скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Форма и содержание в искусстве скачать рефераты

1. Парвая форма непосредственна , абстрактна и единична . Это

обьективное и материальное изображение божества . Художник

вкладывает в произведение искусства всю нравственную субстанцию .

Это не что иное , как индивидуалистическая определенность , не

имеющая в его произведении какой либо реальности и ценная как

деятельность вообще , выходящая за рамки самого произведения .

2. Вторая абстрактная художественная форма – есть выражение

самосознания , сопровождающее изваяния божества и придающее ему

ценность .

3. Третья форма , обьединяющая и организующая в себе две первых –

есть культ .

2. В живом искусстве культ становится самим местопребыванием божества

. Мистерия и праздненство : присутствие божества проявляется как

вакханалия , с другой стороны как обожествление человека в его

красоте . Оба эти момента обретают единство в языке искусства .

«Через художественную религию дух и форма субстанции перешли в

форму субъекта, ибо эта религия создаёт форму субъекта и выявлении,

таким образом, в нем действование или самосознание, которое лишь

исчезает во внушающей страх субстанции и не постигает само себя в

уповании. Это вочеловечение божественной сущности начинается со

статуи, которой присуща лишь внешняя форма самости , а «внутреннее»,

деятельность вочеловечения исходит вне этой формы; в культе же обе

стороны слились воедино, в результате – художественная религия это

единство, завершились, перешло одновременно также в краткий термин

самости; в духе, который в единичности сознания вполне достоверно

знает себя, увязка вся существенность. Положение, которым выражено

это легкомыслие, гласит: самость есть абсолютная сущность»

/Гегель. Сог. Т.4 стр.399/

Различные аспекты содержания

На вопрос о содержании искусства мы обычно отвечаем, что

содержанием искусства является действительность. В конечном итоге это

так: с большей или меньшей опосредовательностью, условностью,

нормативностью, свободой воображения и фантазии искусство воссоздаёт

окружающий мир, человека, ценности. Но поскольку содержание объекта

заключено в нём самом, а не вне его, то и художественное содержание

принадлежит сфере искусства.

Отделение тех компонентов искусства, которые обуславливаются

действительностью, существующей независимо, от тех которые определяют

творческим субъектом, представляет сложную теоретическую задачу.

Конечно, эти стороны искусства ограниченно взаимосвязаны и в процессе

творчества и в произведении искусства. Если в результатах научного

исследования субъективные моменты максимально устраняются, то в

искусстве они могут намеренно акцентироваться, представляя собой

эстетическую и художественную ценность.

Требует определённого уточнения понятие объективного и

субъективного применительно к художественной деятельности. Объектом

отражения для искусства могут быть мысли, переживания, эмоции других

людей, существующие помимо духовного мира творческой личности - это

с одной стороны.

С другой - зависимость содержания искусства от творческого

субъекта выражает зависимость не только субъективного, но и

объективного характера так как воззрение, идеалы вкусы художника

принадлежат не только лично ему, а указывают социально – исторические

процессы действительности. Выражая свое мировоззрение, свои эмоции,

художник их познаёт и объективизирует с помощью материально –

выразительных средств искусства. Созданное художественное

произведение становится фактом объективного эстетического

воздействия на общество, в качестве эстетической ценности оно

переживает своего творца, включается в культурно – исторический

процесс наряду с другими ценностями. В свою очередь, творческая

личность как «источник» содержания искусства отражается в акте

субъективного, ценного «пересоздания» действительности и в процессе

объективного социально – исторического бытия произведения искусства.

В силу того, что в эмоциональном отношении человека к

действительности выражается ценность предмета или является для

индивида, с его неповторимым личностным миром, нравственные ценности

общественной жизни представлены в искусстве эмоционально – духовной

их значительностью для целостной личности. В художественном

содержании раскрываются духовные следствия той или иной философской,

социально – психологической позиции человека.

Эстетическая и художественная специфика содержания в искусстве

возникает не в автономной, замкнутой сфере произведения как такого, а

в тесном взаимодействии внутрихудожественных смыслов с теми

значениями, идеями, оценками, которые формируются в широкой сфере

действительности. Так, анализ темы выявляет взаимосвязь в содержании

искусства проблем актуальной социально – исторической ситуации и

культурно – художественной традиции , обьекта воспроизведения ,

предмета познания – оценки и «Внутреннего» со своими специфическими

законами мира художественного произведения .

Тема – сфера содержания .

Остановимся на такой сфере содержания , как Тема . Круг явлений

действительности , изображенный в произведении искусства , принято

называть его темой . Но понятие темы не однозначно . Можно выделить

три группы значений , исторически оформившееся в эстетике и теории

искусства .

Первая из них восходит в теме обьектной . Взятое в этом смысле

понятие темы характеризует не компонент художественного содержания

как такового , а его реальные истоки , находящиеся в действительности

. С помощью этого значения понятие темы отнесено к явлениям

обьективного мира , выделенным общественным сознанием из потока

исторического развития , природных процессов или же к обьектам

воспроизведения , отобранным художником , но рассматриваемым

абстрактно – понятийно , вне конкретной художественной структуры

произведения искусства. Поскольку категория «Тема» соотносится здесь

не с самим художественным изображением то это значение не даёт еще

оснований квалифицировать её как художественную .

Вторая группа значений темы относится уже к определённому

содержательному единству самого произведения. Художественно –

конкретная тема не является чем то внешним по отношению к искусству ,

находящимся за его пределами. Тема в этом значении становится одной

из основных категорий , с помощью которых исследуется «Внутреннее»

содержание искусства , возникающее в результате отбора явлений

действительности , их эмоционально – эстетической оценки и воплощения

в определенной структуре с помощью материально – выразительных

средств .

В изобразительном искусстве непосредственно выражаемое

содержание – пространственно – предметный мир , визуальная среда ,

опосредованное содержание – область эмоционально смысловых ценностей

и оценок , тогда в искусстве слова мыслительно – эмоциональная сфера

выражается непосредственно , а картинно – изобразительная –

опосредованно .

Какое содержание важнее : представленное непосредственно или

более опосредованно ?

Одни считают , что главное в музыке – не слышимое , в

пластических искусствах- не видимое , в скульптуре – движение и время

. Другие высказываются прямо противоположно .

В действительности конкретно – художественная тема тесно сращена

с непосредственно представленным содержанием , а тем самым и с формой

воплощения.

Конкретно художественная тема не может быть адекватно

пересказана , она должна быть увидена , услышана , впрочем как и все

другие компоненты содержания произведения искусства. В произведении

могут развиваться одна большая тема или несколько тем при

доминировании одной из них или ряд относительно равноправных тем –

все зависит от вида , жанра , творческой индивидуальности , в системе

которых оно создано.

Тему в третьем значении назовём «культурно – типологической» – в

ней зафиксирована содержательная связь произведения искусства с

социально – эстетической традицией. В этом смысле тема характеризует

содержательную общность многих произведений искусства. Это

неоднократное воспроизведение аналогичных социально – психологических

коллизий , воплотившихся в произведениях художников , получивших

развитие в определённом стиле и направлении искусства , ставших

принадлежностью жанра. Это как бы синтез образных ценностей ,

созданных искусством под влиянием реальности , затем закрепленных

ходом социально – культурного развития и снова возвратившихся в

художественную сферу в контексте других явлений культуры.

В изобразительных искусствах под «сюжетом» обычно как раз и

подразумевают конкретную тему произведения «конкретное событие» , в

отличие от «темы» как отражение более широкого предмета изображения (

более широкой сферы явлений откуда заимствовано изображаемое

событие).

Идея в содержании.

Идея произведения искусства – его главный смысл , определяющий

его общественное значение. Идея входит в содержание художественного

процесса вместе с темой и неотрывно от нее. Она пронизывает всё

художественное изображение , его конкретную тематическую ткань.

Идея художественного произведения может быть сформулировано в

абстрактных понятиях но в реальном произведении она не абстрактна , а

чувственно конкретна , образна.

Необходимо учитывать что содержание художественного произведения

социально и индивидуально значимо не только для его творца , но и для

каждого человека , воспринимающего искусство. Восприятие

художественного произведения не пассивный , а активный процесс. В

этом процессе содержание , обьективно присущее произведению всегда

преломляется сквозь призму сознания воспринимающего. Оно осознаётся в

связи со всем его социальным и личным опытом. Это содержание словно

дополняется многочисленными ассоциациями и представлениями , вызывает

различные мысли , непосредственно незаключенные в самом произведении

, а черпаемые из современной воспринимающему человеку общественной и

его личной жизни.

Художественное произведение , будучи активным , творчески

переживаемо воспринимающими его людьми , как бы входит в их

индивидуальную жизнь , приобретает в ней особое значение. Поэтому

восприятие содержания одного и того же произведения людьми разных

эпох , стран , индивидуальностей не одинаково , имеет разные оттенки.

Активность субъекта конечно, имеет значение в восприятии

искусства , но она вторична по отношению к объективному содержанию ,

возникает на его основе и не может его изменить.

Форма в искусстве.

В широком философском смысле форма в искусстве есть способ

выражения и существования содержания. В её становлении решающая роль

принадлежит конкретному идейно – художественному содержанию. Подобно

содержанию, она имеет свою структуру и упорядоченность. Категория

художественной формы не менее сложна, чем категория содержания.

Иногда говорят как относительно постоянной, не изменяющейся

характеристике сложного объекта, о форме же – как о варианте,

разновидности содержания. Но в большинстве случаев имеется в виду

иное значение: форма в единстве с художественным содержанием. Вне

этого перехода в содержание и обратно форма не имеет реального

существования. И это не только в процессе творчества, но и в процессе

восприятия уже законченного произведения. Художественная форма

является процессом объективации конкретного художественного

содержания. Художественная форма – это внутренняя структура

содержания , способ его проявления и существования в художественных

образах , воплощенных определенными материальными средствами по

законам данного вида и жанра искусства.

Внутренняя и внешняя форма .

В соответствии с философской традицией различают внутреннюю и

внешнюю форму. Внутренняя форма – способ выражения и преобразования

упорядоченности содержания в упорядоченность формы , иначе говоря ,

структурно – композиционный аспект художественного произведения.

Внутренней формой является структура – характеры, персонажи , сюжеты

, с определенной стороны – композиция. Находящаяся еще в сознании

художника внутренняя форма – образ , руководит его исканиями

подходящей внешней формы , так и его работой с материалом и «Языком»

искусства.

Внешняя форма – материально изобразительные средства ,

определённым образом организованные для воплощения содержания ,

внутренней формы. Между процессами создания внутренней и внешней

формы имеется существенная разница. Внутренняя форма возникает вместе

с содержанием еще в замысле, где очерчиваются первоначальные контуры

художественного образа. Любое произведение имеет неповторимую ,

только ему присущую внутреннюю форму.

Внутренняя форма является не только связующим звеном внешней

формы и содержания , но и сама она есть содержание по отношению к

внешней форме. Сюжет , замысел , композиция , нуждаются в

определенном материале , определенных способах воплощения , в

результате получается внешняя форма , обьективное бытие

художественного образа. Важной чертой внешней формы является её

относительная самостоятельность по отношению к содержанию и

внутренней формы. Внешняя форма не создаётся целиком заново в

творческом процессе. Многие из её элементов («Язык» , законы

материала) существуют как самостоятельные явления , имеющие свою

историю и традицию.

Художественный язык произведения искусства.

В широком философском , эстетическом смысле «Форма в искусстве»

охватывает и «Художественный язык» и конкретно неповторимую форму и

соотносится с содержанием искусства в целом , отдельного его вида ,

направления.

Художественная форма непосредственно и более опосредовано ,

через язык искусства , испытывает также влияние материала и его

особенности.

В любом искусстве художественные образы создаются при помощи

специфических , различных в каждом виде искусства материальных

средств , выработанных в процессе исторического развития

художественной практики. Форма художественного образа , выражающая

его содержание , образуется из взаимосвязи и взаимодействия этих

средств.

В искусстве образное , художественное « Видение» , «слышание»

действительности , включающие и отношения художника к этой

действительности , запечетлевается , более того , формируется в

вещественном материале , получающем специфическую обработку. Этот

материал тем самым включается в форму художественного образа и

воздействуя на наши органы чувств , даёт нам непосредственное знание

самого отражения действительности , как оно существует в голове

художника. Эстетическое содержание можно передать только средствами ,

воздействующими эстетически , то есть выражающими через чувственно –

конкретную сферу «Очеловеченную» сущность явлений. На чувственную же

сферу непосредственно могут воздействовать только материальные

чувства.

Скульптура и живопись заимствуют свой язык преимущественно из

сферы человеческой жизни. Употребляемые в их языке простейшие

выразительные элементы – объем и плоскость , линия и форма , цвет и

светотень , и другое – необходимо приобретают точное предметное

значение , соотносятся с определенными чувственно – конкретными

явлениями действительности. Краска на палитре художника – материал ,

на полотне – составная часть объекта- носителя. В рисунке от руки

бумага – и материал и «Носитель» готового произведения искусства.

Художник в процессе воплощения замысла стремится раскрыть возможности

материала , художественно их акцентрировать и «обыграть». Особенности

материала сказываются на форме , а через нее – на содержание.

Жанр – компонент художественной формы.

Одним из важнейших компонентов художественной формы – является

жанр. Жанровая «прикрепленность» произведения , действительно есть

необходимое условие соблюдения определённых содержательных и

формальных норм и правил. Но это условие вырабатывается на основании

общего культурного опыта в процессе сложного развития самого жанра.

Художественные жанры являются порождением всей совокупности

художественной реальности , они представляют собой типичную сферу

приложения усилий искусства , так и потому , что в них воплощается

определенный культурный смысл. Три условия делают возможным выделение

натюрморта из целостной художественной композиции и превращение его в

особый художественный жанр. Все они связаны с завоеванием автономии

эстетической проблематики , со становлением искусства как мира

самого по себе со своими собственными потребностями.

1. Искусство снова обращается к действительности и оставляет

традиционные истолкования природы , основанного на принципе

идеализации действительности , согласно которому последняя

имеет значение лишь в том случае , если она способна

приобретать духовную ценность.

2. В конце 16 го века искусство , обретшее полную свободу ,

занимается совершенно независимой проблематикой , обращается к

тем сюжетам , которые представляют больше возможностей для

удовлетворения новых интересов.

3. В соответствии с обособлением и увеличением значения некоторых

особых общественных функций стремление к украшению жизни

начинает оказывать воздействие и на искусство.

Именно в этот период натюрморт приобретает самодавлеющее значение ,

выступает в качестве украшения. При изображении натюрморта художник

получает в своё распоряжение участок пространства , где он строит сюжет и

объемную композицию , располагая такой свободой , которая позволит ему

создавать пластические ценности в тесном единении с цветовыми

тональностями.

Мы указали историческое значение натюрморта , его формальную

ценность , духовный смысл , пронизывающий этот жанр извещающий о себе в

построении картины. Первозданность вещей , их скрытый «демонизм»

предстали перед нами как значение содержания натюрморта , но , однажды

выявленная , действительность эта «потерялась», превращаясь в чистую игру

света и форм.

Вывод : соотношение между содержанием и формой произведения

искусства не сводится не к дуализму , не к абстрактному единству , а

является сложным выражением внутренней диалектики , где противоположные

полюсы выступают в качестве носителей потенциально независимого развития

собственной проблематики, собственных ценностей м вместе с тем сближаются

и объединяются в художественной действительности , как два пучка света,

исходящие из разных источников, накладываются друг на друга в едином

изображении и тут же расходятся в противоположные стороны.

Жанр в полной мере мы можем назвать определёнными нормами создания

содержания и формы произведений искусства , которые будут неоднократно

повторёнными , закрепились в сознании художников и публики.

Единство формы и содержания.

В искусстве нет готового содержания и готовой формы в их

разъединённости, а есть взаимное процессуальное составление в акте

творчества и не раздельное существование в произведении как результате

творческого процесса.

Содержание искусства первично по отношению к форме. Во - первых,

определяющая роль содержания отчетливо выявляется в процессе

исторического развития искусства, становление нового метода, направления,

стиля, жанра.

Во – вторых, зависимость формы художественного языка от содержания

прослеживается на уровне процесса творчества, целью которого является

воплощение содержательного, густо - эмоционального замысла с помощью тех

или иных выразительных средств.

В – третьих, в законченном художественном произведении форма

существует для того, что бы выражать содержание , смыслы и значения.

В искусстве нет «чистой» формы, без относительной содержанию. Там,

где форма не подчинена содержанию , не выражает его, она разрушается как

таковая. Естественен вопрос о взаимоотношении проблемы единства

содержания и формы и проблемы целостности такого сложноорганизованного

объекта, каким является произведение искусства. Эти проблемы близки, но

не идентичны. В какой – то мере, рассматривая проблему целостности мы

рассматриваем и проблему единства содержания и формы, но при этом

внимание концентрируем на нераздельности взаимообратности,

взаимопереходе содержания и формы, а так же на их соответствии друг

другу, тогда как единства содержания и формы подразумевает так же их

внутренние напряжение, противоречия, которые наблюдаются в отдельных

художественных произведениях.

Форма любого конкретного произведения композиционно целостна и

образна уникальна в зависимости от своеобразия содержания данного

произведения. Талант и мастерство художника заключается в значительной

мере в поисках формы наиболее целостной, а так же наиболее

соответствующей замыслу.

Наибольшая активность формы, как внутренней, так и внешней,

проявляется в композиции. Композиция произведения искусства – это

художественная гармонизация сюжетно – тематических, пластических (а для

живописи и свето - цветовых) элементов в целостное произведение.

Композиция как характеристика и средство художественной формы имеет

особенности на уровнях внутренней и внешней формы. Почему же композиции

принадлежит ведущая роль в объединении содержании и формы наряду с

осуществлением выразительности и изобретательности произведений

изоискусства? Это вытекает из фундаментальной роли структур отображаемых

объектов, то есть из структурной характеристике содержания образа,

знания.

Сюжетно тематический уровень содержания находит своё воплощение в

первом смысловом уровне внутренней формы – в общей композиции и

произведений пластических искусств. Согласно композиционным законам

художник прежде всего совершает операции выявления и размещения на

плоскости холста, бумаги «композиционной доменанты», организующего ядра,

определяет основных «героев» и предметы окружающей обстановки; вместе с

тем ведутся поиски и отбор вариантов общей динамики взаимодействия героев

согласно замыслу и характерному факту события. В общей композиции

произведения раскрывается и его общий эмоциональный настрой как

проявление пафоса художника. В искусстве живописи это выражается в

колорите картины, а так же в характере языка, стиля, индивидуальных

технических приёмов художника.

Далее оформление замысла переходит к идейно – психологическому

уровню содержания, на котором происходит более глубокое и всестороннее

выявление характеров, психических свойств действующих лиц, их состояний и

переживаний, а так же субъективное отношение и оценка их самих

художником. Вхождение в духовный мир своих героев помогает художнику

конкретизировать общей замысел и композиционно произведения: проигрывать

отдельные фрагменты, отношения героев, художник вносит коррективы и в

саму композицию, а так же определяет выражения лиц, позы, движения

героев. Этот идейно психологический уровень соответствует пластическому

уровню композиции произведения. На этом уровне общие идеи произведения и

психологические характеристики героев преобразуются в конкретно –

чувственные модели – образа героев с изображением внешнего облика,

стороения и выражения лица, пространственного расположения , фигуры,

позы, движения. На пластическом уровне общая композиция конкретизируется

структурами персонажей и предметов их действия, то есть мысли и чувства

художник передает через пространственные структуры внешнего облика героев

и предметов обстановки.

Пластическая композиция осуществляется пластическими же способами

организации пространственных структур изображений объектов. Эти структуры

составляют уровень содержания в произведении изобразительного искусства,

так как посредствам их авторы отображают мир и выражают свои мысли и

чувства пластико – пространственными средствами композиции и передают их

зрителю.

В пластический уровень композиции в живописи включаются так же

светоцветовые отношения.

Заключение.

Определить форму и содержание явления – значит исследовать его.

«… содержание есть нечто иное , как переход формы в содержание , а

форма есть нечто иное , как переход содержания в форму»

/Гегель, Сог,т. 1 пораг.133, М – Л., 1933г. тср.224/

Исторически раньше развилась и оформилась категория «форма». У

Аристотеля она играет даже роль содержания. Идеализм всегда преувеличивал

значение формы за счет содержания. Содержание объективного процесса и

содержание идеи , отразившей его, различны, как различны объект и

отражение. Содержание есть совокупность всех внутренних, существенных,

общих и единичных элементов и процессов в данном явлении. Форма есть

особенное единство, способ проявления организации структуры содержания.

Только благодаря органическому единству содержания и формы

произведения искусства способна оказывать воздействия на сознание масс,

пробуждать в них высокие нравственные и эстетические чувства.

К основным положениям о соотношении содержания и формы можно

отнести:

1. Содержание играет определённую роль по отношению к форме.

2. Содержание и форма имеют свои уровни и подразделения.

3. Художественная форма обладает активностью выразительной,

изобразительной, оперативной коммуникативноц функцией.

4. Соответствие особенностей художественной формы произведения его

поэтическому содержанию – главный критерий художественной формы и

цельности произведения искусства.

Литература:

1. Юлдашев Л.Г. Искусство: философские проблемы исследования.

М.:”Мысль”1981г.-247с.

2. Горанов К.Содержание и форма в искусстве. М.:”Искусство” 1962г.

–271с.

3. Банфи А. Философия искусства . М.:”искусство”1989г. –384с.

4. Волкова Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве. М.:”знание”

1976г.- 64с.

5. Тюхтин В.С. Ларнич Ю.Ф. Содержание и форма в искусстве .

М.:”Знание” 1984г. –64с.

6. Искусство и религия в истории философии . Кишинев “Штиннца”

1980г. – 146 с.

7. Ваислов В. Содержание и форма в искусстве. М: “Искусство” 1956 г.

– 370 с.

8. Бурлинс Е.Я. Культура и жанр

9. Ваисло В. Изобразительное искусство и проблемы эстетики.

10. Тэн Н.А. Филосифия искусства.

11. Вопросы философии . 1994г №7 / 8 Акопян К.З. Этьен Сурио:

Философское размышление об искусстве или эстетическое размышление

о философии.

12. Вопросы философии 1994 №4 Бергер Л.Г. Пространственный образ мира

(парадигма познания) в структуре художественного стиля.

13. Вопросы философии 1994 №7 / 8 Сурио Э. Искусство и философия.

14. Гончаренко Н.В. , Куликова И.С. Философия и искусство.(по

проблематике международных эстетических конгрессов) М: 1985

Страницы: 1, 2