скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Эстетика славянского язычества скачать рефераты

верхней ипостаси, и Деметрой – в нижней ипостаси. Одна из Рожаниц. Жена

Лада и/или Сварога (Марс был любовником Афродиты, Гефест - мужем). Ее

металл – золото, медь или бронза, а камень – изумруд.

Лад, Ладо, Лядо, Ладон – бог войны, бог веселья, бог брака, бог

пекельный.

По принятому в современной науке мнению, Лада и Лад – одно божество, за

выделение бога Лада в свое время сильного ругали такого известного

исследователя, как Фаминицын, но у авторов книги на этот счет иное мнение,

поскольку значительное число упоминаний бога Лада имеется в

первоисточниках: Лад ("Синопсис"); Ладо или Лядо ("Густинская летопись", "О

идолах Владимировых"); Ладон – "Хроника Польская" Яна Длугоша; Alado (в

польских церковных запрещениях языческих обрядов начала пятнадцатого

века[xxxii]). Божество Ладо имеет признаки гермафродитизма, как впрочем, и

древнегреческий Аполлон, – Dedis Dewie (Дид-Ладо – великое наше божество),

Длугошу вторят и другие исследователи Стрыковский, Бельский, Меховский,

Прокош.

"Густинская летопись"[xxxiii]: “Четвертый (идол) Ладо (си есть Pluton),

богъ пекелный, сего верили быти богомъ женитвы, веселiя, утешенiя и всякого

благополучiя, якоже Елины Бахуса; cему жернты приношаху хотящiи женитися,

дабы его помощiю бракъ добрый и любовный былъ. Сего Ладона беса, по

некакихъ странахъ, и доныне на крестинахъ и на брацехъ величаютъ, поюще

своя некiя песни, и руками о руки или о столъ плещуще, Ладо, Ладо,

преплетающе песни своя, многажды поминаютъ”.

По созвучаю имен, как это всегда в мифологии Лад и Лада составляют

супружескую пару. Может отождествляться с римской Венерой или греческой

Персефоной. В таком случае если, богиня Лада отождествлена с Венерой, то

Лад близок к Марсу. Если Лада близка к Деметре или Персефоне – Лад

соотносится с Аидом.

9. ЯЩЕР, Яша, Ясса, Iassa, Issaya, Йеша

Общеславянский пекельный бог. Мировой змей. Не раз упомянут в польских

церковных запрещениях языческих обрядов 1420-х гг. Возможно, является одной

из ипостасей Велеса-Чернобога (как сыном Локи был Мидгардский змей, а Ажи-

Дахака - сыном Ангхро-Майнью). В западно-славянских средневековых

источниках упоминается вместе с Ладо (см. Лад).

Ящер, Яша, Ясса, Iassa, Issaya, Йеша — пекельный бог, впрочем согласно

"Хронике Польской" Яна Длугоша[xxxiv] от — Jessa — соотносим с Юпитером. А

Фаминцын[xxxv] сравнивает это божество, не имея ничего, кроме имени, с

Белобогом, якобы это "ясный" бог.

Мы полагаем, что никакого бога Ясоня нет — это плод фантазии

толкователей. В "Mater Verborum" находим, правда такого "тезку": "Jesen,

jasni: Iесень, Ясни — Isis lingua egiptiorum terra dicitur".

Вероятно, есть как раз владелец глубин и/или царства минералов, может

быть, морской царь — Иеша, Ящер. Характерно, что именно Посейдон греков

назван "колебателем земли". По словам Длугоша "Иессу молили о даровании

земных благ". Музыка в мифе о Садко является богослужением Морскому царю, а

гусли имели форму ящерообразную.

Сохранилась до наших дней белорусская песня:

Сяде Ящер под пирялущем

На ореховом кусте,

Где ореховая лусна...

(Жанитися хочу)

Возьми себе девку,

Котораю хочешь...

Нам известны и другие ее варианты:

Сиди-седи Яша

Под ореховым кустом,

Грызи-грызи Яша

Орешки коленые, милою дареные.

Чок-чок, пятачок!

Вставай Яша, дурачек.

Где твоя невеста,

В чем она одета,

Как ее зовут

И откуда привезут...

Записано несколько лет назад в деревне Фролово Московской Области

Константином Бегтиным.

Сиде-седе Яшша

У ракитовом кусте,

Грызе-грызе Яшша

Орешки коленые, милою дареные.

Цок-цок, леденец,

Вставай (сигай) Яшша, молодец.

Иде твоя невеста,

У чем она одета,

Как ее зовут

И откеда привезут...

Академик Рыбаков Б. А. в "Язычестве древней Руси" пишет: "...славянский

Ящер, женившийся на утопленной девушке, соответствует Аиду, богу подземного

мира, супругу Персефоны. А жертва приносилась не самим этим силам сезонного

действия, а постоянно существующему повелителю всех подземно—подводных сил,

содействующих плодородию, т. е. Ящеру, Аиду, Посейдону".

Следами обитания "русских крокодилов" остаются топонимы многих озер и

рек Северо-Запада: река Ящера, озеро Ящино, населенные пункты Ящера, Малая

Ящера и др. В окрестностях Москвы можно указать на Спас-Крокодильный

монастырь близ Клина (ныне село Спас-Крокодилино). На новгородчине возможно

существовало капище в районе развалин Рдейского монастыря.

Особо чествовали Ящера на Ореховый Спас и щедро сыпали орехами в пасть

кумиров Ящера. Возможно, как поддоному властителю бросали в воду девичью

куклу (а то и саму девицу).

10. ЛЕЛЯ, Ляля.

Богиня плодородия согласно "Синопсису", вторая Рожаница, дочь Лады,

девственница, но богиня деторождения, сходная с Артемидой ("Повесть о

построении бенедиктинского монастыря на Лысой горе" (XVI век записи), в

нижней ипостаси соотносимая с Персефоной. На вышивках представлена как одна

из двух Лосих, между ними находится Макощ, упоминаемая часто рядом с Ладой

и Ладом. Ее день – понедельник. Дочь Лада и Лады. Ее дерево – рябина, но

чаще береза (“Во-поле береза стояла - Ляля, Ляля стояла”), металл –

серебро. Культ Лели и Лады подробно рассмотрен Б. А. Рыбаковым[xxxvi].

Лялин день приходился на первые числа октября, когда начинался и охотничий

сезон со 2 по 7 октября. А также на Покрова 14 октября, если выпадет

ненароком снег

11. ДИЙ, ДЫЙ, ДИВ

В ведийском и санскрите deva - производное глагольного корня div, одно

из значение которого "сиять" (а вообще, их масса). Именно от того же корня

происходят слова div и diy, у которых есть общие косвенные формы в

ведийском (например, dyaus в номинативе и вокативе (с разным ударением),

dive в дативе и т.д.), и основы которых чередуются в санскрите. Так вот, и

div, и diy означают "небо", "день" и т.п. Соответственно, эти слова тоже

имеют массу производных. Кстати, буквальное значение слова deva -

"небесный". Вполне логично предположить, что славянские див и дый между

собой тесно связаны.

Дый - бог, согласно "Дыевому служению" и "Слову и откровению святых

апостолов"[xxxvii].

Он же птица-Див из "Слова о Полку Игореве".

"збися Див, кличет верху древа — велит послушати земли незнаеме"

"Уже снесеся хула на хвалу; уже тресну нужда на волю; уже вержеся Дивь

на землю".

Возможно, бог небесных вод — следующего изначального неба, а не того,

что ковал божественный кузнец-Сварог. Поскольку Дэва в переводе с санскрита

означает "Бог", — может быть сопоставлен с Родом как одно из его имен,

значащее абстрактное "Бог", неба и света дня.

"По Летовнику Георгия Амартола — сообщает нам Гальковский — Дий был сын

Крона и брат Нина. Дий был назван в имельстые звёзды. У персов был закон

поимати свою матере и сёстры, почему и Дий был женат на сестре своей Ире. В

честь Дия в Египте заклали козлов и иных животных. У Амартола

разсказывается, что Серух первый ввёл эллинское учение в Вавилонской земле

почитать подвиги и деяния древних бывших ратник или князей; впоследствии же

не ведущие люди стали почитать знаменитых предков за богов: "яко богы

небесныи почитаахоу, и жрехоу им, а не яко человекомь мрьтвьном бывшем".

Таким образом, люди стали обоготворять людей же, сделавших какое ни будь

открытие или изобретение, — таковы, напр. Посидон — изобретший

кораблестроение, Гефест, ковач меди и пр. Но эти обоготворённые герои были

простыми людьми. "И древле оубо иже от творць глаголемых богов, диа и крона

и аполонаа, и ироя, мнеще, человеци богы быти, прельщаахоусе чтоуще". Потом

под этими именами стали обоготворяться стихи. "Диа дьжда реше быти", т.е.

Дий — это дождь. Ниже говорится, что люди послужили твари паче Создателя,

обоготворили небо, землю, животных, птиц и гадов. "Именовахоу Диа небо".

Итак, у Амартола под Дием разумеется божество дождя и неба, т. е. Зевс.

Полагаем, что составитель русского слова был знаком с Эллинским Летописцем

первой редакции. По Летописцу Дий был сын Крона (т. е. Хроноса),

царствовавшего в Ассирии, который пожирал своих детей; но Дий был спасён

благодаря хитрости своей матери Арии, подавшей Крону вместо ребёнка камень.

Дий в Летописце отождествляется с Зевсом: "Егда же время ей б родити

нарицаемаго Пика Зевсом ижи ес Дий". Несколько строк ниже читаем: "Крон же

остави сына своего Пика Зевеса, те ес дый, остави в Асури" он овладел

западными странами. В Хронографе второй редакции Дий также отождествляется

с Зевсом: "о Зеусе еже есть Дий". Дый — тоже, что ДИЙ. Дий имел и форму

женского рода: "ов дыю жреть, а дроугый дивии". Беседа Григория Богослова о

избиении града, — славянская вставка. Итак, Дий или Дый — бог дождя и неба,

т.е. Зевс"[xxxviii].

Родноверческие Праздники

Годовое Коло являет нам высшее откровение "Действа Божского" во Всемирьи.

Постигая священный смысл Годового Коло, мы постигаем изначальное единство

Рода и Природы, Рода и Человека, Жизни и Смерти. Рождение, Зность,

Зрелость, Старость и Смерть, которая есть не погибель, но Возрождение - вот

основные вехи на земном пути человека, отражающем собой небесный путь

Солнца, постигая который, мы поистине постигаем СЕБЯ...

Утро Года — Весна : время пробуждения Природы после зимнего сна,

возвращения Светлых Богов и душ Предков из Ирия Небесного.

— Комоедица (Весеннее Равноденствие), Масленица (проводы Зимы, заклички

Весны). Отмечается в конце месяца березозола (марта).

— Выход змей из-под Земли (Велесов День). Отмечается в месяце цветене

(апреле).

— Первый Гром (Перунов День) - отмыкание Сварги. Отмечается в месяце

цветене (апреле).

— Ляльник (первые Русалии) - время бурлящих Весенних-Девственных Вод.

Отмечается в конце месяца цветеня (апреля).

— Ярило Вешний (первые Ярилки) - праздник Весеннего Солнца, Солнечной-

Мужской Яри. Отмечается в конце месяца цветня (апреля).

— Велесова Ночь (Чернобог передает Коло Года Белобогу). Отмечается в

последнюю ночь месяца цветеня (апреля).

— Весеннее Макошье (День Земли-Матушки). Отмечается в начале месяца травеня

(мая). [В это же время отмечается скотий (коровий) праздник Турицы (Велесов

День). ]

— Весенние Деды (белорусское "Дзяды") - встреча-поминовение душ Предков

(Радуница [Родоница], Красная Горка). Отмечается в начале месяца травеня

(мая).

День Года — Лето : время расцвета жизненных сил Природы.

— Семик (вторые Русалии) - проводы Девы-Весны. Отмечается в начале месяца

кресеня (июня).

— Ярило Мокрый (вторые Ярилки - "Ярило-в-Силе"). Отмечается в начале месяца

кресеня (июня).

— Купало (любовный союз Неба и Земли, Огня и Воды, Мужа и Жены),

Солнцеворот (Солнце из наивысшей точки Годового Коло начинает катиться

вниз). Отмечается в конце месяца кресеня (июня).

— День Лады (не Девы, но Жены). Отмечается в начале месяца липеня (июля).

— Перунов День. Отмечается во второй половине месяца липеня (июля).

— Спожинки/Госпожинки (Велес/Макошь) - праздник окончания Жатвы,

собранного Урожая (последний сноп оставляется в поле Велесу "на бородку").

Отмечается в месяце серпене (августе).

Вечер Года — Осень : время угасания жизненных сил Природы и перехода к

Зиме, время проводов Светлых Богов и душ Предков в Ирий Небесный (в сердцах

же наших родные боги остаются всегда) .

— Змеи уходят под Землю (Велесов День). Отмечается в месяце вересене

(сентябре).

— День Рода и Рожаниц - праздник Урожая собранного, Семьи каждой да всего

Рода Славянского. Отмечается во второй половине месяца вересеня (сентября).

— Осеннее Равноденствие, День Огня Сварожича ("Именины Овина"). Отмечается

в конце месяца вересеня (сентября) [Вскоре после него - в начале месяца

листопада (октября) - Покров ].

— День Сварога (Сварог кличет Светлых Богов да Предков на Небо, кое

замыкает до будущей Весны). Отмечается в конце месяца листопада (октября).

— Велесова Ночь (Белобог передает Коло Года Чернобогу). Отмечается в

последнюю ночь месяца листопада (октября).

— Осенние Деды (Дзяды) - проводы-поминовение душ Предков. Отмечается в

начале месяца груденя (ноября).

— Осеннее Макошье (Паздерник) - Земля-Матушка засыпает до будущей Весны.

Отмечается в начале месяца груденя (ноября).

— Встреча Марены-Зимы (Велесов День). Отмечается в конце месяца груденя

(ноября).

Ночь Года — Зима : время Смерти и Возрождения, когда лишь Велес Вещий да

Огонь Сварожич остаются на Земле с людьми, помогая им пережить время

торжества Темных Богов.

— Корочун (самый короткий день в Году). Коляда (Возрождение Солнца, начало

нового Коло Годового - величайший праздник в Году). Отмечается в конце

месяца стуженя (декабря) - когда день вырастает "на воробьиный скок".

— Велесовы Святки (две недели после Коляды).

— Велесов День ("Сивый Яр" - оберег скота), встреча Зимы с Весной.

Отмечается в середине месяца лютеня (февраля). [Если в это время наступает

оттепель, то Весна ожидается теплая; однако, Зима-Марена еще сильна, и

после оттепели ударяют трескучие Велесовы (Власьевские) морозы...].

Список использованной литературы:

1. Гаврилов Д., Наговицын А “Боги Славян”

2. Рыбаков Н. “Язычество древних славян”

3. Рыбаков Н. “Религия древних славян”

4. материалы ресурса paganism.ru

5. материалы ресурса pagan.ru

6. Георгис Д. “Исконные корни русского народа”

7. материалы ресурса daenesidhe.narod.ru

Комментарии:

-----------------------

[i] ППЯ цитируются здесь и далее в основном по трем источникам:

Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси,

т.2 – Древнерусские слова и поучения, направленные против остатков

язычества в народе, М., 1913.; И. И. Срезневский, Словарь Древнерусского

Языка (в шести томах), М.: Книга, 1989; В. В. Мильков. Древнерусские

апокрифы. Спб.:Издательство РХГИ, 1999. – 896 с. – (Памятники древнерусской

мысли; исследования и тексты. Вып 1.)

[ii] Славянская хроника. I,83, здесь и далее цит. по Гельмолд, Славянская

Хроника. пер. Л.В.Разумовского, М., 1963.

[iii] "Сл. Св.Григория о том, како первое погани суще языци кланялися

идолом и требы им клали"

[iv] "Мученiе св.Трифона изъ февральской Минеи четiи по списку XV века."

Моск. дух. Акад. N584

[v] Сбор. Троиц, 16 век

[vi] "Цветник"

[vii] "Паремейник", 1271 г.

[viii] Изборник 13 века – "Книга нарицаемыя изборникъ и о многъ оць

тълкованы"

[ix] Пиисiевскiй сборникъ конца XIV в.

[x] Лет. рус. лит. т.IV, 99, 108-9

[xi] Чешскія глоссы въ Матер Верборум / разборъ А.О. Патеры и

дополнительныя замечанія И.И.Срезневскаго, СПб., 1878. -152 с.

(Приложеніе к XXXII-му тому Записок Имп. Академіи Наук. №4.)

[xii] "Деяния священников Гамбургской церкви".

[xiii] Abraham Frentzel. Commentarius philologico-historicus de diis

Soraborum aliorumque Slavorun, In quo Slavorum antiquitatues, multague

hastenus obscura illustrantur,aut minus recte intellecta & scripta

corriguntur, 1719

[xiv] Saxo Gramaticus, Gesta Danorum, ed J.Olric and H.Raeder,

Copenhagen, 1931, 2 vols; Saxonis Gesta Danorum, et J.Olriic et H.Raeder,

T.1 Haunal, 1931 (здесь и далее цитаты даются в переводе Л.Н.Гумилева)

[xv] Abraham Frentzel. Commentarius philologico-historicus de diis

Soraborum aliorumque Slavorun... по Н.А.Михайлов. Балтийские боги в сербо-

лужицком пантеоне А.Френцеля/Балто-славянские исследования-1997, М.:

Индрик, 1998, стр. 392-399

[xvi]Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских

. Спб., 1870. - С.193.

[xvii] Чешскія глоссы въ Матер Верборум…

[xviii] цит по Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками

язычества в древней Руси, т.2 – Древнерусские слова и поучения,

направленные против остатков язычества в народе, М., 1913

[xix] Обрядныя песни языческаго времени, сохранившiеся устнымъ преданием

у македонских и фракiйских Болгар-Помаков, собр. А.Веркович, Спб. 1881.

[xx] Обрядныя песни языческаго времени, сохранившiеся устнымъ преданием у

македонских и фракiйских Болгар-Помаков, собр. А.Веркович, Спб. 1881

[xxi] А.Ирасек, Старинные чешские сказания, М. Л., 1952, стр. 15.

[xxii] И.И.Срезневский, Словарь Древнерусского Языка, М.: Книга, 1989

т.1 стр. 295

[xxiii] Герборд. "Жизнь св. Оттона" (Vita S. Ott.) II, 30; III, 22, 32.

[xxiv] "Commentarius philologico-historicus de diis Soraborum aliorumque

Slavorum..”.

[xxv] О неком Утрабоге пишет в конце 17 века упомянутый выше Абрахам

Френцель: "De Jutrobogo sive Deo aurora", как о боге утра или утренней

зари.

[xxvi] например, "Слово о мздоимании" 16 века, "Слово о покаянии" 16 века

[xxvii] "Поведание о Мамаевом побоище вел. кн. Дитрия Ивановича Донского"

в изл. Срезневского.

[xxviii] "Слово об Идолах" 15 века

[xxix] Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу, т 3, М.:

Индрик, 1994 (по изд. 1869), С. 387-413

[xxx] там же

[xxxi] Ипатьевская летопись..., 1114 г.

[xxxii] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян, М.: Русское слово, 1997.

-824 с.

[xxxiii] Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества...

[xxxiv] Длугош Ян. История Польши. I, I, 47-48; II, VII, 447.

[xxxv]

[xxxvi]

[xxxvii]

[xxxviii]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6