скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Эпоха возрождения скачать рефераты

Со второй половины XIII - в начале XIV в. в борьбе с местными

феодалами крепнет флорентийское бюргерство. Флоренция одной из первых

превращается в богатую республику с конституцией, принятой в 1293 г., с

быстро формирующимся буржуазным бытом и складывающейся буржуазной

культурой. Почти сто пятьдесят лет просуществовала Флорентийская

республика, нажившая богатства в торговле шерстью и шелком и прославившаяся

своими мануфактурами.

Изменения в искусстве Италии, прежде всего, сказались в скульптуре.

Они были подготовлены скульптурными работами мастера Никколо Пизано

(рельефы кафедры баптистерия в городе Пизе), в которых прослеживается явное

влияние античности. Затем в монументальной живописи - в мозаиках и фресках

Пьетро Каваллини (римские церкви Санта Мария ин Трастевере и Санта Чечилия

ин Трастевере). Но подлинное начало новой эпохи справедливо связывается с

именем живописца Джотто ди Бондоне (1266?-1337). Из работ Джотто лучше

всего сохранились фрески Капеллы дель Арена, или Капеллы Скровеньи (по

имени заказчика) в городе Падуя (1303-1306). Более поздние работы Джотто -

росписи в церкви Санта Кроче во Флоренции (капелла Перуцци и капелла

Барди). В капелле дель Арена фрески расположены в три ряда по глухой стене.

Интерьер простой однонефной капеллы освещается пятью окнами на

противоположной стене. Внизу на живописно имитированном цоколе из розовых и

серых квадратов размещены 14 аллегорических фигур пророков и добродетелей.

Над входом в капеллу расположена роспись "Страшный суд", на противоположной

стене - сцена "Благовещение". 38 сцен из жизни Христа и Марии Джотто связал

в единое стройное целое, создав величавый эпический цикл. Евангельские

сюжеты представлены Джотто как реально существующие события. Живым языком

повествуется о проблемах, волнующих людей во все времена: о добросердечии и

взаимопонимании ("Встреча Марии и Елизаветы", "Встреча Иоакима и Анны у

Золотых ворот"), коварстве и предательстве ("Поцелуй Иуды", "Бичевание

Христа"), о глубине скорби, кротости, смирении и извечной всепоглощающей

материнской любви ("Оплакивание"). Сцены полны внутренней напряженности,

как, например, "Воскрешение Лазаря", иногда пронзительны в своем трагизме,

как композиция "Несение креста".

Кватроченто

С конца XIV в. власть во Флоренции переходит к дому банкиров Медичи.

Начинается век медицейской культуры.

Первые признаки новой, буржуазной культуры и зарождение нового, буржуазного

мировоззрения особенно ярко проявились в XV в., в период кватроченто. Но

именно потому, что процесс сложения новой культуры и нового мировоззрения

не был завершен в этот период (это произошло позже, в эпоху окончательного

разложения и распада феодальных отношений), XV век полон творческой

свободы, смелых дерзаний, преклонения перед человеческой индивидуальностью.

Это поистине век гуманизма. Кроме того, это эпоха, полная веры в

безграничную силу разума, эпоха интеллектуализма. Восприятие

действительности проверяется опытом, экспериментом, контролируется разумом.

Отсюда тот дух порядка и меры, который столь характерен для искусства

Ренессанса. Геометрия, математика, анатомия, учение о пропорциях

человеческого тела имеют для художников огромное значение; именно тогда

начинают тщательно изучать строение человека; в XV в. итальянские художники

решили и проблему прямолинейной перспективы, которая уже назрела в

искусстве треченто.

В формировании светской культуры кватроченто огромную роль сыграла

античность. XV столетие демонстрирует прямые связи с ней культуры

Возрождения. Во Флоренции основывается Платоновская академия, библиотека

Лауренциана содержит богатейшее собрание античных рукописей. Появляются

первые художественные музеи, наполненные статуями, обломками античной

архитектуры, мраморами, монетами, керамикой. Восстанавливается античный

Рим. Перед изумленной Европой предстает красота страдающего Лаокоона,

прекрасных Аполлона (Бельведерского) и Венеры (Медицейской).

Высокий Ренессанс в Средней Италии

С конца XV столетия Италия начинает испытывать все последствия

невыгодного для нее экономического соперничества с Португалией, Испанией и

Нидерландами. Северные города Европы организовывают ряд военных походов на

разрозненную и теряющую свое могущество Италию. Этот трудный период

вызывает к жизни идею объединения страны, идею, которая не могла не

волновать лучшие умы Италии.

Общеизвестно, что определенные периоды расцвета искусства могут не

совпадать с общим развитием общества, его материальным, экономическим

статусом. В трудные для Италии времена и наступает недолгий золотой век

итальянского Возрождения - так называемый Высокий Ренессанс, наивысшая

точка расцвета итальянского искусства. Высокий Ренессанс совпал, таким

образом, с периодом ожесточенной борьбы итальянских городов за

независимость. Искусство этого времени было пронизано гуманизмом, верой в

творческие силы человека, в неограниченность его возможностей, в разумное

устройство мира, в торжество прогресса. В искусстве на первый план

выдвинулись проблемы гражданского долга, высоких моральных качеств,

подвига, образ прекрасного, гармонично развитого, сильного духом и телом

человека-героя, сумевшего подняться над уровнем повседневности. Поиск

такого идеала и привел искусство к синтезу, обобщению, к раскрытию общих

закономерностей явлений, к выявлению их логической взаимосвязи. Искусство

Высокого Ренессанса отрешается от частностей, незначительных подробностей

во имя обобщенного образа, во имя стремления к гармоничному синтезу

прекрасных сторон жизни. В этом одно из главных отличий Высокого

Возрождения от раннего.

Леонардо да Винчи (1452-1519) явился первым художником, наглядно

воплотившим это отличие. Он родился в Анкиано, около селения Винчи; отец

его был нотариусом, перебравшимся в 1469 г. во Флоренцию. Первым учителем

Леонардо был Андреа Вероккио. Фигура ангела в картине учителя "Крещение"

уже отчетливо демонстрирует разницу в восприятии мира художником прошлой

эпохи и новой поры: никакой фронтальной плоскостности Вероккио, тончайшая

светотеневая моделировка объема и необычайная одухотворенность образа. Ко

времени ухода из мастерской Вероккио исследователи относят "Мадонну с

цветком" ("Мадонна Бенуа", как она называлась раньше, по имени владельцев).

В этот период Леонардо несомненно некоторое время находился под влиянием

Боттичелли. Его "Благовещение" по детализации еще обнаруживает тесные связи

с кватроченто, но спокойная, совершенная красота фигур Марии и архангела,

цветовой строй картины, композиционная упорядоченность говорят о

мировоззрении художника новой поры, характерном для Высокого Ренессанса.

Высокий Ренессанс в Венеции

Если творчество Микеланджело во второй своей половине уже несет на

себе черты новой эпохи, то для Венеции весь XVI век проходит еще под знаком

чинквеченто. Венеция, сумевшая сохранить свою независимость, дольше хранит

и верность традициям Ренессанса.

Из мастерской Джанбеллино вышло два великих художника Высокого

венецианского Возрождения: Джорджоне и Тициан.

Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, по прозванию Джорджоне (1477-1510), -

прямой последователь своего учителя и типичный художник поры Высокого

Возрождения. Он первый на венецианской почве обратился к темам

литературным, к сюжетам мифологическим. Пейзаж, природа и прекрасное нагое

человеческое тело стали для него предметом искусства и объектом поклонения.

Чувством гармонии, совершенством пропорций, линейным ритмом, мягкой

светописью, одухотворенностью и психологической выразительностью своих

образов и вместе с тем логичностью, рационализмом Джорджоне близок

Леонардо, который, несомненно, оказал на него и непосредственное влияние,

когда проездом из Милана в 1500 г. был в Венеции. Но Джорджоне более

эмоционален, чем великий миланский мастер, и как типичный художник Венеции

интересуется не столько линейной перспективой, сколько воздушной и главным

образом проблемами колорита.

Уже в первом известном произведении "Мадонна Кастельфранко" (около

1505) Джорджоне предстает вполне сложившимся художником; образ мадонны

полон поэтичности, задумчивой мечтательности, пронизан тем настроением

печали, которое свойственно всем женским образам Джорджоне. За последние

пять лет своей жизни (Джорджоне умер от чумы, бывшей особенно частой

гостьей в Венеции) художник создал свои лучшие произведения, исполненные в

масляной технике, основной в венецианской школе в тот период, когда мозаика

отошла в прошлое вместе со всей средневековой художественной системой, а

фреска оказалась нестойкой во влажном венецианском климате. В картине 1506

г. "Гроза" Джорджоне изображает человека как часть природы. Кормящая

ребенка женщина, юноша с посохом (которого можно принять за воина с

алебардой) не объединены каким-либо действием, но соединены в этом

величественном ландшафте общим настроением, общим душевным состоянием.

Джорджоне владеет тончайшей и необычайно богатой палитрой. Приглушенные

тона оранжево-красной одежды юноши, его зеленовато-белой рубашки,

перекликающейся с белой накидкой женщины, как бы окутаны тем полусумеречным

воздухом, который свойствен предгрозовому освещению. Зеленый цвет имеет

массу оттенков: оливковый в деревьях, почти черный в глубине воды,

свинцовый в тучах. И все это объединено одним светящимся тоном, сообщающим

впечатление зыбкости, беспокойства, тревоги, радости, как само состояние

человека в предчувствии надвигающейся грозы.

Тициан Вечеллио (1477-1576) - величайший художник венецианского

Возрождения. Он создал произведения и на мифологические, и на христианские

сюжеты, работал в жанре портрета, его колористическое дарование

исключительно, композиционная изобретательность неисчерпаема, а его

счастливое долголетие позволило ему оставить после себя богатейшее

творческое наследие, оказавшее огромное влияние на потомков. Тициан родился

в Кадоре, маленьком городке у подножия Альп, в семье военного, учился, как

и Джорджоне, у Джанбеллино, и первой его работой (1508) была совместная с

Джорджоне роспись амбаров Немецкого подворья в Венеции. После смерти

Джорджоне, в 1511 г., Тициан расписал в Падуе несколько помещений scuolo,

филантропических братств, в которых несомненно ощущается влияние Джотто,

работавшего некогда в Падуе, и Мазаччо. Жизнь в Падуе познакомила

художника, конечно, и с произведениями Мантеньи и Донателло. Слава к

Тициану приходит рано. Уже в 1516 г. он становится первым живописцем

республики, с 20-х годов - самым прославленным художником Венеции, и успех

не оставляет его до конца дней. Около 1520 г. герцог Феррарский заказывает

ему цикл картин, в которых Тициан предстает певцом античности, сумевшим

почувствовать и, главное, воплотить дух язычества ("Вакханалия", "Праздник

Венеры", "Вакх и Ариадна").

Глава III. Северный Ренессанс

Нидерландское Возрождение

Интересно отметить, что первые ростки нового искусства Возрождения в

Нидерландах наблюдаются в книжной миниатюре, казалось бы, наиболее

связанной со средневековыми традициями.

Нидерландское Возрождение в живописи начинается с "Гентского алтаря"

братьев Губерта (умер в 1426 г.) и Яна (около 1390-1441) ван Эйков,

законченного Яном ван Эйком в 1432 г. Гентский алтарь (Гент, церковь св.

Бавона) представляет собой двухъярусный складень, на 12 досках которого (в

раскрытом виде) представлено 10 сцен. Вверху изображен Христос на троне с

предстоящими Марией и Иоанном, поющими и музицирующими ангелами и Адамом и

Евой; внизу на пяти досках - сцена "Поклонения агнцу".

В передаче перспективы, в рисунке, в знании анатомии ванэйковская живопись,

конечно, не идет в сравнение с тем, что почти в это же время делал Мазаччо.

Но в ней есть другие, не менее важные для искусства черты: нидерландские

мастера как бы впервые глядят на мир, который они передают с необычайной

тщательностью и подробностью; каждая травинка, каждый кусок ткани

представляет для них высокий предмет искусства. В этом сказались принципы

нидерландской миниатюры. В настроении поющих ангелов много истинного

религиозного чувства, одухотворенности, душевного напряжения. Ван Эйки

усовершенствовали масляную технику: масло давало возможность более

разносторонне передать блеск, глубину, богатство предметного мира,

привлекающего внимание нидерландских художников, его красочную звучность.

Немецкое Возрождение

На рубеже XIV-XV вв. Германия была еще более раздроблена, чем в

предыдущие периоды, что содействовало живучести в ней феодальных устоев.

Развитие немецких городов запаздывало даже по отношению к Нидерландам,

и немецкий Ренессанс сформировался в сравнении с итальянским на целое

столетие позже. На примере творчества многих художников XV в. можно

проследить, как формировалось Возрождение в Германии: это Конрад Виц,

Михаэль Пахер, затем Мартин Шонгауэр. В их алтарных образах появляются

повествовательные элементы, стремление раскрыть человеческие чувства на

религиозном сюжете (алтарь св. Вольфганга М. Пахера в церкви св. Вольфганга

в одноименном городке, 1481). Но понимание пространства, введение золотых

фонов, дробность рисунка, беспокойный ритм ломающихся линий, равно как и

скрупулезное выписывание главного и частного, - все это говорит об

отсутствии последовательности в художественном мировоззрении этих мастеров

и тесной связи со средневековой традицией.

XVI столетие для Германии начинается мощным революционным движением

крестьянства, рыцарства и бюргерства против княжеской власти и римского

католицизма. Тезисы главы немецкой Реформации Мартина Лютера против

феодальной церкви в 1517 г. "оказали воспламеняющее действие, подобное

удару молнии в бочку пороха". Революционное движение в Германии потерпело

поражение уже к 1525 г., но время крестьянской войны было периодом высокого

духовного подъема и расцвета немецкого гуманизма, светских наук, немецкой

культуры. С этим временем совпадает творчество самого крупного художника

немецкого Возрождения Альбрехта Дюрера (1471-1528).

В творчестве Дюрера как бы слились искания многих немецких мастеров:

наблюдения над природой, человеком, проблемы соотношения предметов в

пространстве, существования человеческой фигуры в пейзаже, в

пространственной среде. По разносторонности, по масштабу дарования, по

широте восприятия действительности Дюрер - типичный художник Высокого

Возрождения. Он был и живописцем, и гравером, и математиком, и анатомом, и

перспективистом, и инженером. Он ездил два раза в Италию, один раз - в

Нидерланды, объездил свою родную страну. Его наследие составляют 80

станковых произведений, более двухсот гравюр, более 1000 рисунков,

скульптуры, рукописные материалы. Дюрер был крупнейшим гуманистом эпохи

Возрождения, но его идеал человека отличен от итальянского. Глубоко

национальные образы Дюрера полны силы, но и сомнений, иногда тяжких

раздумий, в них отсутствует ясная гармония Рафаэля или Леонардо.

Художественный язык усложнен, аллегоричен.

Французское Возрождение

Еще в период Столетней войны начался процесс сложения французской

нации, зарождения французского национального государства. Политическое

объединение страны было завершено в основном при Людовике XI. К середине XV

в. относится и начало французского Возрождения, на ранних стадиях еще тесно

связанного с готическим искусством. Походы французских королей в Италию

познакомили французских художников с итальянским искусством, и с конца XV

в. начинается решительный разрыв с готической традицией, итальянское

искусство переосмысливается в связи с собственными национальными задачами.

Французский Ренессанс носил характер придворной культуры. (Народный

характер более всего проявился во французской ренессансной литературе,

прежде всего в творчестве Франсуа Рабле, с его полнокровной образностью,

типичным галльским остроумием и жизнерадостностью.)

Как и в нидерландском искусстве, реалистические тенденции наблюдаются,

прежде всего, в миниатюре как богословских, так и светских книг. Первый

крупный художник французского Возрождения - Жан Фуке (около 1420-1481),

придворный живописец Карла VII и Людовика XI. И в портретах (портрет Карла

VII, около 1445), и в религиозных композициях (диптих из Мелена)

тщательность письма сочетается с монументальностью в трактовке образа. Эта

монументальность создается чеканностью форм, замкнутостью и цельностью

силуэта, статичностью позы, лаконизмом цвета. По сути, всего в два цвета -

ярко-красный и синий - написана мадонна меленского диптиха (моделью для нее

послужила возлюбленная Карла VII - факт, невозможный в средневековом

искусстве). Та же композиционная ясность и точность рисунка, звучность

цвета характерны для многочисленных миниатюр Фуке (Боккаччо. "Жизнь

знаменитых мужчин и женщин", около 1458). Поля рукописей заполнены

изображением современной Фуке толпы, пейзажами родной Турени.

Заключение

Итак, Возрождение, или Ренессанс - эпоха в жизни человечества, отмеченная

колоссальным взлетом искусства и науки.

Искусство Возрождения, возникшее на основе гуманизма - течения общественной

мысли, провозгласившего человека высшей ценностью жизни. В искусстве

главной темой стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий

неограниченными духовными и творческими возможностями. Искусство

Возрождения заложило основы европейской культуры Нового времени,

кардинально изменило все основные виды искусства. В архитектуре утвердились

творчески переработанные принципы античной ордерной системы, сложились

новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной

перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. В

традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное

содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовым сценам,

пейзажу, портрету. Наряду с монументальными настенными росписями,

украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись

масляными красками. На первое место в искусстве выступила творческая

индивидуальность художника, как правило, универсально одаренной личности.

В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и

художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был

неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своем стремлении к

естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство

стало всеобщей духовной потребностью.

Безусловно, эпоха Возрождения – одна из прекраснейших эпох в истории

человечества.

Страницы: 1, 2