скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Человек, творчество, культура в философии Н.А.Бердяева скачать рефераты

Человек, творчество, культура в философии Н.А.Бердяева

Новосибирский государственный педагогический университет

Художественно-графический университет

Р Е Ф Е Р А Т

Тема: «Человек, творчество, культура

в философии Н.А.Бердяева»

Работу выполнил: Гольцова Н.В.,

курс 1 (ВОЗО)

Работу проверил: Новиков А.В.

Содержание

стр.

Введение ……………………………………………………………… 3

1. Основные этапы жизни и деятельности Н.А.Бердяева ………… 3

2. Взгляд Бердяева на развитие культуры ………………………… 7

1. Свободный человеческий дух как творец культуры ……. 7

2. Свободный человеческий дух и символические формы

культуры: внутренне противоречие культурного твор-

чества ……………………………………………………… 8

3. Взгляд Бердяева на всемирную историю и культуру

и историю культуры России по его книге «Русская

идея»…………………………………………….…………. 10

3. Мое отношение к работам Н.А.Бердяева ……………………… 19

Заключение …………………………………………………………… 20

Список использованных источников ………………………………. 20

Введение

Трудно отыскать в истории философии мыслителя, который так напряженно

и с такой остротой переживал бы последние предельные вопросы

человеческого существования, как Н.А.Бердяев. Он был одним из тех, о ком

Ф.М.Достоевский писал, что им не нужен миллион, им главное – мысль

разрешить. И, вступая в перекличку с великим писателем, Бердяев

признается: «Я не любил «жизни» прежде и больше «мысли», я «смысл» любил

больше жизни, «дух» любил больше «мира»… «Человек есть сложное и

запутанное существо. Мое «я» переживает себя как пересечение двух миров.

При этом «сей мир» переживается как не подлинный, не первичный и не

окончательный. Есть «мир иной», более реальный и подлинный. Глубина «я»

принадлежит ему» (Бердяев Н.А.Самопознание).

Бердяев не был академическим философом. Он был принципиальным

противником универсальных мировоззренческих систем, в его текстах можно

обнаружить немало противоречащих друг другу высказываний. Его сила была в

другом – в обостренной духовной интуиции, которая сквозь бессмысленные,

хаотичные подробности нашего бытия пробивалась в Целому, восстанавливая

утерянную связь распадающегося на части мира, возвращая целостность

духовного опыта.

1. Основные этапы жизни и деятельности Н.А.Бердяева

Николай Александрович Бердяев (1874 –1948) – известный философ,

литератор, публицист, общественный деятель. Один из «властителей дум» ХХ

века, экзистенциальный мыслитель, страстно отзывающийся на глубинные

сдвиги в человеческом духе, христианский гуманистический наследник

Вл.Соловьева, чувствующий свою ответственность за судьбу человека в

современном мире. О жизни и творчестве Н.А.Бердяева не так много

известно в широких слоях русского общества. После высылки его из России

его труды долгое время находились под запретом. Серия публикаций его

основных работ появилась в России в начале 90-х годов. В это же время

стало возможным изучение культурологии как науки. Для лучшего понимания

трудов Н.А.Бердяева большой интерес представляет знакомство с его

жизненным путем.

В 1894-1897 гг. Бердяев учился в Киевском университете на физико-

математическом, затем юридическом факультетах, откуда был исключен за

участие в студенческих демонстрациях. В период до 1909 года он прошел

путь от имманентного идеализма, критического марксизма и эстетического

модернизма к христианству нового сознания. С 1909 г. начался

«религиозный» этап жизни и творчества Бердяева. Он входил в среду

«православного возрождения», участвовал в Религиозно-философском

обществе, в деятельности издательства «Путь». Изучал русскую религиозную

мысль, восточную патристику, литературу по аскетизму. В центре его

размышлений в этот период - послереволюционный «кризис духа» и проблема

ответственности за него определенных общественных сил. Бердяев критиковал

церковь в русле идей В.С.Соловьева, интеллигенцию Бердяев обвинял в

подчинении «утилитарно-общественным целям, в измене бескорыстной истине и

«метафизическому духу великих русских писателей» и призывал ее порвать с

радикализмом. Выход из Религиозно-философского общества в 1912 г.

ознаменовался в последующем серией статей «Типы религиозной мысли в

России» (1916 г.). В этот период Бердяева интересовали проблемы

творчества («Смысл творчества. Опыт оправдания человека», 1916 г.).

Первоначальный подъем духа у Бердяева во время Февральской революции

1917 г., вызванный «вступлением в великую неизвестность» и бескровным

«падением священного русского царства», которое приравнивалось им к

«падению Рима и Византии», сменился страхом перед нараставшей стихией

насилия. В «стихии коммунистической революции», которую он считал

возмездием за пороки старого общества и противником которой он был как

враг насилия, в годы советской власти Бердяев переживал «чувство

наибольшей остроты и напряженности жизни». В это время он читал лекции,

выступал в клубе анархистов, проводил у себя дома литературно-философские

«вторники» (1917-1922). В 1918 г. Бердяев был избран вице-президентом

Всероссийского союза писателей. В 1920 г. Бердяев – профессор Московского

университета. Зимой 1918/19 он организовал Вольную академию духовной

культуры (ВАДК), где читал лекции на философско-исторические и философско-

религиозные темы, вел семинар по Достоевскому, в результате чего родилась

книга «Миросозерцание Достоевского», определившая восприятие писателя на

Западе.

В 1920 г. был арестован и допрошен Дзержинским, которому высказал все,

что он думает о коммунистической идеологии и новом режиме. В 1922 г.

выслан из России.

До 1924 г. Бердяев живет в Берлине, учреждает здесь Русский научный

институт, открывает Религиозно-философскую академию, продолжая программу

московской ВАДК. Он читает лекции по истории русской мысли и этике,

редактирует альманах «София». Дом его становится центром оживленных

литературных собраний не только русской, но и немецкой интеллигенции.

Краткий период творчества Бердяева в Берлине можно назвать

историософским: продумываются мысли о путях русской и мировой истории,

родившиеся прежде всего в революционном пожаре в России, но также

навеянные углубляющейся секуляризацией духа и наступлением массового

общества в Европе («Смысл истории. Опыт человеческой судьбы», Берлин.

1923 г.; «Размышление о судьбах России и Европы, 1924 г.).

C 1924 г. Бердяев навсегда поселяется в Париже (Кламар). Здесь он

занимается обширной литературной, научно-лекционной и редакторско-

издательской деятельностью. Выступает одним из основателей Лиги

православной культуры (1930 г.), читает лекции в «Русском центре» и

прославленном Богословском институте (1934 г.). Дом в Кламаре становится

центром притяжения интеллектуальной элиты Франции и местом регулярных

коллоквиумов. Парижский этап жизни Бердяева богат философским

творчеством: «Философия свободного духа», 1927; «О назначении человека»,

1931; «Я и мир объектов», 1934; «Дух и реальность», 1935 и др.). Бердяев

выступает и как культурно-исторический публицист, выделяющий центральные

явления духа, творчества, церкви, общества. В центре всегда остается

судьба России. Он раздумывает над ее национальным лицом, духовным складом

(«Русская идея», 1946), никогда не забывая о случившейся с ней

катастрофой. Однако Бердяев, не перестававший до конца дней заявлять о

«правде коммунизма», а также не вполне изживший в себе марксизм, трактует

Октябрьскую революцию прежде всего как «национальную», списывая издержки

марксистской идеи за счет национальной почвы.

Во время Второй мировой войны Бердяев пережил патриотически-

ностальгические настроения, его идейная неприязнь к советскому

государству потускнела, что до крайности обострило отношения с

эмиграцией. Однако по окончании войны Бердяев испытал разочарование в

своих надеждах на близкое либеральное перерождение советского режима, но

окончательно их не утратил («Истина и откровение», 1996). Умер Бердяев

за письменным столом, завершая работу над книгой «Царство Духа и царство

Кесаря» (1949). Похоронен на старом кладбище в Кламаре.

2. Взгляд Н.А.Бердяева на развитие культуры

Философия Н.А.Бердяева явилась гениальным выражением духовного

драматизма переломной эпохи, когда человеческий дух обнаруживает, что

старые культурные формы стали тесны для его развития и ищет для себя новых

форм и способов воплощения. Трудно найти серьезную философскую или

культурологическую проблему, которая бы так или иначе не получила своего

осмысления в трудах Бердяева. Для культурологии работы Бердяева значимы

прежде всего тем, что в них раскрывается драма культурного творчества,

понятого как реализация изначальной и неотъемлемо присущей человеку

свободы.

2.1. Свободный человеческий дух как творец культуры

Бердяев исходит из нового философского понимания духа, преодолевая

обезличивающую трактовку классического рационализма (прежде всего

гегелевского). Здесь он мыслит в русле христианской традиции, но наполняет

ее новым содержанием. По Гегелю, дух обезличен и, в конечном счете,

сводится к разуму с его логической необходимостью. По Бердяеву, дух есть

такое внерациональное начало в человеке, которое выводит его за пределы

необходимости, ставит человека «по ту сторону» предметного мира, по ту

сторону рационального мышления. И в то же время дух принадлежит человеку,

сотканному из плоти и вписанному в порядок общественной жизни; именно дух

соединяет сферу человеческого со сферой божественного: «Дух одинаково и

трансцедентален (т.е. запределен, потусторонен, надмирен. – Авт.[1]) и

имманентен (т.е. посюсторонен, укоренен в мире. – Авт.[1]). Дух не

тождественен сознанию, но через дух конструируется сознание, и через дух же

переступаются границы сознания …» (Бердяев Н.А. Философия свободного духа.

М., 1994. -– С.380, цитировано по [1]).

По Бердяеву, дух есть свобода, но дух и свобода не безличны, они

всецело принадлежат личности. Именно личность, а не безличный разум есть

подлинный субъект творчества, подлинный творец культуры. Дух у человека –

от Бога, но свобода, присущая духу, имеет не только божественное

происхождение: свобода коренится в том безначальном и до-бытийном «ничто»,

из которого Бог сотворил мир. Свобода есть великая неопределенность и

великий риск, в ней кроется как возможность добра и бесконечного возвышения

человека, так и возможность зла и бесконечного падения. Свобода духа есть

подлинный источник всякой творческой активности. Свобода не связана

ограничивающими путами и условиями бытия, но сама способна творить новое

бытие. «Дух есть свобода, свобода же уходит в добытийственную глубину.

Свободе принадлежит примат над бытием, которое есть уже остывшая свобода…

Поэтому дух есть творчество, дух творит новое бытие. Творческая

активность, творческая свобода духа первична … Но дух не только от Бога,

дух также от начальной добытийственной свободы … Он свобода в Боге и

свобода от Бога … Эту тайну нельзя рационализировать …» (Бердяев Н.А.

Философия свободного духа. М., 1994, С.379, цитировано по [1]).

Таким образом, Бердяев отстаивает достоинство человека как творца

культуры.

2.2.Свободный дух и символические формы культуры: внутреннее

противоречие культурного творчества

Согласно Бердяеву личность есть подлинный субъект культуры. Такое

понимание позволило Бердяеву заглянуть в святая святых культурного

творчества и увидеть подлинный драматизм отношений человека и культуры.

У Шпенглера даже не ставится вопрос о человеке как творце культуры.

Наоборот, Шпенглера в первую очередь интересует, как специфическая культура

(«душа культуры») формирует соответствующего ей человека. У Бердяева же на

первый план выходит именно человек как личность, и свободная творческая

личность здесь стоит выше культуры. Такой подход дает возможность увидеть

противоречие, коренящееся внутри самого культурного творчества –

противоречие между безграничностью духа и сковывающими его символическими

формами культуры.

Если у Шпенглера трагедия культуры начинается лишь с ростом

цивилизации, то Бердяев смотрит на вещи глубже. Как и Шпенглер, Бердяев

видит, какую опасность несут для культуры те формы цивилизации, которые

заявили о себе в начале ХХ века (см.: Там же). Однако уже в самой сущности

культуры кроется начало, ограничивающее и притягивающее вниз творческий

порыв духа. Культура и ее формы нередко противостоят личности как нечто

принудительное и сковывающее творческую свободу. Это оберегает от опасного

произвола и своеволия (и тогда это благо), но здесь же кроются и

существенные ограничения творческой свободы. Как понять эту

«принудительную» и отчасти обезличивающую роль культуры? У Гегеля все

объясняется изначально безличной и рациональной природой культуры. Но

Бердяев не приемлет такого объяснения.

Для Бердяева определяющая человека культурная форма есть не что иное,

как «остывшая свобода» личного духа, это – отделившиеся от человека

результаты личного творчества, а не выражение некого безличного мирового

разума (по Гегелю). Но отсюда вытекает и трагедия культурного творчества:

дух вынужден воплощаться в предметно-символические формы, сковывающие его

свободу и устремленность в беспредельное. Согласно представлениям Бердяева

«все достижения культуры – символичны, а не реалистичны. Культура не есть

осуществление, реализация истины жизни. Она осуществляет лишь истину в

познании, в философских и научных книгах…; красоту – в книгах стихов и

картинах, в статуях и архитектурных памятниках, в концертах и театральных

представлениях; божественное – лишь в культе и религиозной символике.

Творческий акт притягивается в культуре вниз и отяжелевает. Новая жизнь

дается лишь в подобиях, образах, символах (Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля

к культуре//Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. С.164, цитировано по

[1]).

Как же решать эту вечную проблему? У Бердяева нет однозначного ответа

на этот вопрос. В одном контексте, когда речь идет о соотношении культуры и

цивилизации, Бердяев говорит о величайшей значимости «воли к культуре» в

Страницы: 1, 2