скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Этруски. Сивилла. Карфаген скачать рефераты

Этруски. Сивилла. Карфаген

ЭТРУСКИ, СИВИЛЛА, КАРФАГЕН

Италия, 650—204 гг. до н.э.

Культуры - не обособленные острова, а гребни на великих волнах истории.

С. Франк

Уже давно было замечено, что ранний Рим по своим устоям напоминал Спарту с

ее изоляцией и закрытым режимом. Но было и различие между ними. Как ни

стремилось римское общество хранить себя от всего инородного, оно не

застыло в абсолютной замкнутости. «Охранительную» тенденцию постепенно

стала уравновешивать открытость к влияниям, которые насыщали латинство все

новыми и новыми элементами. В древности важнейшим среди этих элементов был

этрусский.

Расенов, обитателей холмистой Этрурии, греки называли тирренами. а

римляне—этрусками. Они-то и стали первыми учителями жителей Лациума.

Цивилизация этрусков до сих пор остается для историков загадкой. Эти

наставники римлян, смешавшись с италийскими племенами, исчезли как нация

задолго до нашей эры. С тех пор улыбающиеся статуи и расписные гробницы

расенов хранят молчание, подобно руинам Крита; из девяти тысяч

сохранившихся этрусских надписей большая часть не расшифрована. Не удалось

даже точно определить, к какой группе принадлежит их язык, потеряны следы

их первоначальной родины.

Расены заявили о себе в Италии лет за сто до основания Рима, но откуда они

пришли, никто не знал. Некоторые античные писатели полагали, что

этруски—выходцы из Малой Азии, и сейчас эта гипотеза считается наиболее

вероятной (1) .

Этруски далеко обогнали сельскую культуру Лациума. Их богатые торговые и

промышленные города славились своими зодчими, ювелирами и гончарами, не

уступавшими греческим. Начиная с VI века из Этрурии стали приглашать

мастеров, которые и воздвигли на Палатине первые храмы и статуи. Даже

капитолийская волчица—эта эмблема «Вечного Города»—была отлита расенским

скульптором.

Вообще в сфере искусства Рим чаще всего оставался лишь подражателем. Не

храмы, а акведуки и фортификации воплотили его собственный стиль. Рим

создавал в основном технические сооружения, предпочитая все остальное

заимствовать у соседей.

С течением времени влияние этрусков простерлось так далеко, что некоторые

из них добились римского трона. Это, правда, не значило, что Рим покорился

Этрурии в политическом отношении. Она не могла создать единой и сильной

державы. Но то, что в Лациуме правили Тарквинии, цари этрусского

происхождения, показывает, насколько глубоко латинский мир был вовлечен в

орбиту расенов.

Что же из этрусской религии проникло в римскую?

Установить это трудно хотя бы потому, что о мировоззрении этрусков вообще

мало известно. Подобно всем язычникам, они чтили множество богов, главой

которых был Тин, или Тиния. Находясь в тесных отношениях с греками, этруски

переняли от них и культ Олимпийцев. Несомненно, в Этрурии сложились свои

мифы, однако ни один из них не дошел до наших дней. О богах расенов мы

знаем только по статуям, в которых лаконизм эллинской архаики сплавлен с

декоративной пышностью Востока. Можно полагать, что лишь некоторые, и

притом второстепенные, фигуры этрусского пантеона вошли в систему верований

Рима.

Какая-то роль отводилась в расенской мифологии собаке или волку; многие

народы связывали их с хтоническим и погребальным культами. Не исключено,

что и легенда о волчице, вскормившей Ромула и Рема, была занесена в Лациум

из Азии через этрусков (2) .

Фрески и мозаики в гробницах рассказывают также о подземных духах и

демонах, об отвратительных чудищах, населявших этрусскую преисподнюю.

Расены боялись призраков и считали, что души покойников, испытывая

томление, покидают могилы, чтобы причинять вред живым. По-видимому,

представление римлян о призраках-ларвах коренилось в этрусских поверьях. Но

в воззрениях расенов на посмертие было и немало светлых мотивов.

В наиболее ранних из их склепов часто находят изображения пирующих людей.

По аналогии с Египтом историки заключили, что это умершие, которые обрели

вечную радость в загробном мире. Алтари, посвященные героям,

свидетельствуют об их обожествлении. У римлян нашла живой отклик именно эта

сторона этрусского взгляда на бессмертие. В противоположность грекам они не

связывали смерть с ужасами Аида. Считалось, что после гибели тела и его

двойника, «гения», душа входит в семью подземных богов— манов, и с этого

времени ей надлежит воздавать благоговейное почитание (3) . Полагают, что в

данном случае этрусские идеи переплелись с латинским культом предков.

Перед алтарями манов обычно клали хлеб, соль, зелень и цветы. У Овидия мы

читаем:

Есть и могилам почет, ублажайте родителей души, скромною данью любви чтите

холодный их прах.

Скромны желания манов, милей им роскошных даяний ласка, нежадных богов мрак

преисподней таит (4) .

Уверенность в том, что боги могут открывать будущее, побуждала римлян

относиться с величайшей серьезностью к «технике» предсказания. Этруски

слыли в этом непревзойденными мастерами: их часто приглашали, чтобы узнать

волю богов. Расены-кудесники пользовались авторитетом по всей Италии.

Вплоть до эпохи императоров в Риме существовали книги с изложением

disciplina Etrusca, «учения этрусков». Цицерон сообщает, что в них

трактовалось о трех предметах: ритуалах, молниях и искусстве прорицания.

Особенно сложными считались гаруспиции— способы гадания по печени

жертвенных животных. На Востоке их знали уже давно; некоторые ученые даже

сам термин «гаруспиции» производят от ассирийского слова гар, печень.

Страбон, географ из Понта, перечисляет много других обычаев и обрядов,

которые Рим унаследовал от этрусков. Но ни один из них не выходит за рамки

первобытных церемоний. Следовательно, контакт с Этрурией не мог по-

настоящему обогатить религию римлян. В самой сути довольно бесцветного

культа латинян коренных перемен не произошло; магизм одного типа наложился

на другой, лишь обременив его новым грузом суеверий.

Disciplina Etrusca усилила страх нарушить культовый устав. А сам этот

устав, усложненный другими иноземными влияниями, стал практически трудно

исполнимым. В результате у народа постоянно росло сознание вины, навязчивое

чувство сакральной скверны.

«Самый пустой обыкновенный случай, писал позднее Цицерон,—если он только

кажется нам предзнаменованием,—все и вся служит для того, чтобы пугать нас,

и не дает нам ни одной минуты покоя. Казалось бы, что сон должен служить

нам некоторого рода убежищем, когда мы можем отдыхать от горя и забот;

однако именно во время сна всего более владеют нами беспокойство и ужасы»

(5) . Римлян стала преследовать мысль о необходимости добиваться

восстановления нарушенного мира с богами. Потребность в этом нашла

выражение в римском празднике Сатурналий, который тоже пришел из Этрурии.

Осенние торжества в честь бога Сатурна выросли из древнейших

земледельческих обрядов. Впоследствии римляне считали,

что буйное веселие Сатурналий есть отзвук забытых времен «золотого века»,

когда люди и боги жили в согласии, когда не было ни рабов, ни господ (6) .

Танцы, разгул, нарушение всех правил были законом праздника. Его участников

наполняло ликующее чувство свободы, и свинцовая тяжесть вины оставляла их

хотя бы на время...

Некоторые свои очистительные обряды Рим заимствовал у греков. Юг Италии был

к VI веку до н.э. уже густо заселен эллинскими колонистами. В их полисах

расцветало искусство и велся оживленный обмен идеями; там проповедовали

Пифагор и Ксенофан, там создали свою школу философы-элеаты (См. т. IV, гл.

VII—VIII). С этим новым для него миром «Великой Греции» Рим вошел в

соприкосновение через портовый город Кумы.

Куманцы часто враждовали со своими конкурентами— этрусками. А когда в Риме

начали тяготиться засильем расенов, греки превратились в естественных

союзников римлян. Благодаря этому жители Лациума прониклись симпатией к

главному божеству Кум— Аполлону. Он стал первым Олимпийцем, покорившим

римлян. Одна из причин его популярности заключалась в том, что Аполлон

издавна считался богом, дарующим очищение от скверны. К тому же

«сребролукий» бог был патроном древних троянцев, от которых вели свой род

основатели Рима.

Однако и цари не желали выпускать инициативы из рук. Они боялись, что в

противном случае культ Аполлона превратится в знамя недовольных. Поэтому

Тарквиний I (615-578) сам объявил себя поклонником Аполлона. При нем в Риме

появились священные книги, якобы доставленные царю Сивиллой, жрицей

эллинского бога.

Самое раннее упоминание об этой таинственной прорицательнице сохранилось у

Гераклита (7) . Предание знает несколько Сивилл, к которым причисляет и

дельфийскую Сивиллу—Пифию. Но настоящим отечеством их была Малая Азия,

откуда пришла религия Аполлона и где издавна процветали оргиастические

культы.

Вергилий изображает экстаз Сивиллы как вакхическое неистовство:

«Время Судьбу вопрошать! Вот бог! Вот бог!» - восклицала

Так перед дверью она и в лице изменялась, бледнея,

Волосы будто бы вихрь разметал, и грудь задышала

Чаще, и в сердце вошло исступленье, выше, казалось,

Стала она, и голос не так зазвенел, как у смертных,

Только лишь бог на нее дохнул, приближаясь. (8)

Согласно легенде, одна из пророчиц, жившая в Эритрее, получила от Аполлона

бессмертие при условии, что никогда не увидит родной земли. После этого

Сивилла обосновалась в Кумах, где ее окружили заботой и уважением, а ее

предсказаниям внимали как гласу самого Аполлона. С годами Сивилла

почувствовала, насколько тягостна для нее вечная жизнь. Куманцы сжалились

над вещуньей и привезли ей горсть эритрейской земли. Взглянув на нее,

Сивилла упала навзничь и испустила дух. Она обрела наконец желанный покой,

и только голос ее продолжал звучать в куманских пещерах, куда приходили

слушать его окрестные жители.

Незадолго до смерти Сивилла, как говорят, посетила Рим. Об этом есть

старинный рассказ у писателя Авла Геллия (9) . По его словам, к царю

Тарквинию I пришла неизвестная старая женщина и предложила купить у нее

десять свитков с пророчествами. Цена, которую она потребовала, показалась

этруску слишком высокой. Тогда женщина бросила в жаровню три свитка и

продолжала настаивать на той же сумме. Тарквиний решил, что старуха сошла с

ума, но, когда осталось всего три манускрипта, он одумался и приобрел их.

Так попали в Рим Сивиллины книги.

Вряд ли возможно отличить правду от вымысла в этой легенде; достоверно

только, что с тех пор писания Сивиллы стали играть важную роль в жизни

римлян. Их бережно хранили, называли их «книгами судеб» и обращались к ним

в годы войн и смут (10) . Часть этих рукописей погибла при пожаре

Капитолия, часть была уничтожена Августом. (Те произведения, которые

сохранились под названием «Сивиллиных», написаны позже иудейскими и

христианскими авторами.)

Предположение, что их написали в Риме, маловероятно. Скорее, происхождение

их греческое или малоазийское. Не исключено, что ядро их действительно

составили прорицания древних жриц.

Вместе с Сивиллиными книгами в устойчивый италийский мир проникла первая

апокалиптическая струя, правда пока еще очень слабая. Поклонники Аполлона

верили, что когда-нибудь наступит время новой борьбы богов и из этой

космической битвы Аполлон выйдет победителем. Из намеков античных писателей

можно заключить, что Сивилла предрекала конец очередного периода в десять

веков и наступление новой эры. Эго деление восходило к старым восточным

религиям и, как мы знаем, отразилось в Книге Еноха.

В разные эпохи люди будут искать в Сивиллиных книгах ответ на вопрос о

будущем. Иудеи станут утверждать, что пророчица говорит о конце многобожия,

а христиане—что она возвещает приход Избавителя. Именно поэтому

Микеланджело поместил четырех Сивилл на плафоне Сикстинской капеллы рядом с

библейскими провидцами.

Впрочем, эсхатология Сивиллы по-настоящему взволнует Рим лишь века спустя.

Для раннего же периода «книги судеб» означали прежде всего появление в

Лациуме чужеземной религии.

Аполлон был первенцем из novensides, новых богов, которым предстояло

завоевать Рим.

Цари-этруски, притязая на самодержавную власть, старались укрепить и

национальную религию римлян. На Капитолии начал строиться храм Юпитера,

получившего титул «всеблагого и высочайшего». Тарквинии хотели превратить

капитолийских богов в покровителей их монархии. Но замысел этот был

опрокинут сопротивлением патрициев.

Еще не завершилось сооружение «царского» храма, как римская знать поднялась

против Тарквиния и изгнала его из города. В 609 году потерпели поражение

войска этрусков, пытавшихся вернуть царю его трон, и в Риме была

провозглашена республика. В установленные дни на площадь собирались все

полноправные граждане, носившие оружие. По их воле власть на год вручалась

двум консулам. Постоянным правительством стал, патрицианский сенат.

Население civitas'a начало с этого времени быстро расти, и в один

прекрасный день основатели республики—патриции— оказались в меньшинстве.

Естественно, что пришлый люд— плебеи—потребовали себе равных прав в жизни

города.

Это была бескровная революция: во время войны Рима с соседями плебеи

несколько раз объявляли бойкот и грозили навсегда покинуть город. В конце

концов сенат вынужден был признать их законными членами римского народа. На

общих собраниях интересы плебса отныне должны были защищать «народные

трибуны».

Уравнение плебеев и патрициев перед лицом закона сказалось и на религии.

Известно, что прежде у тех и других были и разные обычаи, и разные боги

(11) . Теперь культы и земледельческие праздники плебса распространились

повсюду и плебеев стали допускать в жреческие коллегии.

Плебейская триада богов—Церера, Либер и Либера— заняла свое место рядом с

капитолийской: Юпитером, Марсом и Квирином. Это был еще один шаг на пути к

эллинизации культа, поскольку многие плебеи происходили из греков, а их три

главных божества были Деметрой, Дионисом и Корой, только получившими новые

имена.

Внутренняя стабилизация Рима, которой содействовало примирение сословий,

сделала его сплоченнее и сильнее. Даже у иудеев, которые редко восхищались

языческими державами, мы находим высокую оценку республиканского строя

римлян. Иуда Маккавей, заключая с ними союз, исходил именно из этой оценки.

Его биограф особенно подчеркивает «благоразумие и твердость» римлян. Ему

кажется прекрасным, что «никто из них не возлагал на себя венца и не

облекался в порфиру, чтобы величаться ею», что «каждый год одному человеку

вверяют они начальство над собою и господство над всей их землей, и все

слушают одного, и не бывает ни зависти, ни ревности между ними» (12) .

Конечно, жизнь и государственный строй в Риме не были столь идеальными.

Нравственная строгость и порядок покупались ценой жесткого режима, в

котором было тесно творчеству и таланту. Роль священной автократии заменял

диктат гражданской дисциплины.

Энергия нации, сдавленная государственным механизмом, неизбежно искала

выхода во внешней экспансии. От защиты Рима республика перешла к

наступательным действиям. Неодолимая жажда завоеваний, казалось, толкала

римский народ постоянно расширять рубежи страны. «Многочисленные походы и

частые войны были для него пищей, на которой он вырос и налился

силой»,—замечает Плутарх (13) . Но покорение Италии было делом трудным и

долгим. Храм Януса от времен Нумы до Августа за семьсот лет стоял закрытым

лишь однажды, да и то всего несколько месяцев.

Свои завоевания Рим начал в эпоху греко-персидских войн, а когда Александр

Страницы: 1, 2