времени по годам правления
царей(фараонов).Обычно выделяют следующие периоды истории Древнего Египта :
Додинастический период.
Раннее царство : 1 и 2-я династии.
Древнее царство : 28-23 вв. до н.э.3-4-я династии.Время
наибольшего могущества фараона божественного “Владыки Обеих земель”,
носителя двойной крорны Египта , олицетворителя бога Гора,сына Ра.Все эти
определения , имевшие к тому же и конкретные имена, т.н. титулатуру египет-
ского фараона,обладавшего неогранниченной экономической,политической и
верховной жречес -
кой властью . Подтверждение тому - грандиозные гробницы-пирамиды.
23-21 вв. - Египет переживает период политической
раздробленности;усиливается власть отдельных монархов.
Среднее царство : 21-18 вв. до н.э. - 11-13-я
династии.Борьбу за центральную власть ведут представители двух различных
династий.Побеждает фиванская династия ,но власть фараонов явно
тускнеет.Наиболее известные фараоны Среднего царства - Аменемхет I ,
Сенусерт III -его походы в Палестину,Аменемхет III - грандиозное
ирригационное строительство в Фаюмском оазисе.
18-17 вв. до н.э. - нашествие гиксосов (из Сибири и
Палести -
ны).Победа над ними открывает период
Нового царства - 16-11 вв. до н.э. 18-20-я династии.Время
широкого развития связей благодаря дальнейшему развитию всех сфер
хозяйственной деятельности.Среди фараонов выделя- ются : Тутмос I ,
дошедший со своими войсками до Евфрата;царица Хатшепсут и ее сын Тутмос II;
Аменхотеп IV, он же Эхнатон - фараон,попытавшийся,пусть и вынужденно , из -
за внешних обстоя- тельств посягнуть на пантеон египетских богов ; Рамсес
II , прославившийся сражением с хеттами.
Поздний период : 11-6 вв. до н.э.Усилившееся влияние
жречества теснит фараонов,и при Рамсесе ХI власть над Египтом переходитк
верховному жрецу Амона Херихору.
332г. до н.э.-Египет покорен Александром Македонским,а в
30г. до н.э. он становится провинцией Римской Империи.
Египетская религия.
Огромное место в жизни египетского государства играла
религия.И здесь особенно важны два момента : сложение египетского пантеона
и заупокойный культ.
Сложение египетского пантеона богов - сложный процесс , в
котором переплелись тотеми- стические представления и культ различных
явлений природы.Египетский пантеон богов составля - ют божества
,олицетворяющих небо,солнце,влагу,воздух,землю,растительность,Нил,а также
судьбу,истину,войну,справедливость,разум,искусство и т.д.При этом их
внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного
(чаще всего это человек с головой сокола,кош-
ки,львицы,ибиса,обезьяны,осла и т.п.).
Среди множества божеств особое значение очень рано
приобретает солнечное божество,
которое в разных номах представлялось в различном облике : в одной
местности это был крылатый диск,летящий по небу;в другой-огромный
жук,катящий по небу солнечный диск;иногда солнечный бог мыслился в виде
сокола или человека с соколиной головой.Имена этих божеств были различны Ра
, Атум , Амон,Хепри,Гор.Иногда названия дифференцировались:Хепри-утренное
солнце,Ра-дневное, Атум-вечернее.
Из различных вариантов солнечного божества раньше всего
выделяется бог солнца Ра.
Центр его культа-город Гелиополь . Воплощался он в образе сокола или
человека с соколиной головой ,увенчанной солнечным диском.С возвышением 5-й
династии Древнего царства (26-25 вв. до н.э.),происходившей из Гелиополя,Ра
становится главным богом пантеона и его культ приоб - ретает
общеегипетский характер.Он оттесняет более древнего гелиопольского демиурга
Атума , и обожествленный с ним ( Ра - Атум ) становится во главе Эннеады
(девятки) богов.Его стали считать созидателем мира и людей , возникших из
его слез , отцом богов , отцом царя.
У Ра есть несколько дочерей,которые отождествляли око
Ра:Сехмет - грозное око Ра,боги -
ня войны,богиня-целительница;Тефнут-любимое око Ра,богиня влаги;Хатор-
солнечное око Ра,бо - гиня неба,богиня любви,веселья,музыки,пляски.В
Дендере сыном Хатор считался бог музыки Ихи.
Помимо того , что все боги ни считались дочерьми Ра,их
объединяла “иконография”:все они изображались в виде женщины с головой
львицы.
Великий Ра не был единственным великим солнечным
богом.Не менее великим был и солнечный бог Амон.В эпоху 18-й династии , 16-
14 вв. до н.э.,он становится всеегипетским богом,а его культ приобретает
государственный характер.Центр культа - Фивы. Изображался в виде челове- ка
с головой барана в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском.Амон
возглавляет фиванскую триаду :
Амон
Мут
Хонсу
богиня неба,жена бог луны,сын
Самой драматичной была судьба еще одного солнечного
бога-Атона.Именно с ним решил связать свою религиозную реформу фараон
Аменхотеп IV : он ломает все,что было связано с культом верховного бога
Амона и создает новый государственный культ Атона -солнечного диска, меняет
свое имя на Эхнатон,что означает “Угодный Атону” и строит новую столицу
Ахетатон (“Горизонт Атона”),а спустя четверть века после его смерти жрецы
объявляют Эхнатона еретиком , разрушают его город , а имя его вычеркивают
из списков ”законных” фараонов - в официальных египетских хрониках после
Аменхотепа III значится Хоремхеб.
Мифы о солнечных богах.
Отражали две группы представлений - о смене времен года
и о борьбе солнца с мраком и злом.Вот некоторые из них:
Знойный ветер пустыни , хамсин,приносящий засуху,дул
в определенное время года; когда он прекращался , начинался бурный рост
растительности. Эти явления природы отразились в следующем
повествовании:дочь Ра Тефнут поссорилась с отцом и,превратившись в
львицу,гордо удалилась в Нубию.Ра,скучающий по своей любимицепосылает за
ней Шу и Тота , которые стали павианами . Им надо вернуть Тефнут отцу ,
завлекая пением и танцами.Они успешно справляются со своим заданием и
гордая Тефнут возвращается.На радостях она вступает в брак со своим бра -
том Шу , что предвещает рождение природой новых богатых плодов.
Праздник возвращения дочери Ра в египетских календарях
назывался “днем виноград- ной лозы и полноты Нила”.
В наиболее знойное время года считалось , что
солнце распаляется гневом на людей и наказывает их с помощью своей
другой дочери - Сехмет : когда Ра состарился и “его кости стали из серебра
, его плоть из золота , волосы из чистой ляпис-лазури” , люди перестали
почитать бога-царя и даже “замыслили против него злые дела”.Тогда Ра собрал
совет старейших богов во главе с их прародителем Атумом, которые и
решили наказать людей.На них напустили другую люби -
мую дочь Ра Сехмет,которая превратившись в львицу , стала пожирать
людей.При этом она так разъярилась,что ее невозможно было остановить.И
вновь мудрейшие собрались на совет, где реши- ли напоить Сехмет красным
пивом,дабы она,опьянев,уснула......Когда же Сехмет пробудилась , то она
уже забыла о своих кровожадных подвигах...
Борьба солнца с силами мрака представлялась как борьба
Ра с владыкой подземного мира , огромным змеем Апопом.
Другие боги.
Хапи - бог Нила.Его символы - лотос и папирус.Его
праздник соединялся с началом разлива Нила.
Апис - бог плодородия в виде быка - черного , но с
белым круглым пятном на лбу и с особыми волосами на хвосте.Кроме того он
был душой бога Птаха и бога Ра.
Хнум - бог плодородия в виде человека с головой барана.Он
известен как один из прародителей рода людского,вылепив последних на
гончарном круге.Он же позаботился и о духовном двойнике человека - его ка.
Рененутет - богиня плодородия и собранного урожая , что
отразилось в ее эпитетах : “владычица плодородия”,”правительница
закромов”.Представала в образе змеи или женщины с головой змеи.Праздник
,посвященный богине Рененутет, проводился в день окончания жатвы.А немного
позже она становится еще и богиней судьбы.
Шаи - бог виноградной лозы и судьбы.
Онурис - бог охоты и войны.
Маат - богиня истины и справедливости,жена
Тота.Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове.
Тот - бог мудрости , счета и письма , муж Маат.Его
священные животные - павиан и ибис.Изображался в виде человека с головой
ибиса и палеткой писца в руках.Как божество астральное отожествляется с
луной и в этом божественном статусе вел счет дням , месяцам и годам
египетского календаря.
Сиа - богиня мудрости и познания-женщина,соправождавшая
бога Тота с правой стороны.
Птах - помимо того , что он был демиургом от Мемфиса ,Птах
считался покровителем ре- месел и искусств.
А теперь обратимся к заупокойному культу. К основным
письменным источникам относятся следующие произведения :
“Тексты пирамид” - древнейшие тексты заупокойных царских
ритуалов,вырезанные на стенах погребальных камер в пирамидах фараонов 5 и
6 -й династий Древнего царства (26-23 вв. до н.э.).
“Тексты саркофагов” - ритуальные тексты ,которые должны
были обеспечить фараону (а со временем 11 -й династии и частным лицам)
продолжение жизни в царстве мертвых.Они были заимствованы из “Текстов
пирамид” и размещались на стенках саркофагов , начиная с периода
Среднего царства.
“Книга мертвых”-составлялась с периода Нового
царства.Свитки папируса содержали не-
обходимые магические формулы,заклинания и около двухсот изречений,которые
должны были по-
мочь умершему вступить в загробное царство.
Заупокойный культ египтян опирается на следующие
представления : со смертью челове -
ка умирает только его тело , тогда как продолжают жить другие ипостаси его
существа - имя (рен) ,
душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы , двойник человека (ка) ; именно
судьба Ка связана с
судьбой тела , ибо Ка не бессмертен , он может погибнуть от голода и жажды
, если при погребении
покойник не будет снабжен всем необходимым ; Ка может быть съеден
загробными чудовищами ,
если его не защитят магические формулы.
В разработанной до мельчайших подробностей системе
представлений египтян о потусто-
роннем мире одно из главных мест занимают “поля блаженных” (поля Иалу) , на
которых умерший
должен был совершить все земледельческие процессы от возделывания земли до
сбора урожая.
Повелителем загробного мира был Осирис - один из самых
почитаемых в Египте богов .
Поначалу Осириса считали богом природы: с ним связывали жизнь растений -
умер Осирис -умерла
природа ; расцветет все весной - значит , Осирис ожил. Именно поэтому он
и превратился в бога мертвых , который вершил свой суд.
Изобразительное искусство
Древнего Египта.
Архитектура.
Изобразительное искусство Древнего Египта , представленное
архитектурой , скульптурой , рельефами и росписями , теснейшимобразом
связано с заупокойным культом.При этом ведущим видом была архитектура.
Первым значительным сооружением в ряду грандиозных
царских усыпальниц была т.н.ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара
(28 в. до н.э.).С детищем зодчего Имхотепа связаны два важных момента :
первый - создание целого ансамбля , вобравшего в себя комплекс заупокойных
храмов , молелен и дворов , окружающих 60 - метровую
усыпальницу.Ансамблевое начало подчеркивалось стеной отгораживающей
прямоугольную территорию заупокойного ком-
плекса ; второй - воплощение идеи увеличения гробницы по
вертикали.Выделение гробниц фараона за счет резкого увеличения масштабов
отражало растущую власть “сынов бога”.
Страницы: 1, 2
|