И.Е. Репин в истории русской живописи
крестного хода - одна из популярнейших в русской живописи. Однако Репин не
имеет соперников в изображении толпы, шествия. В «Крестном ходе» толпа
показана как единый массив. Но когда взгляд начинает выхватывать отдельные
фигуры, создается впечатление, что Репин буквально каждое лицо увидел в
жизни.
В характеристиках привилегированной части толпы - мещан, купцов,
кулаков и помещиков - отчетливы обличительные интонации, имеющие своим
источником критическую тенденцию 1860 годов. На лицах - выражение
притворного благочестия, сознание собственной значительности, важность,
граничащая с чванством.
«Чистая публика» отъединена шеренгой пеших и конных урядников от толпы
нищих странников, возглавляемой горбуном. В картине горбун - единственный
персонаж, чье порывистое движение, в себе самом имеет глубокий
содержательный смысл. На полотне медленно движется и вся толпа, но это
беспорядочное нестройное шествие, не имеющее ни конца, ни начала, не знает
и своей общей цели, огромная масса людей распадается на отдельные, занятые
своими делами и заботами группы. И только устремленной вперед фигуре
горбуна мотив движения обретает вполне самостоятельное значение, внутренний
импульс. Полусонному состоянию, в котором пребывает бесконечный людской
поток, резко противостоит энергия встревоженной души, молчаливая твердость
человеческой воли.
В крестьянских полотнах Репина сказывается широта художественных
интересов автора. Вынашивая замысел эпического, многофигурного «Крестного
хода», он мог одновременно увлекаться и решением более частных задач. Так
возникают, например, его известные портретные работы «Мужик с дурным
глазом» и «Мужичок из робких» (обе 1877) подчеркнуто «объективные»,
социально определенные образы-типы, много дающие для понимания сложности
народного характера. Наряду с желанием постичь «вечные», коренные проблемы
русской деревенской жизни Репин был способен откликаться и на самые
злободневные вопросы крестьянского бытия. Однако эта злободневность
попадала в поле зрения художника именно той стороной, которая выражала
собою типичные черты русской мужицкой доли. Свидетельство тому - несколько
репинских произведений, навеянных событиями русско-турецкой войны.
В отличие от своего знаменитого современника В.В. Верещагина,
непосредственного участника русско-турецкой войны, посвятившего ей большой
цикл батальных полотен, Репин не писал боевых сцен. Военная эпопея
оборачивается в его глазах все теми же эпизодами трудного крестьянского
существования. Таково, например, большое жанровое полотно «Проводы
новобранца» (1879). И хотя оно заметно отличается от зрелых репинских
произведений несколько условной картинностью композиционного замысла, в нем
есть правда человеческих чувств, достоверность изображаемого крестьянского
быта.
5.2. РЕВОЛЮЦИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ И. РЕПИНА.
Особое место в творческой биографии художника занимает серия работ
посвященных революционной теме. Именно эти замыслы имел в виду мастер,
когда, собираясь переезжать из Москвы в Петербург, заявлял о своем желании
писать картины «из самой животрепещущей жизни».
Интерес Репина к русскому освободительному движению той поры и его
участникам, интерес, который он разделял и с писателями, и с некоторыми
своими коллегами-передвижниками, говорил, прежде всего, о жизненной
активности его творческой позиции, о его социальной чуткости. Начав с
беглых этюдных набросков, художник последовательно углублял эту тему,
поворачивая ее разными жизненными гранями, выявлял в ней различные
психологические аспекты. Даже один и тот же сюжет, «Арест пропагандиста», в
нескольких графических эскизах и живописных вариантах обретал каждый раз
особый человеческий смысл, свою интонацию. Картину не хотели разрешать к
показу. Дело дошло до царя.
Репин вспоминает, что устроители выставки пригласили царя осмотреть
экспозицию накануне вернисажа: «Александр III все рассмотрел». Далее он
пишет: «Даже «Арест пропагандиста» вытащили ему, и тот рассматривал и
хвалил исполнение, хотя ему показалось странным, почему это я писал так
тонко и старательно».
Репин недвусмысленно говорил: «Невозможно, чтобы европейски
образованный человек искренне стоял за нелепое, потерявшее всякий смысл
самодержавие, этот допотопный способ правления годится только еще для диких
племен, неспособных к культуре».
Наконец выставка открыта. Автор картины с удовольствием резюмирует:
«Моя выставка здесь делает большое оживление. Народу ходит много. Залы
светлые, высокие, погода чудная, солнечная. Много студенчества, курсисток и
даже ремесленников толпится в двух залах и рассыпается по широкой лестнице.
«Арест пропагандиста» стоит, и от этой картинки, по выражению моего
надсмотрщика Василия, «отбою нет».
Сюжетное продолжение этого цикла - «Отказ от исповеди». Картина была
написана под впечатлением поэмы Николая Минского «Последняя исповедь»,
опубликованной в нелегальном журнале «Народная воля»:
Прости, господь, что бедных и голодных
Я горячо, как братьев, полюбил…
Прости, господь, что вечное добро
Я не считал несбыточною сказкой.
Чрезвычайно скупыми живописными средствами создана атмосфера
замкнутого, глухого подземелья: фигуры обступает густой могильный сумрак,
где едва мерцает тусклый лунный свет, выхватывающий из этой тьмы лицо
арестанта. Горделивое достоинство узника противопоставлено обескураживающей
осторожности, с которой священник, приготовив крест, подходит к
заключенному. Не показав ни лица, ни жеста, самим балансом этого креста
относительно фигуры Репин передал интонацию священника, который обращается
к арестанту без настойчивости, нерешительно и даже как будто деликатно, как
человек, уже знающий, что от героя-народника не следует ожидать покаяния, в
то время, как в фигуре и в лице заключенного присутствует момент
эгоистической надменности. Он словно готов разразиться пламенной
обличительной речью.
Самым значительным произведением на революционную тематику стало
полотно «Не ждали» (приложение № 6). Художник изобразил революционера,
возвратившегося в родной дом из ссылки. Его неловкая поза, ожидание,
застывшее в глазах, свидетельствующих о неуверенности, даже страхе: узнает
ли его семья, примут ли отца, отсутствующего много лет, его дети? Репину
удалось мастерски передать всю сложную гамму чувств, отраженных на лицах
революционера и членов его семьи. Испуганно смотрит на незнакомого мужчину
девочка (когда его забрали, она была слишком мала и потому забыла своего
отца), изумлением полны глаза жены, сидящей у рояля. А на лице мальчика -
радостная улыбка, говорящая о том, что ребенок догадался, кто стоит перед
ним.
Репин написал свою картину очень быстро, на одном дыхании. Но затем
дело остановилось: в течение нескольких лет он переделывал голову
революционера, стремясь добиться нужного выражения. По первоначальному
замыслу его герой должен был иметь мужественный облик, но, в конце концов,
художник остановился на мысли, что гораздо важнее показать муки и душевные
переживания человека, на много лет оторванного от родного дома и семьи.
Картину, показанную на XII Передвижной выставке, зрители встретили
восторженно. К полотну невозможно было подойти, так как возле него всегда
толпились люди. Стасов ликовал: «Репин не почил на лаврах после «Бурлаков»,
он пошел дальше вперед. Я думаю, что нынешняя картина Репина - самое
крупное, самое важное, самое совершенное его создание». Равнодушных не
было. Мнения были всякие.
«Репина, наверное, произведут в гении, - писали «Московские ведомости».
- Жалкая гениальность, покупаемая ценой художественных ошибок, путем
подыгрывания к любопытству публики, посредством «рабьего языка». Это хуже,
чем преступление, это - ошибка… Не ждали! Какая фальшь…»
В те далекие дни эта картина была откровением. Новаторской была и
живопись картины - светлая, валерная.
Вся современная Репину критика, включая Стасова, признавала, что амплуа
«историка», картины на исторические темы - не его призвание. Между тем
Репин чрезвычайно заботился об исторической достоверности своих картин.
Работая над «Царевной Софьей», «Иваном Грозным» (приложение №3),
«Запорожцами» (приложение № 5), он выяснял мельчайшие детали. Это костюмы,
оружие, мебель, убранство интерьера, даже цвет глаз царевны Софьи. Но при
этом в исторических картинах Репина совершенно отсутствует временная
дистанция: несмотря на тщательно воссозданный антураж, происходящее
показывается как совершающееся в настоящем, а не прошедшем времени.
Как-то в Академии художеств Репину была задана программа «Ангел
истребляет первенцев египетских». «Я задумал, - вспоминает Репин, -
передать этот сюжет с сугубой реальностью. Была, разумеется, изучена
обстановка роскошных спален царевичей Египта… И вот я вообразил, как ночью
ангел смерти прилетел к юноше-первенцу, спящему, как всегда, нагим, схватил
его за горло, уперся коленом в живот жертвы и душит его совершенно реально
своими руками». И вновь - «реальность»; даже в историческом сюжете -
стремление представить все так, как это могло быть «на самом деле». Это
стремление заставляло Репина разомкнуть пространство своих исторических
картин, сделав зрителя «очевидцем» изображенного. Мы свободно можем «войти»
в интерьер кельи царевны Софьи: пустое пространство перед окном как будто
специально оставлено для зрителя, подобно распахнутой двери. Покатившийся
посох в «Иване Грозном» в следующую минуту готов упасть за раму картины.
Голая голова казака в «Запорожцах» словно прорывает плоскость холста,
оказываясь в пространстве зрителя.
5.3. АМПЛУА «ИСТОРИКА».
На «Запорожцев» (1878-1891) (приложение № 5) художник затратил огромное
количество энергии, любви и забот. «Я уже несколько лет пишу свою картину
и, быть может, еще несколько лет посвящу ей, - говорил Репин, - а может
случиться, что я закончу ее и через месяц. Одно только страшит меня:
возможность смерти до окончания «Запорожцев».
Сотни подготовительных этюдов, эскизов, рисунков, специальные поездки
для изучения материала - все это говорит об одном основном чувстве,
владевшем живописцем. Это чувство - любовь. И это состояние восторга,
преклонения и любви художника к своим героям мгновенно передается зрителям.
Запорожцы… Вот они перед нами во всей своей красе и удали. Галерея
типов, совершенно оригинальных, неподражаемых, легендарных. Можно часами
разглядывать их лица - загорелые, обветренные степными ветрами, опаленные
солнцем, дубленные невзгодами, изрубленные в жестоких схватках, но все же
красивые, источающие силу, энергию, бьющую через край.
«В душе русского человека есть черта особого скрытого героизма, - писал
Репин, - Это - внутри лежащая, глубокая страсть души, съедающая человека,
его житейскую личность до самозабвения. Такого подвига никто не оценит: он
лежит под спудом личности, он невидим. Но это - величайшая сила жизни, она
двигает горами; она руководила Бородинским сражением; она пошла за Мининым;
она сожгла Смоленск и Москву. И она же наполняла сердце престарелого
Кутузова».
Но ведь история - это вовсе не сиюминутное событие, не непосредственно
созерцаемая реальность. Как писал Василий Ключевский: «Предмет истории - то
в прошедшем, что не проходит, как наследство, урок, неоконченный процесс,
как вечный закон». И в этом отношении история у Репина - это как раз то,
что проходит: частный случай, эпизод, смысл которого полностью
исчерпывается тем, что в данный момент происходит перед глазами, не
«длящийся процесс», а необратимый финал. Именно эта «действенность» -
главная особенность репинских исторических композиций, когда исторический
сюжет сведен к одной личности, одному мгновению, одному аффекту. Софья
заточена, стрельцы повешены, царевич убит, взрыв хохота запорожцев в
следующий момент угаснет - временная перспектива сокращена до точки.
Царевич Иван, сын Грозного, умер лишь спустя неделю после удара посохом, а
такого количества крови, которое показано в картине, при подобной ране быть
не могло. Но Репину необходимо было заострить сам момент убийства,
«произошедшего в одно мгновенье».
Многие произведения Репина имеют двойную дату - интервал между началом
и завершением работы иногда превышает десять лет. Так сложилось потому, что
художник по несколько раз переписывал картины. Очевидцы же, наблюдавшие за
изменениями в полотнах, отмечают, что эти изменения отнюдь не всегда были к
лучшему. Но Репин стремился не столько усовершенствовать их, сколько
наделить тем свойством «изменчивости», которое было присуще ему самому,
заставить «жить» эти картины, меняться, как, например, сменяются
кинематографические кадры. В сущности, Репин всегда оставался «режиссером»,
который - запечатлевая историческую сцену или жанровый мотив - всегда видит
эту сцену перед собой, разыгранную актерами, в костюмах и декорациях,
подчиненную определенному сценарию.
Стихией Репина была текущая, изменчивая современность. Оставаясь
погруженным в эту стихию, он создавал свои лучшие работы.
5.4. РЕПИН – ПОРТРЕТИСТ.
Быстро, в несколько сеансов, Репин писал лишь портреты, и никогда их не
переделывал. Модели художника всегда представлены в конкретной, легко
прочитываемой жизненной ситуации: как правило, это ситуация «диалога» - со
зрителем или с невидимым собеседником.
В манерах и поведении каждого человека можно найти черты, нарушающие
общее представление о личности. Однако эти же черты и составляют
неповторимость, особенность любой индивидуальности. Найти момент равновесия
между случайным, сиюминутным, и характерным, типическим - одна из главных
задач портретиста.
Репин прекрасно осознавал тот факт, что, становясь перед лицом
художника в качестве модели, человек неосознанно начинает «представлять
себя» - позируя, он играет определенную роль. Это ролевое поведение
раздваивает образ и облик человека между тем, что он есть и чем хочет
казаться, между лицом и личиной, маской. В том, как человек теряет и
находит себя среди взятых им или навязанных ему социальных,
профессиональных и иных масок, - актуальная, общеинтересная проблема на все
времена. А поскольку живопись имеет дело только с образами видимости, то
пути и способы, которыми существенное, внутреннее проявляется,
просвечивает, проскальзывает во внешнем, - эти пути составляют собственную
специальную проблему искусства живописи. В творчестве Репина эта проблема
решена с большим мастерством.
Глубоко задумался среди шедевров своей галереи Третьяков, скрестив руки
на груди, - в полной достоинства позе, однако в движении пальцев его руки
Страницы: 1, 2, 3
|