Форма и содержание в искусстве
1. Парвая форма непосредственна , абстрактна и единична . Это
обьективное и материальное изображение божества . Художник
вкладывает в произведение искусства всю нравственную субстанцию .
Это не что иное , как индивидуалистическая определенность , не
имеющая в его произведении какой либо реальности и ценная как
деятельность вообще , выходящая за рамки самого произведения .
2. Вторая абстрактная художественная форма – есть выражение
самосознания , сопровождающее изваяния божества и придающее ему
ценность .
3. Третья форма , обьединяющая и организующая в себе две первых –
есть культ .
2. В живом искусстве культ становится самим местопребыванием божества
. Мистерия и праздненство : присутствие божества проявляется как
вакханалия , с другой стороны как обожествление человека в его
красоте . Оба эти момента обретают единство в языке искусства .
«Через художественную религию дух и форма субстанции перешли в
форму субъекта, ибо эта религия создаёт форму субъекта и выявлении,
таким образом, в нем действование или самосознание, которое лишь
исчезает во внушающей страх субстанции и не постигает само себя в
уповании. Это вочеловечение божественной сущности начинается со
статуи, которой присуща лишь внешняя форма самости , а «внутреннее»,
деятельность вочеловечения исходит вне этой формы; в культе же обе
стороны слились воедино, в результате – художественная религия это
единство, завершились, перешло одновременно также в краткий термин
самости; в духе, который в единичности сознания вполне достоверно
знает себя, увязка вся существенность. Положение, которым выражено
это легкомыслие, гласит: самость есть абсолютная сущность»
/Гегель. Сог. Т.4 стр.399/
Различные аспекты содержания
На вопрос о содержании искусства мы обычно отвечаем, что
содержанием искусства является действительность. В конечном итоге это
так: с большей или меньшей опосредовательностью, условностью,
нормативностью, свободой воображения и фантазии искусство воссоздаёт
окружающий мир, человека, ценности. Но поскольку содержание объекта
заключено в нём самом, а не вне его, то и художественное содержание
принадлежит сфере искусства.
Отделение тех компонентов искусства, которые обуславливаются
действительностью, существующей независимо, от тех которые определяют
творческим субъектом, представляет сложную теоретическую задачу.
Конечно, эти стороны искусства ограниченно взаимосвязаны и в процессе
творчества и в произведении искусства. Если в результатах научного
исследования субъективные моменты максимально устраняются, то в
искусстве они могут намеренно акцентироваться, представляя собой
эстетическую и художественную ценность.
Требует определённого уточнения понятие объективного и
субъективного применительно к художественной деятельности. Объектом
отражения для искусства могут быть мысли, переживания, эмоции других
людей, существующие помимо духовного мира творческой личности - это
с одной стороны.
С другой - зависимость содержания искусства от творческого
субъекта выражает зависимость не только субъективного, но и
объективного характера так как воззрение, идеалы вкусы художника
принадлежат не только лично ему, а указывают социально – исторические
процессы действительности. Выражая свое мировоззрение, свои эмоции,
художник их познаёт и объективизирует с помощью материально –
выразительных средств искусства. Созданное художественное
произведение становится фактом объективного эстетического
воздействия на общество, в качестве эстетической ценности оно
переживает своего творца, включается в культурно – исторический
процесс наряду с другими ценностями. В свою очередь, творческая
личность как «источник» содержания искусства отражается в акте
субъективного, ценного «пересоздания» действительности и в процессе
объективного социально – исторического бытия произведения искусства.
В силу того, что в эмоциональном отношении человека к
действительности выражается ценность предмета или является для
индивида, с его неповторимым личностным миром, нравственные ценности
общественной жизни представлены в искусстве эмоционально – духовной
их значительностью для целостной личности. В художественном
содержании раскрываются духовные следствия той или иной философской,
социально – психологической позиции человека.
Эстетическая и художественная специфика содержания в искусстве
возникает не в автономной, замкнутой сфере произведения как такого, а
в тесном взаимодействии внутрихудожественных смыслов с теми
значениями, идеями, оценками, которые формируются в широкой сфере
действительности. Так, анализ темы выявляет взаимосвязь в содержании
искусства проблем актуальной социально – исторической ситуации и
культурно – художественной традиции , обьекта воспроизведения ,
предмета познания – оценки и «Внутреннего» со своими специфическими
законами мира художественного произведения .
Тема – сфера содержания .
Остановимся на такой сфере содержания , как Тема . Круг явлений
действительности , изображенный в произведении искусства , принято
называть его темой . Но понятие темы не однозначно . Можно выделить
три группы значений , исторически оформившееся в эстетике и теории
искусства .
Первая из них восходит в теме обьектной . Взятое в этом смысле
понятие темы характеризует не компонент художественного содержания
как такового , а его реальные истоки , находящиеся в действительности
. С помощью этого значения понятие темы отнесено к явлениям
обьективного мира , выделенным общественным сознанием из потока
исторического развития , природных процессов или же к обьектам
воспроизведения , отобранным художником , но рассматриваемым
абстрактно – понятийно , вне конкретной художественной структуры
произведения искусства. Поскольку категория «Тема» соотносится здесь
не с самим художественным изображением то это значение не даёт еще
оснований квалифицировать её как художественную .
Вторая группа значений темы относится уже к определённому
содержательному единству самого произведения. Художественно –
конкретная тема не является чем то внешним по отношению к искусству ,
находящимся за его пределами. Тема в этом значении становится одной
из основных категорий , с помощью которых исследуется «Внутреннее»
содержание искусства , возникающее в результате отбора явлений
действительности , их эмоционально – эстетической оценки и воплощения
в определенной структуре с помощью материально – выразительных
средств .
В изобразительном искусстве непосредственно выражаемое
содержание – пространственно – предметный мир , визуальная среда ,
опосредованное содержание – область эмоционально смысловых ценностей
и оценок , тогда в искусстве слова мыслительно – эмоциональная сфера
выражается непосредственно , а картинно – изобразительная –
опосредованно .
Какое содержание важнее : представленное непосредственно или
более опосредованно ?
Одни считают , что главное в музыке – не слышимое , в
пластических искусствах- не видимое , в скульптуре – движение и время
. Другие высказываются прямо противоположно .
В действительности конкретно – художественная тема тесно сращена
с непосредственно представленным содержанием , а тем самым и с формой
воплощения.
Конкретно художественная тема не может быть адекватно
пересказана , она должна быть увидена , услышана , впрочем как и все
другие компоненты содержания произведения искусства. В произведении
могут развиваться одна большая тема или несколько тем при
доминировании одной из них или ряд относительно равноправных тем –
все зависит от вида , жанра , творческой индивидуальности , в системе
которых оно создано.
Тему в третьем значении назовём «культурно – типологической» – в
ней зафиксирована содержательная связь произведения искусства с
социально – эстетической традицией. В этом смысле тема характеризует
содержательную общность многих произведений искусства. Это
неоднократное воспроизведение аналогичных социально – психологических
коллизий , воплотившихся в произведениях художников , получивших
развитие в определённом стиле и направлении искусства , ставших
принадлежностью жанра. Это как бы синтез образных ценностей ,
созданных искусством под влиянием реальности , затем закрепленных
ходом социально – культурного развития и снова возвратившихся в
художественную сферу в контексте других явлений культуры.
В изобразительных искусствах под «сюжетом» обычно как раз и
подразумевают конкретную тему произведения «конкретное событие» , в
отличие от «темы» как отражение более широкого предмета изображения (
более широкой сферы явлений откуда заимствовано изображаемое
событие).
Идея в содержании.
Идея произведения искусства – его главный смысл , определяющий
его общественное значение. Идея входит в содержание художественного
процесса вместе с темой и неотрывно от нее. Она пронизывает всё
художественное изображение , его конкретную тематическую ткань.
Идея художественного произведения может быть сформулировано в
абстрактных понятиях но в реальном произведении она не абстрактна , а
чувственно конкретна , образна.
Необходимо учитывать что содержание художественного произведения
социально и индивидуально значимо не только для его творца , но и для
каждого человека , воспринимающего искусство. Восприятие
художественного произведения не пассивный , а активный процесс. В
этом процессе содержание , обьективно присущее произведению всегда
преломляется сквозь призму сознания воспринимающего. Оно осознаётся в
связи со всем его социальным и личным опытом. Это содержание словно
дополняется многочисленными ассоциациями и представлениями , вызывает
различные мысли , непосредственно незаключенные в самом произведении
, а черпаемые из современной воспринимающему человеку общественной и
его личной жизни.
Художественное произведение , будучи активным , творчески
переживаемо воспринимающими его людьми , как бы входит в их
индивидуальную жизнь , приобретает в ней особое значение. Поэтому
восприятие содержания одного и того же произведения людьми разных
эпох , стран , индивидуальностей не одинаково , имеет разные оттенки.
Активность субъекта конечно, имеет значение в восприятии
искусства , но она вторична по отношению к объективному содержанию ,
возникает на его основе и не может его изменить.
Форма в искусстве.
В широком философском смысле форма в искусстве есть способ
выражения и существования содержания. В её становлении решающая роль
принадлежит конкретному идейно – художественному содержанию. Подобно
содержанию, она имеет свою структуру и упорядоченность. Категория
художественной формы не менее сложна, чем категория содержания.
Иногда говорят как относительно постоянной, не изменяющейся
характеристике сложного объекта, о форме же – как о варианте,
разновидности содержания. Но в большинстве случаев имеется в виду
иное значение: форма в единстве с художественным содержанием. Вне
этого перехода в содержание и обратно форма не имеет реального
существования. И это не только в процессе творчества, но и в процессе
восприятия уже законченного произведения. Художественная форма
является процессом объективации конкретного художественного
содержания. Художественная форма – это внутренняя структура
содержания , способ его проявления и существования в художественных
образах , воплощенных определенными материальными средствами по
законам данного вида и жанра искусства.
Внутренняя и внешняя форма .
В соответствии с философской традицией различают внутреннюю и
внешнюю форму. Внутренняя форма – способ выражения и преобразования
упорядоченности содержания в упорядоченность формы , иначе говоря ,
структурно – композиционный аспект художественного произведения.
Внутренней формой является структура – характеры, персонажи , сюжеты
, с определенной стороны – композиция. Находящаяся еще в сознании
художника внутренняя форма – образ , руководит его исканиями
подходящей внешней формы , так и его работой с материалом и «Языком»
искусства.
Внешняя форма – материально изобразительные средства ,
определённым образом организованные для воплощения содержания ,
внутренней формы. Между процессами создания внутренней и внешней
формы имеется существенная разница. Внутренняя форма возникает вместе
с содержанием еще в замысле, где очерчиваются первоначальные контуры
художественного образа. Любое произведение имеет неповторимую ,
только ему присущую внутреннюю форму.
Внутренняя форма является не только связующим звеном внешней
формы и содержания , но и сама она есть содержание по отношению к
внешней форме. Сюжет , замысел , композиция , нуждаются в
определенном материале , определенных способах воплощения , в
результате получается внешняя форма , обьективное бытие
художественного образа. Важной чертой внешней формы является её
относительная самостоятельность по отношению к содержанию и
внутренней формы. Внешняя форма не создаётся целиком заново в
творческом процессе. Многие из её элементов («Язык» , законы
материала) существуют как самостоятельные явления , имеющие свою
историю и традицию.
Художественный язык произведения искусства.
В широком философском , эстетическом смысле «Форма в искусстве»
охватывает и «Художественный язык» и конкретно неповторимую форму и
соотносится с содержанием искусства в целом , отдельного его вида ,
направления.
Художественная форма непосредственно и более опосредовано ,
через язык искусства , испытывает также влияние материала и его
особенности.
В любом искусстве художественные образы создаются при помощи
специфических , различных в каждом виде искусства материальных
средств , выработанных в процессе исторического развития
художественной практики. Форма художественного образа , выражающая
его содержание , образуется из взаимосвязи и взаимодействия этих
средств.
В искусстве образное , художественное « Видение» , «слышание»
действительности , включающие и отношения художника к этой
действительности , запечетлевается , более того , формируется в
вещественном материале , получающем специфическую обработку. Этот
материал тем самым включается в форму художественного образа и
воздействуя на наши органы чувств , даёт нам непосредственное знание
самого отражения действительности , как оно существует в голове
художника. Эстетическое содержание можно передать только средствами ,
воздействующими эстетически , то есть выражающими через чувственно –
конкретную сферу «Очеловеченную» сущность явлений. На чувственную же
сферу непосредственно могут воздействовать только материальные
чувства.
Скульптура и живопись заимствуют свой язык преимущественно из
сферы человеческой жизни. Употребляемые в их языке простейшие
выразительные элементы – объем и плоскость , линия и форма , цвет и
светотень , и другое – необходимо приобретают точное предметное
значение , соотносятся с определенными чувственно – конкретными
явлениями действительности. Краска на палитре художника – материал ,
на полотне – составная часть объекта- носителя. В рисунке от руки
бумага – и материал и «Носитель» готового произведения искусства.
Художник в процессе воплощения замысла стремится раскрыть возможности
материала , художественно их акцентрировать и «обыграть». Особенности
материала сказываются на форме , а через нее – на содержание.
Жанр – компонент художественной формы.
Одним из важнейших компонентов художественной формы – является
жанр. Жанровая «прикрепленность» произведения , действительно есть
необходимое условие соблюдения определённых содержательных и
формальных норм и правил. Но это условие вырабатывается на основании
общего культурного опыта в процессе сложного развития самого жанра.
Художественные жанры являются порождением всей совокупности
художественной реальности , они представляют собой типичную сферу
приложения усилий искусства , так и потому , что в них воплощается
определенный культурный смысл. Три условия делают возможным выделение
натюрморта из целостной художественной композиции и превращение его в
особый художественный жанр. Все они связаны с завоеванием автономии
эстетической проблематики , со становлением искусства как мира
самого по себе со своими собственными потребностями.
1. Искусство снова обращается к действительности и оставляет
традиционные истолкования природы , основанного на принципе
идеализации действительности , согласно которому последняя
имеет значение лишь в том случае , если она способна
приобретать духовную ценность.
2. В конце 16 го века искусство , обретшее полную свободу ,
занимается совершенно независимой проблематикой , обращается к
тем сюжетам , которые представляют больше возможностей для
удовлетворения новых интересов.
3. В соответствии с обособлением и увеличением значения некоторых
особых общественных функций стремление к украшению жизни
начинает оказывать воздействие и на искусство.
Именно в этот период натюрморт приобретает самодавлеющее значение ,
выступает в качестве украшения. При изображении натюрморта художник
получает в своё распоряжение участок пространства , где он строит сюжет и
объемную композицию , располагая такой свободой , которая позволит ему
создавать пластические ценности в тесном единении с цветовыми
тональностями.
Мы указали историческое значение натюрморта , его формальную
ценность , духовный смысл , пронизывающий этот жанр извещающий о себе в
построении картины. Первозданность вещей , их скрытый «демонизм»
предстали перед нами как значение содержания натюрморта , но , однажды
выявленная , действительность эта «потерялась», превращаясь в чистую игру
света и форм.
Вывод : соотношение между содержанием и формой произведения
искусства не сводится не к дуализму , не к абстрактному единству , а
является сложным выражением внутренней диалектики , где противоположные
полюсы выступают в качестве носителей потенциально независимого развития
собственной проблематики, собственных ценностей м вместе с тем сближаются
и объединяются в художественной действительности , как два пучка света,
исходящие из разных источников, накладываются друг на друга в едином
изображении и тут же расходятся в противоположные стороны.
Жанр в полной мере мы можем назвать определёнными нормами создания
содержания и формы произведений искусства , которые будут неоднократно
повторёнными , закрепились в сознании художников и публики.
Единство формы и содержания.
В искусстве нет готового содержания и готовой формы в их
разъединённости, а есть взаимное процессуальное составление в акте
творчества и не раздельное существование в произведении как результате
творческого процесса.
Содержание искусства первично по отношению к форме. Во - первых,
определяющая роль содержания отчетливо выявляется в процессе
исторического развития искусства, становление нового метода, направления,
стиля, жанра.
Во – вторых, зависимость формы художественного языка от содержания
прослеживается на уровне процесса творчества, целью которого является
воплощение содержательного, густо - эмоционального замысла с помощью тех
или иных выразительных средств.
В – третьих, в законченном художественном произведении форма
существует для того, что бы выражать содержание , смыслы и значения.
В искусстве нет «чистой» формы, без относительной содержанию. Там,
где форма не подчинена содержанию , не выражает его, она разрушается как
таковая. Естественен вопрос о взаимоотношении проблемы единства
содержания и формы и проблемы целостности такого сложноорганизованного
объекта, каким является произведение искусства. Эти проблемы близки, но
не идентичны. В какой – то мере, рассматривая проблему целостности мы
рассматриваем и проблему единства содержания и формы, но при этом
внимание концентрируем на нераздельности взаимообратности,
взаимопереходе содержания и формы, а так же на их соответствии друг
другу, тогда как единства содержания и формы подразумевает так же их
внутренние напряжение, противоречия, которые наблюдаются в отдельных
художественных произведениях.
Форма любого конкретного произведения композиционно целостна и
образна уникальна в зависимости от своеобразия содержания данного
произведения. Талант и мастерство художника заключается в значительной
мере в поисках формы наиболее целостной, а так же наиболее
соответствующей замыслу.
Наибольшая активность формы, как внутренней, так и внешней,
проявляется в композиции. Композиция произведения искусства – это
художественная гармонизация сюжетно – тематических, пластических (а для
живописи и свето - цветовых) элементов в целостное произведение.
Композиция как характеристика и средство художественной формы имеет
особенности на уровнях внутренней и внешней формы. Почему же композиции
принадлежит ведущая роль в объединении содержании и формы наряду с
осуществлением выразительности и изобретательности произведений
изоискусства? Это вытекает из фундаментальной роли структур отображаемых
объектов, то есть из структурной характеристике содержания образа,
знания.
Сюжетно тематический уровень содержания находит своё воплощение в
первом смысловом уровне внутренней формы – в общей композиции и
произведений пластических искусств. Согласно композиционным законам
художник прежде всего совершает операции выявления и размещения на
плоскости холста, бумаги «композиционной доменанты», организующего ядра,
определяет основных «героев» и предметы окружающей обстановки; вместе с
тем ведутся поиски и отбор вариантов общей динамики взаимодействия героев
согласно замыслу и характерному факту события. В общей композиции
произведения раскрывается и его общий эмоциональный настрой как
проявление пафоса художника. В искусстве живописи это выражается в
колорите картины, а так же в характере языка, стиля, индивидуальных
технических приёмов художника.
Далее оформление замысла переходит к идейно – психологическому
уровню содержания, на котором происходит более глубокое и всестороннее
выявление характеров, психических свойств действующих лиц, их состояний и
переживаний, а так же субъективное отношение и оценка их самих
художником. Вхождение в духовный мир своих героев помогает художнику
конкретизировать общей замысел и композиционно произведения: проигрывать
отдельные фрагменты, отношения героев, художник вносит коррективы и в
саму композицию, а так же определяет выражения лиц, позы, движения
героев. Этот идейно психологический уровень соответствует пластическому
уровню композиции произведения. На этом уровне общие идеи произведения и
психологические характеристики героев преобразуются в конкретно –
чувственные модели – образа героев с изображением внешнего облика,
стороения и выражения лица, пространственного расположения , фигуры,
позы, движения. На пластическом уровне общая композиция конкретизируется
структурами персонажей и предметов их действия, то есть мысли и чувства
художник передает через пространственные структуры внешнего облика героев
и предметов обстановки.
Пластическая композиция осуществляется пластическими же способами
организации пространственных структур изображений объектов. Эти структуры
составляют уровень содержания в произведении изобразительного искусства,
так как посредствам их авторы отображают мир и выражают свои мысли и
чувства пластико – пространственными средствами композиции и передают их
зрителю.
В пластический уровень композиции в живописи включаются так же
светоцветовые отношения.
Заключение.
Определить форму и содержание явления – значит исследовать его.
«… содержание есть нечто иное , как переход формы в содержание , а
форма есть нечто иное , как переход содержания в форму»
/Гегель, Сог,т. 1 пораг.133, М – Л., 1933г. тср.224/
Исторически раньше развилась и оформилась категория «форма». У
Аристотеля она играет даже роль содержания. Идеализм всегда преувеличивал
значение формы за счет содержания. Содержание объективного процесса и
содержание идеи , отразившей его, различны, как различны объект и
отражение. Содержание есть совокупность всех внутренних, существенных,
общих и единичных элементов и процессов в данном явлении. Форма есть
особенное единство, способ проявления организации структуры содержания.
Только благодаря органическому единству содержания и формы
произведения искусства способна оказывать воздействия на сознание масс,
пробуждать в них высокие нравственные и эстетические чувства.
К основным положениям о соотношении содержания и формы можно
отнести:
1. Содержание играет определённую роль по отношению к форме.
2. Содержание и форма имеют свои уровни и подразделения.
3. Художественная форма обладает активностью выразительной,
изобразительной, оперативной коммуникативноц функцией.
4. Соответствие особенностей художественной формы произведения его
поэтическому содержанию – главный критерий художественной формы и
цельности произведения искусства.
Литература:
1. Юлдашев Л.Г. Искусство: философские проблемы исследования.
М.:”Мысль”1981г.-247с.
2. Горанов К.Содержание и форма в искусстве. М.:”Искусство” 1962г.
–271с.
3. Банфи А. Философия искусства . М.:”искусство”1989г. –384с.
4. Волкова Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве. М.:”знание”
1976г.- 64с.
5. Тюхтин В.С. Ларнич Ю.Ф. Содержание и форма в искусстве .
М.:”Знание” 1984г. –64с.
6. Искусство и религия в истории философии . Кишинев “Штиннца”
1980г. – 146 с.
7. Ваислов В. Содержание и форма в искусстве. М: “Искусство” 1956 г.
– 370 с.
8. Бурлинс Е.Я. Культура и жанр
9. Ваисло В. Изобразительное искусство и проблемы эстетики.
10. Тэн Н.А. Филосифия искусства.
11. Вопросы философии . 1994г №7 / 8 Акопян К.З. Этьен Сурио:
Философское размышление об искусстве или эстетическое размышление
о философии.
12. Вопросы философии 1994 №4 Бергер Л.Г. Пространственный образ мира
(парадигма познания) в структуре художественного стиля.
13. Вопросы философии 1994 №7 / 8 Сурио Э. Искусство и философия.
14. Гончаренко Н.В. , Куликова И.С. Философия и искусство.(по
проблематике международных эстетических конгрессов) М: 1985
Страницы: 1, 2
|