скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Доколумбовая цивилизация в Америке скачать рефераты

суток, а в действительности он равняется 365,2422 суток. Эти подсчеты

показывают, что оценка солнечного года, достигнутая астрономами майя, имела

расхождение лишь 0,0002 суток в год вместо 0,0003 суток нашего календаря,

т.е. их приближение было более точным.

Их оценка лунного месяца, рассчитываемого по различным новолуниям, должна

была состоять из 29,53086 суток. По современным подсчетам, лунный месяц в

среднем соответствует 29,53059 суток.

Майя имели представления о периоде движения Венеры, очень сходные с

нашими. Они определяли его в 584 суток, хотя на самом деле периоды

обращения этой планеты меняются.

Из некоторых сообщений в исторических источниках видно, что майя

интересовались многими звездами и созвездиями. Среди них Полярная звезда,

называемая Шаман Эк - “Великая звезда”, которая у майя, как и у народов

Старого Света была путеводной звездой путешественников и странствующих

торговцев. Плеяды, которые они называли Цаб- “Бубенчики”, так как в их

контурах находили определенное сходство с погремушками хвоста гремучей

змеи; Близнецы назывались ими Ак- “Черепаха”, возможно, также из-за

сходства их очертаний. Высказывалось мнение, что, возможно, майя имели

некоторое представление о зодиаке и прибегали к нему в астрологической

практике.

3.2 Математика.

Для написания чисел майя использовали несколько систем. Самой простой

была та, которую они унаследовали от ольмеков и сапотеков: нумерация с

черточками и точками(со значением 5 и 1 соответственно), к которой они

добавили “ноль”, обозначенный маленькой морской раковиной на рисованных

рукописях и подобием 4-хлепесткового цветка на каменных монументах. Этими

темя знаками они могли отмечать величины, достигавшие миллионы единиц,

легче, чем с применением римской нумерации с ее семью буквами. Посредством

точек и полос они также осуществляли такие действия, как сложение,

вычитание, умножение. Относительно легко эта система применялась и для

деления.

В другой системе записи чисел использовалось изображение человеческих

голов с некоторыми деталями по которым их различали. Символом цифры “10”

служило изображение черепа. Варианты изображения голов соответствовали

определенным божествам - покровителям ноля и первых двенадцати чисел.

Однако эта система использовалась реже, чем первая.

В чрезвычайных случаях майя изображали числа посредством человеческих

фигур, у которых на какой-либо части тела был нанесен символ, обозначающий

цифру.

В надписях порядок чтения величин - слева направо и сверху вниз, при этом

большие величины находятся в начале надписей, а следующие за ними имеют

меньшее значение. Часто встречается расположение в двойной колонке, в этом

случае горизонтальное чтение охватывает лишь знаки двух столбцов и затем

переходит на знаки ближайшего нижнего ряда и т.д.

Что касается письменности, то предполагают, что древние майя разработали

самую передовую систему письменности во всей доиспанской Америке. Начальным

стимулом для них должно было служить наличие зачаточной письменности на

более древних скульптурных монументах в области майя и в соседних землях, и

даже вполне вероятно, что некоторые иероглифы майя происходят от ольмекских

или сапотекских знаков.

3.3 Календарь.

Майя, когда закладывали начала собственной культуры, четко отличавшейся

от всех остальных мезоамериканских культур, унаследовали календарные

знания, приобретенные другими народами за несколько веков до этого, и

дополнили их новыми идеями и изобретениями, разработав таким образом весьма

сложную календарную систему.

Строители Монте-Альбана и так называемые ольмеки с побережья Веракруса и

Табаско записывали на камне даты, которые позволяют утверждать, что между

500 г. до н. э. И началом нашей эры использовались два календаря,

воспринятых майя в конце III в. н. э., а именно календарь в 260 дней и

другой - в 365 дней.

Ритуальный календарь. Видимо, с древнейших времен использовался календарь

в 260 дней. Этот календарь является результатом комбинаций 20 названий и

числительных от 1 до 13. Значения названий обычно совпадают и охватывают

названия животных (ягуар, змея, собака, обезьяна, ящерица, кролик, олень,

орел), растений(цветок, маис, сорняк), явления природы( ветер, ночь, дождь,

землетрясение, смерть) и некоторые материальные предметы(дом, кремневый

нож). Функция этого календаря была исключительно “астрологической”, хотя

движение светил не повлияло на его создание. Им манипулировали жрецы,

обращаясь к нему, чтобы дать новорожденному имя - имя соответствующего дня

- и установить то, что сейчас назвали бы его гороскопом.

Солнечный календарь. Этот календарь из 365 дней, или хааб,-

астрономического характера. Он связан с земледельческими работами, т.е. он

изобретен оседлыми земледельческими народами. Наблюдение за восходом

Солнцами на горизонте, за смещением точки восхода с севера на юг, а затем

обратно, за летним и зимним солнцестоянием позволило уточнить деятельность

солнечного цикла. Исходя из 365 дней, протекающих между двумя

последовательными повторениями одного и того же крайнего положения точки

восхода Солнца, древние мезоамериканцы изобрели гораздо более логичное

деление этого промежутка времени, чем наше: 18 месяцев по 20 дней и еще 5

“лишних” дней, считавшихся неблагоприятными, вместо наших месяцев из 30 и

31 дня, которые должны чередоваться, но не делают этого 2 раза в год, и

одного странного месяца из 28 дней, который каждые 4 года имеет 29 дней.

Майя знали, что длительность солнечного цикла была больше 365 дней, но не

уточняли свой календарь посредством добавления одного дня каждые 4 года. В

момент регистрации даты в какой-либо надписи они объясняли, что к этой дате

нужно добавить определенное количество лет, месяцев и дней, чтобы

компенсировать ежегодное накопление доли дня, не учтенное с даты с даты,

когда был изобретен календарь, до этого момента(“вторичная серия”).

Согласно подсчетам специалистов, коррекция календаря, сделанная майя, была

на одну десятитысячную долю дня в год точнее, чем коррекция нашего

календаря с добавлением високосного месяца.

“Календарное колесо”. Мудрецы майя заметили, что можно совместить

религиозный календарь из 260 дней и светский из 365 дней, так как 73

цолькина (260х73) давали то же число дней, что и 52 светских года(365х52),

или 18980 дней. Нужно было, чтобы истек этот период для того, чтобы

соответствие между определенным днем цолькина и определенным днем в одном

из месяцев хааба повторилось. Название, которое было у этого периода

неизвестно, но майянисты называют его “календарным колесом”.

3.4 Медицина.

Для древних майя причины заболевания могли быть естественными или

сверхъестественными. В первом случае лечение осуществлялось посредством

применения имевшихся у них эмпирических знаний о лечебных свойствах

растений. Но если заболевания были вызваны “плохими ветрами”, или насланы

врагами, или вызваны нарушениями религиозных предписаний, считалось, что

излечить их может только колдовство.

Знахари установили настоящую симптоматологию болезней, согласно которой

они предписывали средства растительного или животного происхождения,

готовившиеся в форме настоев, отваров, припарок и мазей, эффективность

которых была доказана эмпирически.

Знахари применяли часто терапевтический метод, основанный на элементарном

принципе: лечить подобное подобным. Но сходство для майя было

поверхностным, потому что на самом деле речь шла о попытке сравнить цвет,

связываемый с симптомом с цветом растения, предназначенного для лечения.

Например, желтые цветы использовались против желтухи или разлития желчи.

Среди знахарей имелась некоторая профессиональная дифференциация.

Костоправы лечили все виды растяжений, вывихов и переломов. Хирурги были

способны осуществить, хотя и не всегда успешно, судя по археологическим

свидетельствам, такие трудные операции, как трепанация черепа.

4)РЕЛИГИЯ И ИСКУССТВО МАЙЯ.

4.1 РЕЛИГИЯ.

Хоть майя и умели рассчитывать циклы обращения светил, но для них светила

были божествами, так же как и различные явления природы, например дождь и

ветер. Кроме того, сама земля, растения, что они возделывали, животные, на

которых они охотились или которых приручали, тоже имели божественное

происхождение.

Крестьянин верил в многочисленных богов, олицетворявших основные элементы

его существования. Земля представлялась божеством с лицом, ассоциирующимся

со смертью. Его ужасный вид объяснялся тем, что в ее лоне находится

подземный мир, в котором покоились не только тела умерших, но также светила-

Солнце после заката и Луна и звезды после рассвета.

Солнце- Ах Кин, или Кинич Ахав. Его символ - четырех- лепестковый

цветок. Рисунок цветка божество может иметь на лбу; обычно цветок

сопровождает его в иероглифических текстах кодексов. На памятниках его

часто украшают щиты, которые несут важные лица. Божество имеет лицо старца

с большими овальными или квадратными глазами, зрачки которых иногда

размещены во внутренних , верхних или нижних углах глаза; верхние резцы-

единственные зубы, сохранившиеся у него в силу преклонного возраста,

подпилены в форме иероглифа дня Ик; спираль на носу и нечто, похожее на

крючок или спираль в уголке рта, дополняют характерные черты солнечного

бога. В некоторых случаях он мог быть представлен в виде молодого человека.

Хотя он и почитался как существо, от которого зависел рост растений,

похоже, что его больше боялись, чем любили, так как засухи, которые он мог

вызвать, были гибельными для урожая.

Для крестьянина майя дождь был жизненно важен, особенно в северной

области, где сезон дождей непродолжителен и недостаточен по количеству

осадков. Именно поэтому изображение бога Чаака наиболее часто встречается в

кодексах и на монументах Юкатана. Это бог, имеющий такие характерные черты,

как длинный висящий нос, глаз, обведенный спиралью, зрачок в форме запятой

и завиток над носом, рот, беззубый или с одним верхним резцом и часто с

одним крюком, выходящим из видимого уголка рта вперед, при этом лицо

изображено в профиль. Он может быть изображенным стоящим в потоках дождя

или плавающим в небольшом челноке или опорожняющим сосуд с водой. Обычно в

руке он держит каменный топор или факел.

Такие животные, как лягушка и черепаха, были связаны с богом дождя;

первая потому, что ее кваканье предвещает дождь, вторая - потому, что ее

плач якобы вызывает дождь. Майя верили, что на небе обитал один бог Чаак в

четырех ипостасях, по одной для каждой стороны света. Майя Юкатана считали,

что бог дождя жил на дне сенота, поэтому, чтобы добиться его

благосклонности, они бросали в колодец различные приношения и

людей(предпочтительно детей, плач которых ассоциировался с дождем). Другим

магическим средством, якобы вызывающим дождь, служил густой черный дым,

образующийся при сжигании каучука или специального порошка и напоминающий

темные дождевые тучи. В горных районах Чьяпаса и Гватемалы считали, что бог

дождя и его слуги, молния и гром, жили в горных пещерах.

Природные явления, связанные с дождем, - ветер, молния и гром- также были

почитаемы у майя. Некоторые исторические источники упоминают о божествах

Павахтунах, насылавших ветры с четырех сторон света, при этом каждый был

связан с цветом, соответствующим его направлению. Эти сверхъестественные

существа обитали под землей; они скорее напоминали слуг бога дождя -

Чаакообов, чем самостоятельных божеств.

Похоже, у майя не было особых божеств молнии и грома; видимо, они

считались силами, происходящими от Чаакообов, или просто их орудиями.

Топор, который в кодексах очень часто сжимает Чаак, мог символизировать

гром(из-за удара, производимого при работе им) и молнию- из-за искр,

высекаемых при ударе о другой камень. Барабан, на котором иногда в кодексах

играет Чаак, также, вероятно, напоминает гром.

Важное место по многозначности функций и по связи с жизненными аспектами

деятельности людей в пантеоне майя занимает богиня Ишчель. Главным образом

она представляет Луну, называвшуюся на языке майя Юкатана “У”. В

календарных надписях это ,видимо, молодая богиня числа “1”.

Интерес к Луне определялся не только характером сверкающего светила, но и

ее предполагаемым влиянием на рост растений и здоровье людей. Поэтому она

считалась богиней- покровительницей медицины. Идол, ее изображающий,

помещался под циновку роженицы, чтобы облегчить роды. Кроме того, она

покровительствовала ткачеству. Ишчель может в целом считаться богиней,

покровительствующей женщине и ее основным занятиям.

Другая богиня, которая называется Иш Чебель Яш и находится в тесном

родстве с Ишчель. У нее тот же иероглиф, что и у Ишчель, за исключением

того, что ее лицо в морщинах и иногда у нее только один зуб, что указывает

на ее старость. По мнению Шельхаса, она является супругой Ицамны и матерью

Ишчели. Она также связана с Чаакообами, поскольку ее нередко изображают

льющей воду из сосуда. Как и Ишчель, она, видимо, была покровительницей

ткачества, живописи и вышивки. На последней странице Дрезденского

кодекса[7] она представлена со злобным выражением лица, с когтями на ногах,

юбкой, украшенной скрещенными костями, и со змеей, свернувшейся на голове.

Знак Кабан в ее иероглифе, как и в иероглифе Ишчели, указывает на то, что

обе богини связаны в некотором роде с Землей.

У майя издавна обожествлялся маис - основа их питания и, согласно “Пополь-

Вух”, плоть людей, сотворенных богами. В кодексе он представлен красивым

молодым человеком, голова которого заканчивается в виде початка или

окружена листьями маиса. Часто он изображен выполняющим какую-либо

земледельческую работу.

У майя обряд человеческого жертвоприношения путем обезглавливания

связан, видимо, с культом маиса. На одной из сцен Дрезденского кодекса

изображено, как воздается культ именно голове бога маиса; отсеченные головы

вместо початков помещены среди листьев маиса на крестообразной фигуре в

Паленке, известной как “Лиственный крест” и находящийся в храме того же

названия.

Другим обожествляемым растением было какао. Бог какао Эк Чуах

изображался расписанным черной краской, с красным ртом и длинным носом, с

поклажей на спине и посохом в руке, т.к. он был богом- покровителем

торговли. Культ его почитался, по всей видимости, лишь хозяевами плантаций

какао и богатыми торговцами.

В различных упоминаниях, содержащихся в колониальных источниках,

подтверждается важность культа бога Ицамны. Он почитался как творец

вселенной и мог быть самим Хунаб Ку или, как считают некоторые авторы, его

Страницы: 1, 2, 3, 4