скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Искусство первобытной эпохи скачать рефераты

рыбную ловлю. Все понятно.

Эдуард Пьетт нашел в пещере мас д'Азиль (Франция) более 200 камешков.

На них красной краской нанесены загадочные знаки: параллельные полоски,

круглые и овальные пятна и фигуры, напоминающие буквы. Что это – символы

счета или первобытные письмена – пока не установлено. Некоторые ученые

склонны считать азильские гальки ''пред - письменностью''. Много позже

человек станет делать оттиски с процарапанных и продырявленных камешков на

сырой глине, и родится настоящий письменный знак.

Ученые считают, что пиктографии – раннему виду рисуночного письма –

уже присущи некоторые особенности, характеризующие письменность.

С развитием цивилизации появляется необходимость передавать и

фиксировать сложные сообщения, приказы царей, правителей. И тогда возникает

идеография – письмо понятиями (от греч. – идея и grapho -

пишу). В идеографическом письме знаки – рисунки могут обозначать и то, что

нарисовано, и кроме того, имеют переносное значение. Рисунок ног может

значить как пиктограмма – ноги, а как идеограмма – процесс движения.

Идеограммы не передают ни звучания слова, ни его графические

изменения, а только стоящее за этим слово значение.

Однако первобытных художников уже заботила проблема прочности,

долговечности своих творений и для этого подбирались соответствующий

материал, краски, надежные места. Поэтому мы сегодня можем оценивать

произведения искусства, перегнувшиеся многотысячелетние рубежи.

Стоунхендж.

Его называют восьмым чудом света, крупнейшей загадкой древнего мира.

Руины этого уникального сооружения лежат в 130 км. к юго – западу от

Лондона солсберийской равнине с болотами и холмами Девоншира. Стоунхедж был

возведен на рубеже каменного и бронзового веков, за несколько столетий до

падения трои.

В прошлом Стоунхенджа явственно прослеживаются неколько этапов

строительства, причем некоторые отделены друг от друга тысячелетиями. На

самой ранней стадии (около 5100 года н.э.) возникли ров и внутренний вал в

виде окружности. Вне этого круга находился так называемый Пяточный камень

(''пятка бегущего монаха''), а внутри – расположенные по окружности на

равном расстоянии друг от друга лунки со следами жертвоприношений. Позднее

в пространстве внутри вала двумя концентрическими кругами были установлены

голубые камни (тесаные глыбы из долерита зеленовато – голубоватого

оттенка). Каменные глыбы этого сооружения достигали высоты почти 8 метров и

весили 50 тонн.

Стоунхендж вдоль и поперек исследован десятками ученых. Совместными

усилиями историков, археологов, геологов, антропологов, химиков, инженеров

строителей была воссоздана картина как, когда и кем был построен на

Солсберийской равнине каменный испалин.

Всякий, кто попадает в Стоунхендж, задумывается над тем, каково было

его назначение. На древних камнях нет никаких надписей, нет строительных

пометок – ничего, что могло бы рассказать о них или дать толчок для

поисков.

Стоунхендж настолько стар, что уже в античную эпоху его истинная

история была забыта. Греческие и римские авторы о нем почти не упоминают.

Когда римляне появились в Британии, Стоунхендж их нисколько не

заинтересовал, не пробудил в их душах никакого благоговения – ведь в Риме

были храмы, а в Египте пирамиды, находившиеся в лучшем состоянии, чем эта

группа тесанных камней.

Только в средние века эти древние камни начали будоражить людское

воображение. Но к этому времени происхождение и назначение ''постройки

гигантов'' были давно и безвозвратно забыты, и пришлось заново придумывать

историю Стоунхенджа. Сейчас уже нет возможности установить, кто был первым

''биографом'' Стоунхенджа. Им мог быть Гилдес, живший в VI веке и

прозванный ''Мудрым'', но многие ученые считают, что он вообще никогда не

существовал.

В XI веке жил Ненний, романтически описавший каменный памятник,

который был воздвигнут в честь знатных британцев, предательски убитых. Но

имел ли он в виду Стоунхендж и существовал ли в действительности монах –

летописец Ненний.

К XI веку Стоунхендж был уже плотно опутан клубком загадок и легенд.

Англо – нормпнн Васе объявил, что название это переводится как ''висячие

камни'', а Генри Хантиндонгский добавляет, что название это вполне

заслужено, так как ''камни висят, словно бы в воздухе''.

''Стоунхендж – где камни дивной величины были поставлены на манер

дверных косяков, так что одна дверь как бы громоздится на другую, и никому

неведомо, каким искусством столь огромные камни были подняты на такую

высоту и по какой причине ''.

Попытки объяснить происхождение чуда порождали мифы, которым нет

числа.

Английский архитектор сравнивал эти сооружения с образцами античной

архитектуры и доказывал, что это римские храмы: ''Памятуя о великолепии,

которое древние Римляне в эпоху преуспеяния придавали всем своим

сооружениям…о их познаниях и опыте во всех искусствах и науке…я прихожу к

выводу, что Стоунхендж был построен Римлянами и они одни были его

создателями…''.

Так что же такое на самом деле Стоунхендж? Он состоит из четырех

больших каменных кругов. Внешний круг – это поставленные вертикально

столбы, на каждом из которых лежит плоская каменная плита, соединенная с

остальными такими же плитами в единое кольцо. Каждый столб весит в среднем

25 тонн, а плита – 700 килограммов. Во втором круге – сравнительно

некрупные одиночные камни (менгиры). В третьем и четвертом незамкнутых

кругах, напоминающих подкову, - группы коней. Каждая группа – это две

вертикальные плиты, вес которых достигает 40 тонн, и лежащая на них

горизонтальная плита.

Из гигантских каменных глыб далекие наши предки, находившиеся в

каменном веке, сложили (как из кубиков) монументальную аркаду, замкнувшую в

круг. Все сооружение замкнуто в огромный земляной вал, зафиксированный

кольцевым рвом, не стертым даже тысячелетием. И все это тщательно

подогнано, соразмерно и геометрически точно размещено в гладком

пространстве спокойного ландшафта.

Ученые установили, что эти каменные глыбы доставлены сюда с расстояния

380 километров с восточной части Уэльса, ближе каменного карьера нет. Даже

сегодня потребуется специальная техника, могучие тягачи, сверхгрузовые

платформы, гигантские краны и, наконец, дороги. Три тысячи лет назад ничего

этого, конечно, не было и быть не могло.

Существует много предположений о том, кто создавал мегалистические

сооружения. Считалось, например, что мегалиты – дело рук великанов,

которые, играючи, могли перекидывать многотонные камни с ладони на ладонь.

Профессор астрономии Герард Хопкинс считает, что Стоунхендж – это

астрономическая абсерватория древних людей, своего рода астрасомпьютер,

который способствует расчетам положений Луны, Солнца, звезд в разное время

года. Профессор философии Дж. Митчел настаивает, что это воплощенная в

камне модель Вселенной, а один археолог утверждает, что это зафиксированное

место связи и контактов древнего человека с космическими пришельцами.

За последние годы миллионы людей со всего света посетили Солсбери,

чтобы только увидеть это чудо. Предприимчивые американцы задумали возвести

точную копию Стоунхенджа в Нью – Джерси. Художница Ненси Хольт решила

соорудить в местечке ''Небесная гора'' целый туристический городок. Здесь

вокруг ''Стоунхенджа'' раскинется и озеро, на котором будут отдыхать 200

пород птиц, аттракционы, и копии других древностей.

Когда начали детально изучать Стоунхендж и окружающие его земли,

выяснилось, что под следами современной цивилизации в районе (Священного

ландшафта) скрываются еще более древние сооружения.

К северу от Стоунхенджа, в районе Огборн возле населенного пункта

Авебури, обнаружен еще более грандиозный объект. Это гигантский круг,

ограниченный каменным частоколом из вертикально стоящих монолитных плит. В

середине большого круга находятся еще два, тоже отмеченные каменными

глыбами. С обеих сторон она рассекает все сооружения, как бы выходя на

противоположный край большого кольца. Контуры колец из каменных глыб хорошо

просматриваются несмотря на то, что на древнее сооружение наложился жилой

массив. Некоторые камни в Авебури по своим размерам превосходят глыбы

Стоунхенджа, площадь, занимаемая кольцами, также несравнимо больше.

Недалеко от всего сооружения над долиной возвышается земляной холм

высотой в 45 метров, это – Сильбури Хилл. Его насыпали вручную, и он

является самым большим искусственным курганом в Европе. Холм имеет

конусообразную ступенчатую форму, что отчетливо просматривается, несмотря

на то, что время почти стерло шесть могучих ступеней.

Стоунхендж – Сильбури Хилл – Авебури образуют равносторонний

треугольник, сторона которого равняется 20 километрам. Видимо, все три

объекта составляли единое целое, углы которого связаны между собой. Ученые

установили, что холм и сооружения Авебури воздвигнуты за 2000 лет до

Стоунхенджа.

И опять появляются догадки, гипотезы, предположения… С какими,

например, древними символами связаны круги и аллеи Стоунхенджа? Нашелся и

аналог. Более всего сооружение напоминает древний символ, существующий в

Египте и поныне: змея (символ мудрости) пересекает солнечный диск.

Огражденная камнями аллея пересекает большой круг (символизирующий

солнечный диск), отороченный частоколом камней.

Подлинную сенсацию в последние годы произвела необычайная активность

НЛО именно в этом районе и появление большого количества пиктограмм на

хлебных полях. Соблазнительно предположить, что жители далеких миров

напоминают нам о себе и об историческом значении Стоунхенджа.

Стоунхендж – самое знаменитое из мечалистических сооружений. Вполне

возможно, что это – храм, возведенный в память об усопших предках. А может,

святилище, построенное во славу солнцу.

Курган Ньюгрендж, Ирландия.

Верхняя камера диаметром 70м. и высотой 14м. состоит из погребательной

камеры и коридора. Вначале она была окружена 35 глыбами, поставленными

вертикально, с нанесенными на них насечками (некоторые из них сохранились).

Захоронения каменного века и мегалиты.

Изменение в условиях производства оставляют больше свободного времени,

а это, в свою очередь, способствует развитию более связных представлений о

жизни и смерти, о судьбе человека и влиянии на нее богов. Может быть, с

течением времени появляется и некое подобие духовенства.

Раскопки могил позволяют нам лучше представить себе земледельческое

общество, чем недолговечные захоронения охотников. Изучая содержимое могил,

этнографы могут получить представление о религиозных верованиях людей.

Общим для всех культур каменного века на большей части Западной Европы

является то, что древние люди воздвигали на местах захоронений огромные

каменные глыбы. Захоронения представлены в форме менгиров, дольменов или

круглых образований (кромлеков), которые служат храмами или местами

отправления культа для племени. Все племя участвовало в сооружении этих

величественных надгробий. Такие памятники свидетельствуют о том, что в

племени уже существовала некоторая социальная и религиозная основа, которая

отличала его от другого племени.

Почти все дольмены составлены из четырех или более каменных глыб,

поставленных вертикально, на которых покоятся один или несколько плоских

камней, порой весом свыше 20 тонн.

Одна или несколько камер окружены кругом из камней, поставленных

вертикально, которые преграждают вход к священному месту. Эти камеры

прикрыты землей и образуют холм. Только в Дании было обнаружено более 3000

мегалистических могил, во Франции – 5000 камер в виде дольменов и на

Британских островах – 2000. Камеры использовались как семейные склепы для

нескольких поколений. В некоторых из этих могильных солонов коридоры и

погребальные камеры достигают 10 метров длины. Попасть туда можно через

длинный закрытый переход. Самые впечатляющие сооружения каменного века –

это мегалистические памятники во Франции, в Англии, в Ирландии и на Мальте,

(мегалит означает ''большой камень'', происходит от греч. слов megas и

lithos).

''Большой камень'' в Ломбардии.

История Италии – хотя бы в общих чертах известна всем. Это, конечно

же, Древний Рим, а потом христианство, монастыри и средневековые замки, а

потом великое искусство Возрождения.

Выгравированные в скалах сцены из жизни первых поселенцев украшают так

называемый ''Большой камень'' в долине Камоленка близ местечка Накуан:

доисторические художники железного века оставили на его поверхности около

тысячи рисунков. Долина тянется по берегу реки Ольо между острогами

Адамелло и Британскими Альпами. В этой домене, занимающей 8 см. под самой

большой ледниковой вершиной Адамелло (3554 м) сохранилось собрание

наскального искусства доисторических времен, наиболее представительное и

наиболее важное из всех, что до сих пор были обнаружены в Европе.

Первые ''гравюры'' появились здесь, по оценкам специалистов, 8000 лет

назад. Художники высекали их с помощью острых и твердых камней на

отшлифованных ледниках. Адамелло глыбах песчаника. До настоящего времени

зарегистрировано около 170000 наскальных рисунков. Самые древние из них

были найдены в середине 1950-х годов в пещерах и на каменных глыбах возле

поселка Накуан. Чаще всего они посвящены вполне реалистическим темам –

например, олень и охотник. Когда в период неолита человек перешел к

оседлому образу жизни, на скалах появились сцены из крестьянского бытия.

Человеческие фигуры были до сих пор лишь абстрактно наличены, в лучшем

случае представали антрагоморфными штрихованными созданиями. Теперь или

стали уделять больше внимания, к тому же мастера, гравирования на камне

расширили круг своих тем, прибавив к ним символические и религиозные сцены.

С началом бронзового века на скалах возникают сознательно оформленные

композиции. В череде взаимосвязанных сцен посетитель может узнать о том,

как протекала повседневная жизнь целого поселения: драматические поединки

воинов, ритуальные похоронные действа и веселые праздники становятся

наиболее часто повторяющимися мотивами.

Примерно с 1000 года до нашей эры появляются рисунки и сцены, где

участвуют чужеземцы в нац. костюмах той эпохи. Чтобы запечатлеть в рисунке

культовые действа, художники постоянно совершенствовали технику и за счет

штриховки добивались убедительного по выразительности эффекта.

Интересны и странные постройки из земли: это возвышения, увенчанные

как бы каменными шапками. Дождь и ветер тоже приняли участие в создании

своеобразного облика этих памятников. Такие пирамиды встречаются лишь в

некоторых местах итальянских Альп, в частности поблизости от поселка Тцоне

на краю озера Изео.

Увы, кроме наскальных рисунков, первые жители Апеннинского полуострова

не оставили здесь почти никаких следов. За 16 лет до начала нашей эры

долину Камолиска заняли римские легионеры; с той поры жизнь изменилась,

только по другим законам, и от этрусской цивилизации остались только

рисунки на скалах.

Большой камень – менгир.

Об менгирах и дольменах на протяжении веков, если не тысячелетий,

слагались легенды и, что самое забавное, слагаются и до сих пор, правда,

под видом ничем не подтвержденных якобы научных гипотиз.

Долгое время считалось, что все эти сооружения (они встречаются в Зап.

Страницы: 1, 2, 3