скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Крылатые выражения из древнегреческой мифологии и Библии скачать рефераты

Минерва — в римской мифологии богиня мудрости, покровительница наук

и искусств, отождествляемая с греческой богиней Афиной-Палладой, которая,

согласно мифам, родилась из головы Юпитера (греческая параллель

его—Зевс), выйдя оттуда во всеоружии — в латах, шлеме, с мечом в руке.

Поэтому, когда говорят о ком- или о чем-нибудь, якобы появившемся сразу

вполне законченным, появление это сравнивают с Минервой, вышедшей из

головы Юпитера, или с Палладой, вышедшей из головы Зевса (Гесиод,

Теогония; Пиндар, Олимпийские оды, 7, 35).

24. Морфей. Объятия Морфея.

В греческой мифологии Морфей - сын бога Гелиоса, крылатый бог

сновидений. Имя его - синоним сна.

25. Муки Тантала.

В греческой мифологии Тантал, царь Фригии (называемый также царем

Лидии), был любимцем богов, которые часто приглашали его на свои пиршества.

Но, возгордившись своим положением, он оскорбил богов, за что и был жестоко

наказан. По Гомеру («Одиссея», II, 582—592), наказание его состояло в том,

что, низвергнутый в Тартар (ад), он вечно испытывает нестерпимые муки жажды

и голода; он стоит по горло в воде, но вода отступает от него, как только

он наклонит голову, чтобы напиться; над ним нависли ветви с роскошными

плодами, но, как только он протягивает к ним руки, ветви отклоняются.

Отсюда и возникло выражение «муки Тантала», имеющее значение: нестерпимые

муки вследствие невозможности достигнуть желанной цели, несмотря на ее

близость.

26. Нарцисс.

В греческой мифологии — красивый юноша, сын речного бога Кефиса и

нимфы Лейриопы. Однажды Нарцисс, никогда никого не любивший, наклонился

над ручьем и, увидев в нем свое лицо, влюбился в самого себя и умер от

тоски; тело его обратилось в цветок (Овидий, Метаморфозы, 3, 339—510).

Имя его стало нарицательным для человека, любующегося собой,

самовлюбленного. М. Е. Салтыков-Щедрин называл Нарциссами современных ему

либеральных болтунов, влюбленных в собственное красноречие, тех «сеятелей

прогресса», которые по ничтожным поводам пререкались с правительственной

бюрократией, прикрывая болтовней о «святом деле», «светлом будущем» и т. п.

свои личные интересы («Новый Нарцисс, или Влюбленный в себя». «Признаки

времени»).

27. Начинать с яиц Леды.

В греческой мифологии Леда — дочь Фестия, царя Этолии, поразила своей

красотой Зевса, который явился ей в образе лебедя. Плодом их союза была

Елена («Илиада», 3, 426; «Одиссея», II, 298). По позднейшему варианту

этого мифа, Елена родилась из одного яйца Леды, а братья ее, близнецы

Кастор и Поллукс — из другого (Овидий, Героиды, 17, 55; Гораций,

Сатиры, 2, 1, 26). Выйдя впоследствии замуж за Менелая, Елена была

похищена Парисом и оказалась, таким образом, виновницей похода греков на

Трою. Выражение «начинать с яиц Леды» восходит к Горацию (65—8 гг. до н.

э.), который («Об искусстве поэзии») восхваляет Гомера за то, что он свое

повествование о Троянской войне начинает не ab ovo — не от яйца (разумеется

миф о Леде), не с самого начала, а сразу вводит слушателя in mйdias res — в

середину вещей, в самое существо дела.

Следует к этому добавить, что выражение «ab ovo» у римлян было

поговорочным; в полном виде: «ab ovo usque ad mala» — от начала до конца;

буквально: от яйца до фруктов (римский обед начинался с яиц и оканчивался

фруктами).

28. Нектар и амврозия.

В греческой мифологии нектар - напиток, амврозия (амброзия) - пища

богов, дающая им бессмертие (“Одиссея”, 5, 91-94). Переносно: необычайно

вкусный напиток, изысканное блюдо; высшее наслаждение.

29. Олимп. Олимпийцы. Олимпийское блаженство, величие, спокойствие.

Олимп — гора в Греции, где, как рассказывается в греческих мифах,

обитали боги (Гомер, Илиада, 8, 456). У позднейших писателей (Софокл,

Аристотель, Вергилий) Олимп — небесный свод, обитаемый богами. Олимпийцы —

бессмертные боги; переносно — люди, всегда сохраняющие величественную

торжественность внешнего облика и невозмутимое спокойствие духа; так же

называют людей высокомерных, недоступных. Отсюда возник ряд выражений:

«литературный Олимп», «музыкальный Олимп» — группа признанных поэтов,

писателей, музыкантов. Иногда выражения эти употребляются иронически,

шутливо. «Олимпийское блаженство» — высшая степень блаженства; «олимпийское

величие» — торжественность в манерах, во всем облике; «олимпийское

спокойствие» — спокойствие ничем невозмутимое.

30. Панический страх.

Выражение употребляется в значении: безотчетный, внезапный, сильный

страх, охватывающий множество людей, вызывающий смятение. Возникло из

греческих мифов о Пане, боге лесов и полей. Согласно мифам, Пан наводит

внезапный и безотчетный ужас на людей, особенно на путников в глухих и

уединенных местах, а также на войска, бросающиеся от этого в бегство.

Отсюда же возникло слово «паника».

31. Парнас.

В греческой мифологии Парнас — гора в Фессалии, местопребывание

Аполлона и муз. В переносном значении: совокупность поэтов, поэзия какого-

либо народа. «Парнасские сестры» — музы.

32. Пегас.

В греческой мифологии — крылатый конь Зевса; под ударом его копыта на

горе Геликон образовался источник Ипокрена, вдохновляющий поэтов (Гесиод,

Теогония; Овидий, Метаморфозы, 5). Символ поэтического вдохновения.

33. Пигмалион и Галатея.

В древнегреческом мифе о прославленном ваятеле Пигмалионе

рассказывается, что он открыто выражал свое презрение к женщинам.

Разгневанная этим богиня Афродита заставила его влюбиться в статую молодой

девушки Галатеи, им же самим созданную, и обрекла его на муки безответной

любви. Страсть Пигмалиона оказалась, однако, настолько сильной, что

вдохнула жизнь в статую. Оживленная Галатея стала его женой. На основе

этого мифа Пигмалионом переносно стали называть человека, который силой

своего чувства, направленностью своей воли способствует перерождению

другого (см., например, пьесу Бернарда Шоу «Пигмалион»), а также

влюбленного, встречающего холодное равнодушие любимой женщины.

34. Прометей. Прометеев огонь.

Прометей в греческой мифологии — один из титанов; он похитил с неба

огонь и научил людей пользоваться им, чем подорвал веру в могущество богов.

За это разгневанный Зевс повелел Гефесту (богу огня и кузнечного

искусства) приковать Прометея к скале; ежедневно прилетавший орел терзал

печень прикованного титана (Гесиод, Теогония; Эсхил, Скованный

Прометей). Возникшее на основе этого мифа выражение «прометеев огонь»

употребляется в значении: священный огонь, горящий в душе человека,

неугасимое стремление к достижению высоких целей в науке, искусстве,

общественной работе. Образ Прометея является символом человеческого

достоинства, величия.

35. Работа Пенелопы.

Выражение возникло из «Одиссеи» Гомера (2, 94—109). Пенелопа, супруга

Одиссея, в течение многолетней разлуки с ним оставалась верной ему,

несмотря на домогательства женихов; она сказала, что откладывает новый

брак до того дня, когда она кончит ткать гробовой покров для своего свекра,

старца Лаэрта; целый день она проводила за тканьем, а ночью все, что

наткала за день, распускала и снова принималась за работу. Выражение

употребляется в значении: верность жены; нескончаемая работа.

36. Сфинкс. Сфинксовая загадка.

В греческой мифологии Сфинкс — чудовище с лицом и грудью женщины,

туловищем льва и крыльями птицы, обитавшее на скале около Фив; Сфинкс

подстерегал путников и задавал им загадки; не сумевших разгадать их он

убивал. Когда же фиванский царь Эдип разгадал заданные ему загадки,

чудовище лишило себя жизни (Гесиод, Теогония). Отсюда слово «сфинкс»

получило значение: что-либо непонятное, загадочное; «сфинксовая загадка» —

что-либо неразрешимое.

37. Сизифов труд. Сизифова работа.

Выражение употребляется в значении: тяжелая, бесконечная и

бесплодная работа. Возникло из греческой мифологии. Коринфский царь Сизиф

за оскорбление богов был присужден Зевсом к вечной муке в Аиде: он должен

был вкатывать на гору огромный камень, который, достигнув вершины, опять

скатывался вниз. Впервые выражение «сизифов труд» встречается в элегии

(2, 17) римского поэта Пропорция (1 в. до н. э.)

38. Титаны.

В греческой мифологии—дети Урана (неба) и Геи (земли), восставшие

против богов-олимпийцев, за что были низвергнуты в тартар (Гесиод,

Теогония). Переносно титаны—люди, отличающиеся силой, исполинской мощью

ума, гении; титанический — огромный, грандиозный.

39. Филемон и Бавкида.

В древнегреческом сказании, обработанном Овидием (Метаморфозы, 8, 610

и ел.),— чета скромных престарелых супругов, которые радушно приняли у себя

Юпитера и Меркурия, пришедших к ним в образе утомленных путников. Когда

боги, разгневанные тем, что остальные жители этой местности не оказали им

гостеприимства, затопили ее, хижина Филемона и Бавкиды, оставшаяся

невредимой, была обращена в храм, а супруги стали жрецами. По их желанию

они умерли одновременно,— боги обратили Филемона в дуб, Бавкиду — в липу.

Отсюда Филемон и Бавкида стали синонимом неразлучной пары старых супругов.

40. Фортуна. Колесо Фортуны.

Фортуна — в римской мифологии богиня слепого случая, счастья и

несчастья. Она изображалась с повязкой на глазах, стоящей на шаре или

колесе и держащей в одной руке руль, а в другой — рог изобилия. Руль

указывал на то, что фортуна управляет судьбой человека, рог изобилия — на

благополучие, изобилие, которое она может подарить, а шар или колесо

подчеркивали ее постоянную изменчивость. Имя ее и выражение «колесо

Фортуны» употребляется в значении: случай, слепое счастье.

41. Фурия.

В римской мифологии — каждая из трех богинь мщения (в греч.

миф.—эринии). Эсхил, который вывел эриний на сцену, изобразил их

отвратительными старухами со змеями вместо волос, с налитыми кровью

глазами, с высунутыми языками и оскаленными зубами. Символ мщения,

переносно — злобная разъяренная женщина.

42. Химера.

В греческой мифологии — огнедышащее чудовище, описываемое различно.

Гомер в «Илиаде» (6, 180) сообщает, что оно имеет голову льва, туловище

козы и хвост дракона. Гесиод в «Теогонии» утверждает, что химера о трех

головах (льва, козы, дракона). Иносказательно химера - нечто нереальное,

плод соображения.

43. Цербер.

В греческой мифологии трехголовый пес, охраняющий вход в подземное

царство (Аид). О нем впервые рассказано в «Теогонии» древнегреческого

поэта Гесиода; говорит о ней Вергилий («Энеида», 6) и др. Отсюда слово

«цербер» (латинская форма; греч. Кербер) употребляется переносно в

значении: свирепый, бдительный страж, а также — злая собака.

44. Цирцея.

Цирцея (латинская форма; греч. Кирке) — по Гомеру, коварная

волшебница. В «Одиссее» (10, 337—501) рассказывается, как с помощью

волшебного напитка она превратила спутников Одиссея в свиней. Одиссей,

которому Гермес дал магическое растение, победил ее чары, и она предложила

ему разделить ее любовь. Заставив Цирцею поклясться в том, что она не

замышляет ничего дурного против него и вернет человеческий облик его

спутникам, Одиссей склонился на ее предложение. Имя ее стало синонимом

опасной красавицы, коварной обольстительницы.

45. Яблоко раздора.

Выражение это в значении: предмет, причина спора, вражды, впервые

употребил римский историк Юстин (II в. н. э.). Основано оно на греческом

мифе. Богиня раздора Эрида покатила между гостями на свадебном пире золотое

яблоко с надписью: «Прекраснейшей». В числе гостей были богини Гера, Афина

и Афродита, которые заспорили о том, кому из них получить яблоко. Спор их

разрешил Парис, сын троянского царя Приама, присудив яблоко Афродите. В

благодарность Афродита помогла Парису похитить Елену, жену спартанского

царя Менелая, из-за чего произошла Троянская война.

46. Ящик Пандоры.

Выражение, имеющее значение: источник несчастий, великих бедствий;

возникло из поэмы греческого поэта Гесиода «Труды и дни», в которой

рассказывается, что некогда люди жили, не зная никаких несчастий, болезней

и старости, пока Прометей не похитил у богов огонь; за это разгневанный

Зевс прислал на землю красивую женщину — Пандору; она получила от Зевса

ларец, в котором были заперты все человеческие несчастья. Подстрекаемая

любопытством, Пандора открыла ларец и рассыпала все несчастья.

47. Десятая муза.

Античная мифология насчитывала девять муз (богинь — покровительниц

наук и искусств). Древнегреческий поэт Гесиод в «Теогонии» («Родословная

богов», 77) впервые в дошедших до нас источниках называет их имена.

Разграничение областей наук и искусств (лирическая поэзия, история,

комедия, трагедия, танцы, любовная поэзия, гимны, астрономия и эпос) и

закрепление их за определенными музами было произведено в более позднюю

эпоху (III — I вв. до н. э.).

Выражением «десятая муза» обозначают какую-либо область искусства,

преимущественно вновь возникшую и не вошедшую в канонический список: в

XVIII в. так называли критику, в середине XIX в. в Германии — театр-

варьете, в наше время — кино, радио, телевидение и т. д.

48. Золотой дождь.

Этот образ возник из греческого мифа о Зевсе, который, пленившись

красотой Данаи, дочери аргосского царя Акрисия, явился к ней в виде

золотого дождя, после чего у нее родился сын Персей.

Даная, осыпаемая дождем золотых монет, изображена на картинах многих

художников эпохи Возрождения (Тициан, Корреджо, Ван-Дейк и др.).

Выражение употребляется в значении: большие деньги. Переносно «золотым

дождем» называют без труда добытое богатство.

49. Циклопы. Циклопические постройки.

В греческой мифологии одноглазые великаны-кузнецы. Древне греческий

поэт Гесиод (8—7 вв. до н. э.) в «Теогонии» («Родословной богов»)

рассказывает, что они выковывали для Зевса молнии и громовые стрелы. По

Гомеру («Одиссея», 9, 475) — одноглазые силачи, великаны, людоеды,

жестокие и грубые, живущие в пещерах на вершинах гор, занимающиеся

скотоводством. Циклопам приписывалось строительство гигантских построек.

Отсюда «циклоп» употребляется в значении одноглазый, а также кузнец.

«Циклопическая постройка» — громадное сооружение.

Страницы: 1, 2