скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Информационная культура как качественная характеристика жизнедеятельности человека скачать рефераты

В этой связи СОУНБ в 1998-1999 гг. провела социологическое

исследование "Уровень готовности пользователей к самостоятельной работе в

автоматизированном режиме с электронными информационными ресурсами СОУНБ".

Необходимость этого исследования обусловлена открытием в СОУНБ Зала

пользователей - специалистов, где пользователями осуществляется бесплатный

самостоятельный поиск книг по ЭК. Общий объем ЭК составляет более 170000

БЗ. Открытие Зала стало завершающим этапом проекта "Непосредственный доступ

к информационным ресурсам СОУНБ", финансированного ИОО (фонд Сороса) в 1998

г.

В исследовании приняли участие 400 респондентов, среди которых

специалисты с высшим образованием составили - 59%, студенты- дипломники -

41%.

Респондентам было предложено 3 блока вопросов:

. первый блок направлен на выявление уровня информированности о новых

информационных технологиях, применяемых в СОУНБ;

. второй блок вопросов предполагал выявление уровня владения ПК;

. ответы на третий блок вопросов могли дать представление об уровне

готовности пользователей к пополнению своих знаний и умений.

Анализ ответов на первый блок вопросов показал, что уровень

информированности о новых информационных услугах СОУНБ невысок. О

возможности использования БД для удовлетворения запросов читателей знали

75% респондентов, но обращались к ним для удовлетворения собственных ИП

только 35% пользователей. Еще более скромный результат получен при анализе

вопросов о Зале пользователей - специалистов, о существовании которого

знали 54% респондентов, а пользовалось только 11% опрошенных.

Наше исследование не ставило задачу выяснения причин, по которым

читатели недостаточно активно используют новые библиотечные технологии.

Внедрение компьютерных технологий в работу библиотеки существенно облегчает

процесс поиска информации, но для читателей это сопряжено с определенными

проблемами. Одной из них является низкий уровень осведомленности о

возможностях поиска информации, в частности, преимуществ работы с БД. В

этой ситуации СОУНБ берет на себя обязательство более полно и оперативно

информировать пользователей о возможностях внедряемых технологий.

Несмотря на слабую информированность, большинство респондентов (93%)

выразили желание осуществлять самостоятельный поиск по БД. Более детальный

анализ полученных данных позволил выявить несколько групп пользователей:

. умеют и желают самостоятельно работать на ПК - 71%;

. умеют, но не желают - 3,5%;

. не умеют, но желают - 22%;

. не умеют и не желают - 3,5%.

Эти результаты дают представление об отношении различных групп

пользователей к информационным технологиям. Безусловно, специалисты,

желающие самостоятельно осуществлять поиск по электронным информационным

ресурсам СОУНБ, являются потенциальными абонентами Зала пользователей -

специалистов.

Пользователь должен владеть начальной компьютерной грамотностью и

обязательно знать основы ББЗ для выработки стратегии поиска. Наше

исследование показало, что большинство респондентов умеют работать с ПК

(74%), причем 40 % из них считают себя опытными пользователями. По данным

анкетного опроса более 60% опрошенных отнесли себя к категории начинающих

пользователей. В целом, результаты исследования подтвердили практические

наблюдения персонала Зала пользователей - специалистов, что большинство

пользователей владеют лишь частью знаний, необходимых для самостоятельного

поиска информации.

На вопрос "Способны ли Вы самостоятельно осуществлять поиск информации

по БД", 76 % опытных пользователей и 14 % начинающих ответили положительно,

остальным, согласно результатам анкетирования, требуется помощь

консультанта. Полученные сведения красноречиво говорят о том, что наши

респонденты недостаточно хорошо подготовлены к процессу самостоятельного

доступа к ЭР СОУНБ.

В результате исследования были получены сведения о профессиональной и

отраслевой специализации респондентов, из которых навыки работы на ПК

имеют: социологи, философы, журналисты (100%); специалисты естественно-

научного профиля, экономисты (98%); юристы (84%); инженерно-технические

работники и психологи (80%); библиотекари (68%); филологи (64%); историки

(57%); медицинские работники (55%); учителя школ и преподаватели вузов

(53%).

В ходе исследования были изучены возрастные особенности

пользовательской аудитории, а также соотношение возрастных характеристик и

уровня информационной грамотности. Лидируют пользователи в возрасте от 20

до 24 лет. Среди этой возрастной группы 59 % отметили, что они умеют

работать на ПК, причем 45% владеющих навыками работы на компьютере считают

себя опытными пользователями, а 55% -начинающими. В возрастной группе от 25

до 35 лет владеют ПК 20 % опрошенных (опытных пользователей среди них 28%,

начинающих 72%). Затем идут пользователи в возрастном диапазоне от 30 до 39

лет, среди которых 10 % владеют ПК. В группе пользователей от 40 до 50 лет

процент людей, владеющих навыками самостоятельной работы с ПК, снижается до

7%. И, наконец, среди пользователей в возрасте свыше 50 лет всего 4%

процента умеют работать с ПК. Результаты дают возможность предположить, что

возраст является определяющим фактором в использовании компьютерной техники

на современном этапе формирования информационного общества.

В дальнейшем читателям СОУНБ необходимо овладевать все более сложными

компьютерными технологиями. Для повышения уровня знаний СОУНБ предлагает им

реальную помощь, а именно, обучение по различным курсам.

Выявлено, что 85 % респондентов готовы пройти, а некоторые уже в

настоящее время проходят предлагаемые курсы обучения.

Основной вывод исследования - готовность пользователя к

самостоятельной работе с информационными ресурсами недостаточно высока.

Поэтому обеспечение готовности пользователей к работе в самостоятельном

режиме с электронными информационными ресурсами является одним из

приоритетных направлений деятельности библиотек по продвижению к

информационному обществ

2.3. Навыки работы в Интернет как компонент информационной культуры

Владение технологией рационального использования информационных

ресурсов общества является одним из компонентов информационной культуры

личности. Интернет обеспечивает быстрый удаленный доступ к многочисленным

источникам информации, что делает навыки работы в Интернет важным

компонентом информационной культуры личности.

Во многих школах уже в течение ряда лет ведется преподавание предмета

"Информационная культура", что фактически свелось к углубленному обучению

информатике. Сегодня интерес образовательных учреждений и библиотек к

расширенному толкованию понятия "Информационная культура" неуклонно растет.

Это отмечалось на конференции[15], проведенной при поддержке Института

"Открытое общество" (ИОО) на базе Самарской государственной Академии

культуры и искусств.

Сеть Интернет стала доступной для широких слоев населения с открытием

Университетского Центра Интернет (УЦИ)[16] по мегапроекту ИОО. Следующим

шагом явилось создание шести классов доступа при поддержке американской

некоммерческой организации "Проект Гармония" в рамках программы "Развитие

Интернет "[17]. Массовое обучение работе в Интернет школьников, студентов,

учителей-предметников и преподавателей вузов на базе класса доступа в

Центре развития образования[18] отчасти дополнило ведущиеся курсы по

информационной культуре.

Большой интерес для нас представляют стандарты информационной

грамотности, разработанные Американской библиотечной ассоциацией[19].

Приведем формулировку первого стандарта: "Учащийся, обладающий

информационной грамотностью, разрабатывает эффективную стратегию поиска

информации. "Учащийся должен идентифицировать потребность в аккуратной и

значимой информации, он должен уметь сформулировать вопросы, определить

источники информации и использовать успешные стратегии поиска информации.

Особое внимание следует уделять развитию навыков критической и компетентной

оценки информации, а также ее структурированию и интеграции с уже

имеющимися знаниями, что характерно для американского подхода.

Содержание обучения соответствует основным функциям Интернет -

информативной и коммуникативной. Среди форм обучения преобладают лекционно-

практические занятия и имитация дистанционного обучения в Интернет. При

обучении используются в основном созданные на гранты ИОО образовательные

сайты.

Сегодня актуальным вопросом является поддержка дальнейшего развития

наиболее содержательных образовательных ресурсов. При этом надо учитывать

российский опыт по созданию учебно-методических комплексов, включающих

методики использования этих ресурсов. Целесообразно проведение соревнований

среди учителей и школьников по использованию данных сайтов.

2.4. Повышение информационной культуры потребителей информации как условие

успеха информатизации региона

Одним из основных средств, обеспечивающих рациональное использование

информационных ресурсов в эпоху стремительного развития вычислительной

техники и телекоммуникаций, является информатизация. Информатизация

общества выступает в современном мире не только как символ научно-

технического и социального прогресса, но и как залог эффективного развития

экономики.

Составной частью федеральной программы "Информатизация России"

является региональная информатизация. Проблема информатизации регионов, в

том числе и индустриального Кузбасса, включает целый спектр сложных

вопросов. К ним, в частности, относится необходимость создания правовых,

экономических, технологических и социальных условий для получения

оперативной, достоверной и полной информации об экономике Кемеровской

области, состоянии экологической, образовательной, культурной и иных сфер

регионального развития. Первоочередную задачу представляет формирование

инфраструктуры информатизации Кузбасса, создание региональной информационно-

вычислительной сети, обеспечивающей единое информационное пространство.

Однако наряду с формированием материально-технической базы

информатизации, развитием в регионе современных систем информации и связи,

активным внедрением новых информационных технологий ключевым условием

успеха и социальной эффективности информатизации региона является

человеческий фактор.

Как показывает отечественный опыт, оснащение современной техникой

может и не приводить к реально ощутимым положительным результатам.

Возможность хранения в памяти компьютеров имеющихся информационных ресурсов

еще не означает, что они будут найдены и использованы. Колоссальный

потенциал национальных информационных ресурсов, хранящихся в библиотеках,

службах научно-технической информации, архивах, зачастую остается

невостребованным из-за низкой информационной культуры, неумения правильно

выразить свою информационную потребность, оперативно найти,

проанализировать и извлечь необходимую информацию, представить ее

рациональным способом.

Распространение новых информационных технологий и их проникновение во

все сферы человеческой деятельности предопределяет необходимость поиска

нового подхода к подготовке пользователей информации. Сущность его

выражается в переходе от необязательного обучения учащихся работе с

информацией и популяризации библиотечно-библиографических знаний к

целенаправленной подготовке пользователей информации, владеющих методами

многоаспектной информационной деятельности, включая использование новых

информационных технологий.

Анализ современных публикаций по вопросам формирования информационной

культуры учащихся свидетельствует, что учебной дисциплиной, призванной

обеспечить полноценную подготовку личности к жизни в грядущем

информационном обществе, многие авторы видят информатику. В рамках данной

дисциплины среди объектов изучения закономерно доминируют такие понятия,

как компьютер, база данных, телекоммуникации, компьютерная сеть,

гипертекст, мультимедиа, база знаний, экспертная система. Соответственно, в

состав умений, формируемых этой учебной дисциплиной, входят умения

профессионально использовать компьютер в различных средах и режимах,

включая компьютерную обработку текстовой, табличной, графической

информации; реализацию удаленного доступа к автоматизированным

информационным ресурсам, организацию поиска информации в Интернете. Именно

эту совокупность знаний и умений принято отождествлять в последнее время с

понятием "новая информационная культура".

Однако подход к формированию информационной культуры преимущественно

через изучение информатики ведет к неоправданному сужению понятия

"информационная культура". Как бы не совершенствовались технические и

программные средства информатизации, уровень информационной культуры

человека определяли и будут определять прежде всего основополагающие

(базисные) знания и умения в области поиска и семантической обработки

информации, обеспечивающие эффективную информационную деятельность. Именно

эти знания и умения, без которых принципиально невозможна успешная учебная

и профессиональная деятельность, должны стать предметом особой заботы и

внимания образовательных учреждений.

Как показывает анализ многолетнего опыта работы педагогов факультета

информационных технологий Кемеровской Государственной Академии культуры и

искусств (КемГАКИ) с учащимися общеобразовательных учреждений в системе

непрерывного образования, результаты профильного собеседования с

абитуриентами и наблюдения за адаптацией первокурсников, общее состояние

информационной культуры учащейся молодежи не может быть признано

удовлетворительным. Как правило, выпускники средних общеобразовательных

учреждений, оказываются беспомощными при решении типовых информационных

задач: не знают состава библиотечных каталогов и картотек, не представляют

их специфические особенности при поиске информации, не знакомы с

алгоритмами решения поисковых задач, не владеют методикой выполнения

информационных запросов, не умеют грамотно оформить результаты поиска.

Самым тревожным симптомом, характеризующим низкий уровень информационной

культуры школьников, является то, что они не осознают своей

некомпетентности в области информационной деятельности. Они не представляют

ценности специальных знаний и умений в области информационного

самообслуживания, не представляют, какую реальную помощь эти знания и

умения могут оказать им в различных сферах практической деятельности:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7