Культура 19 века
Культура 19 века
План:
1.Введение
2.Факторы развития культуры в России.
3.Литература и живопись.
4.Драматургия
5.Развитие музыкальной культуры.
6.Просвещения
7.Развитие научной мысли.
8.Заключение
Используемая литература.
Введение
К середине 50-х годов ХIХ в. в России произошли огромные
политические преобразования, существенно повлиявшие на нравственный
климат общества.
Крестьянская реформа 19 февраля 1861 года по выражению М.Е.
Салтыкова-Щедрина устранила «безнравственное и бесправное» отношение
человека к человеку. Передовые общественные деятели того времени
рассматривали отмену крепостного права как важнейшее условие для
нравственного развития народа и страны, необходимую предпосылку для
борьбы за дальнейший прогресс. «Наше время, - писал К.Д.Ушинский, - во
многих отношениях важнее Петровых преобразований: тогда энергетический
гений употребил усилие, чтобы пробудить к деятельности народ; теперь
проснувшиеся и получившие свободу на родные силы сами требуют
деятельности». Уничтожение крепостного состояния, окружавшего большую
часть детей образованного класса крепостною прислугою, есть самая важная
реформа, благодетельные плоды которой не замедлят обнаружиться в поднятии
нравственного уровня в этом классе. Устройством тысячи самых обдуманных
педагогических заведений нельзя сделать и сотой доли того, что сделало
одно уничтожение крепостной прислуги». С падением крепостного права в
сознание русского человека стала внедряться мысль о единстве и
равноправии всех людей, о достоинстве всякой человеческой личности, о
необходимости внимательного и гуманного отношения к ее нуждам и запросам.
Освобождение личности от сословных, бытовых, семейных, религиозных пут
становилось главной задачей поколения интеллигенции 60-х годов. Реформы
этого периода, вызвали чрезвычайно широкое демократическое движение,
мощный духовный подъем русского общества, стремление передовых деятелей
того времени, активно участвовать в обновлении российской
действительности, на править ее развитие в соответствии со своими
представлениями и идеалами, породили надежду на скорую и полную гибель
«прошлых времен». В то время Россия в буквальном смысле слова,
изнемогала под бременем усиленных надежд, возбужденных крестьянской
реформой и теми преобразованиями, которые ожидались вслед за нею. Все
ждали, все говорили: золотой век не позади нас, а впереди писал
М.Е.Салтыков-Щедрин. Важнейшим средством освобождения и развития личности
признавалось просвещение. Вера в силу просвещения была свойственна всем,
жаждавшим обновления русского общества. Широко распространилась идея о
необходимости отстаивать интересы народных масс, прежде всего крестьян, о
выполнении «долга» перед народом. Этот «долг» мог быть уплачен, прежде
всего, в форме распространения образования и культуры в народных
массах. С этим связано участие широких кругов интеллигенции в культурно-
просветительской работе, создание воскресных школ, возникновение
специальных издательств, развитие педагогической журналистики и т.п.
Эпоха реформ кончилась прежде, чем были в достаточной мере
осуществлены задуманные политические и экономические преобразования. С
конца 60-х годов начался период длительной политической реакции. Только
что проведенные реформы претерпели существенные искажения. Однако
начавшийся процесс социально-политического преобразования русского
общества уже невозможно было остановить. Никакая реакция не могла
повернуть Россию к ее прежнему положению. С этого времени в стране
началось развитие различных форм общественной и культурной жизни,
систематическая, последовательная разработка новых отраслей русской
науки, в том числе педагогики и психологии.
Факторы развития культуры в России.
Действительно, крепостное право, державшее в темноте и забитости
крестьянство, царский произвол, подавляющий всякую живую мысль, общая
экономическая отсталость России в сравнении с западноевропейскими
странами препятствовали культурному прогрессу. И тем не менее, несмотря
на эти неблагоприятные условия и даже вопреки им Россия в XIX в, сделала
поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла громадный вклад в
мировую культуру. Такой взлет русской культуры был обусловлен рядом
факторов. В первую очередь он был связан с процессом формирования русской
нации в переломную эпоху перехода от феодализма к капитализму, с ростом
национального самосознания и являлся его выражением. Огромное значение
имел и тот факт, что подъем русской национальной культуры, совпал с
началом революционно-освободительного движения в России. Важным фактором,
способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное
общение и взаимодействие ее с другими культурами. Мировой революционный
процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали
сильное влияние и на культуру России. Это было время расцвета немецкой
классической философии и французского утопического социализма, идеи
которых пользовались широкой популярностью в России. Не следует забывать
и влияния наследия Московской Руси на культуру XIX в.: усвоение старых
традиций дало возможность прорасти новым росткам творчества в литературе,
поэзии, живописи и других сферах культуры. Н. Гоголь, Н. Лесков, П.
Мельников-Печерский, Ф. Достоевский и др. творили свои произведения в
традициях, древнерусской религиозной культуры. Но и творчество других
гениев русской литературы, чье отношение к православной культуре более
противоречиво, — от А. Пушкина и Л. Толстого до А. Блока — несет
неизгладимую печать, свидетельствующую о православных корнях. Даже
скептический И. Тургенев дал образ русской народной святости в рассказа
«Живые мощи». Огромный интерес вызывают картины М. Нестерова, М. Врубеля,
К. Петрова-Водкина, истоки творчества, которых уходят в православное
иконопись. Яркими явлениями истории музыкальной культуры стали древнее
церковное пение (знаменитый распев), а также позднейшие опыты Д.
Бортнянского, П. Чайковского и С. Рахманинова. Русская культура
воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя
при этом своей самобытности и в свою очередь оказывая влияние на развитие
иных культур. Немалый след оставила в истории европейских народов,
например, религиозная русская мысль. Русская философия и богословие
оказали влияние на западноевропейскую культуру в первой половине XX в.
благодаря трудам В. Соловьева, С. Булгакова, П. Флоренского, Н. Бердяева,
М. Бакунина и многих других. Наконец, важнейшим фактором, давшим сильный
толчок развитию русской культуры, явилась «гроза двенадцатого года».
Подъем 'патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал
не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но
и развитию русской национальной культуры, В. Белинский писал: «1812 год,
потрясши всю Россию, возбудил народное сознание и народную гордость».
Культурно-исторический процесс в России в XIX — начале XX в. имеет свои
особенности. Заметно ускорение его темпов, обусловленное вышеотмеченными
факторами. При этом с одной стороны, происходила дифференциация (или
специализация) различных сфер культурной деятельности (особенно в науке).
А с другой — усложнение самого культурного процесса, т.е. большее
«соприкосновение» и взаимовлияние различных областей культуры, философии
и литературы, литературы, живописи и музыки и т.д. Необходимо отметить
также усиление процессов диффузного взаимодействия между составляющими
русской национальной культуры — официальной («высокой» профессиональной)
культурой, опекаемой государством (церковь утрачивает духовную власть).И
культурой народных масс («фольклорным» пластом»).Которая берет начало в
недрах восточнославянских родоплеменных союзов, формируется в Древней
Руси и продолжает свое полнокровное существование на протяжении всей
отечественной истории. В недрах официально-государственной культуры
заметна прослойка «элитарной» культуры, обслуживающей господствующий
класс (аристократию и царский двор) и обладающей особой восприимчивостью
к иноземным новшествам. Достаточно вспомнить романтическую живопись О.
Кипренского, В. Тропинина, К. Брюллова, А. Иванова и других крупных
художников XIX в. В формировании русской национальной культуры все более
активно участвует интеллигенция, первоначально составлявшаяся из
образованных людей двух привилегированных сословий — духовенства и
дворян. В первой половине XVIII в. появляются интеллигенты-разночинцы, а
во второй половине этого века выделяется особая социальная группа —
крепостная интеллигенция (актеры, живописцы, архитекторы, музыканты,
поэты). Если в XVIII — первой половине XIX в. ведущая роль в культуре
принадлежит дворянской интеллигенции, то во второй половине XIX в. —
разночинцам. В состав разночинной интеллигенции (особенно после отмены
крепостного права) вливаются выходцы из крестьян. В целом к разночинцам
относились образованные представители либеральной и демократической
буржуазии, которые принадлежали не к дворянству, а к чиновничеству,
мещанству, купечеству и крестьянству. Это объясняет такую важную
особенность культуры России XIX в., как начавшийся процесс ее
демократизации. Он проявляется, и том, что деятелями культуры постепенно
становятся не только представители привилегированных сословий, хотя они и
продолжают занимать ведущее место. Увеличивается число писателей, поэтов,
художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий, в
частности из крепостного крестьянства, но преимущественно из среды
разночинцев.
Литература
Господствующим направлением в литературе и искусстве второй половины
XIXв. был метод критического реализма, основополагающим принципом
которого являлось правдивое отражение действительности и осмысление
изображаемых явлений с точки зрения их соответствия общественному
прогрессу. Русская литература отличалась не только критическим отношением
к действительности, она разоблачала зло, искала пути борьбы с этим злом,
выполняла общественно-преобразующую миссию. Идейная полнота, глубокое
проникновение в жизненные явления.
На вторую половину XIXв. и первую половину XXв. приходится
творчество гения мысли и слова Л.Н. Толстого (1828-1910).
После смерти великого писателя в мире произошли огромные изменения,
Толстой остался притягательным для всех потому, что он стал нравственным
авторитетом для людей всего мира, ибо он в своем творчестве ставил
вопросы, которые волнуют людей и поныне, и разрешал их с гуманистических
позиций.
К 80-м г.г. относится начало творчества А.П. Чехова (1860-1904).
В 80-х г.г. начал свою литературную деятельность В.Г. Короленко
(1853-1921) – писатель-демократ.
М. Горький (1868-1936), рано познавший суровую школу жизни, полную
“свинцовых мерзостей”, в начале литературной деятельности развивал лучшие
традиции романтизма XIXв.
На рубеже веков критическим реализмом было проникнуто также
творчество таких замечательных писателей как В.В. Вересаев (1867-1945),
который отразил в своих произведениях духовные искания интеллигенции в
этот период.
Правдивое отражение действительности, осмысление ее с точки зрения
соответствия общественному прогрессу, изображение, призванное помочь
людям понять эту действительность, отзывчивость на насущные вопросы,
желание видеть народ свободным и счастливым – вот, что отличало
творчество писателей реалистов.
Литература России представлена не только произведениями русских
писателей – она многонациональна. Передовые идеи, понимание истории,
художественные средства писатели народов России черпали в русской
классической литературе. Реалистическая литература 60-х годов с большим
успехом развивала традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя и писателей
натуральной школы. Она была представлена прозаиками и поэтами разных
поколений, идейно-творческих позиций и разной степени дарования. В ее
многообразии с большей отчетливостью, чем в предыдущий период, проявились
две основные тенденции.
Необходимо отметить, что в развитии реалистической литературы,
рассматриваются два течения. Они нередко враждовали, по каждому из них и
обоим вместе противостояли литературные течения, всецело связанные с
либеральными политическим кругами. Первое из них представляли авторы
произведений так называемой “обличительной” литературы, в критике русских
порядков не поднимавшейся выше дозволенного. И произведений, в которых
“новые люди” изображались как приверженцы теории и практики “малых дел”,
т.е. мелочной реформаторской деятельности, не затрагивающей самих основ
существующего строя. Второе – реакционное течение представляли авторы
антинигилистских романов, где “новые люди” изображались явно
клеветнически, как нравственные уроды и преступники.
Смена периодов в русском освободительном движении, сказалась и на
развитии поэзии, вызвав одну из крупнейших в ее истории перегруппировку
сил. К началу 60-х годов полностью исчерпали себя не только эпигонский
романтизм в лице, например, В.Г. Бенедиктова, но и поэзия славянофилов,
представлявшая собой разновидность поэзии романтической. Становление и
развитие чистой поэзии было во многом определено творческими принципами
романтизма.
Однако в связи с требованиями времени ее творцы отказались от
изображения демонических чувств, экзотики, непременной приподнятости
слога и других романтических условностей, но сохранили субъективистское
восприятие мира. Реальные предметы и явления служили для них лишь
условными знаками или импульсами для выражений собственного духовного
мира.
Одним из главных мотивов лирики поэтов “чистого искусства” является
мотив слияния с природой, погружения в ее тайны и красоту. Но сущность
слияния и погружения они видят не в постижении реальной жизни природы и
ее реальной красоты. Главное для них – собственные сокровенные чувства,
раскрытие самих себя.
Гражданская поэзия демократов основывалась на традициях и принципах,
нередко прямо противоположных “чистой поэзии”. Для нее огромное значение
имел осмысленный с точки зрения новых задач освободительной борьбы опыт
поэзии декабристов, проникнутой гражданским пафосом, поэзии Лермонтова с
Страницы: 1, 2, 3
|